Развитие кредитных отношений в переходный период от капитализма к социализму (1921-1929 гг)
Выпуск:
ART 53430
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Ивонина
Е.
В. Развитие кредитных отношений в переходный период от капитализма к социализму (1921-1929 гг) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2013. – Т. 3. – С.
2136–2140. – URL:
http://e-koncept.ru/2013/53430.htm.
Аннотация. «Переход к новой экономической политике обусловил быстрое развитие сельскохозяйственного производства, заметное оживление в работе промышленных предприятий, развёртывание торговли и экономических связей между городом и деревней. В стране заметно оживились, а затем стали быстро развиваться товарно-денежные отношения. Всё это создало предпосылки и
обусловило необходимость организации принципиально новых по классовой сущности кредитных учреждений»
Галь И.М.
Ключевые слова:
капитализм, государственное регулирование, реформа, кредитные отношения, социализм, товарно-денежные отношения
Текст статьи
Ивонина Елена Викторовнастарший преподаватель кафедры предпринимательского права ВолгоВятского института (филиала) Университетаимени О.Е.Кутафина (МГЮА) город Кировivonini@rambker.ruРазвитие кредитных отношений в переходный период от капитализма к социализму (1921 1929 гг.) Аннотация: ©Переход к новой экономической политике обусловил быстрое развитие сельскохозяйственного производства, заметное оживление в работе промышленных предприятий, развёртывание торговли и экономических связей между городом и деревней. В стране заметно оживились, а затем стали быстро развиваться товарноденежные отношения. Всё это создало предпосылки и обусловило необходимость организации принципиально новых по классовой сущности кредитных учрежденийª ГальИ.М. [1]Ключевые слова: кредитные отношения, капитализм, социализм, реформа, товарноденежные отношения, государственное регулирование.
В середине 1921 г., с окончанием гражданской войны наметился перелом в экономической политике Советской власти. По решению Xсъезда РКП (б) страна совершила исторический поворот от ©военного коммунизмаª к новой экономической политике (НЭПу), которая в своей сущности состояла в восстановлении товарноденежных отношений, но не в стихийных его формах, а на основе его регулирования государственной властью. прямо указывал, что С введением НЭПа Советское правительство было вынуждено пересмотреть кредитную политику, промышленность больше не финансировалась авансами из государственной казны. Восстанавливалась торговля, вследствие этого необходимо было восстановление какоголибо кредитного института[2]. Таким образом, НЭП не только создавала базу для восстановления кредитноденежной системы, но и предопределила направлениекредитной политики последнего[3].Потребовалось менее двух лет после ликвидации Народного банка РСФСР, чтобы убедиться в необходимости банковской системы для нормального экономического развития страны. 3 октября 1921 г. Положение о создании Государственного банка было одобрено 4ой сессией ВЦИК, 12 октября 1921 г. был опубликован декрет об учреждении банка, а позднее окончательный текст Положения[4]. В Положении о Государственном банке СССР (первоначально РСФСР), утвержденном 13 октября 1921 г.[5], говорилось, что банк ©учреждается с целью способствовать кредитом и прочими банковскими операциями развитию промышленности, сельского хозяйства и товарооборота, а также с целью концентрации денежных оборотови проведения других мер, направленных к установлению правильного денежного обращенияª[6].Согласно законодательных актов, Государственный банк есть самостоятельное учреждение, не входящее в составНКФ, но подчиненное непосредственно народному комиссару финансов. При учреждении Госбанка не было предоставлено право законодательной инициативы и непосредственного доклада высшим государственным учреждениям. Местными органами банка были областные конторы, отделения и агентства[7]. Конторам было предоставлено право наблюдения за находящимися в районе ее деятельности отделениями и агентствами. Управляющие областных контор и управляющие отделений назначались народным комиссаром финансов по представлениям правления банка и по соглашению с местной властью[8]. Характерной особенностью деятельности Госбанка в период НЭПа было непосредственное выполнение им товарных операций. Госбанк принимал участие в заготовках и реализации хлеба, при его Правлении был создан хлебный отдел. К концу 1922 г. в товарные операции (включая хлебные) было помещено до 40% средств банка. Госбанк осуществлял хлебозаготовки до 1930 г.Общие хозяйственные условия, в которых Госбанк 16 ноября 1921 г. начал свою деятельность, отличались исключительными трудностями, вызванными распадом всего хозяйства. Поэтому основная задача Госбанка в первый период его деятельности сводилась к организационной работе, а именно: создания своего аппарата, который должен был охватить все районы страны; налаживания кредитной работы, ее оперативных форм, и через это организации хозяйственного оборота; организации ресурсов для активных операций; урегулирования денежных расчетов и организации денежного обращения. Главной оказалась последняя задача.Совзнак занимал господствующее положение. В декабре 1921 г. деньги образца 1919 и 1921 годов составляли 92,3 процента всей массы бумажных знаков и лишь ничтожная доля приходилась на прочие выпуски. Доверие к ©романовскимª и ©думскимª упало и тало сходить нанет, по мере того как невозможность реставрации царской власти и власти буржуазного правительства становилась очевидной. Совзнак распространился на всей территории республики[9].Выпуск денежных знаков составлял миллионы рублей и, если за 1920 г. вся бумажноденежная масса увеличилась в 5 раз, то в 1921 г. она увеличилась в 15 раз, а в 1922 г. в 116 раз.По вопросу упорядочения денежного обращения существовали различные мнения. Возобладала вторая позиция, и в решениях XI съезда ВКП(б) указывалось: ©Для данного момента необходимо, нисколько не ставя задачи немедленного возвращения к золотому обращению, твердо установить, что наша экономическая и финансовая политика решительно ориентируется на восстановление золотого обеспечения денегª. ... ©Особой задачей финансовой политики является сначала сокращение, а затем прекращение бумажноденежной эмиссииª[10]. Разрешение этого вопроса потребовало почти 3 лет упорной работы, основные, черты которой были сформулированы в приведенном выше пункте резолюции XI Съезда РКП и которая завершилась рядом мероприятий в области денежного обращения, составивших в своей совокупности денежную реформу.Сущность денежной реформы определялась еще в апреле 1921 г. в докладе Профессор 3.С.Каценеленбаум одним из первых заговорил о сущности денежной реформы в 1921 г.[11]. ©Реформа намечается в сторону возврата к золотой валюте... Можно говорить пока только о выпуске банкноты, обеспеченной золотом. Выпуск такой банкноты на новых основаниях мог бы прервать процесс недоверия к деньгам. Банкнота, обеспеченная золотом, обставленная известными гарантиями, могла бы проявить известную устойчивость...ª[12]. 3.С. Каценеленбаум имеет ввиду будущуюбанкноту червонец.Первым важнейшим шагом этой реформы был выпуск Государственным банком РСФСР банковых билетов по декрету 11 октября 1922 г.[13]Выпуск банкнотчервонцев, как новых денег, обеспеченных золотом, явился осуществлением одного из пунктов (5го) резолюции XI Съезда РКП ©О финансовой политикеª. Этот пункт резолюции формулирует ряд основных принципов реорганизации денежной системы. Резолюция предусматривала выпуск денег банкнот, обеспеченных металлом и подлежащих в будущем размену на металл, т. е. переход к системе „Goldкernwährung" (обращение банкнот на основе золотой денежной единицы).Развитие народного хозяйства, товарооборота, требовало все новых порций устойчивых денег; червонец удовлетворял этому требованию. Эта растущая потребность народного хозяйства и была основной предпосылкой внедрения червонцев, как денег с "устойчивой покупательной силойª.©Кредитная эмиссия совзнаковª позволила сократить дальнейшую эмиссию червонцев, грозившую за превышением потребностив них оборота, обесценить червонец. Но переход от советских знаков к банкнотам совершился не сразу. Сначала клиенты банка не знали, что делать с банкнотой и меняли сразу её при получении на совзнаки. Слабое проникновение червонца в оборот видно из того, что в первые месяцы значительная часть выпускаемых эмиссионным отделом банкнот застревала в банках.Потребность заграницы в удобном, устойчивом средстве расплаты при наметившейся устойчивости червонца продвинула его на заграничный рынок и превратила червонец, пока еще только фактически, в международную валюту. Благодаря предпринятым на законодательном уровне мерам, червонцу удалось стать устойчивыми деньгами, не уступающими или малоуступающими лучшим мировым валютам.Банковые билеты, выписанные в золоте, имеющие податное обеспечение, обеспечившее им расценку, равную официальной расценке (курсу) золотого рубля и, наконец, имеющие устойчивость по отношению к иностраннымвалютам и золоту при расценке, колеблющейся вокруг паритета, тем самым приобрели довольно устойчивую покупательную силу по отношению к товарам на внутреннем рынке. По результатам проведённого исследования по данному вопросу можно сделать вывод, что, что покупательная сила червонца была весьма значительной, превышая покупательную силу довоенных 10р. зол. (по отношению к оптовым ценам) в первые месяцы 1923 г.; с июня наступает перелом; покупательная сила червонца резко падает к 1 июля и остается на этом уровне вплоть до 1 ноября 1923 года, когда она снова крепнет до 1 января, когда она снова начинает уменьшаться[14].Вопрос о причинах падения покупательной силы червонца вызвал весьма оживленную дискуссию в литературе. В виду того, что некоторые авторы склонны были искать причины этого падения, главным образом, на стороне червонцев, в изменившейся роли червонца в нашем денежном обращении. Что в первые месяцы 1923 года вплоть до мая внедрение червонцев шло не за счет вытеснения совзнаков, а за счет создания, как бы, добавочной денежной массы. Положение изменилось с мая, когдався денежная масса в червонном выражении уменьшилась, несмотря на прилив червонцев (около 12 млн.руб.) за счет еще более значительного уменьшения общей ценности совзначной валюты. С июля общая денежная масса начинает снова расти, но лишь исключительно за счет червонцев, совзначная масса неуклонно уменьшается червонец все более и более вытесняет совзнак, занимая все большую сферу оборота.Выше я уже отмечала, что при выпуске червонцев им ставилась задача обслуживать нужды торговопромышленного оборота наряду с совзнаком. Отказ от совзнака не представлялся возможным, поскольку его эмиссия служила источником сбалансирования бюджета. Разрешение этой задачи представлялось крайне трудным, ибо, поскольку червонец эмитировался не только под учет векселей коммерческогохарактера, но и на целевые кредиты промышленности, закупку инвалюты и золота, постольку червонец застревал в обороте, замещал совзнак, а частью уходил в накопление. Быстрое и значение вытеснение совзнака червонцем имело ряд весьма важных последствий. Вопервых, им обгоняется весьма значительный и непрерывный рост цен в совзнаках. В противоположность прошлым (1921 г. и 1922 г.), 1923 г. не дал летней стабилизации цен. Наоборот, с лета начался еще более быстрый рост цен, все увеличивавшийся вплоть до денежной реформы. Этот необычайный рост цен в совзнаках находит объяснение не только в эмиссии, а, главным образом, в сужении сферы обращения для совзнака. Положение меняется с апреля мая и ухудшается с каждым месяцем. Рост цен все более обгоняет рост совзначной массы. Быстрое обесценение совзнаков по причине сокращения сферы их оборота создает дополнительную причину их обесценения: начинает возрастать быстрота оборота совзнака. Быстрое падение совзнака, сфера обращения которого сузилась при весьма значительной в летние месяцы червонной эмиссии, привело к тому, что к моменту осеннего увеличения товарооборота совзнаков стало не хватать. Создался разменный кризис и прежний лаж на червонцы (результат большого спроса на них, особенно на мелкие купюры, как устойчивые деньги) сменился некоторым лажем на совзнаки. Громадный их выпуск (в 3 раза превысивший обычный) в октябре устранил этот разменныйкризис и создал снова еще больший лаж на червонцы, которые стали одним из средств спасения имевшихся на руках денег (совзнаков) от обесценения.Последние месяцы 1923 г., имевшие наибольший темп эмиссии, дали и наибольший эмиссионный доход. Но вместе с тем этими эмиссиями была как бы решена судьба совзнака, который явно стал неспособен к дальнейшему существованию, и быстрое падение которого стало вносить дезорганизацию во всю хозяйственную жизнь.Денежное обращение 1923 г. характеризуется, как своеобразная система параллельного обращения, когда обращались две, валюты, между которыми не было прочного, законом установленного,ценностного соотношения, каковое определялось сперва на фондовых отделах бирж, а затем на фондовом отделе Московской товарной биржи. До половины 1923 г. обе валюты мирно уживались; в дальнейшем началось быстрое вытеснение совзнака. Последние месяцы 1923 г. падение совзнака и лаж на червонцы особенно значительны.К концу 1923 г. в денежном обращении страны явственно наметились тенденции к оздоровлению. На всей территории СССР обращалась уже единообразная валюта (исключение составляли Закавказская Советская Федеративная Социалистическая Республика и Дальний Восток). Билеты Госбанка почти полностью вытеснили совзнак.XIIIпартийная конференция в январе 1924 г. и IIсъезд Советов в январе –феврале 1924 г. приняли решение о завершении денежной реформы как об одной из ближайших задач хозяйственного развития: ©Важнейшей очередной хозяйственной задачей съезд Советов считает упорядочение денежного обращения, для чего необходимо в кратчайший срок закончить денежную реформу, правильно начатую введением червонца взаменпадающего денежного знака и ввести в обращение устойчивые казначейские билетыª[15].7 марта 1924 г. ЦК партии обратился ко всем организациям РКП (б) с письмом ©О денежной реформеª. ©Денежная реформа, продиктованная насущнейшими интересами рабочих и крестьянских масс и настоятельными потребностями хозяйственного возрождения Советского Союза, начата осуществлениемª, так торжественно начиналось Письмо. Далее определялись основные этапы реформы отчасти пройденный, отчасти предстоящие; раскрывалось значение реформы и те реальные блага, которые должно дать её проведение трудящимся страны. Особое значение обращалось на значение денежной реформы для внешней политики Советского Союза: ©… лицом к лицу с капиталистическим миром будет стоять не бессильная страна…, а крепко организованное Советское государство, которое усилиями трудящихся масс сумело выйти из тягчайших бедствий и избежать финансового крахаª. Обращение призывало поставить денежную реформу в центр всей партийной и советской работы и выражало уверенность в ©победе в борьбе за твёрдую валютуª[16].В результате проведения денежной реформы был завершён процесс объединения денежного обращения по всему СССР. IIIсъезд Советов СССР в мае 1925 г. подвёл итоги финансовой политики СССР. ©IIIсъезд Советов констатирует, что реформа денежного обращения удалась полностью. Будучи подготовлена всем предшествовавшим хозяйственным и финансовым строительством Союза ССР, она в свою очередь является основой дальнейшего ускоренного и более уверенного подъёма во всех отраслях народного и государственного хозяйстваª[17], записал съезд в своём постановлении.Сосредоточение в Госбанке эмиссии денег, расширение кредитных и других операций потребовали значительного увеличения его сети. Тем не менее по характеру своей деятельности и назначению Госбанк не мог справиться с кредитованием всех разносторонних нужд экономики. В связи с этим возникла необходимость создания других кредитных организаций. Огромное множество их было вызвано многоукладностью экономики и отчасти отражало ее. В банковской системе были представлены почти все существовавшие тогда формы собственности. Вслед за восстановлением Государственного банка и в период проведения денежной реформы, началось формирование государственной денежнокредитной системы Советской России. 26 декабря 1922 г. в системе Наркомфина были учреждены государственные сберегательные кассы, получившие несколько позднее название ©трудовыхª [18]. Тогда же, 26 декабря, Совнарком утвердил Положение о государственных трудовых сберегательных кассах. В Положении указывались цели и задачи сберегательных касс, общие основы их устройства, виды осуществляемых ими операций, порядок помещения и расходования средств и представления отчетности. Согласно Положению, сберкассы могли принимать основные виды вкладов: до востребования, условные и на текущиесчета. Петров Ю.А., Калмыков С.В. считают, что ©Положение о гострудсберкассах сыграло большую роль в становлении и развитии системы сберегательных касс[19].В соответствии с запросами жизни правительством Союза и Наркомфином уже после принятия нового Положения был издан ряд постановлений, расширявших круг функций сберкасс. Так, постановлением ЦИК и СНК СССР от 21 декабря 1926 г. на сберкассы была возложена выдача персональных пенсий, а законом от 26 октября 1927 г. также выплата пенсий народным учителям. Постановлением от 28 сентября 1927 г. круг операцийдополнен приемом налогов и сборов от населения. Еще раньше законом от 6 августа 1927 г. гострудсберкассам был разрешен выпуск собственных денежных обязательств —сберегательных сертификатов, законом от 18 февраля 1928 г. уточнены и расширены права вкладчиков в отношении распоряжения своими вкладами на случай смерти и т. д.[20]. Ближе к концу восстановительного периода принимается ряд важных решений, которые заложили основу для фундаментальных изменений не только в формах и методах, но, можно сказать, в самом направлении деятельности сберегательных касс. Имеется в виду прежде всего постановление СНК от 11 апреля 1927 г. ©О мерах к развитию операций Гострудсберкассª[21], в котором была намечена целая система мероприятий, направленных кулучшению и упрощению операционной техники, сокращению накладных расходов и удешевлению административного аппарата путем ликвидации лишних административных звеньев.Совместное постановление ЦИК и СНК СССР от 18 мая 1927 г.[22]санкционировало направление свободных средств сберегательных касс в русло госкредита, в связи с чем Главное управление заключило 24 мая 1928 г. соглашение с Правлением Госбанка о помощи со стороны последнего сберкассам в деле регулирования собственного портфеля ценных бумаг, которое имело важное значение в контексте дальнейшего развития событий[23].По результатам проверки организации сберегательного дела со стороны Наркомата рабочекрестьянской инспекции (НК РКИ) было вынесено решение об изменении структуры системы гострудсберкасс[24].Таким образом, сберегательное дело в СССР сделало в двадцатые годы, несомненно, большие успехи и предстояла еще большая и упорная работа над дальнейшим развитием сберегательного дела, значение которого возрастало.Как указывает В.В. Мехряков ©создание кредитных учреждений носило во многом стихийный характер. Банки возникали в силу практических требований и интересов данной отрасли хозяйства, причем и здесь случайные обстоятельства, при отсутствии определенной системы учредительства, играли свою рольª[25].Захаров В.С. указывает, что ©не имея опыта и необходимых условий для централизованного директивного планирования в масштабе всего народного хозяйства, государство стремилось использовать банки в качестве органов экономического управления развитием отдельных отраслей. Этому назначению лучше всего отвечали специализированные банки, создававшиеся иногда при органах управления народным хозяйствомª[26]. Отраслевые банки начали учреждаться в 1922 году и к концу 1924 года, как считает И.М.Галь, характеризуя данный период в становлении кредитной системы, ©в СССР уже была организована разветвленнаякредитная системаª[27]. Были учреждены: Торговопромышленный банк (Промбанк), Электробанк, Всероссийский кооперативный банк (Всекобанк), Всеукраинский кооперативный банк (Украинбанк).После перехода к новой экономической политике возникла необходимость развития кредитных отношений в сельском хозяйстве. Первый декрет о кредитной кооперации был обнародован ВЦИК и Совнаркомом 24 января 1922 года. Этим декретом всем гражданам предоставлялось право образовывать кредитные и ссудосберегательные товарищества для предоставления своим членам льготных ссуд на хозяйственные нужды, для объединения денежных средств членов товарищества в целях приобретения инвентаря, материалов, сырья и для посредничества в сбыте продукции членов товарищества. В начале 1923 года стали создаваться губернские и областные общества сельскохозяйственного кредита, т. е. второе (среднее) звено системы сельскохозяйственного кредита. По мере роста сети и операций низового и среднего звеньев сельскохозяйственного кредита возникла необходимость в образовании республиканских сельскохозяйственных банков для оказания финансовой поддержки кредитным товариществам и губернским обществам сельхозкредита, а также руководства их работой. В ноябре 1923 года был учрежден Украинский сельскохозяйственный банк, в декабре Белорусский сельхозбанк и несколько позже банки Закавказья, Узбекистана, Туркмении и РСФСР. Республиканские сельскохозяйственные банки были созданы на акционерных началах, с преобладающим участием средств государственных организаций и НКФ. В целях оказания помощи и осуществления оперативного руководства кредитными товариществами, губернскими и областными обществами сельскохозяйственного кредита II съезд Советов СССР, состоявшийся 1 февраля 1924 года, принял решение о создании Центрального сельскохозяйственного банка СССР.Характерной особенностью построения системы сельскохозяйственного кредита в восстановительный период являлось сочетание государственного и кооперативного начал. Система коммунальных банков начала учреждаться на основе постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 18 января 1923 года, согласно которому губернским органам Советской власти разрешалось создавать местные коммунальные банки в форме акционерных обществ, с преобладанием государственных средств. На местные коммунальные банки возлагалась задача оказания кредитной помощи в восстановлении и развитии разрушенного гражданской войной и иностранной интервенцией жилищного фонда, городского хозяйства, а также предоставления местному населению банковских ссуд на нужды городского строительства всех видов. Однако в первые годы деятельности коммунальные банки стремились стать универсальными кредитными учреждениями и во многих случаях стали противопоставлять себя остальным отраслевым банкам. В январе 1925 года в г. Москве был учрежден Центральный банк коммунального хозяйства и жилищного строительства(Цекомбанк) в форме акционерного общества. На этот банк возлагалась задача оказывать содействие кредитом восстановлению, строительству и расширению коммунального хозяйства и жилого фонда на территории СССР. Успешное восстановление народного хозяйства и рост производства сельскохозяйственной продукции позволили наладить, а затем и оживить внешнеэкономические связи СССР с зарубежными странами. Для содействия торговлеСССР и главным образом для развития коммерческих оборотов с заграницей 19 октября 1922 года Советское правительство разрешило учредить Российский коммерческий банк как акционерное общество с участием иностранного (шведского) капитала (Внешторгбанк). Общества взаимного кредита начали создаваться в июне 1922 года для кредитования частной торговли и промышленности, а также городских некооперированных ремесленников и кустарей. Необходимость их организации была обусловлена оживлением промышленноторговой деятельности частнокапиталистических элементов в первые годы новой экономической политики и развитием товарноденежных отношений. Кроме вышеперечисленных кредитных учреждений, СНК постановлением от 1 октября 1922 года разрешил местным органам власти открывать городские ломбарды. Основная цель их организации заключалась в том, чтобы локализовать операции ростовщиков, наживавшихся на операциях, связанных с приемом в залог различного рода личного имущества советских граждан[28].Кроме перечисленных кредитных учреждений, было организовано еще три территориальных банка: Дальневосточный, Среднеазиатский коммерческий и ЮгоВосточный коммерческий.Таким образом, к началу 1925 года в СССР было завершено организационное построение кредитной системы общесоюзного, республиканского и местного значений. Госбанк, Промбанк, Электробанк, Всекобанк, Внешторгбанк и Центральный сельхозбанк СССР представляли собой кредитные учреждения общесоюзного значения. ЮгоВосточный коммерческий, Среднеазиатский коммерческий и Дальневосточный банки были банками территориальными, а Украинбанк, Укрсельхозбанк, Закавказский и Белорусский сельскохозяйственные банки и Сельхозбанк РСФСР представляли собой кредитные учреждения республиканского значения. К кредитным учреждениям местного значения относились: коммунальные банки, общества взаимного кредита, губернские общества сельскохозяйственного кредита, кредитные товарищества и городские ломбарды. Общее руководство банками правительство возложило на НКФ, который осуществлял надзор за их деятельностью и выполнением утвержденных уставов, получал и анализировал банковскую отчетность, давал разрешение на открытие новых филиалов банков.Среди разветвленной сети банковских учреждений центральнымзвеном этой сети являлся Государственный банк СССР. Он располагал самым большим числом филиалов и оказывал отраслевым и кооперативным банкам большую финансовую поддержку путем предоставления кредитов.Итак, несмотря на многозвенность кредитной системы, в основу ее построения был положен принцип единства и централизации. Это нашло свое выражение в руководстве банками со стороны Наркомфина и обеспечении доминирующей роли Государственного банка по отношению к другим кредитным институтам.Для согласования деятельности кредитных учреждений и разработки общих вопросов регулирования банковскогокредитования в 1924 г. был создан Комитет по делам банков. Этот комитет обсуждал общее направление политики кредитных учреждений, кредитные планы банков, вопросы согласованного направления кредитных ресурсов, установления пределов процентных ставок по активным и пассивным операциям и согласования процентной политики банков. В пунктах, где имелось значительное количество кредитных учреждений, создавались местные совещанияпо делам банков[29].В 1926 году наша страна приступила к осуществлению программы социалистической индустриализации, принятой XIV съездом партии. Поскольку основными источниками финансирования потребностей индустриализации были социалистические накопления, на кредитную систему была возложена задача не только изыскания и мобилизации денежных средств для капитальных вложений, но и обеспечить их рациональное расходование. Кредитная система призвана была мобилизовать денежные средства хозяйственных организаций и в плановом порядке направлять их на капитальное строительство, бороться с распылением средств, усилить контроль за соблюдением хозрасчета, выполнением заданий по снижению себестоимости производства продукции, способствовать ускорению оборачиваемости ресурсов, всячески бороться за соблюдение строжайшего режима экономии при расходовании государственных средств. Однако задачи, поставленные перед банками, не могли успешно решаться, так как организационное построение кредитной системы, сложившееся в 19211924 гг., перестало отвечать новым требованиям. Назрела необходимость осуществить перестройку кредитной системы так, чтобы она отвечала требованиям развивающейсяэкономики и дальнейшим задачам социалистической реконструкции хозяйства.Начало этой перестройки было положено постановлением ЦИК и СНК СССР от 15 июня 1927 года ©О принципах построения кредитной системыª[30]. Основное содержание изменений, принятых этим постановлением, заключалось в следующем: вопервых, на Государственный банк были возложены функции оперативного руководства деятельностью всех кредитных учреждений при сохранении за Наркомфином функций общего руководства банками; вовторых, Государственному банку было предоставлено право принимать участие в работе советов и ревизионных комиссий отраслевых банков, наблюдать за их работой, правильностью использования кредитов, требовать от спецбанков предоставления балансов, сведений о задолженности по ссудам отдельных хозорганов, о текущих счетах и вкладах; втретьих, каждой хозяйственной организации разрешалось пользоваться краткосрочным кредитом и сосредоточивать свои свободные денежные средства только в одном определенном банке, в соответствии с характером хозяйственной деятельности, т. е. по принципу ©один клиент один банкª; вчетвертых, были унифицированы процентные ставки по активным и пассивным операциям; наконец, отраслевые банки обязаны были хранить свои свободные средства и кредитоваться только в Государственном банке.Однако разграничение функций между банками не было осуществлено, а закрепление клиентуры за отдельными учреждениями банков проходило с большими сопротивлениями на местах. Промышленные предприятия продолжали пользоваться краткосрочными и долгосрочными кредитами не только в Госбанке, но и в Торговопромышленном и меньше —в других банках. Все это, наряду с вексельным обращением в стране, продолжало затруднять финансовое и кредитное планирование, существенно снижало эффективность банковского контроля в ведущей отрасли народного хозяйства. Вследствие этого, а главное в связи с ростом капитальных вложений в промышленность и электрохозяйство, возникла необходимость организации специального банка для финансирования ключевых строек страны. На основании постановления СНК СССР от 14 февраля 1928 года существовавшие Промбанк и Электробанк были реорганизованы в ©Банк долгосрочного кредитования промышленности и электрохозяйстваª (БДК). Организация БДК имела важное значение в решении проблемы создания кредитной системы, соответствующей потребностям индустриализации страны. Госбанк в большей мере становился центром краткосрочного кредитования, тогда как в БДК сосредоточивалось долгосрочное кредитование и финансированиестроительства промышленных предприятий. Существенно изменились и операции системы коммунального кредита. Расширение жилищного и культурнобытового строительства обусловило рост кредитных вложений и развитие операций коммунальных банков. Задачи, поставленные в области развития сельского хозяйства и осуществления кооперативного плана, потребовали соответствующей перестройки работы системы сельскохозяйственного кредита. Говоря о развитии сельскохозяйственного кредита, следует отметить, что значительные суммы средств были направлены на развитие сельской индустрии: строительство электростанций, маслодельных заводов, зерносушилок, элеваторов, складов, на развитие промыслови т. д.Дальнейшее развитие получили операции кооперативных банков. Рост государственной и кооперативной торговли, а также усилившийся процесс кооперирования кустарей и ремесленников проходили при активном содействии кредита.В целях улучшения финансирования торгового и промышленного строительства силами кооперативных организаций 10 августа 1928 года правительство разрешило кооперативным Союзам создавать централизованные фонды долгосрочногокредитования за счет отчислений от прибылей кооперативных организаций. Одновременно с развитием старых форм прямого целевого кредитования в ряде отраслей промышленности и, в первую очередь, в отраслях, имевших синдикаты, стали применяться новые виды кредита и новые формы расчетов. Некоторые синдикаты отказались от взаимного коммерческого кредитования и перешли к оплате товаров непосредственно при их покупке. Так, в 1926 году впервые стали выдаваться синдикатские кредиты, получившие широкое распространение в 19281929 гг.В августе 1928 года ЦИК и СНК СССР приняли постановление о передаче Государственному банку функций по кассовому исполнению Государственного и местного бюджетов, чем был ликвидирован ненужный параллелизм в работе Госбанка и НКФ. Реформа кассового устройства имела важное значение в превращении Государственного банка в кассовый центр страны и создании благоприятных условий для планирования и оперативного регулирования денежного обращения.Государственный банк СССР, другие банки и сберкассы проводили работу с внутренними государственными займами (Приложение 35)[31]. С 1922 г. Советское государство начало выпускать первые займы не только в денежной, но и в натуральной форме, что было связано с быстрым обесценением денег. Среди населения займы размещались по подписке, сначала в ограниченных размерах и с единовременной оплатой облигаций. Начиная с 1927 г. подписка стала проводиться с рассрочкой платежей.В 1929 г. был введен новый Устав Государственного банка СССР. В нем было зафиксировано, что Госбанк регулирует денежное обращение, осуществляет краткосрочное кредитование промышленности, сельского хозяйства, торговли, транспорта и других отраслей хозяйства в соответствии с общим планом развития народного хозяйства СССР[32].В 1929 г. НЭП был свёрнут окончательно и началась ускоренная социалистическая индустриализация на сугубо плановых началах. Основное содержание реформы заключалось в следующем: ликвидация коммерческого кредита и замена его прямым банковским кредитованием; сосредоточение краткосрочного кредитования в едином кредитном институте Госбанке СССР, с тем чтобы усилить его роль как расчётного центра и обеспечить возможность контроля за соблюдением предприятиями установленных плановых заданий; реформирование системы специализированных банков, обеспечивающих аккумуляцию и рациональное использование ассигнований, предназначенных для капитальных вложений.Постановления ЦИК и СНК СССР от 15 июня 1927 г. ©О принципах построения кредитной системыª имело решающую роль на формирование двухуровневой банковской системы страны оказало принятие[33]. В соответствии с ним на Государственный банк, эмиссионный центр страны, возлагалось общее руководство всеми
специализированными банками, разграничивались клиенты банков. В соответствии с сутью данного акта можно утверждать, что он законодательно закрепил образование в стране двухуровневой банковской системы: первый уровень представлял Госбанк СССР, он стал банком банков; второй уровень составляли иные кредитные учреждения. Можно сделать вывод, что в 19261929 гг. кредитная система существенно развила свои функции, организационно окрепла, а ее роль в народном хозяйстве резко возросла. Кредитные вложения банков в народное хозяйство возросли в 4,1 раза. Сеть Госбанка расширилась в 1,5 раза, а сеть отраслевых банков заметно сократилась в связи с проведенными в 1927 и 1928 гг. мероприятиями по рационализации банковского дела. Заметно усилилась роль звена кредитной системы Государственного банка СССР, который все больше превращался в банк краткосрочного кредитования производства и товарооборота, в расчетный и кассовый центр страны. Взаимное коммерческое кредитование все больше вытеснялось прямым банковским кредитованием, однако окончательно коммерческая форма кредитования была ликвидирована лишь в результате проведения кредитной реформы 1930—1932 годов.Ссылки на источники:1.Галь И.М. Развитие кредитных отношений в переходный период от капитализма к социализму (19211929 гг.). Киев,1968. С.47.2.Нардюжев Ю.Ф., Кувшинов Е.С. Российские банки//Банковское дело, № 6, 1994. С.40.3.Мехряков В.Д. История кредитных учреждений и современное состояние банковской системы России. –М.: Институт экономики РАН, 1995 г. С.121122.4.Мехряков В.Д. История кредитных учреждений и современное состояние банковской системы России. –М.: Институт экономики РАН, 1995 г. С.123124.5.Захаров В.С. Очерки банковской системы СССР. –М.: Финансы и статистика, 2007. С.72.6.Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. Т. I.С.257.7.Богачев Е.Б. Связь времён: этапы становления Национального банка Республики Татарстан Банка России//Деньги и кредит. № 6, 2009. С.3840; Губин С.В., О.А.Седенко. История Саратовского отделения Госбанка: время и люди//Деньги и кредит. № 8, 2009. С.73; Ленская Т.Ю. Главное управление Банка России по Приморскому краю: история и современность//Деньги и кредит, № 1, 2009. С.40; Стахнюк А.В. Страницы истории Главного управления Банка России по Оренбургской области//Деньги и кредит. № 2, 2009. С.38.8.Вестник
финансов. М., 1926. № 2. С.214215.9.Мельникова А.С. Твёрдые деньги. Изд. 2е, доп. М., Политиздат, 1973. С.3839.10.КПСС в резолюциях, решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. –М.: Политиздат, 1983. –Т.2. С.494496.11.Денежное обращение и
кредит в ССС. М, 1956.
12.Каценеленбаум З.С. Учение о деньгах и кредите. Ч.2. Второе издание. М., 1927. С.249.13.Рагольский М.Н. Денежное обращение в Советской России. Издание отдела печати Саргубкома Р.К.П. Саратов, 1924. С.59.14.Рагольский М.Н. Денежное обращение в Советской России. Издание отдела печати Саргубкома Р.К.П. Саратов, 1924. С.75.15.Съезды Советов Союза Советских Социалистических Республик. Сборник документов. 19221936. Т.III. М., 1960. С.59.16.Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. Т. С.409410.17.Съезды Советов Союза ССР, союзных и автономных советских социалистических республик.. Т.III. С.96.18.Съезды Советов Союза ССР, союзных и автономных советских социалистических республик. Т.I. М. 1959. C.235.19.Известия ЦИК СССР. 1925. 5 декабря.20.Сберегательное дело. 1928. № 8. С.11;
1929. № 3. С.23.21.Собрание законов СССР (далее СЗ). М., 1927. № 19. Ст.220.22.СЗ. М., 1927. № 52. Ст.519.23.Сберегательное дело. 1928. № 78. С.13.24.Известия ЦИК СССР. 1928. 30 мая.25.Мехряков В.Д. История кредитных учреждений и современное состояние банковской системы России. –М.: Институт экономики РАН, 1995 г. С.122.26.Захаров В.С. Очерки банковской системы СССР. –М.: Финансы и статистика, 2007. 27.Галь И.М. Развитие кредитных отношений в переходный период от капитализма к социализму (19211929 гг.). Киев,1968. С.1426.28.ПушкарёвВ. Реалии НЭПА. Частная торговля в 19211925 гг.//Деловой мир. 25 февраля 1995 г. № 37 (1163). С.15.29.Захаров В.С. Очерки банковской системы СССР. –М.: Финансы и статистика, 2007. С.93.30.Собрание законов и распоряжений Правительства ССР. 1927. № 35. С.364.31.Хейфец Б.А. Кредитная история России: от Екатерины IIдо Путина. –М.: Эдиториал УРСС, 2001. С.4849.32.Захаров В.С. Очерки банковской системы СССР. –М.: Финансы и статистика, 2007. С.96.33.Собрание законов и распоряжений Правительства ССР. 1927. № 35. С.364.Ivonina Elena Viktorovnasenior professor of the chair of business law of of VolgoVyatsky Institute (Branch)
of University named after O.E.Kutafin (MSAL) the city of Kirov (ivonini@rambler.ru)Development of credit relations in the transitional period from capitalism to socialism (1921 –1929)Annotation: “The transition to new economic policy provided rapid development of agricultural industry, noticeable recovery in the work of an industrial sector, activation of trade and economic relations between town and country. Commoditymoney relations began to develop intensively. It predetermined and provided the need to organize monetary institutions new in their class nature”. GalI.M. [1]Key words: credit relations, capitalism, socialism, reform, commoditymoney relations, state regulation.
В середине 1921 г., с окончанием гражданской войны наметился перелом в экономической политике Советской власти. По решению Xсъезда РКП (б) страна совершила исторический поворот от ©военного коммунизмаª к новой экономической политике (НЭПу), которая в своей сущности состояла в восстановлении товарноденежных отношений, но не в стихийных его формах, а на основе его регулирования государственной властью. прямо указывал, что С введением НЭПа Советское правительство было вынуждено пересмотреть кредитную политику, промышленность больше не финансировалась авансами из государственной казны. Восстанавливалась торговля, вследствие этого необходимо было восстановление какоголибо кредитного института[2]. Таким образом, НЭП не только создавала базу для восстановления кредитноденежной системы, но и предопределила направлениекредитной политики последнего[3].Потребовалось менее двух лет после ликвидации Народного банка РСФСР, чтобы убедиться в необходимости банковской системы для нормального экономического развития страны. 3 октября 1921 г. Положение о создании Государственного банка было одобрено 4ой сессией ВЦИК, 12 октября 1921 г. был опубликован декрет об учреждении банка, а позднее окончательный текст Положения[4]. В Положении о Государственном банке СССР (первоначально РСФСР), утвержденном 13 октября 1921 г.[5], говорилось, что банк ©учреждается с целью способствовать кредитом и прочими банковскими операциями развитию промышленности, сельского хозяйства и товарооборота, а также с целью концентрации денежных оборотови проведения других мер, направленных к установлению правильного денежного обращенияª[6].Согласно законодательных актов, Государственный банк есть самостоятельное учреждение, не входящее в составНКФ, но подчиненное непосредственно народному комиссару финансов. При учреждении Госбанка не было предоставлено право законодательной инициативы и непосредственного доклада высшим государственным учреждениям. Местными органами банка были областные конторы, отделения и агентства[7]. Конторам было предоставлено право наблюдения за находящимися в районе ее деятельности отделениями и агентствами. Управляющие областных контор и управляющие отделений назначались народным комиссаром финансов по представлениям правления банка и по соглашению с местной властью[8]. Характерной особенностью деятельности Госбанка в период НЭПа было непосредственное выполнение им товарных операций. Госбанк принимал участие в заготовках и реализации хлеба, при его Правлении был создан хлебный отдел. К концу 1922 г. в товарные операции (включая хлебные) было помещено до 40% средств банка. Госбанк осуществлял хлебозаготовки до 1930 г.Общие хозяйственные условия, в которых Госбанк 16 ноября 1921 г. начал свою деятельность, отличались исключительными трудностями, вызванными распадом всего хозяйства. Поэтому основная задача Госбанка в первый период его деятельности сводилась к организационной работе, а именно: создания своего аппарата, который должен был охватить все районы страны; налаживания кредитной работы, ее оперативных форм, и через это организации хозяйственного оборота; организации ресурсов для активных операций; урегулирования денежных расчетов и организации денежного обращения. Главной оказалась последняя задача.Совзнак занимал господствующее положение. В декабре 1921 г. деньги образца 1919 и 1921 годов составляли 92,3 процента всей массы бумажных знаков и лишь ничтожная доля приходилась на прочие выпуски. Доверие к ©романовскимª и ©думскимª упало и тало сходить нанет, по мере того как невозможность реставрации царской власти и власти буржуазного правительства становилась очевидной. Совзнак распространился на всей территории республики[9].Выпуск денежных знаков составлял миллионы рублей и, если за 1920 г. вся бумажноденежная масса увеличилась в 5 раз, то в 1921 г. она увеличилась в 15 раз, а в 1922 г. в 116 раз.По вопросу упорядочения денежного обращения существовали различные мнения. Возобладала вторая позиция, и в решениях XI съезда ВКП(б) указывалось: ©Для данного момента необходимо, нисколько не ставя задачи немедленного возвращения к золотому обращению, твердо установить, что наша экономическая и финансовая политика решительно ориентируется на восстановление золотого обеспечения денегª. ... ©Особой задачей финансовой политики является сначала сокращение, а затем прекращение бумажноденежной эмиссииª[10]. Разрешение этого вопроса потребовало почти 3 лет упорной работы, основные, черты которой были сформулированы в приведенном выше пункте резолюции XI Съезда РКП и которая завершилась рядом мероприятий в области денежного обращения, составивших в своей совокупности денежную реформу.Сущность денежной реформы определялась еще в апреле 1921 г. в докладе Профессор 3.С.Каценеленбаум одним из первых заговорил о сущности денежной реформы в 1921 г.[11]. ©Реформа намечается в сторону возврата к золотой валюте... Можно говорить пока только о выпуске банкноты, обеспеченной золотом. Выпуск такой банкноты на новых основаниях мог бы прервать процесс недоверия к деньгам. Банкнота, обеспеченная золотом, обставленная известными гарантиями, могла бы проявить известную устойчивость...ª[12]. 3.С. Каценеленбаум имеет ввиду будущуюбанкноту червонец.Первым важнейшим шагом этой реформы был выпуск Государственным банком РСФСР банковых билетов по декрету 11 октября 1922 г.[13]Выпуск банкнотчервонцев, как новых денег, обеспеченных золотом, явился осуществлением одного из пунктов (5го) резолюции XI Съезда РКП ©О финансовой политикеª. Этот пункт резолюции формулирует ряд основных принципов реорганизации денежной системы. Резолюция предусматривала выпуск денег банкнот, обеспеченных металлом и подлежащих в будущем размену на металл, т. е. переход к системе „Goldкernwährung" (обращение банкнот на основе золотой денежной единицы).Развитие народного хозяйства, товарооборота, требовало все новых порций устойчивых денег; червонец удовлетворял этому требованию. Эта растущая потребность народного хозяйства и была основной предпосылкой внедрения червонцев, как денег с "устойчивой покупательной силойª.©Кредитная эмиссия совзнаковª позволила сократить дальнейшую эмиссию червонцев, грозившую за превышением потребностив них оборота, обесценить червонец. Но переход от советских знаков к банкнотам совершился не сразу. Сначала клиенты банка не знали, что делать с банкнотой и меняли сразу её при получении на совзнаки. Слабое проникновение червонца в оборот видно из того, что в первые месяцы значительная часть выпускаемых эмиссионным отделом банкнот застревала в банках.Потребность заграницы в удобном, устойчивом средстве расплаты при наметившейся устойчивости червонца продвинула его на заграничный рынок и превратила червонец, пока еще только фактически, в международную валюту. Благодаря предпринятым на законодательном уровне мерам, червонцу удалось стать устойчивыми деньгами, не уступающими или малоуступающими лучшим мировым валютам.Банковые билеты, выписанные в золоте, имеющие податное обеспечение, обеспечившее им расценку, равную официальной расценке (курсу) золотого рубля и, наконец, имеющие устойчивость по отношению к иностраннымвалютам и золоту при расценке, колеблющейся вокруг паритета, тем самым приобрели довольно устойчивую покупательную силу по отношению к товарам на внутреннем рынке. По результатам проведённого исследования по данному вопросу можно сделать вывод, что, что покупательная сила червонца была весьма значительной, превышая покупательную силу довоенных 10р. зол. (по отношению к оптовым ценам) в первые месяцы 1923 г.; с июня наступает перелом; покупательная сила червонца резко падает к 1 июля и остается на этом уровне вплоть до 1 ноября 1923 года, когда она снова крепнет до 1 января, когда она снова начинает уменьшаться[14].Вопрос о причинах падения покупательной силы червонца вызвал весьма оживленную дискуссию в литературе. В виду того, что некоторые авторы склонны были искать причины этого падения, главным образом, на стороне червонцев, в изменившейся роли червонца в нашем денежном обращении. Что в первые месяцы 1923 года вплоть до мая внедрение червонцев шло не за счет вытеснения совзнаков, а за счет создания, как бы, добавочной денежной массы. Положение изменилось с мая, когдався денежная масса в червонном выражении уменьшилась, несмотря на прилив червонцев (около 12 млн.руб.) за счет еще более значительного уменьшения общей ценности совзначной валюты. С июля общая денежная масса начинает снова расти, но лишь исключительно за счет червонцев, совзначная масса неуклонно уменьшается червонец все более и более вытесняет совзнак, занимая все большую сферу оборота.Выше я уже отмечала, что при выпуске червонцев им ставилась задача обслуживать нужды торговопромышленного оборота наряду с совзнаком. Отказ от совзнака не представлялся возможным, поскольку его эмиссия служила источником сбалансирования бюджета. Разрешение этой задачи представлялось крайне трудным, ибо, поскольку червонец эмитировался не только под учет векселей коммерческогохарактера, но и на целевые кредиты промышленности, закупку инвалюты и золота, постольку червонец застревал в обороте, замещал совзнак, а частью уходил в накопление. Быстрое и значение вытеснение совзнака червонцем имело ряд весьма важных последствий. Вопервых, им обгоняется весьма значительный и непрерывный рост цен в совзнаках. В противоположность прошлым (1921 г. и 1922 г.), 1923 г. не дал летней стабилизации цен. Наоборот, с лета начался еще более быстрый рост цен, все увеличивавшийся вплоть до денежной реформы. Этот необычайный рост цен в совзнаках находит объяснение не только в эмиссии, а, главным образом, в сужении сферы обращения для совзнака. Положение меняется с апреля мая и ухудшается с каждым месяцем. Рост цен все более обгоняет рост совзначной массы. Быстрое обесценение совзнаков по причине сокращения сферы их оборота создает дополнительную причину их обесценения: начинает возрастать быстрота оборота совзнака. Быстрое падение совзнака, сфера обращения которого сузилась при весьма значительной в летние месяцы червонной эмиссии, привело к тому, что к моменту осеннего увеличения товарооборота совзнаков стало не хватать. Создался разменный кризис и прежний лаж на червонцы (результат большого спроса на них, особенно на мелкие купюры, как устойчивые деньги) сменился некоторым лажем на совзнаки. Громадный их выпуск (в 3 раза превысивший обычный) в октябре устранил этот разменныйкризис и создал снова еще больший лаж на червонцы, которые стали одним из средств спасения имевшихся на руках денег (совзнаков) от обесценения.Последние месяцы 1923 г., имевшие наибольший темп эмиссии, дали и наибольший эмиссионный доход. Но вместе с тем этими эмиссиями была как бы решена судьба совзнака, который явно стал неспособен к дальнейшему существованию, и быстрое падение которого стало вносить дезорганизацию во всю хозяйственную жизнь.Денежное обращение 1923 г. характеризуется, как своеобразная система параллельного обращения, когда обращались две, валюты, между которыми не было прочного, законом установленного,ценностного соотношения, каковое определялось сперва на фондовых отделах бирж, а затем на фондовом отделе Московской товарной биржи. До половины 1923 г. обе валюты мирно уживались; в дальнейшем началось быстрое вытеснение совзнака. Последние месяцы 1923 г. падение совзнака и лаж на червонцы особенно значительны.К концу 1923 г. в денежном обращении страны явственно наметились тенденции к оздоровлению. На всей территории СССР обращалась уже единообразная валюта (исключение составляли Закавказская Советская Федеративная Социалистическая Республика и Дальний Восток). Билеты Госбанка почти полностью вытеснили совзнак.XIIIпартийная конференция в январе 1924 г. и IIсъезд Советов в январе –феврале 1924 г. приняли решение о завершении денежной реформы как об одной из ближайших задач хозяйственного развития: ©Важнейшей очередной хозяйственной задачей съезд Советов считает упорядочение денежного обращения, для чего необходимо в кратчайший срок закончить денежную реформу, правильно начатую введением червонца взаменпадающего денежного знака и ввести в обращение устойчивые казначейские билетыª[15].7 марта 1924 г. ЦК партии обратился ко всем организациям РКП (б) с письмом ©О денежной реформеª. ©Денежная реформа, продиктованная насущнейшими интересами рабочих и крестьянских масс и настоятельными потребностями хозяйственного возрождения Советского Союза, начата осуществлениемª, так торжественно начиналось Письмо. Далее определялись основные этапы реформы отчасти пройденный, отчасти предстоящие; раскрывалось значение реформы и те реальные блага, которые должно дать её проведение трудящимся страны. Особое значение обращалось на значение денежной реформы для внешней политики Советского Союза: ©… лицом к лицу с капиталистическим миром будет стоять не бессильная страна…, а крепко организованное Советское государство, которое усилиями трудящихся масс сумело выйти из тягчайших бедствий и избежать финансового крахаª. Обращение призывало поставить денежную реформу в центр всей партийной и советской работы и выражало уверенность в ©победе в борьбе за твёрдую валютуª[16].В результате проведения денежной реформы был завершён процесс объединения денежного обращения по всему СССР. IIIсъезд Советов СССР в мае 1925 г. подвёл итоги финансовой политики СССР. ©IIIсъезд Советов констатирует, что реформа денежного обращения удалась полностью. Будучи подготовлена всем предшествовавшим хозяйственным и финансовым строительством Союза ССР, она в свою очередь является основой дальнейшего ускоренного и более уверенного подъёма во всех отраслях народного и государственного хозяйстваª[17], записал съезд в своём постановлении.Сосредоточение в Госбанке эмиссии денег, расширение кредитных и других операций потребовали значительного увеличения его сети. Тем не менее по характеру своей деятельности и назначению Госбанк не мог справиться с кредитованием всех разносторонних нужд экономики. В связи с этим возникла необходимость создания других кредитных организаций. Огромное множество их было вызвано многоукладностью экономики и отчасти отражало ее. В банковской системе были представлены почти все существовавшие тогда формы собственности. Вслед за восстановлением Государственного банка и в период проведения денежной реформы, началось формирование государственной денежнокредитной системы Советской России. 26 декабря 1922 г. в системе Наркомфина были учреждены государственные сберегательные кассы, получившие несколько позднее название ©трудовыхª [18]. Тогда же, 26 декабря, Совнарком утвердил Положение о государственных трудовых сберегательных кассах. В Положении указывались цели и задачи сберегательных касс, общие основы их устройства, виды осуществляемых ими операций, порядок помещения и расходования средств и представления отчетности. Согласно Положению, сберкассы могли принимать основные виды вкладов: до востребования, условные и на текущиесчета. Петров Ю.А., Калмыков С.В. считают, что ©Положение о гострудсберкассах сыграло большую роль в становлении и развитии системы сберегательных касс[19].В соответствии с запросами жизни правительством Союза и Наркомфином уже после принятия нового Положения был издан ряд постановлений, расширявших круг функций сберкасс. Так, постановлением ЦИК и СНК СССР от 21 декабря 1926 г. на сберкассы была возложена выдача персональных пенсий, а законом от 26 октября 1927 г. также выплата пенсий народным учителям. Постановлением от 28 сентября 1927 г. круг операцийдополнен приемом налогов и сборов от населения. Еще раньше законом от 6 августа 1927 г. гострудсберкассам был разрешен выпуск собственных денежных обязательств —сберегательных сертификатов, законом от 18 февраля 1928 г. уточнены и расширены права вкладчиков в отношении распоряжения своими вкладами на случай смерти и т. д.[20]. Ближе к концу восстановительного периода принимается ряд важных решений, которые заложили основу для фундаментальных изменений не только в формах и методах, но, можно сказать, в самом направлении деятельности сберегательных касс. Имеется в виду прежде всего постановление СНК от 11 апреля 1927 г. ©О мерах к развитию операций Гострудсберкассª[21], в котором была намечена целая система мероприятий, направленных кулучшению и упрощению операционной техники, сокращению накладных расходов и удешевлению административного аппарата путем ликвидации лишних административных звеньев.Совместное постановление ЦИК и СНК СССР от 18 мая 1927 г.[22]санкционировало направление свободных средств сберегательных касс в русло госкредита, в связи с чем Главное управление заключило 24 мая 1928 г. соглашение с Правлением Госбанка о помощи со стороны последнего сберкассам в деле регулирования собственного портфеля ценных бумаг, которое имело важное значение в контексте дальнейшего развития событий[23].По результатам проверки организации сберегательного дела со стороны Наркомата рабочекрестьянской инспекции (НК РКИ) было вынесено решение об изменении структуры системы гострудсберкасс[24].Таким образом, сберегательное дело в СССР сделало в двадцатые годы, несомненно, большие успехи и предстояла еще большая и упорная работа над дальнейшим развитием сберегательного дела, значение которого возрастало.Как указывает В.В. Мехряков ©создание кредитных учреждений носило во многом стихийный характер. Банки возникали в силу практических требований и интересов данной отрасли хозяйства, причем и здесь случайные обстоятельства, при отсутствии определенной системы учредительства, играли свою рольª[25].Захаров В.С. указывает, что ©не имея опыта и необходимых условий для централизованного директивного планирования в масштабе всего народного хозяйства, государство стремилось использовать банки в качестве органов экономического управления развитием отдельных отраслей. Этому назначению лучше всего отвечали специализированные банки, создававшиеся иногда при органах управления народным хозяйствомª[26]. Отраслевые банки начали учреждаться в 1922 году и к концу 1924 года, как считает И.М.Галь, характеризуя данный период в становлении кредитной системы, ©в СССР уже была организована разветвленнаякредитная системаª[27]. Были учреждены: Торговопромышленный банк (Промбанк), Электробанк, Всероссийский кооперативный банк (Всекобанк), Всеукраинский кооперативный банк (Украинбанк).После перехода к новой экономической политике возникла необходимость развития кредитных отношений в сельском хозяйстве. Первый декрет о кредитной кооперации был обнародован ВЦИК и Совнаркомом 24 января 1922 года. Этим декретом всем гражданам предоставлялось право образовывать кредитные и ссудосберегательные товарищества для предоставления своим членам льготных ссуд на хозяйственные нужды, для объединения денежных средств членов товарищества в целях приобретения инвентаря, материалов, сырья и для посредничества в сбыте продукции членов товарищества. В начале 1923 года стали создаваться губернские и областные общества сельскохозяйственного кредита, т. е. второе (среднее) звено системы сельскохозяйственного кредита. По мере роста сети и операций низового и среднего звеньев сельскохозяйственного кредита возникла необходимость в образовании республиканских сельскохозяйственных банков для оказания финансовой поддержки кредитным товариществам и губернским обществам сельхозкредита, а также руководства их работой. В ноябре 1923 года был учрежден Украинский сельскохозяйственный банк, в декабре Белорусский сельхозбанк и несколько позже банки Закавказья, Узбекистана, Туркмении и РСФСР. Республиканские сельскохозяйственные банки были созданы на акционерных началах, с преобладающим участием средств государственных организаций и НКФ. В целях оказания помощи и осуществления оперативного руководства кредитными товариществами, губернскими и областными обществами сельскохозяйственного кредита II съезд Советов СССР, состоявшийся 1 февраля 1924 года, принял решение о создании Центрального сельскохозяйственного банка СССР.Характерной особенностью построения системы сельскохозяйственного кредита в восстановительный период являлось сочетание государственного и кооперативного начал. Система коммунальных банков начала учреждаться на основе постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 18 января 1923 года, согласно которому губернским органам Советской власти разрешалось создавать местные коммунальные банки в форме акционерных обществ, с преобладанием государственных средств. На местные коммунальные банки возлагалась задача оказания кредитной помощи в восстановлении и развитии разрушенного гражданской войной и иностранной интервенцией жилищного фонда, городского хозяйства, а также предоставления местному населению банковских ссуд на нужды городского строительства всех видов. Однако в первые годы деятельности коммунальные банки стремились стать универсальными кредитными учреждениями и во многих случаях стали противопоставлять себя остальным отраслевым банкам. В январе 1925 года в г. Москве был учрежден Центральный банк коммунального хозяйства и жилищного строительства(Цекомбанк) в форме акционерного общества. На этот банк возлагалась задача оказывать содействие кредитом восстановлению, строительству и расширению коммунального хозяйства и жилого фонда на территории СССР. Успешное восстановление народного хозяйства и рост производства сельскохозяйственной продукции позволили наладить, а затем и оживить внешнеэкономические связи СССР с зарубежными странами. Для содействия торговлеСССР и главным образом для развития коммерческих оборотов с заграницей 19 октября 1922 года Советское правительство разрешило учредить Российский коммерческий банк как акционерное общество с участием иностранного (шведского) капитала (Внешторгбанк). Общества взаимного кредита начали создаваться в июне 1922 года для кредитования частной торговли и промышленности, а также городских некооперированных ремесленников и кустарей. Необходимость их организации была обусловлена оживлением промышленноторговой деятельности частнокапиталистических элементов в первые годы новой экономической политики и развитием товарноденежных отношений. Кроме вышеперечисленных кредитных учреждений, СНК постановлением от 1 октября 1922 года разрешил местным органам власти открывать городские ломбарды. Основная цель их организации заключалась в том, чтобы локализовать операции ростовщиков, наживавшихся на операциях, связанных с приемом в залог различного рода личного имущества советских граждан[28].Кроме перечисленных кредитных учреждений, было организовано еще три территориальных банка: Дальневосточный, Среднеазиатский коммерческий и ЮгоВосточный коммерческий.Таким образом, к началу 1925 года в СССР было завершено организационное построение кредитной системы общесоюзного, республиканского и местного значений. Госбанк, Промбанк, Электробанк, Всекобанк, Внешторгбанк и Центральный сельхозбанк СССР представляли собой кредитные учреждения общесоюзного значения. ЮгоВосточный коммерческий, Среднеазиатский коммерческий и Дальневосточный банки были банками территориальными, а Украинбанк, Укрсельхозбанк, Закавказский и Белорусский сельскохозяйственные банки и Сельхозбанк РСФСР представляли собой кредитные учреждения республиканского значения. К кредитным учреждениям местного значения относились: коммунальные банки, общества взаимного кредита, губернские общества сельскохозяйственного кредита, кредитные товарищества и городские ломбарды. Общее руководство банками правительство возложило на НКФ, который осуществлял надзор за их деятельностью и выполнением утвержденных уставов, получал и анализировал банковскую отчетность, давал разрешение на открытие новых филиалов банков.Среди разветвленной сети банковских учреждений центральнымзвеном этой сети являлся Государственный банк СССР. Он располагал самым большим числом филиалов и оказывал отраслевым и кооперативным банкам большую финансовую поддержку путем предоставления кредитов.Итак, несмотря на многозвенность кредитной системы, в основу ее построения был положен принцип единства и централизации. Это нашло свое выражение в руководстве банками со стороны Наркомфина и обеспечении доминирующей роли Государственного банка по отношению к другим кредитным институтам.Для согласования деятельности кредитных учреждений и разработки общих вопросов регулирования банковскогокредитования в 1924 г. был создан Комитет по делам банков. Этот комитет обсуждал общее направление политики кредитных учреждений, кредитные планы банков, вопросы согласованного направления кредитных ресурсов, установления пределов процентных ставок по активным и пассивным операциям и согласования процентной политики банков. В пунктах, где имелось значительное количество кредитных учреждений, создавались местные совещанияпо делам банков[29].В 1926 году наша страна приступила к осуществлению программы социалистической индустриализации, принятой XIV съездом партии. Поскольку основными источниками финансирования потребностей индустриализации были социалистические накопления, на кредитную систему была возложена задача не только изыскания и мобилизации денежных средств для капитальных вложений, но и обеспечить их рациональное расходование. Кредитная система призвана была мобилизовать денежные средства хозяйственных организаций и в плановом порядке направлять их на капитальное строительство, бороться с распылением средств, усилить контроль за соблюдением хозрасчета, выполнением заданий по снижению себестоимости производства продукции, способствовать ускорению оборачиваемости ресурсов, всячески бороться за соблюдение строжайшего режима экономии при расходовании государственных средств. Однако задачи, поставленные перед банками, не могли успешно решаться, так как организационное построение кредитной системы, сложившееся в 19211924 гг., перестало отвечать новым требованиям. Назрела необходимость осуществить перестройку кредитной системы так, чтобы она отвечала требованиям развивающейсяэкономики и дальнейшим задачам социалистической реконструкции хозяйства.Начало этой перестройки было положено постановлением ЦИК и СНК СССР от 15 июня 1927 года ©О принципах построения кредитной системыª[30]. Основное содержание изменений, принятых этим постановлением, заключалось в следующем: вопервых, на Государственный банк были возложены функции оперативного руководства деятельностью всех кредитных учреждений при сохранении за Наркомфином функций общего руководства банками; вовторых, Государственному банку было предоставлено право принимать участие в работе советов и ревизионных комиссий отраслевых банков, наблюдать за их работой, правильностью использования кредитов, требовать от спецбанков предоставления балансов, сведений о задолженности по ссудам отдельных хозорганов, о текущих счетах и вкладах; втретьих, каждой хозяйственной организации разрешалось пользоваться краткосрочным кредитом и сосредоточивать свои свободные денежные средства только в одном определенном банке, в соответствии с характером хозяйственной деятельности, т. е. по принципу ©один клиент один банкª; вчетвертых, были унифицированы процентные ставки по активным и пассивным операциям; наконец, отраслевые банки обязаны были хранить свои свободные средства и кредитоваться только в Государственном банке.Однако разграничение функций между банками не было осуществлено, а закрепление клиентуры за отдельными учреждениями банков проходило с большими сопротивлениями на местах. Промышленные предприятия продолжали пользоваться краткосрочными и долгосрочными кредитами не только в Госбанке, но и в Торговопромышленном и меньше —в других банках. Все это, наряду с вексельным обращением в стране, продолжало затруднять финансовое и кредитное планирование, существенно снижало эффективность банковского контроля в ведущей отрасли народного хозяйства. Вследствие этого, а главное в связи с ростом капитальных вложений в промышленность и электрохозяйство, возникла необходимость организации специального банка для финансирования ключевых строек страны. На основании постановления СНК СССР от 14 февраля 1928 года существовавшие Промбанк и Электробанк были реорганизованы в ©Банк долгосрочного кредитования промышленности и электрохозяйстваª (БДК). Организация БДК имела важное значение в решении проблемы создания кредитной системы, соответствующей потребностям индустриализации страны. Госбанк в большей мере становился центром краткосрочного кредитования, тогда как в БДК сосредоточивалось долгосрочное кредитование и финансированиестроительства промышленных предприятий. Существенно изменились и операции системы коммунального кредита. Расширение жилищного и культурнобытового строительства обусловило рост кредитных вложений и развитие операций коммунальных банков. Задачи, поставленные в области развития сельского хозяйства и осуществления кооперативного плана, потребовали соответствующей перестройки работы системы сельскохозяйственного кредита. Говоря о развитии сельскохозяйственного кредита, следует отметить, что значительные суммы средств были направлены на развитие сельской индустрии: строительство электростанций, маслодельных заводов, зерносушилок, элеваторов, складов, на развитие промыслови т. д.Дальнейшее развитие получили операции кооперативных банков. Рост государственной и кооперативной торговли, а также усилившийся процесс кооперирования кустарей и ремесленников проходили при активном содействии кредита.В целях улучшения финансирования торгового и промышленного строительства силами кооперативных организаций 10 августа 1928 года правительство разрешило кооперативным Союзам создавать централизованные фонды долгосрочногокредитования за счет отчислений от прибылей кооперативных организаций. Одновременно с развитием старых форм прямого целевого кредитования в ряде отраслей промышленности и, в первую очередь, в отраслях, имевших синдикаты, стали применяться новые виды кредита и новые формы расчетов. Некоторые синдикаты отказались от взаимного коммерческого кредитования и перешли к оплате товаров непосредственно при их покупке. Так, в 1926 году впервые стали выдаваться синдикатские кредиты, получившие широкое распространение в 19281929 гг.В августе 1928 года ЦИК и СНК СССР приняли постановление о передаче Государственному банку функций по кассовому исполнению Государственного и местного бюджетов, чем был ликвидирован ненужный параллелизм в работе Госбанка и НКФ. Реформа кассового устройства имела важное значение в превращении Государственного банка в кассовый центр страны и создании благоприятных условий для планирования и оперативного регулирования денежного обращения.Государственный банк СССР, другие банки и сберкассы проводили работу с внутренними государственными займами (Приложение 35)[31]. С 1922 г. Советское государство начало выпускать первые займы не только в денежной, но и в натуральной форме, что было связано с быстрым обесценением денег. Среди населения займы размещались по подписке, сначала в ограниченных размерах и с единовременной оплатой облигаций. Начиная с 1927 г. подписка стала проводиться с рассрочкой платежей.В 1929 г. был введен новый Устав Государственного банка СССР. В нем было зафиксировано, что Госбанк регулирует денежное обращение, осуществляет краткосрочное кредитование промышленности, сельского хозяйства, торговли, транспорта и других отраслей хозяйства в соответствии с общим планом развития народного хозяйства СССР[32].В 1929 г. НЭП был свёрнут окончательно и началась ускоренная социалистическая индустриализация на сугубо плановых началах. Основное содержание реформы заключалось в следующем: ликвидация коммерческого кредита и замена его прямым банковским кредитованием; сосредоточение краткосрочного кредитования в едином кредитном институте Госбанке СССР, с тем чтобы усилить его роль как расчётного центра и обеспечить возможность контроля за соблюдением предприятиями установленных плановых заданий; реформирование системы специализированных банков, обеспечивающих аккумуляцию и рациональное использование ассигнований, предназначенных для капитальных вложений.Постановления ЦИК и СНК СССР от 15 июня 1927 г. ©О принципах построения кредитной системыª имело решающую роль на формирование двухуровневой банковской системы страны оказало принятие[33]. В соответствии с ним на Государственный банк, эмиссионный центр страны, возлагалось общее руководство всеми
специализированными банками, разграничивались клиенты банков. В соответствии с сутью данного акта можно утверждать, что он законодательно закрепил образование в стране двухуровневой банковской системы: первый уровень представлял Госбанк СССР, он стал банком банков; второй уровень составляли иные кредитные учреждения. Можно сделать вывод, что в 19261929 гг. кредитная система существенно развила свои функции, организационно окрепла, а ее роль в народном хозяйстве резко возросла. Кредитные вложения банков в народное хозяйство возросли в 4,1 раза. Сеть Госбанка расширилась в 1,5 раза, а сеть отраслевых банков заметно сократилась в связи с проведенными в 1927 и 1928 гг. мероприятиями по рационализации банковского дела. Заметно усилилась роль звена кредитной системы Государственного банка СССР, который все больше превращался в банк краткосрочного кредитования производства и товарооборота, в расчетный и кассовый центр страны. Взаимное коммерческое кредитование все больше вытеснялось прямым банковским кредитованием, однако окончательно коммерческая форма кредитования была ликвидирована лишь в результате проведения кредитной реформы 1930—1932 годов.Ссылки на источники:1.Галь И.М. Развитие кредитных отношений в переходный период от капитализма к социализму (19211929 гг.). Киев,1968. С.47.2.Нардюжев Ю.Ф., Кувшинов Е.С. Российские банки//Банковское дело, № 6, 1994. С.40.3.Мехряков В.Д. История кредитных учреждений и современное состояние банковской системы России. –М.: Институт экономики РАН, 1995 г. С.121122.4.Мехряков В.Д. История кредитных учреждений и современное состояние банковской системы России. –М.: Институт экономики РАН, 1995 г. С.123124.5.Захаров В.С. Очерки банковской системы СССР. –М.: Финансы и статистика, 2007. С.72.6.Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. Т. I.С.257.7.Богачев Е.Б. Связь времён: этапы становления Национального банка Республики Татарстан Банка России//Деньги и кредит. № 6, 2009. С.3840; Губин С.В., О.А.Седенко. История Саратовского отделения Госбанка: время и люди//Деньги и кредит. № 8, 2009. С.73; Ленская Т.Ю. Главное управление Банка России по Приморскому краю: история и современность//Деньги и кредит, № 1, 2009. С.40; Стахнюк А.В. Страницы истории Главного управления Банка России по Оренбургской области//Деньги и кредит. № 2, 2009. С.38.8.Вестник
финансов. М., 1926. № 2. С.214215.9.Мельникова А.С. Твёрдые деньги. Изд. 2е, доп. М., Политиздат, 1973. С.3839.10.КПСС в резолюциях, решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. –М.: Политиздат, 1983. –Т.2. С.494496.11.Денежное обращение и
кредит в ССС. М, 1956.
12.Каценеленбаум З.С. Учение о деньгах и кредите. Ч.2. Второе издание. М., 1927. С.249.13.Рагольский М.Н. Денежное обращение в Советской России. Издание отдела печати Саргубкома Р.К.П. Саратов, 1924. С.59.14.Рагольский М.Н. Денежное обращение в Советской России. Издание отдела печати Саргубкома Р.К.П. Саратов, 1924. С.75.15.Съезды Советов Союза Советских Социалистических Республик. Сборник документов. 19221936. Т.III. М., 1960. С.59.16.Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. Т. С.409410.17.Съезды Советов Союза ССР, союзных и автономных советских социалистических республик.. Т.III. С.96.18.Съезды Советов Союза ССР, союзных и автономных советских социалистических республик. Т.I. М. 1959. C.235.19.Известия ЦИК СССР. 1925. 5 декабря.20.Сберегательное дело. 1928. № 8. С.11;
1929. № 3. С.23.21.Собрание законов СССР (далее СЗ). М., 1927. № 19. Ст.220.22.СЗ. М., 1927. № 52. Ст.519.23.Сберегательное дело. 1928. № 78. С.13.24.Известия ЦИК СССР. 1928. 30 мая.25.Мехряков В.Д. История кредитных учреждений и современное состояние банковской системы России. –М.: Институт экономики РАН, 1995 г. С.122.26.Захаров В.С. Очерки банковской системы СССР. –М.: Финансы и статистика, 2007. 27.Галь И.М. Развитие кредитных отношений в переходный период от капитализма к социализму (19211929 гг.). Киев,1968. С.1426.28.ПушкарёвВ. Реалии НЭПА. Частная торговля в 19211925 гг.//Деловой мир. 25 февраля 1995 г. № 37 (1163). С.15.29.Захаров В.С. Очерки банковской системы СССР. –М.: Финансы и статистика, 2007. С.93.30.Собрание законов и распоряжений Правительства ССР. 1927. № 35. С.364.31.Хейфец Б.А. Кредитная история России: от Екатерины IIдо Путина. –М.: Эдиториал УРСС, 2001. С.4849.32.Захаров В.С. Очерки банковской системы СССР. –М.: Финансы и статистика, 2007. С.96.33.Собрание законов и распоряжений Правительства ССР. 1927. № 35. С.364.Ivonina Elena Viktorovnasenior professor of the chair of business law of of VolgoVyatsky Institute (Branch)
of University named after O.E.Kutafin (MSAL) the city of Kirov (ivonini@rambler.ru)Development of credit relations in the transitional period from capitalism to socialism (1921 –1929)Annotation: “The transition to new economic policy provided rapid development of agricultural industry, noticeable recovery in the work of an industrial sector, activation of trade and economic relations between town and country. Commoditymoney relations began to develop intensively. It predetermined and provided the need to organize monetary institutions new in their class nature”. GalI.M. [1]Key words: credit relations, capitalism, socialism, reform, commoditymoney relations, state regulation.