Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении английского языка с использованием информационных технологий.

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Джалалова Г. П. Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении английского языка с использованием информационных технологий. // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 2371–2375. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53477.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы процесса активизации познавательной деятельности учащихся при изучении английского языка на основе информационных технологий, включающие основные их функции. Предлагается технология использования авторского электронного – словаря по английскому языку.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
1

Джалалова Гюлпери ПашаевнаМагистрантФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет» математический факультет, г. Махачкалаgdzhalalova@mail.ruАКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙАннотация.В статье рассматриваются вопросы процесса активизациипознавательной деятельности учащихся при изучении английского языка на основе информационных технологий, включающие основные их функции. Предлагается технология

использования авторского электронного–словаряпо английскому языку.Ключевые слова: активизация познавательной деятельности,информационные технологии, электронный словарь.

Обучение является самым важным и надежным способ получения систематического образования. Отражая все существенные свойства педагогического процесса направленность на всестороннее развитие личности, единство содержательной и процессуальной сторон, обучение в то же время имеет и специфические качественные отличия.Будучи сложным и многогранным обучение есть не что иное, как специфический процесс познания, управляемый педагогом. Следует отметить, что именно направляющая роль учителя обеспечивает полноценное усвоение учащимися знаний, умений и навыков, развитие творческих способностей и умственных силучащихся, то есть организовать их познавательную деятельность.Познавательная деятельность –это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений, а также путем выполнения различных предметнопрактических действий в учебном процессе (экспериментирование, конструирование, решение исследовательских задач и т.д.). Однако, следует отметить, чтотолько в процессе обучения познание приобретает четкое оформление в особой, присущей только человеку учебнопознавательной деятельности или учении[1].Известно, что обучение основывается на вербально

деятельностном подходе и всегда происходит в общении. Слово одновременно является средством выражения и познания сущности изучаемого явления, орудием коммуникации и организации практической познавательной деятельности учащихся.

Как и всякий другой процесс, обучение связано с движением и как целостный педагогический процесс, имеет задачную структуру, а следовательно, и движение в процессе обучения идет от решения одной учебной задачик другой, продвигая учащегося по пути познания: от незнания к знанию, то неполного знания к более полному и точному. Обучение не сводится к механической «передаче» знаний, умений и навыков, т.к. обучение является двусторонним процессом, в котором тесно взаимодействуют педагоги и учащиеся: преподавание и учение.Отношение, к процессу обучения, у учащихся обычно характеризуется активностью. Активность определяет степень «соприкосновения» обучаемого с предметом его деятельности.Рассмотрим структуруактивности, в котором авторы [2] выделяют следующие компоненты:

готовность выполнять учебные задания;

систематичность обучения;

сознательность выполнения заданий;2

стремление к самостоятельной деятельности;

стремление повысить свой личный уровеньидругие.Непосредственно сактивностью сопрягается еще одна важная сторона мотивации учащихся это самостоятельность, связаннаяс определением объекта, средств деятельности, её осуществления самим учащимся без помощи взрослых и учителей. Познавательная активность и самостоятельность неотделимы друг от друга:

недостаточная собственная активность учащегося ставит его в зависимость от других и лишает самостоятельности;

более активные школьники, как правило, и более самостоятельные.Следовательно, управление активностью учащихся традиционно называют активизацией. Активизацию можно определить как постоянно текущий процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной и стереотипной деятельности, спада и застоя в умственной работе. Основнойцелью активизации являетсяформирование активности учащихся иповышение качества учебновоспитательного процесса [3].В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них разнообразие средств, форм, методовобучения ивыбор таких их сочетаний, которые в определенных возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся.Как отмечает автор [4] И. Г. Захарова, наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых учащиеся должны:принимать участие в обсуждениях и дискуссиях;ставить вопросы своим товарищам и учителям;отстаивать свое мнение;оценивать ответыи письменные работы товарищей;заниматься обучением отстающих;самостоятельно выбирать посильное задание;объяснять более слабым учащимся непонятный материал;находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы);создавать ситуации самопроверки, а такжеанализа личных познавательных и практических действий;решать познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения.Использованиеинформационных технологий(ИТ)для активизации познавательной деятельности учащихся может происходить на различных этапах уроков:

при знакомстве с новым материалом;

при закреплениипройденного материала;

на вводных уроках;

для внеклассной работы.

Т.Г. Везиров в работе[5] рассматривает познавательную деятельность магистров с использованием ИТ, который реализуется в процессе формированияих проектной компетенции. Анализ литературы позволил нам систему применения ИТ в процессе обучения с целью активизации познавательной деятельности учащихсяразделить на несколько этапов:1 этап–подготовительный;Выявление учебного материала, требующего компьютерной подачи:1.анализ тематического планирования;2.анализ образовательной программы;3

3. выбор тем;4. выбор типа урока;5. выявление особенностей материала данной темы.2 этап –созидательный;Подбор и создание ИТ:1. подбор готовых образовательных медиаресурсов;2. создание собственного продукта (тренирующего или контролирующего и др.).3 этап –реализационный.Применение ИТ:1. применение на уроках разных типов;2. применение во внеклассной работе по предметам;3. применение при руководстве научноисследовательской работы.4 этап –мониторинговый.Анализ эффективности использования ИТ:1. изучение динамики результатов;2. отслеживание рейтинга по предмету.Исходя из выше сказанного,считаем, что с целью активизации познавательного интереса учащихся, развития устойчивых внутренних стимулов целесообразно использовать на уроках информационные технологии.Известно, что впоследние годы все чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в изучениианглийского языка. Хотимотметить, что это не только использование новых технических средствобучения, но и новые методы и формы преподавания и новый подход к процессу изучения английского языка.Так как, XXI век это веком полиглотов, следует признатьследующий факт:необходимым условием образованности и фактором,котороесущественно влияет,на успешное продвижение в разных сферах деятельности в новом постиндустриальном обществе становится, знание даже неодного, а нескольких иностранных языков. Следуетотметить, что знаниеиностранных языков и ИТ–основныетребования куровню и качеству образования специалиста в современном обществе.Всемирная сеть Интернетэто выход в мировое пространство, а такжевозможность получить информациюиз ведущихобразовательных и научных центров, виртуальных библиотек, цифровых образовательных ресурсови возможностьобщения с носителями языка. И для того,чтобы все эти возможности стали реальностью, необходимо практическое владение иностранным языком ив первую очередь, английскимязыком. Так как,

меняется целеполагание общего среднего образования, котороесвязаннос новыми условиями развития общества, основной целью изученияанглийского языкаявляется формирование и развитие коммуникативной культуры школьников,иобучение практическому овладению английскимязыком[6].По мнению Е.С. Полат, задача учителя состоит в том,чтобы создать условияпрактического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, свое творчество. Задача учителя –активизировать познавательнуюдеятельность учащегося в процессеобучения английским языком. Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, использование новых ИТ, уроки в форме презентаций Microsoft Power Point[7].

Использование новых ИТ, в процессе изучения английского языка очень актуально. Оно способствует активизации познавательной деятельности учащихся, стимулирует и развивает процессы: память, мышление, восприятие.

4

Кроме того, на уроках английского языка с помощью ИТможно решать целый ряд дидактических задач:пополнять словарный запас учащихся;совершенствовать умения письменной речи школьников; формировать у школьников устойчивую мотивацию к изучению английского языка.Новизнаиспользования новых ИТ в изучении английского языка состоит в том, чтоинформационные технологииспособствуютзначительному повышениюмотивации обучения английскому языку путем использования в упражнениях кроссвордов, рисунков,презентаций, одним словомнепосредственная работана компьютере. Следовательно,компьютернаясреда, соединяясь с конкретной учебной задачей, позволяет ученикулегче и быстрее усваивать материал. Интегрирование обычного урокас компьютеромпозволяет учителюпереложить часть своей работына компьютер, делая при этом процесс изучения английского языка более интересным и интенсивным. При этом компьютер не заменяет учителя,а только дополняет его. Подбор обучающих программ зависит, прежде всего, от текущего учебного материала, уровня подготовки обучаемых и их способностей. Работа с компьютером не только способствует повышению интересак учебе, но и дает возможность регулировать предъявление учебных задач по степени трудности, поощрение правильных решений. Данная форма проведения компьютерных уроков английского языка всегда вызывает большой интерес среди учащихся.Преимуществом использования ИТявляется перенос центра тяжести с вербальных методов обучения на методы поисковой и творческой деятельности учителя и учащихся, которые помогают активно воздействовать на формирование и развитие языковой компетенции учащихся, навыков аудирования, говорения, чтения, совершенствование письменной речи, воспитание творческой, социальноактивной личности [8].Итак, назовем наиболее часто используемым элементы ИТ в учебном процессе: электронные учебники и пособия; интерактивные доски; электронные словари и справочники; тренажеры и программы тестирования;образовательные ресурсы Интернета;видео и аудиотехника; научноисследовательские работы и проекты. В настоящее время в школах появилась возможность активно использовать ИТв изучении английского языка,и это связаннос появлениеммультимедиалингафонного кабинета английского языка, оснащенного компьютерами, мультимедийным проектором, экраноми Интернетом[9].Хотелось бы более подробно рассмотреть назначение и возможности электронного словаря английского языка.

Электронный словарь дает возможность освоить учебный материал с помощью специальной системы упражнений и соединяет в себе функции поиска интересующей информации,а такжедемонстрации языковых закономерностей.

Эффективное использование электронных onlineсловарей дает возможность

перевода не одной словарной единицы, а сразу некоторого их количества. Бесспорно, что возможность использования практически любого словарячерез Интернет экономит время, силы,и,конечно же,способствует творческой работе учащегося.5

Чаще всего мы используем следующие словари:“Промпт” (осуществляет перевод предложений с русского на английский и с английского на русский);“Словарь Мюллера” (новая редакция англорусского словаря, содержит около 160000 слов); “AlternativeEnglishDictionary”(постоянно обновляющийся словарь английского сленга); “ NewWordsinEnglish” (словарь неологизмов английского языка).Хотимотметить, что применение электронных словарей, в учебном процессе делает материал ярким, убедительным и способствует интенсификации процесса его усвоения. Для правильного восприятия написанного слова приводится транскрипция. Кроме того все современные электронные словари используют звуковые средства мультимедийных персональных компьютеров для воспроизведения правильности произношения. Например: Cybernetics–[saibə’netiks] –кибернетика Нами разработан электронный словарь, который позволяетвывестина монитор компьютера “график” произношенияанглийских слов. На рисунках 1и 2 мы предлагаем графики произношения данного словас эталоном электронного словаря.







Рис.1.Правильный вариант произношенияслова «cybernetics»с использованием электронного словаря



Рис.2.Вариант произношения слова «cybernetics» учеником

Сравнивая правильный вариант слова и вариант произношения слова самим учеником, он видит, на каком участке произношения у него ошибки или несоответствия, что позволяет ему достичь правильного результата. Для организации такого метода обучения нам необходимо следующие мультимедиа технологии: компьютер, микрофон, наушники и плюс ко всему этому определенная программная среда.Отметим, что использование электронных словарей помогают реализовать личностноориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей, их уровня обученности. Формы работы с использованием электронных словарей на уроках английского языка включают: изучение лексики, отработку произношения, отработку грамматических явлений.Следовательно, использование новых ИТв изучении английского языкав школеявляется одним из важнейших аспектов совершенствования и активизации учебного

h

t

h



t6

процессаучащихся, позволяющих разнообразить формы работы исделать урок интересным и запоминающимся для учащихся.Однако очень важно, чтобы эта занимательность нестала превалирующим фактором, чтобы она не заслоняла учебные цели. Таким образом, среди всех технических средств обучения английскомуязыку, являющихся органическим компонентом учебного процесса, компьютер оказывает значительное воздействие на ход изучения английского языка. И сегодня компьютер становитсямощным «катализатором»в системе обучения английского языка.Литература.1.ТуличкинаЕ. А. Проблемы педагогического процесса с информационной точки зрения // Педагогическая информатика, 2003. 2.ТрайневВ. А. Информационные коммуникационные педагогические технологии : учеб. пособие / В. А. Трайнев, И. В. Трайнев. 3е изд. М.: изд.торг.корпорация Дашков и К0, 2007.3.Журнал «Школьные технологии» 2003 –2005 г4.ЗахароваИ. Г. Информационные технологии в образовании: учеб. пособие для студ. высш. педагх учеб. заведений / И. Г. Захарова. М.: Академия, 2005.5.Везиров Т.Г. Информационные и коммуникационные технологии в формировании проектной компетенции магистров педагогического образования// Вестник университета (ГУУ). –М., 2012. №10. –С. 268271.

6.Методика обучения иностранному языку в средней школе. СП, 2005.7.Альбрехт К.Н. Использование ИКТ на уроках английского языка // Электронный научный журнал Информационнокоммуникационные технологии в педагогическом образовании. –2010. http://journal.kuzspa.ru/articles/45/ 8.Ткачев В.О. Применение компьютерных технологийна уроках английского языка. АЯШ, №3, 2005.9.Щукин А.Н.Современные методы и технологии обучения иностранным языкам: Учебное пособие. –М.: Филоматис, 2008.

Dzhalalova Gulperi PashayevnaUndergraduate FGBOU of VPO "Dagestan State Tichen’sUniversity" mathematic faculty, Makhachkalagdzhalalova@mail.ruACTIVIZATION OF COGNITIVE ACTIVITY OF PUPILS BY STUDYING ENGLISH WITH USING OF INFORMATION TECHNOLOGIESAbstract. In the article are considered questions conducting to activization of cognitive activity of pupils by studying English on base of information technologies including their main functions. The technology of use author's electronic –the dictionary on English is offered.Keywords: activizationcognitive activity, information technologies, electronic dictionary .