Транспортный комплекс, как базовый фактор социально-экономического развития России

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Алексеева О. А. Транспортный комплекс, как базовый фактор социально-экономического развития России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 2636–2640. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53530.htm.
Аннотация. В статье обосновывается значимость транспортного комплекса в социально-экономическом развитии России, исследуется динамика наращения доли транспортной составляющей в основных показателях, формирующих общегосударственные тенденции развития.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Алексеева Оксана АнатольевнаКандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики и технологии управления ФГАОУ ВПО «СевероКавказский федеральный университет», г. Ставропольemail: ok_aleks_science_ncfu@mail.ru

Транспортный комплекс, как базовый фактор

социальноэкономического развитияРоссии

Аннотация.В статье обосновывается значимость транспортного комплекса в социальноэкономическом развитии России, исследуется динамиканаращения доли транспортной составляющей в основных показателях, формирующих общегосударственные тенденции развития.

Ключевые слова: транспортный комплекс России; приоритетные отрасли экономики.

Транспорт является отрасльюпроизводства, обеспечивающейжизненно необходимую потребность общества в перемещении людей и грузов. К понятию«транспорт» принято относитьотдельные элементы (подвижной состав, дороги, терминалы, пути сообщения, технические устройства, сооружения и др.), которые взаимодействуют между собой для выполнения определенных работ. Поэтому его необходимо рассматривать как систему закономерно расположенных и находящихся втесной связи элементов, подчиненных определенному принципу.Хотя следует отметить, что до определенного момента развития цивилизации не происходило выделение транспортного фактора в самостоятельную сферу деятельности человека(в период промышленного переворота в западной Европе в 18 веке). Под транспортным комплексом понимают совокупность различных видов транспорта, обслуживающих и вспомогательных организаций. находящихся во взаимосвязи и взаимодействии при выполнении перевозок.Транспортдает возможностьобеспечиватьнормальное функционирование производственной и непроизводственной сфер экономики, удовлетворятьнужды населения. По сути, он является обслуживающей отрасльюэкономики. Производственный процесс на транспорте –это процесс перемещения грузов и пассажиров, который и является продукцией транспорта. Поэтому транспортная продукция имеет нематериальный характер. Но, с другой стороны ряд отраслей промышленности России частично или полностью работает на обеспечение бесперебойного функционирования транспортной отрасли (топливная, автомобильная, судостроительная, самолетостроительная, локомотивои вагоностроительная промышленность и др.).

Состояние и развитие транспортного комплекса имеют для Российской Федерации исключительное значение. С его помощью осуществляются связи внутри отраслей и между отраслями, внутри экономических районов и между ними, формируются межгосударственные связи. Транспорт, наряду с другими инфраструктурными отраслями, обеспечивает базовые условия жизнедеятельности общества, являясь важным инструментом достижения социальных, экономических, внешнеполитических и других целей. В современных условиях транспорт является одним из определяющих функциональных факторов повышения темпов экономического роста. Особая роль транспортного комплекса в обеспечении национальных интересов России в значительной мере обусловлена некоторыми характеристиками, присущими территории государства, в т.ч.:–значительными размерами территории государства;–наличием богатейших природных ресурсов мирового значения, расположенных на ее территории, часто в отдаленной от экономических центров страны, в труднодоступной, с экстремальными климатическими условиями, слабо освоенной местности;–неравномерным развитием ее регионов, существенно отличающихся по уровню;–уникальным геостратегическим положением территории государства на Евразийском континенте [1].Значение транспорта как важной составной части экономики Российской Федерации определяется его ролью в территориальном разделении общественного труда: специализация районов, их комплексное развитие невозможны без системы транспорта. Транспортный фактор оказывает значительное влияние на размещение производства, без его учета невозможно достичь рационального размещения производительных сил. Рационализация перевозок влияет на эффективность производства как отдельных предприятий, так и районов и страны в целом. Важное значение транспорт имеет и в решении социальноэкономических проблем. С помощью транспорта осуществляется обмен материальными и духовными ценностями между народами, народностями и этническими группами страны. Кроме этого, транспорт обеспечивает трудовые и бытовые поездки людей,территориальную доступность к курортам, облегчает их физический труд в процессе производства и в быту, является неотъемлемой составляющей туристского бизнеса, участвует в организации досуга (времени, необходимого для восстановления производственных и творческих способностей) и др. Транспорт имеет большое значение для обеспечения обороноспособности страны, т.к. позволяет производить быструю передислокацию населения, войск, производства.Транспортный фактор имеет достаточно весомую роль в социальноэкономическом развитии России с ее большой территорией и неравномерным размещением ресурсов, населения и основных производственных фондов. Транспорт создаетбазовыеусловия для формирования и развития местного, регионального, общегосударственногои мировогорынков.В процессе перехода к рыночным условиям важность рационализации транспорта существенно возрос. С одной стороны, транспортныйфактор влияет на эффективность функционирования предприятий и создает базу для поддержания его жизнеспособности, а с другой стороны–рыночные условия подразумевают обмен товарами и услугами, что без транспорта невозможно, а,следовательно, невозможен и сам рынок. Поэтому транспорт является одним из базовых элементов рыночной инфраструктуры. Исследование доли транспорта в структуре мирового ВВП и мировой сферы услуг позволяет выделить некоторые закономерности в этапах развития транспортного комплекса.Первый этап развития (до 1980 гг.) характеризуется существеннымвлиянием экономического кризиса, связанногос энергетическим кризисом1973 года. Транспорт был инфраструктурной отраслью, сфера услуг в современном понимании только начинала формироваться. Фактически это было начало переходного периода в мировой экономике, главным детерминантом развития мировой экономики оставался промышленный сектор. Транспортный комплекс, являющийся открытой системой, в значительной степени подвергся влиянию отрицательных конъюнктурных условий, но в то же время оказался эффективным «амортизатором» экономического шока. Второй этап (19801990 гг.) связан соструктурными преобразованиями, происходившими в мировой экономике. В этот период сфера услуг структурно выделилась в самостоятельный третичный сектор экономики. Происходил бурный рост, связанный с возникновением новых видов услуг интеллектуальноинформационного характера на основе широкого внедрения результатов НТР, развития международного финансового рынка и т.п. Все большее число услуг «отрывалось» от сферы производства материальновещественных товаров. Взаимосвязь транспорта и промышленного сектора сохранялась на достаточно высоком уровне.Третий этап (1990г. –начало XXIвека) является основой формирования современного международного транспортного комплекса. Важнейшая его черта заключается в том, что значение транспорта как инфраструктурной отрасли экономики дополнилось также выделением его в самостоятельную сферу услуг.Среди основных функций транспортного комплекса выделяют следующие: 1) стимулирующая (реализуемая посредством притока инвестиций в транспортный комплекс); 2) дистрибутивная (позволяющая обеспечить физическое движение товарных потоков в мировой экономической системе); 3) интеграционная (реализуется посредством формирования единой сети транспортных маршрутов и выражается в углублении интеграционных процессов на межрегиональном, межгосударственном и глобальном уровнях); 4) структурообразующая (транспорт участвует в формировании отраслевой структуры мирового производства и межотраслевых пропорций, в размещении производственных мощностей и формировании региональных различий в ценообразовании); 5) комплементарная (наиболее очевидна в структуре туристского продукта, где перемещение туристов в регион рекреации из мест постоянного проживания часто является основным условием оказания туристской услуги);6) градообразующая (заключается в том, что в узловых точках транспортной сети (хабах) создаются объективные условия для возникновения городов с целью обеспечения функционирования объектов инфраструктуры); 7) индикативная (необходима для оценки уровня социальноэкономическогоразвития региона); 8) социальная (заключается в предоставленииравного доступа всем членам общества к социальноэкономической инфраструктуре через повышение степени транспортной доступности). Транспорт как инфраструктурная отрасль обеспечивает базовые условия жизнедеятельности иразвития государства иобщества. Именно поэтому «транспортная составляющая» вфедеральном бюджетеявляется одной изнаиболее крупных среди всех отраслевых расходов. Динамика расходов консолидированного бюджета (рис.1) позволяет сделать вывод о значительной доле (свыше 60%) финансирования нужд транспорта из бюджета субъектов РФ до 2007 года, а после этого периода большая часть программ развития транспорта финансируется из федерального бюджета. Максимальные объемы финансирования развития транспорта наблюдались в 2007 году. В 2011 году на данные цели выделено почти 500 млрд. руб.

Внастоящее время Министерство транспорта России является государственным заказчикомкоординатором двух федеральных целевых программ (ФЦП): «Развитие транспортной системы России(2010–2015 годы)»и

«Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации(2009–2015 годы)».Втранспортном комплексе реализуется также ряд программ, которые направлены наразвитие транспортной инфраструктуры врегионах РФ. Вприоритетном порядке планируется финансирование работ построительству (реконструкции) объектов, связанных спроведением Олимпийских игр вСочи, а также подпрограмм поразвитию Владивостока как центра международного сотрудничества вАзиатскоТихоокеанском регионе [2].

Рисунок 1 –Динамика расходов консолидированного бюджета РФ на развитие транспорта

О месте и значении транспорта в отечественном народнохозяйственном комплексе свидетельствует также его значительный удельный вес в основных производственных фондах страны, существенная доля транспортных услуг в валовом внутреннем продукте, в инвестициях на развитие отраслей народного хозяйства и в численности занятых на них работников, а также в потреблении энергоресурсов, металла и в ряде других важных показателей, характеризующих экономику страны (рис. 24).

Рисунок 2 –Динамика валовой добавленной стоимости транспортного комплекса и ее удельного веса в видах экономической деятельности и секторах экономики России За анализируемый период доля транспортной отрасли в ВВП страны составляет более 9%, при этом занимая пятое место в рейтинге всех отраслей экономики (рис. 2). В 2000 году уровни данных показателей были значительно меньше, но при этом транспортный комплекс занимал третье место в рейтинге, пропуская вперед только лишь промышленность и торговлю. Суммарный ежегодный объем валовой добавленной стоимости транспорта имеет тенденцию к росту (за исключением 2009 года) и к 2011 году составил 3781260 млн. руб.

Рисунок 3 –Динамика среднесписочной численности транспортного комплекса занятых в экономике и ее удельного веса в видах экономической деятельности и секторах экономики России

Среднегодовая численность занятых в экономике в транспортной отрасли (рис. 3) составляет свыше 5,3 млн. чел. (почти 8% от численности занятых в экономике). Наибольшее снижение наблюдается в 2009 году, когда произошло сокращение численности на 144 тыс. чел. (2,6%) и к 2011 году темпы наращения не позволили достигнуть уровня 2005 года. По данному критерию транспортный комплекс ухудшил свои позиции, занимая в 2011 году 7 место в рейтинге отраслей против 5 места в 20002007 гг. (пропустив вперед также строительство и операции с недвижимостью).

Основные фонды транспорта, как базовая составляющая производственногопроцесса отрасли в 2011 г. составляют около 30 млрд. руб. (28,4% в основных фондах экономики страны), тем самым занимая первое место на протяжении всего исследуемого периода (рис. 4). В динамике имеется устойчивая тенденция к росту показателя, при этом наибольший прирост наблюдается в 2007 году (более чем на 24%), а наибольшее снижение –в 2009 году. Но, несмотря на это стоимость основных фондов с 2005 года выросла в 2,3 раза (по России данный прирост составит 2,6 раз). Транспортный комплекс доминирует также по объемам инвестиционных вложений в основной капитал, которые в 2011 году составили 2987,6млрд. руб. или 24,9% в суммарном значении данного показателя всех отраслей экономики России (рис. 5). В 2008 году наблюдался наибольший прирост показателя (на 36%). Удельный все инвестиций в основной капитал транспортного комплекса в среднем вырос на 30% по сравнению с уровнем 2005 года, что в целом соответствует темпам социальноэкономического развития отрасли. На протяжении всего исследуемого периода транспортный комплекс занимает первое место в рейтинге отраслей экономики России по данному показателю.

Рисунок 4 –Динамика основных фондов транспортного комплекса и их удельного веса в видах экономической деятельности и секторах экономики России

Рисунок 5 –Динамика инвестиций в основной капитал транспортного комплекса и их удельного веса в видах экономической деятельности и секторах экономики России

Сальдированный финансовый результат отрасли составляет в 2011 году 479165 млн. руб. (6,71%), занимая при этом четвертое место в рейтинге (рис. 6). Следует отметить значительное снижение показателя в 20082009 гг., но в целом к настоящему моменту времени отрасли удалось преодолеть докризисный барьер. Наибольшую долю по удельному весу транспортная отрасль занимала в 2000 и 2008 гг. (более 11%). Начиная с 2008 года транспортный комплекс вышел на четвертую рейтинговую позицию, обгоняя операции с недвижимым имуществом. При этом в тройке лидеров, по прежнему, остаются оптовая и розничная торговля, обрабатывающие производства и добыча полезных ископаемых.

Рисунок 6 –Динамика сальдированного финансового результата транспортного комплекса и его удельного веса в видах экономической деятельности и секторах экономики России

При этом оборот организаций транспорта наращивается и в 2011 году составил 6033,9 млрд. руб. (6,03%), следуя за такими отраслями, как оптовая и розничная торговля и обрабатывающие производства (рис. 7). Наименьший удельный вес показателя имеет место в 2007 году, а наивысший –в 2009 году.

Рисунок 7 –Динамика ежегодного оборота организаций транспортного комплекса и его удельного веса в видах экономической деятельности и секторах экономики РоссииВ результате проведенного исследования можно сделать вывод, что транспорт безусловно относится к числу приоритетных отраслей народного хозяйства и одним из значимых факторов социальноэкономического развития страны.Недостаточное развитие транспортной системы тормозит социальноэкономическое развитие в регионах, сдерживает развитие деятельности организаций других отраслей экономики в связи с ограниченными возможностями транспортировки продукции.

Ссылки на источники:1. Концепция транспортной безопасности РФ // http://transbez.com [Дата обращения 29.03.2013].2. Транспорт был иостается базовой отраслью //http://vwvw.bujet.ru/article/173381.php[Дата обращения 30.03.2013].



Alekseeva Oksana

Ph.D., Аssosiate Professor, chair of economics and management of technology, NorthCaucasian Federal University

Transport complex, as the basic factor of social and economic development of Russia

The article explains the importance of transport sector in the socioeconomic development of Russia, examines the dynamics increase the capacity of the freight component of the key indicators that form the nationwide trends.

Keywords: Russian transport complex, the priority sectors of the economy.