Монументальные памятники Ишима: город в поисках культурной идентичности

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Сильченко Г. В. Монументальные памятники Ишима: город в поисках культурной идентичности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 2281–2285. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53459.htm.
Аннотация. В статье исследуется специфика монументальных памятников г. Ишима, созданных в 2000-е годы. Автор рассматривает городские памятники как один из возможных вариантов культурной идентичности горожан, ключевые архетипические модели, связанные с исторической памятью.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
СильченкоГригорий Викторович,старший преподаватель кафедры филологии и культурологии ФГБОУ ВПО «Ишимский государственный педагогический институт им. П.П. Ершова», г. Ишимgrishanja1982@mail.ru

Монументальныепамятники Ишима: город в поисках культурной идентичности

Аннотация.В статье исследуется специфика монументальных памятников г. Ишима, созданных в 2000е годы. Автор рассматривает городские памятники как один из возможных вариантов культурной идентичности горожан, ключевые архетипические модели, связанные с исторической памятью.Ключевые слова:монументальный памятник, город, Ишим, культурная идентичность.

Понятие «идентичность» достаточно широко применяется в современной культурологической науке, оно может быть понято как «осознание человеком своей принадлежности к социокультурной группе, позволяющее ему определить свое место в социокультурном пространстве и свободно ориентироваться в окружающей среде»[1]. Идентичность может обозначать различные виды принадлежности человека: этническую, религиозную, профессиональную. Одним из видов идентичности является культурная идентичность, особенностью которой является то, что она описывает «принадлежность индивида к какойлибо культуре или культурной группе, формирует ценностное отношение человека к самому себе, другим людям, обществу и миру в целом» [2].Таким образом, культурная идентичность,прежде всего,предполагает ценностный подход к социокультурным явлениям, посредством ее формируются архетипические образы,модели и символы в которых протекает жизнь как отдельного человека, так и определенной социокультурной общности, например, жителей конкретного города. В нашем понимании всякий город индивидуален и в процессе своего существования вырабатывает в жителях определенное отношение к пониманию своего места в многообразной социокультурной среде, так петербуржец ощущает себя таковым, исходя из одних признаков, а туляк –из своих. Профессор В.И. Полищук отмечает, что в художественную жизнь входит «и образное моделирование города, и эмоциональночувственное переживание его пространства. Все это не имеет на века данной определенности: меняется облик города, меняется и «эмоциональночувственное» восприятие его горожанами и приезжими. Но и без определенности не обойтись,поскольку в ней выражены характерные черты города, его уникальность, неповторимость. Иными словами, город должен быть чемуто тождественен, идентифицирован с чемто» [3].Ведущую роль в подобном процессе самоидентификации выполняет ощущение причастностикопределенной культурной парадигме, в которую вписана жизнь города. Именно историческая память, связь с какимилибо значимыми культурными событиями прошлого позволяет, с одной стороны, подчеркнуть собственную уникальность, а с другой –вписать себя в общероссийскую и общемировую культурную парадигму, ощутить принадлежность к процессу «большой истории». Это тем более значимо для малых городов, многие из которых в последние десятилетия оказались на периферии культурной и социальной жизни, потерпели экономический и демографический спад. Закреплению необходимого культурного статуса, формированию культурной идентичностиспособствуют многие факторы: издание краеведческих трудов, создание фильмов по истории и культуре города, проведение конференций, данный список можно дополнить и таким способом актуализации исторического и культурного прошлого, как установка монументальных памятников.Монументальные памятники участвуют в создании постоянно существующей конкретной архитектурнопространственной среды, они отличаются «значительностью идейного содержания» [4], именно поэтому так велика их роль в формировании культурного образа города, осознании его жителями своей принадлежности к его историкокультурному прошлому, настоящему и будущему.В данной статье мы остановимся наанализе монументальных памятников, появившихся в Ишиме за последнее десятилетие, попытаемся выяснить на основе их рассмотрения, какие культурные факты город считает для себя доминантными и почему.Монументальные памятники Ишима можно разделить на две группы: первую составляют монументальные скульптуры и композиции, посвященные конкретным историческим личностям, связанным своей судьбой с Ишимом, вторую –монументы, отражающие факты истории города или определенные идеи.Одним из значительных памятников, которым может гордиться Ишим, является памятник Прасковье Луполовой, созданный известным скульптором, заслуженным художником России В. М. Клыковым. Памятник, отлитый из бронзы, был установлен 7 августа 2004 года, это было одно из мероприятий, посвященных Дню города. Образ Прасковьи воплощает дочернюю любовь, возможность совершения духовного подвига. Прасковья Луполова является известной историческая личность, в начале XIXвека онаотправилась из Ишима пешком в СанктПетербургк императору просить милость для сосланного в Сибирь отца. Ее путешествие увенчалось успехом, она добилась освобождения отца, а сама после этого решила посвятить себя монашеской жизнии вскоре умерла. В XIXвеке история о Прасковье Луполовой была широко известна во всех слоях общества и получила свое отражение в литературных произведениях русских и зарубежных писателей. Подробный анализ воплощения данного образа в литературе дает Т. П. Савченкова в книге, посвященной литературной жизни Ишима XIXвека [5]. Как отмечает исследователь: «Ее [Прасковьи] простая, но исполненная нравственного смысла судьба в первой половине XIXстолетия получила отражение в романе, повести, драме, оперных либретто, а во второй половине XIXвека стала достоянием «лубочных» или «народных» книг» [6].Среди литературных произведений первой половины XIXвека, в которых используется сюжет о судьбе Луполовой, следует назвать роман французской писательницы МариСофи Коттен «Елизавета, или Ссыльные в Сибири», повесть французского автора Ксавье де Местра «Юная сибирячка», пьесу Н. А. Полевого «Параша Сибирячка». В дальнейшем, отмечает исследовательница, данный образ в народном сознании получил отождествление с образом Маши Мироновой из «Капитанской дочки» А. С. Пушкина, что нашло отражение в лубочной литературе.Установка данного памятника позволила включить наш город в «большую историю», поскольку Прасковья Луполова представляет собой неординарную личность, которая оказала влияние не только на ишимскую культуру, но и оказалась значима для общероссийского историкокультурного процесса: эта девушкасумела преодолеть все трудности, добилась аудиенции у верховной власти, и история Прасковьи получила большую известность.Г.А. Крамор отмечает, что памятник Луполовой стал духовной и художественной доминантой Ишима, и выделяет два уровня подобной доминантности: «Факт установки памятника как такового придает этому образу значимость доминанты лишь сугубо локальной –городской, максимум –межрайонной. Мало ли памятников по городам и весям? Памятник как произведение художественное является «мостиком» в другую реальность –но и пока не более того. Исполнение же памятника мастером всероссийской значимости выводит его творение на такой же уровень»[7].Прасковья Луполова, таким образом, предстает в сознании жителей Ишимав качестве образца духовной стойкости, любви, веры в божественное провидение и в то же самое время позволяет вписать небольшой провинциальный город в историю мировой литературы и культуры, подчеркнув при этом его уникальность.К памятникам, отсылающим ишимцев к началу истории города, следует отнести скульптуру Ивану Коркину, которая была открыта 9 ноября 2011 года, авторами данного памятника выступили сотрудникиЕкатеринбургского художественного фонда. Скульптура Коркина отлита из бронзы, что может подчеркивать несгибаемый, сильный характер данного человека. Иван Коркин –это легендарный казаки землепашец, который считается основателем поселения, на месте которого впоследствии был образован город Ишим. В данном образе скульпторы попытались воплотить черты сибирского первопроходца, его благородство и подвиг.Фигура Коркина установлена на высоком гранитном постаменте и возвышается над площадью, казак как бы смотрит вдаль, и перед ним открываются широкие просторы новых неизведанных земель. Образ Коркина долженнапоминать жителям города о прошлых поколениях, благодаря усилиям которых шло становление Ишима.Вследующей группе памятников оказываютсядве скульптурныекомпозиции, посвященные знаменитым личностям XXвека, биография которых была связанакакоето времяс городом. Это крупный инженер, создатель проекта Останкинской телебашни Николай Никитин и спортсмен с мировым именем, неоднократный олимпийский чемпион Борис Шахлин. Данные памятники также были созданы сотрудниками Екатеринбургского художественного фондаи открыты осенью 2011 года. Они достаточно оригинальны с технической точки зрения, так как представляют собой цельновылитые скульптуры из нержавеющей стали.Данный материал, по мнению авторов, должен подчеркивать стальной характер героев, их целеустремленность и несгибаемость в достижении целей. Памятник Борису Шахлину установлен недалеко от центрального стадиона, спортсмен смотрит в сторону спортивного комплекса, что может подчеркивать определенную преемственность в развитии спортивного движения в городе.Таким образом, скульптуры Никитина и Шахлинапозволяют жителямвписать город и себя в историю развития техники и спорта в XXвеке.30 декабря 2011 года был открыт один из последних на сегодняшний день монументальных памятников Ишима: Историческая колонна на Привокзальной площади, авторами которой выступили представители Екатеринбургского художественного фонда.Колонна, как и ряд других образов (гора, крест, лестница), в мифологических представлениях может быть соотнесена с символоммирового древа, то есть она выражает собой модель вселенной:выступая центром мироздания, данный образ задает вертикальную и горизонтальную структуру космоса, дифференцирует и идентифицирует его части, задает мифоритуальную организацию мира. Можно утверждать, что и ишимскаяколонна, выступая осевым образом, дает представление огороде, его включении в пространственновременной континуум. Подтверждением этому служити дата установкиданного памятника: колонна была официально открытав канун Нового года, тем самым можно говорить о сакрализации времени. Колонна связана как с жизнью и историей Ишима, так и включается в космические временные процессы, связанные с вечным развертыванием жизни.Венчает колонну герб города –золотой карась на синем фоне, то есть вертикаль колонны задает определенные духовные ориентиры.Герб, с одной стороны,включает Ишим в духовное пространство Сибири, а с другой –его символика подчеркивает самобытность данного города, указывает на природные богатства ишимского края: карась –это одна из основных пород рыбы, которые обитают в озерах Приишимья. Однако окрас карася в золотойсакральный цвет может восприниматься как приобщение города к священному миру высших духовных ценностей.Основание колонныпредставляет собой четырехгранный пьедестал, стороны которогоукрашают барельефы, отражающие ключевые даты дореволюционной истории Ишима: «1687 год –дворянин Петр Онофриев и казак Иван Коркин основали Коркину слободу –центр Ишимской оборонительной линии. 1720 год –указом Петра I образован Ишимский дистрикт (округ), учреждена Никольская ярмарка. 1782 год –указом Екатерины II Коркина слобода удостоена прав и преимуществ уездного города и переименована в Ишим. 1913 год –с открытием железной дороги Тюмень –Омск станция Ишим включена в Транссибирскую магистраль» [8].События, которые нашли отражение на основании, значимы не только с исторической точки зрения, но и продолжают оказывать влияние на культурный образ Ишима и самосознание его жителей. Такова Никольская ярмарка, которая была возрождена в 90е годы XXвека и тем самым связала императорскую и постсоветскую историю города. Включение города в Транссибирскую магистраль может рассматриваться в качестве символического вхожденияИшима в движение истории в XXвеке, неслучайно колонна установлена на Привокзальной площадигорода.Таким образом, можно сделать вывод, что монументальные памятники Ишима, основными сюжетами которых выступают страницы истории города, помогают осознать жителям принадлежность к ишимской социокультурной среде, сформировать целостные ценностные ориентиры. В монументальных памятниках находят воплощение образы легендарных и исторических личностей, знаковых деятелейкультуры XXвека, биография которых была связана с Ишимом, а также отдельные факты прошлогогорода.

Ссылки на источники1. Грушевицкая, Т.Г. Культурология: учебник для вузов [Текст] / Т. Г. Грушевицкая, А. П. Садохин.–М.: ЮНИТИДАНА, 2010. –С. 195.2. Тамже.3. Полищук, В.И. Ишим в поисках идентичности / В.И. Полищук // Художественная жизнь Ишима и Приишимья: материалы научнопрактич. конф. 2425 мая 2012 г. –Ишим: Издво ИГПИ им. П. П. Ершова, 2012. –С. 40.4. Гоголев, К.Н. Мировая художественная культура: универсальный словарьсправочник от «А» до «Я» [Текст] / К. Н. Гоголев. –М.: Фирма МХК, 2000. –С. 105.5. Савченкова, Т.П. Ишим илитература. Век XIXй. Очерки по литературному краеведению и текстыраритеты [Текст] / Т. П. Савченкова. –Ишим: Издво ИГПИ им. П. П. Ершова, 2004. –312 с.6. Там же. –С. 5.7. Крамор, Г.А. Образ Прасковьи Луполовой как духовная доминанта Ишима / Г. А.Крамор // Художественная жизнь Ишима и Приишимья: материалы научнопрактич. конф. 1516 мая 2007 г. –Ишим: Издво ИГПИ им. П. П. Ершова, 2004. –С. 35.8. Крамор, Г.А. Ишимский ангел –золотой карась [Электронный ресурс].–URL: http://www.ti.ru/article/21751. –[Дата обращения10.08 2012].

Silchenko Grigoriy,Senior Lecturer, Department of Philology and Cultural Science, Ishim State Pedagogical Institute named after P. P. Ershov, Ishim.Monumental memorials Ishim: the city in search of cultural identityAbstract. The paper investigates the specifics of monuments of the city of Ishim, created in the 2000s. The author considers the city monuments as one of the possible options for the cultural identity of citizens, key archetypal models related to historical memory.Keywords: a monument, city, Ishim, cultural identity.