Традиционная музыкальная культура чувашского народа и ее центрально-азиатские истоки

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Алжейкина Г. В. Традиционная музыкальная культура чувашского народа и ее центрально-азиатские истоки // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 2641–2645. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53531.htm.
Аннотация. В статье дан анализ исторической и этнокультурной преемственность традиционной музыкальной культуры чувашей. Рассуждения автора основаны на историко-культурных и ареальных связях традиционной музыкальной культуры древних народов. Отголоски этих взаимодействий разнообразны, их находят не только в музыке, но и в археологическом, этнографическом, лингвистическом материале, в народных верованиях, мифологии. Сохранность древнего в чувашской музыке может быть дополнена другими сферами духовной культуры: наукой признана глубокая древность традиционной чувашской религии, языка, сохранившего древнейшие черты, структуры народного костюма, орнамента вышивок.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Алжейкина Галина ВладимировнаКандидат педагогических наук, доцент Чувашского государственного института культуры и искусств, г. Чебоксарыalzheykina@mail.ru

ТРАДИЦИОННАЯМУЗЫКАЛЬНАЯКУЛЬТУРАЧУВАШСКОГО НАРОДА

И ЕЕ ЦЕНТРАЛЬНОАЗИАТСКИЕ ИСТОКИ

Аннотация

В статье дан анализ историческойи этнокультурнойпреемственность традиционноймузыкальной культуры чувашей. Рассуждения автора основаны на историкокультурных и ареальных связях традиционной музыкальной культуры древних народов. Отголоски этих взаимодействий разнообразны, их находят не только в музыке, но и в археологическом, этнографическом, лингвистическом материале, в народных верованиях, мифологии.Сохранность древнего в чувашской музыке может быть дополнена другими сферами духовной культуры: наукой признана глубокая древность традиционной чувашской религии, языка, сохранившего древнейшие черты, структуры народного костюма, орнамента вышивок.Примерысравнительноисторического языкознания приводятся в статье в связи с тем, что в современном чувашском языке языковедыкомпаративисты выявляютряд древнекитайских заимствований, восходящих к праязыковой эпохе. Это дает основание для поисков монголокитайскобулгарских этнокультурных связей, в том числе и в области музыкальной культуры.Используя контактные сравнения, автор приходит к выводу о своеобразиимузыкидревних племен. Значительноеколичестворазнообразных музыкальных инструментов, в большинстве очень древнего происхождения, указывает навысокийуровень их музыкальной культуры.Автором статьипрослеживаются особенности традиционноймузыкальной культуры, для которойхарактерно отражение многовекового общественного и бытового уклада, значениекультов и верований. Особенно важна нерасчлененность, единство видов народного искусства ‬поэзии, музыки, танца. В проблематике статьи немаловажной является и архаичнаяобрядоваяпрактика, которая проявилась в музыкальном исполнительстве. В статье раскрывается значение традиционной музыкальной культуры в социальной жизни, а также какодногоиз средств управления государством,что позволяет рассматривать ее какфактор воспитания людей и достижения социальной гармонии.

Ключевые слова

Традиционная музыкальная культура; культура тюркских племен; взаимодействие культур древних племен; контактные сравнения; пентатонический звукоряд; сравнительноисторическое языкознание;прабулгарское происхождение названий музыкальных инструментов; архаичнаяобрядоваяпрактика в музыкальном исполнительстве; роль музыки в социальной жизни древних племен.



Annotation

The article analyzes the historical and ethnocultural continuity of the traditional musical culture in Chuvashia. Author's arguments are based on the historical, cultural and area contacts of the traditional musical culture of ancient peoples. Echoes of these interactions are diverse, they are found not only in music but also in the archaeological, ethnographic, linguistic material, in folk beliefs and mythology. The preservation of ancient traditions music in the Chuvash may be supplemented by other spheres of spiritual culture: science recognizes high antiquity of traditional religion, language of the Chuvash, that have saved its ancient features, structure of folk costumes, embroidery ornament.Examples of comparative historical linguistics are given in the article toillustrate that fact that in the modern Chuvash language linguistscomparativists reveal a number of ancient Chinese borrowings, dating back to the prolanguage era. This gives a basis for the search of the MongolChineseBulgar ethnocultural relationsin in the field of music as well.Using contact comparison, the author comes to the conclusion about the uniqueness of the music of the ancient tribes. A significant variety of musical instruments, mostly of very ancient origin, indicates a high level of musical culture.The author traces features of traditional music culture, which is characterized by a reflection of centuriesold social and domestic way of life, the value of cults and beliefs. Especially important is the indivisibility and unity of folk art poetry, music, dance. The problems of archaic ritual practice as evidenced in musical performance are also important part of the article. It reveals the value of the traditional musical culture not only in social life but also for the governance. This allows to consider music to be an educational factor and a way to achieve social harmony.

Keywords

Traditional musical culture, culture of the Turkic tribes, the interaction of cultures of the ancient tribes, contact comparison; pentatonic scale, comparativehistorical linguistics; probulgal origin of the names of musical instruments, an archaic ritual practice in musical performanc; the role of music in the social life of ancient people.

Традиционная музыкальная культура чувашей неотделима от жизнинарода, его истории, этногенеза и социокультурного развития. В древнечувашском культурном наследии на протяжении веков возникали различные жанровостилевые пласты традиционной музыкальной культуры, затем они переживали продуктивную стадию своего существования, достигая расцвета и стабилизации выработанных форм. Каждый следующий этап развития традиционной музыкальной культуры не отвергал того, что возникло ранее, а сохранял и постоянно наращивал ее объем.Исторический процесс развития традиционной музыкальной культуры чувашей характеризуется временным и пространственным фактором. Территориальное перемещение особенно актуально, поскольку предки чувашей ‬прабулгарские племена ‬постепенно передвигались сначала с юга на северовосток, в травянистые степи Центральной Азии, затем на юг и запад ‬в Среднюю Азию, Закавказье, Прикаспий и Восточную Европу.Одна из важнейших особенностей чувашской этнокультурной истории ‬это непрерывный процесс образования все новых локальных групп чувашей. Этот процесс не прекращается вплоть до наших дней. Соответственно возникают и возникали локальные варианты чувашской традиционной культуры в целом и музыкальнофольклорных систем в частности. На ранних этапах развития традиционной музыкальной культуры чувашей ее специфику и характер определяли тесные контакты с коренным иноэтническим населением. Позднее более значимыми становились факторы социальной истории. Язык, этническое, конфессиональное, этнокультурное самосознание обеспечивали единство и преемственность развития чувашской культуры во всех ее локальных разновидностях.Историческая и этнокультурная преемственность развития традиционной музыкальной культуры чувашей и локальное многообразие ее традиций объясняют, почему необходимо представлять себе территориальное перемещение огуробулгарочувашских (прабулгарских) племен. Происхождение чувашей исследователи связывают с древними прабулгарскими племенами, жившими среди хуннов[1]и впервые появившимися в Центральной Азии в окружении монгольской, древнекитайской, маньчжуротунгусской и угорской этнической среды, следы влияния которой сохранились прежде всего в языке, а также в материальной и духовной культуре тюркских народов[2, с.105]. Поиски внешних связей языков, начиная с рубежа IIIтысячелетия до н. э., а также комплексное изучение всех доступных материалов ‬археологии, антропологии, этнографии дали основание полагать, что в Центральной Азии активно взаимодействовали восточноиранская, прототюркская и протомонгольская культуры[3].

В историографии чувашского народа также неоднократно высказывались мнения о связях прабулгарских племен с тюркоязычными племенами Центральной Азии. Современные китайские ученые высказывают предположение, что прабулгары являются одним из племен сяньби ‬булюгу или булугэнь[4,с. 114]. Показательны в этом отношении западные летописи, где упоминаются названия 14 хуннских племен, большинство из которых ‬племена из Сяньби[5,с. 71]. Полагается, что само название Bulgar‬транскрипция Вулуги (balokkua). Сами сяньбийцы, говорившие на тюркских языках,жили сначала на Ляодуне, затем переместились на Монгольское плато[6,с. 114]. Существуют убедительные факты существования части огуробулгарских племен в Монголии вплоть до XIIIвека[7,с. 160]. Прабулгары, имея прямые связи с китайцами, независимо от посредничества хуннов, воспринимали особенности языка, народного изобразительного искусства, традиционной музыкальной культуры соседних племен. Победа Китая над хуннскими ордами (в союзе с которыми находились и прабулгары[8, с. 112]) в 93 г. н. э. послужила однойиз причинк продвижению хуннов на Запад. В сравнительно короткие сроки эти племена проникают через Северный Прикаспий в восточные районы прикавказских степей[9, с. 10]. Как указывает китайский источник: ©Ушедшее на север племя Buluguпотом сталозваться родом Buтакже они были известны как Bulugen[10,с. 121]ª.Древние чуваши и их предки, пронеся через века свою самобытную культуру, не оставили письменных исторических документов, не сохранились труды историков Волжской Булгарии. Этот пробел частично может быть восполнен письменными источниками народностей, проживавших в соседстве с древними проточувашскими племенами. Научные сведения по древней истории и культуре тюркских племен и народов имеются в трудах древнекитайских историков, среднеазиатских, сирийских, античных писателей, арабских географов, путешественников, в произведениях византийских, иранских и кавказских авторов. Материальная и духовная культура волжских булгар, тесно связанная с культурой русского народа, нашла отражение в русских летописях[11,с. 36].Древнейшая история и культура тюркских племен, обитавших в Азии, в областях, сопредельных с Китаем, впервые освещены в древнекитайских текстах, собранных и переведенных Н.Я. Бичуриным в его трехтомном ©Собрании сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние временаª[12].В трудах Н.Я. Бичурина ©Записки о Монголииª, ©Описание Чжунгарииª, ©Описание Пекинаª, ©История Тибета "Хухунора"ª содержатся сведения по традиционной музыкальной культуре древних тюрков и других народов Азии. Особо важное значение имеют материалы о хуннах, сяньби, жуаньжуанях, чеши, теле, тюркахтугю, хойху, киданях, о гаогюйских и других племенах, обитавших в Центральной Монголии, в Маньчжурии, в Южной Сибири, на Алтае, с которыми так или иначе были связаны предки чувашей.Н.Я. Бичуриным использованы также сохранившиеся выдержки из утраченного труда Юй Хуаня ©Вэйское обозрениеª, в которых приведены сведения о народе цзяньгунь (енисейских киргизах), о северных и прибайкальских динлинах, о гэгунь (или цзяньгунь), соседей динлинов, о народах, обитавших на север от Канцзюй и др.; особенно для нас ценны материалы, помещенные в труде Сыма Цяня (ок. 145‬ок. 86 г. до н. э.) ©Исторические запискиª (Ши цзи)[13].

©Исторические запискиª (Ши цзи) ‬труд ©отца китайской историиª Сыма Цяня, охватывающий огромный период ‬от легендарного правителя Яо (XXIVв. до н. э.) и до конца правления Уди (87 г. до н. э.) ‬является первой значительной работой в области всеобщей истории древних народов Азии. Здесь впервые был собран огромный фактический материал для изучения древнейшего периода истории и культуры прототюркских народов. История западных хуннов, изложенная в Хэуханьшу, имеет особую ценность, так как в этом союзе находились древние предки чувашей, обитавших на Алтае. Сведения о хуннах здесь впервые соприкасаются с сообщениями античных авторов о гуннах.В разделе ©Ле чжуаньª (биографии) содержатся подробные сведения о древнетюркских племенах, хунну, динлинах, о народах Кореи, Монголии, Маньчжурии, Средней Азии (об усунях, юэчжи, чеши и др.), Индии, Ирана, античного мира. В ©Трактатахª китайский историк описывает различные стороны духовной и материальной культуры племен, проживавших в Китае: обряды, музыку, календарь, систему хозяйствования.Для нашей темы наибольшую ценностьпредставляет ©Юэшуª ‬©Трактат о музыкеª, где содержатся некоторые общие положения о роли музыки в обществе, подкрепленные примерами из истории развития древней музыки Китая. Дословно воспроизведенные сочинения Юэ цзи (©Записи о музыкеª) излагают теорию происхождения музыки, ее связь с чувствами человека, космологическую и натурфилософскую концепцию музыки. Можно предположить, что это ясное и логичное изложение начал касалось не только собственно китайской музыки, но и музыки племен, обитавших в соседствес Китаем. Отголоски этих взаимодействий разнообразны, их находят не только в музыке, но и в археологическом, этнографическом, лингвистическом материале, в народных верованиях, мифологии.Традиционная музыкальная культура чувашей сложилась в глубокой древности и имеет общие корни происхождения с музыкой народов Азии. Известно, что китайская музыка впитала элементы музыки народов, в разные исторические периоды входивших в состав китайского государства и в свою очередь оказала значительное влияние на музыку племен народов, в то или иное время проживавших на ее территории. Так, на основе системы люй был обоснован пентатонический звукоряд, ступени которого связывались с пятью типами семантического интонирования в китайском языке и отождествлялись с пятью стихиями природы, сторонами света, с рангами социальной иерархии. Пентатоника была и остается характерной особенностью китайского музыкального строя (как и чувашского). Пять тонов: гун, шан, цзюэ, чжи и юй ‬образуют пятиступенную китайскую гамму, сложившуюся с древнейших времен. Ладовой основой чувашской музыки является пентатоника[14,с. 31]. В музыкальном словаре Гроува утверждается, что пентатоника встречается в древнейших пластах музыкального фольклора различных народов, в том числе и у народов Западной Европы. Однако особенно характерна пентатоника для музыки стран Востока (Китай, Вьетнам)[15,с. 234235.]. Пентатонная ладовая система рассматривается в многочисленных трудах М.Г. Кондратьева как одно из свойств чувашской народной музыкальнопоэтической системы[16;17]. Основательно и широко изучив чувашское народное музыкальное творчество, М.Г. Кондратьев видит в пентатонике одну из ©глубинных особенностей чувашской народной культуры, выводящих на широкие типологические и историкогенетические параллелиª[18,с. 77.]. Обращает на себя внимание выдвинутая М.Г. Кондратьевым гипотеза о консервации древних черт, архаических свойств народной культуры, в том числе и музыкальнопоэтической системы чувашского народа, которая заключается в устойчивом сохранении этносом за пределами своей исторической родины многих элементов традиционной культуры[19,с. 74]. В музыковедении XXвека проблема историкогенетических и ареальных связей народной музыкальной культуры чувашей пристально рассматривалась венгерскими исследователями в силу того, что древняя история венгров также тесно связана с оногуробулгарскими племенами[20,с. 237; 21,с. 106107]. З. Кодай, отмечал, что в приводимых им параллелях венгерской и чувашской народной музыки, именно чувашские варианты представляют собой чистую ангемитонную пентатонику неевропейского типа, более архаичную, чем в венгерских вариантах[22,с. 104].

Л. Викар характеризует музыку чувашей как пентатонную. ©По словам автора, если вслед за З. Кодаем предположить, что квинтовый сдвиг в венгерских народных песнях имеет волжскокамское происхождение, то вероятнее всего, что финноугроязычные венгры пентатонику и нисходящую мелодию позаимствовали не у марийцев, а у булгаротюркских предков чувашей. Оба эти свойства, на его взгляд, имеют тюркское происхождениеª[23,с. 13.]. Ученый предполагает, что три основные свойства ‬одноголосие, бесполутоновая пентатоника и нисходящее направление мелодической линии ‬характерны для музыки тюркских народов, китайской и монгольской народной музыки. Явление ©нейтральнойª терции, встречающейся в венгерских народных песнях, характерное для чувашской диаспоры в Татарии, автор также относит к восточному происхождению[24,с. 5961]. Пентатонные структуры характерны для анатолийской турецкой музыки, татарской, тувинской, казахской на территории Монголии, в музыке желтых уйгуров, в монгольской и эвенкийской музыке. Анализ музыкального материала, его сходство (мелодии с пентатонным звукорядом, квинтовым сдвигом и нисходящим направлением характеризующие венгерскую,марийскую музыку и музыку тюркских народов[25]) говорят в пользу алтайской гипотезы, об иноэтнических связях тюркских, монгольских и тунгусских народов[26].Примеры музыкального стиля, основанного на пентатонном звукоряде с квинтовым сдвигом имеются в Поволжье на границе проживания марийцев и чувашей, во Внутренней Монголии сразу у нескольких народов и в Венгрии. Здесь возможно генетическое родство мелодий трех территорий: венгерской, тюркской и северокитайской[27]. В венгерских работах приводятся данные о распространении центральноазиатского типа мелодий (пентатонная симметричная мелодия, вторая часть которой повторяет в более низкой тесситуре мелодическую мысль первой части), которые берут начало в Азии, на территории прародины тюркскомонгольских племен. В чувашах авторам видится исторический мост, соединяющий венгров с древними тюрками, а заодно с Азией времен Великого переселения народов. Таким образом, имеются достаточно веские основания полагать, что родственные формулы чувашского, венгерского, марийского музыкального материала продолжают оногуробулгарские традиции[28].Сохранность древнего в чувашской музыке может быть дополнена другими сферами духовной культуры: наукой признана глубокая древность традиционной чувашской религии, языка, сохранившего древнейшие черты, структуры народного костюма, орнамента вышивок.Н.В. Никольский, имея обширный материал по истории, этнографии, фольклору чувашского народа, приводил немало параллелей, возникших в результате тесных культурных связей предков чувашейс другими народами. Известный историк, этнограф, он также считал, что зарождение музыки у народов Поволжья произошло на их первоначальной Родине, Азии, ©когда у всех уралоалтайцев было все общее: и чувства, и музыкаª[29, с. 7].Похожей точки зрения придерживался основоположник чувашской профессиональной музыки Ф.П. Павлов, придававший в своих научных работах особое значение контактным сравнениям. Указывая на восприятие гуннскими племенами от китайцев музыкальной культуры, в то же время склоняясь к миграционной теории, он пришел к выводу, что китайские племена сыграли ведущую роль в области музыки среди народов Азии, а народы, пришедшие в Европу из Азии, принесли с собой и ©китайскую гаммуª ‬пентатонику. Ученый предполагал также, что в чувашской музыке гаммы в шесть или семь тонов появились после переселения предков чувашей в Европу, хроматическая гамма с полутонами в чувашской музыке появилась значительно раньше русскочувашских контактов[30,с. 291]. Действительно, в VIIIвв. до н. э. к пентатоническому звукоряду китайской музыки были добавлены два дополнительных звука и образовалась семиступенная гамма, соответствующая лидийскому ладу народной музыки. Что касается хроматической гаммы, то здесь возникают параллели со звуками 12ступенного звукоряда системы люй. Многоуровневое символическое мышление в китайской музыке отражало попытки установления соответствий отдельных музыкальных тонов с элементами мироздания, социальнополитическими системами. Так, в ©Трактате о музыкеª музыкальная нота гун символизирует правителя, нота шан‬чиновников, нота цзюэ‬народ, чжи ‬дела государства, юй‬окружающие предметы, внешний мир. Считалось, если тон гунрасстроен и звуки беспорядочны, то правитель высокомерен, тон шан‬испорчены чиновники, тон цзюэ‬недоволен народ, чжи‬народ изнурен трудами, юй‬богатства государства оскудели[31,с. 74]. В период Чжоу пять нот соответствовали также пяти основным цветам окружающего мира: синему, желтому, красному, белому, черному, а также связывались с пятью стихиями[32,с. 241]. Здесь отражена идея Лецзы и Ян Чжу о пяти началах, о том, что человек подобен Небу и Земле, а также об основных началах морального порядка, о разуме и чувствах человека. Так символика музыкальных тоновзвуков придавала им ритуальносвященный смысл.Вместе с тем приписывала определенную степень влияния на общественные явления или взаимосвязь их с состоянием управления обществом.Проблема традиционной музыкальной культуры народа так или иначе рассматривается исследователями сравнительноисторического языкознания. Например, народный инструментарий бытового музицирования является объектом исследования этноорганологов[33]. Н.И. Егоров рассматривает музыкальную культуру прабулгарских племен, как находящуюся на довольно высоком для своего времени уровне и оказавшую сильное влияние на развитие музыки монгольских и других народов. Ученый предоставил автору данной статьи примерыдревнихпрабулгарских(огурских) лексическихзаимствованийв монгольских языках, относящихся к музыкальной терминологии(эти данные не были опубликованы). Сравним.: пратюрк. *qobuz©струнный музыкальный (щипковый и смычковый) инструментª ~ прабулг. *qobur©то жеª → др.монг. *qobur> письм. монг. *quγur~ *χuγur~ *χoor~ *χuur; ср. ‬монг. *qu,ur~ *χu,ur, х.монг. *xuur, бур. *xuur©струнный музыкальный инструмент (смычковый и щипковый)ª ~ чув. *kubǎs← тат. *qubiz©то жеª; ср. венг. húr©струна, кишка, хордаª ← др. булг. *χuwur©струнный музыкальный инструментª; из монгольского слово распространилось в тунгусоманьчжурский (эвенк. *kuur, *koordaavun, сол. *xuur, маньчж. *quru, *xuru) и тюркских языках сибирского региона, пратюрк *sibiz(γi) ©духовой музыкальный инструмент вообще; род свирели или флейтыª ~ прабулг. *sibur~ *šibur©то жеª → монг. *sibur~ *šuγur~ *čuγur©духовой музыкальный инструмент (свирель, дудка)ª > п.монг. *šuγur~ *čuγur©дудка, свирель (из стебля трубчатых растений)ª, х.монг. *coor, *cuur©дудка (из стебля трубчатых растений)ª, ©омежникª; ©дудникª; ©сельдерейª и др.; *čüür©то жеª; *čibčüür( *čib©прямойª) ©дудочкаª, ©свирельª; хööpörrö cuur ©волынкаª (букв. ©свирель с мехом, т. е. с пузыремª = чув. *кěрěклě шǎпǎр); *šobšuur( *šob©прямойª, ©продольныйª) ©свирельª, ©свистокª, ©берестяный манок для подманивания диких козª; разные виды певческих птиц: ©южнокитайский фазанª, ©индийский кукальª, ©крупная кукушкаª и т. п.). Из монгольского языка распространилось в тунгусоманьчжурских и сибирских тюркских (ср.: алт. *čоγоr, *čоγur, *čооr, тув. *šооr©дудкаª, ©свирельª, ©пастуший рожокª и др.) языках. Чув. *šǎβǎr©волынкаª (в диалектах ©любой духовой музыкальный инструментª) → мар. Л*šüβǐr, мар. Г*šǐβǐr©волынка, пузырьª; тат. *šǐβǐr©чувашская игра на пузыряхª (ср.: пратюрк. *tüŋgür©бубенª, ©барабанª ~ прабулг. *tüŋgür~ *düŋgür©бубенª (> чув. *tоŋGǎr~ *tuŋGǎr©бубенª) → монг. *düŋgür, п.монг. *düŋgür, х.монг. *düŋger©бубен шаманскийª; пратюрк. *qonγiraγu©колокольчик, бубенчикª ~ прабулг. *qoŋγuraγu©бубенчик, глухой колокольчикª (> чув. *χǎŋGǎrav©то жеª) → монг. *qonqraw, *qoŋqa©колокольчикª, х.монг. *χonχon©колоколª, *χanginuur©колокольчикª, бур. *χongir, *χonχir©звенетьª; *χonχo©звонокª; ©колоколª и т. д.В целомН.И. Егоровотмечает, что все основные разновидности музыкальных инструментов ‬духовые, струнные, мембранные, ударные, самозвучащие и т. п. в монгольских языках имеют прабулгарское происхождение. Особый интерес представляет слово для обозначения мелодии, напева, мотива, музыки (ср.: чув. *kěvě; пратюрк. *kög~ совр. тюрк. *kög, *küj©мотив, мелодия, напевª и т. п. ~ прабулг. *kög©то жеª → монг. *kög©мелодия, музыкаª; п.монг. *kög, х.монг. *χög, калм. *kög, ордос. *k,öG©музыкаª, ©мелодияª, ©гармонияª, ©настройкаª и т. п., которое является в пратюркском китайском заимствовании (← др.кит. *Gögили *khyog, совр. кит. цюй ©песняª, ©мелодияª).Н.И. Егоров приходит к выводу, что в современном чувашском языке языковедыкомпаративисты выявили ряд древнекитайских заимствований, восходящих к праязыковой эпохе, что дает основание для поисков монголокитайскобулгарских этнокультурных связей, в том числе и в области музыкальной культуры. Своеобразие музыки древних племен, высокий уровень музыкальной культуры проявился и в большом количестве разнообразных музыкальных инструментов, в большинстве очень древнего происхождения. Для целостного исследования инструментоведами происхождения, быта, культуры и миграций прабулгар в решении сложных вопросов появления струнных смычковых и щипковых инструментов, смычка, полезны обнаруженные Сл. Г. Дончевым памятники и письменные источники[34]. К примеру, известна гипотеза, созданная с помощью сравнительного языкознания, об уйгурском происхождении смычка и перенесения его в Европу хуннами во время Великого переселения народов[35]. Важные сведения о времени, когда струнные инструменты распространились в степном ареале, дают китайские письменные источники[36,с. 52].Булгары знали струнные щипковые инструменты еще на своей центральноазиатской прародине. В этом отношении показателен музыкальный инструмент тамбурин, известный сегодня в Болгарии как ©булгаринаª, ©булгарияª или ©булгареª. Он был знаком большинству народов Средиземноморья под названиями, производными от этнонима булгар: tamburbulghary‬в Турции, Франции и Алжире; bulgarina‬в Испании[37]; bulgarija‬в Сербии и Хорватии; bulgari‬в Албании. В ходе исследования автор приходит к выводу, что в Турции инструмент с именем булгар отмечен в Восточной Анатолии, севернее горы Булгардаг[38,с. 202], на территории по соседству с Арменией, где ранее, еще во IIв. до н. э., было доказано расселение булгар. Под названием булгари или булгара подобный инструмент был распространен у хуннобулгарских народов[39,с. 206, 207]. То есть музыкальный инструмент, имевший начало от среднеи центральноазиатских струнных щипковых инструментов был принесен в Европу по тому же пути, по которому, как предполагает автор, достиг ее и смычок.Таким образом Дончевподтверждает мысль, что действительно контактная зона между Центральной и Средней Азией была родиной и центром, откуда различные формы струнных инструментов в первых веках н. э. распространились с миграцией создавших их народов, как в восточном и южном направлениях, так и в западном ‬к Европе, где их ожидало дальнейшее развитие и совершенствование.Историческиеисточники позволяют говорить о богатом, разнообразном и сравнительно совершенном музыкальном инструментарии Китая уже к началу Iтысячелетия до н. э. Это многочисленные разновидности ударных: тао, цян или чжу, цзеили юй, каменное или металлическое било или гонг цин, барабаны, большие и малые бубны, войсковые барабаны гуи пи. Среди духовых инструментов были распространены архаическая продольная флейта чи, свирель, камышовая дудка, волынки юйи шэн. Из струнных встречаются уже знакомые по всей Средней Азии разновидности гуслей. В 1928 г. Ф.П. Павлов, отвечая на вопросы, как появились гусли, от какого соседствующего народа чуваши научились играть на них, пишет, что гусли перекочевали из Восточной Азии через Византию, однако могли попасть в Европу и другим путем: из Китая через гуннов. Ученый предполагает, что из Китая был вывезен музыкальный инструмент ©калунª, напоминавший современные гусли. После переселения в Европу ©калунª получил распространение среди издавна обитавших здесь финноугорских племен[40,с. 435437]. Действительно, струнный щипковый инструмент циньявляется видом гуслей. В древности его пять струн изготавливались из шелка, а сбоку имелось 13 кружочков для указания ладов. Видом древних гуслей является также струнный щипковый инструмент сэ, который был массивнее циньс большим числомструн ‬от15 до 50. Использовался сэглавным образом для торжественных служб и религиозных церемоний. В середине XXв. в Мавандуе были найдены полностью сохранившиеся ханьские гусли сэ, имевшие 25 основных струн, их настрой был связан с пятиступенным звукорядом.В ансамблях ударные инструменты сочетаются со струнными, с духовыми, встречается и одновременное использование ударных, струнных и духовых инструментов. ©Из музыкальных орудий есть пятиструнные гусли, гармоника, свирель о девяти отверстиях, флейта, бубен и камышовая дудка для согласования. В первый день нового года бывает зрелище на реке Пхэйшуй. Владетель смотрит на игры, сидя на носилках, окруженный свитоюª[41, с. 58]. ©Увеселяются игрою в гусли. Это деревянный короб, обтянутый кожею; а сверху наложены девять струнª[42, с. 79]. ©Из музыкальных орудий имеют свирель с девятью отверстиями, флейту, бубен и камышовую дудку для соглашенияª[43, С. 82]. ©Есть большие и малые бубны, гитара, пятиструнные гусли, флейта. Брачные и похоронные обряды одинаковы с тюркскимиª[44,С. 295]. Подобных примеров в письменных источниках довольно много, и это вполне объяснимо. Музыкальные инструменты древних, прабулгарских племен выполняли художественную ©иносказательностьª в процессе самовыражения человека, были необходимыми посредниками между эстетическими потребностями человека и их воплощением в художественноорганизационной форме. Человек, владевший искусством игры на музыкальных инструментах, почитался как носитель магической силы. Общение в форме совместного музицирования представлялось более высокой ценностью, чем разговор. Современными чувашскими музыковедами отмечается, что такая форма исполнения восходит к архаичной обрядовой практике, поскольку большинство обрядов, включавших в себя исполнение музыки имело коллективнообщинный или семейный характер[45,с. 247].На раннем этапе человеческой истории, как известно, музыку сопровождалипляски и игры в виде ритмично организованных движений, различные магические действия. Позднее с ростом музыкальных первоэлементов (вычленение музыкальных звуковтонов, интервалов) широкое использование музыки становится характерным для военных песен и плясок, воспроизводящих военную обстановку или действия для ритуалов условносимволического характера.Военная музыка была широко распространена в древнем Китае, она сопровождала события общественной и личной жизни. Особенно военная музыка прогрессировала изза непрерывных военных походов, поддерживала воинский дух в сражениях, возвращении домой победителей. Свидетельство тому мы находим в материалах по истории кочевых народов в Китае. Вот некоторые выдержки из них. ©Хунны обыкновенно в скудное время упражняются в конном стрелянии из лука, а во время приволья веселятся и ни о чем не заботятсяª[46, с. 58]. ©В Ханской грамоте сказано: позаключении мира и родства между двумя государствами, государи предадутся радости; прекратят войну, дадут льготу ратникам; отдых коням; из рода в род будут веселиться, как будто начали новую жизньª[47, с. 58]. ©Воины Бучьженьхана сочинили похвальную песнь на северную войну и вырезали на камне восточные подвигиª[48, с. 194]. ©Хйели не жил в комнатах, а всегда ставил для себя орду. Он долго был задумчив и печален, пел со своими домашними заунывные песни и проливал слезыª[49,с. 256]. ©Посланники с своими товарищами встали, и начали плясать. Пляска их представляла вид сражения. Император, обратясь к своим вельможам, сказал: "Между небом и землей есть же такие существа, которые только и думают о войне. Впрочем владения их очень удалены от Срединного государства; только Лимо и Белые горы близки"ª[50, с. 295]. ©Разразился гром литавр и рогов, китайские войска развернулись и харашарские старейшины в замешательстве обратились в бегствоª[51, с. 295].Указания литературных памятников говорят о значительнойроли музыки в социальной жизни. Разрабатываемая в конфуцианских трактатах космологическая концепция природы музыки подчеркивала также ее социальнополитическую роль. Здесь музыка рассматривалась как одно из средств управления государством, фактор воспитания людей и достижения социальной гармонии. Любопытно отметить, что песенный фольклор отдельных племен древнего Китая, в котором более открыто и свободно выражались человеческие чувства и страсти, вызывал негодование у Конфуция, а затем и у официального конфуцианства и приводил к обвинению в ©безнравственностиª. Не случайно позднейшие комментаторы к песням Ши цзина стремились ослабить фольклорную составляющую в их содержании, истолковать песни в духе ханжеского смирения, особенно в раскованных песнях княжеств Чжэн и Вэй. В содержании песен было много жизненных ситуаций, трудовых и любовных песен с простыми человеческими чувствами и переживаниями, поэтому в глазах конфуцианцевсхоластов стихи и песни выглядели непристойными и вредными. Считалось, что мелодии княжествЧжэн и Вэй ‬это мелодии неупорядоченного общества, и там фактически царила распущенность. По сути же, мелодия рождается в сердце человека, поэтомуимеет отношение к нравственным законам общества.Одна из своеобразных черт народной музыкальной культуры древневосточных цивилизаций ‬неразрывная связь музыки с поэзией, а часто и с танцем. Древний танец ‬особый вид искусства, в котором явления истории находили свое отражение в специфической художественной форме. Древнекитайский танец, военные песни и танцы, как и в других древних обществах мира, были неотделимы от музыки. Вот, например, как комментировал мудрец Цзыся синкретизмдревнего искусства, где взаимодействуют музыка, танец, игра на музыкальных инструментах.©[Под древнюю музыку] танцующие вместе двигаются вперед, вместе идут назад, движения гармоничны и правильны, и поэтому создается широта; струнные и деревянные инструменты, волынки и свирели ‬все молчат, пока не ударят в барабаны. Начало исполнения отмечается искуснымиударами барабана, остановки иперестроения танцоров отмечаются воинственными ударами гонгов; управляют перестроениями с помощью ударов в барабан сян, ускоряют темп с помощью ударов в трубкубарабан я. Это и есть следование пути древних, [согласно которому] надо совершенствовать сначала себя, потом семью и затем равномерно распространять все это на поднебесную, ‬в этом и заключены начала древней музыкиª[52,с. 85]. В примере прослеживаются особенности и чувашского народного искусства, для которого характерно отражение многовекового общественного и бытового уклада, знание жизни, культов и верований. Особенно важна нерасчлененность, единство видов народного искусства ‬музыки, танца. Наряду с народной музыкальной культурой существовала придворная и храмовая музыка. Отличаясь торжественностью, подчиняясь этикету, музыка направляла желания людей, объединяла их действия, предупреждала их пороки. Функции храмовых музыкантов выполняли наиболее продвинутые певцыпрофессионалы. Вот как описывается один из обрядов сяньби. ©По древним обычаям Дома Вэй, т. е. сяньбийским, в первой летней луне приносили жертву небу и в восточном храме, т. е. предкам, в последней летней луне выходили с войсками прогонять иней на хребет Иньшань; в первый осенний месяц приносили жертву Небу в западном предградии. Все сии обряды ныне возобновил на прежних установлениях. Определил жертвенные приношения в предградиях и храме предкам; установил обряды и музыкуª[53, с. 177]. Обряды носили ярко выраженный сакральный характер: они собирали толпы простых людей, переживавших каждое действо. ©Покойников кладут в гроб и производят плач по них; но гроб сопровождают с песнями и плясками. Почитают духов, приносят жертву небу, земле, солнцу, луне, звездам и покойным старейшинам, которые прославились своими подвигамиª[54, с. 142143]. Система обрядов была основана на серьезности и почтительности, на послушании и покорности. Считалось, что если обряды и исполняемая музыка используются во время служб в храме предков и служат во время жертв духам гор и рек, духам людей и небесным духам,значит обряды и музыка для всего народа едины.Известно, что в придворной свите непременно были музыканты. В источниках говорится о большом развитии придворных ансамблей. Отдельные правители содержали ансамбли певцов и исполнителей на музыкальных инструментах в количестве до 150 человек. ©Военачальник, полководец Мын Вэй указал пожаловать ему в качестве военного трофея полный набор музыкальных орудий, 80 музыкантовª[55, с. 218].Роль музыки в социальной жизни племен Древнего Китая была немалая: правители почитали хорошим тоном не только содержание певцов, инструменталистов, ансамблей, но и так называемое ©одариваниеª музыкантами. ©В правление Чженгуань гаогюйский государь Ифу отправил к Дворцу посланника с данью, и при сем случае просил дать ему…�литавру и трубу или рог (все сии вещи употреблялись при церемониальных выходах и выездахª[56, с. 219]. ©В сие времена Шаболио был стеснен ханом Дату, почему отправил посланника с просьбою помочь ему в крайности. Государь указал согласиться, снабдил хана одеждою и пищей, подарил ему колесницы и музыкуª[57, С. 238]. ©Государь пожаловал младшему брату Шаболио Чулохэу литавры, музыку и знаменаª[58, с. 239]. ©Государь, чтобы польстить Дуланю, отправил к нему князя Нюданя с четырьмя прекрасными певицамиª[59, с. 244]. ©Император…� пожаловал ему литавру, знамя и великое множество шелковых тканейª[60, с. 285]. ©В первое время правления ЮаньКхан они явились к Двору. Владетель и Супруга его получили печати; сверх сего, супруга пожалована титулом царевны, колесницами, конными знаменами, получила несколько десятков человек музыкантов…� ª[61, С. 204]. ©Отправило ко Дворцу до десяти посольств, и прислало агатовый диван и ковер для пляски, вышитый огнистой шерстьюª[62, с. 328]. Здесь уместно вспомнить легенду о том, как Циский князь, стремясь ослабить влияние советов Конфуция, послал лускому правителю 80 красавиц, умеющих петь и танцевать. В результате луский ван забросил дела управления, и Конфуцию пришлось покинуть Лу. Одной из важных особенностей древней музыки являетсясинкретизм ‬ нерасторжимое единство поэтического текста и музыки, а порой и неразрывная связь вокальной и инструментальной музыки со словом, жестом, танцем. Для народной и придворной музыкальной культуры были характерны образцы лирической поэзии, связанной с музыкой. Тут и любовная лирика, и изречения житейской мудрости, и мифологические сюжеты. ©Согласно преданию, меньшая дочь из Дома хунну чрезвычайной красоты вышла замуж за волка и родила сына. Потомство от них размножилось и составило государство: посемуто люди здесь любят продолжительное пение, или воют подобно волкамª[63, с. 215]. Как единство музыки и поэзии песня и сейчас занимает в чувашском фольклоре центральное место.Развитие письменности, точных наук приводят к продвижениюкитайскойкультурыдалеко за пределысвоей страны. Распространялись также музыкальнофилософские и музыкальнотеоретические воззрения. Древневосточные теоретики стремились истолковать факт воздействия музыки при помощи ее связи с переживаниями и явлениями окружающей жизни. ©Любят заниматься древнею историею. Есть монахи и монахини буддайские. Много монастырей и священных обелисков, но нет Даосов. Из музыкальных орудий есть бубны, рожки, гусли (с 23 струнами), гусельки, флейтыª[64, с. 64]. ©Императрица Вухэу пожаловаларадостные и печальные обряды и 50 глав ученых сочинений. В нынешнем изложении обрядовой палаты обряды разделены на 5 отделений: обряды религиозные, радостные, военные, гостеприимные, печальные. К религиозным обрядам относятся многоразличные жертвоприношения, моления приношения, возлияния, совершаемые государем и чиновниками по должности и проч. Всего таких обрядов считается 122. К радостным обрядам принадлежат 74 придворных церемониала на разные случаи. Например, на восшествие на престол, на царские браки,на жалование княжеских достоинств и пр. Квоенным обрядам принадлежат 18 военных церемониалов, както: большой смотр войскам, производимым императором, выезд его к армии и пр.; в числе 18 военных обрядов 16й и 17й относятся до избавления солнца и луны от затмения. К гостеприимным обрядам принадлежат 20 церемониалов, както: возведение иностранных государей на престол, взаимное свидание между князьями и между чиновниками и др. К печальному обряду принадлежат 15 церемониалов, както: траур при Дворе, у князей, у чиновников, у разночинцев и пр. Всех церемониалов считается 249. В сем числе некоторые имеют небольшие подразделенияª[65, с. 133134]. При правителе Уди была учреждена Музыкальная палата ‬Юэфу, зачатки этой организации появились при предыдущих императорах. Исследователи рассматривают Юэфу как одно из важных учреждений централизованной системы управления общественной жизни, призванной собирать народные песни, обрабатывать их и приспосабливать к нуждам государственной власти.Все сказанное свидетельствует о значительнойроли музыки в социальной жизнидревних племен Центральной и ЮгоВосточной Азии. В документахговорится о музыкекак средствевоспитания, улучшения человеческих нравов, усилениясвязиэстетического с этическим. Древние музыканты опирались на природу человека и его чувства, устанавливали ступени обучения музыкеи считали, что музыка служит средством управления людей. Сохранились верные суждения древнекитайских ученых о сущности музыки, ее громадной социальной роли. Древние источники повторяют положение о том, что музыка отображает гармонию природы, что музыкальное начало лежит в основе законов вселенной и ими управляет. Музыка звучит едино и тем утверждает гармонию. Тем самым достигаются объединение и согласие, устанавливаются отношения близости и доверия среди народа. В древнем Китае был установлен порядок тонов звукоряда, гармонические созвучия начала и конца мелодии, были классифицированы музыкальные инструменты. Таким образом, устои отношений между людьми образно выступали в музыке, поэтому говорилось ©В музыке просматриваются все глубины человеческих чувствª[66, с. 82].

Ссылки на источники

1.Кузнецов И.Д.К вопросу о происхождении чувашской народности // О происхождении чувашского народа. Чебоксары, 1967. С. 119126.2.Каховский В.Ф.Происхождение чувашского народа. Чебоксары: Чуваш. кн. издво, 2003. 461 с.3.Егоров Н.И.Проблемы хронотопологической стратификации чувашскомонгольских лексических параллелей и их историческая интерпретация // Чувашский гуманитарный вестник. Чебоксары, 2006.№ 1. С. 144163.4.Ли Цзиньсю, Юй Тайшань.Несколько вопросов относительно происхождения булгар (тезисы) // Гуманитарные науки в истории и современном развитии общества. Чебоксары, 2006. С.105114.5.Юй Тайшань.Историография проблемы этнической идентичности сюнну и гуннов // Гуманитарные науки в истории и современном развитии общества. Чебоксары, 2006. С. 3076.6.Ли Цзиньсю, Юй Тайшань.Указ. соч.7.Егоров Н.И.Указ. соч.8.Ли Цзиньсю, Юй Тайшань.Указ. соч.9.Ашмарин Н.И.Болгары и чуваши. Чебоксары, 2000. 141 с.10.Дмитриев В.Д.По поводу тезисов доклада Ли Цзиньсю и Юй Тайшань ©Несколько вопросов относительно происхождения булгарª // Гуманитарные науки в истории и современном развитии общества. Чебоксары, 2006. С. 120.11.Каховский В.Ф.Указ.соч.12.Бичурин Н.Я. (Иакинф).История о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. СПб., 1851;он же. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. Т. I. М.Л.: Издательство АН СССР, 1950; он же. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азиив древние времена. Т. II. М.Л.: Издательство АН СССР, 1950; он же. Собрание сведений по исторической географии Восточной и Срединной Азии / Сост. Л.Н. Гумилев, М.Ф. Хван. Чебоксары: Чувашское государственное издательство, 1960.13.Сыма Цань.Исторические записки (©Ши цзиª). Т. IV. М.: Наука, 1986.14.Илюхин Ю.А.Музыкальная культура Чувашии. Чебоксары, 1961. 15.Музыкальныйсловарь Гроува. Пер. с англ. М., Практика, 2001. 16.Кондратьев М.Г.К истории изучения пентатоники // Известия Национальной академии наук и искусств Чувашской Республики. Чебоксары, 1997. № 6. С. 1027.17.Кондратьев М.Г.Основные свойства чувашсой пентатоники // Пентатоника в контексте мировой музыкальной культуры: Материалы межресп. науч. конф. Казань, 1995. С. 8691.18.Кондратьев М.Г.О восточных корнях чувашской народной музыкальнопоэтической системы // Известия Национальной академии наук и искусств Чувашской Республики. Чебоксары, 1998. № 1. 19.Кондратьев М.Г.О восточных корнях чувашской народной музыкальнопоэтической системы // Известия Национальной академии наук и искусств Чувашской Республики. Чебоксары, 1998. № 1. 20.Кондратьев М.Г.Народные музыкальные традиции // Культура чувашского края. Часть I: Учебное пособие / В.П. Иванов, Г.Б. Матвеев, Н.И. Егоров и др. /Сост. М.И. Скворцов. Чебоксары: Чув. кн. издво, 1994. 21.Дмитриева Ю.,Адягаши К. HUNGAROTSCHUWASCHICA. Аннотированный библиографический указатель исследований венгерских ученых XIXXXвв. Чебоксары, 2001. 22.Там же. 23.Барток Б.Зачем и как собирать народную музыку. М.: Музгиз, 1959. 24.Кодай З.Венгерская народная музыка. Будапешт, 1961. 25.VikárLászló. AMagyarnépzenevoldaitörökésfinnugorkapcsolatai// Magyaröstörténetitanulmányok. Budapest, 1977. 291305.26.Sipos János. Similar Musical Structures in Turkish, Mongolian, Tungur and Hungarian Folk Musik // Historical and Linguistic Interaction between Inter Asia and Europe. Ed. by B. Berta/ Studia UraloAtlaica 39. Szeged, 1997. 305316.27.Sipos János. Újabb adatok a kvintváltás eurázsiai elterjedtségéber // Néprajzi látóhatár. VII. 1988. 12, 157.28.Szabolcsi Bence. Adatok a középázsiai dallamtipus elterjedéséhez // Ethnographia 51 (1940). 242248.29.Никольский Н.В.Конспект по истории народной музыки народностей Поволжья. ‬Казань: Первая государственная типография, 1920.72 с.30.Павлов Ф.П.Собрание сочинений: поэзия, драматургия, проза, очерки, статьи, письма. ‬Чебоксары: Чуваш. кн. издво, 1992. 31.Сыма Цань.Указ. соч.32.Сыма Цань.Указ. соч.

33.Проблемыинструментоведческой терминологии. Тезисы и рефераты международной конференции. ‬СПб, 2005.34.Дончев Сл. Г. К вопросу о происхождении струнных смычковых инструментов и наиболее раннем появлении их в Европе // Вопросы истории и теории искусств. Сборник статей. Чебоксары, 1992. С. 4067.35.RagibGasimihalM.AsiaveAnadoluKaynaklarindaIklig. Ankara, 1958. 36.Дончев С.Булгари и богомили в Италия и эпохата, предшествуваща ренессанса. // Проблемина културата, 1980. № 5. 37.Петванов И.Славянски влияния в романските езици и диалекти // Годишник на Софийския университет, филологически факультет. София, 1959. Т. LIII. С. 269291.38.Сефтерски Р.Старинният народен музикален инструмент ©булгарияª или ©tanburbulgharyª // Известия на Института за музика на БАН. София, 1970. Т. XV. 39.Сефтерски Р.Указ. соч.

40.Павлов Ф.П.Указ. соч.

41.Бичурин Н.Я. (Иакинф).Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. Т. II. М.Л.: Издательство АН СССР, 1950. Отделение IV. Гаоли. 580 г. 42.Там же. 43.Там же.44.Там же. Отделение III. Повествование о Западном Крае. VIIв.45.Культура Чувашского края.Часть I: Учебное пособие / В.П. Иванов, Г.Б. Матвеев, Н.И. Егоров и др. / Сост. М.И. Скворцов. Чебоксары: Чуваш. кн. издво, 1995. 46.Бичурин Н.Я. (Иакинф).Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. Т. I. М.Л.: Издательство АН СССР, 1950. ОтделениеI. От древних времен Дома Хуннов до его возвышения в 209 г. до н. э.47.Там же. 48.Там же. Отделение IV. Жуань Жуань. 391556 гг.49.Там же. Отделение V. 634 г. 50.Бичурин Н.Я. (Иакинф).Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. Т. II. М.Л.: Издательство АН СССР, 1950. Отделение III. Повествование о Западном Крае. VIIв. 51.Там же. 52.Сыма Цань.Указ. соч.53.Бичурин Н.Я.Указ. соч. Т. I. Отделение III. Сяньби. 388 г.54.Там же. Отделение II. Ухуань.55.Там же. Отделение V. Хойху. Vв. 56.Там же. 57.Там же. Отделение VI. Тюгу. VVIIвв. 58.Там же. 59.Там же. 60.Там же. 61.Бичурин Н.Я.Указ. соч. Т. II. Отделение II. Повествование о Западном Крае. Iв. до н. э.62.Там же. Отделение III. Повествование о Западном Крае. Босы (или) Персия. 713755 гг.63.Бичурин Н.Я.Указ. соч. Т. I. Отделение V. Хойху. Vв. 64.Бичурин Н.Я.Указ. соч. Т. II. Отделение V. Боцзи. Vв. 65.Там же. Отделение VII. Синьло. 685705 гг. 66.Сыма Цань.Указ. соч.Alzheykina Galina VladimirovnaPh.D, Associate Professor of the Chuvash state institute of culture and artsEmail: alzheykina@mail.ru