Нравственно-патриотическое воспитание младших школьников

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Титова В. В. Нравственно-патриотическое воспитание младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 2311–2315. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53465.htm.
Аннотация. В настоящей статье представлены материалы из педагогического опыта учителя начальных классов Титовой Валентины Владимировны по нравственно-патриотическому воспитанию младших школьников. Данный опыт, учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребят и результаты диагностик, социальный заказ общества и родителей, дает возможность организовать успешную совместную работу учащихся, родителей и педагога. Материалы работы адресуются учителям начальной школы и студентам педагогических институтов и колледжей.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Титова Валентина ВладимировнаУчитель начальных классов МБОУ «ООШ п.Анисовский» Энгельсского района Саратовской области»valentinatitova@lenta.ruНравственнопатриотическое воспитание младших школьниковАннотацияВ настоящей статьепредставлены материалы из педагогического опыта учителя начальных классов Титовой Валентины Владимировныпо нравственнопатриотическому воспитанию младших школьников. Данный опыт, учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребят и результаты диагностик, социальный заказ общества и родителей, дает возможность организовать успешную совместную работу учащихся, родителей и педагога. Материалы работы адресуются учителям начальной школыи студентам педагогических институтов и колледжей.Ключевые слова: патриотизм, младшие школьники, патриотическое воспитание, задачи п/в, средства п/в, система п/в, субъект системы п/в.Патриотизм одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активнодеятельностной самореализации на благо Отечества.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность —самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине Патриотизм —одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Роди­ну и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Многое требуется от школы: ее роль в этом плане невозможно переоценить.Патриотическое воспитание в школе это систематическая и целенаправленная деятельность педагогического коллектива, учащихся по формированию у подрастающего поколения высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Патриотическое воспитание в рамках школы направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина –патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе обучения и воспитания в школе. Младший школьный возраст—это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Если в начальном школьном возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не научится трудиться, не будет любить близких, беречь природу, не приобретёт уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат. Кроме того, социальный опыт ребёнка это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а то, что он пережил, и этот опыт постоянно определяет его действия и поступки.Патриотическое воспитание в начальной школе формирует образ Родины в младшем школьном возрасте. Занятия должны иметьярко выраженную мировоззренческую направленность и выступатькак активный познавательный процесс. Знания и представления о своей стране, ее истории, культуре и природе являются важнейшим условием формирования отношения учащихся кРоди не и впоследствии, при определенных условиях воспитания и обучения, составляют основу убеждений и мировоззрения детей.Введение школьников в мир истории целесообразно осуществлять с использованием материала о родном городе, крае, о родной стране, подобно тому, как приобщение к языку начинается с овладения родной речью. Патриотизм необходимо воспитывать уже в начальной школе. Школьники погружаются в мир истории Отечества и родного края через представления об образе жизни людей в разных событиях и ихучастниках.Младшие школьники познают былое и современность по преимуществу из окружающей жизни, наблюдая за тем, что происходит вокруг них, знакомясь с историческими па мятниками, совершая экскурсиив местные музеи, походы по местам боевой и трудовой славы, слушая воспоминания своих родственников о недавнем прошлом.Практический интерес к теме на современном этапе обоснован необходимостью осознания сущности патриотического воспитания, как эффективного механизма образовательной политики государства в соответствии с происходящими переменами и требованиями, которые предъявляет новая социальнополитическая ситуация и реформированный тип учащегося.Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников.Задачами патриотического воспитания младших школьников являются:1. Формирование у детей системы знаний о своей Родине, которая может быть представлена следующим образом: природоведческие и географические сведения (географические особенности родного края, климата, природы страны), сведения о жизни своего народа (особенности быта, труда, культуры, традиций), социальные сведения (знания о достопримечательностях родного города, столицы, страны, знания названия страны, ее столицы, других городов, государственной символики), некоторые исторические сведения (о жизни народа в разные исторические периоды, о подвигах людей в годы Великой Отечественной войны, знание исторических памятников города, улиц).2. Воспитание у младших школьников интереса к окружающему миру, эмоциональной отзывчивости на события общественной жизни.Предполагает активизацию эмоциональной сферы личности, воспитание таких чувств как любовь к родным и близким людям, родному городу, уважение к истории народа, восхищение произведениями народного творчества, любвик природе, ненависти к врагам.3. Включение детей в практическую деятельность по применению полученных знаний. Предполагает формирование у младших школьников определенных навыков и умений: умение отразить накопленные знания в игре, художественной и трудовой деятельности, умение принять участие в общественно направленном труде, умение бережно относится к природе, результатам труда других, умение отразить знания в речи, общении со взрослыми и сверстниками.К. Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».Система военнопатриотического воспитания включает:1. Формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в детских дошкольных учреждениях, в общеобразовательной и высшей школе, в других типах учебных заведений.а) Формирование у учащихся общеобразовательной школы го­товности к действиям в специфических и экстремальных условиях (в том числе к военной и другим видам государственной службы на занятиях по ОБЖ и физической культуре, на учебнополевых сбо­рах ).2. Массовую патриотическую и военнопатриотическую работу, организуемую и осуществляемую государственными и общественными органами и организациями, органами местной власти и управления, органами и организациями Вооруженных Сил, военкоматами, организациями и объединениями воинов запаса, ветеранов, правоохранительными органами и организациями, соответствующими структурами других войск, воинских формирований и органов, РОСТО, Госкомспорта, Минздрава, некоторыми обществен­ными движениями и организациями молодежи и др. (патриотичес­кие и военнопатриотические, культурноисторические и военноисторические, военнотехнические и военноспортивные и другие клубы и объединения, специальные школы, курсы, различные круж­ки, спортивные секции; клубы, учебные пункты будущего воина, офицера; месячники и дни патриотической работы, вахты памяти, поисковая деятельность, военноспортивные игры, походы и т. д.).3. Деятельность средств массовой информации, творческих со­юзов, особенно работников культуры и искусства, соответствую­щих научных, молодежных ассоциаций, организаций, в той или иной мере направленную на рассмотрение, освещение и поиск решения проблем патриотического воспитания, на формирование и разви­тие личности гражданина и защитника Отечества.Осуществление патриотического воспитания предполагает использование системы средств, которая включает три основных компонента: материальнотехнический, образовательный и организационный.К материальнотехническим средствам относятся учебные аудитории, классы и кабинеты для занятий по начальному военному обучению, музеи, места сражений, памятники, захоронения, специализированные школы, патриотические и военнопатриотические клубы, техника, специальное оборудование, оружие, макеты, учеб­ные поля, спортивные городки, тиры, тренажеры, а также соответствующие средства массовой информации, произведения литературы, искусства.Образовательные средства включают основные теоретические и научнопрактические рекомендации по организации и проведению военнопатриотического воспитания, по формированию взглядов, убеждений, потребностей и интересов, воспитанию любви к родине, готовности к отстаиванию еесвободы и независимости, по выработке общественного мнения опроблеме обеспечения и укрепления стабильности и безопасности общества, о государственных и социальных институтах, участвующих в реализации функции защиты Отечества, о военной и альтернативной службе и др.Организационные средства патриотического воспитания —это весь комплекс мероприятий, осуществляемых с использованием материальнотехнических и образовательных средств, проводимых в соответствующих формах, максимально реализующих общие и специфические задачи по формированию и развитию личности граж­данина и патриота.Всетри группы средств патриотического воспитания тесно взаимосвязаны, дополняют друг друга,и только комплексное их использование в процессе взаимодействия субъекта и объекта этой дея­тельности способствует достижению ее главной цели.Важнейшим компонентом системы патриотического воспитания, условием ее эффективного функционирования являются субъекты этой деятельности.В настоящее время в патриотическом воспитании участвуют, с одной стороны, некоторые государственные органы, организации, ведомства, такие, какГоскомитеты РФ по делам молодежи, физической культуре и туризму, Министерство обороны, Министерство общего и профессионального образования, МВД, ФПС, Министерство культуры, Госкомспорт, Минздрав и др. Эффективность их деятельности за последние годы значительно снизилась. Кроме того, они попрежнему решают весьмаузкие, ограниченные задачи, которые сводятся к тому или иному сугубо ведомственному направлению, то есть по существу своему являются частными, обособленными, чрезмерно специфическими.С другой стороны, в военнопатриотическом воспитании участвуют различные объединения, союзы, ассоциации, которые в своей совокупности выполняют работу соответствующей направленности с отдельными категориями и группами молодежи. Многие из этих организаций не имеют научно обоснованных, развернутых программ деятельности и ориентированы на выполнение весьма ограниченных, хотя нередко и привлекательных задач. Степень организованности субъектов этой группы, как правило, является невысокой, а эффективность функционирования зависит от самых различных факторов, среди которых особую роль играют местные усло­вия, материальная база, финансовая поддержка со стороны спонсоров и т. д.Субъекты патриотического воспитания, представляющие эти две подструктуры, почти не связанные между собой, образуют, тем не менее, определенную систему, которая в функциональном отношении является малоэффективной и характеризуется в целом слабой дееспособностью. Содержание понятия патриотизма включает в себя:–чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;–уважительное отношение к языку своего народа;–заботу об интересах Родины;–осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);–проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;–гордость за социальные и культурные достижения своей страны;–гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;–уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;–ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;–гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.Истинный патриотизм предполагает, как видно из его определения, формирование и длительное развитие целого комплекса позитивных качеств.Мы хотим жить в процветающей, богатой стране, хотим, чтобы нам было хорошо, чтобы мы ни в чём не нуждались. Для этого нужно воспитывать подрастающее поколение патриотами своей Родины. Надо, чтобы они любили свою семью, тот уголок, где они родились и выросли, то государство, которое заботится о нынешнем будущем своих граждан.

Дети должны любить свою Родину, уважать её традиции, знать историю своей страны. Если будут такие люди, они сделают всё для процветания нашей России. Патриотическое воспитание формирует такие нравственные качества, как: любовь к родному краю, желание видеть родной город хорошеющим и процветающим, любовь к своему народу и к семье.

Я уделяюмного времени патриотическому воспитанию своих учеников. Провожу следующую работу: проведение бесед на темы, посвящённые истории нашей Родины, чтение произведений о Родине, о природе нашей страны с последующим проведением классных часов, посвящённых обсуждению прочитанного материала. Это и просмотр фильмов по истории и природоведению с той целью, чтобы вызвать гордость у ребёнка за наших соотечественников, за красоту и бескрайние просторы нашей Родины.

В работе необходимо использовать взаимодействиетрех видов искусства —слова, живописи, музыки, где показывается, как одно и то же явление изображают разных дел мастера.Работая в данном направлении, можно с уверенностью сказать, что :учащиеся с интересом будут изучать материал, связанный с народной культурой, особенно когда сами являются участниками творческого процесса. Повышается их культурный уровень, возникает потребность в получении новых знаний о Родине, о народных традициях. Все это очень важно для формирования патриотов, достойных граждан своего Отечества. С чего начинать работу? Первые чувства гражданственности и патриотизма, насколько они доступны детям начальных классов? Как заинтересовать детей, родителей? Что из этого получится? Нет готовых, прописанных универсальных технологий по данному направлению.Исходя из этого, можно сделать вывод, что данная тема актуальна. Работа по воспитанию патриотических чувств ведётся с первого класса, но на практике видно, что уровень патриотического воспитания низкий. Планируя свою деятельность, мы ориентируемся на нравственно –ценностный потенциал ребенка: это восприятие и понимание таких общечеловеческих ценностей, как “ семья”, “ школа”, “ Родина”, “ природа”, “ дружба со сверстниками”, “ уважение к старшим”. Я считаю, работа по патриотическому воспитанию школьников должна вестись не эпизодически, а ежедневно. Учитель в свою очередь на своём примере должен показывать, что ему не безразлично, какими станут его воспитанники. Учителю должно быть небезразлично, что происходит в России, что ожидает нашу страну в будущем. Если дети будут чувствовать и видеть, что их учитель на деле, а не на словах любит свою страну, то они ему будут верить, и воспитание патриотических чувств будет направлено в нужное русло. И будет результат этойработы.Ссылки и источникиАгапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. –М., Айриспресс, 2002 –224 с.Адаменко С. Воспитываем патриотов России // Народное образование –2005 №4 –С. 23Гасанов З.Т. Патриотическое воспитание граждан // 2005 №6 –С. 59Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников –2005 №8 –С. 17Историческое краеведение / Под ред. ГН. Матюшина. —М.,1980.Краеведение: Пособие для учителя / Под ред. А.В. Даринского. —М., 1987.219Кобылянский В. А. Национальная идея и воспитание патриотизма //Педагогика –1998 №5 –С. 52Кузнецов С.С. Геологические экскурсии. —Л., 1987.Кукушин В.С. История архитектуры Нижнего Дона и Приазовья. —Ростов н/Д: ГинГо, 1996.Кукушин В.С. Литературное краеведение. —Ростов н / Д: ГинГо, 1997.Лещинин Н.П. Литературный музей и школа. —М., 1976.Лихачев Б.Т. Педагогика: курс лекций. –М., Юрайт, 2001 –607 с.Милонов Н.А. Литературное краеведение. —М., 1985.Проходчик А.Ф. Практикумпо краеведению. —Минск, 1981.Туристскокраеведческие кружки в школе /Под ред. В.В. Титова. М., 1988.Смирнов В.Г. Художественное краеведение в школе. —М., 1987.