Прикоснись к природе сердцем
Выпуск:
ART 53514
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Саулина
Г.
Х. Прикоснись к природе сердцем // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2013. – Т. 3. – С.
2556–2560. – URL:
http://e-koncept.ru/2013/53514.htm.
Аннотация. В статье прописан алгоритм организации работы дошкольного учреждения па нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников. Автор
раскрывает задачи, формы и виды нравственно - патриотического воспитания. Особое внимание обращается на нормативно - правовую основу и материальную базу в сфере законодательства. Прописана система работы конкретного образовательного учреждения по нравственно - патриотическому воспитанию. Особое место отводится организации работе с семьей, повышению квалификации педагогов.
Ключевые слова:
экологическая культура, патриотическое воспитание, экологическое просвещение, экологическое образование, охрана окружающей среды, основные направления и приоритеты работы
Текст статьи
Фамилия, имя, отчество автора: Саулина Галия Хамитовнаученая степень, должность, организация, город:Воспитатель Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 10 «Золушка» г. Охи Электронный адрес: galiya_72_15@mail.ruНазвание статьи:«Прикоснись к природе сердцем»Аннотация:В статье прописан алгоритм организации работы дошкольного учреждения па нравственно патриотическому воспитанию дошкольников. Автор раскрывает задачи, формы и виды нравственно патриотического воспитания. Особое внимание обращается на нормативно правовую основу и материальную базу в сфере законодательства. Прописана система работы конкретного образовательного учреждения по нравственно патриотическому воспитанию. Особое место отводится организации работе с семьей, повышению квалификации педагогов. Ключевые слова:экологическое просвещение, экологическое образование, экологическая культура, охрана окружающей среды, патриотическое воспитание, основные направления и приоритеты работы.Ссылки на источники –список цитируемой литературы:
1. О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» СанктПетербург «Детство –Пресс» 2001г.2. И. Белавина, Н. Найдёнова « Планета –наш дом» ( Методика проведения занятий для дошкольников и младших школьников), Москва 1995 г., Изд. « ЛАЙДА»3. А. И. Иванова « Живая экология» , Москва 2007г., Изд. « ТЦ «СФЕРА»4. Л.Г. Киреева, С.В. Бережнова « Формирование культуры дошкольников», Волгоград2008г., Изд. « Учитель».5. Н.Н. Кондратьева «Программа экологического воспитания детей « Мы»,СанктПетербург 2001г., Изд. «ДЕТСТВОПРЕСС».6. Н.А. Рыжова «Не просто сказки », Москва 2002г. Изд. « ЛИНКАПРЕСС»7. Н.А. Рыжова «Солнышко, солнышко выгляни вокошечко », Москва 1998г. изд. « ЛИНКАПРЕСС»8. Н.А. Рыжова «Человек и природа », Москва 2007г. Изд. « ЛИНКАПРЕСС»9. Н.А. Рыжова «Что у нас под ногами », Москва 2007г. Изд. « ЛИНКАПРЕСС»10.Т.А. Шорыгина « Зелёные сказки», Москва 2006г., Изд. « Книголюб».11. Т.А. Шорыгина «Какие звери в лесу», Москва 2008г., Изд. «Гном и Д».12. Т.А. Шорыгина «Кустарники. Какие они», Москва 2008г., Изд. «Гном и Д».13. Т.А. Шорыгина «Птицы. Какие они», Москва 2008г., Изд. «Гном и Д».14. Т.А. Шорыгина «Травы. Какие они», Москва 2008г., Изд. «Гном и Д».15.Хрестоматия для детского сада ( Стихи и рассказы о природе), Москва 2006г., Изд. «ДРОФАПЛЮС».16.Хрестоматия для детского сада ( Сказки, стихи, рассказы о животных), Москва 2006г.,Изд. «ДРОФАПЛЮС».17. Энциклопедия о животных « Планета животных», Москва 2001г., Изд. « МАХАОН».18. « Эти удивительные Акулы и киты» Москва 1998г., Изд. « МАХАОН».
Журналы « Дошкольное воспитание»:19. № 7 –1993г. « Ребёнок и природа», стр. 3.20. № 7 –2000г. « Нащ дом –природа», стр 2 26.21. №9 –2000г. « Ознакомление дошкольников с неживой природой», стр.4722. №11 –2000г. « Ознакомление дошкольников с неживой природой», стр.3123. №7 –2005г. «» Воспитание бережного отношения к воде» , стр. 37
Наглядное пособие для педагогов детского сада Серия « Знакомство с окружающим миром и развитие речи»:24.. «Насекомые в картинках» , выпуск №1, №2, №3. , Москва 2008г.,
Изд. ООО « ГНОМ» .25. «Обитатели океана в картинках» , выпуск №1, №2, №3. ,Москва 2008г.,
Изд. ООО « ГНОМ» .26. « Птицы в картинках» , выпуск №1, №2, №3. , Москва 2008г.,
Изд. ООО « ГНОМ» .27. «Рыбы в картинках» , выпуск №1, №2, №3. , Москва 2008г.,
Изд. ООО« ГНОМ».Surname, name, patronymic of the author: SaulinaGaliya Hamitovnadegree, position, organization, city: Teacher of the Municipal budget of preschool educational institutions the kindergarten № 10 «Cinderella» str. OohsEmail: galiya_72_15@mail.ruThe title of the article: «Touch the nature of the heart»Abstract: In the article the algorithm of organization of work of preschool institutions PA moral and Patriotic education of preschool children. The author reveals the tasks, forms and types of moral and Patriotic education. Special attention is drawn to the legal framework and material base in the sphere of legislation. Written system of a particular educational institution on moral and Patriotic upbringing. Special attention is paid to the organization of work with families, improvement of professional skill of teachers.Key words: environmental education, environmental education, environmental culture, the protection of the environment, Patriotic education, the main directions and priorities of the work.
«Земля прекрасная планета, а вовсе не хрупкая. Она может выдержать значительные извержения вулканов, тектонические катаклизмы, и ледниковые периоды. Но это хитрое, умное, плодовитое и очень эгоцентричное человеческое существо показало себя способным на большие разрушения жизни, чем сама природа.... Мы должны быть остановлены. " Майкл Л. Фишер
Современная действительность такова, что вопрос об экологическом просвещении, образовании стоит особо остро. Ежечасно, ежеминутно, мы сталкиваемся с халатным, безобразным отношением человека с природой. Человек губит то, что изначально дало ему жизнь. Некоторые действия он совершает сознательно, для создания комфортных условий своего существования, но есть случаи, когда его поступки приводят к губительным для природы результатам от не знания элементарных законов и правил обращения, общения с ней. Отсюда вытекает, что формирование элементарных экологических знаний и представлений стоит начинать как можно раньше. Дошкольный возраст самый оптимальный и благодарный для этого период. Нормативная база для экологического образования в нашей стране есть. Согласно ст.71 Федерального закона «Об охране окружающей среды»: «В целях формирования экологической культуры и профессиональной подготовки специалистов в области охраны окружающей среды устанавливается система всеобщего и комплексного экологического образования, включающая в себя дошкольное и общее образование, среднее, профессиональное и высшее профессиональное образование, послевузовское профессиональное образование, профессиональную переподготовку и повышение квалификации специалистов, а также распространение экологических знаний, в том числе через средства массовой информации, музеи, библиотеки. Учреждения культуры, природоохранные учреждения, организации спорта и туризма».В ст. 72 Федерального закона «Об охране окружающей среды» закреплено, что в дошкольных образовательных учреждениях, общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях дополнительного образования независимо от их профиля и организационноправовых форм осуществляется преподавание основ экологических знаний.Что же следует понимать под экологическим образованием детей? Разумеется, это,прежде всего, воспитание доброты, отзывчивого, ответственного отношения к природе, к людям, которые окружают ребенка в данный момент, к тем людям, которые будут жить после и для которых нужно оставить землю пригодной для жизни. Необходимо учить детей, понимать свои потребности, чувства, учить осознавать, что происходит вокруг. В этом экологическое образование тесно связано с развитием эмоций ребенка. Воспитывается умение сочувствовать, сопереживать, удивляться, заботиться о живых организмах, воспринимать их как равных себе жителях планеты. Развивать умение видеть красоту окружающего мира – красоту обычного полевого цветка, хрупкость и, в то же время, силу малыша муравья и всю завораживающую красоту восхода солнца, с его игрой цвета. Научить ребенка слышать шум ветра, пение птиц, стрекот кузнечика. Объяснить, что от состояния окружающей природы зависит здоровье человека. А чтобы сохранить здоровье, необходимо жить в гармонии с природой и вести здоровый образ жизни.Дошкольников нужно научить понимать необходимость сохранения всех без исключения видов животных и растений, не зависимо от их к ним личного отношения. В природе нет вредного и полезного. В ней все взаимосвязано и переплетено.Экологическое воспитание должно сформировать у детей активную позицию, вызвать желание изменить мир вокруг себя в лучшую сторону (начать с малого: не бросать мусор на улице). Дать детям почувствовать, что от их даже незначительных на первый взгляд поступков, зависит, каким будет окружающий мир. Дети должны понимать и свою ответственность за состояние окружающей среды.Остановимся на некоторых основных формах, методах, приемах формирования основ экологического воспитания детей более подробно. ФГТ рекомендует нам интеграцию различных образовательных областей, следовательно, экологическое воспитание может проникать во все виды детской деятельности. Это и физическое, познавательно –речевое, художественно –эстетическое и социально –личностное развитие. Начнем с того, что является основополагающей линией детской деятельности –игры.Игра имеет вдошкольном детстве первостепенное значение, она повышает умственные способности, формирует чувственное восприятие мира и эмоциональное благополучие ребёнка, создаёт самые оптимальные условия для воспитания и обучения. Наиболее целесообразным методом обученияв экологическом образованииявляется дидактическая игра.Экологическая игра
это форма экологического образования и воспитания экологической культуры, она основывается на развёртывании особойигровой деятельности детей, стимулирует возникновение высокого уровнямотивации, интереса к природе.Знания о природе полученные детьми посредством экологической дидактической игры, оказывают влияниена формирование у них бережного и заботливого отношения к «живой» и «неживой» природе. Здесь решаются следующие задачи:
Формируется первоначальная система ценностных ориентаций, восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы.
Развиваются способности детей к познанию мира природы.
Проводится обучение элементарным нормам поведения в природе
Формируются навыки рационального природопользования в повседневной жизни.
Воспитывается гуманное отношение к живым организмам.Виды экологических дидактических игр разнообразны. Это и игры
путешествия для самых маленьких воспитанников это могут быть «Путешествия сад, лес, в зоопарк», для более старших возможны путешествия в различные природные зоны. Игры –поручения –«Накормим медвежонка, котенка…», здесь дети могут познакомитьсяс пищевыми цепочками, с видами растений, понятиями «травоядные», «хищники».Игры предложения –«Что было бы, если бы не стало…», «Если бы мы не мыли руки…». Дети учатся логическому мышлению, пониманию взаимосвязи природных явлений, развивают связную речь.Игры –загадки –они позволяют проверить знания детей, их находчивость. «Что бывает красное, круглое…», «Что летает, плавает, ползает…»Игры –беседы –позволяют не только пополнить знания о экологии, но и научат детей доброжелательному, внимательномуобщению с собеседником, развивают умение слышать и слушать. «Витамины необходимы для …», «Летом идет дождь, а зимой…»Для того, чтобы игра имела положительный результат, необходима ее четкая организация. Стоит учитывать продолжительность игры, правильный подбор дидактического материала, определить количественный состав играющих и обязательное подведение итогов.Приведем пример, экологической дидактической игры, которая позволяет закрепить с детьми знания примет осени:Игра « Да или нет»Осенью цветут цветы? Осенью растут грибы? Тучки солнце закрывают? Колючий ветер прилетает? Туманы осенью плывут? Ну а птицы гнезда вьют? А букашки прилетают? Звери норки закрывают? Урожай все собирают? Птичьи стаи улетают? Часто –часто льют дожди? Достаем мы сапоги? Солнце светит очень жарко? Можно детям загорать? Ну а что же тогда делать? Куртки, шапки надевать?
Еще один вид деятельности позволяющий достичь положительного результата в формировании экологической культуры –это экспериментальная деятельность. Дети любят проводить различные опыты, экспериментировать. В процессеэкспериментальной деятельности развивается не только моторика рук ребенка, но, прежде всего, формируется мышление, увеличивается наблюдательность за природой, её красотой и неповторимостью, воспитывается бережное отношение к ее дарам при использовании в собственных целях.
Это могут быть опыты с водой, знакомство с ее агрегатными состояниями, опыты с почвой, ветром, дети приобретают знания через непосредственное, тесное общение с природными объектамии явлениями. Получают некоторые научные знания. Опыт «Как маскируются животные»Материал: светло –желтый мелок, белая бумага, красная прозрачная папка из пластика.Желтым мелком нарисуйте птичку на белом листе бумаги. Закройте картинку красным пластиком.Вывод: желтая птичка исчезла.Почему? Как желтая птичка, так и красный пластик отражают свет, который попадает нам в глаза. Красный цвет не чистый, он содержит в себе желтый цвет, который сливается с желтым на картинке, и глаз,не в состоянии отделить один цвет от другого. Животные часто имеют окраску, сливающуюся с цветом окружающего пейзажа, что позволяет им прятаться от хищников. Глаза хищника не могут отличить цвет его возможной жертвы от цвета листвы или травы.
Еще одной эффективной формой работы по формированию экологической культуры дошкольников, является кружковая работа. Она интересна тем, что её содержание не ограничивается рамками образовательной программы, оно позволяет, выходит за её пределы, извлекать уроки на будущее, изменять цели своей деятельности, применять решение в соответствии со своими убеждениями.Тесное переплетение непосредственно –образовательной и нерегламентированной деятельности позволяет достичь наилучших результатов. Например, кружкидля детей младшего и среднего дошкольного возраста «Прикоснись к природе сердцем», для детей старшей и подготовительной групп «Войди в природу другом» с разработанными перспективными и календарно тематическими планами, диагностикой знаний и умений детейв начале и конце учебного года, тщательно подобранным дидактическим материалом, и правильно организованной развивающей средой.
ПЕРКСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ«ВОЙДИ В ПРИРОДУ ДРУГОМ»В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.
СЕНТЯБРЬ.1.Диагностика экологических знаний.2.Сотворение планеты Земля. Планета Земля –наш дом. Знакомство с глобусом.ОКТЯБРЬ.1.Где ночует солнышко? Отчего бывает день и ночь на планете земля.2.Солнышкина семья: Земля –дочь Солнца.3.Отчего бывает зима и лето.4.Разнообразие животного мира.НОЯБРЬ.1.Что кому по вкусу?2.Бывают ли животные «вредные» и «полезные»?3.Животный мир Сахалина4.Чем богаты недра ЗемлиДЕКАБРЬ.1.Зимовка диких и домашних животных.2.Растение –живое существо.3.Разнообразие растительного мира Сахалина.4.Хвойное дерево сосна: кто дружит с ней?ЯНВАРЬ.1.Что такое лес? Лес лесу рознь. Какие бывают леса?2.Этажи леса.3.Родной край4.Птицы нашего краяФЕВРАЛЬ.1.КВН «Друзья природы»2.Пищевые цепи: по законам живой природы.3.Кто главный в лесу?4.Викторина о лесеМАРТ.1.Воздушный океан2.Царица водица3.Что такое Красная книга?4.Наша планета в опасности!АПРЕЛЬ.1.Цветы – это радость2.Лекарственные растения.3.Кто такой человек? Из чего он «сделан»? «Рабочие» инструменты человека.4.Органы чувств –наши помощники.МАЙ.1.Зачем человек ест? Как путешествует пища?2.Осторожно нитраты! Могут ли фрукты и овощи навредить нашему здоровью?3.Диагностика экологических знаний. Викторина «Умники и умницы».
Еще одним весомым помощником в формировании экологической культуры дошкольников, может выступить –использование музыкальных произведений. Как говорил А.С. Пушкин: «Музыка может ударить по сердцам с неведомой силой!». Силой музыки можно эмоционально настроить детей на серьезное и бережное отношение к окружающему нас миру, с помощью песни можно научить детей дружить, действовать сообща, любить животных, птиц, небо, лес.Использование музыкальных произведений возможно и в дидактических играх, и в ходе экологических праздников, развлечений, викторин. Приведем пример экологической дидактической игры с использованием музыкальных произведений:
Чудесный мешочек.Игра для закрепления знаний о диких и домашних животных, развития звуковысотногослуха и закрепления программного материала.Материал: мешочек с игрушками (медвежонок, зайчонок, птичка, котенок и т.д.)Ход игры:Воспитатель Ребята, к нам сегодня пришли гости. Они решили поиграть с нами. Они спрятались. (Показывает мешочек). Отгадать, кто же спрятался в мешочке, нам сегодня помогут музыкальные произведения. Прослушайте их и попытайтесь определить, кто же наши гости». Музыкальный руководитель проигрывает знакомые детям произведения «Серенькая кошечка», «Петушок», «Воробушки», «Медведь». Дети стараются узнать, про кого была музыка. Воспитатель поочередно достает из мешочка соответствующую музыке игрушку, показывает ее детям.Еще одним направлением в воспитании основ экологической культуры является проектная деятельность. Рассмотрим его на основе проекта по знакомству с бытом и традициями коренных малочисленных народов северного Сахалина «Из глубины веков». Основное инновационное содержание проекта изучение истории родного края по средствам знакомства с коренными жителями северного Сахалина.В проекте необходимо определить цели, задачи, географию проекта, основные уровни финансирования, обосновать проблемы, определить временные рамки реализации проекта, основных исполнителей, ожидаемые результаты, разработать основные мероприятия в рамках проекта (формы и методы).
Основные направления и приоритеты проекта:1.Воспитание нравственнопатриотических чувств к малой родине, родному городу.2.Воспитание толерантного отношения к лицам других национальностей.3.Формирование у старших дошкольников нравственных качеств личности через ознакомление с родным поселком, краем.4.Формирование гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую Родину.5.Помогать детям в освоении социальных навыков и норм поведения на основе совместной деятельности и взаимной помощи, умения общаться со взрослыми и сверстниками.6.Расширить представления детей о истории, культуре, профессиях, людях, социальноэкономической значимости родного поселка, края.7.Сформировать представления о том, чем славен родной край.8.Воспитание здорового образа жизни.9.Воспитание чувства уважения к профессиям и труду взрослых.10.Воспитание уважения к национальной самобытности языка и традиционным ценностям.Тематический план мероприятий по реализации проекта «Из глубины веков»
ТемаПрограммное содержаниеМатериалыБлок «Наш Сахалин»1. Древние легендыРассказать детям об истории СахалинаИллюстративный материал2.Природа СахалинаПознакомить детей с природно–географическими зонами СахалинаГеографическая карта, карта озер Сахалина, фотографии.3.Народы СахалинаПознакомить детей с коренными жителями СахалинаИллюстративный материал.Блок «Традиции коренных жителей Сахалина, фольклор»1.Сказки коренных народов Сахалина
Познакомить детей с фольклором народов Сахалина, отражающим черты характера, отношения в семье, с другими людьми, природой.Сказки народов проживающих на территории Сахалина (нанайские, нивхские, айна)2.Пословицы и поговорки
Познакомить детей с пословицами, учить задумываться над смыслом пословиц, соотносить с ситуацией в жизни.Пословицы и поговорки3.Колыбельные песниПознакомить с колыбелью (люлькой)Развивать исполнительские умения (исполнять колыбельные песни протяжно, нежно, ласково)сборник колыбельных песен.
4. «Народные игры
Познакомить детей с народными играмиЛенточки, платки, палка.Блок «Обычаи и традиции коренных народов Сахалина»1.Жилище. Аппликация чума.Познакомить детей с национальным жилищем коренных народов –чумом. Учить подбору орнамента для украшения чума.Макет чума, иллюстрации2. Изготовление кукол из соломы, платка, ткани.Развивать прикладные умения
Природный, бросовый материал3. Узоры и орнаментыПознакомить с основными видами орнаментов коренных народов.Цветная бумага, оборудование для аппликации
4. Занятие –игра «гостеприимство»
познакомить детей с такими поощряемыми качествами: добродушие, приветливость, гостеприимство;
познакомить детей с особенностями костюма народов, проживающих на СахалинеКукла в национальном костюме; иллюстративный материал.
Мы рассмотрели лишь часть возможной работы по формированию экологической культуры у дошкольников. Но даже из этого видно, какое разнообразие форм, приемов, методов можно использовать для достижения поставленной цели. Следует отметить, что важным фактором здесь является экологическая культура специалиста, который проводит эту работу. Процесс воспитания экологической культуры у дошкольников несет в себе экологическое просвещение. Просвещение в сфере экологии –это распространение экологических знаний об экологической безопасности, здоровом образе жизни человека, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов в целях формирования экологической культуры в обществе. Это процесс воспитания личности, способной на осознанное, бережное, заботливое отношение к природе, миру, в котором мы живем.
Список используемой литературы
1. О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» СанктПетербург «Детство –Пресс» 2001г.2. И. Белавина, Н. Найдёнова « Планета –наш дом» ( Методика проведения занятий для дошкольников и младших школьников), Москва 1995 г., Изд. « ЛАЙДА»3. А. И. Иванова « Живая экология» , Москва 2007г., Изд. « ТЦ «СФЕРА»4. Л.Г. Киреева, С.В. Бережнова « Формирование культуры дошкольников», Волгоград2008г., Изд. « Учитель».5. Н.Н. Кондратьева «Программа экологического воспитания детей « Мы»,СанктПетербург 2001г., Изд. «ДЕТСТВОПРЕСС».6. Н.А. Рыжова «Не просто сказки », Москва 2002г. Изд. « ЛИНКАПРЕСС»7. Н.А. Рыжова «Солнышко, солнышко выгляни вокошечко », Москва 1998г. изд. « ЛИНКАПРЕСС»8. Н.А. Рыжова «Человек и природа », Москва 2007г. Изд. « ЛИНКАПРЕСС»9. Н.А. Рыжова «Что у нас под ногами », Москва 2007г. Изд. « ЛИНКАПРЕСС»10.Т.А. Шорыгина « Зелёные сказки», Москва 2006г., Изд. « Книголюб».11. Т.А. Шорыгина «Какие звери в лесу», Москва 2008г., Изд. «Гном и Д».12. Т.А. Шорыгина «Кустарники. Какие они», Москва 2008г., Изд. «Гном и Д».13. Т.А. Шорыгина «Птицы. Какие они», Москва 2008г., Изд. «Гном и Д».14. Т.А. Шорыгина «Травы. Какие они», Москва 2008г., Изд. «Гном и Д».15.Хрестоматия для детского сада ( Стихи и рассказы о природе), Москва 2006г., Изд. «ДРОФАПЛЮС».16.Хрестоматия для детского сада ( Сказки, стихи, рассказы о животных), Москва 2006г.,Изд. «ДРОФАПЛЮС».17. Энциклопедия о животных « Планета животных», Москва 2001г., Изд. « МАХАОН».18. « Эти удивительные Акулы и киты» Москва 1998г., Изд. « МАХАОН».
Журналы « Дошкольное воспитание»:19. № 7 –1993г. « Ребёнок и природа», стр. 3.20. № 7 –2000г. « Нащ дом –природа», стр 2 26.21. №9 –2000г. « Ознакомление дошкольников с неживой природой», стр.4722. №11 –2000г. « Ознакомление дошкольников с неживой природой», стр.3123. №7 –2005г. «» Воспитание бережного отношения к воде» , стр. 37
Наглядное пособие для педагогов детского сада Серия « Знакомство с окружающим миром и развитие речи»:24.. «Насекомые в картинках» , выпуск №1, №2, №3. , Москва 2008г.,
Изд. ООО « ГНОМ» .25. «Обитатели океана в картинках» , выпуск №1, №2, №3. ,Москва 2008г.,
Изд. ООО « ГНОМ» .26. « Птицы в картинках» , выпуск №1, №2, №3. , Москва 2008г.,
Изд. ООО « ГНОМ» .27. «Рыбы в картинках» , выпуск №1, №2, №3. , Москва 2008г.,
Изд. ООО« ГНОМ».Surname, name, patronymic of the author: SaulinaGaliya Hamitovnadegree, position, organization, city: Teacher of the Municipal budget of preschool educational institutions the kindergarten № 10 «Cinderella» str. OohsEmail: galiya_72_15@mail.ruThe title of the article: «Touch the nature of the heart»Abstract: In the article the algorithm of organization of work of preschool institutions PA moral and Patriotic education of preschool children. The author reveals the tasks, forms and types of moral and Patriotic education. Special attention is drawn to the legal framework and material base in the sphere of legislation. Written system of a particular educational institution on moral and Patriotic upbringing. Special attention is paid to the organization of work with families, improvement of professional skill of teachers.Key words: environmental education, environmental education, environmental culture, the protection of the environment, Patriotic education, the main directions and priorities of the work.
«Земля прекрасная планета, а вовсе не хрупкая. Она может выдержать значительные извержения вулканов, тектонические катаклизмы, и ледниковые периоды. Но это хитрое, умное, плодовитое и очень эгоцентричное человеческое существо показало себя способным на большие разрушения жизни, чем сама природа.... Мы должны быть остановлены. " Майкл Л. Фишер
Современная действительность такова, что вопрос об экологическом просвещении, образовании стоит особо остро. Ежечасно, ежеминутно, мы сталкиваемся с халатным, безобразным отношением человека с природой. Человек губит то, что изначально дало ему жизнь. Некоторые действия он совершает сознательно, для создания комфортных условий своего существования, но есть случаи, когда его поступки приводят к губительным для природы результатам от не знания элементарных законов и правил обращения, общения с ней. Отсюда вытекает, что формирование элементарных экологических знаний и представлений стоит начинать как можно раньше. Дошкольный возраст самый оптимальный и благодарный для этого период. Нормативная база для экологического образования в нашей стране есть. Согласно ст.71 Федерального закона «Об охране окружающей среды»: «В целях формирования экологической культуры и профессиональной подготовки специалистов в области охраны окружающей среды устанавливается система всеобщего и комплексного экологического образования, включающая в себя дошкольное и общее образование, среднее, профессиональное и высшее профессиональное образование, послевузовское профессиональное образование, профессиональную переподготовку и повышение квалификации специалистов, а также распространение экологических знаний, в том числе через средства массовой информации, музеи, библиотеки. Учреждения культуры, природоохранные учреждения, организации спорта и туризма».В ст. 72 Федерального закона «Об охране окружающей среды» закреплено, что в дошкольных образовательных учреждениях, общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях дополнительного образования независимо от их профиля и организационноправовых форм осуществляется преподавание основ экологических знаний.Что же следует понимать под экологическим образованием детей? Разумеется, это,прежде всего, воспитание доброты, отзывчивого, ответственного отношения к природе, к людям, которые окружают ребенка в данный момент, к тем людям, которые будут жить после и для которых нужно оставить землю пригодной для жизни. Необходимо учить детей, понимать свои потребности, чувства, учить осознавать, что происходит вокруг. В этом экологическое образование тесно связано с развитием эмоций ребенка. Воспитывается умение сочувствовать, сопереживать, удивляться, заботиться о живых организмах, воспринимать их как равных себе жителях планеты. Развивать умение видеть красоту окружающего мира – красоту обычного полевого цветка, хрупкость и, в то же время, силу малыша муравья и всю завораживающую красоту восхода солнца, с его игрой цвета. Научить ребенка слышать шум ветра, пение птиц, стрекот кузнечика. Объяснить, что от состояния окружающей природы зависит здоровье человека. А чтобы сохранить здоровье, необходимо жить в гармонии с природой и вести здоровый образ жизни.Дошкольников нужно научить понимать необходимость сохранения всех без исключения видов животных и растений, не зависимо от их к ним личного отношения. В природе нет вредного и полезного. В ней все взаимосвязано и переплетено.Экологическое воспитание должно сформировать у детей активную позицию, вызвать желание изменить мир вокруг себя в лучшую сторону (начать с малого: не бросать мусор на улице). Дать детям почувствовать, что от их даже незначительных на первый взгляд поступков, зависит, каким будет окружающий мир. Дети должны понимать и свою ответственность за состояние окружающей среды.Остановимся на некоторых основных формах, методах, приемах формирования основ экологического воспитания детей более подробно. ФГТ рекомендует нам интеграцию различных образовательных областей, следовательно, экологическое воспитание может проникать во все виды детской деятельности. Это и физическое, познавательно –речевое, художественно –эстетическое и социально –личностное развитие. Начнем с того, что является основополагающей линией детской деятельности –игры.Игра имеет вдошкольном детстве первостепенное значение, она повышает умственные способности, формирует чувственное восприятие мира и эмоциональное благополучие ребёнка, создаёт самые оптимальные условия для воспитания и обучения. Наиболее целесообразным методом обученияв экологическом образованииявляется дидактическая игра.Экологическая игра
это форма экологического образования и воспитания экологической культуры, она основывается на развёртывании особойигровой деятельности детей, стимулирует возникновение высокого уровнямотивации, интереса к природе.Знания о природе полученные детьми посредством экологической дидактической игры, оказывают влияниена формирование у них бережного и заботливого отношения к «живой» и «неживой» природе. Здесь решаются следующие задачи:
Формируется первоначальная система ценностных ориентаций, восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы.
Развиваются способности детей к познанию мира природы.
Проводится обучение элементарным нормам поведения в природе
Формируются навыки рационального природопользования в повседневной жизни.
Воспитывается гуманное отношение к живым организмам.Виды экологических дидактических игр разнообразны. Это и игры
путешествия для самых маленьких воспитанников это могут быть «Путешествия сад, лес, в зоопарк», для более старших возможны путешествия в различные природные зоны. Игры –поручения –«Накормим медвежонка, котенка…», здесь дети могут познакомитьсяс пищевыми цепочками, с видами растений, понятиями «травоядные», «хищники».Игры предложения –«Что было бы, если бы не стало…», «Если бы мы не мыли руки…». Дети учатся логическому мышлению, пониманию взаимосвязи природных явлений, развивают связную речь.Игры –загадки –они позволяют проверить знания детей, их находчивость. «Что бывает красное, круглое…», «Что летает, плавает, ползает…»Игры –беседы –позволяют не только пополнить знания о экологии, но и научат детей доброжелательному, внимательномуобщению с собеседником, развивают умение слышать и слушать. «Витамины необходимы для …», «Летом идет дождь, а зимой…»Для того, чтобы игра имела положительный результат, необходима ее четкая организация. Стоит учитывать продолжительность игры, правильный подбор дидактического материала, определить количественный состав играющих и обязательное подведение итогов.Приведем пример, экологической дидактической игры, которая позволяет закрепить с детьми знания примет осени:Игра « Да или нет»Осенью цветут цветы? Осенью растут грибы? Тучки солнце закрывают? Колючий ветер прилетает? Туманы осенью плывут? Ну а птицы гнезда вьют? А букашки прилетают? Звери норки закрывают? Урожай все собирают? Птичьи стаи улетают? Часто –часто льют дожди? Достаем мы сапоги? Солнце светит очень жарко? Можно детям загорать? Ну а что же тогда делать? Куртки, шапки надевать?
Еще один вид деятельности позволяющий достичь положительного результата в формировании экологической культуры –это экспериментальная деятельность. Дети любят проводить различные опыты, экспериментировать. В процессеэкспериментальной деятельности развивается не только моторика рук ребенка, но, прежде всего, формируется мышление, увеличивается наблюдательность за природой, её красотой и неповторимостью, воспитывается бережное отношение к ее дарам при использовании в собственных целях.
Это могут быть опыты с водой, знакомство с ее агрегатными состояниями, опыты с почвой, ветром, дети приобретают знания через непосредственное, тесное общение с природными объектамии явлениями. Получают некоторые научные знания. Опыт «Как маскируются животные»Материал: светло –желтый мелок, белая бумага, красная прозрачная папка из пластика.Желтым мелком нарисуйте птичку на белом листе бумаги. Закройте картинку красным пластиком.Вывод: желтая птичка исчезла.Почему? Как желтая птичка, так и красный пластик отражают свет, который попадает нам в глаза. Красный цвет не чистый, он содержит в себе желтый цвет, который сливается с желтым на картинке, и глаз,не в состоянии отделить один цвет от другого. Животные часто имеют окраску, сливающуюся с цветом окружающего пейзажа, что позволяет им прятаться от хищников. Глаза хищника не могут отличить цвет его возможной жертвы от цвета листвы или травы.
Еще одной эффективной формой работы по формированию экологической культуры дошкольников, является кружковая работа. Она интересна тем, что её содержание не ограничивается рамками образовательной программы, оно позволяет, выходит за её пределы, извлекать уроки на будущее, изменять цели своей деятельности, применять решение в соответствии со своими убеждениями.Тесное переплетение непосредственно –образовательной и нерегламентированной деятельности позволяет достичь наилучших результатов. Например, кружкидля детей младшего и среднего дошкольного возраста «Прикоснись к природе сердцем», для детей старшей и подготовительной групп «Войди в природу другом» с разработанными перспективными и календарно тематическими планами, диагностикой знаний и умений детейв начале и конце учебного года, тщательно подобранным дидактическим материалом, и правильно организованной развивающей средой.
ПЕРКСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ«ВОЙДИ В ПРИРОДУ ДРУГОМ»В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.
СЕНТЯБРЬ.1.Диагностика экологических знаний.2.Сотворение планеты Земля. Планета Земля –наш дом. Знакомство с глобусом.ОКТЯБРЬ.1.Где ночует солнышко? Отчего бывает день и ночь на планете земля.2.Солнышкина семья: Земля –дочь Солнца.3.Отчего бывает зима и лето.4.Разнообразие животного мира.НОЯБРЬ.1.Что кому по вкусу?2.Бывают ли животные «вредные» и «полезные»?3.Животный мир Сахалина4.Чем богаты недра ЗемлиДЕКАБРЬ.1.Зимовка диких и домашних животных.2.Растение –живое существо.3.Разнообразие растительного мира Сахалина.4.Хвойное дерево сосна: кто дружит с ней?ЯНВАРЬ.1.Что такое лес? Лес лесу рознь. Какие бывают леса?2.Этажи леса.3.Родной край4.Птицы нашего краяФЕВРАЛЬ.1.КВН «Друзья природы»2.Пищевые цепи: по законам живой природы.3.Кто главный в лесу?4.Викторина о лесеМАРТ.1.Воздушный океан2.Царица водица3.Что такое Красная книга?4.Наша планета в опасности!АПРЕЛЬ.1.Цветы – это радость2.Лекарственные растения.3.Кто такой человек? Из чего он «сделан»? «Рабочие» инструменты человека.4.Органы чувств –наши помощники.МАЙ.1.Зачем человек ест? Как путешествует пища?2.Осторожно нитраты! Могут ли фрукты и овощи навредить нашему здоровью?3.Диагностика экологических знаний. Викторина «Умники и умницы».
Еще одним весомым помощником в формировании экологической культуры дошкольников, может выступить –использование музыкальных произведений. Как говорил А.С. Пушкин: «Музыка может ударить по сердцам с неведомой силой!». Силой музыки можно эмоционально настроить детей на серьезное и бережное отношение к окружающему нас миру, с помощью песни можно научить детей дружить, действовать сообща, любить животных, птиц, небо, лес.Использование музыкальных произведений возможно и в дидактических играх, и в ходе экологических праздников, развлечений, викторин. Приведем пример экологической дидактической игры с использованием музыкальных произведений:
Чудесный мешочек.Игра для закрепления знаний о диких и домашних животных, развития звуковысотногослуха и закрепления программного материала.Материал: мешочек с игрушками (медвежонок, зайчонок, птичка, котенок и т.д.)Ход игры:Воспитатель Ребята, к нам сегодня пришли гости. Они решили поиграть с нами. Они спрятались. (Показывает мешочек). Отгадать, кто же спрятался в мешочке, нам сегодня помогут музыкальные произведения. Прослушайте их и попытайтесь определить, кто же наши гости». Музыкальный руководитель проигрывает знакомые детям произведения «Серенькая кошечка», «Петушок», «Воробушки», «Медведь». Дети стараются узнать, про кого была музыка. Воспитатель поочередно достает из мешочка соответствующую музыке игрушку, показывает ее детям.Еще одним направлением в воспитании основ экологической культуры является проектная деятельность. Рассмотрим его на основе проекта по знакомству с бытом и традициями коренных малочисленных народов северного Сахалина «Из глубины веков». Основное инновационное содержание проекта изучение истории родного края по средствам знакомства с коренными жителями северного Сахалина.В проекте необходимо определить цели, задачи, географию проекта, основные уровни финансирования, обосновать проблемы, определить временные рамки реализации проекта, основных исполнителей, ожидаемые результаты, разработать основные мероприятия в рамках проекта (формы и методы).
Основные направления и приоритеты проекта:1.Воспитание нравственнопатриотических чувств к малой родине, родному городу.2.Воспитание толерантного отношения к лицам других национальностей.3.Формирование у старших дошкольников нравственных качеств личности через ознакомление с родным поселком, краем.4.Формирование гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую Родину.5.Помогать детям в освоении социальных навыков и норм поведения на основе совместной деятельности и взаимной помощи, умения общаться со взрослыми и сверстниками.6.Расширить представления детей о истории, культуре, профессиях, людях, социальноэкономической значимости родного поселка, края.7.Сформировать представления о том, чем славен родной край.8.Воспитание здорового образа жизни.9.Воспитание чувства уважения к профессиям и труду взрослых.10.Воспитание уважения к национальной самобытности языка и традиционным ценностям.Тематический план мероприятий по реализации проекта «Из глубины веков»
ТемаПрограммное содержаниеМатериалыБлок «Наш Сахалин»1. Древние легендыРассказать детям об истории СахалинаИллюстративный материал2.Природа СахалинаПознакомить детей с природно–географическими зонами СахалинаГеографическая карта, карта озер Сахалина, фотографии.3.Народы СахалинаПознакомить детей с коренными жителями СахалинаИллюстративный материал.Блок «Традиции коренных жителей Сахалина, фольклор»1.Сказки коренных народов Сахалина
Познакомить детей с фольклором народов Сахалина, отражающим черты характера, отношения в семье, с другими людьми, природой.Сказки народов проживающих на территории Сахалина (нанайские, нивхские, айна)2.Пословицы и поговорки
Познакомить детей с пословицами, учить задумываться над смыслом пословиц, соотносить с ситуацией в жизни.Пословицы и поговорки3.Колыбельные песниПознакомить с колыбелью (люлькой)Развивать исполнительские умения (исполнять колыбельные песни протяжно, нежно, ласково)сборник колыбельных песен.
4. «Народные игры
Познакомить детей с народными играмиЛенточки, платки, палка.Блок «Обычаи и традиции коренных народов Сахалина»1.Жилище. Аппликация чума.Познакомить детей с национальным жилищем коренных народов –чумом. Учить подбору орнамента для украшения чума.Макет чума, иллюстрации2. Изготовление кукол из соломы, платка, ткани.Развивать прикладные умения
Природный, бросовый материал3. Узоры и орнаментыПознакомить с основными видами орнаментов коренных народов.Цветная бумага, оборудование для аппликации
4. Занятие –игра «гостеприимство»
познакомить детей с такими поощряемыми качествами: добродушие, приветливость, гостеприимство;
познакомить детей с особенностями костюма народов, проживающих на СахалинеКукла в национальном костюме; иллюстративный материал.
Мы рассмотрели лишь часть возможной работы по формированию экологической культуры у дошкольников. Но даже из этого видно, какое разнообразие форм, приемов, методов можно использовать для достижения поставленной цели. Следует отметить, что важным фактором здесь является экологическая культура специалиста, который проводит эту работу. Процесс воспитания экологической культуры у дошкольников несет в себе экологическое просвещение. Просвещение в сфере экологии –это распространение экологических знаний об экологической безопасности, здоровом образе жизни человека, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов в целях формирования экологической культуры в обществе. Это процесс воспитания личности, способной на осознанное, бережное, заботливое отношение к природе, миру, в котором мы живем.
Список используемой литературы