Образ осажденного города в «Ленинградской поэме» О.Ф. Берггольц.

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Мосина Т. Н. Образ осажденного города в «Ленинградской поэме» О.Ф. Берггольц. // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 2301–2305. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53463.htm.
Аннотация. В статье рассматривается одно из блокадных произведений О.Ф. Берггольц - «Ленинградская поэма». Автор представляет собственную интерпретацию поэмы, не высказывая общих оценочных характеристик. В статье приводится разноуровневый анализ «Ленинградской поэмы». Особое внимание уделяется различным формам авторского сознания. Проанализировав некоторые художественные образы, автор делает вывод о том, что все они являются составляющими одного, самого емкого образа – образа блокадного города. Акцент делается также и на невозможности анализировать лирическое произведение вне контекста, вне биографии его автора.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Автор статьи:Мосина Татьяна Николаевнаучитель русского языка и литературы МБОУСОШ №31города ИжевскаЭлектронный адрес:email: mosinpsk@yandex.ruНазвание статьи:Образ осажденного города в «Ленинградскойпоэме»О.Ф. Берггольц.Аннотация:В статье рассматривается одноиз блокадных произведений О.Ф. Берггольц «Ленинградская поэма». Автор представляет собственную интерпретацию поэмы, не высказывая общих оценочных характеристик. В статье приводится разноуровневый анализ «Ленинградскойпоэмы». Особое внимание уделяется различным формам авторского сознания. Проанализировав некоторые художественные образы, автор делает вывод о том, что все они являются составляющими одного, самого емкого образа –образа блокадного города. Акцент делается также и на невозможности анализироватьлирическое произведение вне контекста, вне биографии его автора.

Ключевые слова:Ольга Берггольц, «Ленинградская поэма»,анализ лирического произведения,образ блокадного Ленинграда, авторповествователь, личный повествователь, лирическая героиня, личный жизненный опыт.

Основной материал статьи:

Ольга Берггольц в одночасье стала поэтом, олицетворяющим стойкость Ленинграда. Каждый день ее голос звучал из репродукторов. Что значило радио для блокадного Ленинграда? Берггольц вспоминала: «На улицах Ленинграда люди уже падали с ног от голода… Один район за другим погружался во тьму, подобную полярной ночи, иссякала энергия, уходил из города свет, замирало движение. <…> И сплошь и рядом оказывалось, что у ослабевшего, полуумирающего ленинградца существует только одна форма связи с внешним миром, это –«тарелка» радио. Отсюда, из этого черного крега на стене, доходили до человека людские голоса… Даже если радио не говорило, а только стучал метроном–и то было легче: это означало, что город жив, что его сердце бьется…» [1]В это трудное время одна за другой появляются ее блокадные поэмы: «Февральский дневник», «Ленинградская поэма», «Памяти защитников» и др. Много позже будет написана главная книга Ольги Берггольц –«Дневные звезды».«Ленинградская поэма» одно из значительных произведений, написанных в блокадном городе. Ольга Берггольц принялась за нее, возвратившись из Москвы.Из ее воспоминаний: «Это может показаться странным, но я, боявшаяся писать крупные вещи (по объему, конечно), вдруг почувствовала какойто особый прилив сил. Мне показалось,что огромность эпопеи, свидетельницей и участницей которой мне выпало быть, требует от нас вещей всеохватных. Но как было добиться выполнения этой задачи?Помог случай. Я была вместе с фотокорреспондентом Григорием Чертовым на огневых позициях одного из артиллерийских полков. Грише нужно было снять пушки так, чтобы одновременно была видна часть заводского цеха. И он сделал этот снимок. «Как же ты добился цели? –спросила я у него. Он ответил: «Очень просто –снимал с помощью широкоугольника». Тогда меня осенило, что и мой объектив, направленный в одну точку, может одновременно выхватить и запечатлеть с одинаковой резкостью разные вещи…»[1]. Так возник основной композиционный принцип ее поэмы.Ольга Берггольц писала «Ленинградскую поэмув июне –июле 1942го, спустя год после начала осады, после самых холодных и голодных месяцев блокады. Впервые поэма была напечатана в номерах «Ленинградской правды» за 24 и 25 июля 1942 года.В критической литературе нет работ, специально посвященных этой поэме. Литературовед А. Абрамов отметил лишь то, что «Ленинградская поэма» «целиком посвящена дружбе, скрепляющей советских людей, делающей их непобедимыми». [2]А.И. Павловский, анализируя блокадные поэмы О. Берггольц («Февральский дневник». «Ленинградская поэма», «Памяти защитников») как некое единство, замечает, что они «являются не только волнующим документом блокады, сохранившим неповторимые черты того времени и верно передавшим мужественный дух ее сограждан, они пережили то страшное время именно потому, что художник не замкнулся в рамках быта, отдельных подробностей и т.д., но подошел к блокадному дню с точки зрения крупных. Общезначимых исторических координат».[3]Д. Хренков, сравнивая «Ленинградскую поэму» с «Февральским дневником», обратил внимание на иной характер взаимодействия авторского Я с героями, о которых ведется повествование: « Если «Февральский дневник»Представлял собой один страстный монолог, рассказавший о мыслях и чувствах ленинградца, то теперь Берггольц поставила перед собой более высокую задачу –показать духовную жизнь лирической героини на фоне отдельных масштабных эпизодов» [4]С благодарностью отозвавшись о поэме в одном из своих писем к Берггольц (от 26 июня 1942 года), Всеволод Вишневский увидел необычность авторского голоса в новой степени его исповедальности: « То, без чего так сохла наша литература, оглядная, схематичная ( в значительной доле…). Литература –только тогда, когда все правда, все кричит, все откровенно (в высшей форме откровение)… Без этого –чистописание, комментарий…» [1]Упоминание о поэме можно встретить также в ряде работ о блокадных произведениях, но по большей части в форме общих оценочных характеристик. Мы попытаемся более подробно рассмотреть текст «Ленинградской поэмы» на разных уровнях анализа.Из названия, включающего себя жанровую характеристику –поэма, следует, по определению, что это повесть в стихах, или лирическое повествование о Ленинграде и ленинградцах.А. Адамович и Д. Гранин в «Блокадной книге»заметили: «…поражает и бесконечно трогает –сколько их, бывших блокадников, писали и пишут… стихи. Не просто и не только дневники, воспоминания, но и стихи. Едва ли не каждый десятый… Что это –влияние самого города с его несравненной поэтической культурой? Или же слишком врезалось в сознание ленинградца, как оно было : голод, блокада и стихи (об этом же) –и все рядом?» [5]Поэма представляет собой картину осажденного города («декабрь, безогненная мгла…», «Как будто на краю земли. Один, во мгле, в жестокой схватке…», «в мучительном кольце блокады и т.д.) и включает в себя шесть частей, в совокупности которых рождается образ Ленинграда. В каждой части поэмы есть герой или герои со своими судьбами, со своим страданием и мужеством. В первую очередь это ленинградцы:

«две матери, две ленинградки»«шестнадцать тысяч ленинградцев»«ленинградские ребятишки»«гравер седой» и др.

Которых объединила не только любовь к родному городу («Их множество –друзей моих, друзей родного Ленинграда»), но и общая судьба –они все блокадники. И эти два имени их всех характеризуют и объединяют.Д. Хренков писал, что «слово «ленинградец» Берггольц расшифровывала как «человек, верящий в победу». Каждый был неотторжимой частью целого –«республиканцев, граждан, солдат красногвардейской выправки былой» [4]. Каждый может сказать о себе: «Я жил зимою в Ленинграде». В то же время есть в поэме отдельные эпизоды с индивидуальными судьбами. А. Крон, кстати, отмечал в своих воспоминаниях, что «женщины Ленинграда были для О. Берггольц не безликой массой, а именно соседками, чьи заботы и горести она знала как свои» [6].Так, в эпизоде встречи с соседкой мы видим двух ленинградских матерей, одна из которых везет хоронить своего ребенка. Имя ее не названо, и все же образ конкретизирован, так как перед нами увиденная глазами ее соседки личная трагедия. В данном случае авторское Я выступает тоже в своей конкретности (как чьято соседка):Я как рубеж запомню вечер:декабрь, безогненная мгла,

я хлеб в руке домой несла, и вдруг соседка мне навстречу…

Но среди героев поэмы есть и те, которые находятся по «ту сторону» блокады, пытаясь прорвать кольцо («О, да –иначе не могли ни те бойцы, ни те шоферы…»). Эти образы тоже представлены обобщенно, как «друзья» Ленинграда, в числе всех тех, кто думает о городе, сострадает и стремится помочь.Связующим звеном между теми, кто внутри и вне кольца, является авторское Я, которое несет разные функции. В одном случае, как мы показали, Я это женщина, участница тех событий, ленинградка, мать. Но ее отличие –в масштабе оьраза, в осознанной, всеобъемлющей памяти («как рубеж запомню»), в способности себя, наряду с конкретной соседкой, воспринимать обобщенно:

как будто на краю земли, одни, во мгле, в жестокой схватке, две женщины, мы рядом шли, две матери, две ленинградки.

Отметим временнойи пространственныйсмысл двух обобщений, выраженных, по сути, одинаково: «как рубежзапомню вечер» и «как будто на краю земли»(оба несут смысл предела)В этом случае безымянные образы героев переданы через их личное, непосредственное общение с Я.В других случаях это личный повествователь, разными формами говорения включающий более конкретизированныхобъектных героев. О них мы узнаем гораздо больше: «Он с Ладоги, а сам –волжанин», «Сестра моя, москвичка Маша», «командир Семен Потапов» и др. Формами их представления в тексте являются письма, рассказы очевидцев, личные встречи. В таких случаях, в отличие от типизированных героев у них есть имя, фамилия, семейные связи, место рождения:«его письмо –письмо жене»«командир Семен Потапов»«Он с Ладоги, а сам –волжанин»«Сестра моя, москвичка Маша» и др.

Рассмотрим, например, письмо, которое читает личный повествователь: «Вот передо мной письмо бойца». Они не знакомы («Я верных рук ему не жала»), он не ленинградец –об этом мы узнаем из текста письма («Я в Ленинграде, правда не был»), но повествователь называет бойца своим другом:

Но знаю –друга нет верней,надежней, преданней, бесстрашней.Его письмо –письмо к жене –

твердит о давней дружбе нашей.

По выражению Д. Хренкова, «круг друзей в поэме необычайно широк –вся страна. Без ее помощи «мы задохнулись бы в мучительном кольце блокады» [4]. Слова друг, друзья, дружба частотны, повторяются в поэме десять раз, семантически подразделяясь на две группы:

те, кто, находясь далеко за пределами осажденного города, в душе –рядом; и те, кто с боем пытался прорвать блокаду( « Их множество –друзей моих,/ Друзей родного Ленинграда./ О, мы задохлись бы без них/ В мучительном кольце блокады»);

форма обращения к ленинградцам, в том числе –по радио («Друзья, мы приняли ее,// Мы держим нашу эстафету…»)

Покажем слияние конкретного и обобщенного на одном примере. Интересен в этом отношенииобраз «москвички Маши». В проекции на реальность он сопоставим с сестрой О. Берггольц Марией.

И я навек тобой горда,сестра моя, москвичка Маша, за твой февральский путь сюда,в блокаду к нам, дорогой нашей.

Здесь все достоверно: действительно, ранней весной 1942 года сестра Ольги Берггольц Мария на грузовой машине, выделенной Союзом писателей и нагруженной медикаментами для ленинградских литераторов, переправилась через Ладогу:

И ты вела машину к нам,

подарков полную до края.Ты знала –я теперь одна, мой муж погиб1, я голодаю.

В то же время образ «москвички Маши» в своем развитии получает в поэме обобщенный смысл: это сама Москвапомогает Ленинграду. Кроме того, имя Маша, как одно из наиболее распространенных в России, дает дальнейшее расширение образа:

И ты рвалась –вперед, вперед,

как луч, с неодолимой силой. Моя отчизна, мой народ, родная кровь моя, спасибо! 1Муж О.Ф. Берггольц Николай Степанович Молчанов умер от голода в январе 1942 года.

В этом смысле и обращение «сестра» приобретает дополнительные смыслы: так на фронте бойцы обычно называли медсестер и вообще всех молодых девушек. «Москвичка Маша» становится сестройи для всех ленинградцев, и для тех, кто находится за кольцом блокады:

На, питерцам свезешь, сестра,Проси прощенья –чем богаты…

В пространственновременном отношении все герои поэмы пребывают либо «здесь и сейчас», либо «там и сейчас». Но, разделенные кольцом блокады, они представляют собой единое духовное целое, скрепленное личностью автора.Особая тема блокадного Ленинграда –дети. «Ленинградские дети»… «Когда звучали эти слова –на Урале и за Уралом, в Ташкенте и в Куйбышеве, в АлмаАте и во Фрунзе, у человека сжималось сердце. Всем, особенно детям, принесла горе война. Но на этих обрушилось столько, что каждый с невольным чувством вины искал, чтобы хоть чтото снять с их детских плеч, души, переложить на себя. Это звучало как пароль –«ленинградские дети»! И навстречу бросался каждый в любом уголке нашей земли…» [4].Сравним со строками из ленинградской поэмы:

Прости, любимая, пойми,что Ленинград ожег мне душусвоими бедными детьми…

Там дети плачут, просят хлеба,а хлеба нет… А мы –отцы.

Поэма и начинается с образа мертвого ребенка, которого мать везет на санках. И дальше в тексте сквозным сюжетом выражено желание накормить и отомстить: «На, получай еще заряд за ленинградских ребятишек», «там матери под темным небом толпой у булочной стоят», «там дети плачут, просят хлеба». Мотив отцовской ответственности за жизнь всех ленинградских детишек проявляется в письме бойца к жене:

Нельзя дышать, нельзя, жена, когда дитя о хлебе плачет…

Авторповествователь, который одновременно является и первым читателем этого письма, приближает бойца к себе, называя незнакомого человека своим другом. Этим другом, возможно, является погибший защитникгорода.В итоге все герои составляют емкий, живой образ Ленинграда. Ими еще жив город, погруженный в холоди тьму: «голодный город», «воет небосвод», «свищет воздух», «смерть и лед», «смертная петля» и т.д.

Но вражеской бомбежки хуже, еще мучительней и злей сорокаградусная стужа владычащая на земле.

Город казался безжизненным, пустым («Казалось, что конецземли…»), но он продолжал жить. Здесь возможны текстуальные параллели с «Ветром войны» Анны Ахматовой:

Птицы смерти в зените стоят, Кто идет выручать Ленинград?Не шумите вокруг –он дышит, Он живой еще,он все слышит.

Сравним у Ольги Берггольц:

Но сквозь остывшую планету на Ленинград машины шли: он жив еще…

Облик живого города создается и через движение машин, везущих хлеб в «голодный город» по дорогежизни. В блокаде хлебстановится синонимом жизни, они взаимозаменяемы:

Стоять? А хлеб? Других дождаться?А хлеб –две тонны? Он спасетшестнадцать тысяч ленинградцев…сто двадцать пять блокадных граммс огнем и кровью пополам.

Отсюда –бережное отношение к хлебу тогда, когда «сто двадцать пять блокадных грамм» были единственным источником жизни, и потом, когда кольцо блокады будет разорвано:

…О, мы познали в декабре –

не зря «священным даром» назван обычный хлеб, и тяжкий грех –

хотя бы крошку бросить наземь: таким людским страданьем он, такой большой любовью братскойдля нас отныне освящен,

наш хлеб насущный, ленинградский.

Не менее хлеба насущного, ленинградцам жизненно необходима была пища духовная –слово поддержки и надежды:

И люди слушали стихи, как никогда, с глубокой верой, в квартирах черных, как пещеры, у репродукторов глухих.

В поэме есть еще один образ, олицетворяющий мужество и силу духа ленинградцев. Это орден, который гравирует «седой блокадник»:

И обмерзающей рукой,

перед коптилкой, в стуже адской,

гравировал гравер седой

особый орден –ленинградский.

В поэме это словесный образ ордена тем, кто выжил, и выжившему городу. О цене выживания говорит изображение гравером «тернового венца» символа мученичества. Это орден за подвиг выживания, и венчает его строгая надпись: «Я жил зимою в Ленинграде». Мы нашли описание этого ордена как реально бывшего в воспоминаниях О.Берггольц: «…как у нас, в Ленинградском радиокомитете, в ту же тягчайшую зиму стало известно, что один старый мастергравер, напрягая последние силы свои, создал в гипсе модель ленинградского ордена и отослал ее в Москву, но вскоре умер. Многих наших поэтов эта история просто потрясла. И многие из нас написали об этом стихи. Я тоже в своей «Ленинградской поэме» описала этот орден, по рассказам, конечно. <…>Эта мечта осуществилась еще до конца войны. Появилась медаль«За оборону Ленинграда» [7].В завершающих строках поэмы личный повествователь предстает как непосредственный участник тех событий:

И я, как вы, упряма, злаза них сражалась, как умела.Душа, крепясь, превозмоглапредательскую немощь тела.

Здесь Я не просто блокадница, как и все, терпевшая голод и холод, но и сражавшаяся своим словом –словом поэта. И здесь же автор постепенно переключает все большее внимание на себя. Личный повествователь уступает место лирической героине. Говоря о себе, о личных утратах, она предстает и как образ автобиографический –со своими довоенными утратами; и как одна из многих блокадников, понесших и несущих утраты в кольце осады:

И я утрату понеслаК ней не притронусь даже словом –

такая боль…

Ее потери –это и смерть любимых дочерей (до войны), и убитый в тюрьме ребенок, который еще не успел родиться, и смерть мужа в январе 1942 года. И все же в конце звучит надежда на будущего сына:

…Во имя мира твоего, Во имя будущего сынаИ светлой песни для него.

Поэма завершается той самой песней, которую Ольге Берггольц –увы! –не суждено будет спеть:

Так чиста теперь людская радость,точно к миру прикоснулась вновь.Здравствуй, сын мой, жизнь моя, награда,Здравствуй, победившая любовь.Ссылки на источники:

1.Берггольц О.Ф. Собрание сочинений. В 3х т. –Л.: Худож. лит., 1972.2.Абрамов А.М. Лирика и эпос Великой Отечественной войны. –М.: Сов. писатель, 1976.3.Павловский А.И. поэтический эпос блокадных лет// Литературный Ленинград в лни блокады. –Л.: 1973.4.Хренков Д.Т. От сердца к сердцу: О жизни и творчестве о. Берггольц. –Л.: 1979.5.Адамович А., Гранин Д. Блокадная книга. –Л.: Лениздат, 1984. –543с.6.Крон А. Ольга Берггольц // Избранные произведения. В2х томах. Т.2. –М.: 1980. –С.493504.7.Берггольц О.Ф. Встреча. Ч.1.: Дневные звезды. Ч.2.: Главы. Фрагменты, Письма, дневники, заметки, планы. –М.: 2000.