Организация эффективной работы участников внешнеэкономической деятельности в рамках таможенно-логистической системы
Выпуск:
ART 53455
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Федоренко
Р.
В. Организация эффективной работы участников внешнеэкономической деятельности в рамках таможенно-логистической системы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2013. – Т. 3. – С.
2261–2265. – URL:
http://e-koncept.ru/2013/53455.htm.
Аннотация. Развитие таможенно-логистической инфраструктуры и сопряжение интересов таможни, таможенных посредников и декларантов позволит значительно сократить временные и финансовые затраты, возникающих в процессе таможенной переработки грузов.
Ключевые слова:
внешнеэкономическая деятельность, аутсорсинг, таможенно-логистическая система, таможенные посредники
Текст статьи
Федоренко Роман Владимировичк.э.н., доцент кафедры Маркетинга и логистики Самарского государственного экономического университетаrammy@list.ru
Организация эффективной работы участников внешнеэкономической деятельностив рамках таможеннологистической системы
Развитие таможеннологистической инфраструктуры и сопряжение интересов таможни, таможенных посредников и декларантов позволит значительно сократить временные и финансовые затраты, возникающих в процессе таможенной переработки грузов.
Таможеннологистическая система, таможенные посредники, внешнеэкономическая деятельность, аутсорсинг.
В современных экономических реалиях интеграцияотечественных предприятий и российской экономики в целом в мировое хозяйство невозможнабез эффективного использованиябогатейшегоинструментария, имеющегося в арсенале многих зарубежных стран и международных организацийи активно внедряемого и в российских таможеннологистических системах. Вступление Российской Федерации во Всемирную Торговую Организацию (ВТО), окончательно узаконенное после ратификации соответствующего договора депутатами Государственной Думы в августе 2012 года, заметно увеличило количество вопросов, возникающих у рядовых участников внешнеэкономической деятельности(ВЭД). В ряде отраслей экономики уже сейчас можно заметить перемены в соотношении эскпортноимпортных операций, увеличение или уменьшение объемов товаропотоков из отдельных стран, изменения в различных требованиях по прохождению таможенных формальностей входе организации внешнеторговых операций.За последние годы заметно изменилисьвзаимоотношения таможенных органов с рядовыми участниками (ВЭД). Многие таможенные процедуры были заметно упрощены, законопослушные участники ВЭД,имеющиехорошую таможенную и налоговую историю, проходят все таможенные формальности в ускоренном и упрощенном порядке, общие сроки таможенного оформления заметно снижены, внедрена система электронного декларирования.Однако, даже с учетом всех нововведений, попрежнему многиекомпании, занятые во внешнеэкономической сфере, сталкиваются с большим числом самых разнообразных проблем, решить которые самостоятельно они могут быть не всегда способны. Такие проблемы включат какточное и своевременное выполнениевсех предусмотренных таможенным законодательством требований, так и решение вопросов, связанных с организацией движения материалопотока в ходе внешнеэкономической деятельности, в частности, вопросыперевозкии хранениятоваров.Особое значение подобные проблемы приобретают изза того, что в процессе международной торговли организация перемещения товаров связана с выполнением намногоболее дорогих и сложных операций, нежели организация товародвижения на национальном рынке в сфере внутренней торговли. Так, по оценкам специалистов, затраты на перемещение материальных товаров в сфере международного товарообмена составляют порядка 25–35% от цены их продаж, в то время как подобные затраты на внутреннем рынке не превышают 8–10% от стоимости товаров, предназначенных для отгрузки.[1]
В результате можно сделать вывод о большом значении вопросовсокращения временных и финансовых затрат в процессе движения товаропотока черезтаможенныеграницы. Логистизациятаможенной деятельностиявляется одним из важнейших инструментов достижения данной цели.Врезультате логистизации должна быть упрощена действующая система таможенного администрирования, а также сформирована отвечающая современных экономическим и технологическим требованиям таможеннологистическаяинфраструктура,что в комплексе должно создатьмаксимально благоприятные условия для функционирования непосредственных участников внешнеторговой деятельности.Одним из важнейших направлений логистизации таможенной деятельности является решение вопросов по ускорению процессов таможенной обработки грузов. Внешнеэкономическая деятельность предполагает постоянноенеизбежно перемещение товаров и/или транспортных средств через таможенную границу государства или таможенного союза, в результате чего неизбежно возникает необходимость проведения таможенной обработки грузов. Таможенная обработка грузов является частью таможенного регулирования. В соответствии со статьей 1 ТК ТС: «Таможенное регулирование –правовое регулирование отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу таможенного союза, их перевозкой по единой таможенной территории таможенного союза под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, уплатой таможенных платежей, а также властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения данными товарами.»[2]Логистизация процессов таможенной переработки грузов имеет своей основной целью распространениелогистического подхода на основные таможенные процедуры, связанные с физическим перемещением товаров через таможенную границуи решением всех вопросов таможенного оформления и контроля. По мнению ряда ученых «логистический подход состоит в установлении адекватности информационного и материального потоков, определении технологии оптимального перемещения ресурсов и товаров, выработке требований к качеству товаров и их упаковке, выявлении центров возникновения потерь времени, нерационального использования материальных и трудовых ресурсов, оборудования и помещений».[3]Из этого определения можно сделать вывод о том, что логистизациятаможенной обработкигрузов —это создание оптимально организованнойсистемывзаимодействия всех участников ВЭД в процессе таможенной переработки грузов, направленной надостижениемаксимально возможного совокупного полезного эффекта. Объектом логистических усилий при этом являются процедуры таможенной переработки грузов, а субъектами —все участники ВЭД независимо от их организационноправового статуса. В отличие от сугубо коммерческих сфер деятельности логистизация таможенной переработки грузов должна носить так называемый добровольнопринудительный характер. Добровольность достигается через сопряжение экономических интересовучастников ВЭДс интересами государства, выражаемыми посредством требований таможенных органов, а принудительность заключаетсяв том, что прохождение процедур таможенной переработки грузов, если это предусмотрено законом и подзаконными актами, является обязательным требованием, избежать выполнения которого для любой компании должно быть невозможно.Организация физическогоперемещенияэкспортноимпортных грузов осуществляется либо по прямым каналам товародвижения (грузоотправитель —таможенный орган —грузополучатель), либо по косвенным с участием таможенных посредников (грузоотправитель —таможенный посредник —таможенный орган —грузополучатель). Привлечение в канал товародвижения таможенного посредника позволяет компании –участнику ВЭД передать на аутсорсинг решение ряда вопросов, важных при прохождении таможенных формальностей. К таким вопросам может быть отнесено определение кода товара по Таможенной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, оформление таможенной декларации, обеспечение уплаты таможенных платежей, организацию перевозки или хранения грузов, находящихся под таможенным контролем и т.д.При этом в условиях электронного декларирования компания –участник ВЭД уже не оказывается привязанной к конкретной таможне. Фирма может подать электронную декларацию как в месте физического пересечения границы товаром, так и в месте назначения, или же в любом другом регионе России. В результате фирма может выбирать место таможенного оформления с учетом уровня развития таможеннологистической инфраструктуры в том или ином регионе. Таким образом, все большее значение приобретает вопрос выделения на региональном уровнемикрологистической системы таможенной переработки грузов, в которойтаможнябудет лишь одним из звеньевлогистической цепи, пусть и имеющим определяющее значение. Внешняя средатакой системыскладывается из следующихкомпонентов: система таможенных органов, совокупность таможенных посредников, экономическая, политическая, социальная и даже географическая среда ВЭД.Цели, стоящие передмикрологистической системойтаможенной переработки грузов,можно дифференцировать по отдельным подсистемам. Но общей, главной целью данной системы является минимизация затрат времени и других ресурсов участников ВЭД в процессе физического перемещения грузов через таможенную границу ВЭД при условии неукоснительногособлюдениявсех требований таможенного законодательства.Структура элементов (подсистем) микрологистической системы таможенной переработки грузов определяется характером экспортноимпортных операций, применяемыми таможенными процедурами и другими факторами. Среди звеньев логистической цепи, образующей организационнотехническую базу системы, условно можно выделить постоянные и переменные элементы. К первым следует отнести таможенные органы, представленные в микрологистической системе таможней, включая таможенные посты и пункты пропуска; ко вторым —участников ВЭД, т.е. экспортеров и импортеров, а также действующих в данном регионе таможенных посредников. Чем в большей мере переменные элементы приближаются по своему поведению к постоянным, т.е. чем более устойчивы связи между звеньями логистических цепей, тем больше вероятность получения ожидаемого эффекта логистизации таможенной переработки грузов.Логистизация таможенных услуг предполагает формирование межсистемных логистических образований в таможенной сфере. Важным элементом внешнеэкономической деятельности региона является развитие единой таможеннологистической инфраструктуры. Основные элементы инфраструктуры представляют собой логистические межсистемные образования, внутри определенных макрологистических систем.Логистические межсистемные образования в таможенной сфере объединяют в своем составе объекты как таможенной, так и околотаможенной инфраструктуры (рисунок 1). Наличие таможенного поста на территории таможеннологистического терминала, имеет определяющее значение для участников внешнеэкономической деятельности, поскольку позволяет им минимизировать временные, а как следствие и финансовые затраты, возникающие при взаимодействиис таможенными органами.
Рисунок 1. Логистические межсистемные образования в таможенной сфере
В условиях развивающейся внешней торговли и увеличивающихся объемов Таможеннологистическая инфраструктураАдминистративные здания таможенных органов; пункты перехода через таможенную границу; терминалы;транспортные средства;техническиесредства связи; СВХ; учебные заведения и центрыПункты пропуска: ж/д,автомобильные,речные,пограничныестанции и т.п.Инфраструктура внутрипортового транспорта,терминалыМеждународные перевозчикиТаможенный постСВХ, таможенные склады, таможенные представители и т.д.АвиатранспортАвтотранспортРечной транспортЖелезнодорожный транспортМорской транспорт
Товарные потокиЛогистические межсистемные образования(таможеннологистические терминалы, «сухие порты», таможеннологистические комплексы)Система таможенных органовПограничная
инфраструктураПортовая
инфраструктураОколотаможенная инфраструктураУчастники внешнеторговой деятельностиФТС; РТУ; таможни;таможенныепостыПограничные переходы:ж/д пути;автодороги;морские порты; авиалинии; речные линииТерминалы, перегрузочные площадкиПортовыеж/д станции, автостанции, автовокзалыПортовыехозяйственные объектыТаможенные посредники: таможенные представители, владельцы СВХ, ТС, таможенные перевозчикиБанки и кредитные организации, специальные платежные системы, страховые компанииФирмы, организации, предприятия, объединения и т.д. самостоятельно осуществляющие деятельность на внешнем рынкеПодъездныеж/д линии,автодорогигрузоперевозок в международном товарообмене неизбежно возникаютпроблемы перегруженности инфраструктуры городов и крупных региональных центров. Решить эту проблему можно путемиспользованиясовременных инновационных технологий в таможенной сфере, в частности, применение технологии удаленного выпуска, что позволяет, не перенаправляя внешнеторговые товарные потоки, осуществлять таможенное декларирование с минимальной нагрузкой на существующую инфраструктуру.С 1 января 2014 года становится обязательным использование процедуры электронного декларирования. При этом в рядерегионов уже на начало 2013 года в электронной форме предъявлялось более 95% деклараций. Важным достоинством использования электронного декларирования является возможность применения удаленного выпуска, что позволяет участнику ВЭД пройти все таможенные формальности в любом таможенном органе страны, независимо от собственного местонахождения или места пересечения товаром границы. При этом участники внешнеэкономической деятельности должны уметь грамотно оценивать как временные, так и финансовые затраты, связанные с прохождением всех необходимых таможенных формальностей, учитывая при этом специфические особенности функционирования объектов логистической инфраструктуры в таможенной сфере в выбранном ими регионе таможенного оформления.Не допустить дополнительных издержек и провести таможенное оформление за кратчайшие сроки для многих компаний становится возможным только при использовании услуг таможенных представителей. При этом экономический эффект, полученный в результате обращения к таможенным посредникам, должен быть выше возможных затрат, связанных с неверным выполнением таможенных формальностей при самостоятельном прохождении всех таможенных процедур.Для оценки целесообразности того или иного способа прохождения всех таможенных формальностей может быть применена следующая формула:
Ʃ(costs)= f (Z, S, Т, Е) => min ,(1)
где Z общие транспортнологистические затраты; S –сумма таможенных платежей; Т время прохождения грузов от грузоотправителя до грузополучателя; Е стоимость услуг таможенных посредников.
Привлечение профессиональных провайдеров таможеннологистических услуг не только позволяет компании сократить время прохождения всех таможенных формальностей, но и в ряде случаев позволяет использовать незнакомые собственным специалистам возможности по сокращению таможенных платежей и/или ускорению процессов таможенной обработки грузов.Важным моментом является определение собственной стратегии взаимодействия с фирмами, предлагающими таможеннологистические услуги. Так, компания может полностью делегировать подобной фирме полномочия по прохождению таможенных формальностей, либо же может привлекать ее для решения сложных, нетипичных задач, в большинстве случаев обходясь силами собственных специалистов.Принципиальная схема механизма выбора эффективной стратегии взаимодействия с фирмами, предлагающими таможеннологистические услуги, представлена на рисунке 2.
Рис. 2. Механизм выбора эффективной стратегии взаимодействия с фирмами, предлагающими таможеннологистические услуги
Напервом этапе компания, осуществляющая внешнеэкономическую деятельность, должна определить основные цели, преследуемые при обращении к фирме, предлагающей таможеннологистические услуги, выработать стандарты и требования, определиться с составом и функциями собственного отдела по таможенному оформлению. На следующем этапе необходимо провести поиск партнеров по таможеннологистическому сопровождению, для чего следует проанализировать условия работы таможенных представителей, их возможности и репутацию. На данном этапе необходимо определить объемы операций, связанных с перемещением товаров через таможенную границу, которые предприятие собирается выполнять самостоятельно и с которыми хочет обратиться к таможенным посредникам. На третьем этапе необходимо прописать все условия взаимодействия в процессе работы, указав в договоре все аспекты взаимодействия между клиентом и таможенным посредником.Четвертый этап включает в себя решение всех экономических вопросов взаимодействия с предприятием, предоставляющим таможеннологистические услуги. На этом проводится анализ экономической эффективности от применения выбранной модели взаимодействия.В процессе осуществления взаимодействия периодически проводятся проверки исполнения обязательств, проводится оценка существующихрисков, проводятся ежегодные аудиторские проверки. Также на постоянной основе проводится изучение существующих практик таможенного оформления, проводится разработка и внедрение новых эффективных методик снижения затрат предприятия.■Цели■Политики■Процедуры■Стандарты■КонфликтыРазработка стратегии■Требования■Ресурсы■Выбор■УправлениеотношениямиВыборпоставщиков услуг■Планирование■УправлениеуслугамиИнтеграция услуг■Финансирование■Оценка■Ценообразование■КонтрольЭкономика■Непрерывныеулучшения■Анализ рисков■АудитАудит■Коммуникации■Прогнозы■Отчеты■Работанад ошибкамиОбратная связь241356Осуществление подобной методики позволит предприятию значительно снизить издержки, связанные с перемещением товаров через таможенную границу и повысить эффективность собственной деятельности, а следовательно и прибыль.
Ссылки на источники1. Молонова А.В. Стратегические направления развития логистической инфраструктуры в таможенной сфере. СПб. 2012. С.3.
2. Таможенный кодекс Таможенного союза, ст. 1.3. Григорьев М.Н, Долгов А.П., Уваров С.А. Логистика. Продвинутый курс. М.: Юрайт. 2011. С. 17.
Roman V.FedorenkoPh.D.,assistant professor ofmarketing and logistics, Samara State University of Economicsrammy@list.ru
Effective operationof foreign tradersin the Customsand logistics system
Development of customsand logistics infrastructureand interfaceof interestsof customs,brokers anddeclarantswill significantly reducethe time and costofcustomsprocessingof goods.
Customs andlogistics system,customs brokers, foreign economic activity, outsourcing.
Организация эффективной работы участников внешнеэкономической деятельностив рамках таможеннологистической системы
Развитие таможеннологистической инфраструктуры и сопряжение интересов таможни, таможенных посредников и декларантов позволит значительно сократить временные и финансовые затраты, возникающих в процессе таможенной переработки грузов.
Таможеннологистическая система, таможенные посредники, внешнеэкономическая деятельность, аутсорсинг.
В современных экономических реалиях интеграцияотечественных предприятий и российской экономики в целом в мировое хозяйство невозможнабез эффективного использованиябогатейшегоинструментария, имеющегося в арсенале многих зарубежных стран и международных организацийи активно внедряемого и в российских таможеннологистических системах. Вступление Российской Федерации во Всемирную Торговую Организацию (ВТО), окончательно узаконенное после ратификации соответствующего договора депутатами Государственной Думы в августе 2012 года, заметно увеличило количество вопросов, возникающих у рядовых участников внешнеэкономической деятельности(ВЭД). В ряде отраслей экономики уже сейчас можно заметить перемены в соотношении эскпортноимпортных операций, увеличение или уменьшение объемов товаропотоков из отдельных стран, изменения в различных требованиях по прохождению таможенных формальностей входе организации внешнеторговых операций.За последние годы заметно изменилисьвзаимоотношения таможенных органов с рядовыми участниками (ВЭД). Многие таможенные процедуры были заметно упрощены, законопослушные участники ВЭД,имеющиехорошую таможенную и налоговую историю, проходят все таможенные формальности в ускоренном и упрощенном порядке, общие сроки таможенного оформления заметно снижены, внедрена система электронного декларирования.Однако, даже с учетом всех нововведений, попрежнему многиекомпании, занятые во внешнеэкономической сфере, сталкиваются с большим числом самых разнообразных проблем, решить которые самостоятельно они могут быть не всегда способны. Такие проблемы включат какточное и своевременное выполнениевсех предусмотренных таможенным законодательством требований, так и решение вопросов, связанных с организацией движения материалопотока в ходе внешнеэкономической деятельности, в частности, вопросыперевозкии хранениятоваров.Особое значение подобные проблемы приобретают изза того, что в процессе международной торговли организация перемещения товаров связана с выполнением намногоболее дорогих и сложных операций, нежели организация товародвижения на национальном рынке в сфере внутренней торговли. Так, по оценкам специалистов, затраты на перемещение материальных товаров в сфере международного товарообмена составляют порядка 25–35% от цены их продаж, в то время как подобные затраты на внутреннем рынке не превышают 8–10% от стоимости товаров, предназначенных для отгрузки.[1]
В результате можно сделать вывод о большом значении вопросовсокращения временных и финансовых затрат в процессе движения товаропотока черезтаможенныеграницы. Логистизациятаможенной деятельностиявляется одним из важнейших инструментов достижения данной цели.Врезультате логистизации должна быть упрощена действующая система таможенного администрирования, а также сформирована отвечающая современных экономическим и технологическим требованиям таможеннологистическаяинфраструктура,что в комплексе должно создатьмаксимально благоприятные условия для функционирования непосредственных участников внешнеторговой деятельности.Одним из важнейших направлений логистизации таможенной деятельности является решение вопросов по ускорению процессов таможенной обработки грузов. Внешнеэкономическая деятельность предполагает постоянноенеизбежно перемещение товаров и/или транспортных средств через таможенную границу государства или таможенного союза, в результате чего неизбежно возникает необходимость проведения таможенной обработки грузов. Таможенная обработка грузов является частью таможенного регулирования. В соответствии со статьей 1 ТК ТС: «Таможенное регулирование –правовое регулирование отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу таможенного союза, их перевозкой по единой таможенной территории таможенного союза под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, уплатой таможенных платежей, а также властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения данными товарами.»[2]Логистизация процессов таможенной переработки грузов имеет своей основной целью распространениелогистического подхода на основные таможенные процедуры, связанные с физическим перемещением товаров через таможенную границуи решением всех вопросов таможенного оформления и контроля. По мнению ряда ученых «логистический подход состоит в установлении адекватности информационного и материального потоков, определении технологии оптимального перемещения ресурсов и товаров, выработке требований к качеству товаров и их упаковке, выявлении центров возникновения потерь времени, нерационального использования материальных и трудовых ресурсов, оборудования и помещений».[3]Из этого определения можно сделать вывод о том, что логистизациятаможенной обработкигрузов —это создание оптимально организованнойсистемывзаимодействия всех участников ВЭД в процессе таможенной переработки грузов, направленной надостижениемаксимально возможного совокупного полезного эффекта. Объектом логистических усилий при этом являются процедуры таможенной переработки грузов, а субъектами —все участники ВЭД независимо от их организационноправового статуса. В отличие от сугубо коммерческих сфер деятельности логистизация таможенной переработки грузов должна носить так называемый добровольнопринудительный характер. Добровольность достигается через сопряжение экономических интересовучастников ВЭДс интересами государства, выражаемыми посредством требований таможенных органов, а принудительность заключаетсяв том, что прохождение процедур таможенной переработки грузов, если это предусмотрено законом и подзаконными актами, является обязательным требованием, избежать выполнения которого для любой компании должно быть невозможно.Организация физическогоперемещенияэкспортноимпортных грузов осуществляется либо по прямым каналам товародвижения (грузоотправитель —таможенный орган —грузополучатель), либо по косвенным с участием таможенных посредников (грузоотправитель —таможенный посредник —таможенный орган —грузополучатель). Привлечение в канал товародвижения таможенного посредника позволяет компании –участнику ВЭД передать на аутсорсинг решение ряда вопросов, важных при прохождении таможенных формальностей. К таким вопросам может быть отнесено определение кода товара по Таможенной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, оформление таможенной декларации, обеспечение уплаты таможенных платежей, организацию перевозки или хранения грузов, находящихся под таможенным контролем и т.д.При этом в условиях электронного декларирования компания –участник ВЭД уже не оказывается привязанной к конкретной таможне. Фирма может подать электронную декларацию как в месте физического пересечения границы товаром, так и в месте назначения, или же в любом другом регионе России. В результате фирма может выбирать место таможенного оформления с учетом уровня развития таможеннологистической инфраструктуры в том или ином регионе. Таким образом, все большее значение приобретает вопрос выделения на региональном уровнемикрологистической системы таможенной переработки грузов, в которойтаможнябудет лишь одним из звеньевлогистической цепи, пусть и имеющим определяющее значение. Внешняя средатакой системыскладывается из следующихкомпонентов: система таможенных органов, совокупность таможенных посредников, экономическая, политическая, социальная и даже географическая среда ВЭД.Цели, стоящие передмикрологистической системойтаможенной переработки грузов,можно дифференцировать по отдельным подсистемам. Но общей, главной целью данной системы является минимизация затрат времени и других ресурсов участников ВЭД в процессе физического перемещения грузов через таможенную границу ВЭД при условии неукоснительногособлюдениявсех требований таможенного законодательства.Структура элементов (подсистем) микрологистической системы таможенной переработки грузов определяется характером экспортноимпортных операций, применяемыми таможенными процедурами и другими факторами. Среди звеньев логистической цепи, образующей организационнотехническую базу системы, условно можно выделить постоянные и переменные элементы. К первым следует отнести таможенные органы, представленные в микрологистической системе таможней, включая таможенные посты и пункты пропуска; ко вторым —участников ВЭД, т.е. экспортеров и импортеров, а также действующих в данном регионе таможенных посредников. Чем в большей мере переменные элементы приближаются по своему поведению к постоянным, т.е. чем более устойчивы связи между звеньями логистических цепей, тем больше вероятность получения ожидаемого эффекта логистизации таможенной переработки грузов.Логистизация таможенных услуг предполагает формирование межсистемных логистических образований в таможенной сфере. Важным элементом внешнеэкономической деятельности региона является развитие единой таможеннологистической инфраструктуры. Основные элементы инфраструктуры представляют собой логистические межсистемные образования, внутри определенных макрологистических систем.Логистические межсистемные образования в таможенной сфере объединяют в своем составе объекты как таможенной, так и околотаможенной инфраструктуры (рисунок 1). Наличие таможенного поста на территории таможеннологистического терминала, имеет определяющее значение для участников внешнеэкономической деятельности, поскольку позволяет им минимизировать временные, а как следствие и финансовые затраты, возникающие при взаимодействиис таможенными органами.
Рисунок 1. Логистические межсистемные образования в таможенной сфере
В условиях развивающейся внешней торговли и увеличивающихся объемов Таможеннологистическая инфраструктураАдминистративные здания таможенных органов; пункты перехода через таможенную границу; терминалы;транспортные средства;техническиесредства связи; СВХ; учебные заведения и центрыПункты пропуска: ж/д,автомобильные,речные,пограничныестанции и т.п.Инфраструктура внутрипортового транспорта,терминалыМеждународные перевозчикиТаможенный постСВХ, таможенные склады, таможенные представители и т.д.АвиатранспортАвтотранспортРечной транспортЖелезнодорожный транспортМорской транспорт
Товарные потокиЛогистические межсистемные образования(таможеннологистические терминалы, «сухие порты», таможеннологистические комплексы)Система таможенных органовПограничная
инфраструктураПортовая
инфраструктураОколотаможенная инфраструктураУчастники внешнеторговой деятельностиФТС; РТУ; таможни;таможенныепостыПограничные переходы:ж/д пути;автодороги;морские порты; авиалинии; речные линииТерминалы, перегрузочные площадкиПортовыеж/д станции, автостанции, автовокзалыПортовыехозяйственные объектыТаможенные посредники: таможенные представители, владельцы СВХ, ТС, таможенные перевозчикиБанки и кредитные организации, специальные платежные системы, страховые компанииФирмы, организации, предприятия, объединения и т.д. самостоятельно осуществляющие деятельность на внешнем рынкеПодъездныеж/д линии,автодорогигрузоперевозок в международном товарообмене неизбежно возникаютпроблемы перегруженности инфраструктуры городов и крупных региональных центров. Решить эту проблему можно путемиспользованиясовременных инновационных технологий в таможенной сфере, в частности, применение технологии удаленного выпуска, что позволяет, не перенаправляя внешнеторговые товарные потоки, осуществлять таможенное декларирование с минимальной нагрузкой на существующую инфраструктуру.С 1 января 2014 года становится обязательным использование процедуры электронного декларирования. При этом в рядерегионов уже на начало 2013 года в электронной форме предъявлялось более 95% деклараций. Важным достоинством использования электронного декларирования является возможность применения удаленного выпуска, что позволяет участнику ВЭД пройти все таможенные формальности в любом таможенном органе страны, независимо от собственного местонахождения или места пересечения товаром границы. При этом участники внешнеэкономической деятельности должны уметь грамотно оценивать как временные, так и финансовые затраты, связанные с прохождением всех необходимых таможенных формальностей, учитывая при этом специфические особенности функционирования объектов логистической инфраструктуры в таможенной сфере в выбранном ими регионе таможенного оформления.Не допустить дополнительных издержек и провести таможенное оформление за кратчайшие сроки для многих компаний становится возможным только при использовании услуг таможенных представителей. При этом экономический эффект, полученный в результате обращения к таможенным посредникам, должен быть выше возможных затрат, связанных с неверным выполнением таможенных формальностей при самостоятельном прохождении всех таможенных процедур.Для оценки целесообразности того или иного способа прохождения всех таможенных формальностей может быть применена следующая формула:
Ʃ(costs)= f (Z, S, Т, Е) => min ,(1)
где Z общие транспортнологистические затраты; S –сумма таможенных платежей; Т время прохождения грузов от грузоотправителя до грузополучателя; Е стоимость услуг таможенных посредников.
Привлечение профессиональных провайдеров таможеннологистических услуг не только позволяет компании сократить время прохождения всех таможенных формальностей, но и в ряде случаев позволяет использовать незнакомые собственным специалистам возможности по сокращению таможенных платежей и/или ускорению процессов таможенной обработки грузов.Важным моментом является определение собственной стратегии взаимодействия с фирмами, предлагающими таможеннологистические услуги. Так, компания может полностью делегировать подобной фирме полномочия по прохождению таможенных формальностей, либо же может привлекать ее для решения сложных, нетипичных задач, в большинстве случаев обходясь силами собственных специалистов.Принципиальная схема механизма выбора эффективной стратегии взаимодействия с фирмами, предлагающими таможеннологистические услуги, представлена на рисунке 2.
Рис. 2. Механизм выбора эффективной стратегии взаимодействия с фирмами, предлагающими таможеннологистические услуги
Напервом этапе компания, осуществляющая внешнеэкономическую деятельность, должна определить основные цели, преследуемые при обращении к фирме, предлагающей таможеннологистические услуги, выработать стандарты и требования, определиться с составом и функциями собственного отдела по таможенному оформлению. На следующем этапе необходимо провести поиск партнеров по таможеннологистическому сопровождению, для чего следует проанализировать условия работы таможенных представителей, их возможности и репутацию. На данном этапе необходимо определить объемы операций, связанных с перемещением товаров через таможенную границу, которые предприятие собирается выполнять самостоятельно и с которыми хочет обратиться к таможенным посредникам. На третьем этапе необходимо прописать все условия взаимодействия в процессе работы, указав в договоре все аспекты взаимодействия между клиентом и таможенным посредником.Четвертый этап включает в себя решение всех экономических вопросов взаимодействия с предприятием, предоставляющим таможеннологистические услуги. На этом проводится анализ экономической эффективности от применения выбранной модели взаимодействия.В процессе осуществления взаимодействия периодически проводятся проверки исполнения обязательств, проводится оценка существующихрисков, проводятся ежегодные аудиторские проверки. Также на постоянной основе проводится изучение существующих практик таможенного оформления, проводится разработка и внедрение новых эффективных методик снижения затрат предприятия.■Цели■Политики■Процедуры■Стандарты■КонфликтыРазработка стратегии■Требования■Ресурсы■Выбор■УправлениеотношениямиВыборпоставщиков услуг■Планирование■УправлениеуслугамиИнтеграция услуг■Финансирование■Оценка■Ценообразование■КонтрольЭкономика■Непрерывныеулучшения■Анализ рисков■АудитАудит■Коммуникации■Прогнозы■Отчеты■Работанад ошибкамиОбратная связь241356Осуществление подобной методики позволит предприятию значительно снизить издержки, связанные с перемещением товаров через таможенную границу и повысить эффективность собственной деятельности, а следовательно и прибыль.
Ссылки на источники1. Молонова А.В. Стратегические направления развития логистической инфраструктуры в таможенной сфере. СПб. 2012. С.3.
2. Таможенный кодекс Таможенного союза, ст. 1.3. Григорьев М.Н, Долгов А.П., Уваров С.А. Логистика. Продвинутый курс. М.: Юрайт. 2011. С. 17.
Roman V.FedorenkoPh.D.,assistant professor ofmarketing and logistics, Samara State University of Economicsrammy@list.ru
Effective operationof foreign tradersin the Customsand logistics system
Development of customsand logistics infrastructureand interfaceof interestsof customs,brokers anddeclarantswill significantly reducethe time and costofcustomsprocessingof goods.
Customs andlogistics system,customs brokers, foreign economic activity, outsourcing.