Синтез искусств в формировании геометризированного орнаментального образа в рисовании и аппликации детей 4-7 лет
Выпуск:
ART 53407
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Васильева
Л.
Г. Синтез искусств в формировании геометризированного орнаментального образа в рисовании и аппликации детей 4-7 лет // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2013. – Т. 3. – С.
2021–2025. – URL:
http://e-koncept.ru/2013/53407.htm.
Аннотация. В статье представляется новое направление художественно-творческого развития детей дошкольного возраста - приобщение детей 4-7 лет к искусству народного геометризированного орнамента. Освещается специфика использования синтеза искусств в формировании геометризированного орнаментального образа в рисовании и аппликации детей, основу которого
составляет интеграция живописи и искусства народного геометризированного орнамента, взаимосвязь литературного и орнаментального образов, взаимодействие устного, музыкального и «полотняного» народного фольклора.
Ключевые слова:
геометризированный орнаментальный образ, синтез искусств, интеграция видов искусств, геометризированный орнаментальный образ в
изобразительном творчестве ребенка-дошкольника, модель формирования
геометризированного орнаментального образа в рисовании и аппликации детей 4-7
лет, показатели и уровни сформированности геометризированного орнаментального образа в рисовании и аппликации дошкольников
Текст статьи
Васильева Людмила Геннадьевна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного образования БОУ ДПО (ПК) С ©Чувашский республиканский институт образованияª Минобразования Чувашии, г. Чебоксарыwaslud@rambler.ru
Синтез искусств в формировании геометризированного орнаментального образа в рисовании и аппликации детей 47 лет
Аннотация. В статье представляетсяновое направление художественнотворческого развития детей дошкольного возраста приобщениедетей 47 лет к искусству народного геометризированного орнамента. Освещается специфика использования синтеза искусств в формировании геометризированного орнаментального образа в рисовании и аппликации детей,основу которого составляетинтеграция живописии искусства народного геометризированного орнамента, взаимосвязь литературного и орнаментального образов,взаимодействие устного, музыкального и ©полотняногоªнародного фольклора.
Ключевые слова:геометризированный орнаментальный образ, синтез искусств, интеграция видов искусств, геометризированный орнаментальный образ в изобразительном творчестве ребенкадошкольника, модель формирования геометризированного орнаментального образа в рисовании и аппликациидетей 47 лет, показателии уровнисформированности геометризированного орнаментального образа в рисовании и аппликациидошкольников.
Научной проблемой, на решение которой направлено наше многолетнее исследование, является разработка педагогических основ формирования геометризированного орнаментальногообраза в продуктивнойдеятельности (рисование и аппликация) детей 47 лет. Мы считаем, что в любой форме приобщения детей к искусству должна присутствовать его ценность и суть. Народное узорное искусство это цельный и стройный мир. Его ©душойª является орнаментальный образ. В искусствоведческих исследованиях Г. К. Вагнер[1], М. С. Каган[2],М. А. Некрасовой [3] и др. образ в орнаментальном искусстве определяется как специфическая форма отражения действительности и средство ее познания, как модель отношения человека к миру. Такая сущность исследуемого нами феномена позволяет рассматривать орнаментальный образ как огромную силу, способную воздействовать на развивающуюся личность ребенка.В зависимости от степени обобщения в декоративноприкладном искусстве выделяется два типа образов: сходные образы, в которых просматривается первообраз, и несходные в виде знаков и символов. Первые типы образов имеют ярко выраженные признаки реальности. Это, к примеру, растения в хохломской, городецкой, гжельской росписях. Вторые наоборот только отдаленно напоминают первооснову, образность в них находится в закодированной форме. Это геометрические и геометризированные образы.В них орнамент представляет собой как бы хитрую игру, создающую возможность двойного его восприятия и позволяющую видеть в единой графической форме два разных произведения: орнаментальноплоскостное и сюжетнопространственное. В первом случае перед намипредстает художественная система ритмической организации поверхности. Во втором зримый мир, требующий сознательного включения в него. Например, смысл изображения на одной из чувашских головных повязок ©масмакª сводится примерно к следующему: ©Здесь живут люди (крестики это знаки жизни). Земля, на которой они живут, красива, богата растительностью (много красного и зеленого цвета). На этой земле много гор (треугольники). На их склонах пасутся животные (прямые и наклонные линии). Люди, живущие в этом мире, занимаются земледелием (две параллельные линии, соединенные наклонными)…ª
В своем исследовании мы обращаемся именно к таким первообразам к геометризированномуорнаментальному образу, основу которого составляет условный до предела орнамент, который широко представлен в искусстве многих народов. В сложном комплексе геометрической орнаментики преобладают различные ромбы (простой, лучистый, с продленными сторонами, крючками), крестообразные фигуры разных вариантов, треугольники и др. В декоративноприкладном творчестве мы встречаемся с особенностью, которой нет в других видах изобразительного искусства. Художественная вещь предстает перед нами как ©система взаимодействующих образовª(М. А. Некрасова) [3],которая складывается из образов узоров, цветовых образов, а также образности композиции. Другая особенность декоративноприкладного искусства заключается в том, что вотличие от живописи орнаментальное искусство, как отмечает Г. К. Вагнер,отражаетне конкретную действительность, ©а мир в целомª [1]. По мнению Л. Анненковой впрошлом любая вещь в сознании ее создателя была ©вещьюКосмосомª, ©вещьюМифомª об устройстве мира[4]. Создавая и окружая себя красивыми вещамиобразами, человек воссоздавал рядом с собой как бы модель познанного им мира.Для нашего исследования являетсяважным то, что геометрический орнамент обладает образным содержанием, отражает космогонические представления древних людей и содержит в себе как бы в канонизированном виде ©картиныª модели мира (А.А. Трофимов)[5]. Образы узоров создавались для того, чтобы передать другим свое эмоциональное отношение к природе, подчеркнуть то, что человеку всегда важно для жизни независимо от времени: Солнце, Свет, Вода, Земля вся Природа. В работе по приобщению детей дошкольного возраста к орнаментальномуискусству, на наш взгляд, необходимоучитывать эти особенности. Образы, родившиеся в искусстве каждого народа, заключают в себе огромные воспитательные и развивающие возможности. Поэтому сегодня возникает необходимость сохранить их. Важность обращения кназванной проблеме мы определяем ее социальной значимостью инациональной обусловленностью. Во все времена усвоение социального опыта своих предков оказывало особое влияние на человека, поэтому особенно важно начинать воспитание эмоциональноценностного отношения ребенка к традиционной культуре своего народа с малых лет. Именно в первые годы жизни он активно входит в природный и рукотворный мир, начинает обретать важнейший социальный опыт, у него формируется отношение к различным вещам и явлениям, что в дальнейшем определяет мировоззрение развивающейся личности. Через приобщение детей к декоративному творчеству народ продлевает себя, генерирует свой дух, характер, психологию. Поэтому естественно стремление каждого народа сохранить и возродить свою исконнуюкультуру.Вышеизложенные положения свидетельствуют об актуальности исследуемой нами проблемы. Значимость выдвинутой проблемы усиливается и тем, что важной задачейпедагогической теории и практики на современном этапе является формирование творческой личности. А формирование орнаментального образа(в том числе и геометризированного) как результататворчества человека являетсяодним из аспектов развития и детского творчества.
Кроме того, в связи с введением федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования(ФГТ)
(документ вступил в силу 16 марта 2010 года)актуальной проблемой дошкольной педагогики в настоящее время является разработка вариативной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Эта часть содержания дошкольного образования, формируемая участниками образовательного процесса, дополнительно к инвариантной части, в нашем исследовании отражается через специфику национальнокультурных и демографических условий осуществления образовательного процесса. И решение проблемы и задач нашего исследования позволит педагогическим работникам дошкольных образовательных учреждений учитывать ©золотой фондª искусства и культуры не только народов, проживающих в Чувашской Республике(чуваши, русские, татары, мордва и др.),но и приобщать детей к мировой художественной культуре. Исследуемая нами проблема формирования геометризированного орнаментального образа в продуктивной деятельности детей 47 лет средствами синтеза искусствне была предметом специального изучения. В теории и методике дошкольного образования вопрос формирования геометризованного орнаментального образа (как особая, самостоятельная проблема художественного образования детей дошкольного возраста) впервые рассматривался
автором данной статьи(2000 год). Исследование проводилось на материале искусства чувашского геометризированного орнамента. Новый авторский взгляд на проблему развития орнаментального творчества детей 47 лет заключается в интеграции живописного, литературного образов и образов устного и музыкального народного фольклора с геометризированным орнаментальным образом, являющимися шедеврами национальной и мировой художественной культуры. Основой их взаимодействия является то, что в каждом из названных художественных образов отображается модель отношения человека к миру.Результаты проведенного нами исследования позволяют утверждать о реальной возможности развития у детей 47 лет восприятия и понимания на доступном им уровне геометризированного орнаментального образа, а затем и созданияего в рисовании.Геометризированный орнаментальный образ в изобразительном творчестве ребенкадошкольника рассматривается нами как отображение, вопервых, модели отношения народа к миру и, вовторых, как выражение своих чувств и личного отношения к опыту такого видения соответствующими данному виду искусства выразительноизобразительными средствами.Оценка сформированности геометризированного орнаментального образа в рисовании и аппликации осуществляется по следующим показателям: эмоциональная выразительность и смысловая целостность изображения, его наполненность образамитипами, качество технологического выражения орнамента, оригинальность созданного изображения. В детском рисунке и аппликации смысловая целостность изображения иего эмоциональная выразительностьзаключается, вопервых, в передаче ребенком в доступной ему форме через внешние признаки изображаемого (красоту линий, цвета, ритма) смыслового содержания, несущего в себе особого рода информацию, связанную с миром жизненных восприятий и настроенийнародных мастеров. Вовторых, в передаче определённого содержания, являющегося носителем эмоций, чувств, мыслей и представленийребенка.Выделяя второй показатель наполненность изображения образамитипами, мы имеем ввиду передачуребенком в своей работе типических образов с чертами национального своеобразия, использование традиционных мотивов, которые, несмотря на их повторяемость, приводят к неоднозначности и изменчивости содержания созданного образа.Под качеством технологического выражения орнаментамы понимаем меру и степень воплощения ребенком в изображении особенностей данного вида искусства: угловатой (плавной) геометризированности орнамента, цветовой гармоничности образов, дифференцированной неповторимости композиций. При выделении этого показателя мы исходили из положения о том, что художественный образ в каждом виде творчества может быть воплощен особыми выразительноизобразительными средствами данного вида искусства.Основанием для выделения показателя оригинальность созданного изображенияпослужило положение о том, что в художественном образе выражается отношение человека к миру, природе, истории не в стандартной, а в индивидуализированной форме. Это связано с тем, что путь его создания в народном искусстве, это личностная интерпретация и импровизацияна основе хорошо известного, а также реализация своих чувств и настроений. В содержании орнаментальной деятельности ребенка индивидуальное своеобразие созданного понимается нами как выражение его отношения к опыту видения народом мира, а также своих чувств и представлений в своеобразной форме, определяемой видом народного творчества. Оно может выразиться в неожиданности решения орнаментального образа на основе нахождения оригинальных приемов изображения известных мотивов, в создании новых комбинаций из них, в вариативности цвета и композиционного ритма.Конкретная задача в рамках проблемы, на решение которой направлено исследование: создание и апробация вариативных моделей работы с детьми 47 лет по формированию геометризированного орнаментального образа как результата творчества в самостоятельной продуктивной деятельности(рисовании и аппликации).Работу с детьми мы началис выявления особенностей восприятия детьми 45 лет геометризированных узоров. Полученные данные позволили нам определить, что дошкольников привлекает предельная геометризация орнамента. В этом возрасте они в состоянии понять условность его образовсимволов, что объясняется бурно развивающейся эмоциональночувственной сферой, нагляднообразным мышлением и воображением, которые именно в этот период обладают наибольшей пластичностью и гибкостью. К 45 годам и рука ребенка становится подвижнее, что так необходимо для создания образовархетипов. Все это явилось основанием для проведения исследования. Для обеспечения целенаправленного процесса приобщения детей 47 лет к искусству геометризированного орнамента мы разработали базисную модель. Она раскрывает три взаимосвязанных этапа деятельности: эмоциональнопознавательный, орнаментальноизобразительный и орнаментальнотворческий.Ведущей задачей первого этапа работыэмоциональнопознавательного является развитие у детей эмоциональноличностного сопереживания в процессе восприятия геометризированного орнаментального образа. Ее реализация осуществляется в деятельности, в ходе которой детей подводят к пониманию отражения в орнаменте древних суждений человека о строении Вселенной. Формирование у дошкольников способности восприятия и осмысления искусства геометризированного орнамента мы связываем с выделением трех его уровней: ценностносмыслового (что изображено), мировоззренческого (отношение народа к изображаемой действительности), выразительноизобразительного (форма, через которую выражено содержание). Главным в художественном восприятии произведений искусства мы считаем развитие у детей отношения к мировоззренческому содержаниюгеометризированногоорнаментального образа. Выбирая такой подход в качестве исходного, мы опираемся на положение о том, что образ художественной вещи в первую очередь связан с мировидением ее творца народа. Одной из форм организации художественноэстетической модели образовательного процесса, способствующей развитию у детей отношения к названному уровню орнаментального образа, в разработанной нами методике является установление взаимосвязи устного народногофольклораи орнаментального творчества,а именно нахождение параллелей между искусством геометризированного орнамента и космогоническими мифами, легендами и сказками. Это связано с тем, что искусство народногоорнамента является как бы иллюстрацией к ним. Учитывая это, каждая беседа с детьми, направленная на развитие способности воспринимать и понимать геометризированный орнаментальный образ, включает рассказывание какоголибо мифа, легенды или сказки. Так, сказание об отделении неба от земли входе восприятия головной повязкимасмакªпомогает им понять происхождение перевернутых узоров. Оно связано, по древней мифологии, с тем, что с созданием гор, растений, огня, животных и птиц небо отделяется от земли и берет с собой половину того, что находится на ней. И образовывается другой мир небесный, похожий на земной мир. Рассматривая головную повязку, дети видят, что народныймастер, стремясь показать небесный мир, в верхней части линейного орнамента размещает те же узоры, какие располагает в нижней его части. В результате образовывается фриз, представляющий собой модель мира.Взаимосвязи устного народного творчества и искусства орнамента посвящаются также беседы на темы: ©Радуга и солнце на вышитом холстеª, ©Красота земного мира в узорах на головной повязке ©масмакª, ©Три разных солнца на сурбанахª, ©Чувашская деревня в старинуª. В ходе рассматривания орнаментированных изделий звучат легенды о происхождении головной повязки ©масмакª, о возникновении на головном уборе узоров солнц и предание о расположении чувашских селений в старину. В названной интеграции один из видов искусства (орнаментальное народное творчество) выступает стержневым, а другой (устное народное творчество) помогает осмыслению образов.В развитии у дошкольников отношения к другим уровням орнаментального образа ценностносмысловому и выразительноизобразительному мы опираемся на положение о том, что образ отдельной художественной вещи складывается из взаимодействия линейных и цветовых образов и все слагаемые художественной формы: и образные мотивы, и цветовые сочетания, и композиция имеют свою символику. В связи с этим система занятий предусматриваетознакомление с линейными и цветовыми образами как первичными, а также с образностью композиции.Полученные нами данные в части осмысления геометризированного орнаментального образа показали следующее.После проведенной работыоценочные суждения у 50% детей 6 лет и 56,7% детей 7 лет соответствовали высокому уровню; у 46,7% обследованных детей 6 лет и 40% детей 7 лет достаточному уровню; и только у 3,3% испытуемых 6 лет и 7 лет среднему уровню. Эти показатели убедительно свидетельствуют о том, что в условиях развития у детей восприятия геометризированного орнаментального образа, начатого с 4 лет и параллельно по этой же методике с 5 лет и осуществляемого на протяжении двух лет, существенных различий в его оценке 5летними и соответственно 6летними фактически не происходит. Эти материалы позволили заключить, что у детей 56 лет при обучении, начатом с 4 лет, возможно, сформировать понимание геометризированного орнаментального образа, которое является предпосылкой к его созданию.На втором этапеорнаментальноизобразительном дети осваивают средства создания геометризированного орнаментального образа, постепенно изменяя формы изобразительных действий и степень их развернутости и обобщенности. В первом цикле занятий им предлагается образная тематика заданий (©Какие разные животныеª, ©Поле, сплошь покрытое колосьямиª и др.), которая дает возможность поддерживать интерес к их выполнению. Методика обучения детей созданию геометризированных образов символовузоров включает рассматривание и анализ изобразительных моделей оригиналов узорови нахождение изображенных на них образов в подлиннике. В качестве изобразительных моделей оригиналов узоровиспользуются линейные образы национального орнамента, созданные в традиционной для тогоили иного народа технике. После чего детям предлагается воспроизвести их в технике рисования, аппликации. Для активизации процесса воплощения первичных орнаментальных образов используется такой прием, как показ и объяснение последовательности рисования узора с включением некоторых сведений о его происхождении и художественнообразной основе. В работе с детьми применяются также следующие приемы: показ нескольких способов рисования одного и того же узора, частичный показ, рассматривание динамической модели создания линейного орнамента.Второй цикл заданий посвящается формированию у дошкольников способности к воспроизведению геометризированных орнаментальных образов из 23 различных узоров путем повторения и чередования их в строгой определенности на полосе бумаги или ткани из 48 частей. Для обучения овладению принципами композиционной организации узоров используется комплекс методов и приемов. Традиционным в нашей методике является применение такого приема, как параллельное рассматривание подлинника (фотографиис изображением той или иной художественной вещи) и изобразительных моделей оригиналов узоров, что является как бы ©предвкушениемª деятельности и облегчает передачу образа. В ходе восприятия подлинника(фотографии, иллюстрации) обсуждается вопрос о композиции как средстве авторского сообщения, о ее возникновении, связанном с представлениями народа о жизни и мире, а также оцениваются варианты расположения орнаментальных элементов.На материале изобразительных моделей оригиналов узоров вначале организуются игры типа ©Что изображает узорª, ©Найди такой же узорª, ©Как располагаются такие узоры на этой вещиª. Затем детям предлагается создать этими линейными образами определенную картину (к примеру, ©В лесу звери гуляютª), после чего проводится беседа по сюжету. В числе других приемов используется показ с объяснением последовательности (или беседа в зависимости от имеющегося опыта детей) создания орнаментальной композиции, составление ее на фланелеграфе, рассматривание незаконченных образцов с различными композиционными вариантами и фрагментами создания орнамента и рисование на них. Эффективными являются такие приемы как рассматривание работ, выполненных детьми и игровыми персонажами участниками занятий, с обсуждением их художественной образности и качества исполнения узоров, рассматривание и анализ динамических моделей создания линейного орнамента, в которых представлен алгоритм для решения поставленной задачи.В названном комплексе используемых методов и приемов прослеживается такая общая динамика: от достаточно точного исполнения по показу и объяснению к самостоятельным действиям детей с опорой на динамические модели создания орнамента и, наконец, к творческому поиску нужного способа решения определенной задачи. В этой системе динамические модели, незаконченные образцы, лучшие детские работы раскрывают детям перспективу и рациональные способы деятельности, будят их мысль.Учитывая, что геометризированный орнаментальный образ является результатом творчества, а побуждение к нему осуществляется путем постановкиинтересных, разнообразных заданий и предоставления им возможности в выборе темы для работы и способов ее выполнения, предусматривается третий этап работыорнаментальнотворческий. Основные задачи циклов этого этапа направляются на самостоятельное решение творческих заданий, поиск выразительных средств, с помощью которых можно их выполнить, на развитие индивидуальности детей и способности к самовыражению. Задания первого цикла содержат некоторые ограничения ©пространствоª конкретного заданного содержания.Задания же второго цикла имеют направленность на воплощение собственного замысла.На этом этапе также как и на других этапах работыпредусматривается интегрированный подход к художественному образованию дошкольников. В его основе лежит идея интеграции видов изобразительных искусств и художественной деятельности как путь становления основ художественной культуры (Т.Г.Казакова, И.А.Лыкова)[6,7] связь мировой художественной культуры с национальной культурой. Представленное научное исследование предусматривает на этом этапе четыре серии творческих заданий поискового характера по обеспечению синтеза искусств как средства формированиягеометризированного орнаментального образа в рисовании и аппликации детей старшего дошкольного возраста. Основной их целью являетсяпобуждение детей к самостоятельному поиску и нахождению способов создания геометризированного орнаментального образа по конкретному содержанию, предложенному педагогом, и по собственному замыслу.Первая серия творческихзаданий включаетинтеграциюискусства живописи (русской, чувашской, французскойи др.) и народного (чувашского, дымковскогои др.) геометризированного орнамента как фактораформирования творчества в рисовании и аппликации детей 57 лет.К примеру, сначала педагог организует игрупутешествие в соответствии с темой творческого задания в пространство картины И. Шишкина ©Рожьª, ©Дубкиª, К.Моне ©Стог сена в Живерниª с изображениями состояний природы летом. Затем детям предлагается составитьпо репродукциям картинописательные рассказы, которые записываются посредством диктофона или другой техники и прослушиваются. После чего детям предлагается творческое проблемное задание ©Как то, что мы увидели на картине и услышали о ней можно передать чувашскими (дымковскими и др.) узорамиª(задание ©Как бы чуваши узорами (русские дымковскими узорами) создали картину летнего солнечного дняª).
Вторая серия творческихзаданий взаимодействие литературного и геометризированного орнаментального образов как путь развития изобразительных способностей ребенкадошкольника направленана создание детьми геометризированных орнаментальных образов по мотивам литературных произведений. Так, вначале воспитатель обсуждает с детьми содержание поэмы (отрывок) чувашского поэта К. Иванова ©Нарспиª, а затем предлагает создать чувашскими узорами ©картинуª представленного содержания на тему: ©Близ села шумливо, быстро речка резвая бежит. Солнце, светом вышивая, по воде лучом скользитª.Третья серия творческих заданий посвящается взаимосвязифольклорного и геометризированного орнаментального образов в художественнотворческом развитии ребенкадошкольника. Содержание заданий предусматривает развитиетворческой инициативы детей по созданию геометризированных орнаментальных образов по мотивам народных выражений, примет, пословиц и поговорок. Например, сдетьми обсуждается предложенный сюжет чувашского народного выражения ©Красное солнышко восходит, освещая белый светª и варианты его передачи с помощью узоров: что значит красное солнышко? Какими цветами можно передать красоту солнца? О какой части суток говорится в этом выражении? Как можно передать, что это утро? Как показать красоту утра? Как можно передать узорами восход солнца? Как вы понимаете фразу ©освещая белый светª? что такое белый свет? Какой мир освещает красное солнышко, когда восходит? Какими узорами может быть представлен земной мир?Беседы такого рода способствуют поиску детьми средств воплощения образов, созданных воображением, а возникающие же в ходе работы случайные ассоциации не заглушают замысла, а могут лишь частично изменить или дополнить его. Таким образом, на занятии первых трех серий дети знакомятся с произведениями одного вида и жанра (к примеру, пейзажная живопись или поэтическое произведение и др.) и аналогичную тему раскрывают в технике другого (искусство геометризированного орнамента). Четвертая серия творческих заданий способствуетподведению детей к осмыслению общности образов изобразительного и музыкального народного фольклора. Цель заданий заключаетсяв подведении детей к самостоятельному созданию геометризированного орнаментального образа на основе свободного выбора композиции по заданной теме. Детям предлагается подготовить какоелибо ©изделиеª для чувашского весеннего праздника ©Акатуйª.В данном случае мы основываемсяна том, что центральными образами, связующими искусство орнамента и этот старинный традиционный праздник земледелия, являются Урожай, Земля и Небо.Кроме того, творческие заданияэтой серии предусматривают использование продуктов детской деятельности (к примеру, поясных украшений ©сараª) в других народных праздниках (чувашском хороводеигре ©Вайаª, татарском празднике ©Сабантуйª и др.).Итак, третий этап состоит из двух циклов заданий: первый создание орнаментального образа по предложенной теме типа ©Создай чувашскими (дымковскими, мордовскими и др.) узорами картину ©Изза леса взошло солнце, и день стал прекраснымª (первая, вторая и третья серии творческих заданий). Второй цикл задания по собственному замыслу. Такой подход к формированию геометризированного орнаментального образа в продуктивной деятельности детей дошкольного возраста, в основе которого предусматривается взаимодействие различных видов изобразительных искусств(живописи и искусства народного геометризированного орнамента), разновидностей художественных образов (живописного, литературного и орнаментального), а также видов народного искусства (устного, музыкального и изобразительного), открывает новый путь художественного развития детей. Такой подход является непременным условием развития творческого потенциала ребенкадошкольника.Анализ детских работ показывает, что на третьем этапе обучения дошкольники выступают как оригинальные творцы собственных замыслов, как создатели своеобразных и неповторимых образов, в которых отображают не только модель отношения народа к миру, но и выражают свое отношение к опыту его мировидения. Созданные детьми образы являются субъективно и объективно новыми. Однако при этом в них есть то, что связывает их с богатством орнаментальногоискусства своего народа, и то, что в них сохраняется связь с взрастившими их ©корнямиª. Поэтому, на наш взгляд, важно, чтобы мир геометризированных орнаментальных образов сталчастью растущего человека.Различия в коэффициентах реальной оценки созданных детьми 6го и 7го годов жизни образов невелики: 1,3 и 1,1 при идеальном коэффициенте, равном 1, а допустимом не выше 2.Обращает на себя внимание то, что наблюдается общая тенденция к повышению уровня сформированностиорнаментального образа у детей названных возрастов от одной серии заданий к другой. Однако в темпах и специфике формирования геометризированного орнаментального образа в рисовании и аппликации детей 5 лет и 6 лет выявились и различия. Прежде всего, модельформирования геометризированного орнаментального образа в творчестве детей 6го года жизни богаче, отражает более динамичную, наполненную движением систему, в которой процессы его возникновения и развития протекают интенсивнее. В группе же детей 7го годажизни складывается тенденция постепенного развития образа в орнаментальной деятельности при достаточно высоком его коэффициенте. Общие тенденции изменений реальной оценки сформированности геометризированного орнаментального образа по отдельным показателям также противоречивы. У детей 6го года жизни коэффициент реальной оценки такого показателя, как эмоциональная выразительность и смысловая целостность созданных образов ниже коэффициента реальной оценки качества технологического выражения орнамента, у детей же 7го года жизни наоборот. При всем этом кривая показателя эмоциональной выразительности и смысловой целостности образа, созданного детьми 6го года жизни, достаточно плавно спускается и приближается к идеальной оценке.Анализ реальной оценки другого показателя качества технологического выражения орнамента показал, что у детей 6го года жизни только в первой серии заданий его коэффициент заметно отстает от коэффициента по другим показателям, а, начиная со второй серии, резко изменяется в сторону улучшения: с 1,9 в первой до 1,3 в четвертой серии. У детей же 7го года жизни нет таких заметных изменений: коэффициент оценки названного показателя до третьей серии ниже других и только к последней серии выравнивается с ними. В целом же различия между коэффициентами реальной оценки качества технологического выражения орнамента, созданного детьми 6го и 7го годов жизни, относительно невелики 1,3 и 1,1 (как собственно и по всем другим показателям).Эти данные подтверждают тот факт, что в возрасте 45 лет наиболее активно развиваются технические умения и навыки, и от развитости руки, ее ловкости и подвижности в этом возрасте зависит развитие ©рисовальных движенийª (Т.С.Комарова)в последующем возрасте.Привлекает внимание динамическая тенденция такого показателя, как оригинальность созданного изображения, дающая повышенную характеристику, особенно у детей 6го года жизни. Эмоциональноличностное отношение к опыту видения народом мира дети воплощают в своеобразной форме и, что важно, в границах этнографической среды. Выражение индивидуального своеобразия геометризированного орнаментального образа отмечается дифференцированностью. Отдельные дети при выполнении всех творческих заданий проявляют особую восприимчивость к ритмикометрическому началу и симметричности как средствам создания образности в рисунках и аппликациях. Работы других детей выделяются своеобразием манеры исполнения, выражающейся в предельной геометризации линейных образов в созданных ими орнаментах. Характер выражения своего отношенияк опыту видения народом мира у большинства детей основывается на такой особенности, как изобретательность и умение отступить от известных стандартов, что проявляется в творческом преобразовании знакомых орнаментальных форм. Интересно отметить, что из 19 линейных образов дети, посвоему интерпретируя, создали 14 новых узоров в технике рисования, а в технике аппликации 4 новых узора из 5. Инициатива остальных детей выражается в новом комбинировании знакомых орнаментальных элементов, причем в оригинальной форме.Таким образом, по параметру оригинальности созданных изображений дети обоих возрастов имеют близкие коэффициенты оценок: 1,2 и 1,1. В целом по показателю выражения индивидуального своеобразия геометризированных орнаментальных образов дети 5 лет показывают заметные изменения в творческих проявлениях, а определенная ее часть не уступает 6летним, более того, проявляет себя достаточно ярко.Приведенные данные делают очевидными следующие выводы. Вопервых, формирование геометризированного орнаментальногообраза в продуктивной деятельности детей возможно в возрасте 47 лет. При условии обучения, начатом с детьми 4летнего и 5летнего возраста, на 6ом и соответственно 7ом годах жизни они успешно создают их. Вовторых, наблюдается ярко выраженная динамическая тенденция в формировании геометризированного орнаментального образа в изобразительном творчестве как у детей 6го, так и 7го годов жизни, обусловленная воздействием педагогического фактора. Втретьих, по темпам его становления младшие значительно опережают старших. Исследование позволило проследить динамику геометризированного орнаментального образа в рисовании и аппликации детей. Возникновение и ход его развития имеют следующую последовательность: от восприятия народных геометризированных изделий к осмыслению их первичных художественных образов (образов узоров и цветовых образов) и к пониманию обобщенного орнаментального образа как единства ценностносмыслового, мировоззренческого содержания и его выразительноизобразительной стороны. Затем к воспроизведению образовсимволов узоров как первичных. Далее к воссозданию геометризированного орнаментального образа как системы взаимодействующих первичных образов в рисунках. И, наконец, к созданию индивидуальносвоеобразной образности в самостоятельном орнаментальном творчестве.В процессе исследования выявлены педагогические условияформирования геометризированного орнаментального образа в рисовании и аппликации детей:поэтапность его формирования.Первый этап эмоциональнопознавательный предусматривает воспитание у детей эмоциональноличностной отзывчивости и интереса к искусству геометризированного орнамента, к восприятию и пониманию геометризированного орнаментального образа. Второй этап орнаментальноизобразительный ставит целью формирование способности овладения средствами выражения геометризированного орнаментального образа в рисовании и аппликации. Содержание третьего этапа орнаментальнотворческого направляется на развитие способности к созданию геометризированного орнаментального образа в самостоятельной продуктивной деятельности;
организация работы по развитию у детей восприятия и осмысления особенностей геометризированного орнаментального образа;определение взаимодействия восприятия произведений орнаментального искусства с детской продуктивной деятельностью;сопоставление изобразительного, устного и музыкального народного творчества, установление параллелей между ними и определение общности их образов и сюжетов;обеспечение синтеза искусств: интеграция искусства живописи и геометризированного орнамента, взаимодействие литературного и геометризированного орнаментального образов, взаимосвязьфольклорного и геометризированного орнаментального образов;постановка детей в позицию субъекта деятельности, самостоятельно определяющих и управляющих выполнением предложенных заданий и собственных замыслов.
Ссылки наисточники1.Вагнер, Г. К. От символа к реальности. Развитие пластического образа в русском искусстве XIVXVвеков / Г. К. Вагнер. М. : Искусство, 1980.2.Каган, М. С. Начала эстетики /М. С. Каган. М. : Искусство, 1964.3.Некрасова, М. А. Народное искусство России. Народное творчество как мир целостности / М. А. Некрасова. М. : Советская Россия, 1983.4.Анненкова, Л. ©Реалогияª и смысл вещи / Л. Анненкова. // Декоративное искусство СССР. 1986. № 10.5.Трофимов, А. А. Космогонические представления древних чувашей и отражение их в орнаменте вышивки / А.А.Трофимов // Чувашское искусство. Чебоксары, 1970. Вып. 70.6.Казакова, Т. Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества / Т. Г. Казакова. М. : Владос, 2006.7.Лыкова, И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 27 лет ©Цветные ладошкиª. М. : КарапузДидактика 2007.
Vasilieva Lyudmila Gennadyevna,
the applicant of the pedagogical sciences, the docent of the Department of Preschool Education of The Chuvash Republican Institute of Education of the Ministry of Education of the Chuvash Republic.waslud@rambler.ru
The synthesis of the arts in shaping the geometrize ornamental image in the painting and the application of the 47 years children
Summary.In this article submitted a new direction of the artistic creative development of the preschool children the introduction to the art of the geometrize folk ornament of the 47 years children. The article highlights the specificity of the use of the synthesis of the arts in shaping the geometrize ornamental image in the painting and the application of children which is based on the integration of painting and art of the geometrize folk ornament, on the correlation of the literary and ornamental image, on the interaction of the oral musical and linen folklore.
Key words: the geometrize ornamental image, the synthesis of the arts, the integration of the arts, thegeometrize ornamental image in fine art of the preschool child, the model of the formation of the geometrize ornamental image in the painting and the application of the 47 years children, data and levels of the formedness of the geometrize ornamentalimage in the painting and the application of the preschool children.
Синтез искусств в формировании геометризированного орнаментального образа в рисовании и аппликации детей 47 лет
Аннотация. В статье представляетсяновое направление художественнотворческого развития детей дошкольного возраста приобщениедетей 47 лет к искусству народного геометризированного орнамента. Освещается специфика использования синтеза искусств в формировании геометризированного орнаментального образа в рисовании и аппликации детей,основу которого составляетинтеграция живописии искусства народного геометризированного орнамента, взаимосвязь литературного и орнаментального образов,взаимодействие устного, музыкального и ©полотняногоªнародного фольклора.
Ключевые слова:геометризированный орнаментальный образ, синтез искусств, интеграция видов искусств, геометризированный орнаментальный образ в изобразительном творчестве ребенкадошкольника, модель формирования геометризированного орнаментального образа в рисовании и аппликациидетей 47 лет, показателии уровнисформированности геометризированного орнаментального образа в рисовании и аппликациидошкольников.
Научной проблемой, на решение которой направлено наше многолетнее исследование, является разработка педагогических основ формирования геометризированного орнаментальногообраза в продуктивнойдеятельности (рисование и аппликация) детей 47 лет. Мы считаем, что в любой форме приобщения детей к искусству должна присутствовать его ценность и суть. Народное узорное искусство это цельный и стройный мир. Его ©душойª является орнаментальный образ. В искусствоведческих исследованиях Г. К. Вагнер[1], М. С. Каган[2],М. А. Некрасовой [3] и др. образ в орнаментальном искусстве определяется как специфическая форма отражения действительности и средство ее познания, как модель отношения человека к миру. Такая сущность исследуемого нами феномена позволяет рассматривать орнаментальный образ как огромную силу, способную воздействовать на развивающуюся личность ребенка.В зависимости от степени обобщения в декоративноприкладном искусстве выделяется два типа образов: сходные образы, в которых просматривается первообраз, и несходные в виде знаков и символов. Первые типы образов имеют ярко выраженные признаки реальности. Это, к примеру, растения в хохломской, городецкой, гжельской росписях. Вторые наоборот только отдаленно напоминают первооснову, образность в них находится в закодированной форме. Это геометрические и геометризированные образы.В них орнамент представляет собой как бы хитрую игру, создающую возможность двойного его восприятия и позволяющую видеть в единой графической форме два разных произведения: орнаментальноплоскостное и сюжетнопространственное. В первом случае перед намипредстает художественная система ритмической организации поверхности. Во втором зримый мир, требующий сознательного включения в него. Например, смысл изображения на одной из чувашских головных повязок ©масмакª сводится примерно к следующему: ©Здесь живут люди (крестики это знаки жизни). Земля, на которой они живут, красива, богата растительностью (много красного и зеленого цвета). На этой земле много гор (треугольники). На их склонах пасутся животные (прямые и наклонные линии). Люди, живущие в этом мире, занимаются земледелием (две параллельные линии, соединенные наклонными)…ª
В своем исследовании мы обращаемся именно к таким первообразам к геометризированномуорнаментальному образу, основу которого составляет условный до предела орнамент, который широко представлен в искусстве многих народов. В сложном комплексе геометрической орнаментики преобладают различные ромбы (простой, лучистый, с продленными сторонами, крючками), крестообразные фигуры разных вариантов, треугольники и др. В декоративноприкладном творчестве мы встречаемся с особенностью, которой нет в других видах изобразительного искусства. Художественная вещь предстает перед нами как ©система взаимодействующих образовª(М. А. Некрасова) [3],которая складывается из образов узоров, цветовых образов, а также образности композиции. Другая особенность декоративноприкладного искусства заключается в том, что вотличие от живописи орнаментальное искусство, как отмечает Г. К. Вагнер,отражаетне конкретную действительность, ©а мир в целомª [1]. По мнению Л. Анненковой впрошлом любая вещь в сознании ее создателя была ©вещьюКосмосомª, ©вещьюМифомª об устройстве мира[4]. Создавая и окружая себя красивыми вещамиобразами, человек воссоздавал рядом с собой как бы модель познанного им мира.Для нашего исследования являетсяважным то, что геометрический орнамент обладает образным содержанием, отражает космогонические представления древних людей и содержит в себе как бы в канонизированном виде ©картиныª модели мира (А.А. Трофимов)[5]. Образы узоров создавались для того, чтобы передать другим свое эмоциональное отношение к природе, подчеркнуть то, что человеку всегда важно для жизни независимо от времени: Солнце, Свет, Вода, Земля вся Природа. В работе по приобщению детей дошкольного возраста к орнаментальномуискусству, на наш взгляд, необходимоучитывать эти особенности. Образы, родившиеся в искусстве каждого народа, заключают в себе огромные воспитательные и развивающие возможности. Поэтому сегодня возникает необходимость сохранить их. Важность обращения кназванной проблеме мы определяем ее социальной значимостью инациональной обусловленностью. Во все времена усвоение социального опыта своих предков оказывало особое влияние на человека, поэтому особенно важно начинать воспитание эмоциональноценностного отношения ребенка к традиционной культуре своего народа с малых лет. Именно в первые годы жизни он активно входит в природный и рукотворный мир, начинает обретать важнейший социальный опыт, у него формируется отношение к различным вещам и явлениям, что в дальнейшем определяет мировоззрение развивающейся личности. Через приобщение детей к декоративному творчеству народ продлевает себя, генерирует свой дух, характер, психологию. Поэтому естественно стремление каждого народа сохранить и возродить свою исконнуюкультуру.Вышеизложенные положения свидетельствуют об актуальности исследуемой нами проблемы. Значимость выдвинутой проблемы усиливается и тем, что важной задачейпедагогической теории и практики на современном этапе является формирование творческой личности. А формирование орнаментального образа(в том числе и геометризированного) как результататворчества человека являетсяодним из аспектов развития и детского творчества.
Кроме того, в связи с введением федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования(ФГТ)
(документ вступил в силу 16 марта 2010 года)актуальной проблемой дошкольной педагогики в настоящее время является разработка вариативной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Эта часть содержания дошкольного образования, формируемая участниками образовательного процесса, дополнительно к инвариантной части, в нашем исследовании отражается через специфику национальнокультурных и демографических условий осуществления образовательного процесса. И решение проблемы и задач нашего исследования позволит педагогическим работникам дошкольных образовательных учреждений учитывать ©золотой фондª искусства и культуры не только народов, проживающих в Чувашской Республике(чуваши, русские, татары, мордва и др.),но и приобщать детей к мировой художественной культуре. Исследуемая нами проблема формирования геометризированного орнаментального образа в продуктивной деятельности детей 47 лет средствами синтеза искусствне была предметом специального изучения. В теории и методике дошкольного образования вопрос формирования геометризованного орнаментального образа (как особая, самостоятельная проблема художественного образования детей дошкольного возраста) впервые рассматривался
автором данной статьи(2000 год). Исследование проводилось на материале искусства чувашского геометризированного орнамента. Новый авторский взгляд на проблему развития орнаментального творчества детей 47 лет заключается в интеграции живописного, литературного образов и образов устного и музыкального народного фольклора с геометризированным орнаментальным образом, являющимися шедеврами национальной и мировой художественной культуры. Основой их взаимодействия является то, что в каждом из названных художественных образов отображается модель отношения человека к миру.Результаты проведенного нами исследования позволяют утверждать о реальной возможности развития у детей 47 лет восприятия и понимания на доступном им уровне геометризированного орнаментального образа, а затем и созданияего в рисовании.Геометризированный орнаментальный образ в изобразительном творчестве ребенкадошкольника рассматривается нами как отображение, вопервых, модели отношения народа к миру и, вовторых, как выражение своих чувств и личного отношения к опыту такого видения соответствующими данному виду искусства выразительноизобразительными средствами.Оценка сформированности геометризированного орнаментального образа в рисовании и аппликации осуществляется по следующим показателям: эмоциональная выразительность и смысловая целостность изображения, его наполненность образамитипами, качество технологического выражения орнамента, оригинальность созданного изображения. В детском рисунке и аппликации смысловая целостность изображения иего эмоциональная выразительностьзаключается, вопервых, в передаче ребенком в доступной ему форме через внешние признаки изображаемого (красоту линий, цвета, ритма) смыслового содержания, несущего в себе особого рода информацию, связанную с миром жизненных восприятий и настроенийнародных мастеров. Вовторых, в передаче определённого содержания, являющегося носителем эмоций, чувств, мыслей и представленийребенка.Выделяя второй показатель наполненность изображения образамитипами, мы имеем ввиду передачуребенком в своей работе типических образов с чертами национального своеобразия, использование традиционных мотивов, которые, несмотря на их повторяемость, приводят к неоднозначности и изменчивости содержания созданного образа.Под качеством технологического выражения орнаментамы понимаем меру и степень воплощения ребенком в изображении особенностей данного вида искусства: угловатой (плавной) геометризированности орнамента, цветовой гармоничности образов, дифференцированной неповторимости композиций. При выделении этого показателя мы исходили из положения о том, что художественный образ в каждом виде творчества может быть воплощен особыми выразительноизобразительными средствами данного вида искусства.Основанием для выделения показателя оригинальность созданного изображенияпослужило положение о том, что в художественном образе выражается отношение человека к миру, природе, истории не в стандартной, а в индивидуализированной форме. Это связано с тем, что путь его создания в народном искусстве, это личностная интерпретация и импровизацияна основе хорошо известного, а также реализация своих чувств и настроений. В содержании орнаментальной деятельности ребенка индивидуальное своеобразие созданного понимается нами как выражение его отношения к опыту видения народом мира, а также своих чувств и представлений в своеобразной форме, определяемой видом народного творчества. Оно может выразиться в неожиданности решения орнаментального образа на основе нахождения оригинальных приемов изображения известных мотивов, в создании новых комбинаций из них, в вариативности цвета и композиционного ритма.Конкретная задача в рамках проблемы, на решение которой направлено исследование: создание и апробация вариативных моделей работы с детьми 47 лет по формированию геометризированного орнаментального образа как результата творчества в самостоятельной продуктивной деятельности(рисовании и аппликации).Работу с детьми мы началис выявления особенностей восприятия детьми 45 лет геометризированных узоров. Полученные данные позволили нам определить, что дошкольников привлекает предельная геометризация орнамента. В этом возрасте они в состоянии понять условность его образовсимволов, что объясняется бурно развивающейся эмоциональночувственной сферой, нагляднообразным мышлением и воображением, которые именно в этот период обладают наибольшей пластичностью и гибкостью. К 45 годам и рука ребенка становится подвижнее, что так необходимо для создания образовархетипов. Все это явилось основанием для проведения исследования. Для обеспечения целенаправленного процесса приобщения детей 47 лет к искусству геометризированного орнамента мы разработали базисную модель. Она раскрывает три взаимосвязанных этапа деятельности: эмоциональнопознавательный, орнаментальноизобразительный и орнаментальнотворческий.Ведущей задачей первого этапа работыэмоциональнопознавательного является развитие у детей эмоциональноличностного сопереживания в процессе восприятия геометризированного орнаментального образа. Ее реализация осуществляется в деятельности, в ходе которой детей подводят к пониманию отражения в орнаменте древних суждений человека о строении Вселенной. Формирование у дошкольников способности восприятия и осмысления искусства геометризированного орнамента мы связываем с выделением трех его уровней: ценностносмыслового (что изображено), мировоззренческого (отношение народа к изображаемой действительности), выразительноизобразительного (форма, через которую выражено содержание). Главным в художественном восприятии произведений искусства мы считаем развитие у детей отношения к мировоззренческому содержаниюгеометризированногоорнаментального образа. Выбирая такой подход в качестве исходного, мы опираемся на положение о том, что образ художественной вещи в первую очередь связан с мировидением ее творца народа. Одной из форм организации художественноэстетической модели образовательного процесса, способствующей развитию у детей отношения к названному уровню орнаментального образа, в разработанной нами методике является установление взаимосвязи устного народногофольклораи орнаментального творчества,а именно нахождение параллелей между искусством геометризированного орнамента и космогоническими мифами, легендами и сказками. Это связано с тем, что искусство народногоорнамента является как бы иллюстрацией к ним. Учитывая это, каждая беседа с детьми, направленная на развитие способности воспринимать и понимать геометризированный орнаментальный образ, включает рассказывание какоголибо мифа, легенды или сказки. Так, сказание об отделении неба от земли входе восприятия головной повязкимасмакªпомогает им понять происхождение перевернутых узоров. Оно связано, по древней мифологии, с тем, что с созданием гор, растений, огня, животных и птиц небо отделяется от земли и берет с собой половину того, что находится на ней. И образовывается другой мир небесный, похожий на земной мир. Рассматривая головную повязку, дети видят, что народныймастер, стремясь показать небесный мир, в верхней части линейного орнамента размещает те же узоры, какие располагает в нижней его части. В результате образовывается фриз, представляющий собой модель мира.Взаимосвязи устного народного творчества и искусства орнамента посвящаются также беседы на темы: ©Радуга и солнце на вышитом холстеª, ©Красота земного мира в узорах на головной повязке ©масмакª, ©Три разных солнца на сурбанахª, ©Чувашская деревня в старинуª. В ходе рассматривания орнаментированных изделий звучат легенды о происхождении головной повязки ©масмакª, о возникновении на головном уборе узоров солнц и предание о расположении чувашских селений в старину. В названной интеграции один из видов искусства (орнаментальное народное творчество) выступает стержневым, а другой (устное народное творчество) помогает осмыслению образов.В развитии у дошкольников отношения к другим уровням орнаментального образа ценностносмысловому и выразительноизобразительному мы опираемся на положение о том, что образ отдельной художественной вещи складывается из взаимодействия линейных и цветовых образов и все слагаемые художественной формы: и образные мотивы, и цветовые сочетания, и композиция имеют свою символику. В связи с этим система занятий предусматриваетознакомление с линейными и цветовыми образами как первичными, а также с образностью композиции.Полученные нами данные в части осмысления геометризированного орнаментального образа показали следующее.После проведенной работыоценочные суждения у 50% детей 6 лет и 56,7% детей 7 лет соответствовали высокому уровню; у 46,7% обследованных детей 6 лет и 40% детей 7 лет достаточному уровню; и только у 3,3% испытуемых 6 лет и 7 лет среднему уровню. Эти показатели убедительно свидетельствуют о том, что в условиях развития у детей восприятия геометризированного орнаментального образа, начатого с 4 лет и параллельно по этой же методике с 5 лет и осуществляемого на протяжении двух лет, существенных различий в его оценке 5летними и соответственно 6летними фактически не происходит. Эти материалы позволили заключить, что у детей 56 лет при обучении, начатом с 4 лет, возможно, сформировать понимание геометризированного орнаментального образа, которое является предпосылкой к его созданию.На втором этапеорнаментальноизобразительном дети осваивают средства создания геометризированного орнаментального образа, постепенно изменяя формы изобразительных действий и степень их развернутости и обобщенности. В первом цикле занятий им предлагается образная тематика заданий (©Какие разные животныеª, ©Поле, сплошь покрытое колосьямиª и др.), которая дает возможность поддерживать интерес к их выполнению. Методика обучения детей созданию геометризированных образов символовузоров включает рассматривание и анализ изобразительных моделей оригиналов узорови нахождение изображенных на них образов в подлиннике. В качестве изобразительных моделей оригиналов узоровиспользуются линейные образы национального орнамента, созданные в традиционной для тогоили иного народа технике. После чего детям предлагается воспроизвести их в технике рисования, аппликации. Для активизации процесса воплощения первичных орнаментальных образов используется такой прием, как показ и объяснение последовательности рисования узора с включением некоторых сведений о его происхождении и художественнообразной основе. В работе с детьми применяются также следующие приемы: показ нескольких способов рисования одного и того же узора, частичный показ, рассматривание динамической модели создания линейного орнамента.Второй цикл заданий посвящается формированию у дошкольников способности к воспроизведению геометризированных орнаментальных образов из 23 различных узоров путем повторения и чередования их в строгой определенности на полосе бумаги или ткани из 48 частей. Для обучения овладению принципами композиционной организации узоров используется комплекс методов и приемов. Традиционным в нашей методике является применение такого приема, как параллельное рассматривание подлинника (фотографиис изображением той или иной художественной вещи) и изобразительных моделей оригиналов узоров, что является как бы ©предвкушениемª деятельности и облегчает передачу образа. В ходе восприятия подлинника(фотографии, иллюстрации) обсуждается вопрос о композиции как средстве авторского сообщения, о ее возникновении, связанном с представлениями народа о жизни и мире, а также оцениваются варианты расположения орнаментальных элементов.На материале изобразительных моделей оригиналов узоров вначале организуются игры типа ©Что изображает узорª, ©Найди такой же узорª, ©Как располагаются такие узоры на этой вещиª. Затем детям предлагается создать этими линейными образами определенную картину (к примеру, ©В лесу звери гуляютª), после чего проводится беседа по сюжету. В числе других приемов используется показ с объяснением последовательности (или беседа в зависимости от имеющегося опыта детей) создания орнаментальной композиции, составление ее на фланелеграфе, рассматривание незаконченных образцов с различными композиционными вариантами и фрагментами создания орнамента и рисование на них. Эффективными являются такие приемы как рассматривание работ, выполненных детьми и игровыми персонажами участниками занятий, с обсуждением их художественной образности и качества исполнения узоров, рассматривание и анализ динамических моделей создания линейного орнамента, в которых представлен алгоритм для решения поставленной задачи.В названном комплексе используемых методов и приемов прослеживается такая общая динамика: от достаточно точного исполнения по показу и объяснению к самостоятельным действиям детей с опорой на динамические модели создания орнамента и, наконец, к творческому поиску нужного способа решения определенной задачи. В этой системе динамические модели, незаконченные образцы, лучшие детские работы раскрывают детям перспективу и рациональные способы деятельности, будят их мысль.Учитывая, что геометризированный орнаментальный образ является результатом творчества, а побуждение к нему осуществляется путем постановкиинтересных, разнообразных заданий и предоставления им возможности в выборе темы для работы и способов ее выполнения, предусматривается третий этап работыорнаментальнотворческий. Основные задачи циклов этого этапа направляются на самостоятельное решение творческих заданий, поиск выразительных средств, с помощью которых можно их выполнить, на развитие индивидуальности детей и способности к самовыражению. Задания первого цикла содержат некоторые ограничения ©пространствоª конкретного заданного содержания.Задания же второго цикла имеют направленность на воплощение собственного замысла.На этом этапе также как и на других этапах работыпредусматривается интегрированный подход к художественному образованию дошкольников. В его основе лежит идея интеграции видов изобразительных искусств и художественной деятельности как путь становления основ художественной культуры (Т.Г.Казакова, И.А.Лыкова)[6,7] связь мировой художественной культуры с национальной культурой. Представленное научное исследование предусматривает на этом этапе четыре серии творческих заданий поискового характера по обеспечению синтеза искусств как средства формированиягеометризированного орнаментального образа в рисовании и аппликации детей старшего дошкольного возраста. Основной их целью являетсяпобуждение детей к самостоятельному поиску и нахождению способов создания геометризированного орнаментального образа по конкретному содержанию, предложенному педагогом, и по собственному замыслу.Первая серия творческихзаданий включаетинтеграциюискусства живописи (русской, чувашской, французскойи др.) и народного (чувашского, дымковскогои др.) геометризированного орнамента как фактораформирования творчества в рисовании и аппликации детей 57 лет.К примеру, сначала педагог организует игрупутешествие в соответствии с темой творческого задания в пространство картины И. Шишкина ©Рожьª, ©Дубкиª, К.Моне ©Стог сена в Живерниª с изображениями состояний природы летом. Затем детям предлагается составитьпо репродукциям картинописательные рассказы, которые записываются посредством диктофона или другой техники и прослушиваются. После чего детям предлагается творческое проблемное задание ©Как то, что мы увидели на картине и услышали о ней можно передать чувашскими (дымковскими и др.) узорамиª(задание ©Как бы чуваши узорами (русские дымковскими узорами) создали картину летнего солнечного дняª).
Вторая серия творческихзаданий взаимодействие литературного и геометризированного орнаментального образов как путь развития изобразительных способностей ребенкадошкольника направленана создание детьми геометризированных орнаментальных образов по мотивам литературных произведений. Так, вначале воспитатель обсуждает с детьми содержание поэмы (отрывок) чувашского поэта К. Иванова ©Нарспиª, а затем предлагает создать чувашскими узорами ©картинуª представленного содержания на тему: ©Близ села шумливо, быстро речка резвая бежит. Солнце, светом вышивая, по воде лучом скользитª.Третья серия творческих заданий посвящается взаимосвязифольклорного и геометризированного орнаментального образов в художественнотворческом развитии ребенкадошкольника. Содержание заданий предусматривает развитиетворческой инициативы детей по созданию геометризированных орнаментальных образов по мотивам народных выражений, примет, пословиц и поговорок. Например, сдетьми обсуждается предложенный сюжет чувашского народного выражения ©Красное солнышко восходит, освещая белый светª и варианты его передачи с помощью узоров: что значит красное солнышко? Какими цветами можно передать красоту солнца? О какой части суток говорится в этом выражении? Как можно передать, что это утро? Как показать красоту утра? Как можно передать узорами восход солнца? Как вы понимаете фразу ©освещая белый светª? что такое белый свет? Какой мир освещает красное солнышко, когда восходит? Какими узорами может быть представлен земной мир?Беседы такого рода способствуют поиску детьми средств воплощения образов, созданных воображением, а возникающие же в ходе работы случайные ассоциации не заглушают замысла, а могут лишь частично изменить или дополнить его. Таким образом, на занятии первых трех серий дети знакомятся с произведениями одного вида и жанра (к примеру, пейзажная живопись или поэтическое произведение и др.) и аналогичную тему раскрывают в технике другого (искусство геометризированного орнамента). Четвертая серия творческих заданий способствуетподведению детей к осмыслению общности образов изобразительного и музыкального народного фольклора. Цель заданий заключаетсяв подведении детей к самостоятельному созданию геометризированного орнаментального образа на основе свободного выбора композиции по заданной теме. Детям предлагается подготовить какоелибо ©изделиеª для чувашского весеннего праздника ©Акатуйª.В данном случае мы основываемсяна том, что центральными образами, связующими искусство орнамента и этот старинный традиционный праздник земледелия, являются Урожай, Земля и Небо.Кроме того, творческие заданияэтой серии предусматривают использование продуктов детской деятельности (к примеру, поясных украшений ©сараª) в других народных праздниках (чувашском хороводеигре ©Вайаª, татарском празднике ©Сабантуйª и др.).Итак, третий этап состоит из двух циклов заданий: первый создание орнаментального образа по предложенной теме типа ©Создай чувашскими (дымковскими, мордовскими и др.) узорами картину ©Изза леса взошло солнце, и день стал прекраснымª (первая, вторая и третья серии творческих заданий). Второй цикл задания по собственному замыслу. Такой подход к формированию геометризированного орнаментального образа в продуктивной деятельности детей дошкольного возраста, в основе которого предусматривается взаимодействие различных видов изобразительных искусств(живописи и искусства народного геометризированного орнамента), разновидностей художественных образов (живописного, литературного и орнаментального), а также видов народного искусства (устного, музыкального и изобразительного), открывает новый путь художественного развития детей. Такой подход является непременным условием развития творческого потенциала ребенкадошкольника.Анализ детских работ показывает, что на третьем этапе обучения дошкольники выступают как оригинальные творцы собственных замыслов, как создатели своеобразных и неповторимых образов, в которых отображают не только модель отношения народа к миру, но и выражают свое отношение к опыту его мировидения. Созданные детьми образы являются субъективно и объективно новыми. Однако при этом в них есть то, что связывает их с богатством орнаментальногоискусства своего народа, и то, что в них сохраняется связь с взрастившими их ©корнямиª. Поэтому, на наш взгляд, важно, чтобы мир геометризированных орнаментальных образов сталчастью растущего человека.Различия в коэффициентах реальной оценки созданных детьми 6го и 7го годов жизни образов невелики: 1,3 и 1,1 при идеальном коэффициенте, равном 1, а допустимом не выше 2.Обращает на себя внимание то, что наблюдается общая тенденция к повышению уровня сформированностиорнаментального образа у детей названных возрастов от одной серии заданий к другой. Однако в темпах и специфике формирования геометризированного орнаментального образа в рисовании и аппликации детей 5 лет и 6 лет выявились и различия. Прежде всего, модельформирования геометризированного орнаментального образа в творчестве детей 6го года жизни богаче, отражает более динамичную, наполненную движением систему, в которой процессы его возникновения и развития протекают интенсивнее. В группе же детей 7го годажизни складывается тенденция постепенного развития образа в орнаментальной деятельности при достаточно высоком его коэффициенте. Общие тенденции изменений реальной оценки сформированности геометризированного орнаментального образа по отдельным показателям также противоречивы. У детей 6го года жизни коэффициент реальной оценки такого показателя, как эмоциональная выразительность и смысловая целостность созданных образов ниже коэффициента реальной оценки качества технологического выражения орнамента, у детей же 7го года жизни наоборот. При всем этом кривая показателя эмоциональной выразительности и смысловой целостности образа, созданного детьми 6го года жизни, достаточно плавно спускается и приближается к идеальной оценке.Анализ реальной оценки другого показателя качества технологического выражения орнамента показал, что у детей 6го года жизни только в первой серии заданий его коэффициент заметно отстает от коэффициента по другим показателям, а, начиная со второй серии, резко изменяется в сторону улучшения: с 1,9 в первой до 1,3 в четвертой серии. У детей же 7го года жизни нет таких заметных изменений: коэффициент оценки названного показателя до третьей серии ниже других и только к последней серии выравнивается с ними. В целом же различия между коэффициентами реальной оценки качества технологического выражения орнамента, созданного детьми 6го и 7го годов жизни, относительно невелики 1,3 и 1,1 (как собственно и по всем другим показателям).Эти данные подтверждают тот факт, что в возрасте 45 лет наиболее активно развиваются технические умения и навыки, и от развитости руки, ее ловкости и подвижности в этом возрасте зависит развитие ©рисовальных движенийª (Т.С.Комарова)в последующем возрасте.Привлекает внимание динамическая тенденция такого показателя, как оригинальность созданного изображения, дающая повышенную характеристику, особенно у детей 6го года жизни. Эмоциональноличностное отношение к опыту видения народом мира дети воплощают в своеобразной форме и, что важно, в границах этнографической среды. Выражение индивидуального своеобразия геометризированного орнаментального образа отмечается дифференцированностью. Отдельные дети при выполнении всех творческих заданий проявляют особую восприимчивость к ритмикометрическому началу и симметричности как средствам создания образности в рисунках и аппликациях. Работы других детей выделяются своеобразием манеры исполнения, выражающейся в предельной геометризации линейных образов в созданных ими орнаментах. Характер выражения своего отношенияк опыту видения народом мира у большинства детей основывается на такой особенности, как изобретательность и умение отступить от известных стандартов, что проявляется в творческом преобразовании знакомых орнаментальных форм. Интересно отметить, что из 19 линейных образов дети, посвоему интерпретируя, создали 14 новых узоров в технике рисования, а в технике аппликации 4 новых узора из 5. Инициатива остальных детей выражается в новом комбинировании знакомых орнаментальных элементов, причем в оригинальной форме.Таким образом, по параметру оригинальности созданных изображений дети обоих возрастов имеют близкие коэффициенты оценок: 1,2 и 1,1. В целом по показателю выражения индивидуального своеобразия геометризированных орнаментальных образов дети 5 лет показывают заметные изменения в творческих проявлениях, а определенная ее часть не уступает 6летним, более того, проявляет себя достаточно ярко.Приведенные данные делают очевидными следующие выводы. Вопервых, формирование геометризированного орнаментальногообраза в продуктивной деятельности детей возможно в возрасте 47 лет. При условии обучения, начатом с детьми 4летнего и 5летнего возраста, на 6ом и соответственно 7ом годах жизни они успешно создают их. Вовторых, наблюдается ярко выраженная динамическая тенденция в формировании геометризированного орнаментального образа в изобразительном творчестве как у детей 6го, так и 7го годов жизни, обусловленная воздействием педагогического фактора. Втретьих, по темпам его становления младшие значительно опережают старших. Исследование позволило проследить динамику геометризированного орнаментального образа в рисовании и аппликации детей. Возникновение и ход его развития имеют следующую последовательность: от восприятия народных геометризированных изделий к осмыслению их первичных художественных образов (образов узоров и цветовых образов) и к пониманию обобщенного орнаментального образа как единства ценностносмыслового, мировоззренческого содержания и его выразительноизобразительной стороны. Затем к воспроизведению образовсимволов узоров как первичных. Далее к воссозданию геометризированного орнаментального образа как системы взаимодействующих первичных образов в рисунках. И, наконец, к созданию индивидуальносвоеобразной образности в самостоятельном орнаментальном творчестве.В процессе исследования выявлены педагогические условияформирования геометризированного орнаментального образа в рисовании и аппликации детей:поэтапность его формирования.Первый этап эмоциональнопознавательный предусматривает воспитание у детей эмоциональноличностной отзывчивости и интереса к искусству геометризированного орнамента, к восприятию и пониманию геометризированного орнаментального образа. Второй этап орнаментальноизобразительный ставит целью формирование способности овладения средствами выражения геометризированного орнаментального образа в рисовании и аппликации. Содержание третьего этапа орнаментальнотворческого направляется на развитие способности к созданию геометризированного орнаментального образа в самостоятельной продуктивной деятельности;
организация работы по развитию у детей восприятия и осмысления особенностей геометризированного орнаментального образа;определение взаимодействия восприятия произведений орнаментального искусства с детской продуктивной деятельностью;сопоставление изобразительного, устного и музыкального народного творчества, установление параллелей между ними и определение общности их образов и сюжетов;обеспечение синтеза искусств: интеграция искусства живописи и геометризированного орнамента, взаимодействие литературного и геометризированного орнаментального образов, взаимосвязьфольклорного и геометризированного орнаментального образов;постановка детей в позицию субъекта деятельности, самостоятельно определяющих и управляющих выполнением предложенных заданий и собственных замыслов.
Ссылки наисточники1.Вагнер, Г. К. От символа к реальности. Развитие пластического образа в русском искусстве XIVXVвеков / Г. К. Вагнер. М. : Искусство, 1980.2.Каган, М. С. Начала эстетики /М. С. Каган. М. : Искусство, 1964.3.Некрасова, М. А. Народное искусство России. Народное творчество как мир целостности / М. А. Некрасова. М. : Советская Россия, 1983.4.Анненкова, Л. ©Реалогияª и смысл вещи / Л. Анненкова. // Декоративное искусство СССР. 1986. № 10.5.Трофимов, А. А. Космогонические представления древних чувашей и отражение их в орнаменте вышивки / А.А.Трофимов // Чувашское искусство. Чебоксары, 1970. Вып. 70.6.Казакова, Т. Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества / Т. Г. Казакова. М. : Владос, 2006.7.Лыкова, И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 27 лет ©Цветные ладошкиª. М. : КарапузДидактика 2007.
Vasilieva Lyudmila Gennadyevna,
the applicant of the pedagogical sciences, the docent of the Department of Preschool Education of The Chuvash Republican Institute of Education of the Ministry of Education of the Chuvash Republic.waslud@rambler.ru
The synthesis of the arts in shaping the geometrize ornamental image in the painting and the application of the 47 years children
Summary.In this article submitted a new direction of the artistic creative development of the preschool children the introduction to the art of the geometrize folk ornament of the 47 years children. The article highlights the specificity of the use of the synthesis of the arts in shaping the geometrize ornamental image in the painting and the application of children which is based on the integration of painting and art of the geometrize folk ornament, on the correlation of the literary and ornamental image, on the interaction of the oral musical and linen folklore.
Key words: the geometrize ornamental image, the synthesis of the arts, the integration of the arts, thegeometrize ornamental image in fine art of the preschool child, the model of the formation of the geometrize ornamental image in the painting and the application of the 47 years children, data and levels of the formedness of the geometrize ornamentalimage in the painting and the application of the preschool children.