Наполеоновская тема в поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души"

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Чернышова Л. С. Наполеоновская тема в поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души" // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 2516–2520. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53506.htm.
Аннотация. В статье рассматривается понятие наполеонизма и звучание наполеоновской темы в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
1Чернышова Лариса Сергеевна,учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 40,г. Воронежchernlarissa@rambler.ru

Наполеоновская тема в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души».

Аннотация. В статье рассматривается понятие наполеонизма и звучание наполеоновской темы в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». Ключевые слова: Наполеон Бонапарт,Н.В. Гоголь,наполеонизм, наполеоновская тема.

Во многих произведениях великих русских и зарубежных писателей и поэтов девятнадцатого столетия важнейшую роль играет мысль о наполеоновской власти. Они говорят о своем отношении к «наполеонизму», к Наполеону как личности, к Наполеону как императору, к войне 1812 года и ее влиянию на мысли и сознание русских людей.Наполеоновская тема звучит в произведениях А. С. Пушкина («Пиковая дама», «Евгений Онегин»), М. Ю. Лермонтова («Воздушный корабль»), Н. В. Гоголя («Мертвые души»), Ф. М. Достоевского («Преступление и наказание», «Братья Карамазовы»),Л. Н. Толстого («Война и мир») и многих других русских писателей и поэтов.Каким же был Наполеон на самом деле? Обратимся к исследованиям историков, в частности, к книгам Е. В. Тарле «Наполеон» и А. З. Манфреда «Наполеон Бонапарт».В начале своей военной деятельности Наполеон Бонапарт восторженно и с радостью воспринял революцию во Франции. Молодой Бонапарт был не только солдатом, он был сыном своего времени. Он размышлял о будущем маленького народа Корсики, о страданиях и бедствиях своего народа, задумывался об их причинах.Мир лейтенанта Буонапарте ‬это был мир Вольтера, Монтескье, Гельвеция, Руссо, мир свободолюбивой и мятежной литературы восемнадцатого века. Наполеон пытался найти в произведениях современных ему поэтов и писателей ответы на волновавшиеего вопросы.В то же время Наполеон Бонапарт воплотил в себе все противоречия своей эпохи. Его имя ассоциируется с деспотической властью, с жестокими войнами. Но оно же напоминает о таланте, об отваге, о государственном деятеле, нанесшем удар по феодальной Европе.Е. В. Тарле пишет в своей книге: «Наполеон был деспот, но умный деспот, завоеватель, а не мародер, государственный человек, а не предводитель разбойничьей банды, гениальный законодатель»[1].Часто, когда говорят о Наполеоне, имеют в виду не реального государственного деятеля, а миф о нем.Исторический Наполеон Бонапарт еще при жизни стал обволакиваться легендой. Это была легенда оголовокружительной карьере, о небывалой славе и могуществе. Людей того времени поражала та легкость, с которой, как казалось, Наполеон Бонапарт преодолел путь военной карьеры от лейтенанта до императора, с которой он овладел умами и сердцами своих современников, стал властителем дум целого поколения.Но появление мифа о Наполеоне предопределила не только его необычная судьба, но и само время, в которое он жил. Восемнадцатый век был веком удивительных человеческих судеб. Люди без роду, без 2племени оказывались вознесенными на вершину общества.Сын часовщика, самоучка, бездомный скиталец, ЖанЖак Руссо внезапно стал самым знаменитым человеком Франции, Европы и всего мира. Другой плебей, тоже сын часовщика, Пьер Огюстен Карон вошел в историю мировой литературы под именем Бомарше. Сын ремесленника из старинного городишка Лангра, назвавшийся Дени Дидро, стал прославленным литератором и философом.Но такие необычайные повороты человеческой судьбы совершались не только во Франции.Сын помора Михайло Ломоносовдошел до самых высоких ученых степеней, стал членом Российской Академии, а затем членом Шведской академии наук и почетным членом Болонской академии. Имя Фридриха Шиллера, полкового лекаря, стало всемирно известным после премьеры пьесы «Разбойники».Этих деятелей сближало отрицание имиокружающего мира, стремление к лучшему, более справедливому строю, который принесет людям счастье.Позже этому идейному движению было дано название ‬Просвещение. В восемнадцатом веке это направление называли «партией философов», влияние этой партии на современников, особенно на молодежь, было огромным. Имеется много доказательств того, что и лейтенант Буонапарте был приверженцем «партии философов». В 1788 году Бонапарт писал, чтов Европе «остается очень мало королей, которые не заслуживают быть низложенными». Он осуждает не только деспотизм, не только политическое, но и социальное неравенство.Но в дальнейшем Наполеон Бонапарт не всегда сохранял приверженность принципам своей молодости. Поэтому синонимами его имени стали слова «деспотизм», «жестокость», «самоуверенность». Возникло политическое движение, название которого было связано с его именем, бонапартизм. Оно ставило своей задачей «ликвидацию революции посредством провозглашения диктатуры популярного, большей частью военного вождя»[2].Еще одно понятие, связанное с именем великого императора ‬«наполеонизм». В литературе оно часто связывается с понятием «буржуазность» и является его синонимом. Наполеонизм, по мнению писателей, это обездушивание людей, преступление через нравственные законы, потеря личностью способности различать добро и зло.Для многих русских писателей первой половины девятнадцатого века эпоха Наполеона, ее уроки и ее историческое значение оставались точкой отправления, совпадавшей для одних с их детством, для других ‬с юностью. Писатели обращались к недавнему прошлому в поисках объяснения своей современности, чтобы определить ее истоки и корни.В каждом произведении русских писателей Наполеон изображен поразному. Это связано и с эпохой, когда жил писатель, и с его мировоззрением.А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь, а за ними Л.Н. Толстой и Ф.М. Достоевский увидели в Наполеоне не только то, что его возвышало, но и черты жестокого деспота, который, не задумываясь о судьбах простых людей, идет к достижению своей цели.Источниками поэмы Гоголя «Мертвые души» послужили наряду с этнографией и фольклором история и современность. Этот опытН. В. 3Гоголя перешел в его художественное произведение, стал его неотъемлемой и важной частью.Гоголь отнес время действия первого тома поэмы «Мертвые души», по меньшей мере, лет на двадцать назад, к середине царствования Александра I, к эпохе после Отечественной войны 1812 года. Автор поэмы прямо заявляет: «Впрочем, нужно помнить, что все это происходило вскоре после достославного изгнания французов».Вот почему в представлении чиновников и обывателей губернского города Наполеон еще жив (он умер в 1821 году) и может угрожать высадкой с острова Святой Елены.Размышляя о том, кто же такой Чичиков, чиновники города NNвыдвигают одну версию за другой: «один говорил, что Чичиков делатель государственных ассигнаций <…>, другой утверждал, что он чиновник генералгубернаторской канцелярии…»[3]. Высказываются догадки о том, что Чичиков «переодетый разбойник», «не кто другой, как капитан Копейкин».И вот появляется еще одно предположение: уж не Наполеон ли Чичиков, выпущенный Англией с острова Святой Елены.С одной стороны, уже само сопоставление догадок чиновников комично: фальшивомонетчик, разбойник и вдруг ‬Наполеон!Гоголь показывает недалекость ума чиновников. Стремясь разобраться в том, кто же такой Чичиков, они используют все свои умственные способности, и перед нами предстает полный круг их интересов, их эрудиция. Предположениеже, будто бы Чичиков ‬не кто иной, как узник с острова Святой Елены, нелепо.С другой стороны, упоминание о Наполеоне в поэме неслучайно. Автор заставляет нас сравнить Чичикова с Наполеоном, и это сравнение дополняет и поясняет образ главного героя. Упоминание имени великого государственного деятеля вызывает цепь ассоциаций, и читатель, даже, может быть, не отдавая себе в этом отчета, сопоставляет главного героя поэмы с Наполеоном Бонапартом и находит в этих двух фигурах нечто общее.Возможность представить Чичикова даже внешне похожим на известного государственного деятеля дает читателю и описание внешности главного героя поэмы, сравнение его с Наполеоном. Такому восприятию Чичикова помогают и иллюстрации к поэме, так как художники часто изображают главного героя похожим на Наполеона.В описании внешности главного героя поэмы автор подчеркивает его незаметность среди окружающих, среднесть: «В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод»[4]. Тут же изза угла губернской улицы появляется дугой персонаж; он сразу заинтересовывает читателя внешним обликом: «В белых канифасовых панталонах, весьма узких и коротких, во фраке с покушениями на моду, изпод которого видна была манишка, застегнутая тульскою булавкою с бронзовым пистолетом» [4]Обрисованный так выпукло провинциальный франт, видно, затем и понадобился, чтобы, как в детективе, отвлечь внимание от загадочного приезжего. Далее в поэме всестороннее стушевывание главного героя продолжается. Единственная реальность о нем, доведенная до сведения читателей, есть официальная справка, адресованная в полицию: 4«Коллежский советник Павел Иванович Чичиков, помещик, по своимнадобностям».Можно предположить, что автор задумал особый эффект и скрывает от нас важные обстоятельства жизни Павла Ивановича, стараясь особо заинтересовать читателя. Но дело обстоит проще! Чичиков действительно есть полная безликость. Когда на второй день пребывания в городе он делает визиты сильным мира сего, то о себе говорит както вскользь… Пускает в ход «несколько книжные обороты: что он незначащий червь мира сего». «Незначащий червь» начинает действовать с поразительной энергией. На протяжении первых двух третей первого тома Чичикову сопутствует неизменная удача, обольщение ближних происходит легко и ловко.Чичиков ‬обычный человек, внешне мало чем отличающийся от других. Но его мысли, планы махинаций, которые он разрабатывает, отличаются изобретательностью и характеризуют главного героя как расчетливого и изворотливого дельца. Цель жизни для него ‬найти дело, которое приносило бы (любыми путями) как можно больший доход.Чичиков ‬само воплощение стремления к приобретению капитала, в этом своеобразие, незаурядность героя.Параллель сравнений Чичикова и Наполеона можно начать уже с биографии. В описании начала жизненного пути будущего приобретателя мы видим нечто общее с биографией Наполеона Бонапарта. То же стремление к высокому чину, быстрое продвижение вверх по служебной лестнице.Начинал Чичиков с малого. Еще в училище у Павлуши появилось стремление «выйти в люди». Он хорошо усвоил урок своего отца: главное в жизни ‬деньги. «Береги копейку» вот заповедь, которой остался верен Чичиков всю свою жизнь, несмотря ни на какие неприятности, произошедшие с ним по службе (он это называет «по службе за правду потерпел»).Чичиков копит деньги не ради собственно денег, «ему мерещилась впереди жизнь во всех довольствах, со всякими достатками; экипажи, дом, отлично устроенный, вкусные обеды ‬вот что беспрерывно носилось в голове его»[5].Все попытки Чичикова накопить капитал кончаются неудачей. Каждый раз повторяется одно и то же: взлет и падение.Сначала он чиновник казенной палаты, потом ‬повытчик. Добыв «хлебное местечко», Чичиков заставляет платить просителей во много раз больше, чем это было принято чиновными нравами. Это позволило ему накопить денег. Участие в комиссии для построения «какогото казенного весьма капитального строения»[6]тоже принесло ему солидные приобретения.Но пришел новый начальник и разоблачил все эти махинации чиновников. Чичикову пришлось начинать всё сначала.За падением последовал новый взлет. Следующим этапом карьеры была служба в таможне, и тут Чичиков сумел найти пути и возможности для обогащения, не побрезговав связями с контрабандистами. Как и прежние, эти мошеннические операции Чичикова закончились провалом.Вся жизнь Павла Ивановича Чичикова ‬это ряд все новых и новых испытаний. Причем каждое следующее было для него страшнее предыдущего. Но Чичиков, несмотря на неудачи, продолжает испытывать судьбу, добиваясь нового взлета.

5Жизненные его аппетиты не чрезмерны, они такие же «средние», как и он сам. Чичиков на первых порах желает достичь и действительно достигает «среднего достатка»: рубашки тонкого голландского полотна, фрак излюбленного им брусничного цвета с искрою, несколько кусков ароматического заграничного мыла, такой же одеколон, да еще бричка ‬та самая, с которой начинается книга. Вот и вся чичиковская движимость. О какойлибо недвижимости пока не может быть и речи. Мысль о ней гнездится в подсознании героя.Совершенно случайно герой поэмы открывает для себя способ быстро и легко приобрести капитал: купляпродажа мертвых душ. Чичиков пытается делать деньги в полном смысле слова из ничего.Успех Чичикова обусловлен тем, что сами помещики охотно уступают ему свой товар по любой цене, которую Чичиков предлагает, ибо этот товар вообще не имеет цены, мертвые крепостные рабы ‬какая же в них нужда в помещичьем хозяйстве!Успех Чичикова подкреплен и двусмысленностью закона. На это ссылается сам главный герой поэмы: «Мы напишем, что они живы». Он действительно вправе так написать, поскольку новой ревизии еще не было, а значит,мертвые «числятся живыми». Отсюда привычное для Чичикова лицемерие: «Я привык ни в чем не отступать от гражданских законов… Я немею пред законом».Тема противоречия между внешней благопристойностью, порядочностью и внутренним безобразием, пустотой и бездуховностью проходит через всю поэму Н. В. Гоголя «Мертвые души».Для достижения задуманной цели Чичиков использует все доступные ему средства. Этому же подчинены и черты его характера, которые проявляются в словах и делах главного героя поэмы, Павел Иванович не гнушается ничем.Отличает Чичикова его необыкновенная жизненная цепкость. Его не сбивают никакие неудачи, он настойчиво идет к своей цели, добивается ее любой ценой.В обществе Чичиковым довольны. Его знают как образованного, обворожительного, в высшей степени добропорядочного человека.После знакомства с Чичиковым, чиновники губернского города делятся друг с другом впечатлениями, которые произвел на них «приезжий господин»: «Губернатор об нем изъяснился, что он благонамеренный человек; прокурор ‬что он дельный человек; жандармский полковник говорил, что он ученый человек; председатель палаты ‬что он знающий и почтенный человек; полицеймейстер ‬что он почтенный и любезный человек; жена полицеймейстера ‬что он любезнейший и обходительнейший человек»[7].Даже Собакевич, который ни о ком не отзывается хорошо, придя домой,назвал Чичикова «преприятным человеком».Павел Иванович так понравился «хозяевам жизни» потому, что у него с чиновниками губернского города NNесть общие черты. Чичикова не волнуют широкие социальные проблемы, как не волнуют они чиновников. Еще одна черта, общая для чиновников города и Чичикова, это страстное желание обогащения.Чичиков обладает удивительной способностью приспосабливаться. Это можно проследить во всех ситуациях: в разговоре с Маниловым, с Коробочкой, в споре с Собакевичем и Ноздревым. В разговоре с Маниловым Павел Иванович так же слащав, как и его собеседник. Чичиков употребляет в своей речи те же слова, что и Манилов, говорит с той же интонацией. С Коробочкой герой поэмы чувствует себя 6свободно, позволяет себе обращаться с нею грубо и бесцеремонно, потому что считает, что именно так можно востребовать у скупой помещицы мертвые души. В разговоре с Собакевичем тон Чичикова изменяется полностью. В каждом его слове слышится голос дельца.В эпизоде покупки Чичиковым мертвых душ Н. В. Гоголь показывает цинизм и главного героя, и помещиков. Они торгуются за души умерших людей, как за репу, как за какойто незначительный товар.Для Чичикова вообще все люди, и живые, и мертвые, лишь орудие для достижения своих хищнических целей. Все его отношенияс людьми проникнуты эгоизмом, своекорыстью. Чичикову безразличны судьбы окружающих его людей, он занят только собой, своей судьбой, своим благосостоянием.В связи с новым «предприятием» он заинтересован в массовых эпидемиях, в голоде, в пожарах. Чичиков наживается на чужом горе, и это его не смущает. Чичиков ‬это новый тип злодея, у него пустая душа, такая же мертвая, как и у помещиков, но еще черствее и грубее.Главный герой поэмы ‬само порождение общества, в котором все основано на стремлении к наживе,на жажде приобретательства. Но если паразитизм Манилова, Коробочки, Ноздрева,Собакевичаи Плюшкина имеет пассивный характер, то бурная деятельность Чичикова буржуазна, она является хищнической, направленной против всего человечного.Н. В. Гоголь подчеркивает в Чичикове ловкость военного человека, говорит о том, что в лице его «выражалось величие и даже чтото марсовское и военное»[8]. В этом описании главного героя есть нечто общее между ним и Наполеоном, та же настойчивость в достижении своих целей, та же прямолинейность и безразличие к окружающим.Чичиков обладает такими чертами характера, которых нет у людей поместной России. Чичиковы противопоставлены Маниловым и Плюшкиным. Главный герой поэмы проявляет неукротимую энергию в стремлении к капиталу и сметает на пути всех, кто ему в этом мешает.Несмотря на поражения, Павел Иванович не отказывается от своей цели, и он не успокоится, пока не завоюет, не приобретет миллион и власть над миром «мертвых душ», над миром чиновников и помещиков. Поэтому Н. В. Гоголь и сравнивает своего героя с Наполеоном, претендовавшим на мировое господство.Наполеон в представлении многих русских людей (и в сознании народа в том числе) был авантюристом мирового масштаба. Принижение фигуры Наполеона до уровня Чичикова показывает низость чичиковского предприятия. Возвышение фигуры Чичикова до уровня Наполеона выражает размеры опасности, которую таит деятельность таких, как Чичиков.В поэме Н. В. Гоголь поднимается до обобщения всей истории, до суда над нею, но Гоголь не видел той силы, которая принесла бы спасение, и свои раздумья он воплотил в образе «птицытройки», которая несется неизвестно куда: «Русь, куда же несешься ты? Дай ответ… Не дает ответа!»[9].Н. В. Гоголь увидел новые тревожные противоречия русской жизни, поставил их в центр своего произведения. 12 августа 1855 года Н. А. Некрасов писал И. С. Тургеневу, что Гоголь «писал не то, что могло бы более нравиться, и даже не то, что было легче для его таланта, а 7добивался писать то, что считал полезнейшим для своего отечества»[10].В поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» звучит мысль‬предостережение от наполеонизма.Наполеонизм это обездушивание людей, преступление через нравственные законы, потеря личностью способности различать добро и зло.Известный русский критик И. Анненский писал в статье «Эстетика «Мертвых душ» и ее наследье» о важности затронутой Н. В. Гоголем темы бездуховности, которую несет надвигающийся на Россию капитализм, что «Мертвые души» и точно тяжелая книга и страшная. Страшная и не для одного автора»[11].Н. В. Гоголь показал в поэме «Мертвые души», что наполеонизм бесчеловечен, антигуманен и буржуазен. Это сыграло важную роль не только в развитии мировой литературы, но и в развитии прогрессивной общественной мысли.Исследование души человекаодиночки, его колебаний между «гордостью» и «смирением» поразному продолжили в двадцатом веке Горький, Л. Андреев, А. А. Блок, А. Платонов, М. Булгаков и другие поэты и писатели.

Ссылки на источники1. Тарле Е. В.Наполеон. М., 1942, С. 8.2. Толковый словарь русского языка под ред. Ушакова, т.1, С. 174.3. Гоголь Н. В.Мертвые души, поэма. М., Художественная литература, 1968, С. 244.4. Там же, С. 35.5. Там же, С. 2736. Там же, С. 277.7. Там же, С. 498. Там же, С. 214.9. Там же, С. 292.10. Переписка Н. А. Некрасова в 2х т. М., Художественная литература, 1987, т. 1, С. 430.11. Анненский И.Избранное, М.: Правда, 1987, С. 433.

Chernyshova Larisa,The teacher of Russian and literatureof comprehensive school №40, Voronezhchernlarissa@rambler.ruThe theme of Napoleonin Gogol‱spoem «Dead souls».Annotation. Thearticle considers the subject matter of napolionismand the sounding of napoleonic theme in N.Gogol's poem «Dead souls».Keywords: Napoleon Bonaparte, N.V.Gogol,napoleonism, the theme of Napoleon.