Инновационный комплексный подход к решению региональных проблем отрасли овощеводства открытого грунта Волгоградской области

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Триголос О. В. Инновационный комплексный подход к решению региональных проблем отрасли овощеводства открытого грунта Волгоградской области // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 2581–2585. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53519.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам решения проблем производственно-сбытовой деятельности овощеводства Волгоградской области. Проведен анализ положения отрасли, предложен комплекс современных мер по совершенствованию и управлению бизнес-процессами на сельскохозяйственных предприятиях в сложившейся экономической ситуации.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Триголос Олеся Васильевнастудентка 5 курса экономического факультета Волгоградского государственного аграрного университета, г. Волгоград, Россия.set9397@yandex.ru

Инновационный комплексный подход к решению региональных проблем отрасли овощеводства открытого грунта Волгоградской области

Аннотация. Статья посвящена вопросам решения проблем производственносбытовой деятельности овощеводства Волгоградской области. Проведен анализ положения отрасли, предложен комплекс современных мер по совершенствованию и управлению бизнеспроцессами на сельскохозяйственных предприятияхв сложившейся экономической ситуации.

Ключевые слова: овощеводство, инновационная экономика, производство и сбыт, аутсорсинг, логистика, ГИСтехнология, Интернетмаркетинг, переработка продукции овощеводства.

Овощеводство Волгоградской области является одной из важнейших составляющих продовольственного ресурса региона, обеспечивая не только внутреннее потребление, но и поставляя в другие регионы значительную часть продукции. В сельском хозяйстве области трудится 195,2 тыс. человек или 16 % населения, занятого в экономике области. По размерам сельхозугодий область занимает третье место в Российской Федерации. Все это дает основание утверждать, что Волгоградская область входит в число основных аграрных регионов России.Динамика роста валового сбора овощей Волгоградской области,на основе анализа официальной статистической инфорамации, за последние 5 лет измениласьв 1,52раза, что позволило области выйти по итогам 2011г. на 2 место в России [1]. Уровеньсамообеспеченияовощами,пооценкеминистерства,внастоящеевремясоставляет8487%.

Сельхозтоваропроизводителями региона выращено 248тыс. т овощей, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами —229, населением —364тыс. т (Рис 1).

Рисунок 1 –Современная структура производства овощей по категориям хозяйств, %. Источник: составлено автором.Всего хозяйствами области всех форм собственности в 2011 году было получено 841 тыс. тонн овощей (115% к уровню 2010 года), картофеля –378 тыс. тонн (122%), бахчевых –276 тыс. тонн (124%), плодов и ягод –144 тыс. тонн (109%). На долю коллективных и крестьянских (фермерских) хозяйств приходится 637,0 тыс. тонн овощей, на долю населения –203,0тыс. тонн. По состоянию на 1 сентября 2012 года в хозяйствах всех категорий собрано 326,5 тыс. тонн овощей открытого грунта (119,0%)(Рис. 2). Урожайность овощей в хозяйствах сельхозпроизводителей в текущем году снизилась и составила 228,0 центнера с гектара убранной площади [2].













Рисунок 2 –Динамика валового сбора овощей в Волгограсдкой области за 19902012гг., тыс. т. Источник: составлено автором на основе официальных данных Росстат, 2011На основе изученного материала был проведен статистический анализ и выявлен тренд развития отрасли до 2015 года. В результате расчета тренда было выявлено, что к 2015 году объемы производства овощей увеличатся до уровня 11001200 тыс. т. Данные прогнозы реализуемы на 94%, о чем свидетельствует коэффициент аппроксимации 0,9349 [3].

Рисунок 3 –Статистическая модель ожидаемых объемов валового сбора овощей открытого грунта на 20132015гг. Источник: составлено автором на основе официальных данных Волгоградстат, 2012.Существенное влияние со вступлением России в Таможенный союз и ВТО на объемы реализации продукции оказывает импорт. Оптовые компании, специализирующиеся на куплепродаже овощей, ценят то, что заграничные плоды поставляются на российский рынок в течение всего года, а импортная продукция соответствует всем требованиям по качеству, упаковке, в то время как большинство российских производителей предпочитают перекладывать функцию доработки, калибровки, упаковки и даже хранения овощей и фруктов на оптовую компанию.

В структуре овощной продукции первое местозанимает лук репчатый–36,4%, второе место принадлежит моркови –11,0% и третье–томатам

6,8% [4](Рис. 4).







Рисунок 4–Структура овощей, занимающих «лидирующие»позиции, выращенные в Волгоградской области за 2011г.Источник:составлено автором на основе [4]. В связи с этим необходима специализация на производство конкурентоспособных альтернативных культурах.Для увеличения выпуска импортозамещающей продукции соответствующей международным стандартам товаропроизводителей и фермеров ориентируют на:реконструкцию и техническое перевооружение организаций;строительство новых современных комплексовимодернизированных овощехранилищ;расширение технологической цепочки, включая переработку,в рамках отдельного предприятия или агропромышленных объединений. Этоактуально в ситуации, когда большая часть волгоградских овощей уходит на переработку за пределы области, а потом возвращается в виде готовой продукции.Суммарный объем импорта овощей по итогам январямарта 2012 года составил 579 тыс. тонн. В основе импорта в текущем году лежат томаты 28% или161,3 тыс. тонн, огурцам и картофелю принадлежат 11% (или 60,5 тыс. тонн) и 10% (или 60,1 тыс. тонн) соответственно. Основными экспортерами овощей (ТН ВЭД 07) по итогам первого кварта текущего года являются: Турция 108,9 тыс. тонн, Китай 82,8 тыс. тонн, Израиль 70,2 тыс. тонн [3].На пути к полному импортозамещению на овощном рынке развитие производства овощей открытого грунта, которое невозможно без мелиорации. Учитывая это, министерство разработало концепцию федеральной целевой программы «Развитие мелиорации до 2020 года». Это направление будет включено вновуюгоспрограмму развития сельского хозяйства до 2020 года.Согласнопланамчиновниковбудетпроведенакомплекснаямелиорацияземельподовощнымикультураминаплощади1,84миллионагектаров,втомчислезасчетреконструкции

614тысячга.Данныемероприятиябудутспособствоватьнетолькоувеличениюваловогопроизводствапродукции,ноипредотвратятвозможностьвозникновениячрезвычайныхситуаций,напримерзасухи,чтоактуальновусловияхрискованногоземледелияВолгоградскойобласти.Максимальные вложения в мелиорацию за последние годы были в 2011 году —190 млн.рублей, 200 млн.–софинансирование из федерального бюджета. В текущем 2012 году на мелиорацию уже выделено 295,5 млн.рублей. Развитие программы запланировано и на ближайшие три года —по 404 млн.рублей в год, 103миллиардарублейизкоторых

этосредстваизфедеральногобюджета[2].Предприятия АПК заинтересованы в отечественных инновациях, которые значительно дешевле и разрабатываются с расчетом на конкретные условия нашей практики. Приобретая же зарубежные новинки, мы не только платим иностранным фирмам большую интеллектуальную ренту, но и зачастую оплачиваем их новейшие разработки[5]. Несмотря на лидирующие позиции по производству овощной продукции и «позитивную» аналитику, совершенствование управления производственной и сбытовой деятельностью –важнейшие задачирегиона в поддержку отечественного сельхозтоваропроизводителя, так как при объеме производства в 2011 году 840,6 тыс. тонн реализовано всего 367 тыс. тонн овощей, что составляет 44%[6].Эффективность реализации продукции, налаживание рынков сбыта и расширение экономических связей обеспечит области приток средств и откроет возможности для организации крупномасштабного и, следовательно, низкозатратного производства более качественной продукции на овощеводческих предприятиях Волгоградской области.

В современных условиях одним из наиболее перспективных видов продвижения продукции на рынок является интернетмаркетинг, позволяющийпреодолеть информационный барьер изза отсутствия маркетинговой информации о ценах и спросе на региональных рынках, который является одним из препятствий на пути увеличения продажи местной продукции за пределы области. Посредством интернетмагазина и всех маркетинговых инструментов (реклама, PR, брендинг и др.),организовать товародвижение и расширить границы бизнессвязей очень удобно.Для овощеводческих предприятий областибыло бы удобноиспользовать интернетканал распределения продукции, как наиболее эффективный инструмент поиска потенциальных потребителей овощной продукции при минимальных затратах на продвижение и рекламу. Функциональная модель данного процесса представлена на рисунке5.

Рисунок 5–Внедрение нового интернетканала распределенияпродукции овощеводства для овощеводческих предпряитий Городищенского района Волгоградской области. Источник:составлено автором на основе [7].Таким образом, создание интернетмагазина позволит упростить, повысить эффективность не только розничной (ритейловой) и оптовой продажи, так как продажа оптовым фирмам и напрямую в супермаркеты служит наилучшим примером диверсификации сбыта продукции, но и оформлять договоры целевого снабжения (выращивание определенной сельскохозяйственной продукции на заказ переработчиков), продажи с поля, а также организации собственных полевых дней, выставок и ярмарок.Сельхозтоваропроизводителям с экономической точки зрения выгодно то, что при данном варианте расширения своей деятельности не нужно приобретать торговые помещения,оборудование, нет необходимости пользоваться услугами посредников, что дает возможность установить доступные цены на реализуемые товары (Табл. 1).

Таблица 1 –

Калькуляция затрат, прогноз продаж и выручки от реализации услуг в ценах текущего года через Интернетмагазин, оценка его экономической эффективности для овощеводческих предприятий Городищенского района Волгоградской областиРасходыСуммаСоздание сайта, руб10000Продвижение, PR сайта, руб.8000Создание баннеров, руб.1000Наполнение сайта (доп. Функции, обратная связь и др.), руб.1000Реклама, руб.1000Итого: тыс. руб.21Полные издержки, тыс. руб. 78000Итого затрат, тыс. руб.78021Ожидаемые доходыВ расчете за

1 месяц1 квартал2 кварталаКлиентская база, колво заказчиков2060120Планируемый минимальный объемреализации предприятий, ц2000006000001200000Цена реализации, руб.900850800Выручка, тыс. руб.180000510000960000Прибыль, тыс. руб.101979431979881979Рентабельность продаж, %56,6684,7091,87Эффективная система экономического планирования на предприятиях позволяют определить объемы производства и реализации на ближайшую перспективу и спланировать рациональный сценарий развития хозяйства, с учетом различных факторов и форсмажоров, однако сегодня данное направление благополучно забыто и многие руководители ставят за основу только чистую прибыль, а как этот конечный результат будет достигнут четко не планируется и не основывается на разработанных системахадаптивноландшафтного земледелияи иных научных исследованиях. Однако рекомендации НИИ постепенно актуализируются в рамках конкретных процессов.

Научно обоснованное точное земледелие –залог успешного развития агробизнеса области. Суть данного направления в обработке полей в зависимости от реальных потребностей выращиваемых в данном месте культур, которые

определяются с помощью современных информационных технологий, включая космическую съемку, причем часто средства обработки дифференцируются в пределах различных участков поля, давая максимальный эффект при минимальном ущербе окружающей среде и снижении общего расхода применяемых веществ [8].В зонах интенсивного и рискованного земледелия применение геоинформционных систем и спутникового мониторинга наиболее акутально. Посредством применения ГИСтехнологий у сельхозтоваропроизводителей существует возможность корректировать применяемые дозы для получения максимума отдачи на каждый вкладываемый в обработку рубль и тем самым рационально использовать ресурсы, планировать прибыль и повышать конкурентоспособность своего предприятия и продукции, а также они позволяют решить ряд важных проблем для руководителя и главных специалистов ряд задач, например, осуществлять дистанционный контроль работы хозяйства, получать справки и отчеты, проводить анализ эффективности вложений; для главного экономиста (автоматизация планирования работ, учета работ, исключение приписок, сравнительного анализа плановых и фактических данных); для агронома (вести историю полей, планировать внесение удобрений с учетом особенностей полей, производить оценку качества работ на основе анализа данных мониторинга); для главного инженера (оперативное отслеживание местоположения техники, контроль за расходованием ГСМ и состоянием техники).Таким образом, информация, предоставляемая ГИСтехнологиями, позволит повыситькачество исходной информациио землях, нормах и доли потребности в удобрениях, а значити эффективностьпрогноза.Затраты на ввод данной технологии варьируются в достаточной динамике, в зависимости от потребностей заказчика, примерная калькуляция себестоимости установки представлена в таблице 2.

Таблица 2 Капитальные затраты на вводГИСтехнологии для овощеводческих предприятий Городищенского района Волгоградской областиПриемник ГИС, TrimbleSPNomad, руб.96120 165990Сервис, тыс. руб.40Антенна, руб.60008000Прочие затраты, тыс. руб.100Итого, руб.242120314000 и �С экономической точки зрения периодокупаемости инвестиций направленных на внедрение прикладных ГИС составляет от 1 года до 35 лет в зависимости от масштаба внедряемой системы, а первый эффект от внедрения системы виден уже по окончанию первого сезона применения. Конкурентоспособность растет вместе с прибыльностью бизнеса в результате снижения затрат и роста эффективности использования имеющихся ресурсов[9].

Гарантированный дифференциальный сервис —платная услуга. Подписка на VBS –уровень точности стоит до 1 тыс. евро в год, или 3 евро в час (при заказе не менее 150 часов), но этот сервис распространяется только на европейскую часть России. НР/ХР обеспечивает точность в 5–10 см. Годовая подписка на НР/ХР стоит на порядок дороже. Чтобы воспользоваться сервисом VBS и HP/XP, надо иметь GPSприемник, поддерживающий такие услуги, или модернизировать GPSприемник начального уровня, добавив к нему специальную антенну и программное обеспечение[8].Таким образом, это еще один важнейший этап в развитии современного аграрного бизнеса и внедрение в рамках района на овощеводческих предприятиях области данной технологии позволит проводить достоверную экспертную оценку состояния хозяйствующих субъектов; вырабатывать научно обоснованные стратегические программы, бизнеспланы, технологические карты; отслеживать состояние внутренней и внешней среды; гармонично сочетать оперативное, тактическое и стратегическое управление сельским хозяйством, что безусловно положительно повлияет на конкурентоспособность, инвестиционную привлекательность отрасли и качество, стоимостную составляющую готовой продукции.Необходимым условием построения инновационной экономики является развитая инфраструктура. Однако все новации требуют огромных капиталовложений, что усложняет их введение и эффективность эксплуатации, но перспективы Волгоградской области в данном направлении увеличиваются.В нашем регионе ежегодные темпы прироста инвестиций в основной капитал за последние годы составляет 35–55 %. По данному показателю Волгоградская область занимает третье место в Южном федеральном округе, уступая лишь Краснодарскому краю и Ростовской области. Рост инвестиционной привлекательности Волгоградской области, позитивные тенденции экономической и финансовой стабильности подтверждаются российскими и международными рейтинговыми агентствами. Одной из основных точек роста агропромышленного комплекса в целоми каждого овощеводческого хозяйства в Волгоградской области является создание новых перерабатывающих производств. Поскольку правильное хранение сельхозпродукции и логистика позволят крупным сельскохозяйственным предприятиям и фермерам планомерно работать и устойчиво развивать производство, обеспечивать население региона местной, качественной продукцией круглый год.Традиционные виды переработки сельхозпродукции, такие как консервирование, замораживание, сушка приобретают новое значение благодаря новейшим технологиям, позволяющим получать не только более дешевые продукты, но и более качественные.Наиболее актуальным и перспективным в промышленном применении в данный момент является сушильное оборудование, осуществляющее сушку продуктов с применением инфракрасного излучения. До года сушеные овощи могут храниться без специальной тары (при низкой влажности окружающей среды), а с использованием герметичной упаковки и оптимальных условий срок использования увеличивается до 2 лет.После обработки продукты теряют в объёме до 75%, а в массе до 85%. При непродолжительном замачивании (1020 мин) прошедший сушку продукт восстанавливает все свои натуральные органолептические, физические и химические свойства и может употребляться в свежем виде, а инфракрасное сушильное оборудование дает продукты, не содержащие консервантов и других посторонних веществ, эти продукты не подвергается воздействию вредных электромагнитных полей и излучений. Само инфракрасное излучение безвредно для окружающей среды и человека, как и использующее его оборудование для сушки овощей [10].

Сушка овощей таким способом дает возможность производства разнообразных пищевых концентратов быстрого приготовления: первые, вторые, третьи блюда, закуски, овощные порошки, которые используются в промышленности, как компонент сухих смесей детского питания, что значительно расширит ассортиментную линейку предприятия, обеспечит приток денежных средств круглогодично. Экономический эффект от внедрения на предприятияинфракрасной сушилки УКС для овощей заключается в том, чтобы гарантировать изготовление продукции высокого качества и микробиологически чистой;значительно снизить отходы производства, решить вопросы утилизации отходов после обработки сырья;удешевить хранение и транспортировку продукта;значительно сократить время приготовления, энергои трудозатраты, связанные с обработкой сырых овощей;увеличить срок хранения продукта до 1 года без использования специальной упаковки,средств консервации и химической обработки, до 2 лет в герметичной таре;снизить себестоимость продукции;поставлять высококачественный сухопродукт вне сезона и во время отсутствия свежих овощей как на потребительский рынок, так и производителям пищевой промышленности.Достижение данных результатов можно экономически обосновать с помощью метода экономической сравнительной оценки разных видов установок. Для этого целесообразно сравнивать инфракрасную и сублимационную сушку, т.к. качество овощей при использовании ИКсушки максимально приближено к свойствам продукта при сублимационной сушке (Табл. 3).

Таблица 3–Сравнительная экономическая оценка инфракрасной и сублимационной сушки овощейПоказатель Инфракрасная сушкаСублимационная сушкаЭнергозатраты, кВтч/кг1,003,00Стоимость испарения 1 кг воды, руб.0,330Производительность установки, кг/ч800400Стоимость оборудования, тыс. руб.800015000Цена реализации сухпродукта, руб./кг4545Стоимость валовой продукции за мес., тыс. руб.52925292Окупаемость затрат, мес.1,55,7Таким образом, инфракрасная сушилка УКС для овощей в 5 раз быстрее окупается, в 2 раза дешевле стоимость установки, чем оборудование при сублимационной сушке, имеет в 3 раза более низкие энергозатраты, большую в 2 раза производительность и гарантирует высокое качество готового продукта. Что указывает на эффективность внедрения данной установки на предприятии, позволит увеличить каналы реализации продукции, увеличить чистую прибыль, денежные поступления, количество выгодных экономических связей, повысить конкурентоспособность продукции, повысить рейтинг и имидж предприятия, выйти на новый уровень развития. Весь комплекс данных мероприятий направлен непосредственно на развитие, повышение конкурентоспособности, привлекательности отрасли овощеводства для сельскохозяйственных предприятий, а также региона в целом.Однако в связи с новойпредлагаемой стратегией развития овощеводческих предприятий возникаетнеобходимость в прогрессивных формах взаимодействия между его участниками, а в силу того, что при реализации данного проекта организациям потребуется немало расходов, то целесообразно воспользоваться современными услугами консалтинговых(ИКС), логистическихцентров.

Аутсорсинг является одним из способов снижения затрат на логистические бизнеспроцессы, поэтому использованиеуслуг сторонних организаций наиболее предпочтительнодля ускорения продвижения овощной и овощеконсервной продукции в рамках региона и за его пределы [5]. Таким образом, реализация предложенного комплекса мероприятий по совершенствованию процесса управления сбытовой деятельностьюдля овощеводческих предприятий Волгоградской области имеют практическую значимость позволит решить главную проблему реализации по наиболее выгодным каналам и рационализации сельскохозяйственного производства, а значит повысить эффект и эффективность деятельности предприятия, конкурентоспособность производимой продукции, не только для конкретно рассматриваемой организации, но и для большинства аграрных формирований региона. Стимулирование и поддержка отрасли овощеводства даст стабильные результаты деятельности всех предприятий аграрного сектора на длительную перспективу и расширит возможности выхода отечественной продукции на мировой рынокс овощной продукцией зарекомендованной торговой марки в рамках региона, посредством брендинга и PRакций через интернетмагазин, и рационализации использования ресурсов, проведения грамотной ценовой и ассортиментной политики.

Ссылки на источники

1.Рынок овощей: основные тенденции // Официальный информационносправочный Портал Волгограда. –2012. http://www.volgadmin.ru. –[Дата обращения 25.12.2012]

2.Официальный портал администрации Волгоградской области. –2012. http://www.volganet.ru. –[Дата обращения 29.12.2012]3.Триголос, О.В. Волгоградский регион: анализ состояния и перспектив развития овощеводства / О.В. Триголос // Сборник научных статей по материалам международной научнопрактической конференции студентов, магистрантов и молодых ученых «Научный поиск молодежи XXIвека». 2729 ноября 2012г. –г. Горки, Республика Беларусь, 2012.4.Скрынник Е. Повысить эффективность овощеводства // Экономика сельского хозяйства России, 2011№ 10. –С. 89. 5.Бычков, М.Ф. Инновационные факторы развития овощеводческого подкомплекса АПК Волгоградской области / М.Ф. Бычков, О.С. Олейник, О.Г. Самохвалова // Вестник Алтайского государственного аграрного университета, 2012 №3 (89).6.Триголос, О.В. Оценка и перспективы локального рынка овощей / О.В. Триголос // Сборникнаучных статей по материалам международной научнопрактической конференции студентов, магистрантов и молодых ученых «Концептуальные основы трансформации земельных отношений в Украине». Часть 2. –Луганск: ЛНАУ, «Елтон2»,2012.228с.7.Николаев, А.Б. Интернетмаркетинг: электронное научнотехническое издание / А.Б. Николаев, В.Р. Рогов//Наука и образование. –10.10.2012. http://technomag.edu.ru/index.html. –[Дата обращения 12.12.2012] 8.Межрегиональная общественная организация содействию развития рынка геоинформационных технологий и услуг GISMARKETSUPPORTASSOCIATION. –2012. http://www.gisa.ru/27788.html. –[Дата обращения 25.12.2012]

9.Триголос, О.В. Совершенствование управления производством и сбытом продукции овощеводства путем внедрения информационной системы на примере сельскохозяйственного предприятия Волгоградской области ОАО «Луч» / О.В. Триголос // VМеждународная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум». –2013.http://www.scienceforum.ru/2013/61/523. –[Дата обращения 01.02.2013]10.Шорникова,Л.П. Энергия инфракрасного излучения и микробиологическая безопасность сушеных овощных продуктов / Л.П. Шорникова // Вестник Российской академии сельскохозяйственных наук, 2008 №1. –С. 9193.

Trigolos Olesya Vasilyevna,Student of the 5th course of economics department of the Volgograd State AgriculturalUniversity, Volgograd, Russia.Innovative integrated approach to the solution of regional problems of branch of vegetable growing of an open ground of the Volgograd regionAbstract.Article is devoted to questions of the solution of problems of production and marketing activity of vegetable growing of the Volgograd region. The analysis of position of branch is carried out, the complex of modern measures for improvement and management of business processes at the agricultural enterprises in the developed economic situation isoffered.Keywords:vegetable growing, innovative economy, production and sale, outsourcing, logistics, GIStechnology, Internet marketing, processing of production of vegetable growing.