Теоретические и практические аспекты проблемы контроля качества высшего профессионального образования

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Шибаев В. П. Теоретические и практические аспекты проблемы контроля качества высшего профессионального образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 2366–2370. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53476.htm.
Аннотация. В статье рассмотрена история становления системы контроля качества профессионального образования в мировой и отечественной образовательной практике, показаны основные принципы её функционирования и параметры оценки качества предоставляемых услуг в высшей школе.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Шибаев Виктор Петрович доцент кафедры математики Ставропольского государственного аграрного университетаstgau@stgau.ru

Аннотация. В статье рассмотрена история становления системы контроля качества профессионального образования в мировой и отечественной образовательной практике, показаны основные принципы её функционирования и параметры оценки качества предоставляемых услуг в высшей школе.Ключевые слова.Система контроля качества профессионального образования; этапы, методы оценки контроля качества образовательных услуг.

Теоретические и практические аспекты проблемы контроля качества высшего профессионального образования

В 8090х годах XX в. в мировом образовательном пространстве начались процессы, обусловленные динамичностью социально экономического развития общества, появлением «новой» Европы, углублением и расширением взаимосвязей между странами и регионами, отличающимися друг от друга большим специфическим разнообразием. Одним из таких процессов стала модернизация высшего образования: переходот строго регламентированного государственного регулирования к разной степени автономизации вузов, создавая тем самым условия для их адаптации к специфике районов, и рынков труда, потребностям работодателей, общественному менталитету. Но такая либеральнаястратегия диктовала необходимость создания механизма гарантий качества обучения систематического внимания к качеству через процесс его поддержания и повышения. Тем самым к концу XXв. стало уделяться особое внимание проблеме качества профессионального образования и его оценки. В русле международного менеджмента высшего образования (IMHE) начали создаваться исследовательские группы, ассоциации, проекты по разработке проблем оценки качества обучения. В 1991 году в Великобритании один из таких проектов предусматривал разработку и апробацию методов систематической оценки качества обучения, результаты которой устанавливали прямую зависимость между качеством обучения в вузе и его финансированием.В Азии в это же время Совет по аккредитации высших учебных заведений (Гонконг) взял на себя инициативу создания международной сети агентств по поддержке качества образования.В Америке начала реализовываться идея о комплексном осуществлении саморегулирования вузов и, в первую очередь, за счет развития систем оценки качества обучения. Международные стандарты, разрабатываемые такой организацией, как Международная Организация по Стандартизации (ИСО), является ведущей организацией по разработке и распространению своих стандартов и рекомендаций, играет решающую роль в повышении эффективности образовательного процесса в вузах. Ноухау, содержащиеся в международных стандартах, доступны всем, включая развивающиеся страны, что помогает наилучшим образом использовать трудовые и материальные ресурсы [1]. Повышение эффективности профессионального образования, обеспечиваемое стандартами, позволяет вузам конкурировать на рынке образовательных услуг. В середине 90х годов под эгидой ЮНЕСКО и Совета Европы была разработана совместная конвенция по академическому признанию для регионов новой Европы. Цель оценка качества высшего образования для реализации различных аспектов академического сотрудничества.Экспертная группа из 12 человек (в этом числе и эксперт из России) сделала вывод о том, что стало все труднее разделять оценки обученияи профессиональной пригодности, другими словами, конвенция брала на себя миссию регулировать учебную и профессиональную части, выделяя при этом первую. Профессионализм может оцениваться только при использовании основных критериев, т.е. без учета дополнительных требований по результатам опыта практической работы.В рамках конвенции каждое государствоучастник брало на себя общую ответственность за существование механизма оценки вузов и представляло полную информацию о нем другим странам. Этот механизм мог включать в себя один или более слоев оценки и в разных странах иметь совершенно разную структуру. Он не гарантировал качество образования, но он должен был гарантировать его справедливую оценку.В России аналогичные процессы шли на фоне внутренних демократических изменений, формирования нового правового поля высшего образования на базе Законов Российской Федерации «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Эти законы «открыли» высшее образование для российской и мировой общественности, а система лицензирования, аттестации и аккредитации вузов, нострификации дипломов стала реальным механизмом общественногосударственного контроля и оценки качества обучения. Вузы, в свою очередь, все в большей степени становятся зависимыми от качества подготовки студентов, принимая во внимание такие факторы, как: рост конкуренции между вузами; влияние рынка труда и требований работодателей; заинтересованность самих студентов в качественном (особенно, если это платное) образовании и получении хороших знаний, умений, навыков для трудоустройства; обмен студентами на международном уровне, в т.ч. обучение за границей; и наконец, систематическое проведение внешней оценки качества (ВОК) Министерством образования РФ все это привело к необходимости создания системы внутривузовской оценки качества (ВВОК). Тем самым качество образования стало объектом внимания и управления со стороны многих субъектов [2].Субъекты управления, преследуя различные цели, вкладывают в понятие «качество обучения» разное содержание: для министерства это коэффициент зачисленных и исключенных студентов, продолжительность учебного процесса, конкурс; для института (особенно негосударственного) это соотношение качественной и некачественной успеваемости, дальнейшее трудоустройство выпускника; для преподавателя это хорошая академическая подготовка студентов благоприятная обучающая среда; для студентов это вклад в их индивидуальное развитие и подготовка к успешной карьере; для работодателя это умение соединять теорию с практикой, адаптироваться к конкретным условиям предприятия. То есть понятие «качество обучения» многоаспектно и определяется результатом переговоров всех субъектов по ожидаемым требованиям. Перед высшим образованием стоит сложная задача максимально учесть все этитребования, а перед государством осуществить контроль и создать условия для повышения качества обучения. Менеджмент образования выделяет следующие этапы контроля качества: I прием в вуз (входной контроль); II обучение в вузе (текущий контроль); III выпуск из вуза (заключительный контроль); IV оценка качества специалиста при приеме на работу (входной контроль2), который завершает цикл формирования специалиста и определяет качество его профессиональной подготовки [3].Для стимулирования и контролякачества, как уже было сказано выше, существуют внешняя оценка качества (ВОК) и внутривузовская оценка качества (ВВОК), задачами которых соответственно являются: измерение и контроль качества; контроль, повышение и гарантия качества. Можно сформулировать некоторые принципы, на которых строится система ВОК и ВВОК: Понимание задач и границ возможностей работы системы.Ориентация в большей мере на помощь и развитие, чем на наказание.Минимизация отчетности и четкая регламентация процедур оценки.Сочетание различных методов оценки, привлечение независимых экспертов.Ответственность вуза за качество обучения, постоянная работа ВВОК.Связь и взаимодополняемость ВВОК и ВОК [3].Самообследование и экспертная оценка основополагающие элементы системы обеспечения качественной подготовки специалистов. К числу методов оценки качества обучения в вузе можно отнести аналитический, информационноадминистративный, метод экспертных оценок, метод конкретного ознакомления с работой вуза на месте (собеседование, интервьюирование, материальнотехническое обследование и др.).

Согласно современным требованиям, оценка качества обучения в вузе выполняет основную цель: создание единого образовательного пространства, где выпускники российских вузов стали бы полноправными и желаннымиспециалистами. Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи: Повысить качество обучения студентов вузов за счет создания системы и механизма гарантии качества.Создать механизм регулирования и контроля качества, в том числе за счет ВОК и ВВОК, их координации и интеграции повышения эффективности.Продолжить на основе создания такого механизма процесс автономизации и либерализации высшего образования.Удовлетворить запросы всех потребителей высшего образования.Решение обозначенных задач является гарантом функционирования вуза в инновационном режиме, что обеспечивает возможность конкурирования на рынке образовательных услуг [4]. При оценке качества образования следует выделить следующие положения: 

Оценка качества не сводится только к тестированию знаний студентов (хотя это и остается одним из показателей качества образования).Оценка качества образования осуществляется комплексно, рассматривая образовательное учреждение во всех направлениях его деятельности [1].Гарантия качества или управление качеством, решаемое в первую очередь путем использования мониторинга качества, означает поэтапное наблюдение за процессом получения продукта, чтобы удостовериться в оптимальном выполнении каждого из производственных этапов, что в свою очередь, теоретически предупреждает выход некачественной продукции. Принимая во внимание вышеупомянутые понятия, можно сказать, что следующие элементы являются основными компонентами системы мониторинга качества образования: установление стандарта и операционализация: определение стандартов; операционализация стандартов в индикаторах (измеряемые величины);установление критерия, по которому возможно судить о достижении стандартов, сбор данных и оценка: сбор данных; оценка результатов, действия: принятие соответствующих мер, оценивание результатов принятых мер в соответствии со стандартами.Мониторинг качества образования может осуществляться непосредственно в образовательном учреждении (самоаттестация, внутренний мониторинг)или через внешнюю по отношению к образовательному учреждению службу, утверждаемую, как правило, государственными органами (внешний мониторинг). За годы рыночных реформ в России произошло резкое снижение качества образования и начального, и общего среднего, и высшего, и послевузовского. Инициаторы рыночных преобразований полагали, что увеличение количества образовательных учреждений различных форм собственности и организации создает такую конкуренцию между ними, которая автоматически приведет к повышению качества образованности их учащихся. Жизнь показала ошибочность подобных расчетов. Образованность –не только и не столько товар, сколько духовная смысла жизненная ценность, причем не только учащихся и их родителей, но и государства и общества [2]. На основе анализа теоретических подходов и опыта практической деятельности вузов, можно констатировать, что качество не появляется внезапно, его необходимо планировать. Планирование качества образования связано с разработкой долгосрочного направления деятельности образовательного учреждения. Мощное стратегическое планирование один из наиглавнейших факторов успеха любого учреждения в системе образования. Ведущие цели стратегического планирования определяются не только разработкой общего плана развития образовательного учреждения на некоторый временной период, но и осмыслением и пересмотром главных направлений образовательных услуг, предоставляемых данным учебным заведением, и их соответствия запросам потребителей и прогнозирования развития общества в ближайшем и отдаленном будущем. В России с 1996 года проводится ежегодный конкурс на соискание премий Правительства РФ в области качества. Его цель –предоставить организациям России современный инструмент целенаправленного развития, совершенствования деятельности и повышения их конкурентоспособности. Премии Правительства присуждаются за достижение значительных результатов в области качества продукции и услуг и внедрение высокоэффективных методов менеджмента качества. Они обеспечивают их лауреатам имиджлидера, репутацию надежного производителя высококачественной и конкурентоспособной продукции или услуги, способствует привлечению новых партнеров и заказчиков, сохранению и увеличению существующей доли рынка, ведут к росту прибыли и, соответственно, открывают новые деловые возможности.Ставропольский государственный аграрный университет во второй раз одержал победу в конкурсе на соискание премий Правительства Российской Федерации в 2011 году в области качества, став единственным образовательным учреждениемв России, который дважды удостоился звания лауреата. Подобный успех Ставропольского государственного аграрного университета вполне закономерен, так как начиная с 2002 г. в структуре университета функционирует Центр управления качеством образования (ЦУКО), состоящий из 5 отделов: 1. Отдел стратегического развития; 2. Отдел лицензирования и аккредитации; 3. Отдел разработки и внедрения систем менеджмента качества; 4. Отдел инспекции и аттестации ППС;

5. Отдел социологических исследований и маркетинга [5]. В совокупности вышеназванные отделы выполняют систему задач, решение которых и обеспечивает функционирование вуза на высоком уровне предоставления образовательных услуг. Среди основных решаемых задач можно отметить:

• Планирование, организация и контроль качества образования.

• Координационное руководство реализации политики в структурных подразделениях. • Разработка и внедрение организационной структуры системы качества университета. • Разработка плана создания и внедрения системы качества в университете. • Взаимодействие с внешней средой университета в сфере заказчиков и потребителей образовательных услуг. • Реализация политики в области качества. • Планирование качества учебного процесса. • Организация работ по улучшению качества учебного процесса. • Проведение различных мониторинговых мероприятий и контрольных операций контроля качества рабочих процессов и их результатов. • Разработка критериев и методов оценки качества образования. • Организация проведения внутривузовских проверок качества образования, качества работы структурных подразделений, непосредственно связанных с учебной и научной деятельностью университета. • Подбор необходимых экспертов для проведения внутривузовских проверок качества образования. • Разработка и внедрение современных методов управления, направленных на совершенствование качества образования. • Организация и проведение индивидуального и группового консультирования руководителей подразделений университета, профессорскопреподавательского состава по вопросам разработки и внедрения системы качества в университете.• Создание нормативных документов, соответствующих требованиям ГОСТ Р ИСО, регламентирующих деятельность университета в области менеджмента качества. • Участие в работе семинаров и конференций по проблемам качества образования. • Взаимодействие с образовательными учреждениями и иными организациями, деятельность которых направлена на повышение качества образования и др..Изучение опыта ведущего сельскохозяйственного вуза страны показало, что длясовершенствования управления качеством процесса профессиональной подготовки студентов, необходима реализация следующих условий:1. Определение миссии высшего учебного заведения (в частности, по типам вузов классический, инновационный, предпринимательский, проектноориентированный, исследовательский, академический, отраслевой, корпоративный, распределенный, виртуальный, университетский комплекс и др.).2. Обсуждение и принятие долгосрочных политик вуза в области образовательной, инновационной, предпринимательской, научноисследовательской, международной и других видов деятельности.3. Разработка перспективных (на 710 лет), среднесрочных (на 34 года) и годовых комплексных целевых программ развития вуза, увязка их с процессами бюджетирования и введение индикаторов показателей поэтапной динамики развития (внедрение практики проектноориентированного университета),4. Создание экспертноаналитических центров (численностью 35 специалистов) в вузах для мониторинга подготовки предложений по разработке годовых и других планов (программ) развития вуза; к функциям таких центров отнести организацию социологических и институциональных исследований по анализу эффективности различных направлений вузовского менеджмента, а также сбор и обработку статистических и отчетных (запрашиваемых у вуза государственными органами) данных.5. Разработка и внедрение организационнометодического обеспечения деятельности маркетинговых служб вуза и баз данных о рынках труда и образовательных услуг.6. Активное внедрение системы менеджмента качества деятельности вуза по различным направлениям на основе, например, ISO серии 9000 с учетом принципов Total Qualiti Manaqement (TQM) модели Европейского фонда по менеджменту качества (EFQM) и ее модификации для высшего образования, а также с использованием работ, представленных вузами на проведенный Минобрнауки России конкурс «Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов».7. Создание информационной обучающей среды, позволяющей оказывать образовательные услуги на уровне, адекватном европейскому и мировому.Как показала практика, систематичная и слаженная работа по обеспечению качества предоставляемых образовательных услуг позволяет своевременно проводить оценку результативности работы подразделений университета по обеспечению качества подготовки специалистов в соответствии с требованиями ГОС и конкретных потребителей (внутренних и внешних) и на её основе проводить разработку и реализацию предупреждающих и корректирующих мероприятий. в целом система корректирующих мероприятий позволяет своевременно устранять недостатки, повышать квалификацию и мотивацию персонала, улучшать материальную базу и повышать качество образования.

Ссылки на источники1.Коротков Э.М. Управление качеством образования: учеб. пособия для вузов. –М.: Академический проект. 2007. –320 с.2.Мамаев И.И.; Шибаев В.П. Генезис системы контроля качества профессионального образования в мировой и отечественной образовательной практике // Мир науки, культуры, образования. –2012. №6 (37). 3.Санкин Л.А., Тонконогая Е.П. Управление качеством образования в гуманитарном вузе // Известия РАО. 2002. № 2.4.Низиков М.А. Профессиональная педагогика. Учебное пособие. М., 2010. 315с.5.http://www.stgau.ru/sites/CUKO/centr/index.php

Shibaev Vladimir Petrovich

the Associate Professor of of Faculty of mathematics of the Stavropol State Agrarian University

Theoretical and practical aspects of quality control problems of higher vocational education

Annotation. Describes the history of the quality control system of vocational education in world and national educational practice, showing the basic principles of its functioning and evaluation parameters of the quality of the services provided in high school. Keywords.The quality system of vocational education; stages, the methods of assessing the quality of educational services.