О проблемах школьного образования: взгляд изнутри

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Сулейманова В. В., Салихова Э. А. О проблемах школьного образования: взгляд изнутри // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 2576–2580. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53518.htm.
Аннотация. Статья посвящена анализу проведенного опроса среди учителей и описанию данных анкетирования современных школьников старшего звена с целью обозначить имеющиеся мнения по проводимым в системе среднего образования реформам и их результатам.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Сулейманова Валерия ВладиленовнаСтудент 2курса Института экономики и управления (специальность «Государственное и муниципальное управление»)ФГБОУ ВПО «Уфимский государственный авиационный технический университет» (УГАТУ), г. Уфа, Республика Башкортостан

suleimanovavaleriya@mail.ru

О проблемах школьного образования: взгляд изнутри

Вопрос об образовании есть для современныхобществ вопрос жизни и смерти, вопрос,от которого зависит их будущее.Э.Ренан

Аннотация. Статья посвящена анализу проведенного опроса среди учителей и описаниюданныханкетирования современных школьников старшего звенас цельюобозначитьимеющиеся мненияпо проводимым в системе среднего образования реформам и их результатам.Ключевые слова:аттестация,Единыйгосударственный экзамен, обучающиеся, система образования, экзамен.

Образование –основная ступень развития для становления человека как личности, подготовка к сложной будущей жизни в обществе. Испокон веков люди стремились получать новые знания, открывая для себя множество загадок мира. История повествуето великих императорах, ученых, путешественниках. Достаточно вспомнить Петра Первого, Екатерину Великую, М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина, Н.М. Карамзина, П.П. СеменоваТянШанского. Это далеко не весь список исторических деятелей, которые внесли огромный вклад в развитие культуры, науки и образования России. Постепенно, из года в год, из столетия в столетие передавались новые знания, совершались открытия. Восемнадцатый век внес изменения в структуру образования: открывались епархиальные, артиллерийская, инженерная школы, медицинское училище, школа математических и навигационных наук, кадетские корпуса. В 1755 г. при императрице Елизавете Петровне был основан Московский университет. В 1764 г. при Екатерине IIоткрылось первое в России женское учебное заведение, положившее начало женскому образованию в стране –Смольный институт благородных девиц. В былые времена в школах могли обучаться только дети дворян. В современной России образование может получить любой человек, желающий учиться. Помимо получения знаний на занятиях в школах или ВУЗах, немаловажно заниматься самообразованием. В первую очередь, оно включает в себя чтение книг. Подобно источникам, ледникам и рекам, подпитывающим водные ресурсы морей и океанов, книги в такой же степени подпитывают наши знания и увеличивают их запасы.На сегодняшний день часто приходится сталкиваться с понятиями о «традиционном» и «новом» образовании. Что же это означает?Насколько известно, за границей все обучаемыепроходят контроль итоговых знаний в виде тестирования. Считается, что эта система наиболее эффективна. Наши родители сдавали выпускные экзаменыв письменной или устной форме. Нескольколетназадиз самых благих намерений система российского образования стала перестраиваться по западноевропейскому образцу.Ученики за одиннадцать лет обучения в школе трижды должны пройти этапы написания экзаменовтестов –в

девятом, десятом и одиннадцатом классах. В системеобразования стали формироваться и функционироватьновыегосударственныестандарты,и все ученики стали сдавать Единый Государственный Экзамен (ЕГЭ).Впервые эксперименты по написанию ЕГЭ начали проводить в 2001 г.,количество школьников скаждым годомвозрастало. После введения изменений в структуреобразования, в обществе начали возрастать недовольства со стороны родителей, учеников и учителей –общество не было готово к столь быстрым темпам реформ. Результаты ЕГЭ началиопределять судьбы российских школьников.С точки зрения профессора МГУ А.А. Волкова, ЕГЭ российским школам не нужен. Хотя бы потому, что от него уже отказываются там, где изначально вводили. Стандартизация выходного знания приведет к тому, что люди будут слишком уподобляться друг другу. В задачи школы не входит формальное выучивание знаний. Школа должна учить и воспитывать. Это обязательные элементы образования. ЕГЭ же, по мнению учёного,препятствует главным задачам школы[1].На данном этапе школьных преобразований необходимо выделить следующие социальные последствиявведения ЕГЭ. По данным СМИ и Интернетсообщениям, в числе негативных сторон, определяющих этот вид экзамена, значится суицид. За последние несколько лет огромное количество подростков свело счеты с жизнью. Причина: стресс, отсутствие желания сдавать экзамен изза возможности поражения. Известно, что за последние десять лет количество молодежных суицидов выросло в три раза, что вывело Россию в лидеры по общему числу самоубийств. Каждый двенадцатый подросток в нашей стране в возрасте 1519 лет предпринимает попытку покончить с собой, а действительно расстаются с жизнью более 2,5 тысяч несовершеннолетних в год.По мнению некоторых активистов общественных организаций, ЕГЭ не является поводом для самоубийства. Дело в том, что у большинства подростков неустойчивая нервная система,и трагедияможет произойти, например,изза постоянных конфликтов со сверстниками илив семье. Причин очень много, поэтому не стоит приписыватьочередной суицид введению ЕГЭ[2].Следующим по важности является вопрос, касающийся коррупции в российской системе образования. Дело в том, что родители многих учеников, не желающих сдавать экзамены самостоятельно, но заинтересованных в поступлении в престижный ВУЗ на бюджетное отделение, «покупают»баллы ЕГЭ за огромные деньги. Не вдаваясь вподробности отработанных сценариев, позволяющих обеспечить высокие баллы, отметимочевидностьподобной информации.Много жалоб со стороны учителей и учеников вызывают некорректно составленные задания. Например, по русскому языку в части «С» нужно написатьсочинениерассуждениесогласно представленному плануи постараться набрать по этому заданию максимальное количество баллов. То есть, школьников заставляют мыслить «шаблонно». Такие правила не позволяют раскрыть свои способности в написании сочинений и ограничивают свободу мыслей. У школьникапоявляется ощущение, чтоон оказался «под колпаком». Выполненные тестовые задания, как нас заверяют, подвергаются проверке специально созданными компьютерными программами,но, как показалапрактика апелляций, в матрице заложенных ответов по какимто причинам оказываются инеправильные. Так, например,в экзаменационных тестовых заданиях по обществознаниюв части «А»требуетсядать только один правильный ответ, но по смыслу могут подходить и другие варианты.Неоднозначная трактовка самих заданий, безусловно, нуждается в тщательномвыверенном формулировании, исключающем инотолкования.

Таким образом, практика доказала, что новые реформы, проводимые министерством образования, имеют множество недоработок и недостатков. В последнее время во многих источниках обсуждается очень важный вопрос: «Будет ли платным в России среднее образование?». Согласно представленной информации, в школах будут преподавать бесплатно только математику (2 часа в неделю), русский язык (2 часа в неделю), иностранный язык (2 часа в неделю), физическая культура (2 часа в неделю), история (1 час в неделю). За остальные же предметы родителям придется заплатить немалые деньги: около 54 –70 тысяч в год и около 630 –за все одиннадцать лет обучения. Вместе с темотмечают, что первые три класса остаются бесплатными и в их программу входит тот же набор предметов, что и раньше.Учитывая то, что по официальным источникам 40% населения России проживает за чертой бедности, многие дети просто не смогут посещать учебные заведения. Поэтому существует вероятность резкого возрастания безграмотности в стране. По другим утверждениям, закон о введении платного образования не может вступить в силу по той причине, что,согласно статье 43 п. 1 и п. 2 «Конституции РФ», каждый имеет право на образование; гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.На сегодняшний день этотвопрос остается открытымдля обсуждения.В рамках предпринятого исследования намибыл проведен социальный опрос среди учеников и учителей средних общеобразовательных учрежденийг. УфыРеспублики Башкортостан. Было задано несколько вопросов, касающихся нововведений в области образования. Составленные таблицы, графики и диаграммы позволяют визуализироватьполученные результаты.На вопрос: «Как вы относитесь к коммерциализации среднего образования в будущем?»были получены ответы, распределение которыхв порядке убывания представленов нижеследующихтаблице1 и диаграмме1.Большинство опрошенных (75%) отрицательно относится к коммерциализации среднего образования, 7,5% –положительно, остальная же часть опрошенныхс ответом не определилась, или имеет нейтральное отношение, или не ответила на вопрос (17,5%).

Таблица 1

Вариант ответаКоличество опрошенных, чел.%отрицательное отношение9075положительное отношение97,5нейтральное отношение 65не определились с ответом65не ответили97,5Итого:120100





Диаграмма 1«Как вы относитесь к коммерциализации среднего образования в будущем?»

На вопрос: «Удовлетворяет ли вас информация, представленная в современных школьных учебниках?»больше половины опрошенных учеников ответили, что информация вполне доступна и ее изучения вполне достаточно для усвоения материала. Остальные утверждают, что учебники пишутся на языке, который доступен далеко не каждому(см. соответственно данные таблицы 2 и диаграммы 2). Согласно этому мнению, качество школьных учебников, составляемых неизвестными авторами, вызывает множествонареканий.С этим стоит согласиться, потому что издание новых учебников низкого качества поставлено на коммерческую основу. На сегодняшний день придерживаются принципа «чем больше, тем лучше». Только лучше для кого?Таблица 2

Вариант ответаКоличество опрошенных, чел.%да6655нет4840нейтральное отношение32,5не ответили 32,5Итого:120100

К выбору предметов для сдачи экзамена ученики относятся особенно серьезно. Был задан вопрос: «По каким предметам вы сдаете ЕГЭ? Почему?». Обществознание, попрежнему, в числе востребованных для сдачи экзамена выпускниками предметов. Эта дисциплина, как считают многие, требуется для поступления практически в любое высшее учебное заведение. Физика стоит на втором месте по выбору учеников, на третьем –химия, литература и английский язык. Некоторые ограничиваются сдачейтолько основных предметов –русского языка и математики. Такой предмет, как история, выбрало для сдачи минимальное количество опрошенных выпускников (подробнее –см. таблицу 3, диаграмму 3).

Диаграмма 2«Удовлетворяет ли вас информация, представленная в современных школьных учебниках?»

Таблица 3

№Выбор предметов для сдачи ЕГЭ

предметколво опрошенных (120 чел.)1Обществознание572Физика303Химия214Литература215Английский язык216Биология187Информатика158История99Только Русский язык и Математика1210Не ответили6

Диаграмма 3

«По каким предметам вы сдаете ЕГЭ? Почему?»

«Считаете ли вы, что сдача экзаменов в “традиционной форме” была лучше и эффективнее?». При ответе на этот вопрос большинство выпускников выбрало первый вариант. Обосновывая свою точку зрения, они склонялись к тому, что самым главным на экзамене является общение между учителем и учеником. Преподаватель видит уровень подготовки, следит за речью, движениями ученика, умением отвечать на дополнительные вопросы. ЕГЭ же предполагает написание тестов, которые проверяются компьютером. Этот экзамен направлен на объективное оценивание знаний ученика, что многие считают большим минусом.«Намного легче выучить один раз билеты и прийти, хорошо подготовившись, на экзамен, чем без конца учить “сухие, некорректные” вопросы тестов, которые никогда не повторяются», –пояснили ученики.

Таблица 3

Вариант ответаКоличество опрошенных, чел.%1да72602нет4840Итого:120100

Диаграмма 3

«Считаете ли вы, что сдача экзаменов в “традиционной форме” была лучше и эффективнее?»

На вопрос: «По каким предметам, поВашему, труднеевсего сдавать ЕГЭ? Почему?» выпускники ответили, что самыми сложными являются химия и физика. Математика и история вызывают у многих панический страх. Русский язык, литературу и географию часть опрошенных назвала «очень сложными предметами», которые невозможно подготовить даже за год. Обществознание же и английский язык, как ни странно, считаются несложными предметами. Они, по утверждению учеников, вызывают интерес при изучении и подготовке к экзамену.



Таблица 4

ПредметКоличество опрошенных (120 чел.)Химия51Физика48Математика27История27Русский язык24Литература15География15Обществознание6Английский Язык6Не ответили24

Диаграмма 4

«По каким предметам, поВашему, труднее всего сдавать ЕГЭ? Почему?»

Наибольшее количество споров и разногласий вызвал последний вопрос: «Перечислите “плюсы” и “минусы” введения ЕГЭ». Каждый из опрошенных выделял несколько положительных и отрицательных вариантов. Большинство видит большой плюс в том, что экзамен необходимо сдавать только один раз, а документы для поступления можно подавать в любые ВУЗы. Невозможно не согласиться, потому что это нововведение во многом облегчило задачу абитуриентам. Под «традиционными» экзаменами подразумевается сдача всех школьных предметов. В практике ЕГЭ такой методики нет, обязательными предметами остаются только математика и русский язык. Остальные –по выбору учеников. Положительно отнеслись и к объективному оцениванию знаний, посчитав, что эта методика наиболее эффективна. Самым же большим минусом для учеников является стресс. Постоянные запугивания со стороны учителей отбивают желание учиться. Это, в свою очередь, вызывает сложности при сдаче экзамена. Подростковый суицид и коррупция, а также

принуждение мыслить «по образцу», вызывают множество нареканий со стороны учеников.Результаты опроса доказывают, что для совершенствования образования требуется, прежде всего, устранение всех указанных недостатков.Пилотажный опрос (сознательная выборка из числа респондентов предполагала обращение к тем преподавателям, которые активно принимали участие в подготовке учащихся к обсуждаемой форме аттестации, обучали в старших образовательных звеньях и имеют самое непосредственное отношение к теме), проведенный среди учителей, выявил следующие, несколько отличные мнения иотдельные солидарные с учениками точки зрения.На вопрос: «Ваше отношение к введению ЕГЭ»были даны следующие ответы: из тридцати преподавателей половина опрошенных выступает «за», а другая –«против» ЕГЭ, считая, что «традиционная форма» была более эффективна.

Таблица 5Результаты опроса учителей

Вариант ответаКоличество опрошенных%положительное отношение1550отрицательное отношение1550Итого:30100

Диаграмма 5

«Ваше отношение к введению ЕГЭ»

Следующий заданный вопрос –«Как вы относитесь к коммерциализации среднего образования в будущем?». К закону о платном образовании только 5 человек из опрошенных относятся положительно, потому что считают самым главным стремление школьников учиться. Родители же должны находить любые возможности дляобеспечения получения детьми знаний. Остальные преподаватели категорически против платного образования.



Таблица 6

Вариант ответаКоличество опрошенных%положительное отношение517отрицательное отношение2583Итого:30100

Диаграмма 6«Как выотноситесь к коммерциализациисреднего образования в будущем?».

«Считаете ли вы, что сдача экзаменов в “традиционной форме” была лучше и эффективнее?». На этот дискутируемый ныне в средствах массовой информациии на разных уровнях системы образования вопрос десять человек ответили, что ЕГЭ позволяет оценивать знания учеников объективно, и этот факт, по мнению респондентов, можно оценивать как положительное явление. Остальные посчитали, что общение между учителем и учеником необходимо на экзамене в первую очередь, потому что оцениваются не только знания, но и умение преподнести подготовленный материал, умение грамотно выстраивать свои ответы, иными словами, –презентовать себя каквыпускника школы, обладающего не только набором знаний, навыков, умений, но и комплексом определенных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных. Таблица 7

Вариант ответаКоличество опрошенных%да2067нет1033Итого:30100

Диаграмма 7

«Считаете ли вы, что сдача экзаменов в “традиционной форме” была лучше и эффективнее?».

Но качество обучения в средней школе зависит, прежде всего, от заинтересованности преподавателя.Требования, предъявляемые к обучающимся по стандартам нового поколения, ориентированы на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности обучаемых, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования.По личным наблюдениям автора строк, из общениясо сверстниками и опрашиваемыми школьниками впоследнее время все чаще звучит мненияо нежелании учиться. Парадоксально, при всех предлагаемых учебнометодических комплексах, отличающихся не только содержанием, но внешней атрибутикой –прилагаемыми электронными вспомогательными средствами, рабочими тетрадями, ссылками на Интернет возможности и пр. –многие из школьников жалуются: «Я не могу». У подростка появляется иллюзия, что эти слова снимают с него ответственность.По нашему мнению, необходимо учитывать и психологию современного школьника, избалованного принципом, не скрываемым родителями, о цене решаемого вопроса. Многие из детейдавно привыкли к тому, что родители помогут справиться с проблемами завершения школы ипоступления в ВУЗ, в том числе решат вопросы, связанные с безболезненной «сдачей» итоговых тестовых экзаменов на договорной (или «коммерческой»основе, как между собой шутя и не скрывая факта подкупа, именуют факт сдачи ЕГЭ будущие студенты)[3]. Из этогоследует вывод: новое поколение –будущие надежда и опора государства –останется безграмотным изза отсутствия желания получать знания. Чему же тогда смогут научить молодые преподаватели, коекак (по привычному для таковых студентов алгоритму) окончившие педагогический университет, нынешних школьников? Известны случаи, когда учителясловесники, объясняя темы ученикам, писали слова с ошибками ине могли ответить на вопросы обучаемых. Безграмотность –это самый мощный удар по всем сферам жизнедеятельности общества.

Также необходимо отметить, что современное высокотехнологичное производство, наука, оборонная промышленность предъявляют высокие требования к специалистам, участвующим в производительных процессах всех отраслей. Немаловажно то, массовое внедрение ограничений при поступлении в высшие учебные заведения отрицательно сказывается на подготовке квалифицированных кадров. Доступ к высшему образованию становится привилегией для детей богатых родителей, получающих диплом не за упорный труд, а за оплату очередного зачета или экзамена. Такая подготовка кадров не может удовлетворить ни одно высокотехнологичное производство. С другой стороны, современное производство требует инженерных знаний на любом этапе технологического процесса, вплоть до обслуживающих станков. Поэтому искусственное ограничение возможности массового получения высшего образования отрицательно сказывается на развитиипроизводства. В первую очередьнеобходимо не просто обратить внимание на вышеперечисленные проблемы, нои постараться их устранить. После победы России в Великой Отечественной войневысказывалось мнение о том, что нашу странуневозможно победить войной. Чтобы уничтожить страну, необходимо подорвать ее культуру и образование.Этого нельзя допустить! Россия –это сильное государство, обладающее мощным и политическим, военным, и культурным потенциалом. Необходимы преобразования, которые, в первую очередь, благоприятно скажутся на развитии общества в стране. Поэтому необходимо, чтобы высокообразованные, компетентные руководители, стоящиево главе образовательного процесса, опирались на интересы здорового молодого поколения, готового поддержать адекватные проекты, направленные на скольнибудь качественное изменение складывающихся отношений в системе, и принять активное участие в их реализации.Ссылки на источники1.

Аргументы против ЕГЭ [Электронный ресурс. Текст]: http://netreforme.org/news/argumentyiprotivege/–Режим открытого доступа. –Дата обращения 17.01.2013 г.2.

ВопросыЕГЭ как причина суицида [Электронный ресурс. Текст]: http://old.fedpress.ru/federal/conflict/fedreps/id_186615.html–Режим открытого доступа. –Дата обращения17.01.2013 г.3.Канал «Россия 1» [Электронный ресурс. Видео]: http://rutv.ru/–Режим открытого доступа. –Дата обращения17.01.2013 г.

Suleimanova ValeriyaStudent of 2courseof the EconomicInstitute (specialty "State and municipal management")of Ufa State Aviation Technical University, Ufa, Bashkortostan

About the problems of school education:a look from the inside

Abstract.The article is devoted to the analysis of the survey conducted among teachers and survey data description of modern schoolchildren of senior link in order to identify the existing views on held in the system of secondary education reforms and their results.

Keywords:accreditation, the Unified state exam, the students, the education system, the exam.