Использование комиксов в образовательных технологиях как важного инструмента для передачи знаний
Выпуск:
ART 53454
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Калитина
К.
В. Использование комиксов в образовательных технологиях как важного инструмента для передачи знаний // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2013. – Т. 3. – С.
2256–2260. – URL:
http://e-koncept.ru/2013/53454.htm.
Аннотация. Недавние исследования специалистов в области педагогики и психологии подтверждают то, что было теоретически верным в течение многих лет: комиксы по своему воздействию становятся более эффективным средством обучения, чем традиционные учебники. Наиболее важной функцией комикса в качестве образовательного инструмента является его способность мотивировать студентов. В сфере образования использование комикса в качестве образовательного инструмента находится только на ранней стадии распространения, так как положительное единое мнение среди преподавателей о его полезности и результативности ещё не сформировано.
Ключевые слова:
инфографика, мем, интеллект-карта, таймлайн, комикс, комикс-журналистика, иллюстративный материал
Текст статьи
1КалитинаКсенияВалерьевна,студент 4 курса,факультет "Международные экономические отношения", ФГБОУ ВПО "Хабаровская государственнаяакадемия экономики и права", г.Хабаровскksanoshina@yandex.ru
Использование комиксовв образовательных технологиях какважного инструмента для передачи знаний
Аннотация. Недавние исследования специалистов в области педагогики и психологии подтверждают то, что было теоретически верным в течениемногих лет: комиксы по своему воздействию становятся более эффективным средством обучения, чем традиционные учебники. Наиболее важной функцией комикса в качестве образовательного инструмента является его способность мотивировать студентов. В сфере образования использование комикса в качестве образовательного инструмента находится только на ранней стадии распространения, так как положительное единоемнение среди преподавателей о его полезности и результативности ещё не сформировано.Ключевые слова: инфографика, мем, интеллекткарта, таймлайн, комикс, комиксжурналистика, иллюстративный материал.
Старые средстваобучения –текстовые документы–становятся не популярными, не наглядными и теряющимисвою эффективность.Наиболее известным недостатком текстовыхдокументовявляетсяихнизкая степень восприимчивости. Именно она приводит к высокой энергозатратности при обработке её мозгом. Например, сплошной длинный текст, даже если он разбит на блоки, трудно читать. Человек не способен быстро запоминать то огромное количество текстовой информации,которое он слышит и читает в течение рабочего дня. Разом человекспособен быстро удержать в памяти или в поле зрения не более пяти или шести слов(при условии, что они логически взаимосвязаны).На смену текстовым документам стали приходить документы, имеющие большое количество графических образов: схем, интеллекткарт и даже повествований, выполненных в жанре комиксов. Разнообразие графических символов, образов и знаков, служащих для передачи знаний стремительно увеличивается. Они появляютсяиз идей,воплощённых в новейших разработкахприкладного программного обеспечения для персональных компьютеров. Их особенно много в программном обеспечении различных коммуникаторов, а также –винтернетсайтах. Разработчики кинофильмов и рекламы тоже вносят ощутимый вклад в развитие этого направления передачи знаний. Много графических образов созданобезвестными авторами социальных сетей и молодёжных субкультурных групп. Именно таким образом, при невербальном общении в языкесовременных молодых людей появились новые смысловые элементыдля передачи знаний. Одновременно с этим процесс размеренного чтения сменился быстрой селекцией и поиском главной информации. На смену текстовой информации, которая представляла собой длинный сплошной текст, который так или иначе приходилосьделить на абзацыисписки, вводить элементы выделения (разнообразныешрифты, цвет, рамки, линии и др. средства акцентирования внимания читателей), приходитвизуальная информация. Она появилась, эволюционируя из схем, списков и графиков, а затем постепеннопереростая в самостоятельный способ передачи знаний –инфографику.Этот термин не новый. Изобретён не автором данной статьи, однако автор предлагает своё определение этого термина.
2Инфографика(от лат. "informatio")–объяснение, сообщение; и древн.греч. "graphicos"
письменный) это графический способ передачи информации, данных и знаний.Инфографика помогает обобщить и сгруппировать большой объём информации и донести её до целевой аудитории. Набор данных в инфографике может быть связан или не связан в структуру. Инфографика обладает большей степенью наглядности чем другие средства визуализации(символ, знак, фотография, рекламное сообщение,видеоролик, и др.).Она помогает показать соотношение предметов и фактов во времени и пространстве.К наиболее распространённым элементам инфографики относятся мемы, интеллекткарты, таймлайны, таблицы, схемы, графики, диаграммы[1].
Мемизвестен как "медиавирус" –идея, слово, фраза,персонаж,картинка, отдельное понятие или целая тема,образ или любой другой объект нематериальногомира, который передаётся от человека к человеку вербально, невербально, через Глобальную информационную сеть. Социологи считают мем «вирусом ума»,потому что он появляется быстро и захватывает все средства массовой коммуникации.Интеллекткартойчаще всего называют записи, наброски схем, которые, к примеру, делают студенты в своих конспектах, записывая главную информацию из объяснений преподавателя.
Чтобы отличить инфографику от других визуальных способов представления информации, например от рекламного сообщенияили от обычной статистической таблицы, автор предлагает распознаватьтри основныхпризнака инфографики:1.В инфографике обязательно должны содержаться факты, данные и взаимосвязи;2.Как инструмент коммуникации инфографика должна быть ясной, понятной и легкочитаемой;3.Инфографика часто используется для анализа информации, события, фактов.Инфографику автор данной статьипредлагает классифицироватьпо трём критериям визуализации –по содержанию, по типу визуализациии по типу систематизации,как показано на иллюстрации (Рисунок 1).Инфографика используется в таких публичных материалах, в которых нужно передать информацию быстро и чётко, например, в печатной прессе, в телевизионных сюжетах, в рекламных роликах, где основная аудитория –зрители и читатели –просматривают огромное количество информации за очень короткий промежуток времени. Распространение инфографики в таких сферах как образование, экономика и журналистика привело к развитию уже давно известного понятия –комикса. Понятие комикса расширилось и обогатилось новым смыслом. Оно стало применяться к рисункам, служащимине только для развлечения, но и созданнымидля совершенно серьёзных целей, например, для научных и образовательных книг и брошюр.В источнике [2]комиксопределяется как изображения, сопоставленные рядом в продуманной последовательности для передачи информации (от франц. "bande dessinee"–рисованная лента). Существует множество определений понятия "комикс", однако, большинство исследователей в этой области сходятся в следующем: комикс –это единство повествования и визуального действия[3, 4, 5, 6].
Как направление искусства повествования комикс появился в XVIXVIIвеках в Испании и Франции в виде небольшой брошюры, содержащей рассказы о жизни священнослужителей, местных господ, выдающихся людей мира искусства того времени. В России исторически сложилосьмнение, что самыераспространённые жанры комикса –юмористические, приключенческиеикарикатурные. Этот стереотип долго портил репутацию самого понятия комиксов.
3
Рисунок 1–Классификация типов инфографики
В Японии комиксы принято называть "манга", в Корее –"манхва", в Китае –"маньхуа", а во Франции –BD. В США комиксы попонятию схожи со словом "cartoon" –"карикатура" –что может обозначать и комикс и мультфильм. Кстати, именно американские комиксы набрали популярность среди соотечественников и в Европе в 40е годы благодаря газетам, содержащие статьикомиксы на разнообразные социальные и политические темы. Впервые комикс в журналистике появился под таким названием как «Политические картинки» (political cartoons), позже появился новый термин –комиксная журналистика (comics journalism[7]).Популярный в России в 20042007 гг.журнал «Всё ясно» состоял на 90% из инфографики(картинок, схем, диаграмм, графиков, смартобъектов, интеллекткарт и т.д.)[8].На иллюстрации (Рисунок 2)представленаклассификация комиксов, предлагаемая автором, по жанрам.
Также по объёму содержания автор данной статьи предлагает подразделять комиксы на 3 вида:1.Короткие (стрипы);2.Средние (рассказы, истории, шпаргалки, интеллекткарты);3.Большие (графические новеллы и романы).Комикс может содержать текстовую информацию, но существуют комиксы совсем без текста, при этом смысл, который они передают, понятен каждому читателю. Примером "немыхкомиксов" являются работы картунистажурналиста Херлуфа Бидструпа, почти забытого в Европе, но всё еще популярного в России. Его комиксы представляют собой карикатуры на разные темы –от бытовыхсцендо освещений событий в мире политики, экономики, бизнеса и т.д. [9]. Среди современных художников в области комиксов известны такие журналисты–ИнфографикаПо содержаниюПо типу визуализацииПо типу систематизацииСтруктурированнаяСтатистика ("числа в картинках")ГрафикДиаграммаИнтеллекткартаКомиксТаблицаКартаСхемаОблако теговНеструктурированнаяТаймлайн ("линия времени")Облако теговСписокТаблица
4картунисты как ДжоСакко, МэттБорс, ТэдРолли ДэрилХолидей[10]. В России большой популярностью пользуются работы АндреяТру, АндреяСнегирёва иАндреяАёшина.
Рисунок 2
Классификация комиксов по жанрам
Рисунок в комиксе имеет некоторую долю условности. Для наглядного донесения информации обычно вводится главный персонаж, который повествует о чёмлибо или объясняет какоелибо понятие. Главный персонаж может быть любым, всё зависит от темы комикса. Примеры повествующих персонажей приводятся на иллюстрации (Рисунок 3).
Рисунок 3–Варианты главного персонажа комикса
Легко узнаваемые символы часто используются в образовательных комиксах в качестве персонажей для разъяснения какоголибо понятия. Такие уже известные всем символы как «лупа», «карандаш», «книга», «знак вопроса» и др. выполняют функцию обозначения соответствующих действий:«найти», «записать», «прочитать», «решить поставленную задачу»и др.КомиксыОбразовательныеРазвлекательныеНаучныеХудожественныеНаучнофантастическиеЛитературныеИсторические ПублицистическиеФэнтезиУжасыДля взрослой аудиторииДля детской аудиторииПолитическиеСоциальныеЮмористическиеПро супергероев
5Нарисованный образглавного героя повествования упрощается для скорости рисования и удобства восприятия, а также для идентификации читателя с персонажем(Рисунок 4).Персонаж 2 (Рисунок 4) проще в прорисовке деталей,чем персонаж 1, а поэтому предпочтительнее для применения в образовательных и научных комиксах.
Рисунок 4–Пример упрощения прорисовки персонажа в комиксе
Новое средствопредставления информации –комикс –еще не успел "обрасти негативом", поэтому и воспринимается публикой как доверительный[11]. Люди смотрят комиксыс удовольствием. Буквенный текст в сознании молодых людей "оброс негативом". Это значит, что буквенный текст не наглядный, скучный, трудный для восприятия, содержит непроверенные источники информации и др. Положительные свойства комиксов (как новогометодапередачи информации) заключаются в наличие легко узнаваемых эмоций, доступности для понимания, лёгкость восприятиясодержащейся в них информации, ассоциативности с известными понятиями. По этим причинам комиксы можно успешно использовать в учебной и научной литературе.В книжных интернетмагазинах России уже продаются учебные издания под названиями: "Занимательная статистика", "Занимательная математика", "Электродинамика в комиксах", "Экономические анализ организации в комиксах", "Правоведение в комиксах". Эти издания выпускаются для абитуриентов и студентов для подготовки к экзаменам в колледжи и высшие учебные заведения. В японскомв колледже дизайна г. Йокогама студенты изучают дисциплины не только по учебникам, но и по учебным пособиям, выполненными в стиле комиксов. Помимо этого, студенты имеютвозможность получить специальность по направлениям "Манга", "Аниме", "Дизайн в рекламе", "Анимация и футаж", "Иллюстрирование комиксов и книг", "Иллюстрирование Лайтновел", "Иллюстрация и создание персонажей". В Корее существует университет с множествомфакультетов(Манга, Аниме, Киноиндустрияи др.), которые готовят специалистов способных создавать комиксы в разных cферахискусства, образования и науки. Ежегодно проводятся фестивали по направлениям в области комиксов –социальным, публицистическим, научнопопулярным и др. [12].В МосковскойФинансовоПромышленнойАкадемиисреди факультетов экономического и технического направления с сентября 2013 года открывается кафедра "Комиксов и манги", под руководством известного российского художника комиксовПавелСухих(художниккомиксист), который известен в Глобальной информационной сети по псевдонимом –"Хихус".
6Комикс улавливает узловые точки основной идеи, расставляет необходимые акценты в процессе восприятия образа, события, явления и помогает сфокусировать внимание человека на главном. С помощью комикса любой процесс или явление можно разложить на его составляющие, как, например, в источнике [13]сжато показана история развития жанров мировой музыки. Поэтому в образовании в процессе обучения новой дисциплине комикс используется как наиболее точный краткий и наглядный способ передачи информации. Цель использования комикса в образованиисостоит в том, что можно получить новый образовательный инструмент с новыми свойствами и новым воздействием на обучаемого. Информация в комиксе эмоционально окрашена, затрагивает чувства читателя, а значит и лучше усваивается. Визуальную информацию человек запоминает лучше, нежели печатную (текстовую). Современное поколение постигает его (комикс) естественно[14]. Он обращается к жизненному опыту обычного человека и выражает то, что называется житейской правдой.На иллюстрации (Рисунок 5)изображён пример того, как можно объяснить в простой форме понятие "электронное рецензирование". В данном случае в качестве главного героя выбранперсонажучитель(изображён слева от рецензируемого документа)и второстепенные персонажи –студенты(справа от рецензируемого документа).
Рисунок 5–Пример комикса натему"Электронное рецензирование"
Таким образом, комикс выполняет не только развлекательную функцию, но и познавательную. Человеческий разум использует ассоциации. Одно событие моментально вызывает следующее событие, появляющеесяв результате активации сложной системы ассоциаций с хранящейся в памяти информацией[15].Поэтому в комиксе текстовая информация занимает около 2030%, а остальная частьпредставлена знаками, символами, мемами, смартобъектами и интеллекткартами, для продуктивного восприятия нового знания.
7Использование комиксов позволяет уменьшить длительность презентации, доклада, лекции или объяснения нового понятия. Докладчик или автор учебного издания может эффективно для достижения цели использовать весь арсенал современных и разнообразных невербальных средств. В качестве иллюстраций он может использовать не только цифровые фотографии(ставшие уже привычными), но даже простые рисунки, сделанные от руки обычной ручкой или карандашом (как показано выше в примере объяснения процесса электронного рецензирования).При обучениисовременных студентов надоиспользоватьсовременные средства невербальной передачи знанийкак важныйэлементсовременного молодёжного общения, укрепляющее достоверность и повышающее эффективность печатного слова.Выводы1.Недавние исследования специалистов в области педагогики и психологии подтверждают то, что было теоретически верным в течение многих лет: комиксы по своему воздействию становятся более эффективным средством обучения, чем традиционные учебники. Наиболее важной функцией комикса в качестве образовательного инструмента является его способность мотивировать студентов. В сфере образования использование комикса в качестве образовательного инструмента находится только на ранней стадии распространения, так как положительное единое мнение среди преподавателей о его полезности и результативности ещё не сформировано.2.Главное свойство комиксазаключается в том, чтокомикс упрощает и ускоряет процесс познания, посколькукомикс делится на фрагменты. Он выражает мысли и идеи наглядными средствами (другимязыком).3.Комиксы способны оказывать влияние на сознание студентов, вероятно, даже больше, чем традиционная учебная текстовая литература, несмотря на то, что это влияние можно рассматривать как грубоеипрямолинейное.Ссылки на источники1.Пример инфографики. Таймлайн: История рок музыки. / Infographer. Российскийсайтинфографики. –URL: http://infographer.ru/rockmusic_history/. –(Дата обращения 28.03.2012).2.Скотт Макклауд. Понимание комикса. Невидимое искусство. "Tundra Publishing", 1993 г. –222 с.3.Eisner W. Comics and Sequential Art. W.W.Norton & Company. 2008г. –192 c.4.AlanMoore. WritingForComics. Volume1, 2003 г. –50с.5.JessicaAbel, MattMadden. DrawingWordsandWritingPictures. MakingComics: Manga, GraphicNovels, andBeyond, 2008 г. –268 с.6.Comics/ Wikipedia.–URL:http://www.wikipedia.org/. –(Дата обращения 28.03.2012).7.KalitinаX.V., KalitinS.V. Comics Journalism. Информационная среда и её особенности на современном этапе развития мировой цивилизации: Материалы международной научнопрактической конференции (26 декабря 2012 Г.) в 2х частях –ч.1 / Отв. Ред. Зарайский А.А. –Саратов: Издательство ЦПМ "Академия Бизнеса", 2012. –142с. (–с. 6–10).8.Журнал "Всё ясно", г. СанктПетербург, ИД "Коммерсантъ", 20042007 гг. –140 с. –URL: http://wos.ru/article/Vse_li_yasno. - (Дата обращения 28.03.2012).9.Галерея Херлуфа Бидструпа / Bidstrup. –URL: http://www.bidstrup.ru/. –(Дата обращения 28.03.2012).10.Holiday D. Rodriguez E.N.The Illustrated Press: Chicago, 2012 / The Illustrated press. –URL: http://illuspress.com/.–(Датаобращения28.03.2012).
811.Аношина К.В., Калитин С.В. К вопросу о применении новых средств невербальной передачи знаний. Проблемы высшего образования : материалы международной науч.метод. конф, Хабаровск 46 апреля, 2012 / под ред. Т.В. Гомза. —Хабаровск : Издво Тихоокеан. гос. унта, 2012. –280 с. (с. 182186).12.ArcherD. Comics/ Archcomix. URL: http://www.archcomix.com. –(Дата обращения 28.03.2012).13.История музыки за 7 минут / AdMe–сайт о творчестве. Реклама, дизайн, фотография, искусство. –URL: http://www.adme.ru/vdohnovenie919705/istoriyamuzykiza7minut471305/. –(Дата обращения 28.03.2012).14.Brad Guigar, Dave Kellet, Scott Kurtz, Kris Straub. HowtoMakeWebcomics. 2008г. –198 с.15.Стивен Джуан. Странности нашего мозга. "Риппол Классик", 1998 г. –576 с.
KseniyaKaleetiena,studentofthefacultyoftheInternationalEconomicCommunications, 4 course, theKhabarovskStateAcademy of Economics and Law, Khabarovsk.The use of comics in educational technologies as an important instrument of infographics to transfer knowledge Abstract. Recent research of specialists in the field of education and psychology confirms what was theoretically true for many years: comics in their effects become more effective tool of teaching than textbooks. The most important function of comics as an educational tool is the ability to motivate students. In education, the usage of comics as an educational tool is only at an early stage of the regeneration while a positive opinion among teachers about the usefulness and effectiveness of comics is not yet formed.Keywords: infographics, mem, intelligent map, timeline, comics, comics journalism, illustrated information.
Использование комиксовв образовательных технологиях какважного инструмента для передачи знаний
Аннотация. Недавние исследования специалистов в области педагогики и психологии подтверждают то, что было теоретически верным в течениемногих лет: комиксы по своему воздействию становятся более эффективным средством обучения, чем традиционные учебники. Наиболее важной функцией комикса в качестве образовательного инструмента является его способность мотивировать студентов. В сфере образования использование комикса в качестве образовательного инструмента находится только на ранней стадии распространения, так как положительное единоемнение среди преподавателей о его полезности и результативности ещё не сформировано.Ключевые слова: инфографика, мем, интеллекткарта, таймлайн, комикс, комиксжурналистика, иллюстративный материал.
Старые средстваобучения –текстовые документы–становятся не популярными, не наглядными и теряющимисвою эффективность.Наиболее известным недостатком текстовыхдокументовявляетсяихнизкая степень восприимчивости. Именно она приводит к высокой энергозатратности при обработке её мозгом. Например, сплошной длинный текст, даже если он разбит на блоки, трудно читать. Человек не способен быстро запоминать то огромное количество текстовой информации,которое он слышит и читает в течение рабочего дня. Разом человекспособен быстро удержать в памяти или в поле зрения не более пяти или шести слов(при условии, что они логически взаимосвязаны).На смену текстовым документам стали приходить документы, имеющие большое количество графических образов: схем, интеллекткарт и даже повествований, выполненных в жанре комиксов. Разнообразие графических символов, образов и знаков, служащих для передачи знаний стремительно увеличивается. Они появляютсяиз идей,воплощённых в новейших разработкахприкладного программного обеспечения для персональных компьютеров. Их особенно много в программном обеспечении различных коммуникаторов, а также –винтернетсайтах. Разработчики кинофильмов и рекламы тоже вносят ощутимый вклад в развитие этого направления передачи знаний. Много графических образов созданобезвестными авторами социальных сетей и молодёжных субкультурных групп. Именно таким образом, при невербальном общении в языкесовременных молодых людей появились новые смысловые элементыдля передачи знаний. Одновременно с этим процесс размеренного чтения сменился быстрой селекцией и поиском главной информации. На смену текстовой информации, которая представляла собой длинный сплошной текст, который так или иначе приходилосьделить на абзацыисписки, вводить элементы выделения (разнообразныешрифты, цвет, рамки, линии и др. средства акцентирования внимания читателей), приходитвизуальная информация. Она появилась, эволюционируя из схем, списков и графиков, а затем постепеннопереростая в самостоятельный способ передачи знаний –инфографику.Этот термин не новый. Изобретён не автором данной статьи, однако автор предлагает своё определение этого термина.
2Инфографика(от лат. "informatio")–объяснение, сообщение; и древн.греч. "graphicos"
письменный) это графический способ передачи информации, данных и знаний.Инфографика помогает обобщить и сгруппировать большой объём информации и донести её до целевой аудитории. Набор данных в инфографике может быть связан или не связан в структуру. Инфографика обладает большей степенью наглядности чем другие средства визуализации(символ, знак, фотография, рекламное сообщение,видеоролик, и др.).Она помогает показать соотношение предметов и фактов во времени и пространстве.К наиболее распространённым элементам инфографики относятся мемы, интеллекткарты, таймлайны, таблицы, схемы, графики, диаграммы[1].
Мемизвестен как "медиавирус" –идея, слово, фраза,персонаж,картинка, отдельное понятие или целая тема,образ или любой другой объект нематериальногомира, который передаётся от человека к человеку вербально, невербально, через Глобальную информационную сеть. Социологи считают мем «вирусом ума»,потому что он появляется быстро и захватывает все средства массовой коммуникации.Интеллекткартойчаще всего называют записи, наброски схем, которые, к примеру, делают студенты в своих конспектах, записывая главную информацию из объяснений преподавателя.
Чтобы отличить инфографику от других визуальных способов представления информации, например от рекламного сообщенияили от обычной статистической таблицы, автор предлагает распознаватьтри основныхпризнака инфографики:1.В инфографике обязательно должны содержаться факты, данные и взаимосвязи;2.Как инструмент коммуникации инфографика должна быть ясной, понятной и легкочитаемой;3.Инфографика часто используется для анализа информации, события, фактов.Инфографику автор данной статьипредлагает классифицироватьпо трём критериям визуализации –по содержанию, по типу визуализациии по типу систематизации,как показано на иллюстрации (Рисунок 1).Инфографика используется в таких публичных материалах, в которых нужно передать информацию быстро и чётко, например, в печатной прессе, в телевизионных сюжетах, в рекламных роликах, где основная аудитория –зрители и читатели –просматривают огромное количество информации за очень короткий промежуток времени. Распространение инфографики в таких сферах как образование, экономика и журналистика привело к развитию уже давно известного понятия –комикса. Понятие комикса расширилось и обогатилось новым смыслом. Оно стало применяться к рисункам, служащимине только для развлечения, но и созданнымидля совершенно серьёзных целей, например, для научных и образовательных книг и брошюр.В источнике [2]комиксопределяется как изображения, сопоставленные рядом в продуманной последовательности для передачи информации (от франц. "bande dessinee"–рисованная лента). Существует множество определений понятия "комикс", однако, большинство исследователей в этой области сходятся в следующем: комикс –это единство повествования и визуального действия[3, 4, 5, 6].
Как направление искусства повествования комикс появился в XVIXVIIвеках в Испании и Франции в виде небольшой брошюры, содержащей рассказы о жизни священнослужителей, местных господ, выдающихся людей мира искусства того времени. В России исторически сложилосьмнение, что самыераспространённые жанры комикса –юмористические, приключенческиеикарикатурные. Этот стереотип долго портил репутацию самого понятия комиксов.
3
Рисунок 1–Классификация типов инфографики
В Японии комиксы принято называть "манга", в Корее –"манхва", в Китае –"маньхуа", а во Франции –BD. В США комиксы попонятию схожи со словом "cartoon" –"карикатура" –что может обозначать и комикс и мультфильм. Кстати, именно американские комиксы набрали популярность среди соотечественников и в Европе в 40е годы благодаря газетам, содержащие статьикомиксы на разнообразные социальные и политические темы. Впервые комикс в журналистике появился под таким названием как «Политические картинки» (political cartoons), позже появился новый термин –комиксная журналистика (comics journalism[7]).Популярный в России в 20042007 гг.журнал «Всё ясно» состоял на 90% из инфографики(картинок, схем, диаграмм, графиков, смартобъектов, интеллекткарт и т.д.)[8].На иллюстрации (Рисунок 2)представленаклассификация комиксов, предлагаемая автором, по жанрам.
Также по объёму содержания автор данной статьи предлагает подразделять комиксы на 3 вида:1.Короткие (стрипы);2.Средние (рассказы, истории, шпаргалки, интеллекткарты);3.Большие (графические новеллы и романы).Комикс может содержать текстовую информацию, но существуют комиксы совсем без текста, при этом смысл, который они передают, понятен каждому читателю. Примером "немыхкомиксов" являются работы картунистажурналиста Херлуфа Бидструпа, почти забытого в Европе, но всё еще популярного в России. Его комиксы представляют собой карикатуры на разные темы –от бытовыхсцендо освещений событий в мире политики, экономики, бизнеса и т.д. [9]. Среди современных художников в области комиксов известны такие журналисты–ИнфографикаПо содержаниюПо типу визуализацииПо типу систематизацииСтруктурированнаяСтатистика ("числа в картинках")ГрафикДиаграммаИнтеллекткартаКомиксТаблицаКартаСхемаОблако теговНеструктурированнаяТаймлайн ("линия времени")Облако теговСписокТаблица
4картунисты как ДжоСакко, МэттБорс, ТэдРолли ДэрилХолидей[10]. В России большой популярностью пользуются работы АндреяТру, АндреяСнегирёва иАндреяАёшина.
Рисунок 2
Классификация комиксов по жанрам
Рисунок в комиксе имеет некоторую долю условности. Для наглядного донесения информации обычно вводится главный персонаж, который повествует о чёмлибо или объясняет какоелибо понятие. Главный персонаж может быть любым, всё зависит от темы комикса. Примеры повествующих персонажей приводятся на иллюстрации (Рисунок 3).
Рисунок 3–Варианты главного персонажа комикса
Легко узнаваемые символы часто используются в образовательных комиксах в качестве персонажей для разъяснения какоголибо понятия. Такие уже известные всем символы как «лупа», «карандаш», «книга», «знак вопроса» и др. выполняют функцию обозначения соответствующих действий:«найти», «записать», «прочитать», «решить поставленную задачу»и др.КомиксыОбразовательныеРазвлекательныеНаучныеХудожественныеНаучнофантастическиеЛитературныеИсторические ПублицистическиеФэнтезиУжасыДля взрослой аудиторииДля детской аудиторииПолитическиеСоциальныеЮмористическиеПро супергероев
5Нарисованный образглавного героя повествования упрощается для скорости рисования и удобства восприятия, а также для идентификации читателя с персонажем(Рисунок 4).Персонаж 2 (Рисунок 4) проще в прорисовке деталей,чем персонаж 1, а поэтому предпочтительнее для применения в образовательных и научных комиксах.
Рисунок 4–Пример упрощения прорисовки персонажа в комиксе
Новое средствопредставления информации –комикс –еще не успел "обрасти негативом", поэтому и воспринимается публикой как доверительный[11]. Люди смотрят комиксыс удовольствием. Буквенный текст в сознании молодых людей "оброс негативом". Это значит, что буквенный текст не наглядный, скучный, трудный для восприятия, содержит непроверенные источники информации и др. Положительные свойства комиксов (как новогометодапередачи информации) заключаются в наличие легко узнаваемых эмоций, доступности для понимания, лёгкость восприятиясодержащейся в них информации, ассоциативности с известными понятиями. По этим причинам комиксы можно успешно использовать в учебной и научной литературе.В книжных интернетмагазинах России уже продаются учебные издания под названиями: "Занимательная статистика", "Занимательная математика", "Электродинамика в комиксах", "Экономические анализ организации в комиксах", "Правоведение в комиксах". Эти издания выпускаются для абитуриентов и студентов для подготовки к экзаменам в колледжи и высшие учебные заведения. В японскомв колледже дизайна г. Йокогама студенты изучают дисциплины не только по учебникам, но и по учебным пособиям, выполненными в стиле комиксов. Помимо этого, студенты имеютвозможность получить специальность по направлениям "Манга", "Аниме", "Дизайн в рекламе", "Анимация и футаж", "Иллюстрирование комиксов и книг", "Иллюстрирование Лайтновел", "Иллюстрация и создание персонажей". В Корее существует университет с множествомфакультетов(Манга, Аниме, Киноиндустрияи др.), которые готовят специалистов способных создавать комиксы в разных cферахискусства, образования и науки. Ежегодно проводятся фестивали по направлениям в области комиксов –социальным, публицистическим, научнопопулярным и др. [12].В МосковскойФинансовоПромышленнойАкадемиисреди факультетов экономического и технического направления с сентября 2013 года открывается кафедра "Комиксов и манги", под руководством известного российского художника комиксовПавелСухих(художниккомиксист), который известен в Глобальной информационной сети по псевдонимом –"Хихус".
6Комикс улавливает узловые точки основной идеи, расставляет необходимые акценты в процессе восприятия образа, события, явления и помогает сфокусировать внимание человека на главном. С помощью комикса любой процесс или явление можно разложить на его составляющие, как, например, в источнике [13]сжато показана история развития жанров мировой музыки. Поэтому в образовании в процессе обучения новой дисциплине комикс используется как наиболее точный краткий и наглядный способ передачи информации. Цель использования комикса в образованиисостоит в том, что можно получить новый образовательный инструмент с новыми свойствами и новым воздействием на обучаемого. Информация в комиксе эмоционально окрашена, затрагивает чувства читателя, а значит и лучше усваивается. Визуальную информацию человек запоминает лучше, нежели печатную (текстовую). Современное поколение постигает его (комикс) естественно[14]. Он обращается к жизненному опыту обычного человека и выражает то, что называется житейской правдой.На иллюстрации (Рисунок 5)изображён пример того, как можно объяснить в простой форме понятие "электронное рецензирование". В данном случае в качестве главного героя выбранперсонажучитель(изображён слева от рецензируемого документа)и второстепенные персонажи –студенты(справа от рецензируемого документа).
Рисунок 5–Пример комикса натему"Электронное рецензирование"
Таким образом, комикс выполняет не только развлекательную функцию, но и познавательную. Человеческий разум использует ассоциации. Одно событие моментально вызывает следующее событие, появляющеесяв результате активации сложной системы ассоциаций с хранящейся в памяти информацией[15].Поэтому в комиксе текстовая информация занимает около 2030%, а остальная частьпредставлена знаками, символами, мемами, смартобъектами и интеллекткартами, для продуктивного восприятия нового знания.
7Использование комиксов позволяет уменьшить длительность презентации, доклада, лекции или объяснения нового понятия. Докладчик или автор учебного издания может эффективно для достижения цели использовать весь арсенал современных и разнообразных невербальных средств. В качестве иллюстраций он может использовать не только цифровые фотографии(ставшие уже привычными), но даже простые рисунки, сделанные от руки обычной ручкой или карандашом (как показано выше в примере объяснения процесса электронного рецензирования).При обучениисовременных студентов надоиспользоватьсовременные средства невербальной передачи знанийкак важныйэлементсовременного молодёжного общения, укрепляющее достоверность и повышающее эффективность печатного слова.Выводы1.Недавние исследования специалистов в области педагогики и психологии подтверждают то, что было теоретически верным в течение многих лет: комиксы по своему воздействию становятся более эффективным средством обучения, чем традиционные учебники. Наиболее важной функцией комикса в качестве образовательного инструмента является его способность мотивировать студентов. В сфере образования использование комикса в качестве образовательного инструмента находится только на ранней стадии распространения, так как положительное единое мнение среди преподавателей о его полезности и результативности ещё не сформировано.2.Главное свойство комиксазаключается в том, чтокомикс упрощает и ускоряет процесс познания, посколькукомикс делится на фрагменты. Он выражает мысли и идеи наглядными средствами (другимязыком).3.Комиксы способны оказывать влияние на сознание студентов, вероятно, даже больше, чем традиционная учебная текстовая литература, несмотря на то, что это влияние можно рассматривать как грубоеипрямолинейное.Ссылки на источники1.Пример инфографики. Таймлайн: История рок музыки. / Infographer. Российскийсайтинфографики. –URL: http://infographer.ru/rockmusic_history/. –(Дата обращения 28.03.2012).2.Скотт Макклауд. Понимание комикса. Невидимое искусство. "Tundra Publishing", 1993 г. –222 с.3.Eisner W. Comics and Sequential Art. W.W.Norton & Company. 2008г. –192 c.4.AlanMoore. WritingForComics. Volume1, 2003 г. –50с.5.JessicaAbel, MattMadden. DrawingWordsandWritingPictures. MakingComics: Manga, GraphicNovels, andBeyond, 2008 г. –268 с.6.Comics/ Wikipedia.–URL:http://www.wikipedia.org/. –(Дата обращения 28.03.2012).7.KalitinаX.V., KalitinS.V. Comics Journalism. Информационная среда и её особенности на современном этапе развития мировой цивилизации: Материалы международной научнопрактической конференции (26 декабря 2012 Г.) в 2х частях –ч.1 / Отв. Ред. Зарайский А.А. –Саратов: Издательство ЦПМ "Академия Бизнеса", 2012. –142с. (–с. 6–10).8.Журнал "Всё ясно", г. СанктПетербург, ИД "Коммерсантъ", 20042007 гг. –140 с. –URL: http://wos.ru/article/Vse_li_yasno. - (Дата обращения 28.03.2012).9.Галерея Херлуфа Бидструпа / Bidstrup. –URL: http://www.bidstrup.ru/. –(Дата обращения 28.03.2012).10.Holiday D. Rodriguez E.N.The Illustrated Press: Chicago, 2012 / The Illustrated press. –URL: http://illuspress.com/.–(Датаобращения28.03.2012).
811.Аношина К.В., Калитин С.В. К вопросу о применении новых средств невербальной передачи знаний. Проблемы высшего образования : материалы международной науч.метод. конф, Хабаровск 46 апреля, 2012 / под ред. Т.В. Гомза. —Хабаровск : Издво Тихоокеан. гос. унта, 2012. –280 с. (с. 182186).12.ArcherD. Comics/ Archcomix. URL: http://www.archcomix.com. –(Дата обращения 28.03.2012).13.История музыки за 7 минут / AdMe–сайт о творчестве. Реклама, дизайн, фотография, искусство. –URL: http://www.adme.ru/vdohnovenie919705/istoriyamuzykiza7minut471305/. –(Дата обращения 28.03.2012).14.Brad Guigar, Dave Kellet, Scott Kurtz, Kris Straub. HowtoMakeWebcomics. 2008г. –198 с.15.Стивен Джуан. Странности нашего мозга. "Риппол Классик", 1998 г. –576 с.
KseniyaKaleetiena,studentofthefacultyoftheInternationalEconomicCommunications, 4 course, theKhabarovskStateAcademy of Economics and Law, Khabarovsk.The use of comics in educational technologies as an important instrument of infographics to transfer knowledge Abstract. Recent research of specialists in the field of education and psychology confirms what was theoretically true for many years: comics in their effects become more effective tool of teaching than textbooks. The most important function of comics as an educational tool is the ability to motivate students. In education, the usage of comics as an educational tool is only at an early stage of the regeneration while a positive opinion among teachers about the usefulness and effectiveness of comics is not yet formed.Keywords: infographics, mem, intelligent map, timeline, comics, comics journalism, illustrated information.