Особенности функционирования виртуальных предприятий в современных условиях
Выпуск:
ART 53475
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Антоненко
Е.
В. Особенности функционирования виртуальных предприятий в современных условиях // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2013. – Т. 3. – С.
2361–2365. – URL:
http://e-koncept.ru/2013/53475.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы и особенности функционирования новой формы бизнеса – виртуальных предприятий.
Ключевые слова:
виртуальное предприятие, виртуальная среда, информационно-коммуникационные технологии.
Текст статьи
Антоненко Елена Владимировна,студентка ФГБОУ ВПО «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, г. БрянскЕmail: kisa0353@yandex.ru
Особенности функционирования виртуальных предприятий в современных условияхАннотация.В статьерассматриваются проблемы и особенности функционирования новой формы бизнеса –виртуальных предприятий.Ключевые слова:виртуальное предприятие, виртуальная среда, информационнокоммуникационные технологии.
В современной «информационной» экономике одним из ключевых факторов конкурентоспособности является скорость реакции на оперативные рыночные изменения. Развитие информационных технологий, изменения конкурентной ситуации на рынке и все более узкая специализация в сферах производства и услуг обусловливают появление новых форм ведения бизнеса. Одной из подобных форм являются виртуальные предприятия, все больше развивающиеся как за рубежом, так и в России. Виртуальные предприятия являются одной из новых организационных форм предприятий. На развитие новых форм организации и управления предприятием в большей степени повлияли такие тенденции развития современных рынков, как глобализация рынков, растущее значениекачестватовара, его цены и степени удовлетворения потребителей, повышение важности устойчивых отношений с потребителями (индивидуальными заказчиками), а также растущее значение степени применения новых информационных и коммуникационных технологий.Как известно, в 80 е годы основными направлениями совершенствования деятельности предприятий было тотальное управление качеством и применение минималистских стратегий, направленных на оптимальное управление различными ресурсами. В 90 е года основным лозунгом были принципы реинжиниринга бизнеспроцессов, направленные на переход от функциональных подразделений к бизнес процессам, состоящим из автономных междисциплинарных групп, ориентированных на более полное удовлетворение интересов заказчиков. К концу 90х годов и началу 21го века ключевой темой становится переход к виртуальным и сетевым принципам организации предприятий.Существует множество определений виртуального предприятия как сетевой организационной формы. Однако, с учетом особенностей практического функционирования таких структур, виртуальное предприятие можно определить как временную кооперационную сеть предприятий (организаций, отдельных коллективов и людей), обладающих ключевыми компетенциями для наилучшего выполнения рыночного заказа, базирующуюся на единой информационной системе.С маркетинговой точки зрения цель виртуального предприятия –получение прибыли благодаря максимальному удовлетворению нужд и потребностей потребителей в товарах (услугах) путём объединения ресурсов различных партнёров в единую систему. Виртуальные предприятия, как правило, ориентируются не на удовлетворение нужд и потребностей «усредненного» покупателя или сегмента рынка, а на удовлетворение индивидуальных запросов конкретных потребителей.С практической точки зрения традиционному предприятию, например, для разработки и выпуска нового товара на рынок требуется привлечение значительных ресурсов. В отличие от него виртуальное предприятие ищет новых партнёров, обладающих соответствующими рыночным потребностям ресурсами, знаниями и способностями, для совместной организации и реализации этой деятельности. При этом выбираются предприятия (организации, отдельные коллективы, люди), обладающие ключевыми ресурсами для достижения конкурентного преимущества на рынке.Следует подчеркнуть, что пространство виртуализации предприятий включает три основные категории явлений:−виртуальный рынок рынок товаров и услуг, существующий на основе коммуникационных и информационных возможностей глобальных сетей (Интернет);−виртуальная реальность, т. е. отображение и имитация реальных разработок и производства в кибернетическом пространстве, которое одновременно является и инструментом, и средой;−виртуальные (сетевые) организационные формы.Виртуальные предприятия характеризуются не только поставленными задачами, целями и функциями, но также распределением ролей и властных полномочий, способами коммуникации, правилами распределения прибыли и другими особенностями.
Можно выделить, с точки зрения типов управления, три вида виртуальных предприятий:−с централизованным типом управления, при котором участники действуют по поручению своих организаций, причем один из участников управляет процессом: уясняет задачу, выдает задания другим, обобщает результаты и принимает решение;−с распределенным типом управления, где знания и ресурсы распределяются между участниками, но сохраняется общий орган командного управления, принимающий решения в конфликтных ситуациях;−с децентрализованным типом управления, при котором все управленческие процессы осуществляются только за счет локальных взаимодействий между участниками.Виртуальное предприятие полностью ориентировано на заказчика, с точки зрения скорости выполнения заказа и полноты удовлетворения его
потребностей. Создание виртуального предприятия означает интеграцию уникального опыта, производственных возможностей и передовых технологий ряда предприятий для некоторого проекта, который они не могут выполнить в отдельности.Упрощенно функционирование виртуального предприятия возможно по нескольким сценариям. Суть первого в том, что виртуальное предприятие должно обеспечивать реализацию всего производственного цикла изделия. При этом портфель заказов может изменяться в короткие сроки, также как и состав участвующих в его выполнении организаций. Второй сценарий показывает функционирование виртуального предприятия на сетевом уровне и является более общим по сравнению с первым. В этом случае Интернет может использоваться как широкодоступная и сравнительно дешевая коммуникационная среда.С учетом выше сказанного, можно выделитьключевое достоинство виртуальных форм организаций: возможность выбирать и использовать наилучшие ресурсы, знания и способности с меньшими временными затратами.Из этогодостоинства и самой сетевой организации вытекают такие основные конкурентные преимущества виртуальных предприятий, как:−скорость выполнения рыночного заказа;возможность снижения совокупных затрат;−возможность более полного удовлетворения потребностей заказчика;−возможность гибкой адаптация к изменениям окружающей среды;−возможность снизить барьеры выхода на новые рынки. Проведенный анализ деятельности виртуальных предприятий показал, что основными характеристиками виртуальной формы организации являются:−открытая распределенная структура;гибкость;−приоритет горизонтальных связей;−автономность и узкая специализация членов сети;−высокий статус информационных и кадровых средств интеграции.Наряду с перечисленными выше достоинствами, виртуальныепредприятия обладают и некоторыми недостатками, точнее, слабыми местами: чрезмерная экономическая зависимость от партнеров, что связано с узкой специализацией членов сети; практическое отсутствие социальной и материальной поддержки своих партнеров вследствие отказа от классических долгосрочных договорных форм и обычных трудовых отношений; опасность чрезмерного усложнения, вытекающая, в частности, из разнородности членов предприятия, неясности в отношении членства в ней, открытости сетей, динамики самоорганизации, неопределенности в планировании для членов виртуального предприятия.Интернет с каждым днем все больше и больше проникает в нашу жизнь, регулируя почти все общественные отношения. На основании этого факта организация должна понимать, что ее деятельность будет успешной только тогда, когда ее структура частично станет виртуальной. Это поможет организации быстро реагировать на стремительное изменение внешней среды, проникать во все сферы рынка, в том числе и на международном уровне, а также экономить на помещениях, привлечении дополнительных сотрудниках и т.д. С помощью передовых технологий организации смогут достичь небывалых высот своего развития.Наиболее яркими примерами практической реализации идей виртуального предприятия в компьютерном бизнесе служат объединение усилий фирм Apple и Sony при работе над проектом Powerbook, а также партнерство компаний AT&T, Marubeni Matsushita при проектировании компьютера (notebook) Safari. Другим классическим примером виртуального предприятия является европейский консорциум AIRBUS Industries, производящий аэробусы A310, и др.Таким образом,создание виртуальных предприятий является весьма перспективным для российской ситуации, особенно в связи со снижением потенциала в технической сфере.
В этом направлении приходится объединять усилия осколков бывших крупных и мощных научнотехнических коллективов для решения практических и научных задач. Зачастую уже многие их решить не могут без поворота головы в сторону Запада. При этом общая ситуация такая. Около 50% проблем (это по количеству, а не по деньгам) можно решить, купив готовую разработку или продукцию у нас или на Западе. А вот другие 50% придется разрабатывать самим предприятиям, причем у них самих требуемых специалистов в абсолютном большинстве случаев или нет илиих не привлекают. Стоимость привлечения специалистов изза рубежа стоит от 2 до 1000 и более раз дороже. Поэтому объединение разрозненных усилий оставшихся российских специалистов в виртуальныенаучнотехнические предприятия является весьма перспективным.Можно сделать следующий вывод, что виртуальное предприятие является инновационной формой ведения бизнеса. Его экономический потенциал неоспорим. В настоящее время разработаны и успешно применяются на практике различные концепции организации виртуальных предприятийи соответствующие информационные системы для поддержки процессов коммуникации и координации. Основная проблема на пути создания виртуальных предприятий—уровень «прозрачности» бизнеса и степень доверия предприятий в формируемой виртуальной сети. Для предприятий малого и среднего бизнеса ощутимыми трудностями являются достаточно высокие требования к информационной оснащенности и внедрению соответствующихтехнологий. Тем не менее, развитие такого бизнесаявляется объективной тенденцией, соответствующей уровню развития современных рынков и сопутствующих технологических изменений.Литература: 1.
Катаев А.В. Виртуальные бизнесорганизации. –СПб.: Издво Политехнического университета, 2009. –120 с.
2.Уорнер, Витцель: Виртуальные организации. Новые формы ведения бизнеса в XXI веке, Издательство:Добрая книга,2005г. –296 с.
Antonenko Elena Vladimirovna,student Bryansk State University named after academician I.G. Petrovsky, Bryansk
Peculiarities of the functioning of virtual enterprises in modern conditions
Abstract.The article considers theproblems and peculiarities of the functioning of the new form of business virtual enterprises.Keywords:
virtual enterprise, the virtual environment, information and communication technologies.
Особенности функционирования виртуальных предприятий в современных условияхАннотация.В статьерассматриваются проблемы и особенности функционирования новой формы бизнеса –виртуальных предприятий.Ключевые слова:виртуальное предприятие, виртуальная среда, информационнокоммуникационные технологии.
В современной «информационной» экономике одним из ключевых факторов конкурентоспособности является скорость реакции на оперативные рыночные изменения. Развитие информационных технологий, изменения конкурентной ситуации на рынке и все более узкая специализация в сферах производства и услуг обусловливают появление новых форм ведения бизнеса. Одной из подобных форм являются виртуальные предприятия, все больше развивающиеся как за рубежом, так и в России. Виртуальные предприятия являются одной из новых организационных форм предприятий. На развитие новых форм организации и управления предприятием в большей степени повлияли такие тенденции развития современных рынков, как глобализация рынков, растущее значениекачестватовара, его цены и степени удовлетворения потребителей, повышение важности устойчивых отношений с потребителями (индивидуальными заказчиками), а также растущее значение степени применения новых информационных и коммуникационных технологий.Как известно, в 80 е годы основными направлениями совершенствования деятельности предприятий было тотальное управление качеством и применение минималистских стратегий, направленных на оптимальное управление различными ресурсами. В 90 е года основным лозунгом были принципы реинжиниринга бизнеспроцессов, направленные на переход от функциональных подразделений к бизнес процессам, состоящим из автономных междисциплинарных групп, ориентированных на более полное удовлетворение интересов заказчиков. К концу 90х годов и началу 21го века ключевой темой становится переход к виртуальным и сетевым принципам организации предприятий.Существует множество определений виртуального предприятия как сетевой организационной формы. Однако, с учетом особенностей практического функционирования таких структур, виртуальное предприятие можно определить как временную кооперационную сеть предприятий (организаций, отдельных коллективов и людей), обладающих ключевыми компетенциями для наилучшего выполнения рыночного заказа, базирующуюся на единой информационной системе.С маркетинговой точки зрения цель виртуального предприятия –получение прибыли благодаря максимальному удовлетворению нужд и потребностей потребителей в товарах (услугах) путём объединения ресурсов различных партнёров в единую систему. Виртуальные предприятия, как правило, ориентируются не на удовлетворение нужд и потребностей «усредненного» покупателя или сегмента рынка, а на удовлетворение индивидуальных запросов конкретных потребителей.С практической точки зрения традиционному предприятию, например, для разработки и выпуска нового товара на рынок требуется привлечение значительных ресурсов. В отличие от него виртуальное предприятие ищет новых партнёров, обладающих соответствующими рыночным потребностям ресурсами, знаниями и способностями, для совместной организации и реализации этой деятельности. При этом выбираются предприятия (организации, отдельные коллективы, люди), обладающие ключевыми ресурсами для достижения конкурентного преимущества на рынке.Следует подчеркнуть, что пространство виртуализации предприятий включает три основные категории явлений:−виртуальный рынок рынок товаров и услуг, существующий на основе коммуникационных и информационных возможностей глобальных сетей (Интернет);−виртуальная реальность, т. е. отображение и имитация реальных разработок и производства в кибернетическом пространстве, которое одновременно является и инструментом, и средой;−виртуальные (сетевые) организационные формы.Виртуальные предприятия характеризуются не только поставленными задачами, целями и функциями, но также распределением ролей и властных полномочий, способами коммуникации, правилами распределения прибыли и другими особенностями.
Можно выделить, с точки зрения типов управления, три вида виртуальных предприятий:−с централизованным типом управления, при котором участники действуют по поручению своих организаций, причем один из участников управляет процессом: уясняет задачу, выдает задания другим, обобщает результаты и принимает решение;−с распределенным типом управления, где знания и ресурсы распределяются между участниками, но сохраняется общий орган командного управления, принимающий решения в конфликтных ситуациях;−с децентрализованным типом управления, при котором все управленческие процессы осуществляются только за счет локальных взаимодействий между участниками.Виртуальное предприятие полностью ориентировано на заказчика, с точки зрения скорости выполнения заказа и полноты удовлетворения его
потребностей. Создание виртуального предприятия означает интеграцию уникального опыта, производственных возможностей и передовых технологий ряда предприятий для некоторого проекта, который они не могут выполнить в отдельности.Упрощенно функционирование виртуального предприятия возможно по нескольким сценариям. Суть первого в том, что виртуальное предприятие должно обеспечивать реализацию всего производственного цикла изделия. При этом портфель заказов может изменяться в короткие сроки, также как и состав участвующих в его выполнении организаций. Второй сценарий показывает функционирование виртуального предприятия на сетевом уровне и является более общим по сравнению с первым. В этом случае Интернет может использоваться как широкодоступная и сравнительно дешевая коммуникационная среда.С учетом выше сказанного, можно выделитьключевое достоинство виртуальных форм организаций: возможность выбирать и использовать наилучшие ресурсы, знания и способности с меньшими временными затратами.Из этогодостоинства и самой сетевой организации вытекают такие основные конкурентные преимущества виртуальных предприятий, как:−скорость выполнения рыночного заказа;возможность снижения совокупных затрат;−возможность более полного удовлетворения потребностей заказчика;−возможность гибкой адаптация к изменениям окружающей среды;−возможность снизить барьеры выхода на новые рынки. Проведенный анализ деятельности виртуальных предприятий показал, что основными характеристиками виртуальной формы организации являются:−открытая распределенная структура;гибкость;−приоритет горизонтальных связей;−автономность и узкая специализация членов сети;−высокий статус информационных и кадровых средств интеграции.Наряду с перечисленными выше достоинствами, виртуальныепредприятия обладают и некоторыми недостатками, точнее, слабыми местами: чрезмерная экономическая зависимость от партнеров, что связано с узкой специализацией членов сети; практическое отсутствие социальной и материальной поддержки своих партнеров вследствие отказа от классических долгосрочных договорных форм и обычных трудовых отношений; опасность чрезмерного усложнения, вытекающая, в частности, из разнородности членов предприятия, неясности в отношении членства в ней, открытости сетей, динамики самоорганизации, неопределенности в планировании для членов виртуального предприятия.Интернет с каждым днем все больше и больше проникает в нашу жизнь, регулируя почти все общественные отношения. На основании этого факта организация должна понимать, что ее деятельность будет успешной только тогда, когда ее структура частично станет виртуальной. Это поможет организации быстро реагировать на стремительное изменение внешней среды, проникать во все сферы рынка, в том числе и на международном уровне, а также экономить на помещениях, привлечении дополнительных сотрудниках и т.д. С помощью передовых технологий организации смогут достичь небывалых высот своего развития.Наиболее яркими примерами практической реализации идей виртуального предприятия в компьютерном бизнесе служат объединение усилий фирм Apple и Sony при работе над проектом Powerbook, а также партнерство компаний AT&T, Marubeni Matsushita при проектировании компьютера (notebook) Safari. Другим классическим примером виртуального предприятия является европейский консорциум AIRBUS Industries, производящий аэробусы A310, и др.Таким образом,создание виртуальных предприятий является весьма перспективным для российской ситуации, особенно в связи со снижением потенциала в технической сфере.
В этом направлении приходится объединять усилия осколков бывших крупных и мощных научнотехнических коллективов для решения практических и научных задач. Зачастую уже многие их решить не могут без поворота головы в сторону Запада. При этом общая ситуация такая. Около 50% проблем (это по количеству, а не по деньгам) можно решить, купив готовую разработку или продукцию у нас или на Западе. А вот другие 50% придется разрабатывать самим предприятиям, причем у них самих требуемых специалистов в абсолютном большинстве случаев или нет илиих не привлекают. Стоимость привлечения специалистов изза рубежа стоит от 2 до 1000 и более раз дороже. Поэтому объединение разрозненных усилий оставшихся российских специалистов в виртуальныенаучнотехнические предприятия является весьма перспективным.Можно сделать следующий вывод, что виртуальное предприятие является инновационной формой ведения бизнеса. Его экономический потенциал неоспорим. В настоящее время разработаны и успешно применяются на практике различные концепции организации виртуальных предприятийи соответствующие информационные системы для поддержки процессов коммуникации и координации. Основная проблема на пути создания виртуальных предприятий—уровень «прозрачности» бизнеса и степень доверия предприятий в формируемой виртуальной сети. Для предприятий малого и среднего бизнеса ощутимыми трудностями являются достаточно высокие требования к информационной оснащенности и внедрению соответствующихтехнологий. Тем не менее, развитие такого бизнесаявляется объективной тенденцией, соответствующей уровню развития современных рынков и сопутствующих технологических изменений.Литература: 1.
Катаев А.В. Виртуальные бизнесорганизации. –СПб.: Издво Политехнического университета, 2009. –120 с.
2.Уорнер, Витцель: Виртуальные организации. Новые формы ведения бизнеса в XXI веке, Издательство:Добрая книга,2005г. –296 с.
Antonenko Elena Vladimirovna,student Bryansk State University named after academician I.G. Petrovsky, Bryansk
Peculiarities of the functioning of virtual enterprises in modern conditions
Abstract.The article considers theproblems and peculiarities of the functioning of the new form of business virtual enterprises.Keywords:
virtual enterprise, the virtual environment, information and communication technologies.