Методическое обеспечение педагогов по социально-личностному развитию старших дошкольников

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Семёнова Т. А. Методическое обеспечение педагогов по социально-личностному развитию старших дошкольников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 2561–2565. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53515.htm.
Аннотация. В настоящей статье раскрывается сущность методического обеспечения педагогов, обеспечивающего эффективность воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, направленного на социально-личностное развитие старших дошкольников. Представлен обзор научной литературы, описан опыт работы.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
1

Семёнова Татьяна Александровна,старший воспитательМАДОУ Детский сад № 61 Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан

t.semenowa2012@yandex.ru

«Методическое обеспечение педагогов по социальноличностному развитию старших дошкольников»Аннотация.Внастоящей статье раскрывается сущность методического обеспечения педагогов, обеспечивающего эффективность воспитательнообразовательного процесса в ДОУ, направленного на социальноличностное развитие старших дошкольников.Представлен обзор научной литературы, описан опыт работы.

Ключевые слова:социальноличностное развитие, показатели развития, методическое обеспечение, предметноразвивающая среда, взаимодействиеДОУ и семьи.

В Типовом положении о дошкольном образовательном учреждении № 2562 от 27.10.2011одна из важнейших задач дошкольного образовательного учреждения: обеспечение социально –личностного развития детей. В «Декларации прав ребенка» подчеркивается, что образование ребенка должно способствовать развитию его способностей и личного суждения, а также сознания моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества. Это объясняет необходимость важных изменений в определении содержания и способов организации педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении, направленного на социально –личностное развитие детей. Проблемасоциально –личностного развития человека рассматриваласьс позиций различных наук: философии (Д. Локк, К.А. Гельвеций, Д.Дидро, И. Кант и др.), социологии и психологии (И.С. Кон, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин идр.), педагогики (С.Т. Шацкий, Л.С. Выготский, Е.В. Рылеева,В.Р.Беспалова, П.П. Блонский, Е.А. Радинаи др.). В трудах В.В. Абраменковой, П.Ф. Лесгафта, В.А. Петровского и др. раскрыты психологопедагогические аспекты социальноличностного развития в различных видах деятельности; И.А. Зимней, Р.А. Литвак, B.C.Мухиной разработанатеория социализации личности в контексте образования, воспитания и развития;идеи социальной активности детей в различных сферах жизнедеятельности и педагогической средепринадлежат А.В. Мудрику, А.В. Петровскому;Л.С. Коломийченкобыли описанымеханизмы социального развития дошкольников. Кроме того, особенности социальной активности детей дошкольного возраста изучались:в процессе познания социальной действительности (С.А.Козлова), в условиях трудовой деятельности (Е.А. Шанц);были рассмотрены отдельные психологические факторы (В.Г. Маралов) и нормативная модель социальной активности дошкольников (Р.Г. Казакова), самобытный способ дошкольников освоения мира взрослых и самоутверждения в нем (Д.И. Фельдштейн), показатели социальноличностного развития дошкольников (Н.Ф. Голованова, В.А. Абраменкова). Одним из стержневых условий социальноличностного развития детей в ДОУ является методическое обеспечениепедагогов, ориентированное на современные государственные требования,особенности и законы психического развития детей, специфику педагогического коллектива. Вопросами методического обеспечения занимались такие педагоги как Н.А. Виноградова,Н.А. Кочетова, рассматривающие его как важнейшую часть повышения

2

квалификации дошкольных работников, Н.С. Голицына, выделяющая как основу –дифференцированный подход к оказанию помощи педагогам.Однако до настоящего времени вопросы методического обеспеченияпедагогов по социальноличностному развитиюдошкольников не достаточно изучены. В соответствии с ФГТ в примерных основных общеобразовательных программах дошкольного образования выделяется направление «Социальноличностное развитие», которое реализует содержание образовательной области «Социализация». Её целью является освоение первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:

развитие игровой деятельности детей;

приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу. Таким образом, являясь приоритетным, социальноличностное развитие детей выводится сегодня в ранг стратегических направлений обновления российского образования, в том числе дошкольного. Социальноличностное развитие в психологопедагогической литературе раскрывается как:

прогрессивный сдвиг или изменение, накопление положительных качеств в общественной системе (Д. Джери);

процесс формирования личности как социального качества индивида в результате его социализации и воспитания(С.Ю. Головин);

процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социальнокультурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений, который состоит из: трудовых навыков, знаний, норм, ценностей, традиций, правил, социальных качеств личности (Г.М. Андреева). Особо делается акцент на таких понятиях, как социальная роль, социальное поведение, внутренние и внешние регуляции (социального) поведения, социальная ситуация развития, механизмы социального становления личности (механизмы социализации), этапы социализации (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин). Важнейшеезначение для нашего исследования имеют работы Л.С. Коломийченко [1]. Автор выделяет механизмы социального развития, а именно:освоение содержательной стороны культуры(идентификация, дифференциация,интериоризация);овладение её технологической стороной, включающеетакие компоненты как ориентировочный, исполнительский, результативный). Среди показателей социальноличностного развития дошкольников исследователи (Н.Ф. Голованова [2], В.В. Абраменкова [3])отмечают адекватные способы общения с близкими взрослыми, социальную компетентность, или социальную зрелость, в единстве её мотивационного, когнитивного и поведенческого компонентов, ориентировку в окружающем предметном мире, в представлениях о самом себе, о событиях собственной жизни и о своей деятельности, а также о явлениях общественной жизни. Проведенный анализ примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования («От рождения до школы», «Детство», «Успех») по направлению«Социальноличностное развитие»подтверждает, что современные федеральные комплексные программы предусматривают реализацию направления «Социальноличностное развитие» с разной степенью полноты: от четкой, логически структурированной и хорошо оснащенной работы доеё поверхностного упоминания.

3

Анализ содержания федеральных парциальных программ «Открой себя» (Е.В.Рылеева), «Я –человек» (С.А.Козлова), «Основы безопасности детей дошкольного возраста» (Р.Б.Стеркина, О.Л.Князева, Н.Н.Авдеева), «Я, ты, мы» (О.А.Князева, Р.Б.Стеркина), «Азбука общения» (Л.М. Шипицына) позволяющих реализовывать задачи и содержание направления «Социальноличностное развитие» позволил сформулировать следующие выводы:

«Я, ты, мы», «Я –человек»,«Азбука общения»

дают возможность практически полностью реализовать комплекс задач социальноличностного развития, обозначенных в ФГТ;

«Я –человек», «Открой себя», «Я, ты, мы» предполагают развитие положительного отношения ребёнка к себе. Причем программа «Открой себя» ориентирована только на эти задачи и значительно расширяет и конкретизирует их;

во всех программах, за исключением «Я, ты, мы», отсутствуют задачи приобщения детей к ценностям сотрудничества с другими людьми. Программа «Открой себя» в своем разделе «Мир людей»определяет задачу «Осмысление невозможности осуществления своих замыслов без помощи других людей», решение которой является лишь первым шагом на пути сотрудничества;

программы не уделяют достаточного внимания к задачам развития у детей социальных навыков. Только программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» направлена на усвоение детьми правил безопасного поведения дома и на улице. Освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций, развитие умений устанавливать контакты предполагаются в программе «Я, ты, мы»;

отличительной особенностью программы «Я –Человек» является наличие в ней требований к уровню усвоения по выделяемым разделам;

программы имеют разное методическое обеспечение;

все программы структурированы по разделам. В Республике Башкортостан разработаны региональныепрограммыдошкольного образования, реализующиезадачи социокультурного развития дошкольников. Необходимость и целесообразность таких программ строится на принципе культуросообразности, который обеспечивает учет ценностей и традиций в духовнонравственном и эмоциональном образовании и рассматривается как приобщение ребенка к основным компонентам человеческой культуры. Это парциальные программы «Я –башкортостанец» (Р.Л. Агишева), «Земляотцов» (Р.Х. Гасанова), «Образ Салавата Юлаева –дошкольникам» (Ф.Г. Азнабаева, Г.Р. Шафикова), «Оскон» (Ф.Г. Азнабаева, З.Г. Нафикова) и др. Перечисленные программы направлены на решение задач этнокультурного образования: формирование основ духовности, патриотизма юного гражданина Башкортостана. Таким образом, социальноличностное развитие представляет собой последовательный, многоаспектный процесс и результат социализациииндивидуализации, в ходе которого осуществляется приобщение человека к «всеобщему социальному» и постоянное открытие, утверждение себя как субъекта социальной культуры. Разработанность содержания, обеспечивающего решение задач социально –личностного развития не гарантирует достижения планируемого результата.Несомненно, организация педагогического процесса, направленного на вхождение ребёнка в мир социальных отношений, требует от педагога особого мастерства, знания детей, собственного переживания, явно выраженного отношения, овладения новыми способами профессиональной деятельности (общения, мотивации и организации деятельности детей).Наряду с этим, педагоги ДОУ, реализуя образовательную деятельность, обеспечивая разностороннее развитие детей, должны постоянно осваивать новейшие технологии, самосовершенствоваться.

4

Источником переосмысления целей и задач дошкольного образования для педагогов служитметодическое обеспечение. Методическое обеспечениерассматривается как: совокупность средств, правил, выбор которых позволяет педагогу решать поставленные перед ним задачи[4];

создание условий для доступности научнопедагогической информации каждому педагогу в соответствии с его профессиональными потребностями[5]; Нарядус этим, Н.А. Виноградова выделяет функции методического обеспечения:1.внедрения результатов научных исследований в практику; 2.обобщения и трансляции;3.текущей методической помощи.[5]

Л.В. Байбородова предлагает наиболее адекватные в каждом случае формы и методы взаимодействияс педагогическимколлективом:

индивидуальные опросы педагогов по выявлению трудностей в воспитании детей;

индивидуальное и групповое консультирование по вопросам эффективного взаимодействия взрослого и ребенка;

дискуссионные клубы, гостиные, семинары практикумы, круглые столы для педагогов с целью повышения знаний об особенностях воспитания детей в семье;

проведение тренингов. [6] Все формы можно представить в виде двух взаимосвязанных групп: групповые формы методического обеспечения(педагогические советы, семинары, практикумы, консультации, творческие микрогруппы, открытые просмотры, работа по единым методическим темам, деловые игры и т.д.); индивидуальные формы методической работы (самообразование, индивидуальные консультации, собеседования, стажировка, наставничество). По мнению Н.С. Голицыной основными критериями успешности методического обеспечения являются: эффективность профессиональной педагогической деятельности (рост качества образования, воспитанности и социальности детей), творческий рост педагогов, внедрение новых педагогической технологий[7]. Кроме того, при планировании методического обеспечения педагогов необходимо учитывать определенные педагогические условия, которые будут способствовать достижению качественного результата. Главными из таких педагогических условий И.Ф. Слепцова выделяет:

создание предметноразвивающей среды в ДОУ;

осуществление взаимодействия ДОУ и семьи в русле социальноличностного развития.[8] В связи с современными требованиями, предметная развивающая среда должна способствовать реализации образовательных областей в образовательном процессе, включающем: 1) совместную партнерскую деятельность взрослого и детей; 2) свободную самостоятельную деятельность самих детей в условиях созданной педагогами предметной развивающей образовательной среды, обеспечивающей выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстникамиили действовать индивидуально. Иными словами, деление группы детского сада на комплекс предметно –развивающих сред предполагает:

наличие развивающего оборудования, предполагающего как освоение детьми разного рода образовательных областей, так и разных видов деятельности;

наличие у воспитателей методических рекомендаций по использованию развивающего оборудования группы и обыгрыванию среды: здесь могут быть

5

представлены подвижные игры, игры для развития и коррекции, дидактические, строительные игры, ролевые игры и упражнения, творческие игры и др. В связи с этим, необходимо осуществить выбор методических и игровых материалов для социальноличностного развития детей, который будет основан на потребностях современного ребенка. Второе педагогическое условие осуществление взаимодействие ДОУ и семьи в русле социальноличностного развития детей. Учитывая то положение, что эффективность социальноличностного развития может быть достигнута лишь посредством усилий всех участников процесса, мы считаем необходимым и особенно важным координацию деятельности и единство позиций и требований. Проблема взаимодействия ДОУ и семьи активно разрабатывается в последнее десятилетие (М.Р. Битянова, Е.И. Казакова, Л.М. Шипицына). Традиционные формыподразделяются на коллективные(родительские собрания, конференции), индивидуальные (педагогические беседы с родителями, тематические консультации, «заочные» консультации) и наглядноинформационные (записи на магнитофон бесед с детьми, видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий; фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папкипередвижки). В целом развитие личности дошкольника связано с целенаправленной педагогической деятельностью, ориентированной на постижение ребенком личностных смыслов своей активности. Эти качественные изменения, определяющие стратегию дальнейшего развития системы дошкольного образования, определяют образ открытого образовательного пространства в ДОУ. В связи с этим, мы сочли необходимым организовать методическое обеспечение педагогов по социальноличностному развитию старших дошкольников cсоблюдением вышеописанных педагогических условий. С целью последующего выявления эффективности методического обеспечения нами были подобраны диагностические методы исследования реальной ситуации организованной работы по социальноличностному развитию детей в ДОУ(см. таблицу 1).Таблица 1Задачи и методы исследованияЗадача исследованияМетоды1. Исследовать социальноличностное развитие дошкольников

Наблюдение за самостоятельной деятельностью. Цель:выявить индивидуальные особенности эмоциональных проявлений детей, умения общения и взаимодействия со сверстниками, личностных проявлений дошкольников в различных видах деятельности (модификация методики Т.А. Репиной «Изучение социальнонравственного развития детей группы, характера взаимоотношений детей в коллективе сверстников»).Беседа.Цель:изучить особенности самооценки дошкольников, определить те нравственные качества, которые выделяет в себе ребенок (экспериментальная методика «Лесенка» Я.Л. Коломинского, М.И. Лисиной).Беседа. Цель: изучить понимание детьми нравственных норм методике («Закончи историю» Р.М. Калининой).2. Выявить основные затруднения педагогов по социальноличностному развитию дошкольников

Анкетирование

Анализ календарных планов3. Определить насыщенность предметноразвивающей средыв группе ДОУ, Анализ (по рекомендациям А.Г. Гогоберидзе, М.Н. Поляковой)

6

направленной на социальноличностное развитие дошкольников4. Изучить представления родителей об особенностях социальноличностного развития детей

Анкетирование

Полученные данные подтвердили необходимость проведения работы по методическому обеспечению педагогов, а именно:

социальноличностное развитие дошкольников на начальном этапе характеризовалась как недостаточное, отмечалась завышенная самооценка детей, плохая сплоченность детского коллектива, недостаточно доверительные отношения с воспитателем;

педагоги испытывали затруднения в вопросах реализации задач социальноличностного развития дошкольников;

предметноразвивающая среда группыбыла недостаточно насыщена в сфере социальноличностного развития дошкольников;

представления родителей о социальноличностном развитии дошкольниковбыли поверхностными, времени на общение уделялось недостаточно, игрушки детямприобретались необдуманно, необоснованно. В связи с этим, нами был разработан и апробирован план методического обеспеченияпедагогов по социальноличностному развитиюдетей в ДОУ.Ежемесячно была запланирована работа с педагогами, работа с родителями, обогащение предметноразвивающей среды. В работу с педагогами вошли: круглый стол «Социальноличностное развитие дошкольников»; тренинг по развитию практических умений педагогов в процессе решения проблемных ситуаций, возникающих в группе; выставка методической литературы по социальноличностному развитию дошкольников; помощь педагогам в самообразовании; семинарбрифинг «Личностноориентированное взаимодействие»;консультация «Задушевные беседы с детьми»;семинарпрактикум «Формирование навыков общения у дошкольников»; консультация «Роль игр и игрушек в формировании социальнопсихологического климата в группе детей»; практикум «Технология обыгрыванияантиигрушек»; мастеркласс«Организация театральноигровой деятельностидошкольников»;презентация «Деятельность, как средство социализации личности. Метод проектов»; круглый стол «Подведение итогов проведенной работы. Рефлексия». В работу с родителями вошли: тематическое родительское собрание «Становимся вежливыми»;оформление папокпередвижек по вопросам социальноличностного развития детей дошкольного возраста; тренинг коммуникативных умений для родителей и детей«Пойми меня»; памятка для родителей «Семь золотых правил наказания»;консультация «Игры и игрушки ваших детей»; оказание консультативной помощи по интересующим вопросам «Телефон доверия»; семейный проект «Самый дорогой человек на свете». Обогащение предметноразвивающей среды предполагало приобретение различного игрового пособия для организации социального развития дошкольников и развития игровой деятельности. Кроме того, для организации целенаправленной работы в помощь педагогам была предложенапримернаяциклограмма планированияформ работы с дошкольниками(см. таблицу 2).Таблица 2

Примерная циклограмма планирования форм работы по социальноличностному развитию старших дошкольников

7

№ п/нФормы взаимодействия с детьмиСроки проведения

Ответственные1.

НОД1 раз в месяцВоспитатели, специалисты ДОУ2.

Ситуации общения (беседы)4 раза в месяцВоспитатели3.

Проблемные ситуации2 раза в месяцВоспитатели4.

Сюжетноролевые игрыежедневноВоспитатели, специалисты ДОУ5.Подвижные игрыежедневноВоспитатели, инструктор по ФИЗО, музыкальный руководитель6.

Музыкальнотеатрализованные игры1 раз в месяцВоспитатели, музыкальный руководитель7.

Развлечения1 раз в кварталВоспитатели, специалисты ДОУ8.

Дидактические игры2 раза в неделюВоспитатели9.

Словотворческие игры2 раза в месяцВоспитатели10.

Чтение художественной литературы2 раза в неделюВоспитатели11.

Игровые ситуации2 раза в месяцВоспитатели12.Изобразительная деятельность1 раз в неделюВоспитатели, руководительизобразительной деятельности13.

Проектная деятельностьв течение годаВоспитатели14.

Рассматривание иллюстраций, альбомов1 раз в неделюВоспитатели15.

Индивидуальная работаежедневноВоспитатели, педагогпсихолог16.Самостоятельная детская деятельность, предполагающая общение со сверстникамиежедневноВоспитатели

Поистечении срока реализации плана нами была проведена вторичная диагностика с цельюоценкиэффективности методического обеспечения педагогов по социальноличностному развитию старших дошкольников детей. Было выявлено:

показатели социальноличностного развития дошкольников изменились в лучшую сторону. Многие дети стали проявлять большую терпимость по отношению к сверстникам, в общении с взрослыми наладились болеедоверительные отношения, представления детей о нравственных качествах углубились, игровая деятельность детей стала разнообразней;

деятельность педагогов по социальноличностному развитию детей стала продуктивнее, в практике старшей группы ДОУ активное применение нашли практические проблемные ситуации, задушевные беседы, организация игровой деятельности осуществляется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;

предметноразвивающая среда, направленная на социальноличностное развитие дошкольников значительно обогатилась;

8

активность родителей во взаимодействии с ДОУ возросла, рекомендации специалистов нашли применение в практике семейного воспитания, о чем свидетельствуют положительные отзывы от родителей. Таким образом, подтвердилось, чтометодическое обеспечение педагогов по социальноличностному развитию старших дошкольников позволило достичь качественного результата. Кроме того, проведенное исследование определило перспективы дальнейшей работы, направленной на социальноличностное развитие дошкольников; позволило накопить положительный опыт, возможный для использования в других ДОУ. В то же время, проведенное исследование не исчерпывает всей полноты изучаемой проблемы. Перспективы дальнейшей работы мы видим в поиске новых педагогических условий социальноличностного развития детей в ДОУ.

Ссылки на источники1. КоломийченкоЛ.В. Концепция и программа социального развития дошкольников// Детский сад от А до Я.–2004. –№ 5. –С. 827.2.ГоловановаН. Ф. Социализация и воспитание ребенка. СПб.: Речь, 2004. 268 с. 3. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. М.: Воронеж, 2000. –215 с. 4. ВиноградоваН.А., МикляеваН.В. Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы. –М.: Айрис пресс, 2009. –192 с.5. Рубцов, В.В., Юдина Е.Г. Современные проблемы дошкольного образования// Психологическая наука и образование. 2010. №3. –С. 1719.6. БайбородоваЛ.В. Воспитательный процесс: изучение эффективности: методические рекомендации. –М.: Сфера, 2000. 128 с.7. ГолицынаН.С. Организация и содержание работы старшего воспитателя ДОУ. –М.: Скрипторий 2003. 2010. –104 с.8. СлепцоваИ.Ф. Что должен знать о ФГТ каждый педагог ДОУ: Методическоепособие. –М.: АРКТИ, 2012. –120с.

Semenova Tatiana Aleksandrovna,senior teacher МАДОУkindergarten № 61 of the Kastrychnitski district of the city of Ufa of the Republic of Bashkortostant.semenowa2012@yandex.ru

«Methodological support for teachersthe social and personal development of senior preschool children»Abstract.In this article reveals the essence of methodical support of teachers, ensuring the effectiveness of educational and educational process in the DOW, aimed at social and personal development of senior preschool children. Provides an overview of the scientific literature, the experience of work.Key words:social and personal development, indicators of development, methodological support, the subjectdeveloping environment, the interaction between DOW and the family.