Понятие и проблемы правоприменения антикоррупционного мониторинга в России.

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Нурутдинов Л. Р. Понятие и проблемы правоприменения антикоррупционного мониторинга в России. // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 2016–2020. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53406.htm.
Аннотация. В России создана нормативная база для борьбы с коррупцией. Анализ качества нормативно-правовых актов и эффективности их правоприменения – одна из задач научного сообщества. Необходимо выработать также единые стандарты и нормы, определённую методику. В данной работе автор разбирает дефиницию «антикор-рупционный мониторинг» с привязкой к нормативно-правовым актам, где встречается данная дефиниция, показывает её сущность и обосновывает необходимость антикоррупционного мониторинга в профилактике коррупции и борьбе с ней.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
1

Нурутдинов Ленар Ренатовичпреподаватель, ГАОУ СПО «Камский политехнический колледж им. Л.Б. Васильева», Набережные Челныlenarnurutdinov@yandex.ru

ПОНЯТИЕ И ПРОБЛЕМЫ ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОГО МОНИТОРИНГАВ РОССИИ

В России создана нормативная база для борьбы с коррупцией. Анализ качества нормативноправовых актов и эффективности их правоприменения –одна из задач научного сообщества. Необходимо выработать также единые стандарты и нормы, определённую методику. В данной работе автор разбирает дефиницию «антикоррупционный мониторинг» с привязкой к нормативноправовым актам, где встречается данная дефиниция, показывает её сущность и обосновывает необходимость антикоррупционного мониторинга в профилактике коррупции и борьбе с ней.

антикоррупционный мониторинг, индекс восприятия коррупции, противодействие коррупции

По данным Главной военной прокуратуры (ГВП), в 2010 году выявлено более 2,4 тыс. фактов коррупции. В марте прошлого года на коллегии МО представители ГВП сообщили: на госзакупках в сфере оборонзаказа государству был нанесен ущерб на 1 млрд. руб. Потери государства от коррупции в российских войсках в 2008 1,5 млрд руб., в 2009 3 млрд. руб., в 2010 6,5 млрд руб.[1]Вот что явствует из доклада генерального прокурора РФ Юрия Чайки, представленного Совету Федерации РФ, о состоянии законности и правопорядка в России в 2011 году. Несмотря на принятие масштабных антикоррупционных мер на федеральном и региональном уровнях, коррупция и злоупотребления встречались во всех областях государственной деятельности, в которых распределялись финансовые или иные материальные ресурсы. В 2011 году продолжилась тенденция снижения количества зарегистрированных преступлений коррупционной направленности. Всего правоохранительными органами было выявлено 37 831 (почти на 7% меньше, чем в 2010 году) таких преступлений. В том числе 6947 (10,3%) фактов получения взяток (ст. 290 УК РФ), 4005 (6,1%) —дач взяток (ст. 291 УК РФ) и 1397 (11,0%) —коммерческого подкупа (ст. 204 УК РФ). Уменьшение числа выявленных преступлений коррупционной направленности связано не с уменьшением уровня коррупции в стране, а с «недостаточно результативной работой правоохранительных органов». В прошедшем году прокурорам из следственных подразделений правоохранительных органов для утверждения обвинительных заключений поступило 921 уголовное дело коррупционной направленности —меньше, чем в 2010 году (12 317). Доля же уголовных дел, направленных прокурорами в суды, уменьшилась с 92,9% (11 455 дел) в 2010 году до 90,5% (10 794 дела) в 2011 году. Возросло число дел, возвращенных прокурорами на дополнительное расследование либо на устранение недостатков (с 812 в 2010 году до 1065 в 2011 году).

Авторитетная организация Transparency International ежегодно составляет рейтинг стран в соответствии с «индексом восприятия коррупции».[2]Индекс составляется на основе учета различных форм коррупционной деятельности, включая взятки должностным лицам, участие чиновников в распределении прибылей от выполнения государственных заказов, недобросовестное использование бюджетных средств. Оценивается также антикоррупционная деятельность правительства.К сожалению, в рамках борьбы с некоммерческими организациями, чья деятельность финансиру2

ется изза рубежа, российское государство стало критично относиться как к самой организации, так и к индексу восприятия коррупции.Рассмотрим данные о состоянии коррупции согласно индексу восприятия коррупции в разные годы.Таблица 1. Состояние коррупции согласно индексу восприятия коррупции в разные годы2006Россия заняла 127е место из 163[3]2007145е место из 180[4]2008147е место из 180[5]2009146е место из 180[6]2010154е из 178[7]2011143е из 182[8]С одной стороны можно говорить о тенденции повышения Россиив рейтинге по сравнению с 2010 годом и некоторых подвижках в борьбе с коррупцией. С другой –о негативных политических и экономических изменениях в других странах, что повлекло автоматическое повышение России в рейтинге без качественных изменений в области борьбы с коррупцией в самой России. В любом случае, из приведённых данных следует, что Россия устойчиво занимает низкое место в рейтинге.По сравнению с 2010 годом Россия поднялась на 11 позиций. Однако в рейтинге всего 183 позиции и Россия занимает 41еместо с конца. Её соседями по рейтингу являются Азербайджан, Белоруссия, Коморские острова, Мавритания, Нигерия, Восточный Тимор, Того и Уганда. Что очень печально. Но также говорит о настоящей национальной угрозе.Достаточно взглянуть на «цветные» революции в Украине, Грузии, Киргизии, «арабскую весну» и проанализировать их. Несомненно и совершенно очевидно, что одним из главных движущих мотивовреволюционной массы являлась высокая коррупция на самом высоком уровне. Результаты этих революций вполне очевидны. Это возвращение на «круги своя» в политическом развитии, откат в экономическомразвитии(Украина, Грузия, Киргизия) и анархиялибо охлократия(Египет, Тунис, Ливия, Сирия). В России отголоски данных событий проявились в немногочисленных протестах, за исключением митинга на Болотной площади. Главным движущим мотивом в России всё же являлись предполагаемые фальсификации на выборах. Но что ждёт Россию в ближайшие годы? Несомненно одно растущее недовольство выросшего в новые годы поколения, которое не готово мириться с существующим положением дел. В истории уже были прецеденты, когда новое поколение отказывалось мириться со старыми лидерами, например с президентом Франции де Голлем.Сегодня Россия находится на перепутье, всё ещё слабо продвигаясь от авторитарного политического режима к демократическому. Для возникновениядемократии необходим ряд условий, такие как свободные СМИ,гарантированныесвобода слова, печати, мирных собраний, свободные и честные выборы, гражданское общество, низкий уровень коррупции, непосредственное и опосредованное участие граждан РФ в управлении государством и органами местного самоуправления, правовое государство и т. д. Причём многие условия взаимосвязаны. Например, правовое государство может возникнуть только в гражданском обществе, а общество не может быть гражданским без свободной прессы, свободы слова и т.д.Поэтому Россияв данный момент ассоциируется с такими формами правления как бюрократия, олигархия, автократия, но не демократия.Учитывая ущерб, который приносит коррупция, и низкий антикоррупционный рейтинг России, необходимо исследовать широкий набор средств для отслеживания состояния, уровня коррупции, предупреждения факторов коррупции и борьбы с ними.3

Борьба с коррупцией становится приоритетом государственной политики.Есть понимание необходимости сдерживатькоррупцию: на темуопасности и масштабовкоррупции неоднократнои регулярно высказывались Президент РФ, Председатель Правительства РФ, другие должностные лица разных уровней. Имеетсяи политическая воля: РФ, субъекты РФ и органы местного самоуправления принимают нормативноправовые акты, направленные на отслеживание коррупции,борьбу с ней.Кроме того, данные акты воплощаются на практике формируются механизмы противодействия коррупции.Таким образом, создана многоуровневая система противодействия коррупции в РФ.Одним из инструментов противодействия коррупции является антикоррупционный мониторинг. Антикоррупционный мониторинг был позаимствован из Модельного закона СНГ «Основызаконодательства об антикоррупционной политике»[9]изакреплён в законодательствесубъектовРФ.Законодательство РФ поразному определяет понятие антикоррупционного мониторинга.В законодательстве Брянской, Нижегородской, Пензенской, Ульяновской областей, Чувашской республики, Республики Мордовия встречаются противоречия и ошибки.Например, закон Республики Мордовия «О противодействии коррупции в Республике Мордовия»[10]в двух статьяхдаёт неполное и противоречивое определение антикоррупционного мониторинга.Нормы двух статей на первый взгляд кажутся схожими, но давайте сравним.Таблица 2. Сравнение статей 1 и 10 закона Республики Мордовия «О противодействии коррупции в Республике Мордовия»Статья 1 закона Республики Мордовия «О противодействии коррупции в Республике Мордовия»Статья 10 закона Республики Мордовия «О противодействии коррупции в Республике Мордовия»Антикоррупционный мониторинг определяется как «наблюдение, анализ, оценка и прогноз коррупциогенных факторов, а также мер реализации антикоррупционной политики».«Антикоррупционный мониторинг включает мониторинг коррупции, коррупциогенных факторов и мер антикоррупционной политики»Мониторинг коррупции в содержание не входитВ содержание включёнмониторинг коррупции«Наблюдение, анализ, оценка и прогноз коррупциогенных факторов»Мониторинг коррупциогенных факторов«Наблюдение, анализ, оценка и прогноз мер реализации антикоррупционной политики»Мониторинг мер антикоррупционной политикиИз сравнения видно, что статьи противоречат друг другу.Ст. 1 Закона Ленинградской области «О противодействии коррупции в органах государственной власти Ленинградской области и органах местного самоуправления Ленинградской области»[11]определяет антикоррупционный мониторинг примитивно, лишь как «деятельность по выявлению антикоррупциогенных факторов».В законахнекоторыхсубъектов РФ не указано понятие антикоррупционного мониторинга. Так, ЗаконНовгородской областиопротиводействии коррупции[12]указывает лишь виды антикоррупционного мониторинга, но не определяетпонятие.Взаконахнекоторыхсубъектов РФ просто заимствуется понятие из ст. 2 модельного закона СНГ[13]: «Антикоррупционный мониторинг –наблюдение, анализ, оценка и прогноз коррупционных правонарушений, коррупциогенных факторов, а также мер реализации антикоррупционной политики».4

В то же время встречаются и нововведения. Так, Закон Мурманской области «О противодействии коррупции в Мурманской области»[14]содержит оригинальное понятие антикоррупционного мониторинга:

«Антикоррупционный мониторинг –это деятельность по диагностике коррупции, анализу эффективности мероприятий антикоррупционной политики и выработке предложений по её корректировке» (ст. 7 в старой редакции).

«Мониторинг коррупции это деятельность по диагностике коррупции, анализу эффективности мероприятий антикоррупционной политики и выработке предложений по её корректировке» (ст. 7).Замена «антикоррупционного мониторинга» на «мониторинг коррупции» не повлекла изменения содержания данного понятия. Можно много споритьо тождестве и различии этих понятий. Но по сути и мониторинг коррупции и антикоррупционный мониторинг в данном случае имеют общее содержание и единый смысл. Автор диссертационного исследования не противопоставляетэти понятия и считает их тождественными.Понятие антикоррупционного мониторинга, содержащееся в статье 7 Закона Мурманской области «О противодействии коррупции в Мурманской области»можно разбить на три части:

деятельность по диагностике коррупции,

анализ эффективности мероприятий антикоррупционной политики

выработка предложений по корректировке антикоррупционной политики.В отличие от выше рассмотренных законов субъектовРФв этом понятиисодержится«выработка предложений по корректировке антикоррупционной политики»и не содержится мониторинг коррупциогенных факторов. То есть выделяются лишь два вида антикоррупционного мониторинга мониторинг коррупции и мониторинг мер по реализации антикоррупционной политики.Несмотря на это, данное определение имеет важное преимущество по сравнению с другими. В нём антикоррупционный мониторинг представлен какдиагностикасостояния коррупции, причин коррупции и мер противодействия ей.В антикоррупционный мониторинг можно вкладывать разный смысли соответственно разные подходы к его рассмотрению:«а) как вид профессиональной деятельности,б) как процесс его осуществления,в) как результат профессиональной антикоррупционной деятельности,г) как форма измерительного контроля за антикоррупционной деятельностью (мониторинговый контроль за антикоррупционной деятельностью)»[15].Каждый смысл определения не только имеет право на существование, но и необходим для всестороннего рассмотрения и правового урегулированияантикоррупционногомониторинга. При этом вполне допустимо выделение основной цели. Автор данного исследования разделяет точку зрения, что основная цельантикоррупционного мониторинга –«измерение состояния коррупции или отдельных её форм и проявлений (видов), причин коррупционного поведения (коррупционных и/или коррупциогенных факторов) и мер реализации антикоррупционной политики с помощью давно устоявшихся в науке методов (наблюдения, анализа, синтеза, сравнения и др.)»[16].Необходимо выработать показателиантикоррупционного мониторинга показателикак количественного, так и качественного состояния коррупции, её факторов и мер реализации антикоррупционной политики –и закрепить их в нормативноправовом акте, который регулирует осуществление антикоррупционного мониторинга.Такие показатели уже содержатся в постановлении губернатора Владимирской области, утвердившем порядок проведения антикоррупционного мониторинга, и в других нормативноправовых актах.5

Антикоррупционный мониторинг должен быть направлен на:

изучение состояния коррупции в обществе в целом, в отдельных группах общества; в РФ, субъектах РФ и муниципальных образованиях;

изучение тенденцийизменения коррупции в обществев целом, в отдельных группах общества; в РФ, субъектах РФ и муниципальных образованиях;

изучение тенденций, свидетельствующих о нейтрализации и локализации коррупциогенных факторов;

изучение антикоррупционной политики в целом и отдельных средств антикоррупционной политики: антикорррупционного образования, антикоррупционной пропаганды,антикоррупционной экспертизы и др.Антикоррупционныймониторинг необходимо осуществлять в следующих рамках:

кругопределённой общественной группы, института;

временные рамки;

территориальные границы.Для успешного осуществления антикоррупционного мониторинга недостаточно нормативноправовой базы. На различных уровнях принято множество нормативноправовых актов, теперь необходимо добиться их внедрения, неукоснительного и строго соблюдения с помощью тщательной разработки методики антикоррупционного мониторинга и единых правил его осуществления по всей стране.На взгляд автора работы, антикоррупционный мониторинг это деятельностьгосударства, органов местного самоуправления и общественных организаций, направленная на отслеживание коррупции и отдельных форм проявления, выявление причин коррупции,анализ результатов реализации антикоррупционной политики, и осуществляемая всоответствии со специально выработаннойметодикой на определенной территории в определенный период времени.

Список источников и цитируемой литературы1. Данные приведены по Журналу «Коммерсантъ Деньги». №46 (853), 21. 11. 2011. URL: http://kommersant.ru/doc/1820413.[15.03.2013]2. СайтTransparency International. Индексвосприятиякоррупции. URL: http://transparency.org.ru/indeksvospriiatiiakorruptcii/blog.[27.03.2013]3. СайтTransparency International. Индексвосприятиякоррупции2006. URL: http://transparency.org.ru/indeksvospriiatiiakorruptcii/ivk2006.[27.03.2013]4. СайтTransparency International. Индекс восприятия коррупции 2007. URL: http://transparency.org.ru/indeksvospriiatiiakorruptcii/ivk2007.[27.03.2013]5. СайтTransparency International. Индексвосприятиякоррупции2008. URL: http://transparency.org.ru/indeksvospriiatiiakorruptcii/ivk2008.[27.03.2013]6. СайтTransparency International. Индекс восприятия коррупции 2009. URL: http://transparency.org.ru/indeksvospriiatiiakorruptcii/ivk2009.[27.03.2013]7. СайтTransparency International. Индексвосприятиякоррупции2010. URL: http://transparency.org.ru/indeksvospriiatiiakorruptcii/ivk2010.[27.03.2013]8. СайтTransparency International. Индекс восприятия коррупции 2011. URL: http://transparency.org.ru/indeksvospriiatiiakorruptcii/ivk2011.[27.03.2013]9. Модельный закон «Основы законодательства об антикоррупционной политике» (принят постановлением Межпарламентской Ассамблеи государствучастников СНГ от 15 ноября 2003 №2215). URL: http://base.garant.ru/2569543.[27.03.2013]10. О противодействии коррупции в Республике Мордовия: Закон Республики Мордовия от 8 июня 2007 г. N 54З. URL: http://base.garant.ru/8919497.[27.03.2013]11. О противодействии коррупции в органах государственной власти Ленинградской области и органах местного самоуправления Ленинградской области: Закон Ленинградской области от 17 июня 2011 г. N 44оз (Принят Законодательным собра6

нием Ленинградской области 31 мая 2011 года). URL: http://base.garant.ru/35342559.[27.03.2013]12. О реализации федеральных законов о противодействии коррупции на территории Новгородской области: Закон Новгородской области от 31 августа 2009 г. N 595ОЗ. URL: http://base.garant.ru/16542010.[27.03.2013]13. Модельный закон «Основы законодательства об антикоррупционной политике» (принят постановлением Межпарламентской Ассамблеи государствучастников СНГ от 15 ноября 2003 №2215). URL: http://base.garant.ru/2569543.[27.03.2013]14. О противодействии коррупции в Мурманской области: Закон Мурманской области от 26 октября 2007 г. N 89801ЗМО. URL: http://base.garant.ru/16956466.[27.03.2013]15. Кабанов П. А. Антикоррупционный мониторинг как криминологическая категория // Следователь. –2010. №12. –С. 26 –29.16. Кабанов П. А. Антикоррупционный мониторинг как криминологическая категория // Следователь. –2010. №12. –С. 29.

Nurutdinov Lenar Renatovichthe teacher, GAOU SPO "Kamsky polytechnical college of. L.B. Vasilyeva", Naberezhnye Chelnylenarnurutdinov@yandex.ru

CONCEPT AND PROBLEMS OF RIGHT APPLICATION OF ANTICORRUPTION MONITORING

In Russia the regulatory base for fight against corruption is created. The analysis of quality of normative legal acts and efficiency of their right application –one of tasks of scientific community. It is necessary to develop also uniform standards and norms, a certain technique. In this work the author sorts a definition "anticorruption monitoring" with a binding to normative legal acts where this definition meets, shows its essence and proves need of anticorruption monitoring for prevention of corruption and fight against it.