Методика комплексного обучения технико-тактическим действиям юных дзюдоистов.

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Маханов О. М. Методика комплексного обучения технико-тактическим действиям юных дзюдоистов. // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 2276–2280. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53458.htm.
Аннотация. В настоящий момент особый интерес для подавляющего большинства тренеров представляют вопросы повышения качества и эффективности учебно-тренировочной работы. В статье приводится разработанная методика комплексного обучения технико-тактическим действиям юных дзюдоистов, групп начальной подготовки второго года обучения. Экспериментальным путем подтверждена эффективность разработанной методики в соревновательном процессе.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Маханов Олег МихайловичТренерпреподаватель МОУ ДОД «СДЮСШОР №2» г. Старый ОсколKontora56@mail.ruМетодика комплексного обучения техникотактическим действиям юных дзюдоистов.Аннотация.В настоящий момент особый интерес для подавляющего большинства тренеров представляют вопросы повышения качества и эффективности учебнотренировочной работы.В статье приводится разработанная методика комплексного обучения техникотактическим действиям юных дзюдоистов,групп начальной подготовки второго года обучения. Экспериментальным путем подтверждена эффективность разработанной методики в соревновательном процессе. Ключевые слова: педагогический эксперимент, методика, борьба, техникотактическая подготовка.Введение. Принцип военной педагогики: «Учить тому, что нужно на войне», актуален и в методике подготовки спортсменов. В большинстве случаев тренера обучают спортсменов «голым» техническим действиям борьбы стоя и лежа, не используяпри этом комплексного похода. Обучение технике борьбы за захват и подготовке к броскам не уделяется должного внимания. В результате чего происходит овладения техникой борьбы дзюдо, которую на соревнованиях юный дзюдоист применить не может, что в конечном итоге ведет к низкому уровню результативности соревновательной деятельности в целом. Вышесказанное позволяет проблему исследования считать актуальной.В рабочих программах по дзюдо для детскоюношеских спортивных школ дается перечень захватов, разрешенных правилами борьбы, а также их функциональное назначение(атакующие, вспомогательные, защитные). Но непосредственно приемов борьбы за захват, взятия захвата, освобождения от захватов отсутствуют. Также в программах нет конкретных приемов подготовки бросков, о чем свидетельствует отсутствие единой классификации и понятийного аппарата. Вопросы техникотактической подготовки рассмотрены недостаточно полно, ограничиваясь методикой обучения одиночным техникотактическим действиям.Очевидна теоретическая и методическая неразработанность техникотактической подготовки. Решениеданных вопросов всецело возлагается на опыт и мастерство тренерского состава.Цель работы–разработать и экспериментальным путем определить эффективность методики комплексного обучения техникотактическим действиям юных дзюдоистов. Целенаправленная учебная работа по обучению тактике проведения технических действий проводится не всеми преподавателями. Причиной тому, с одной стороны, недостаточно разработанная методика обучения, с другой –неверие спортсменов и тренеровв силу направленного обучения тактике. До сих пор приемы тактики очень часто зарождаются у борцов стихийно в ходе многократных и разнообразных повторений приемов техники. Сложившиеся в таких условиях тактические приемы, как правило, становятся «коронными»для данных спортсменов и способствуют высоким спортивным результатам. Однако условия образования механизма эффективности данного приема теряются в памяти спортсменов и тренеров и крайне редко могут быть воспроизведены с целью обучения этому приему других.В теории и практике спортивной борьбы разработана методика обучения тактике проведения технических действий, и ее использование, несомненно, даст положительный результат в учебноспортивной работе. Создание условий, в которых у спортсменов могут складываться приемы тактики, наиболее соответствующие их данным,–составная заключительная часть общей методики обучения тактике.Сущность тактики проведения технических действий в борьбе заключается в подготовке условий для проведения приема. Большая часть действий атакующего борца по подготовке таких условий направлена на снижение устойчивости позы атакуемого в определенном направлении. К таким тактическим приемам относятся: сковывание, угроза, вызов, повторная атака и др. Кроме того, снижение устойчивости позы или ослабление внимания к ее сохранению наблюдаются в скоротечных ситуациях борьбы при переходах от одного приема к другому. Специалисты по борьбе в настоящее время уделяют большое внимание разработке так называемых тактикотехнических комплексов, где возможность провести прием создана выполнением предшествующего приема.Такие серии приемов могут быть закончены на одном из звеньев общей цепи. В таком случае последний прием следует считать завершающим, а все предшествующие приемы данной серии –подготавливающими.Особой частью тактики проведения технических действий следует считать «кустовой метод», когда из положения одного захвата имеется возможность провести разные приемы в различных направлениях (конечно, могут быть случаи комбинированного применения тактикотехнических комплексов и кустового метода).При применении подготавливающего приема снижается устойчивость позы атакуемого борца. Это обеспечивает результативность приема независимо от того, знает атакуемый весь тактический замысел атакующего или нет. Однако необходимо помнить, что период снижения устойчивости атакуемого кратковременен и неодинаков во всех направлениях.Освоение сложных тактикотехнических действий (СТТД) предполагает приобретение атакующим возможности выполнять два различных действия, соответствующих подготавливающему и завершающему приемам, с необходимыми временными интервалами.Методика обучения тактике проведения технических действий, возможных в результате снижения устойчивости позы атакуемого, сводится к следующему:

Эффективность выполнения СТТД достигается в ходе взаимодействия атакующего и атакуемого борцов. Завершающий прием проводится благодаря снижению устойчивости позы атакуемого в ответ на подготавливающий прием атакующего.

Учебнотренировочной работе по изучению СТТД должна предшествовать работа по выработке у занимающихся скоростных и координационных качеств, необходимых для выполнения двух движений с различными временными интервалами между ними.

Изучение СТТД в целом можно начинать только тогда, когда отдельные приемы,составляющие его, хорошо освоены.

Для освоения ритма СТТД желательно, чтобы занимающиеся могли выполнять имитационные упражнения, выдерживая временные интервалы, свойственные для основных групп СТТД: малые (0,1–0,15сек.), средние (0,15—0,4сек.), большие (0,4–0,3сек.).

Непременный этап работы по овладению СТТД –выполнение подготавливающего приема так, чтобы вызвать определенное защитное действие атакуемого. Вызов атакующим такой защиты следует считать удачным проведением подготавливающего приема.

При достижении умения вызвать определенную защиту атакуемого подготавливающим приемом можно переходить к обучению выполнению завершающего приема, предварительно определив временной интервал между ними.

В СТТД со средними и большими интервалами при переходе к разучиванию завершающего приема следует воспользоваться помощью умело действующего партнера (атакуемого): на подготавливающий партнер отвечает защитой, намеренно создавая благоприятные условия для проведения завершающего приема.

Когда СТТД получается в условиях учебной схватки, необходимо переходить к отработке таких действий, в которых участие атакуемого в создании благоприятных условий исключается. Последующим этапом учебнотренировочной работы является постепенное нарастание сопротивления атакуемого.

В случаях, когда занимающийся в результате подготавливающего действия вызывает определенную защиту, но запаздывает с выполнением завершающего приема, преподаватель может предложить ему при больших интервалах между приемами пользоваться простой реакцией, при средних –сдвоенным способом выполнения приемов.

В ходе освоения СТТД могут быть использованы дополнительный показ, отработка в паре с более опытным спортсменом, наблюдение за выполнением изучаемого приема другими спортсменами, анализ кинограмм и т.д. В целях освоения указанных ритмов проведения приема могут быть также использованы световые, звуковые и другие тренажерные устройства, дающие сигнал для своевременного начала завершающего действия.Методика обучения тактикотехническим комплексам, основывается на отработке отдельно всех приемов данной серии, после чего эти приемы отрабатываются по два, по три и т.д. Цель отработки каждого соединения между приемами заключается в том, чтобы атакуемый применял защиту, создающую удобную ситуацию для применения одного из приемов данной серии. Переход от одного приема к другому может быть как без смены, так и со сменой захвата. Каждый следующий прием тактикотехнических комплексов должен выполняться в определенный момент защитного действия атакуемого.Поэтому в ходе обучения и отработки занимающиеся в роли атакующих и атакуемых борцов должны взаимно способствовать тому, чтобы выполнение двух или серии приемов было удачным.Особый смысл кустового метода построения комбинаций в том, что завершающим можетбыть любой из применяемых приемов. Роль подготавливающего приема в основном возлагается на какойто один прием. Однако большая вариативность использования с этой целью других приемов также оказывает влияние на дезориентацию атакуемого борца.[1].Из основ науки известно, что познать закономерности любого сложного процесса можно, расчленив его на отдельные компоненты, которые , являясь по своей сути самостоятельными образованиями, сохранили бы особенности и свойства, присущие всему процессу. Поэтому при разработке методики комплексного обучения техникотактическим действиям были выявлены следующие компоненты соревновательной схватки дзюдоистов:1.Стойка;2.Передвижения вне захвата;3.Борьба за захват.4.Передвижения в захвате;5.Подготовка броска;6.Проведение броска;7.Преследование в борьбе лежа.Все приемы борьбы стоя и лежа рекомендованные для изучения группам начальной подготовки второго года обучения программой по борьбе дзюдо для ДЮСШ, СДЮСШОР изучались и отрабатывались в комплексе с указанными выше компонентами борьбы. Причем отрабатывались варианты борьбы против различных соперников: правостоечников, левостоечников. Преследование в борьбе лежа проводились при различных положениях соперников. Резюмируя, привожу примерный комплекс техникотактическим действиям при изучении броска передняя подножка(тай отоши) и переворота на удержание из положения лежа на животе с захватом пояса. Операция: юные борцынаходясь в правосторонних стойках передвигаются вправо брали двухсторонний классический захват через диагональ левой рукой.Операция:подготовкаброска угрозой проведения зацепа изнутри за разноименную ногу.Операция: проведениеприематай отоши(передняя подножка), разворачиваясь на левой ноге, сильным рывком руками сбить противника на левый носок. Одновременно подсесть под соперника и вывести его руками впередвверх. Продолжая толчок руками по дуге от себя бросить противника на спину, выпрямляя атакующую ногу.Операция: после приземления на спину соперник быстро переворачивался на живот, и обучающийся проводит переворот на удержаниесо стороны головыс захватом за пояс.К данному комплексу добавлялись другие вариации:1.Комбинации.

от зацепа стопой снаружи;

от броска через спину;

от броска через плече.2. Защиты.

переступанием атакуемой ноги;

освобождение захваченной руки рывом.С целью проверки эффективности разработанной методики был проведен педагогический эксперимент. В экспериментальной работе приняли участие юные дзюдоисты 1112 лет группы начальной подготовки второго года обучения. Эксперимент проводился с 1 сентября 2012 г. по 21 марта 2013 г. на базе МОУ ДОД СДЮСШОР № 2городаСтарый Оскол. Участники эксперимента были разбиты на две группы: контрольную(КГ) и экспериментальную(ЭГ) по 7 человек в каждой. Тренировочные занятия проводились 3 раза в неделю,продолжительность каждого занятия составляла 135 минут. Занятия с контрольной группой проводились по традиционным методикам. В тренировках экспериментальной группы применялся комплексный метод, юные дзюдоисты под руководством автора, осваивали всю изучаемую технику комплексно по схеме: борьба за захват, передвижение, подготовка броска, бросок, преследование в партере.Результаты педагогического эксперимента оценивались по итогам участия в соревнованиях. 21 марта 2013 года все участники эксперимента(14 человек)выступали на открытом первенстве МОУ ДОД «СДЮСШОР № 2» г. Старый Оскол по борьбе дзюдо среди девушек и юношей 20012003г.р..Результаты соревнований:

Контрольная группа( 7чел.)Экспериментальная группа( 7чел.)Победители турнира03Серебряные призеры02Бронзовые призеры12Всего17

Все участники экспериментальной группы100%стали победителями и призерами соревнований, в контрольной группе только одному участнику удалось завоевать бронзовую медаль.Сравнительный анализ результатов КГ и ЭГ выявил, существенныйнедостатоктрадиционных методик, проблемой которыхявляется строгая регламентация обучения, отсутствие вариативности двигательного навыка и индивидуального техникотактического мастерства. Традиционный подход в обучении непозволяет оптимизировать учебнотренировочный процесс и органично взаимосвязывать большой арсенал техникотактических действий характерных для борьбы дзюдо, что в конечном итоге не дает показывать стабильно высокие соревновательные результаты.Вывод. Результаты выступления юных спортсменов экспериментальной группы на соревнованиях в заключительной части эксперимента, позволяют считать эффективность этой методики доказанной.Литература. 1. Борьба дзюдо/Я.К. Коблев, М.Н. Рубанов, В.М. Невзоров –М.:Физкультура и спорт, 1987г.160с.2. Дзюдо: учебная программа для учреждений дополнительного образования/И.Д. Свищев [и др.]. –М.: Советский спорт, 2003 г.112с.

Ссылки на источники:1.Дзюдо. Базовая техникотактическая подготовка для начинающих/Ю.А. Шулика[и др.].Феникс, 2006г.543с.Makhanov Oleg MikhaylovichTrainerteacher of DOD SDYUSSHOR № 2 Municipal Educational Institution of Stary OskolTechnique of complex tutoring to technical and tactical actions of young judoists.Annotation.At the moment the particular interest for an overwhelming majority of trainers is represented by questions of upgrading and effectiveness of educational and training work. The developed technique of complex tutoring is given in article to technical and tactical actions of young judoists, groups of initial preparation of the second year of tutoring. Effectiveness of the developed technique in competitive process is experimentally confirmed.Keywords: pedagogical experiment, technique, fight, technical and tactical preparation.