Анализ развития образования в городе Чистополе с XVIII по XX вв.
Выпуск:
ART 53484
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Борисова
А.
Е.,
Котельникова
И.
М. Анализ развития образования в городе Чистополе с XVIII по XX вв. // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2013. – Т. 3. – С.
2406–2410. – URL:
http://e-koncept.ru/2013/53484.htm.
Аннотация. Статья посвящена развитию системы образования в городе
Чистополе с с XVIII по XX вв. Авторы предлагают анализ литературы, архивных материалов, фотодокументов по изучаемой теме.
Ключевые слова:
образование, формы и методы обучения, церковные школы, духовные училища, мектебе, медресе, начальные училища, технические училища, женское и мужское образование, гимназии
Текст статьи
Борисова Алина Евгеньевнастудент 1 курса филиала федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» в г. Чистополеconference.kpfu@mail.ru
Котельникова Ирина Михайловнакандидат педагогических наук, доцент кафедры гуманитарных и социальноэкономических дисциплин филиала федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» в г. Чистополеconference.kpfu@mail.ru
Анализ развития образования в городе Чистополе с XVIIIпо XXвв.Аннотация. Статья посвящена развитию системы образования в городе Чистополе с с XVIIIпо XXвв. Авторы предлагают анализ литературы, архивных материалов, фотодокументов по изучаемой теме.Ключевые слова:образование, формы и методы обучения, церковные школы, духовные училища, мектебе, медресе, начальные училища, технические училища, женское и мужское образование, гимназии.
Образование один из самых важных факторов культурного развития нации. Ко второй половине XVII в. Русь располагала некоторыми условиями для начального образования, однако в ней не было ни средних школ, ни высших учебных заведений.Наиболее образованными группами являлись духовенство и служащие органов администрации –дьяки и подьячие. Что касается бояр, то в первой половине XVII в. не все из них даже умели читать и писать, однако к концу века процент грамотности значительно увеличился, за счет посадских (торговопромышленный класс). Во второй половине XVII в., при помощи киевских ученых, на Руси появились школы, где обучали гуманитарным наукам, однако, так и не было открыто школ с преподаванием естественных и технических наук. Это было сделано при Петре Великом. В Казанском ханстве, а затем и в Казанской губернии существовали школы при мечетях и храмах. Во второй половине XVI –в первой половине XVIII вв. религиозная жизнь практически не регулировалась законами –за исключением того, что было запрещено строить мечети в Казани и других городах. В деревнях же мечети и церкви строились, приходы и церковные школы действовали. Но органы власти не интересовались этими сооружениями, духовные лица не регистрировались, числясь в писцовых книгах и ревизских сказках крестьянами [2]. Поэтому выяснить историю развития образования этого времени на территории Чистопольского района, практически невозможно.Первым учебным заведением в Чистополе стало Малое народное училище, открывшееся в 1796 году. Срок обучения в нем составлял двагода. Преподавали такие дисциплины как чтение, письмо, арифметика, священная история, русская грамматика, чистописание и рисование. В 1818 году Малое народное училище в Чистополе было преобразовано в уездное училище. Срок обучения в уездном училище составлял четыре года, после одного года обучения в приходском училище. Изучались дисциплины: арифметика, геометрия, русский язык, история, география, рисование. Чистопольское уездное училище действовало почти 50 лет. Одновременно в нем учились от 120 до 150 учеников. Исходя из изученного материала, это было единственное место, где могли получить образование дети простых горожан.
Рисунок 1 –Здание Чистопольского уездного училища, XVIIIXIXвв. Сегодня учебнопроизводственный комбинат
В 1878 году уездное училище было преобразовано в «Городское по уставу 1872 года» с шестилетним сроком обучения после начальной трехлетней школы. Образование в нем соответствовало по числу лет неполному среднему, но набор предметов, соответствовал начальной школе –не было алгебры, иностранных языков, все естественные науки изучались в общем курсе. Делая вывод по преподаваемому набору предметов, училище не давало возможности продолжить образование, поэтому в нем учились дети только самых бедных горожан (небольшую плату за обучение вносила городская управа). Только в 1912 году городское училище было преобразовано в Высшее начальное училище –школу, соответствующую первым пяти классам гимназии.
Рисунок 2 –Здание высшегоначального училища, XXв. Ныне Лицей № 1
Начиная с 1877 г. купцы, чиновники, интеллигенция были заинтересованы в открытии в городе мужской гимназии. Вопрос об открытии был решен лишь через тридцать лет в 1906 году, при этом основные затраты по содержанию гимназии возлагались на город. Государство только платило жалованье учителям. В 1911 году прогимназия была официально преобразована в гимназию, а в 1912 году сделала первый выпуск [4]. Здесь преподавали Закон Божий, русский язык, математику, физику, латинский, французский, немецкий языки, историю, географию, природоведение, рисование, чистописание. В гимназии училось более 200 мальчиков Чистополя и других уездов.
Рисунок 3 –Здание мужской гимназии 19081909 гг. Сегодня –школа № 1
В 1896 году в Чистополе было открыто Высшее начальное техническое училище. В этом городском, бесплатном учебном заведении могли обучаться мальчики с начальным образованием. Следуя документам Высшего начального технического училища, можно отметить, что впервые появились требования к программам и образовательному уровню преподавателей. В нем училось одновременно около 120 мальчиков на двух отделениях –слесарнокузнечном и столярно токарном, в течении трех лет они становились квалифицированными рабочими.
Рисунок 4 –Высшее начальное техническое училище. В настоящее время здание налоговой инспекции
В начале XX века городским органам самоуправления удалось добиться повышения статуса учебного заведения – училище стало ремесленным. Так как в него принимали мальчиков с полноценным начальным образованием, обучали их в течение пяти лет, в учебных планах были не только специальные, но и общеобразовательные предметы, делаем вывод о более высоком уровне учебного заведения. Материалы переписи 1897 года дают ценную информацию об уровне образованияв городе Чистополе [3]. Уровень образования горожан был невысок. Из населения старше 9 лет грамотными были 59% мужчин и 29% женщин. На двадцать тысяч населения высшее образование имели лишь 35 мужчин и ни одной женщины, 31 человек закончил университеты или духовные академии (это учителя и врачи), 3 мужчин –технические вузы, 26 мужчин и 2 женщины получили среднее специальное образование (это в основном, учителя начальных школ, священники, техники городской и земской управ), 5 мужчин закончили военные училища. Общее среднее образование –полное и неполное –имели 257 мужчин и 1277 женщин. Это обусловлено тем, что мужского среднего учебного заведения в Чистополе к 1897 году еще не было, а женская прогимназия действовала с 1859 года.
В начале XIX века духовные училища в России были учебными заведениями, предназначенными для мальчиков из семей духовенства. Эти училища представляли собой начальную степень образования –в них поступали мальчики, уже владевшие грамотой (обучить этому были обязаны родители), срок обучения составлял 56 лет. Изучали общеобразовательные дисциплины. Лучшее выпускники поступали в духовные семинарии. Остальные становились низшими членами притча –дьячками, пономарями, псаломщиками. Многие покидали духовное сословие, становились мелкими чиновниками, частными служащими. Чистопольское духовное училище было открыто в 1829 г., в нем учились дети духовенства из Чистопольского, Лаишевского, Мамадышского уездов, со второй половины XIX в. здесь учились дети Чистопольских горожан –обычно их было2030 из общего числа 120140 учащихся, поскольку духовное начальство получало за это дотации от городской управы.
Рисунок 5 Здание духовного училища. Сегодня –гимназия № 1
Проводя анализ учебных заведений для татарского населения города Чистополя, можно отметить, что первый приход был открыт в XVIII или начале XIX века. В 1854 году мечеть сгорела и вместо нее в 1859 году появилась новая, деревянная, которая и сейчас является действующей. Второй приход в Чистополе был образован в 1879 году, к 1882 году была построена кирпичная мечеть. Здание второй соборной мечети сохранилось и поныне.
Рисунок 6 –Мечеть «Нур»
Рисунок 7–Мечетьмедресе «Мунир»
Одной из основных обязанностей духовных лиц в приходе было обучение детей. Подавляющее большинство мальчиков в течение нескольких лет посещали начальное училище –мектебе. Занятия проходили в мечети, в доме муллы или в специально построенном здании [2]. Нами замечено, что образовательный процесс в мектебе занимал долгое время (учились читать два –три года), был тяжелым и нерегламентированным. Мектебе было аналогом общеобразовательной начальной школы. (Инф больница)
Рисунок 8 –Здание начальногоучилища–мектебе. Сегодня инфекционная больница
Более высокий уровень духовного образования получали в медресе, аналогичных средней школе. Система обучения в медресе, состояла в последовательном изучении длинного ряда книг –философских и богословских, большинство из которых были на арабском и персидском языках [1].
Рисунок 9 –Здание медресе. Ныне –школа № 10
В Чистополе медресе действовало с середины XIX века. Количество учащихся в них в начале XX века составляло около двухсот пятидесяти человек. Согласно исторической справке, начиная с 1890 Чистопольское медресе работает по новым методам в образовании [3]. В начале XX века в городе открылось и женское мусульманское училище, так же способствующее улучшению образования в городе Чистополе.
Рисунок 10 –Здание женского мусульмаснкого училища. Сегодня учебные классы педпгогического училища
Таким образом, анализ литературы, архивных документов, материала, касающихся данной тематики, показал, что Чистополь, был первым из уездных городов Казанской губернии, в котором открылось женское училище второго разряда (1862 г.). Вплоть до начала XX века Чистополь был единственным в Казанской губернии уездным городом с женской прогимназией. В четырех классах прогимназии с 1870е гг. до начала XX вв. учились 100120 девочек, представлявших разные слои населения города Чистополя, городская и земская управы оплачивали обучение примерно сорока учениц. Многие из них позже становились народными учительницами в земских и церковноприходских школах Чистопольского уезда. Многие девушки из состоятельных семей продолжали образование в Казанских гимназиях [1].
Рисунок 11 –Здание женской гимназии в с 1870 до начала XX вв. Сегодня –отдел образования
Рисунок 12 –Здание женской гимназии 19121914 гг. Ныне –гимназия № 2
Образование в Чистополе того времени было показателем развития общества, тесно переплеталось с религиозным, не регулировалось едиными образовательными стандартами и имело отпечаток разделения по гендерному признаку. Высокое социальное положение большинства горожан способствовало созданию благоприятной прогрессивной обстановки для развития образования.В своих дальнейших исследованиях мы планируем более детально изучить формы и виды образования в г.Чистополе в разные века, проследить историю старообрядческого образования, подобрать фотоматериалы из личных архивов чистопольцев, связанных с образовательной деятельностью.
Список литературы:1.Свод памятников истории и культуры Республики Татарстан. –Т.I. –Административные районы. –Казань: Мастер Лайн, 1999. –460 с.2.Чистополь: история –Набережные Челны: Новости Мира. –2009. –200 с.3. Чистополь и чистопольцы. Из прошлого и настоящего. –Казань: По городам ивесям, 2004. –461 с.4.Фотоальбом Чистополь. –Казань: ТАТМЕДИА, 2011. –120 с.Borisova Alina EvgenyevnaHe student of 1 course of branch of federal public autonomous educational institution of higher education "The Kazan (Volga) federal university" in Chistopolconference.kpfu@mail.ru
Kotelnikova Irina MikhaelovnaThe candidate of pedagogical sciences, the associate professor of humanitarian and social and economic disciplines of branch of federal public autonomous educational institution of higher education "The Kazan (Volga) federal university" in Chistopolconference.kpfu@mail.ru
The analysis of a development of education in the city of Chistopol from XVIII to the XX centuries.
Summary.Article is devoted to education system development in the city of Chistopol with from XVIII to the XX centuries. Authors offer the analysis of literature, archival materials, documentary photographs on a studied subject.
Keywords: education, forms and training methods, church schools, spiritual schools, мектебе, madrasah, initial schools, technical schools, female and man's education, gymnasiums.
Котельникова Ирина Михайловнакандидат педагогических наук, доцент кафедры гуманитарных и социальноэкономических дисциплин филиала федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» в г. Чистополеconference.kpfu@mail.ru
Анализ развития образования в городе Чистополе с XVIIIпо XXвв.Аннотация. Статья посвящена развитию системы образования в городе Чистополе с с XVIIIпо XXвв. Авторы предлагают анализ литературы, архивных материалов, фотодокументов по изучаемой теме.Ключевые слова:образование, формы и методы обучения, церковные школы, духовные училища, мектебе, медресе, начальные училища, технические училища, женское и мужское образование, гимназии.
Образование один из самых важных факторов культурного развития нации. Ко второй половине XVII в. Русь располагала некоторыми условиями для начального образования, однако в ней не было ни средних школ, ни высших учебных заведений.Наиболее образованными группами являлись духовенство и служащие органов администрации –дьяки и подьячие. Что касается бояр, то в первой половине XVII в. не все из них даже умели читать и писать, однако к концу века процент грамотности значительно увеличился, за счет посадских (торговопромышленный класс). Во второй половине XVII в., при помощи киевских ученых, на Руси появились школы, где обучали гуманитарным наукам, однако, так и не было открыто школ с преподаванием естественных и технических наук. Это было сделано при Петре Великом. В Казанском ханстве, а затем и в Казанской губернии существовали школы при мечетях и храмах. Во второй половине XVI –в первой половине XVIII вв. религиозная жизнь практически не регулировалась законами –за исключением того, что было запрещено строить мечети в Казани и других городах. В деревнях же мечети и церкви строились, приходы и церковные школы действовали. Но органы власти не интересовались этими сооружениями, духовные лица не регистрировались, числясь в писцовых книгах и ревизских сказках крестьянами [2]. Поэтому выяснить историю развития образования этого времени на территории Чистопольского района, практически невозможно.Первым учебным заведением в Чистополе стало Малое народное училище, открывшееся в 1796 году. Срок обучения в нем составлял двагода. Преподавали такие дисциплины как чтение, письмо, арифметика, священная история, русская грамматика, чистописание и рисование. В 1818 году Малое народное училище в Чистополе было преобразовано в уездное училище. Срок обучения в уездном училище составлял четыре года, после одного года обучения в приходском училище. Изучались дисциплины: арифметика, геометрия, русский язык, история, география, рисование. Чистопольское уездное училище действовало почти 50 лет. Одновременно в нем учились от 120 до 150 учеников. Исходя из изученного материала, это было единственное место, где могли получить образование дети простых горожан.
Рисунок 1 –Здание Чистопольского уездного училища, XVIIIXIXвв. Сегодня учебнопроизводственный комбинат
В 1878 году уездное училище было преобразовано в «Городское по уставу 1872 года» с шестилетним сроком обучения после начальной трехлетней школы. Образование в нем соответствовало по числу лет неполному среднему, но набор предметов, соответствовал начальной школе –не было алгебры, иностранных языков, все естественные науки изучались в общем курсе. Делая вывод по преподаваемому набору предметов, училище не давало возможности продолжить образование, поэтому в нем учились дети только самых бедных горожан (небольшую плату за обучение вносила городская управа). Только в 1912 году городское училище было преобразовано в Высшее начальное училище –школу, соответствующую первым пяти классам гимназии.
Рисунок 2 –Здание высшегоначального училища, XXв. Ныне Лицей № 1
Начиная с 1877 г. купцы, чиновники, интеллигенция были заинтересованы в открытии в городе мужской гимназии. Вопрос об открытии был решен лишь через тридцать лет в 1906 году, при этом основные затраты по содержанию гимназии возлагались на город. Государство только платило жалованье учителям. В 1911 году прогимназия была официально преобразована в гимназию, а в 1912 году сделала первый выпуск [4]. Здесь преподавали Закон Божий, русский язык, математику, физику, латинский, французский, немецкий языки, историю, географию, природоведение, рисование, чистописание. В гимназии училось более 200 мальчиков Чистополя и других уездов.
Рисунок 3 –Здание мужской гимназии 19081909 гг. Сегодня –школа № 1
В 1896 году в Чистополе было открыто Высшее начальное техническое училище. В этом городском, бесплатном учебном заведении могли обучаться мальчики с начальным образованием. Следуя документам Высшего начального технического училища, можно отметить, что впервые появились требования к программам и образовательному уровню преподавателей. В нем училось одновременно около 120 мальчиков на двух отделениях –слесарнокузнечном и столярно токарном, в течении трех лет они становились квалифицированными рабочими.
Рисунок 4 –Высшее начальное техническое училище. В настоящее время здание налоговой инспекции
В начале XX века городским органам самоуправления удалось добиться повышения статуса учебного заведения – училище стало ремесленным. Так как в него принимали мальчиков с полноценным начальным образованием, обучали их в течение пяти лет, в учебных планах были не только специальные, но и общеобразовательные предметы, делаем вывод о более высоком уровне учебного заведения. Материалы переписи 1897 года дают ценную информацию об уровне образованияв городе Чистополе [3]. Уровень образования горожан был невысок. Из населения старше 9 лет грамотными были 59% мужчин и 29% женщин. На двадцать тысяч населения высшее образование имели лишь 35 мужчин и ни одной женщины, 31 человек закончил университеты или духовные академии (это учителя и врачи), 3 мужчин –технические вузы, 26 мужчин и 2 женщины получили среднее специальное образование (это в основном, учителя начальных школ, священники, техники городской и земской управ), 5 мужчин закончили военные училища. Общее среднее образование –полное и неполное –имели 257 мужчин и 1277 женщин. Это обусловлено тем, что мужского среднего учебного заведения в Чистополе к 1897 году еще не было, а женская прогимназия действовала с 1859 года.
В начале XIX века духовные училища в России были учебными заведениями, предназначенными для мальчиков из семей духовенства. Эти училища представляли собой начальную степень образования –в них поступали мальчики, уже владевшие грамотой (обучить этому были обязаны родители), срок обучения составлял 56 лет. Изучали общеобразовательные дисциплины. Лучшее выпускники поступали в духовные семинарии. Остальные становились низшими членами притча –дьячками, пономарями, псаломщиками. Многие покидали духовное сословие, становились мелкими чиновниками, частными служащими. Чистопольское духовное училище было открыто в 1829 г., в нем учились дети духовенства из Чистопольского, Лаишевского, Мамадышского уездов, со второй половины XIX в. здесь учились дети Чистопольских горожан –обычно их было2030 из общего числа 120140 учащихся, поскольку духовное начальство получало за это дотации от городской управы.
Рисунок 5 Здание духовного училища. Сегодня –гимназия № 1
Проводя анализ учебных заведений для татарского населения города Чистополя, можно отметить, что первый приход был открыт в XVIII или начале XIX века. В 1854 году мечеть сгорела и вместо нее в 1859 году появилась новая, деревянная, которая и сейчас является действующей. Второй приход в Чистополе был образован в 1879 году, к 1882 году была построена кирпичная мечеть. Здание второй соборной мечети сохранилось и поныне.
Рисунок 6 –Мечеть «Нур»
Рисунок 7–Мечетьмедресе «Мунир»
Одной из основных обязанностей духовных лиц в приходе было обучение детей. Подавляющее большинство мальчиков в течение нескольких лет посещали начальное училище –мектебе. Занятия проходили в мечети, в доме муллы или в специально построенном здании [2]. Нами замечено, что образовательный процесс в мектебе занимал долгое время (учились читать два –три года), был тяжелым и нерегламентированным. Мектебе было аналогом общеобразовательной начальной школы. (Инф больница)
Рисунок 8 –Здание начальногоучилища–мектебе. Сегодня инфекционная больница
Более высокий уровень духовного образования получали в медресе, аналогичных средней школе. Система обучения в медресе, состояла в последовательном изучении длинного ряда книг –философских и богословских, большинство из которых были на арабском и персидском языках [1].
Рисунок 9 –Здание медресе. Ныне –школа № 10
В Чистополе медресе действовало с середины XIX века. Количество учащихся в них в начале XX века составляло около двухсот пятидесяти человек. Согласно исторической справке, начиная с 1890 Чистопольское медресе работает по новым методам в образовании [3]. В начале XX века в городе открылось и женское мусульманское училище, так же способствующее улучшению образования в городе Чистополе.
Рисунок 10 –Здание женского мусульмаснкого училища. Сегодня учебные классы педпгогического училища
Таким образом, анализ литературы, архивных документов, материала, касающихся данной тематики, показал, что Чистополь, был первым из уездных городов Казанской губернии, в котором открылось женское училище второго разряда (1862 г.). Вплоть до начала XX века Чистополь был единственным в Казанской губернии уездным городом с женской прогимназией. В четырех классах прогимназии с 1870е гг. до начала XX вв. учились 100120 девочек, представлявших разные слои населения города Чистополя, городская и земская управы оплачивали обучение примерно сорока учениц. Многие из них позже становились народными учительницами в земских и церковноприходских школах Чистопольского уезда. Многие девушки из состоятельных семей продолжали образование в Казанских гимназиях [1].
Рисунок 11 –Здание женской гимназии в с 1870 до начала XX вв. Сегодня –отдел образования
Рисунок 12 –Здание женской гимназии 19121914 гг. Ныне –гимназия № 2
Образование в Чистополе того времени было показателем развития общества, тесно переплеталось с религиозным, не регулировалось едиными образовательными стандартами и имело отпечаток разделения по гендерному признаку. Высокое социальное положение большинства горожан способствовало созданию благоприятной прогрессивной обстановки для развития образования.В своих дальнейших исследованиях мы планируем более детально изучить формы и виды образования в г.Чистополе в разные века, проследить историю старообрядческого образования, подобрать фотоматериалы из личных архивов чистопольцев, связанных с образовательной деятельностью.
Список литературы:1.Свод памятников истории и культуры Республики Татарстан. –Т.I. –Административные районы. –Казань: Мастер Лайн, 1999. –460 с.2.Чистополь: история –Набережные Челны: Новости Мира. –2009. –200 с.3. Чистополь и чистопольцы. Из прошлого и настоящего. –Казань: По городам ивесям, 2004. –461 с.4.Фотоальбом Чистополь. –Казань: ТАТМЕДИА, 2011. –120 с.Borisova Alina EvgenyevnaHe student of 1 course of branch of federal public autonomous educational institution of higher education "The Kazan (Volga) federal university" in Chistopolconference.kpfu@mail.ru
Kotelnikova Irina MikhaelovnaThe candidate of pedagogical sciences, the associate professor of humanitarian and social and economic disciplines of branch of federal public autonomous educational institution of higher education "The Kazan (Volga) federal university" in Chistopolconference.kpfu@mail.ru
The analysis of a development of education in the city of Chistopol from XVIII to the XX centuries.
Summary.Article is devoted to education system development in the city of Chistopol with from XVIII to the XX centuries. Authors offer the analysis of literature, archival materials, documentary photographs on a studied subject.
Keywords: education, forms and training methods, church schools, spiritual schools, мектебе, madrasah, initial schools, technical schools, female and man's education, gymnasiums.