Социально-культурные аспекты формирования этнической толерантности современной молодежи

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Новочук П. А. Социально-культурные аспекты формирования этнической толерантности современной молодежи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 2226–2230. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53448.htm.
Аннотация. В статье представленны результаты экспериментальной апробации модели формирования этнической толерантности молодежи. Предложенная педагогическая модель основана на технологиях социально-культурной деятельности и реализуется посредством интегрированной досуговой программы.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Новочук Павел Александрович канд. пед. наук, старший преподаватель Тамбовский государственный музыкальнопедагогический институт им. С.В.Рахманинова, Тамбов

novochuk_pavel@mail.ru

Социальнокультурные аспекты формирования этнической толерантности современной молодежи В статье представленны результаты экспериментальной апробации модели формирования этнической толерантности молодежи. Предложенная педагогическая модель основана на технологиях социальнокультурной деятельности и реализуется посредством интегрированной досуговой программы.Ключевые слова: этническая толерантность, этническая самоидетничность, этнокультурное образование, технологии социальнокультурной деятельности.Возросший интерес социума к проблеме этнической толерантностиоказывает свое влияние на систему воспитания и образования подрастающего поколения. Этническая толерантностьво многом зависит от процессов, происходящих в обществе, к которым на современном этапе можно отнести глобализацию,урбанизацию, европеизацию и, как следствие, ‬повышение культурной однородности мира. Как ценность все чаще провозглашается космополитическая идея «человека мира». Параллельно с этим отмечается рост национального самосознания и национальных чувств, возрастает значение традиционных культурных ценностей. Это, в свою очередь, может приводить к стиранию тонкой грани между патриотизмом и национализмом, следствие этого ‬возникающие конфликты на основе этнической и конфессиональной розни; распад целого ряда многонациональных государств изза межэтнических и межконфессиональных конфликтов. Поэтому формирование «сверхнациональной» или «транснациональной» идентичности носит болезненный и неоднозначный характер. Сложившийся парадокс в сфере этнокультурных процессов требует пристального внимания и поиска решений. Свою специфику эти противоречия имеют для Российской Федерации вследствие ее многонационального состава. С одной стороны происходит формирование единой «российской» самоидентичности взамен национальной на основе гражданства, а с другой ‬усиливается интерес к национальной культуре и традициям.Право гражданина на свободные этническое самоопределение и самоидентификацию, приоритеты национальной политики в сфере культуры и образования, связанные с сохранением иразвитием самобытных культур и духовных ценностей граждан России, межнациональных и межрегиональных культурных связей гарантируются Конституцией РФ, законодательными актами и нормативными документами, в том числе «Основами законодательства Российской Федерации о культуре», «Концепцией национальной образовательной политики Российской Федерации. С целью изучения социальнопедагогических условий формирования этнической толерантности современной молодежи был проведен констатирующий эксперимент. В ходе исследования были поставлены следующие задачи: 1.Определитьместо и значение этнической толерантности в процессе социализации современной молодежи; 2.Конкретизировать социальнопедагогические и социальнокультурные условия и перспективные направления формирования этнической толерантности молодежи.Эксперимент проводился среди студентов и учащихся вузов, средних профессиональных учебных заведений, общеобразовательных школ, а также рабочей молодежи г.г. Москвы, Тамбова, Тулы, Узловая (Тульская обл.), Саратова и Балашова (Саратовская обл.). Выборочная совокупность исследования составила 354 человека, из них мужчин 176 человек, женщин ‬178.Большинство опрошенных составили представители русской национальности ‬83,3 %. Кроме этого в исследовании приняли участие татары‬2,3 %, украинцы ‬1,7%, узбеки ‬0,6 %, представители чеченской, казахской, долганской национальности (по 0,3 %). При этом 3,1 % респондентов считают себя представителями «российской» национальности или указали аббревиатуру РФ, а 6,8 % не указали свою национальность.Полученные результаты показывают, что при общении большинство респондентов не придает значения национальной принадлежности, так как считает, что человек в первую очередь личность, а затем представитель определенной национальности (41,8 %), каждый четвертый (24,9 %) иногда обращает на это внимание, так как это сказывается на темпераменте и поведении человека. Для 18,1 % взаимоотношения собеседников зависят от национальности, для 7,1 % ‬это очень важно, а 6,8 % ответили «скорее да, чем нет»(Диаграмма 1).Диаграмма 1

Данные ответа на вопрос «Имеет ли для Вас значение при общении с людьми их национальная принадлежность?»Не придавая большого значения национальной принадлежности окружающих, респонденты чаще обращают внимание на то, как национальные особенности проявляются в их поведении. Так, 17,2 % респондентов считают, что этническая принадлежность во многом определяет поведение и мышление участников общения, у 29,9 % это проявляется иногда, в определенных ситуациях, для 9 % характерно очень редко, 22,9 % ‬никогда не обращали на это внимания, для 9,3 % опрошенных ‬нисколько не влияет на поведение и мышление. 10,2 % ‬затруднились ответить на этот вопрос.При ответе на вопрос «Согласны ли Вы с тем, что национальная принадлежность ‬это то,что будет разделять людей всегда» 14,4 % опрошенных ответили «да», 27,7 % ‬«скорее да, чем нет», 18,4 % ‬«скорее нет, чем да», 20,6 % ‬«нет». Из этого следует, что для процесса этнической идентификации более характерно противопоставление на уровне «Мы» «Они», нежели на личностном уровне. Зачастую это используется объединениями националистического характера для разжигания межнациональных конфликтов и неприязни. Крайне отрицательно к подобного рода организациям относятся 25,4 % респондентов, 18,6 % предпочитают иные формы национального самовыражения. Несмотря на то, что среди опрошенных только 7,1 % поддерживают деятельность националистических организаций, и не оказалось, ни одного, кто бы состоял в подобной организации ‬более трети респондентов (36,7%) не интересуется этим, а 11 % ‬затруднились ответить на вопрос. Можно предположить, что потенциально эти люди, могут принять националистическую позицию. Среди тех, кто отрицательно высказался по данному вопросу, наибольший процент составляет работающая молодежь (9,7%). Среди респондентов разделяющих националистические взгляды прослеживаются определенные тенденции: 1) чем младше возрастная группа, тем больше в ней поддерживающих деятельность националистических организаций; 2) чем выше доход, тем меньше националистические взгляды находят отклик; 3) наибольшую поддержку подобные взгляды находят у учащихся средних специальных и средних профессиональных учебных заведений (Таблица 1). Таблица 1Показатели отношения молодежи к организациям и объединениям националистического характераРод деятельностиКрайне отрицательноПредпочитаю другие формы национального самовыраженияНе интересуюсь этим вопросомПоддерживаю их деятельностьЗатрудняюсь ответитьРаботаю9,7 %4,6 %7,7 %0 %0,6 %Учусь в ВУЗе6,6 %5,2 %8,3%1,1%2,9%Получаю среднее специальное образование4,3%4,0%7,7%3,4%2,0%Получаю среднее профессиональное образование6,0%2,3%9,7%2,0%2,6%Учусь в школе3,4%5,7%7,4%0,9%3,2%ВозрастДо 17 лет5,4%6,3%9,7%2,9%3,7%17 ‬226,6%5,4%13,5%2,6%4,3%22 ‬257,2%4,3%7,2%1,1%1,7%Более 256,6%2,9%6,9%0,6%1,1%Уровень доходов в месяцМенее 1500 руб.11,2%7,2%17,0%4,6%5,2%От 1500 до 30004,9%5,5%7,8%1,7%3,2%От 3000 до 100006,1%2,9%6,9%0,6%1,2%Свыше 100003,5%3,5%5,5%0,3%1,4%Большое значение для этнической самоидентификации имеет территория проживания. Часто коренное население с пренебрежением относится к национальным меньшинствам, проживающим на той же территории. Среди опрошенных 31,9 % считают, что представители коренной национальности должны иметь определенные преимущества, т.к. они живут на своей территории и это должно быть отражено в законах. По мнению 5,4% респондентов представители не коренной национальности должны быть ограниченны в своих правах. Каждый четвертый респондент заявил, что представители других национальностей обязательно должны соблюдать местный этикет и традиции (24,9 %). Равные права за представителями всех национальностей признают 22,6 %, а 11,6 % считают, что национальность в данном случае не имеет значения. Согласно Конституции Российской федерации за всеми гражданами закрепляются одинаковые права вне зависимости от их национальной принадлежности, места проживания, вероисповедания и т.п. Таким образом, большое значение для процессов формирования этнической самоидентичности имеет территория проживания и этнокультурная среда, в которой эти процессы происходят. В результате при осуществлении педагогического моделирования встает необходимость учета моноили полиэтничности региона проживания, ближайшего окружения, круга общения. Немало важным является решение социальнокультурными институтами проблемы культурной адаптации мигрантов, их безболезненного вхождения в новую культуру, профилактика негативного отношения к ним со стороны местного населения.Негативное отношение к представителям других национальностей во многом зависит от сложившихся этнических стереотипов поведения и мышления. Для изучения этнических автостереотипов и гетеростереотипов современной молодежи мы использовали несколько методик. Одна из них методика приписывания качеств. Респондентам необходимо было отметить, на сколько характерны предложенные качества для своего народа и для других наций. При анализе качества были разделены на две группы: положительные (находчивость, честность, доброта, трудолюбие, упорство, сострадательность, прямолинейность, гостеприимность) и отрицательные (плутовство, хитрость, жестокость, лень, беспечность, зависть, лживость, жадность). По мнению современной молодежи, положительные качества в большей степени характерны для своего народа (59,6 %), нежели для других национальностей (35,9 %), а отрицательные, наоборот, более свойственны другим нациям (41,5 %), чем своей (35,9 %). Полученные результаты подтверждают, что процесс этнической самоидентичности заключается не только в осознании принадлежности к конкретному этносу («мы»), но и в противопоставлении другим этническим общностям («они»). Причем представления о последних не всегда объективны и полны. Таблица 2Данные методики приписывания качествАвтостереотипыГетеростереотипыположительныеотрицательныеположительныеотрицательные59,6 %35,9 %35,9 %41,5 %Похожие результаты были получены в ряде других исследований, при этом важно отметить, что отношение к разным государствам и народамне одинаково. Исследование «Психосемантический анализ этнических стереотипов: лики толерантности и нетерпимости» проведенное коллективом сотрудников факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова под руководством В.Ф. Петренко показывает, что ряд стран воспринимается в сознании российских граждан как дружественные (Франция, Болгария, Индия, Финляндия и др.), а другие как враждебные (Афганистан, Албания), стран близких по духу к России не так много, это в основном страны бывшего «социалистического лагеря» (Болгария, Чехия, Венгрия, Югославия), а также Израиль (где большое колво бывших сограждан). В исследовании также отражено восприятие русскими студентами образа «типичного русского» и образа других этнических групп российских граждан. Западные этносы (немцы, поляки, прибалты) воспринимаются как более образованные по сравнению с другими. Наиболее негативную оценку получил цыганский этнос. Он воспринимается не только как самый малообразованный и оторванный от цивилизации, но и как наиболее конфликтный и в то же время трусливый [1].Устойчивые представления относительно того или иного народа находят отражение в различных видах народного творчества. Для изучения этнических стереотипов современной молодежи мы обратились к таким видам устного народного творчества как анекдоты. Отличаясь лаконичностью, этот жанр порой в очень острой форме выражают отношение к определенной проблеме или ситуации. И хотя практически половина опрошенных (43,8 %) видят в анекдотах всего лишь юмористический взгляд на национальный характер, однако каждый десятый респондент (9,9 %) считает, что характеристики персонажей в анекдотах являются очень точными, 19,5 % что это стереотипы складывавшиеся веками, усматривают в подобных оценках национализм 6,2 %, а 4,5 % высказывают необходимость всячески искоренять подобные оценки. В анекдотах в юмористической форме воспроизводятся ситуации, в которых представители разных национальностей проявляют определенные черты своей ментальности. Респондентам необходимо было оценить насколько точно передаются национальные особенности и черты в анекдотах про представителей предложенных национальностей. По мнению респондентов в большей степени данные в анекдотах характеристики соответствуют следующим национальностям: русской (77,7 %), грузинской (70,3 %), чукча (66,4 %), еврейской (66,1 %), американской (59 %), украинской (54 %). В меньшей степени, по мнению опрашиваемых, отвечают действительности, передаваемые в анекдотах национальные особенности немцев (40,4 %), англичан (33,6 %), китайцев (30,2 %), французов (23,4 %). На первый взгляд кажется странным, что образ русского человека получил здесь столь высокую оценку. Однако в данном случае речь идет об автостереотипе и даже отрицательные качества в анекдоте помогают«русскому» выходить из любых ситуаций победителем и так же являются поводом для гордости за свой народ. Характеристики других народов, являясь гетеростереотипами, несут негативную оценку. Полученные результаты свидетельствуют о сильном влиянии стереотипов на представления современной молодеджи о других этнонациональных общностях. Негативные этнические стереотипы способны порождать предрассудки, а те в свою очередь приводить к дискриминации по национальным или иным признакам. С целью профилактики подобных явлений необходимо использование в педагогической практике психологопедагогических тренингов способствующих моделированию ситуаций межкультурного диалога.В ситуациях, когда речь идет о семейных отношениях ответы респондентов оказываются более толерантными, чем в предыдущих вопросах. Так, 18,4 % опрошенных положительно относятся к браку с представителем другой национальности, для 36,7 % это не имеет принципиального значения, 27,7 % ‬в зависимости от национальности и только 14,7 % ‬отрицательно. Это можнообъяснить тем, что совместное проживание, ведение хозяйства способствует более терпимому отношению к человеку и отодвигает на второй план национальные различия.Таким образом, для решения выявленных недостатков и противоречий в процессах формирования этнической толерантности современной молодежи должны быть соблюдены следующие социальнопедагогические условия: внешние условия ‬оказывающие влияние на определенную этносоциальную группу, к которой принадлежит индивид. К ним относятся социокультурные (социальные, экономические, политические) и этнокультурные процессы (демографические, миграционные), происходящие в обществе и этнокультурная среда проживания (моноэтническая, полиэтническая). Данные условия оказывают большое влияние на формирование национальной картины мира личности и определяют ее взаимосвязи с непосредственным окружением, охватывают весь объем соцокультурного окружения личности (регион проживания, ближайшее окружение, семья, коллектив и т.д.) и определяются особенностями взаимодействия личности и социальных институтов; условия, относящиеся непосредственно к сфере социальнокультурной деятельности и содержащие особенности педагогической организации досуга. Среди них:интеграция деятельности образовательных, культурнодосуговых, социальных учреждений на основе педагогической деятельности с целью активизации просветительской работы в сфере межкультурного взаимодействия; создание этнокультурных центров основным направлением деятельности, которых является формирование этнической толерантности молодежи; организационноправовое обеспечение деятельности этнокультурных молодежных организаций, объединений посредством разработки и принятия на государственном и региональном уровнях правовых нормативных актов, законов, указов, положений, регулирующих сферумежкультурной коммуникации и межнационального взаимодействия; внедрение в педагогический процесс инновационных технологий социальнокультурной деятельности с целью повышения эффективности формирования этнической толерантности молодежи. Анализ теоретикометодологических подходов и концепций, а также результаты, полученные в ходе констатирующего эксперимента, послужили основой для разработки и реализации педагогической модели и авторской программы, направленных на формирование этнической толерантности современной молодежи в условиях и средствами социальнокультурной деятельности. Предложенная программа построена на образовательных социокультурных технологиях обучения основам межкультурного взаимодействия, предполагавшие использование различных психологопедагогических и социальнопедагогических тренинговых методик, ориентированных на совершенствование навыков межкультурного взаимодействия, толерантности и самоконтролю в процессе общения. За основу были взяты игры, тренинги, упражнения А. Акскельрод, Е. Любарской [2], Г.У. Солдатовой, Л.А. Шайгерова, О.Д. Шарова [3], А.М.Алиевой, Т.Г. Гришанович, Л.В. Лобановой, Н.Г. Травниковой, Е.Г. Трошихиной [4] которые были модифицированы и адаптированы в с соответствии с целями и задачами занятий, возрастом участников, их уровнем развития. Тренинговые методики помогали проиллюстрировать рассматриваемый теоретический материал, на практике соприкоснуться с такими понятиями как этнические стереотипы, национальная картина мира, менталитет, межкультурное общение, проследить, как стереотипы становятся основанием для предрассудков, которые в свою очередь порождают дискриминацию и даже насилие. С помощью игрытренинга «Неизвестный народ» можно проследить как не знание особенностей другой культуры, использование ценностных подходов, способов поведения и общения, характерных для своей культуры порождает не понимание и стереотипное отношение. Тренинг моделирует ситуацию попадания в иную, совершенно незнакомую этнокультурную обстановку. В процессе обсуждения участники отмечали, что человек попадая в другую культуру, видит ее особенности в негативном свете, принижает уровень ее развития, также погружение в другую культуру может вызывать неуверенность, одиночество, страх.На заключительном этапе работы для определения уровня готовности к межкультурному взаимодействию был использован Опросник «Десять первых шагов освоения межкультурной толерантности» [5]. Испытуемым необходимо было оценить свои усилия по освоению предложенных «шагов» по отношению к своим однокурсникам, сверстникам своего микрорайона, человеку другой национальности, вероисповедания, проживающего в другом регионе или стране в соответствии с указанной шкалой. Получиться ли у них не употреблять безапелляционные суждения, признавать свои ошибки, терпеливо выслушать, видеть достоинства, положительные стороны, не навязывать своего мнения, проявлять открытость, искренность, интерес. В целом результаты показали наличие способности проявлять терпимость на всех уровнях общения и достаточно высокий уровень этнической толерантности.Больший интерес к взглядам, убеждениям испытуемые готовы проявить по отношению к человеку другой культуры, а не к своему однокурснику. Здесь очевидно сказывается в первую очередь чисто познавательный интерес. В то же время более снисходительны студенты поотношению к своим однокурсникам, сверстникам своего микрорайона, а взаимодействие с представителем другой национальности или вероисповедания может вызвать затруднения. Таким образом, очевидно, что формирование этнической толерантностиносит проблемный, неоднозначный характер и требует педагогического регулирования, которое в свою очередь будет зависетьот ряда социальнопедагогических условий. Ссылки на источники1.Психосемантический анализ этнических стереотипов: лики толерантности и нетерпимости [Электронный ресурс] / под общ. ред. Асмолова А. // Толерантность: сайт / Режим доступа: www.tolerance.ru/biblio/ps_analiz/ross_studenti.html(дата обращения: 31.03.2013)2.Аксельрод. А. Мир различий: Сборник упражнений для учащихся общеобразовательных школ / А. Аксельрод, Е. Любарская. ‬М., 2003. ‬186с.3.Солдатова Г.У. Жить в мире с собой и другими: Тренинг толерантности для подростков / Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова, О.Д. Шарова‬М., 2001. ‬112 с. 4.Алиева М.А. Тренинг развития жизненных целей (программа психологического содействия успешной адаптации) / А.М. Алиева, Т.Г. Гришанович, Л.В. Лобанова, Н.Г. Травникова, Е.Г. Трошихина. ‬СПб., 2002. ‬216с. 5.Солодухина Т.К. Этнокультурное образование русских школьников в полиэтническом регионе: дис. … доктора пед. наук / Т.К. Солодухина. ‬М., 2005. ‬488 с.



Novochuk Pavel AleksandrovichTambov State Pedagogical Institute of Music named by S.V. Rachmaninovnovochuk_pavel@mail.ru

Sociocultural aspects of modern youth ethnic tolerance forming The results of experimental approbation of the model of ethnic selfidentity formation of youth are presented in the article. The pedagogical model is based on sociocultural activity techniques and is realized by means of the integrated leisure program.Keywords: ethnic tolerance, ethnic selfidentity, ethnocultural education, sociocultural activity techniques