Социальная ситуация развития детей, оставшихся без попечения родителей

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Арон И. С. Социальная ситуация развития детей, оставшихся без попечения родителей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 2631–2635. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53529.htm.
Аннотация. В работе анализируется содержание объективных и субъективных компонентов социальной ситуации развития детей, оставшихся без попечения родителей. На основании изучения психологических исследований автор делает вывод о том, что личность детей, оставшихся без попечения родителей, формируется в особой, дефицитарной социальной ситуации развития, оптимизация которой является основным направлением психолого-педагогического сопровождения личностного развития данной категории детей.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Арон Ирина Станиславовнакандидат психологических наук, доцент кафедры истории и психологии Поволжского государственного технологического университетаirinast62@gmail.com

Социальная ситуация развития детей, оставшихся без попечения родителей

Аннотация.В работе анализируется содержание объективных и субъективных компонентов социальной ситуации развития детей, оставшихся без попечения родителей. На основании изучения психологических исследований автор делает вывод о том, что личность детей, оставшихся без попечения родителей, формируется в особой, дефицитарной социальной ситуации развития, оптимизация которой является основным направлением психологопедагогического сопровождения личностного развития данной категории детей.Ключевые слова: социальная ситуация развития, содержательная структура социальной ситуации развития, дети, оставшиеся без попечения родителей.

Понятие социальной ситуации развития как совокупности законов, которыми определяются возникновение и изменения структуры личности ребенка на каждом возрастном этапе было введено Л.С.Выготским.Социальная ситуация развития, в понимании Л.С.Выготского, не есть просто среда, т.е. то, что находится вне человека в виде совокупности объективных внешних факторовразвития, не есть просто обстановка развития, а представляет собой совершенно особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, типичное длякаждого возрастного периода [1].Дальнейшее развитие идея Л.С.Выготского о роли социальной ситуации развития как источника психического развития получила в рамках культурноисторического подхода в работах А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, Л.И.Божович, М.И.Лисиной, Б.Г.Ананьева, В.В.Давыдова, Д.И.Фельдштейна, Л.Ф.Обуховой, А.В.Петровского[2, 3, 4, 5]. Современные исследования социальной ситуации развития представлены в работах В.И.Слободчикова, В.П.Зинченко, О.А.Карабановой, Е.Б.Моргунова, Б.С.Братуся, В.В.Абраменковой, И.А.Николаевой и др. [6,7,8]. Большое внимание исследователи данной проблемы уделяют изучению содержательной структурысоциальной ситуации развития, понимание которой является основой для разработки направлений и технологий психологического сопровождения психического развития ребёнка.

Несмотря на многообразие представлений о структуре социальной ситуации развития можно выделить её два основных содержательных компонента: объективный и субъективный. Объективный компонент социальной ситуации развития отражает социальный контекст психического развития, особенности общения и взаимодействия личности с социальным окружением. Субъективный компонент социальной ситуации развития может быть структурно представлен совокупностью когнитивных, деятельностных (поведенческих), мотивационных и личностных составляющих.Когнитивная составляющая субъективногокомпонента социальной ситуации развития определяется уровнем развития познавательной сферы. Деятельностная составляющая включает особенности поведения в различных видах деятельности. Мотивационная составляющая определяется иерархией потребностей, соотношением и устойчивостью мотивов, осознанностью интересов. Личностная составляющая включает систему личностных качеств, в которой системообразующим компонентом является субъектность личности, а также характеристики здоровья (физического, психического и социального).Как показал теоретический анализ и результаты экспериментального исследования, все аспекты социальной ситуации развития детей, оставшихся без попечения родителей, имеют негативное психологическое содержание.

Личность детей, воспитывающихся без попечения родителей, формируется в особой дефицитарной социальной ситуации развития, в ситуации депривации, независимо от того, воспитывается ребенок в детском доме или в неблагополучной семье, если потенциальный воспитанник ещё находится в семье —речь, как правило, идет о низком социальном статусе его родителей и заброшенности (©педагогической запущенностиª) ребенка. В социальной ситуации развития ребёнка, оставшегося без попечения родителей, присутствуютвсе основные виды депривации –двигательная, сенсорная, информационная, социальная, материнская и другие. Сенсорная депривация возникает в результате обеднённой среды существования ребёнка, при отсутствии или недостаточности стимуловразных модальностей (слуховых, зрительных и др.). Двигательная депрвация проявляется в ограничении движений. Социальная депривация является следствием нарушения привычного круга общения, широких социальных связей. Все виды депривации в жизни взаимосвязаны, не существуют в чистом виде. В учреждениях для детей, оставшихся без попечения родителей, социальная, двигательная и сенсорная депривации возникают преимущественно вследствиематеринской депривациииззалишения ребёнка с раннего возрастаматеринской заботы и любви. И.Ф.Дементьев, Е.П.Рязанова, А.Х.Пашина, И.А.Фурманов выделили особенностисоциальной ситуации развития детей в детских учреждениях закрытого типа, негативно влияющиена их личностное развитие:

замкнутость жизни в стенах одного помещения, ограниченность контактов с внешним миром, выключение из естественногобыта людей;

жёсткая регламентация всех действий ребёнка, не оставляющая возможность выбора и личной ответственности за свои действия;

неадекватная организация жизненного пространства (отсутствие возможности побыть одному, постоянное нахождение в большом коллективе сверстников, сменить который ребёнок не может;

неполноценное общение со взрослым, в частности: частая сменяемость взрослых при переходе детей из одного учреждения в другое, что не позволяет ребёнку установить длительные отношения с определённым взрослым и обратную связь с ним;

групповой подход к детям и отсутствие индивидуальных контактов со взрослым, что приводит к снижению интимности и доверительности общения;

эмоциональная упрощённость, бедность и однообразие контактов [9, 10, 11, 12, 13].Все обозначенные выше социальные контексты социальной ситуации развития ребёнка в учреждениях закрытого типа, безусловно, негативно влияют на личностное развитие данной категории детей.Анализ социальной ситуации развития ребёнка на различных возрастных этапах развития позволит полнее и нагляднее раскрыть причины, источники и специфику нарушений личностного развития в условиях воспитания в детских учреждениях закрытого типа для детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей [13].Педагоги и психологи констатируют, что по своему психическому развитию дети, воспитывающиеся без попечения родителей, отличаются отсверстников, живущих в семье. Темп развития детейвоспитанников учреждения закрытого типа замедлен. Их психическое и физическое развитие на всех возрастных этапах имеют ряд качественных негативных особенностей, которые имеют серьезные последствиядля формирования личности подрастающего человека [14].Как отмечают специалисты, уже в младенческом и раннем возрасте все основные линии развития ребёнка, оставшегося без попечения родителей, деформированы [14,15].Благоприятной для психического развития ребёнка младенческого возраста является социальная ситуация развития, основанная на неразрывном биологическом и психологическом единстве ребёнка с матерью, характеризующаяся эмоциональнонепосредственным общением между ними. Если ребёнок в это время лишён общения с матерью –единство нарушается. Основной результат такой ситуации –неумение ребёнка адекватно проявлять свои переживания и разделять их со взрослым –накладывает отпечаток на социальную ситуацию раннего детства –ситуацию сотрудничества со взрослым и негативно сказывается на формировании возрастных новообразований и всего психического развития ребёнка. Так, уже дети младенческого возраста, воспитывающиеся в доме ребенка, отличаются от детей, воспитывающихся в семье: у них снижена познавательная активность, упрощены эмоциональные проявления, отсутствует жизнерадостность.Удетей раннего возраста, воспитывающихся в домах ребенка, пониженалюбознательность,ориентировочноисследовательская деятельность, они апатичны, безразличны к окружающим, не самостоятельны; наблюдается отставание в развитии ходьбы, речи, задержки в овладении предметной деятельностью. В период кризиса трёх лет у детей, воспитывающихся вне семьи, обычно не формируются такие возрастные новообразования, как гордость за достижения и феномен ©Ясамª [14].В период дошкольного детства, когда ведущим видом деятельности является игра, отражающая мир социальных отношений, центром которого является взрослый, общение со взрослым в условиях детского дома продолжает оставаться дефицитарным.У многих дошкольников из детских домов отмечаются пассивность во всех видах деятельности, особенно в игре, которая отличается стереотипностью, отсутствием творчества. Что обуславливает трудности произвольной саморегуляции младших школьников –воспитанников детского дома. У детей наблюдается также низкий уровень когнитивного развития: обедненная речь, слабое внимание, низкая познавательная установка [9, 14].Представления воспитанников детских домов о собственной жизни и собственных действиях ситуативны и однообразны. Эксперименты Е.О.Смироновой и А.Е.Логутиной, направленные на изучение степени осознанности своего опыта воспитанниками детских домов, показали, что дети не выделяют себя из коллектива. Всё происходящее ребёнок воспринимает не как события своего личного опыта, а отстранённо, как не имеющее к нему отношения [16].В младшем школьном возрасте вследствие неудовлетворённойпотребности в общении со взрослым у ребёнка, воспитывающегося в учреждении интернатного типа, возникают трудности в становлении учебной деятельности –ведущей деятельности младшего школьного возраста. Трудности проявляются в несформированности или задержке развития у детей образного мышления, основанного на внутреннем плане действий, что приводит к нарастанию проблем в усвоении учебной программы в целом. Выявлены также специфические отклонения в развитии мотивационнопотребностной сферы данной категории детей [14].К подростковому возрасту, когда основой социальной ситуации развития ребёнка является общение с референтной группой (которое также очень специфично в условиях закрытого учреждения), проблемы психического развития воспитанников детских домов и интернатов проявляются в первую очередь в системе их взаимоотношений ссоциальным окружением. Уже к 10—11 годам у подростковдетских домовустанавливаются отношения с окружающими, основанныена их практической полезности для ребенка, формируется поверхностность чувстви взаимоотношений, иждивенчество.Подросткивоспитанники детских домов испытывают трудности в становлении самосознания и самооценки (переживание своей ненужности, ущербности) –одного из основных психических новообразований подросткового возраста. Существенновозрастают трудности овладения учебной программой, что осложняется систематическими нарушениями дисциплины, проявлениями девиантного поведения (побеги из детского дома, бродяжничество, воровство).И.В.Дубровинауказывает, что для всех детей, воспитывающихся в домах ребенка, детских домах и интернатах, характерны нарушения во взаимоотношениях со взрослыми. Уданной категории детей обострена потребность во внимании взрослого и общении с ним, в доброжелательном отношении, ласке и положительных эмоциональныхотношениях. При этом количество обращений взрослых к детямв детских домах ограничено,обращения преимущественно направлены на регламентацию поведения, в этих контактах практически отсутствуют личностные, интимные обращения, отмечается их эмоциональная бедность и однообразие содержания[14].Различие социальных ситуаций развития подростков, растущих в семье, и подростков, оставшихся без попечения родителей, определяется не только тем, что они воспитываются в разных условиях (одни в семье, а другие в детском учреждении закрытого типа), но и занимаемым ими неодинаковым, по утверждению Л.И.Божович, ©местом в системе доступных им общественных отношенийª [2,С.97].В ранней юности социальная ситуация развития воспитанников детских домов и школинтернатов также отличается от социальной ситуации развития детей, воспитывающихся в семье, и обучающихся в массовой школе.В детских домах и школахинтернатах дети находятся до девятого класса, затем они выпускаются из детского учреждения, и только при условиипродолжения своего обученияв среднеспециальном учебном заведении, выпускники могут оставаться на попечении государства. Перед учащимися девятого класса, обучающимися в массовой школе, возникает проблемавыбора дальнейшего образования.Подростки, заканчивающие обучение в девятом классе школыинтерната,ограничены в выборе пути завершения среднего образования несколькими средними специальными учебными заведениями, с которыми взаимодействуют интернаты. Вследствие недостаточной успеваемости и проблем социальноэкономического характера лишь 1520% выпускников интернатных учреждений могут рассчитывать в дальнейшем на получение высшего профессионального образования. Они заведомо ориентированы на получение среднеспециальной профессиональной подготовки и заранее знают те несколько училищ и техникумов, с которыми поддерживает связь детский дом. Далее, после получения начального профессионального образования большинство выпускников детских домов сталкиваются с проблемой низких доходов, с безработицей, с необходимостью выполнения неквалифицированного труда. Таким образом, круг их проблем находится не в области саморазвития и самоактуализации, а в области витальных потребностей, определяющих биологическое выживание. Как результат, выпускники детских домов не могут долго работать ни на одном месте, нередко ведут иждивенческий, асоциальный образ жизни, совершают правонарушения. Лишь не значительная часть выпускников закрытых образовательных учреждений относительно благополучно строят свою самостоятельную жизнь, большинство из них нуждается в социальной и психологопедагогической поддержке. [17].Исследования А.М.Прихожан выявили, что у воспитанников детского дома значительно сужена временная перспектива (т.е. представление о своём будущем) по сравнению с перспективой будущего у подростков, воспитывающихся в семье. Интернатские дети мало задумываются не только о будущем, но нередко у них отсутствуют представления, связанные с прошлым. Основные желания и намерения детей, воспитывающихся вне семьи, связаны с сегодняшним днём [15].Изучение особенностей временной перспективы в рамках исследованияН.В.Матяш и Ю.А.Володиной свидетельствует о складывающейся негативной ситуации развития подростков закрытых интернатных учреждений. Наибольшее число высказываний учащихся о своем будущем относится к ©желанию достичь материального успеха и иметь материальные ценностиª (100%). Чаще всего среди материальных ценностей называется жилье (дом, квартира), автомобиль, модная одежда. Пути достижения материального благополучия не указываются, лишь в 13% случаях это получение образования или трудовая деятельность. Второе место занимают высказывания учащихся о получении профессии (79,8%). Причем в 70% называется конкретная профессия (поваркондитер, автомеханик, парикмахер и др.). Однако этот выбор часто не обоснован, а связан с получением материального достатка. Натретьем месте высказывания учащихся о будущей семье (73%), деятельность членов которой неразрывно связывается с материальной обеспеченностью (муж, работающий на высокооплачиваемой работе, дети, которые учатся в престижной школе и т.п.). Как видно из анализа содержания временной перспективы воспитанников интернатных учреждений, будущая профессиональная деятельность занимает важное место в ряду с созданием семьи и стремлением к материальному успеху, однако, осознание путей достижения планируемого профессионального будущего остается для большинства подростков неясной и малопонятной перспективой [18].Искажение в личностном развитии воспитанников детских домов, выявляется во всех основных сферах становления личности: деятельности, общении, самосознании. Всеэти сферы имеют специфику в условиях воспитания вне семьи [19]. В сфере деятельности в связи с ограниченностью выбора деятельности и способов её осуществления исследователи отмечают чрезвычайно низкую эмоциональную включённость и вовлечённость как в свою деятельность, так и в деятельность сверстников у воспитанников детского дома в сравнении с детьми, воспитывающимися в семье. Безразличие к продукту и процессу деятельности приводит к отсутствию у воспитанников детского дома индивидуальных стратегий поведения в различных жизненных ситуациях, низкой степени самостоятельности, зависимости от взрослых [16].Постоянная неудовлетворённость потребности в общении и неадекватность форм взаимодействия с окружающими воспитанников интернатов приводит к формированию неконструктивных стратегий поведения в сложных ситуациях общения (ситуациях запрета, столкновения интересов, конфликтов, замечаний взрослого), характеризующихся враждебностью, обвинительными реакциями, угрозами, упрёками, неумением взять на себя ответственность за разрешение конфликта [20].Сфера самосознания воспитанников детского дома также имеет свои особенности. По данным исследований ряда авторов (А.М.Прихожан, Н.Н.Толстых, Н.К.Радина) у детей из детского дома не сформирована структура самосознания как внутренний диалог (©Ядругойª). Их самосознание нуждается в постоянной внешней опоре со стороны взрослого. Ввиду недостаточного общения с близким взрослым и отсутствия личного отношения к себе собственное ©Яª ребёнка остаётся невыделенным и неоформленным. Что находит отражение и в заниженной самооценке воспитанников детского дома, которая в большинстве случаев негативна и однопланова [18]. Внутренний мир, эмоции, чувства воспитанников сиротских учреждений слабо дифференцированы. В себе они ценят умение ловко приспособиться к ситуации, т.е. ориентированы на внешнее окружение [21,22]. Особенности самосознания воспитанников интернатов проявляются и в такой характеристике личности как локус контроля, связанной с ощущением субъективности, способности влиять на внешние события. В условиях воспитания вне семьи локус контроля характеризуется преобладанием экстернальности, т.е. большинство воспитанников детского дома не чувствуют себя хозяевами своей жизни, видят причину всего происходящего во вне [13].Трудности личностного развития выпускников детских домов и школинтернатов усугубляются проблемами их психического и физического здоровья. В последнее время специалисты отмечают ухудшение физического состояния детей, оставшихся без попечения родителей, появление детей сосложными, комплексными видами отклонений, разными формами задержек психического развития, с трудностями в обучении, в поведении (склонность к бродяжничеству, тяга к курению, наркомании и токсикомании, тенденции к совершению правонарушений). У значительнойчасти воспитанников имеются интеллектуальные отклонения, плохо развита речь, они страдают недостатком концентрации внимания, эмоциональными нарушениями.

Таким образом, личностное развитие детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в особой социальной ситуации развития, включающей специфические, во многих случаях негативные по содержанию, объективные (социальный контекст) и субъективные компоненты.Содержание объективного компонента социальной ситуации развитиядетей, оставшихся без попечения родителей (социальный контекст), отражающего особенности взаимоотношений со взрослыми и сверстниками: социальная, сенсорная и поведенческая депривация;

замкнутость жизни в стенах одного помещения, ограниченность контактов с внешним миром, выключение из естественного быта;

жёсткая регламентация всех действий ребёнка, не оставляющая возможность выбора и личной ответственности за свои действия;

неадекватная организация жизненного пространства (отсутствие возможности побыть одному, постоянное нахождение в большом коллективе сверстников, сменить который ребёнок не может);

неполноценное общение со взрослым, в частности: частая сменяемость взрослых, что не позволяет ребёнку установить длительные отношения с определённым взрослым и обратную связь с ним; групповой подход к детям и отсутствие индивидуальных контактов со взрослым, что приводит к снижению интимности и доверительности общения; эмоциональная упрощённость, бедность и однообразие контактов; поверхностные, неглубокие отношения;

отношения со взрослыми и сверстниками основаны на практической полезности для ребёнка;

отсутствие образцов профессионального становления родителей и других взрослых, позволяющих включиться в систему ориентации в мире профессий.Субъективный компонент социальной ситуации развитиядетей, оставшихся без попечения родителей, представлен следующим содержанием когнитивных, мотивационных, поведенческих (деятельностных) и личностных сфер:Особенности когнитивной сферы:

темп когнитивного развития замедлен;

низкий уровень когнитивного развития: несформированность образного и словеснологического мышления, обеднённая речь, нарушения внимания и памяти;

сниженная познавательная активность, пониженная любознательность, ориентировочноисследовательская деятельность; представления о жизни ситуативны и однообразны.Особенности мотивационной сферы:

преобладают мотивы удовлетворения фрустрированных потребностей: материально обеспеченная жизнь, развлечения, наличие хороших и верных друзей, любовь, уверенность в себе;

не развитость познавательной потребности;

мотивы личностного и профессионального развития не сформированы.Особенности деятельностной сферы и поведения:

пассивность во всех видах деятельности; низкая эмоциональная вовлечённость в деятельность, безразличие к процессу и продукту деятельности;

отсутствие индивидуальных стратегий поведения;

низкая степень самостоятельности, зависимость от взрослых;

неконструктивные стратегии поведения в сложных ситуациях общения: враждебность, упрёки, угрозы, обвинения;

трудности в учебной деятельности, усвоении учебного материала;

нарушения дисциплины: драки, побеги, воровство и др. формы противоправного поведения;

иждивенчество, привычка жить по указке, получать материальное обеспечение и другие виды поддержки.Особенности личностной сферы: не сформирована структура самосознания; самосознание нуждается в постоянной опоре со стороны взрослого; ©Яª не выделенное, не оформленное; внутренний мир слабо дифференцирован; самооценка одноплановая, обычно заниженная; переживание своей ущербности; ориентация на внешнее окружение; внешний локус контроля, видят причину всего происходящего вовне;

эмоциональные нарушения: упрощённость эмоциональных проявлений; вялость, апатичность, отсутствие жизнерадостности.Характеристики здоровья (соматического и психического):

часто плохое соматическое здоровье;

сложные комплексные виды отклонений;

задержки психического развития.Анализ социальной ситуации развития детей, оставшихся без попечения родителей, позволяет сделать вывод о том,чтооптимизация социальной ситуации развития данной категории детей, в совокупности её объективных и субъективных компонентов является основным направлением психологопедагогического сопровождения личностного развития детей, воспитывающихся без попечения родителей.

Ссылки на источники.1.Выготский, Л.С.: Собр. соч. в 6 т.//Л.С.Выготский. –М.: Педагогика, 1989. Т.4. Детская психология.2.Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте/Л.И.Божович. –М.: Педагогика, 1988.3.Ананьев, Б.Г. Психология и проблемы человекознания/ Под ред. А.А.Бодалёва. –М.: Издво ©Институт практической психологииª; Воронеж: НПО ©МОДЭКª, 1996. 4.Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах/ Под ред. Д.И.Фельдштейна. –М.: Издво ©Институт практической психологииª; Воронеж: НПО ©МОДЭКª, 1996.5.Фельдштейн, Д.И. Психология взросления/Д.И.Фельдштейн. М.: Флинта, 1999.6.Слободчиков,В.И., Исаев,Е.И. Психология человека. Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов/В.И.Слободчиков, Е.И.Исаев. –М.: Школа Пресс, 1995.7.Карабанова, О.А. Социальная ситуация развития ребёнка: структура, динамика, принципы коррекции: Дис. … дра психол. наук/О.А.Карабанова. –М., 2002.8.Николаева, И.А. Субъективный образ социальногомира как репрезентация социальной ситуации развития личности (на примере подрасткового возраста): Автореф. дис. … канд. психол. наук/И.А.Николаева. –Курган: КГУ, 2004.9.Дементьев,И.Ф. Социальное сиротств: генезиз и профилактика/И.Ф.Дементьев. –М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2000.10.

Рязанова,Е.П. Особенности эмоциональной сферы воспитанников и сотрудников детского дома/Е.П.Рязанова, А.Х.Пашина//Психологический журнал.1993. №1. С.4452.11.

Слуцкий,В.И. Феномен общественной собственности и его влияние на формирование личности воспитанников детских домов/В.И.Слуцкий//Вопросы психологии. 2000. №5. С.132139. 12.

Фурманов,И.А. Психология депривированного ребёнка/И.А.Фурманов. –М.: ВЛАДОС, 2004. 13.

Хаймина,А.Г. Профессиональное самоопределение воспитанников детских домов и школинтернатов:Дис. … канд.психол.наук/А.Г.Хаймина. Ярославль, 2006. 14.

Психическое развитие воспитанников детского дома/Под ред. И.В.Дубровиной, А.Г.Рузской. –М.: Педагогика, 1990.15.

Прихожан,А.М.Дети без семьи/А.М.Прихожан, Н.Н.Толстых.М.: Педагогика, 1990.16.

Смирнова,Е.О., Логутина,А.Е.Осознание своего опыта детьми в семье и детском доме/Е.О.Смирнова, А.Е.Логутина//Вопросы психологии. 1991. №6. С.3037.17.

Радина, Н.К. К вопросу о трудностях профессиональной социализации выпускников детских домов и интернатов/Н.К.Радина//Журнал прикладной психологии. 2003. №4. С.5055.18.

Матяш, Н.В., Володина, Ю.А. Психологическая готовность к профессиональному самоопределению детейсирот в условиях предпрофильной подготовки/ Н.В.Матяш, Ю.А.Володина//Вестник Брянского университета. 2008. №1. С.134140.19.

Преодоление трудностей социализации детейсирот/Под ред.Л.В.Байбородовой. –Ярославль: Издво ЯГПУ им.К.Д.Ушинского, 1997.20.

Семья и формирование личности. Сборник научных трудов/Под ред. А.А.Бодалёва.М.: НИИ общей педагогики АПН СССР, 1981.21.

Прихожан А.М. Анализ содержания ©Образа Яª в старшем подростковом возрасте у учащихся массовой школы и школыинтерната/А.М.Прихожан//Возрастные особенности психического развития детей. –М.: АПН СССР, 1982. 22.

Радина,К.Н.Изучение самопринятия у детей, воспитывающихся в закрытом детском учреждении и в семье/К.Н.Радина//Вопросы психологии. 2000. №3. С.2333.

Aron Irina Stanislavovnacandidate of psychological Sciences, associate Professor, chair of history and psychology of Volga state University of technology, YoshkarOlairinast62@gmail.com

The social situation of development of children, left without care of parents

Abstract. The paper analyses the content of the objective and subjective components of the social situation of development of children, left without parental care. On the basis of the study of psychological researches, the author makes a conclusion that the personality of children, left without care of parents, is formed in a specialsocial situation of development, optimization which is the main direction of the psychological and pedagogical support of personal development of this category of children.Key words: social situation of development, content structure of the social situation of development, children left without parental care.