Методические аспекты подготовки бакалавров направления «Художественное образование» к вокально-хоровой работе с учащимися

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Карманова В. В., Бекленищева С. М. Методические аспекты подготовки бакалавров направления «Художественное образование» к вокально-хоровой работе с учащимися // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 2536–2540. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53510.htm.
Аннотация. Рассматриваются особенности профессиональной подготовки по направлению «Художественное образование» (Музыкальное искусство) в курсе дирижёрско-хоровых дисциплин. В частности, виды деятельности на занятиях, примеры практических занятий, задания для самостоятельной работы, шкала рейтинговой системы оценки по дисциплине.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Карманова Виктория Валентиновнастарший преподаватель кафедры молодёжной политики ФГБОУ ВПО«Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н.Толстого», г. Тулаlexacore@mail.ruБекленищева Светлана Михайловнастарший преподаватель кафедры молодёжной политики ФГБОУ ВПО«Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н.Толстого», г. Тулаsvetkin.dom@rambler.ruМетодические аспектыподготовки бакалавров направления «Художественное образование» к вокальнохоровой работе с учащимисяАннотация. Рассматриваются особенности профессиональной подготовки по направлению «Художественное образование» (Музыкальное искусство) в курсе дирижёрскохоровых дисциплин. В частности, виды деятельности на занятиях, примеры практических занятий, задания для самостоятельной работы, шкала рейтинговой системы оценки по дисциплине. Ключевые слова: художественное образование, музыкальное искусство, вокальнохоровая работа.Karmanova Victoria Valentinovnasenior teacher of professorial chair of youth policy FGBOU of VPO "Tula State Pedagogical University of L.N.Tolstogo", Tulalexacore@mail.ruBeklenishcheva Svetlana Mikhaelovnasenior teacher of professorial chair of youth policy FGBOU of VPO "Tula State Pedagogical University of L.N.Tolstogo", Tulasvetkin.dom@rambler.ruMethodical aspects in the preparation of bachelors in direction «The Art education»for vocal and choral work with pupilsSummary. Features of vocational training in the direction of Art education (Musical art) in a course of conductor's and choral disciplines are considered. In particular, kinds of activity on occupations, examples of a practical training, tasks for independent work, a scale of rating system of an assessment of discipline. Keywords:art education, musical art, vocal and choral work.Методические аспектыподготовки бакалавров направления «Художественное образование» к вокальнохоровой работе с учащимисяС 2004 года Россия, подписавшая Болонскую конвенцию, перешла на европейские стандарты подготовки специалистов, что предполагает введение двухуровневой системы «бакалаврмагистр». Мировое сообщество с полной ясностью осознало, что традиционные содержание, формы и методы образования уже не способны обеспечить подготовку новых поколений молодых людей к жизни в мире глобализации. В нынешних условиях комплексного и глобального кризиса первичными оказываются не только умения использовать имеющиеся знания и приобретенные профессиональные навыки и компетенции, но и сформированность личностных качеств, способных обеспечить дальнейшее гармоничное развитие общества, социальной среды, культуры. Развитие современного общества требует от высшего профессионального образования подготовки высококвалифицированных специалистов, обладающих потенциальными возможностями созидать в новых условиях жизни, умеющих быстро и эффективно решать профессиональные задачи, способных преобразить педагогическую реальность и достичь действенных результатов, отличающихся теоретическим мышлением.Для того чтобы современная молодежь, обучающаяся в педагогическом вузе, владела знаниями, соответствующими современной научной парадигме, имела представления о целостности и системности окружающего мира и системноманализе необходимо обеспечить образовательный процесс условиями, которые способствовали бы подготовке бакалавров к вокальнохоровой работе с учащимися.Все школьные предметы направлены на достижение главной цели обучения формирование гармонически развитой личности, сочетающей в себе богатый духовный мир, физическое совершенство, нравственную и эстетическую культуру, умение творчески применять на практике полученные знания. Эстетическое начало имеется по существу во всех звеньях школьной работы, однако, нельзя забывать о том, что "чувственное познание" ни к чему не ведет, ничему не подчинено, оно ценно само по себе. Будучи проводником музыкальной культуры, учитель музыки должен знать, что искусство является средством просвещения, образования людей и их воспитания.Реализация новых концептуальных подходов к воспитанию возможна при условии существенного повышения уровня педагогической культуры, профессионализма и личной ответственности педагога. В связи с этим остро встает вопрос о готовности педагога к организации работы. Подготовка к вокальнохоровой работе включает: овладение системой вокальнохоровых знаний, умений и навыков; мотивационноценностное отношение к вокальнохоровой работе; постоянное самосовершенствование необходимых личностных качеств и профессиональных умений; способность самостоятельно строить методику вокальнохоровой работы с учащимися, используя новые технологии; импровизация в музыкальной сфере, самореализация на основе внутренней профессиональной мотивации; рефлексия своего личностного и профессионального поведения. Степень выпускника –бакалавр художественного образования (профиль подготовки «Музыкальное искусство»). Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению 540700 Художественное образование при очной форме обучения 4 года. Выпускник, получивший степень (квалификацию) бакалавра художественногообразования, должен знать Конституцию Российской Федерации; законы Российской Федерации, решения Правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образования; Конвенцию о правах ребенка; основы общетеоретических и художественнопрактических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научнометодических и организационноуправленческих задач; педагогику, психологию, возрастную физиологию, школьную гигиену, методику преподавания предметов и воспитательную работу; программы и учебники; требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений; средства обучения и их дидактические возможности; основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки; основы права, научную организацию труда; правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.Выпускник по направлению 540700 Художественное образование в соответствии с уровнем своей квалификации подготовлен для работы в образовательных учреждениях различного типа по следующим видам профессиональной деятельности: научноисследовательской; организационновоспитательной; преподавательской; коррекционноразвивающей; культурнопросветительской.Предшествующий уровень образования абитуриента –среднее (полное) общее образование. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.При приеме по направлению 540700 Художественное образование высшее учебное заведение имеет право проводить вступительные испытания профессиональной направленности.Основная образовательная программа подготовки бакалавра разрабатывается в соответствии с государственным образовательным стандартом и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик, программы итоговой аттестации.Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки бакалавра, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.Основная образовательная программа подготовки бакалавра формируется из дисциплин федерального компонента, дисциплин национальнорегионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле содержательнодолжны дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.Основная образовательная программа подготовки бакалавра должна иметь следующую структуру: цикл ГСЭ –общие гуманитарные и социальноэкономические дисциплины; цикл ЕН –общие математические и естественнонаучные дисциплины;цикл ОПД –общепрофессиональные дисциплины направления; цикл ДПП –дисциплины профильной подготовки;ФТД –факультативы. Содержание национальнорегионального компонента основной образовательной программы подготовки бакалавра должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.Бакалавр художественного образования подготовлен к решению профессиональнообразовательных задач, соответствующих его степени (квалификации), что предполагает: участие в исследованиях по проблемам художественного образования; владение основными методами научных исследований в области одного из проблемных полей направления 540700 Художественное образование; умение приобретать новые знания, используя современные информационные образовательные технологии; способность решать наиболее типичные воспитательные задачи, возникающие в образовательном процессе, в области искусства; владение основами конструирования в процессе обучения учащихся по одной из профильных дисциплин направления; готовность вести индивидуальную работу с учащимися корректирующего или развивающего характера на базе содержания профильных дисциплин направления; реализацию образовательных задач культурнопросветительского характера по проблемам искусства и художественноэстетического воспитания.Итоговая государственная аттестация бакалавра художественного образования включает защиту выпускной квалификационной работы и государственный экзамен.Итоговые аттестационные испытания предназначены для определения практической и теоретической подготовленности бакалавра художественного образования к выполнению образовательных задач, установленных настоящим государственным образовательным стандартом, и продолжению образования по программам подготовки магистра в соответствии с п.1.4 вышеупомянутого стандарта. Аттестационные испытания, входящие в состав итоговой государственной аттестации выпускника, должны полностью соответствовать основной образовательной программе высшего профессионального образования, которую он освоил за время обучения. Срок освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра при очной форме обучения составляет 208 недель.Подготовка бакалавров направления «Художественное образование», профиля «Музыкальное искусство» многогранный процесс. Кроме дирижерскохоровых дисциплин, он включает в себя многие предметы профильной подготовки: «Музыкальнотеоретические дисциплины», «Музыкальное исполнительство», «Теория музыки», «Музыкальная жизнь Тульского края», «Основной музыкальный инструмент», «Вокальный класс»; «Теоретикопрактические музыкальные дисциплины»; дисциплины по выбору: «Концертмейстерское мастерство», «Ансамблевое музицирование», «Информационные технологии в музыке», «Музыкальное краеведение», «Методология музыкальнопедагогического образования», «Коррекционноразвивающее воздействие средствами музыкального искусства».Одной из ведущих дисциплин при подготовке бакалавров направления «Художественное образование», профиль «Музыкальное искусство» является курс «Дирижерскохоровые дисциплины», который изучается на протяжении всего срока обучения. На него отводится 700часов. Из них –272 аудиторных часа, 428 –на самостоятельную работу.Учебная деятельность протекает более эффективно и даёт качественные результаты, если у студента имеются сильные, яркие, глубокие мотивы, вызывающие желание учиться активно с полной отдачей сил, преодолевать затруднения и другие обстоятельства, настойчиво продвигаться вперёд к намеченной цели. Исходя из предмета, задач мы разработали методику подготовки бакалавров направления «Художественное образование» к вокальнохоровой работе. Методика включает: учебнометодический комплекс, состоящий из: программы дисциплины, модульнорейтинговой технологии построения образовательной программы; контрольноизмерительных материалов, направленных на повышение результативности преподавания дисциплины. Дирижерскохоровые дисциплины включают в себя несколько предметов специальной подготовки: хороведение, хоровой класс, хоровое дирижирование и чтение хоровых партитур. Дисциплины направлены на комплексное изучение вопросов теории вокальнохорового искусства с его практической реализацией. Изучаются способы организации хорового репетиционноисполнительского процесса, технологии, стили художественного общения. Курс направлен на выявление главных положений в области знаний хорового искусства в соотношении с особенностями управления хоровым коллективом. Основной целью является подготовка дирижеров к практической работе с хором. Направленность познавательных процессов в хороведении способствует определению методологических основ исполнительского процесса, а на практике –использованию приемов и средств для выработки наилучшей ансамблевой звучности и убедительных художественных результатов. Хоровой класс и практическая работа с хором –одна из основных дисциплин, формирующих эрудированного учителямузыканта, так как дирижер –это музыкант широкого профиля, объединяющий в своей профессии и в себе, как личности, качества педагога, организатора, режиссера, психолога, артистаисполнителя. Данная дисциплина является исследовательской и творческой лабораторией студентов, где вырабатывается система работы с хором как руководство в их будущей деятельности. На этих занятиях осуществляется предметная интеграция между дисциплинами дирижерскохорового и музыкальнотеоретического циклов, психологопедагогического цикла дисциплин и методики музыкального воспитания. В то же время здесь развивается творческая активность каждого студента, выступающего в нескольких ипостасях: и как хорист, и как хормейстер, и как художественный руководитель хорового коллектива. Принципы, положенные в содержание программы курса, определены в следующих направлениях: обучение принципам хоровой работы,реализацияпрактических умений и навыков, творческая работа по подготовке программы к государственным экзаменам. Студент должен обладать знаниями из области истории хорового искусства, вокальнохоровой работы, специфики работы с детским хором, лучших хоровых произведений мировой музыкальной литературы различных эпох, стилей и жанров. В процессе обучения у студентов должны сформироваться умения синтезировать и реализовывать знания, полученные в ходе изучения специальных и музыкальнотеоретических дисциплин.На основе знаний и умений вырабатываются навыки практического руководства хором (организация репетиционного процесса, вокальнохоровое воспитание), профессиональные исполнительские навыки (дирижирование хоровых произведений различной степени сложности и т.п.). Курс по классу хорового дирижирования и ЧХП занимает ведущее место среди специальных дисциплин музыкального цикла и является определяющим в профессиональной подготовке учителя музыки. Обучение дирижированию включает в себя как общие, так и специальные требования, исходящие из особенностей работы в общеобразовательной школе, чем обеспечивается реализация одного из важнейших принципов обучения –связи теории с практикой. Цель предмета –подготовить квалифицированного дирижерахормейстера, руководителя хорового коллектива, владеющего системой знаний и умений в области хорового дирижирования. Задачи курса –воспитание у студентов профессиональных умений и навыков пения в хоре, управление хоровым коллективом на основе овладения метода работы с хором, дидактическими принципами и знаниями психофизиологического процесса, протекаемого в организме человека во время пения. Задачи курса: развитие специальных способностей и специальных качеств дирижера; развитие способности к музыкальнослуховым представлениям, дающим возможность «слышать» хор, понимать содержание изучаемого хорового произведения; формирование и развитие на основе слухового опыта студента его вокального мышления; формирование комплекса умений, обеспечивающих возможность творчески осуществлять вокальнохоровую работу, включающих: а) овладение методами самостоятельной работы над хоровой партитурой, постижения и интерпретации хорового произведения; б) освоение основных приемов техники дирижирования; в) накопление репертуара для работы с хорами. Обучение происходит в форме практических занятий под руководством педагога. На практических занятиях студенты осваивают различные схемы дирижирования, изучают разные способы звуковедения, акценты, штрихи, динамические оттенки, читают с листа хоровые партитуры тех или иных типов и видов.Самостоятельная работа студентов направление на закрепление умений и навыков, полученных в классе дирижирования. Студенты учат наизусть хоровые партии, играют на фортепиано партитуру, анализируют особенности строения произведения,выявляют исполнительские трудности данного сочинения. В результате изучения дисциплины студент должен знать: теоретические основы главных содержательных линий курса дирижерскохоровых дисциплин и методику их изучения;цели, задачи, содержание начального дирижерскохорового образования в соответствии с образовательными стандартами второго поколения; методы, приемы, формы и средства вокальнохорового обучения в школе;специфику работы с детским хором; теоретические основы дирижерской техники основы психофизиологического процесса в организме человека во время пения; основные требования к вокальнохоровой подготовке учащихся по годам обучения и критерии оценки знаний, умений и навыков учащихся по музыке; содержание современных программ и учебников по музыке для учащихся школы, входящих в «Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях»;современные вокальнохоровые технологии обучения школе; методологию педагогических исследований проблем в области методики преподавания дирижерскохоровых дисциплин. Студент должен уметь: планировать и осуществлять учебную и внеучебную вокальнохоровую работу с использованием современных технологий обучения (выбор методов, приемов, форм и средств обучения);анализировать и выбирать методы вокальнохоровой работы с детьми;использовать методы психологической и педагогической диагностики для отслеживания результативности обучения; выстраивать процесс обучения с учетом возрастных особенностей учащихся; организовать репетиционный процесс; осуществлять художественное руководство хором; использовать в процессе вокальнохорового обучения разнообразные ресурсы, в том числе потенциал других учебных предметов; использовать современные информационнокоммуникационные технологии (включая пакеты прикладных программ, локальные и глобальные компьютерные сети) для сбора, обработки и анализа информации.Также студент должен владеть технологией подготовки и проведения вокальнохоровой работы в школе, организации внеурочной работы;навыками накопления репертуара для работы с различным составом хора; навыками самостоятельного анализа вокальнохоровых произведений; основными приемами техники дирижирования; способами оценки учебных достижений школьников в вокальнохоровой работе с учетом траектории индивидуального развития каждого ученика;способами ориентирования в профессиональных источниках информации в процессе самостоятельной работы по усвоению модуля (журналы, сайты, образовательные порталы и т.д.); способами проектной и инновационной деятельности в области вокальнохоровой работы в школе.Обучение дирижерскохоровым дисциплинампроисходит в форме практических занятий под руководством педагога. На практических занятиях студенты осваивают различные схемы дирижирования, изучают разные способы звуковедения, акценты, штрихи, динамические оттенки, читают с листа хоровые партитуры тех или иных типов и видов. Ниже мы приводим примерный план лабораторнопрактических занятий.Практическое занятие № I.Значение хороведения в системе проф.подготовки музыканта. Структура курса, его объект, предмет, методологическая основа, ведущие принципы, основные категории.1.Роль дирижера в формировании вокальнохоровой культуры. 2.Отличительные черты вокальнохоровой работы. 3.Развитие и становление индивидуальных исполнительских качеств. 4.Формирование личностного отношения к исполняемым произведениям. Для осуществления промежуточного контроля и для контроля самостоятельной работы студентов рекомендуется использовать срезовые контрольные работы. Работы выполняются в форме письменной аннотации на определенное произведение. Контрольная работа считается выполненной при соблюдении всех рекомендации к ее написанию и является допуском студента к зачету.Определенной трудностью при обучении дирижерскохоровым дисциплинам является отсутствие лекционных часов. Поэтому встает вопрос о разработке материалов для теоретической подготовки студентов. Одной из эффективных форм являются тренировочные тесты, созданные в программеMOODLIE. В процессе составления учебной программы были разработаны методические указания студентам в которые вошли статьи авторов УМКД.Самостоятельная работа студентов направление на закрепление умений и навыков, полученных в классе дирижирования. Студенты учат наизусть хоровыепартии, играют на фортепиано партитуру, анализируют особенности строения произведения, выявляют исполнительские трудности данного сочинения. Задачи самостоятельной работы: получение знаний, упрочение умений, навыков; использование знаний в новых условиях, практическое их применение; самостоятельная работа контролирующего свойства. Самостоятельная работа является формой совместной деятельности педагога и студента. В соответствии с определенной задачей обучения, в нее закладывается программа действий,предвосхищающая деятельность студента при ее выполнении. Активно оперируя приобретенными знаниями, совершенствуя поисковую творческую деятельность, студент поднимается на новый уровень познания, укрепляет познавательную активность, самостоятельность, интерес.Задания для самостоятельной работы студентов направлены на развитие педагогических способностей будущего учителя и контроля уровня подготовки студентов к практической работе с хором. Результатом освоения курса является написание срезовых контрольных работ. Рейтинговая система оценки учебной работы студентов , или академический рейтинг, инструмент управления образовательным процессом, предполагающий ранжирование студентов по результатам кумулятивной (накопленной) оценки их персональных достижений в учебной деятельности и социальной активности. Академический рейтинг устанавливает уровень подготовки студента относительно других студентов в сопоставимых условиях. Рейтинговая технология обучения является важной составной частью системы управления учебнымпроцессом, внутривузовского контроля и самооценки результатов учебной деятельности. Она охватывает всю совокупность вопросов, связанных с целями, содержанием и методами обучения, организацией и осуществлением учебного процесса. Основной целью рейтинговойтехнологии обучения является организация учебного процесса, обеспечивающего подготовку специалистов на уровне современных требований. При рейтинговой технологии обучения контроль знаний, навыков и умений студентов становится эффективным средством активизации учебной деятельности студентов. В ходе проведения различных видов контроля обеспечивается получение необходимой информации о степени усвоения студентами учебного программного материала, что позволяет преподавателю и студенту. Текущий контроль проводится на практических занятиях. Он проводится в форме контрольной работы, тестирования и т.п.Использование нами академического рейтинга направлено на решение следующих основных задач: 1) Повышение мотивации студентов к активной и равномерной учебной работев течение всего семестра по усвоению фундаментальных основ профессиональных знаний и умений. 2) Совершенствование планирования и организации образовательного процесса посредством увеличения роли индивидуальных форм работы со студентами; упорядочения системы контроля знаний, умений и навыков студентов; выработки единых требований к оценке знаний в рамках дирижерскохоровых дисциплин.Результаты текущего контроля знаний студента являются показателем того, как студент работал в течение семестра. В течение семестра проводится не менее 3х контрольных проверок знаний по каждому студенту из учебной группы; контроль за усвоением учебного материала равномерно распределен в течение семестра. Результирующей оценкой по дисциплине является средняя оценка, полученнаястудентом по итогам всехформ контроля в течение всего цикла изучения дисциплины в семестре. Дирижерскохоровые дисциплины заканчиваются зачетом, установленный максимальный рейтинг–50баллов. Для получения зачета студентдолжен набрать не менее половины максимального рейтинга–не менее25баллов. Текущая работа в семестре включает в себя выполнение студентом контрольных заданий, оценку уровня его знаний на практических и семинарских занятиях, участие студента в учебном процессе, участие в концертных мероприятиях. Разработанная рейтинговая шкала позволяет нам оценить уровень подготовки студентов к вокальнохоровой работе.Шкала рейтинговой системы оценки по дирижерскохоровым дисциплинам.

Вид деятельности

баллы1 –й семестр2 –й семестрЗа год1Посещаемость занятий

0203

52.Активность на занятиях

020353.Контрольная работа

020354.Написание тестов

020355.Выступление на концертах

020356.Зачет

25Итоговая балльная оценка 50

Балльная оценкаОт 0 до 40От 41 до 60От 61до 80От 81 до 100Академическая оценкаНеудовлетворительно(не зачтено)Удовлетворительно(зачтено)Хорошо(зачтено)Отлично(зачтено)Для эффективной подготовки бакалавров направления «Художественное образование» к вокальнохоровой работе с учащимися необходимо применять методику, включающую учебнометодический комплекс, состоящий из: программы дисциплины, модульнорейтинговой технологии построения образовательной программы; контрольноизмерительных материалов.