Рабочая тетрадь по дисциплине «Электротехника» как средство организации самостоятельной работы учащихся

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Шемякина Н. С. Рабочая тетрадь по дисциплине «Электротехника» как средство организации самостоятельной работы учащихся // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 2131–2135. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53429.htm.
Аннотация. Данная статья посвящена вопросам организации и контроля самостоятельной работы студентов по техническим дисциплинам, в частности по курсу «Электротехника». Особое место отводится вопросу технологии создания и применения рабочей тетради по дисциплине.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Шемякина Надежда Сергеевна,студентка 5 курса, факультет технологии и предпринимательства,ФГБОУ ВПО «Ишимский государственный педагогический институт им. П.П.Ершова», г. Ишимosinland@mail.ru

Рабочая тетрадь по дисциплине «Электротехника» как средствоорганизации самостоятельной работы учащихсяАннотация: данная статья посвящена вопросам организации и контроля самостоятельной работы студентов по техническим дисциплинам, в частности по курсу «Электротехника». Особое место отводится вопросу технологии создания и применения рабочей тетради по дисциплине.

Ключевые слова и фразы:самостоятельная работа, контроль самостоятельной работы студентов,функции и виды рабочей тетради,методика применения рабочей тетради.

Как известно и общепринято высказывание:«Самостоятельная работа –это высшая работа учебной деятельности учащегося и является компонентом целостного педагогического процесса, поэтому ей присущи такие функции, как воспитательная, образовательная, развивающая. Организация самостоятельной работы –это отбор средств, форм и методов, стимулирующих познавательную активность, обеспечение условий эффективности обучения» [1]. Дисциплина «Электротехника» входит в федеральный компонент дисциплин предметной подготовки. Является интегрированным теоретикоориентированным курсом, формирующим базовое профессиональное техническое образование в программе подготовки бакалавра технологического образования. Цель дисциплины –содействовать становлению базовой профессиональной компетентности бакалавра по направлению «Технологическое образование» на основе овладения содержанием дисциплины, углубить подготовку студентов по профессионально значимым разделам дисциплин естественнонаучного и профильного блоков, для формирования операционного уровня умений осуществления технологического образования в постиндустриальном обществе.Условия учета потребностей учащихся, уровня ихподготовленности, активного их привлечения к решению практикоориентированных задач в процессе обучения на всех его уровнях, а также использования различных форм и методов обучения, позволят педагогам эффективно и качественно организовать учебныйпроцесс.

Организация самостоятельной работы студентов на факультете технологии и предпринимательства включает в себя: научноисследовательскую деятельность студентов по разделам дисциплины, выраженную в форме выполнения рефератов, курсовых и выпускных работ;выполнение расчетнографических работ по каждой теме разделов дисциплины;учебноисследовательскую деятельность студентов, выраженную в форме выполнения лабораторных работ и самостоятельной подготовки по теоретическим вопросам коллоквиумов;проектноконструкторскую деятельность студентов, выраженную в форме выполнения конструкторскотехнических заданий (например, создание лабораторных установок и устройств,позволяющих воспроизвести изучаемые явления); контроль самостоятельной работы студентов (СРС).

2

Для организации контроля СРС в каждом семестре по разделам дисциплины составляются графики вида и времени проведения контроля СРС и выполнения лабораторнопрактических занятий.

Для осуществления рефлексии педагоги чаще всего применяют такой метод исследования как опрос в устной или в письменной форме, который требует значительных временных затрат. Отрицательной стороной такого рода формы контроля является эпизодичность и невозможность проникновения преподавателем в суть процесса мыслительной деятельности обучающихся при выполнении контрольных работ, преподаватель видит и оценивает только конечный результат мыслительной деятельности студентов. Одним из выразительных предметнознаковых средств обученияявляетсяособый жанр учебной литературы, признанный большинством преподавателей и учащихся, такой как рабочая тетрадь. Применение рабочей тетрадипоможетактивизировать учебнопознавательную деятельность студентов.Знаковая формапредставления учебной информациив рабочей тетради

сопоставима с конструкцией опорныхконспектов. Логикаучебнойдеятельности в процессе работы с рабочей тетрадью

специальным образомконструируется. Суть конструирования заключается в возможности обеспечения пооперационногоформированиямыслительных процессов.Образовательнымизадачамирабочих тетрадейв настоящее время являются следующие: усвоение студентами основных понятийпо учебному курсу;

приобретение практических умений и навыкову студентов решения проблемных задач;формирование у студентов умений и навыков самоконтроля;контрольсо стороны преподавателя за процессом обучения.Чтобы реализовать на практике исполнение названных образовательных задач, необходимаразработкаособенного вида типовыхзаданийупражненийдля рабочих тетрадей. Суть заключается в том, что при выполнении студентомвсех операций, в случае его ошибочного действия, преподаватель может заметитьошибку и исправить ее в том месте, где была совершена.

Исследователидидакты определяют следующие функции рабочей тетради в учебном процессе: обучающая, развивающая, воспитывающая, формирующая, рационализирующая и контролирующая.Смысл этих функций заключен в том, чтобы:1.сформировать у студентов необходимый объем уровня знаний и умений по изучаемой дисциплине;2.развить мышление посредством специально, разработанных эвристических заданий и упражнений, а также развить устойчивое внимание на занятиях при изучении нового материала;3.

воспитать аккуратностьприведении записейв тетради, выполнении чертежей и т.п.;4.сформировать навыки систематического самоконтроля при регулярном заполнении и выполнении заданий;5.сформировать у студентов навыки рациональной организации и распределения учебного времени при работе с тетрадью;6.иметь возможность преподавателю регулярно и поэтапно контролировать ход учебновоспитательного процесса. В зависимости от функционального назначения различают три вида рабочих тетрадей: информационный, контролирующий, смешанный.Назначение рабочей тетради информационноговида заключается в том, чтобыдовести до студентовсодержаниеизучаемогоматериалав случае, когда

учебная информация рассредоточена по нескольким первоисточникам.Втаком случаепреподаватель вынужден сконструировать учебную информацию в рабочей тетрадикак в учебном пособии,таким образом, учебная информация в рабочей тетради как 3бы задает векторвнаправлении рассмотрениясодержанияизучаемойтемы или раздела. Назначение рабочей тетради контролирующеговида заключается в возможности диагностирования усвоенного учебного материала, сформированного уровня знаний и умений у студентов. Кроме того, преподаватель при установлениифакта пробела в знаниях учащихся и наличии их ошибочных действий, можетсвоевременно скорректировать учебновоспитательный процесс в отношении каждого студента. Назначение рабочей тетради смешанноговида носит комбинированный характер действий,включающийв себя информационный и контролирующий блоки. Учебный материал размещается в информационномблоке, а в контролирующийблок помещают задания и тесты для контроля полученных знаний и умений, задания для самостоятельной работы. [2].

При разработке рабочей тетради важно придерживаться определенных требований. Так в структуре рабочей тетради должно быть в обязательном наличии введение, повествующее студентам правила работы с тетрадью. Логика формирования учебного материала диктует правила конструирования системы вопросов и заданий. Задания должны соподчинятьсядруг другу, как по содержанию, так и по степени надпредметности умений. Автор рабочей тетради при конструировании заданий должен соблюдать принцип последовательности и посильности выполнения заданий. Логика изложения должна определяться от простого к сложному. Иллюстрации в тетради должны носить рабочий, обучающий характер, возможно требующий пояснения. Так, например, схемуможно дополнить по существующей основе или предложить свой вариант. Характер и содержание учебного материала, его объем, а такжехарактер вопросов и заданий существенно влияют на композиционное построение рабочей тетради.

Желательно предусмотретьв тетради достаточное место для ответов учащихся, когда появитсявозможность исправления допущенных ошибок и неточностей. По окончаниикаждогоразделавнутри тетради предусматриваетсясерия контрольных вопросовили тестов, что позволяет проводить контроль уровня усвоенного материала со стороны преподавателя и самоконтроль знаний учащихся.

Для систематическогоформирования устойчивых знаний и умений студентов по разделу «Электротехника», листы рабочей тетради должныотвечать следующим требованиям:Содержательной полноты, т.е наличиюзаданийна усвоение всех изучаемых понятий, процессов, законов электротехники. Определенной системе группирования задач, т.е. определенной логике группировки заданий по каждому разделу курса, включающей в себя задания различного уровня сложности и типажа. Связностивсех блоков информации в рабочей тетради. Содержательнойдостаточности, т.е. достаточного объемазадачпо закреплениюметодов решения. Психологическойкомфортностистудентов при работе с рабочей тетрадью, т.к.учащиеся имеют возможность формировать понятия в индивидуальном режимеусвоения содержания учебной информации, осуществлятьсамоконтроль и контроль деятельности своего товарищапри работе в паре.Логика представления учебной информации сопоставима с логикой представленияинформации опорногоконспекта.Формирование исполнительных действий учащихся складывается из совокупности студенческих работ по выполнению заданий из рабочей тетради, т.е. построению графиков, диаграмм, проведению операций над формуламии т.д. Выполнение в рабочей тетради заданий данного типа на протяжении изучения всего курса в едином стиле и алгоритме 4операционной деятельности учащихся переходят в метод учебной деятельности. Поэтому рабочую тетрадь вполне резонно назвать разновидностью учебных технологий.Разработка рабочей тетради по разделу «Электротехника» проходила в 4 этапа:

анализ научной и методической литературы

подборка необходимого материала по разделу «Электротехника»

составление календарнотематического плана

составление заданий в соответствии с календарнотематическим планом.Каждый блок заданий включает в себя задания разных уровней сложности –дифференцированные задания, а также задачи и элементы самоконтроля.Методика применения рабочей тетради разработана с учётом особенностей и уровня знаний учащихся. Задействована интеграция межпредметных связей (физика, технология, математика). Соблюдается последовательность и усложнение тем по мере прохождения раздела «Электротехника». Структура пособия соответствует рабочей программе учебной дисциплины. Рабочая тетрадь по электротехнике включает в себя следующие разделы: «Электрические цепи постоянного тока»,«Однофазные цепи переменного тока», «Трехфазные электрические цепи», «Электрические измерения и приборы», «Трансформаторы», «Электрические машины». Для качественного усвоения материала и расширения кругозора учащихся в пособии применены различные формы заданий: контрольные вопросы, тестовые задания на соотнесение, сопоставление, определение объекта по имеющемуся описанию, задания на развитие технического и логического мышления, решения простейших задач и т.д. Дидактические материалы в форме контрольных вопросов и технических заданий рекомендуется выполнять перед началом лабораторнопрактических занятий. Тестовые задания на соотнесение, сопоставление, определение объекта по имеющемуся описанию и часть заданий на решение задачи рекомендуется применять для итогового контроля по пройденным разделам. Кроме того существуют задания на предмет достраивания принципиальных схем с помощью условных обозначений элементов на принципиальных электрических схемах.

Важно,чтопреподаватель имеет возможность отследить уровеньусвоения учебногоматериаластудентами, определитьнаиболее часто встречаемыеошибкив ответах и следовательно скорректировать свои действия. Принимая во внимание эти данные, преподаватель сможет поправить стиль изложения теории, усилить, или наоборот, ослабить урок понятиями, улучшить способ ведения урока и подготовки к нему. После изучения всего раздела «Электротехника», учащимся либо предлагаются контрольные вопросы, либо все задания рабочей тетради. Заполнение всех заданий по данной теме и анализ ошибок даст ясную картину того, как усвоился материал, помогает ли поэтапный анализ ошибок. Есть ли какиелибо изменения при заполнении. На данном этапе возможна другая очередность заданий в рабочей тетради. Т.е. если в конце каждого урока давались листы чётко по пройденному материалу, то в заключение раздела «Электротехника» вопросы могут быть как из последнего, так и с первого урока на одном листе рабочей тетради.23.5515. Для апробации рабочей тетради был применён методэкспертных оценок, с применением критерия валидности. На основе организации СРС была введена в практику балльнорейтенговая система, стимулирующая активизацию работы студентов. Дидактический материал по организации СРС постоянно дорабатывается, модернизируется и обновляется.



5Ссылки на источники1.Педагогика [Текст] / под ред. П.И. Пидкасистова. –Москва, 2003.

2.Шарифов, Д.М. Дидактические основы формирования навыков самостоятельной работы студентов в процессе обучения [Электронный ресурс]: автореф. дис. ... канд. техн. наук / Д.М. Шарифов // http://www. dissertac. com/ didacticheskieosnovyformirovaniyanavykovsamostoyatelnoirabotystudentovvprotsesseobu(26 марта 2013).

Shemyakin Nadezhda Sergeevna, a student of the 5 course of faculty of technology and business, ФГБОУVPO «Ishim state pedagogical Institute. П.П.Ершова»str., IshimWorkbook on the discipline «Electrical engineering» as a means of organization of independent work of studentsAbstract: This article focuses onthe organization andcontrol ofthe independent workof studentsin technical disciplines, in particular for the course "Elektrotehnika." Special emphasis onthe issueof technologydevelopment and use ofthe workbookfor the discipline.

Key words and phrases:independent work, the control of the students ' independent work, functions and types of workbook, the method of application of the workbook.