Организация исследовательской деятельности обучающихся во взаимосвязи с развитием промышленного туризма

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Бахтадзе Л. И. Организация исследовательской деятельности обучающихся во взаимосвязи с развитием промышленного туризма // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 2621–2625. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53527.htm.
Аннотация. Статья посвящается вопросам организации исследовательской деятельности учащихся во взаимосвязи с развитием промышленного туризма.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Бахтадзе Любовь ИгоревнаУчитель химии высшей квалификационной категории,МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №16», г. ЧереповецLIB0707@mail.ruОрганизация исследовательской деятельности обучающихсяво взаимосвязи с развитием промышленного туризмаАннотация. Статья посвящается вопросам организации исследовательской деятельности учащихся во взаимосвязи с развитием промышленного туризма.Ключевые слова:промышленный туризм, исследовательская деятельность, урокиэкскурсии, профессиональная ориентация.Организация исследовательской деятельности рассматривается сегодня как мощная инновационная образовательная технология. Она служит средством комплексного решения задач воспитания, образования и развития в социуме Выявление способных детей и работа с ними являются актуальной задачей школы. Химия один из самых сложных общеобразовательных предметов. Успешно овладеть даже базовым школьным курсом химии невозможно, если у ученика недостаточно развит мыслительный процесс. Одной из важных причин для изучения химии является развитие мыслительных умений школьников –умения анализировать, сравнивать, комбинировать, обобщать и делать выводы. И в этом очень помогает исследовательская деятельность. Исследовательская деятельность позволяет решать следующие задачи: ·развитие самостоятельности при работе со специальной и научной литературой, при выполнении

практических и лабораторных опытов; развитие абстрактного мышления;развитие способности формировать свое мнение и умение его отстаивать;развитие умения общаться с аудиторией, выступая на конференциях, семинарах;формирование чувства ответственности за порученное дело;воспитание уверенности в себе, сознания значимости выполненной работы.Очень важно при организации исследовательской деятельности, следовать следующему правилу –никакого принуждения и насилия над личностью ребёнка. Главный критерий –личный интерес и личная увлечённость. Для учащихся

с низким и средним уровнем мотивации вовлечение в процесс творчества должно быть реализовано через организацию исследования на уроке как традиционной формы обучения. Формирование исследовательской компетенции в системе урочного учебного процесса эффективно при выполнении:1.

учебного эксперимента,2.лабораторных и практических работ исследовательского характера;3.домашнего задания исследовательского характера; 4.дидактических игр;5.исследования –соревнования;6.уроков экскурсий с исследовательским компонентом;7.уроков с использованием информационных технологийЯ в своей статье хочу остановиться на урокахэкскурсиях сисследовательским компонентом. Проведению таких экскурсий способствует развитие промышленного туризма в городе, который является крупным промышленным центром на северозападе России. Речь идет оЧереповце. Основу экономического потенциала Череповца составляют предприятия черной металлургии и химического комплекса. Ведущими предприятиями города являются ОАО «Северсталь», Череповецкий сталепрокатный завод ООО «Северстальметиз», ОАО «Аммофос», ОАО "Череповецкий «Азот». Также в городе действуют предприятия деревои металлообработки, пищевой и легкой промышленности, строительного комплекса. Кроме того, в Череповце насчитывается более 1500 малых и средних предприятий. Предприятиям требуются высококвалифицированные кадры. Сегодняшний выпускник школы должен быть конкурентоспособным на рынке труда,то есть обладать коммуникационной компетентностью, убеждать словом, грамотно отстаивать свою точку зрения.

Этому помогает занятие исследовательской деятельностью, как на уроках, так и во внеклассной работе. Обучающиеся приобретают навык исследования как универсального способа освоения действительности, развивают способность к исследовательскому типу мышления. Только совместными усилиями школы и предприятий города можно подготовить творческих, инициативных молодых специалистов.

Одной из форм такой совместной деятельности должно стать развитие промышленного туризма, которое может помочь профессиональной ориентации обучающихся. Старшеклассники во время экскурсий получают сведения о различных профессиях, их значении для народного хозяйства, потребностях в кадрах, условиях труда, требованиях, предъявляемых профессией, формах обучения, оплате труда.

В связи с дефицитом высококвалифицированных рабочих кадров на рынке труда современным промышленным предприятиям все труднее полностью укомплектовывать производство квалифицированными специалистами. В течение ближайших 35 лет немалая часть ныне работающих уйдет на пенсию. Старение рабочих кадров может привести к снижению производительности труда. Выход из сложившейся ситуации может быть только один: привлечение и закрепление молодежи на предприятиях. Работая много лет со старшеклассниками и постоянно занимаясь профориентационной работой, я могу с уверенностью сказать, что многие выпускники сделали правильный профессиональный выбор благодаря тому, что своими глазами увидели, как работает тот или иной специалист. Этому способствуют экскурсии на предприятия. Они же играют особую роль в развитии исследовательской деятельности, т.к.наполнены глубоким и важным для детей предметным содержанием. В начале экскурсии перед учащимися ставится исследовательская задача, результаты решения которой затем анализируются.Так же, как и обычный урок, экскурсия может содержать проблемные вопросы или даже исследовательские задания. Важность проведения промышленных экскурсий понимают на муниципальном унитарном предприятии «Водоканал». Это современное предприятие,на котором есть Центр исследования воды, станция озонирования, две мощнейшие станции УФобеззараживания. Есть у МУП «Водоканала» музей, где можно познакомиться с историей создания и развития водопроводного хозяйства города; с работой предприятия в настоящее время. Благодаря деятельности МУП «Водоканала» в городе нет проблем со снабжением питьевой водой.Совершая экскурсии на это предприятие, ушкольников есть возможность больше узнать о воде, познакомиться с водоподготовкой и методами очистки воды.Экскурсии сводятся не только к поиску материала, но и к доказательству гипотезы, выдвинутой в начале пути. Например, перед экскурсией на МУП «Водоканал» выдвигается гипотеза о том, что воду изпод крана можно пить. Побывав в цехе водоподготовки, школьники

должны опровергнуть или подтвердить правильность гипотезы. Перед экскурсией на очистные сооружения задается вопрос: «Много или мало воды на планете?». Обучающиеся пытаются ответить на этот вопросво время посещения очистных сооружений. Фрагменты экскурсии строятся как эвристическая или проблемная беседа, в ходе которой находится правильный ответ. Обязательно затрагиваются вопросы экологии воды. Школьники делают выводы о бережном отношении к воде. В моей методической копилке имеется много вариантовпроведения экскурсий на различные предприятия.

Руководство предприятия понимает значимость развития познавательных способностей обучающихся.С целью воспитания у молодого поколения бережного отношенияк водным ресурсам северного края, привлечения внимания общественности к проблемам экологии воды руководство предприятия организует и проводит конкурсы научноисследовательских работ и прикладных проектов.Тем самым поддерживает такой вид деятельности в школе. Так же руководствопредприятия поощряет работушкольников и студентов, направленную на решение проблем питьевой воды, очистки сточных вод, сохранения водного биоразнообразия городских водоемов, исследование корреляций водных, социальных, климатических и других факторов. В торжественной обстановке в музее победителями финалистам вручаются дипломы и памятныепризы. Награждаются и учителя, которые готовятшкольников к различным конкурсам.Понимают значение промышленных экскурсий и на предприятии химической промышленности. ОАО «Череповецкий «Азот» считается одним из самых экологически чистых предприятийв Череповецком промышленном узле и работает по наиболее современным технологиям производства аммиака и минеральных удобрений. На предприятии используются технологии, позволяющие максимально очищать выбросы в атмосферный воздух от вредных веществ, эксплуатируются очистные сооружения сточных вод, впервые в отрасли внедрена схема возврата очищенных сточных вод в систему оборотного водоснабжения, которая эксплуатируется уже несколько лет. Школьники имеют возможность познакомиться с решением экологических проблем на предприятии. Особенно полезны такие экскурсии при изучении курса химии в девятых и одиннадцатых классах.По заявке школы можно без проблем посетить производствоаммиака, азотной кислоты, аммиачной селитры. Результатом посещения завода является выполнение творческих, исследовательских задач с заранее неизвестным решением. Свои отчеты старшеклассники представляют в виде презентаций, видеороликов, рекламных плакатов, исследовательских работ, с которыми выступают на конференциях различного уровня. Но, к сожалению, не все предприятия города могут посетить школьники, да и взрослые туристы тоже.Руководители предприятий должны понять, что принимать туристов на производстве выгодно. Первое –это еще один способ рекламы предприятия и продукции, производимой на нем. Второе –это демонстрация честности и прозрачности управления, безукоризненных технологий, уверенности в своих перспективах развития.Третье –превращение производства в туристический объект стимулирует фирму к улучшению корпоративного климатаи трудовых отношений. Становится осмысленными уборка в цехах, чистая рабочая форма, презентабельный вид оборудования и многое другое. Старшеклассникам интересно познакомиться как с традиционными, так и с суперсовременными производствами. Экскурсоводами могут стать сами сотрудники предприятия, которые хорошо знают свое производство и смогли бы квалифицированно о нем рассказать. Суперсовременным предприятием в нашем городе является череповецкий металлургический комбинат.Посещение такого предприятия помогло бы школьникам лучше понять производство стали и чугуна. К сожалению, в цеха на экскурсии не пускают. Можно только посетить музей, который имеется на заводе.. Есть регионы России, где Череповец знают скорее по спичкам, чем по производству чугуна и стали. ЗАО «Череповецкая спичечная фабрика «ФЭСКО». –крупнейшее на северозападе предприятие по производству спичек.Выпускает высококачественную продукцию на уровне мировых стандартов.Посещая это производство, старшеклассники смогли бы ответить намногие вопросы исследовательского характера. Имеются в городепредприятия пищевой промышленности, например, ЗАО «Русский бисквит». Знакомясь в 10 классе с углеводами, с процессами брожения, было бы полезно увидеть в режиме онлайн весь технологический процесс от приготовления теста до выпечки готовой продукции: рулетов, вафельных тортов, кексов,печенья и пряников. А еще интересно узнать, что в Череповце единственное предприятие в стране попрежнему производит натуральное «Птичье молоко». В состав этих конфет не входят консерванты. Их готовят на сливочном масле, поэтому и срок хранения у них всего 20 дней.

Руководство предприятий обычно аргументирует отказ от экскурсий необходимостью соблюдения правил техники безопасности, санитарногигиенических норм, несмотря на то, что в социальном распоряжении имеется опыт советского промтуризма, а за рубежом промышленный туризм давнопользуется спросом. Таким образом, важную роль

для исследовательской деятельности обучающихся имеет развитие промышленного туризма. Этому должна помочь кооперация между городскими и региональными властями, местной бизнесэлитой, руководителями предприятий, учебными заведениями. Япредлагаю всем заинтересованным лицам объединить свои усилия для развития промышленного туризма, чтобы и в других промышленных городах страны могли воспользоваться нашим опытом.