Некоторые проблемы применения Закона РФ «О защите прав потребителей»
Выпуск:
ART 53479
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Девадзе
Т.
Б. Некоторые проблемы применения Закона РФ «О защите прав потребителей» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2013. – Т. 3. – С.
2381–2385. – URL:
http://e-koncept.ru/2013/53479.htm.
Аннотация. В статье анализируется действующее состояние российского
потребительского права и дается ретроспектива этого вопроса; выдвигается ряд предложений по модернизации законодательства в сфере защиты прав потребителей.
Ключевые слова:
законодательство о защите прав потребителей, потребительское право, права потребителя
Текст статьи
Девадзе ТеонаБадриевнаСтудентка 4 курса юридического факультета НЧОУ ВПО «Южный институт менеджмента» г.Краснодарemail: esimatova@yandex.ruНекоторые проблемы применения Закона РФ «О защите прав потребителей»Аннотация: в статье анализируется действующее состояние российского потребительского права и дается ретроспектива этого вопроса; выдвигается ряд предложений по модернизации законодательства в сфере защиты прав потребителей.Ключевые слова: законодательство о защите прав потребителей; потребительское право; права потребителя.
Институт защиты прав потребителей в мировой практике не является новым. Возникновение потребительского движения относится к концу XIXвека, а первые законы, направленные на защитуохране прав потребителей,появились во многихразвитыхстранах еще в 70егодыXXвека.Объяснить столь стремительный рост потребительского движения можно объяснить тем, что люди вступают в разнообразные правовые отношения: покупая товар в магазине –заключают договор куплипродажи, заходя в лифт –пользуются коммунальными услугами, отправляясь в путешествие –заключают договор перевозки и т.д.Но являясь слабым звеном в цепочке выстраиваемых правоотношений, именно потребитель нуждается в дополнительной правовой защите, поскольку в условиях нестабильной рыночной экономики предприятия торговли, производители, исполнители работ и услуг часто пытаются навязать гражданамвыгодные для себя условия приобретения товаров и услуг, зачастую превращающиеся в кабальные. Более того, нередки случаи того, что существенная часть реализуемыхтоваров, работ, услугоказывается низкого качества, вплоть до возникновения реальной угрозы жизни и здоровью населения. Именно поэтому каждому потребителю необходима государственная поддержка.Базой гражданского законодательства в России, регламентировавшего права потребителей на заре формирования движения в их защиту,служили нормы актов кодифицированного гражданского законодательства. В основном их роль сводилась к регламентацииобязанностейи ответственностисубъектов договорных отношений с участием граждан. Так, согласно п.п. 1, 3,4 ст. 77 Основ гражданского законодательства СССР и республик утвержденного Верховным советом СССР 31 мая 1991 года N2211I, и ст. 246 ГражданскогоКодексаРСФСР от 11.06.1964 года покупатель, которому продана вещь ненадлежащего качества, был вправе по своему выбору требовать, если продавец не оговорил ее недостатки при продаже, замены вещи вещью надлежащего качества, безвозмездного устранения недостатков или возмещения расходов покупателя на их исправление, либо соразмерного уменьшения покупной цены[1]. [2]. [11.С.54]. Существовала возможность досрочного расторжения договора по инициативе потребителя, при условии возврата вещи продавцу, подразумевая при этом возврата уплаченной суммы. Более того, если удовлетворение таких требований не покрывало убытковгражданина, он был вправе требовать их возмещения. Следует отметить также и положения ст.ст. 294, 367 Гражданского Кодекса РСФСР, объявлявшие недействительными условия договоров бытового проката и заказа, которые могли бы ограничить права потребителя по сравнению с типовыми договорами.Несмотря на перечисленные позитивные моменты, действовавшее на тот момент законодательство не подразумевало собственно охрану прав потребителей, поскольку выступало в качестве общей правовой базыи не были рассчитаноисключительнона отношения с потребителями. В рассматриваемых нормах не затрагивалась сфера взаимоотношений гражданс экономически более сильными организациями сферы обслуживания и иными подобными контрагентами, что в свою очередь создавало факторы, способствующиенавязываниюгражданамне пользующихся спросом товаров, принудительного ассортимента услуг, высоких цен и т. д.Таким образом, традиционное гражданское законодательство не было рассчитано на целенаправленную потребительскую защиту, что предопределило существеннуюнеобходимость в создании и развитии специального законодательства о защите прав потребителей,чьей задаче выступило бы обеспечение приоритетаинтересов гражданв их взаимоотношениях с контрагентами[11.C.65].Вот почему принятие Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992г. N 23001 "О защите прав потребителей",регулирующего исключительноотношения, возникающие между потребителями и их контрагентамипри продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), стало революционным прорывом в развитии российского потребительского законодательства. Более того, указанный Закон устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья,имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав[4].Тем не менее, следует отметить, что действующее российское потребительское законодательство не исчерпывается упомянутым выше Законом «О защите прав потребителей» и Гражданским Кодексом Российской Федерации. Это целая группа нормативных актов, как законов, так и постановлений правительства, напрямую затрагивающих интересы потребителей[10.C.41]. Среди них следует назвать иФедеральный закон "О техническомрегулировании" от 27.12.2002 N 184ФЗ,который содержит нормы о стандартизации и сертификации товаров и услуг; Федеральный закон "О рекламе" от
13.03.2006 N 38ФЗ содержит нормы, которыми регулируется реклама как способ распространения информации о товарах и услугах; Закон Российской Федерации «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 02.01.2000 N29ФЗ, нормы которого определяют требования к обеспечению качества и безопасности пищевых продуктов, материалов при их изготовлении, расфасовке, упаковке, маркировке, хранении, перевозке и реализации, а также порядок государственного регулирования, надзора и контроля в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктови некоторые другие[5][6][7][8.C.77].Характеризуя потребительское законодательство России в целом, следует заметить, что основное требование к таким нормативным актамсводитсяк тому, что эти акты не должны содержать норм, противоречащих собственно Закону «Озащите прав потребителей»и не должны снижать гарантий прав потребителей, уже предусмотренных действующим гражданским законодательством. В целях обеспечения данного положения существуетпрямой запрет передавать органам исполнительной власти право принимать нормативные акты, затрагивающие интересы потребителей, что в свою очередь означать исключительную компетенцию Правительства РФ по принятию правил и инструкций, регулирующихотношения с участием гражданпотребителей.Там, где действуют несколько нормативных актов, неизбежно возникает вопрос об их соотношении. По общему правилу, более поздний закон отменяет предыдущий, а специальный закон имеет преимущество перед общим. Гражданский кодекс общий закон и должен применяться лишь в той части, в которой не противоречит Закону РФ «О защите прав потребителей». Но поскольку вторая часть Гражданского Кодекса РФ была принята позже, чем Закон РФ «О защите прав потребителей», она, как более поздний закон, имеет преимущественную силу. Законодатель предусмотрел,что в дополнение к правам, предоставленным Гражданским Кодексом РФ, потребитель пользуется также правами, предоставленными ему Законом РФ «О защите прав потребителей». Таким образом, Гражданский Кодекс РФ и рассматриваемый Закон действуют в комплексе и дополняют друг друга. Как было сказано выше, Закон РФ "О защите прав потребителей" регулируетименноотношения, возникающие между потребителями и их контрагентамипри продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг.Рассматриваемый Закон появился только в 1992г., тем не менее, анализ зарубежного опыта в этой сферепоказывает, что в Европе многие потребительские законы, появившись ещев 70е годы XXвека, не изменились и существуют до сих пор.Процессразвития рыночного общества и соответствующихотношений предопределил необходимость в изменении трактовки понятия «потребитель» и перенесение экономической категории «потребление» в правовое регулирование гражданского оборота. Анализ самого термина«потребитель»позволяет судить о том, его смысловая нагрузка увеличивается с развитием действующего законодательства.На момент принятия Закона «Озащите прав потребителей»международная практика по потребительскомузаконодательству уже сложилась. Учесть хотя бы Руководящие принципы для защиты интересов потребителей, одобренныеГенеральной Ассамблеей ООН в качестве резолюции №39/248 от 09.04.1986 года. Таким образом, российскому законодателю было в известном смысле легче выбрать нормы, которые действовали бы нашей системе. Но зачастуюнекоторые нормы, необходимые дляправовой защиты граждан, вводятся уже после возникновения нарушения, а не предупреждают их, в силу чего не утрачивает своей актуальности вопрос дальнейшего реформирования потребительского законодательства РФ.Анализ судебной практики показывает, что законодательство в сфере защиты прав потребителей имеет множество пробелов, что приводит к усугублению законных прав и интересов потребителягражданина, в отличии, например, от западных стран с устоявшимся законодательством в данной области.В силу описанного выше, полагаем, что нижеследующие предложениямогли бы найтисвой отклик у законодателя.Действующий Закон«О защите прав потребителей»содержит много норм отсылочного характера, что во многом затрудняет их применение на практике. В силу этого, не вызывает сомнения необходимость раскрывать определенные условиянепосредственно в тексте самого Закона. Так, например, из содержания п.1 ст. 18 Закона следует, что в отношении технически сложных товаров требования потребителя о замене товара и расторжении договора куплипродажи, подлежат удовлетворению в случае обнаружения в товарах существенных недостатков. При этом перечень таких товаров утверждается Правительством РФ. На наш взгляд, наличие специальной нормы, устанавливающей критерии такого технически сложного товара, во многом предупредила потенциальные сложности правоприменения.В действующем Законе «О защите прав потребителей» также довольно часто говорится о «необходимой информации», которая в обязательном порядке должна предоставляться потребителю. Однако, нет ни понятия такой информации, ни ее четких критериев,что в свою очередь также порождает определенные сложности в применении положений Закона на практике. Было бы разумнымвнести вЗакон соответствующее правило, которое регламентировалообязательную информацию, которая непременно должна предоставляться потребителю.Особое внимание необходимо уделять вопросам правовой культуры, какпотребителя, так и его контрагента, поскольку понятия «потребитель», «потребление» неразрывно связано с необходимостью в удовлетворении потребностей участников гражданского оборота.До недавнего времени для комиссионных магазинов являлось правило, согласно которому в отношении товара, купленного в комиссионном магазине и имеющего недостатки, требования о безвозмездном устранении недостатков или возмещения расходов на их исправление,а также о замене на товар аналогичной марки может быть удовлетворенно лишь с согласия продавца. Однако в Законе «Озащите прав потребителей» таких ограничений на настоящий момент уже нет, что порождает необходимость приведения в соответствие конкретных актов Правительства РФ, регулирующих комиссионную торговлю.При урегулировании положения о гарантийном (безвозмездном) ремонте согласно п. 6. ст. 5. Закона « О защите прав потребителей» возникает опротиворечие рассматриваемой нормы со ст. 487 ГК РФ, так какв ней не предусмотрены понятия как комплектность и комплект товара. В связи с этим предлагается ввести в ст. 487 ГК РФ такие понятия как комплект и комплектность товара, дабыурегулировать правовое положение об «объеме товара».В заключении выражаем надежду на то, что предлагаемые изменения в потребительском законодательстве всетаки будут внесены в обозримом будущем, что позволит более эффективно защищать права потребителя.
Список литературы1.Основыгражданского законодательства СССР и республик утв.Верховным советом СССР 31 мая 1991 года N 2211I// ВедомостиВС СССР от 26 июня 1991 г., N 26, ст. 733.2. Гражданский Кодекс РСФСР, утв. ВС РСФСР 11.06.1964// Ведомости ВС РСФСР, 1964, N 24, ст. 407.3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14ФЗ (ред. от 14.06.2012)//Собрание законодательства РФ, 29.01.1996, N 5, ст. 410,4. Закон РФ от 07.02.1992 N 23001 (ред. от 28.07.2012) "О защите прав потребителей" // Собрание законодательства РФ, 15.01.1996, N 3, ст. 140.5. Федеральный закон от 02.01.2000 N 29ФЗ (ред. от 19.07.2011) "О качестве и безопасности пищевых продуктов"//Собрание законодательства РФ, 10.01.2000, N 2, ст. 150.6. Федеральный закон от 13.03.2006 N 38ФЗ (ред. от 28.07.2012) "О рекламе" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2013) // Российская газета, N 51, 15.03.2006,7. Федеральный закон от 27.12.2002 N 184ФЗ (ред. от 03.12.2012) "О техническом регулировании" // Собрание законодательства РФ, 30.12.2002, N 52 (ч. 1), ст. 5140.8. Долбин А.С. Защита правпотребителей: Учебнопрактическое пособие. –М.: ИВЦ «Маркетинг», 2007. –159 с.9. Корнилов Э.Г. Гражданскопроцессуальные проблемы защиты прав потребителей. // Хозяйство и право. –М., 1999. №11. –С.3743.10. Комментарий к Закону РФ «О защите прав потребителей» / Под общей ред. М.Ю. Челышева. –М., 2012. –122 с.11. Эрделевский А.М. Комментарий к Закону Российской Федерации «О защите прав потребителей». –М.: Юрист, 2003. –382 с.
Devadze Teona BadrievnaStudent of 4th year education, law faculty,UPEO HPE “Southern Institute of management”email: esimatova@yandex.ruSome problems of application of Russian Federation Act “About protection of consumer rights”Annotation: present Russian consumer law is analyzed in article together with a retrospective review; there are some suggestion adduced for enhancement to protect the consumer rights.Key words: legislation of protection the consumer rights; consumer legislation, rights of consumer
Институт защиты прав потребителей в мировой практике не является новым. Возникновение потребительского движения относится к концу XIXвека, а первые законы, направленные на защитуохране прав потребителей,появились во многихразвитыхстранах еще в 70егодыXXвека.Объяснить столь стремительный рост потребительского движения можно объяснить тем, что люди вступают в разнообразные правовые отношения: покупая товар в магазине –заключают договор куплипродажи, заходя в лифт –пользуются коммунальными услугами, отправляясь в путешествие –заключают договор перевозки и т.д.Но являясь слабым звеном в цепочке выстраиваемых правоотношений, именно потребитель нуждается в дополнительной правовой защите, поскольку в условиях нестабильной рыночной экономики предприятия торговли, производители, исполнители работ и услуг часто пытаются навязать гражданамвыгодные для себя условия приобретения товаров и услуг, зачастую превращающиеся в кабальные. Более того, нередки случаи того, что существенная часть реализуемыхтоваров, работ, услугоказывается низкого качества, вплоть до возникновения реальной угрозы жизни и здоровью населения. Именно поэтому каждому потребителю необходима государственная поддержка.Базой гражданского законодательства в России, регламентировавшего права потребителей на заре формирования движения в их защиту,служили нормы актов кодифицированного гражданского законодательства. В основном их роль сводилась к регламентацииобязанностейи ответственностисубъектов договорных отношений с участием граждан. Так, согласно п.п. 1, 3,4 ст. 77 Основ гражданского законодательства СССР и республик утвержденного Верховным советом СССР 31 мая 1991 года N2211I, и ст. 246 ГражданскогоКодексаРСФСР от 11.06.1964 года покупатель, которому продана вещь ненадлежащего качества, был вправе по своему выбору требовать, если продавец не оговорил ее недостатки при продаже, замены вещи вещью надлежащего качества, безвозмездного устранения недостатков или возмещения расходов покупателя на их исправление, либо соразмерного уменьшения покупной цены[1]. [2]. [11.С.54]. Существовала возможность досрочного расторжения договора по инициативе потребителя, при условии возврата вещи продавцу, подразумевая при этом возврата уплаченной суммы. Более того, если удовлетворение таких требований не покрывало убытковгражданина, он был вправе требовать их возмещения. Следует отметить также и положения ст.ст. 294, 367 Гражданского Кодекса РСФСР, объявлявшие недействительными условия договоров бытового проката и заказа, которые могли бы ограничить права потребителя по сравнению с типовыми договорами.Несмотря на перечисленные позитивные моменты, действовавшее на тот момент законодательство не подразумевало собственно охрану прав потребителей, поскольку выступало в качестве общей правовой базыи не были рассчитаноисключительнона отношения с потребителями. В рассматриваемых нормах не затрагивалась сфера взаимоотношений гражданс экономически более сильными организациями сферы обслуживания и иными подобными контрагентами, что в свою очередь создавало факторы, способствующиенавязываниюгражданамне пользующихся спросом товаров, принудительного ассортимента услуг, высоких цен и т. д.Таким образом, традиционное гражданское законодательство не было рассчитано на целенаправленную потребительскую защиту, что предопределило существеннуюнеобходимость в создании и развитии специального законодательства о защите прав потребителей,чьей задаче выступило бы обеспечение приоритетаинтересов гражданв их взаимоотношениях с контрагентами[11.C.65].Вот почему принятие Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992г. N 23001 "О защите прав потребителей",регулирующего исключительноотношения, возникающие между потребителями и их контрагентамипри продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), стало революционным прорывом в развитии российского потребительского законодательства. Более того, указанный Закон устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья,имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав[4].Тем не менее, следует отметить, что действующее российское потребительское законодательство не исчерпывается упомянутым выше Законом «О защите прав потребителей» и Гражданским Кодексом Российской Федерации. Это целая группа нормативных актов, как законов, так и постановлений правительства, напрямую затрагивающих интересы потребителей[10.C.41]. Среди них следует назвать иФедеральный закон "О техническомрегулировании" от 27.12.2002 N 184ФЗ,который содержит нормы о стандартизации и сертификации товаров и услуг; Федеральный закон "О рекламе" от
13.03.2006 N 38ФЗ содержит нормы, которыми регулируется реклама как способ распространения информации о товарах и услугах; Закон Российской Федерации «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 02.01.2000 N29ФЗ, нормы которого определяют требования к обеспечению качества и безопасности пищевых продуктов, материалов при их изготовлении, расфасовке, упаковке, маркировке, хранении, перевозке и реализации, а также порядок государственного регулирования, надзора и контроля в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктови некоторые другие[5][6][7][8.C.77].Характеризуя потребительское законодательство России в целом, следует заметить, что основное требование к таким нормативным актамсводитсяк тому, что эти акты не должны содержать норм, противоречащих собственно Закону «Озащите прав потребителей»и не должны снижать гарантий прав потребителей, уже предусмотренных действующим гражданским законодательством. В целях обеспечения данного положения существуетпрямой запрет передавать органам исполнительной власти право принимать нормативные акты, затрагивающие интересы потребителей, что в свою очередь означать исключительную компетенцию Правительства РФ по принятию правил и инструкций, регулирующихотношения с участием гражданпотребителей.Там, где действуют несколько нормативных актов, неизбежно возникает вопрос об их соотношении. По общему правилу, более поздний закон отменяет предыдущий, а специальный закон имеет преимущество перед общим. Гражданский кодекс общий закон и должен применяться лишь в той части, в которой не противоречит Закону РФ «О защите прав потребителей». Но поскольку вторая часть Гражданского Кодекса РФ была принята позже, чем Закон РФ «О защите прав потребителей», она, как более поздний закон, имеет преимущественную силу. Законодатель предусмотрел,что в дополнение к правам, предоставленным Гражданским Кодексом РФ, потребитель пользуется также правами, предоставленными ему Законом РФ «О защите прав потребителей». Таким образом, Гражданский Кодекс РФ и рассматриваемый Закон действуют в комплексе и дополняют друг друга. Как было сказано выше, Закон РФ "О защите прав потребителей" регулируетименноотношения, возникающие между потребителями и их контрагентамипри продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг.Рассматриваемый Закон появился только в 1992г., тем не менее, анализ зарубежного опыта в этой сферепоказывает, что в Европе многие потребительские законы, появившись ещев 70е годы XXвека, не изменились и существуют до сих пор.Процессразвития рыночного общества и соответствующихотношений предопределил необходимость в изменении трактовки понятия «потребитель» и перенесение экономической категории «потребление» в правовое регулирование гражданского оборота. Анализ самого термина«потребитель»позволяет судить о том, его смысловая нагрузка увеличивается с развитием действующего законодательства.На момент принятия Закона «Озащите прав потребителей»международная практика по потребительскомузаконодательству уже сложилась. Учесть хотя бы Руководящие принципы для защиты интересов потребителей, одобренныеГенеральной Ассамблеей ООН в качестве резолюции №39/248 от 09.04.1986 года. Таким образом, российскому законодателю было в известном смысле легче выбрать нормы, которые действовали бы нашей системе. Но зачастуюнекоторые нормы, необходимые дляправовой защиты граждан, вводятся уже после возникновения нарушения, а не предупреждают их, в силу чего не утрачивает своей актуальности вопрос дальнейшего реформирования потребительского законодательства РФ.Анализ судебной практики показывает, что законодательство в сфере защиты прав потребителей имеет множество пробелов, что приводит к усугублению законных прав и интересов потребителягражданина, в отличии, например, от западных стран с устоявшимся законодательством в данной области.В силу описанного выше, полагаем, что нижеследующие предложениямогли бы найтисвой отклик у законодателя.Действующий Закон«О защите прав потребителей»содержит много норм отсылочного характера, что во многом затрудняет их применение на практике. В силу этого, не вызывает сомнения необходимость раскрывать определенные условиянепосредственно в тексте самого Закона. Так, например, из содержания п.1 ст. 18 Закона следует, что в отношении технически сложных товаров требования потребителя о замене товара и расторжении договора куплипродажи, подлежат удовлетворению в случае обнаружения в товарах существенных недостатков. При этом перечень таких товаров утверждается Правительством РФ. На наш взгляд, наличие специальной нормы, устанавливающей критерии такого технически сложного товара, во многом предупредила потенциальные сложности правоприменения.В действующем Законе «О защите прав потребителей» также довольно часто говорится о «необходимой информации», которая в обязательном порядке должна предоставляться потребителю. Однако, нет ни понятия такой информации, ни ее четких критериев,что в свою очередь также порождает определенные сложности в применении положений Закона на практике. Было бы разумнымвнести вЗакон соответствующее правило, которое регламентировалообязательную информацию, которая непременно должна предоставляться потребителю.Особое внимание необходимо уделять вопросам правовой культуры, какпотребителя, так и его контрагента, поскольку понятия «потребитель», «потребление» неразрывно связано с необходимостью в удовлетворении потребностей участников гражданского оборота.До недавнего времени для комиссионных магазинов являлось правило, согласно которому в отношении товара, купленного в комиссионном магазине и имеющего недостатки, требования о безвозмездном устранении недостатков или возмещения расходов на их исправление,а также о замене на товар аналогичной марки может быть удовлетворенно лишь с согласия продавца. Однако в Законе «Озащите прав потребителей» таких ограничений на настоящий момент уже нет, что порождает необходимость приведения в соответствие конкретных актов Правительства РФ, регулирующих комиссионную торговлю.При урегулировании положения о гарантийном (безвозмездном) ремонте согласно п. 6. ст. 5. Закона « О защите прав потребителей» возникает опротиворечие рассматриваемой нормы со ст. 487 ГК РФ, так какв ней не предусмотрены понятия как комплектность и комплект товара. В связи с этим предлагается ввести в ст. 487 ГК РФ такие понятия как комплект и комплектность товара, дабыурегулировать правовое положение об «объеме товара».В заключении выражаем надежду на то, что предлагаемые изменения в потребительском законодательстве всетаки будут внесены в обозримом будущем, что позволит более эффективно защищать права потребителя.
Список литературы1.Основыгражданского законодательства СССР и республик утв.Верховным советом СССР 31 мая 1991 года N 2211I// ВедомостиВС СССР от 26 июня 1991 г., N 26, ст. 733.2. Гражданский Кодекс РСФСР, утв. ВС РСФСР 11.06.1964// Ведомости ВС РСФСР, 1964, N 24, ст. 407.3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14ФЗ (ред. от 14.06.2012)//Собрание законодательства РФ, 29.01.1996, N 5, ст. 410,4. Закон РФ от 07.02.1992 N 23001 (ред. от 28.07.2012) "О защите прав потребителей" // Собрание законодательства РФ, 15.01.1996, N 3, ст. 140.5. Федеральный закон от 02.01.2000 N 29ФЗ (ред. от 19.07.2011) "О качестве и безопасности пищевых продуктов"//Собрание законодательства РФ, 10.01.2000, N 2, ст. 150.6. Федеральный закон от 13.03.2006 N 38ФЗ (ред. от 28.07.2012) "О рекламе" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2013) // Российская газета, N 51, 15.03.2006,7. Федеральный закон от 27.12.2002 N 184ФЗ (ред. от 03.12.2012) "О техническом регулировании" // Собрание законодательства РФ, 30.12.2002, N 52 (ч. 1), ст. 5140.8. Долбин А.С. Защита правпотребителей: Учебнопрактическое пособие. –М.: ИВЦ «Маркетинг», 2007. –159 с.9. Корнилов Э.Г. Гражданскопроцессуальные проблемы защиты прав потребителей. // Хозяйство и право. –М., 1999. №11. –С.3743.10. Комментарий к Закону РФ «О защите прав потребителей» / Под общей ред. М.Ю. Челышева. –М., 2012. –122 с.11. Эрделевский А.М. Комментарий к Закону Российской Федерации «О защите прав потребителей». –М.: Юрист, 2003. –382 с.
Devadze Teona BadrievnaStudent of 4th year education, law faculty,UPEO HPE “Southern Institute of management”email: esimatova@yandex.ruSome problems of application of Russian Federation Act “About protection of consumer rights”Annotation: present Russian consumer law is analyzed in article together with a retrospective review; there are some suggestion adduced for enhancement to protect the consumer rights.Key words: legislation of protection the consumer rights; consumer legislation, rights of consumer