Актуальные вопросы правового регулировния отношений по применению вспомогательных репродуктивных технологий.

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Спирина А. Б. Актуальные вопросы правового регулировния отношений по применению вспомогательных репродуктивных технологий. // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 2091–2095. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53421.htm.
Аннотация. В статье рассматривается существующее нормативное регулирование отношений в области использования вспомогательных репродуктивных технологий в Российской Федерации и связанных с этим наиболее актуальных проблем правового регулирования данной области отношений. Проводится анализ законодательства стран постсоветского пространства, где на сегодняшний день существуют законы о репродуктивных правах граждан.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Спирина Анастасия Борисовнаст. преподаватель кафедры гражданского права и процесса Нефтекамский филиал ФГБОУ ВПО ©Башкирский государственный университетª, г.Нефтекамскasyaspirit@mail.ru

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВНИЯ ОТНОШЕНИЙ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ РЕПРОДУКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.

В статье рассматривается существующее нормативное регулирование отношений в области использования вспомогательных репродуктивных технологий в Российской Федерации и связанных с этим наиболее актуальныхпроблемправового регулирования данной области отношений. Проводитсяанализ законодательства стран постсоветского пространства, где на сегодняшний день существуют законы о репродуктивных правах граждан.

Ключевые слова: вспомогательные репродуктивныетехнологии,репродуктивные права,методы искусственной репродукции,суррогатное материнство, бесплодие.

В настоящее время с ошеломительной быстротой развиваютсямедицинские технологии, в их числе вспомогательные репродуктивные технологии (далее ВРТ), оказывающие значительное влияние на решение проблемы бесплодия. Все больше детей рождается с применением методов искусственной репродукции человека.Ксожалению, приходится констатировать тот факт, что действующее российское законодательство, регулирующее общественные отношения, возникающие в связи с применением методов искусственной репродукции человека, далеко от совершенства. На сегодняшний день правовую основу применения вспомогательных репродуктивных технологий в России составляют всего несколько нормативноправовых актов. В первую очередь необходимо назвать Федеральный закон от 21.11.2011 г. № 323ФЗ ©Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерацииª [1], ст. 55 которого содержит, по существу, единственную норму, непосредственно касающуюся применения вспомогательных методов репродукции. Кроме того, к этим источникам следует отнести Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 г. № 223ФЗ[2](ст. 51, 52) и Федеральный закон от 15.11.1997 г. № 143ФЗ ©Об актах гражданского состоянияª[3] (ст. 16), которые устанавливают порядок записи родителей ребенка, родившегося в результате применения методов искусственного оплодотворения и имплантации эмбриона; Семейный кодекс РФ(ст. 52) также регулирует вопросы оспаривания отцовства (материнства) при использовании этих методов. В целях упорядочения применения и внедрения новых вспомогательных репродуктивных технологий в деятельность медицинских организаций Приказом Министерства здравоохранения РФ от 26.02.2003г. № 67 ©О применении вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ) в терапии женского и мужского бесплодияª[4]была утверждена Инструкция по применению методов вспомогательных репродуктивных технологий (далее –Инструкцияпо применению ВРТ), которая практически не регулирует правовые вопросы, связанные с применением репродуктивных технологий.Данный пробел отчасти восполнит Приказ Министерства здравоохранения РФ от 30.08.2012 № 107н ©О порядке использования вспомогательныхрепродуктивных технологий, противопоказаниях и ограничениях к их применениюª[5], свступлениемв силу которого,Инструкция по применению ВРТ будетпризнана утратившейсилу.

Действительно, указанным выше Приказом Министерства здравоохранения РФ от 30.08.2012 № 107н пересмотрен порядок применения вспомогательных репродуктивных технологий.Закреплена процедура отбора пациентов. Рекомендуемая продолжительность обследования для установления причин бесплодия составляет 36 месяцев. Если после установления причины бесплодия проведенное лечение, включая лапароскопическую и гистероскопическую коррекцию, стимуляцию овуляции и терапию мужского фактора бесплодия, признано неэффективным (беременность не наступила в течение 912 месяцев), пациенты направляются на лечение с использованием ВРТ. Женщинам старше 35 лет по решению консилиума врачей данная медпомощь оказывается до истечения указанного срока. Приказом урегулированы вопросы применения ЭКО, суррогатного материнства. Определен порядок применения ВРТ у ВИЧинфицированных пациентов(ранее не урегулированное), использования донорских ооцитов, спермы и эмбрионов. Несмотря на такой положительный момент как, например возможность применения ВРТ у ВИЧинфицированных пациентов,по нашему мнению остаются не урегулированными вопросы, прежде всегоо правовом статусе субъектов соответствующих правоотношений (пациентов, суррогатных матерей, доноров репродуктивных тканей).

С внедрением в практику метода донорства половых клеток и эмбрионов актуальность приобретает вопрос о допустимости возмездного донорства репродуктивных тканей. Не меньшую остроту имеет проблема определения правового положения эмбриона человека и механизмего правовой охраны, проблема определения принадлежности ребенка, родившегося с использованием методики суррогатного материнства (кто является родителями данного ребенка –суррогатная мать или генетические родители?). Согласно вынесенному Конституционным Судом решению право суррогатной матери давать согласие на то, чтобы при государственной регистрации рождения ребенка его родителями были записаны генетические родители, означает имеющуюся у нее возможность в записи акта о рождении ребенка записать себя матерью ребенка, что фиксируется и в свидетельстве о его рождении, обусловливая тем самым для женщины, родившей ребенка, права и обязанности матери[6]. Чтопо нашему мнению противоречит сути суррогатного материнства. В связи с этим возникает необходимость обеспечения на законодательном уровне регламентации отношений по применению вспомогательных репродуктивных технологий, создания эффективных правовых механизмов защиты прав участников данных правоотношений, определениячеткого категориального аппарата. Многие из обозначенных выше вопросов сегодня являются предметом научных дискуссий, и все они требуют скорейшего теоретического осмысления и практического разрешения.В этой связи актуальным представляется изучение опыта других стран, в частности стран постсоветского пространства, котороепо нашему мнениюпредставляется более последовательным в правовом регулировании применения ВРТ. 19 июля 2012 года в Беларуси начал действовать новый Закон Республики Беларусь от 07 января 2012 года ©О вспомогательных репродуктивных технологияхª[7]. Закон выделяет три метода вспомогательных репродуктивных технологий: экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО), искусственная инсеминация и суррогатное материнство. В законе четко оговорено, что эти технологии являются методом оказания медицинской помощи, то есть могут применяться лишь в отношении лиц, имеющих те или иные проблемы с репродуктивным здоровьем. Определены возрастные ограничения для женщин, желающих родить ребенка с помощью ЭКО или искусственной инсеминации —им должно быть не более 50 лет. Еще один момент, который оговаривается в законе, —это ограничение количества эмбрионов, переносимых пациентке в программе ЭКО. Женщине, не достигшей 35 лет, может быть перенесено не более двух эмбрионов. Три эмбриона разрешено переносить женщинам, достигшим 35 лет, а также в любом возрасте после 3х неудачных попыток ЭКО. Ряд положений белорусского закона регламентируют вопросы, связанные с суррогатным материнством. Услугой суррогатной матери может воспользоваться только женщина, для которой вынашивание и рождение ребенка по медицинским показаниям физиологически невозможны либо связаны с риском для ее жизни и (или) жизни ее ребенка. Впервые для Беларуси на законодательном уровне установлены требования, предъявляемые к суррогатным матерям, а также их права и обязанности. Согласно закону, суррогатной матерью может стать женщина, состоящая в браке, в возрасте от 20 до 35 лет, без медицинских противопоказаний и имеющая ребенка. Также суррогатная мать намомент заключения договора суррогатного материнства не должна быть лишена родительских прав, не должна иметь в своей биографии судимость за совершение тяжкого, особо тяжкого преступления против человека.Генетической матерью признается женщина, с участиемполовой клетки которой образовался эмбрион и носителем генотипа которой является будущий ребенок.Немало актуальных норм оговаривается в законе и в отношении донорства половых клеток. Разрешено два вида донорства —анонимное и неанонимное. Неанонимное донорство предполагает использование половых клеток родственников: для женщин —по женской линии (например, сестры), для мужчин —по мужской. Анонимное донорство —предоставление половых клеток гарантированно здоровых доноров, сведения о которых имеются в каталоге клиники. Как сложится практика применения данного закона говорить пока не приходится, хотя некоторое недоумение вызывает ограничение срока хранения донорских половых клеток (статья 11 устанавливает максимальный срок хранения донорских половых клеток, не превышающий 10 лет).В ст. 1 Закона Республики Армения ©О репродуктивном здоровье и репродуктивных правах человекаªот 2002 года [8]в предмете регулирования четко обозначены именно репродуктивные права человека, а также технологии в сфере репродуктивности. Однако общее понятие репродуктивных прав отсутствует, в ст. 4 дается ©стандартныйª перечень (в то же время уточняется, что он носит открытый характер) ©жизненно необходимых половых и репродуктивных правª. К таковым, в частности, будут относиться право создавать семью, самостоятельно определять количество своих детей и время их рождения и с этой целью располагать возможностью пользования надежными и эффективными услугами регулирования деторождения; быть защищенным от всех форм давления, в том числе сексуальной эксплуатации и насилия, принудительной беременности, абортов, стерилизации и иных нарушений репродуктивных прав; принимать собственные решения при медицинских вмешательствах, связанных с сексуальным и репродуктивным здоровьем, за исключением ситуаций, угрожающих жизни и требующих срочного вмешательства, и иных предусмотренных законом случаях; пользоваться новыми репродуктивными технологиями (включая методы регулирования деторождения и надежные и эффективные методы лечения бесплодия). Надо заметить, в марте 2012 года на очередном заседании Парламента Армении во втором окончательном чтении были внесены поправки в закон ©О репродуктивном здоровье и о репродуктивных правах человекаª. Согласно внесенным изменениям отменяется положение, согласно которому суррогатной матери разрешалось одновременно стать донором яйцеклетки и вынашивать беременность с использованием своей яйцеклетки. В новом законе четко регламентируется, что суррогатная мать это женщина, которая вынашивает в своей матке донорского зародыша, и рожденный ею ребенок не носит ее генотип [9].Согласно преамбуле,Закон Республики Таджикистан ©О репродуктивном здоровье и репродуктивных правахª[10], устанавливает основы и порядок регулирования отношений в области репродуктивного здоровья и репродуктивных прав, возникающих с признанием права мужчин и женщин быть информированными и иметь доступ к безопасным, эффективным, доступным и приемлемым методам планирования семьи и деторождения, профилактики болезней, передаваемых половым путем, а также другим связанным с ним отношениям. Перечень общих понятий, закрепляемых Законом, весьма обширен. Так, указывается: репродуктивная система комплекс органов, деятельность которых направлена на обеспечение репродуктивного процесса (половые органы, головной мозг, эндокринные органы); репродуктивное здоровье состояние полного физического, умственного и социального благополучия во всех вопросах, касающихся репродуктивной системы и ее функций и процессов; репродуктивное право права граждан на охрану репродуктивного здоровья и свободное принятие решения в отношении рождения или отказа от рождения ребенка, а также на медикосоциальную, информационную и консультативную помощь в этой сфере. Специально дополнено, что репродуктивное здоровье обусловливает здоровье в пострепродуктивные годы жизни как для женщин, так и для мужчин.Репродуктивные права граждан предусмотрены ст. 11 Закона. Изначально указывается, что они основаны на конституционных правах человека, таких как право на жизнь, свободу и личную безопасность, равное обращение, образование, информацию, развитие и достижение лучшего здоровья. Тем самым подчеркивается их производный характер. Выделено, что граждане Республики Таджикистан вправе реализовывать репродуктивные права по своей воле и в своих интересах. Осуществление гражданами своих репродуктивных прав не должно нарушать права, свободы и законные интересы других граждан. Кроме того, репродуктивные права основываются на признании основного права супружеских пар на свободное и ответственное принятие решений о количестве детей, времени их зачатия и интервалах между рождениями, на обладание необходимыми для этого средствами и информацией, на достижение репродуктивного здоровья. К основным репродуктивным правам относится также право людей свободно, без дискриминации решать вопросы, касающиеся репродукции. Оригинально также деление на права, которые граждане осуществляют самостоятельно, и государственные гарантии.Так, граждане имеют право самостоятельно:

решать вопрос о количестве детей;

принимать решение об интервале между рождением детей, исходя из медицинского и социального состояния, обеспечивающих эффективное воспитание потомства;

пользоваться способами и средствами защиты от заболеваний или увечий, которые могут помешать их сексуальным или репродуктивным функциям.Государством гарантируются:

дородовые и послеродовые льготы матерям;

защита от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального домогательства;

доступ к информации, направленной на поощрение социального, духовного и морального благополучия, физического и психического здоровья в сфере деторождения.Таким образом, делает вывод Г.Б.Романовский ©обеспечивается распределение ©зон ответственностиª. Первый блок элемент личной свободы гражданина. Второй блок обязательства государства по предоставлению конкретных социальных благª [11].В РеспубликеКазахстанразвитие вспомогательных репродуктивных технологий нашло в Законе ©О репродуктивных правах граждан и условиях их осуществленияª 2004 года[12], а также в Кодексе Республики Казахстан ©О здоровье народа и системе здравоохраненияª 2009 года[13].В соответствии с этими источниками женщины имеют право на лечение бесплодия в том числе с применением современных вспомогательных репродуктивных методов и технологий, разрешенных в Республике Казахстан: донорство половых клеток, искусственную инсеминацию, искусственное оплодотворение и имплантацию эмбриона. Мужчины и женщины, достигшие брачного возраста, имеют право на хранение половых клеток. Граждане имеют право на защиту своих репродуктивных прав и свободный репродуктивный выбор, получение услуг по охране репродуктивного здоровья и планированию семьи, получение достоверной и полной информации о состоянии своего репродуктивного здоровья, охрану здоровья в период беременности, при родах и после родов. Закон провозгласил, что в Республике Казахстан клонирование человека запрещается. Законодательство Республики Казахстанустанавливает, что граждане, состоящие в зарегистрированном браке, имеют право на использование вспомогательных репродуктивных методов и технологий только по взаимному согласию. Граждане, давшие согласие на использование вспомогательных репродуктивных методов и технологий, имеют равные права и обязанности родителей в отношении будущего ребенка по его воспитанию и содержанию в соответствии с законодательством Республики Казахстан. В республике разрешено суррогатное материнство по медицинским показаниям, которое предполагает вынашивание и рождение ребенка по договору между суррогатной матерью и потенциальными родителями с выплатой вознаграждения либо без такового. Закон установил, что суррогатная мать не вправе отказаться от передачи рожденного ею ребенка лицам, заключившим с ней договор, а равно передавать ребенка иным лицам. При использовании вспомогательных репродуктивных методов и технологий выбор пола будущего ребенкане допускается, за исключением случаев возможности наследования заболеваний, связанных с полом. Также закон констатирует, что человеческий эмбрион не может быть получен для коммерческих (куплипродажи), военных и промышленных целей.Безусловно, опыт этих стран показывает не только положительные стороны существования законов о ВРТ, но и как естественное следствие и коллизии, и пробелы, и проблемы реализации отдельных норм. Так, примечательным представляется положениестатьи 18ойЗакона Республики Беларусь ©О вспомогательных репродуктивных технологияхª, которая гласит: ©Невостребованные в результате применения вспомогательных репродуктивных технологий эмбрионы могут быть использованы для совершенствования вспомогательных репродуктивных технологий…ª, а далеезаконодатель использует формулировку ©использование эмбрионов в научноисследовательских целях запрещается, что,по мнениюЮ. Чирва приводит к определенному противоречию [14]. На рождаемость в РФ отрицательно влияет низкий уровень репродуктивного здоровья[15]. Безусловно,в этой связи представляетсянемаловажным наличие полного правового регулирования вопросов, касающихся репродуктивного здоровья, в частности проработки законодательства и о вспомогательных репродуктивных технологиях. Опыт других близких нам стран позволит избежать допущенных ошибок.

Ссылки на источники: [1] Федеральный закон от 21.11.2011 № 323ФЗ ©Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерацииª // [Электронный ресурс]. Доступ из справ. правовой системы ©КонсультантПлюсª; [2] Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 № 223ФЗ// [Электронный ресурс]. Доступ из справ. правовой системы ©КонсультантПлюсª; [3] Федеральный закон от 15.11.1997 № 143ФЗ ©Об актах гражданского состоянияª // [Электронный ресурс]. Доступ из справ. правовой системы ©КонсультантПлюсª; [4]Приказ Минздрава РФ от 26.02.2003 № 67 ©О применении вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ) в терапии женского и мужского бесплодияª // [Электронный ресурс]. Доступ из справ. правовой системы ©КонсультантПлюсª; [5] Приказ Минздрава России от 30.08.2012 № 107н ©О порядке использования вспомогательных репродуктивных технологий, противопоказаниях и ограничениях к их применениюª (Зарегистрировано в Минюсте России 12.02.2013 № 27010) // [Электронный ресурс]. Доступ из справ. правовой системы ©КонсультантПлюсª (не вступил в силу); [6] Определение Конституционного Суда РФ от 15.05.2012 № 880О ©Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Ч.П. и Ч.Ю. на нарушение их конституционных прав положениями пункта 4 статьи 51 Семейного кодекса Российской Федерации и пункта 5 статьи 16 Федерального закона ©Об актах гражданского состоянияª // [Электронный ресурс]. Доступ из справ. правовой системы ©КонсультантПлюсª; [7] Национальный правовой интернет –портал Республики Беларусь// URL: http://pravo.by/(дата обращения21.03.2013) [8] Закон Республики Армения от 26 декабря 2002 г. N ЗР474 ©О репродуктивном здоровье и репродуктивных правах человекаª. Национальное Собрание Республики Армения. URL: http:// www.parliament.am/ legislation.php?sel= show&ID= 1339&lang= rus.

(датаобращения21.03.2013) [9] Информационный портал центра ©Семьяª // URL: http://www.babyeco.ru/component/content/article/2earlier/283varmeniiprinjatzakonpokotoromudonorjajcekletkinemozhetstatsurrogatnojmaterju.html. (дата обращения 02.02.2013)[10] Закон Республики Таджикистан2002 год ©О репродуктивном здоровье и репродуктивных правахªURL: http://www.mmk.tj/ru/legislation/legislationbase/2002/(дата обращения 21.03.2013)[11] Романовский Г.Б. Законодательство о репродуктивных правах в странах СНГ// [Электронный ресурс].Справочноправовая система КонсультантПлюс.

[12] http://repromed.kz/socialhealth/51razvitievspomogatelnyhreproduktivnyhtehnologiyvkazahstane.html[13] http://repromed.kz/socialhealth/51razvitievspomogatelnyhreproduktivnyhtehnologiyvkazahstane.html

[14] Ю.Чирва. Закон о ВРТ не противоречит Конституции? //http://www.sobor.by/zakon_o_vrt_protivorechit_konstitucyi_RB.htm[15] Распоряжение Правительства РФ от 24.09.2001 № 1270р ©О Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 годаª // [Электронный ресурс].СправочноправоваясистемаКонсультантПлюс.

Spirina Anastasia Borisovna, lecturer of Civil Law and Procedure.NeftekamskBranch FGBOU VPO "Bashkir State University", .Neftekamsk.email: asyaspirit@mail.ru

CURRENT ISSUES IN LEGAL RELATIONS FOR USE ASSISTED REPRODUCTIVE TECHNOLOGY.

The article discusses the current legal regulationof relations in the field of assisted reproductive technologies in the Russian Federation and to this most urgent problems of legal regulation of the field relations. The analysis of the laws of the former Soviet Union, where today there are laws on reproductive rights.

Key words: assisted reproductive technology, reproductive rights, methods of reproduction, surrogacy, infertility.