Роль индивидуального лицевого счета в определении права на трудовую пенсию

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Резник Н. В. Роль индивидуального лицевого счета в определении права на трудовую пенсию // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 2661–2665. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53535.htm.
Аннотация. В статье рассматривается возможность приобретения и реализации гражданами, застрахованными в системе обязательного пенсионного страхования, права на трудовую пенсию в зависимости от уплаты за них (в некоторых случаях – ими самими за себя) страховых взносов, а также от сообщения страхователями в территориальный орган Пенсионного фонда РФ сведений, необходимых для открытия и ведения индивидуального лицевого счета на каждое застрахованное лицо. В целях упрощения изложения в статье рассматривается наиболее распространенный вариант – когда взносы за работника уплачиваются его работодателем.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Ашмарина Наталья Владимировна преподаватель социальноправовых дисциплин, Государственное образовательное бюджетное учреждение среднего профессионального образования Воронежской области «Воронежский юридический техникум»argolaw@rambler.ru

Роль индивидуального лицевого счета в определении права на трудовую пенсиюАннотация:В статье рассматривается возможность приобретения и реализации гражданами, застрахованными в системе обязательного пенсионного страхования, права на трудовую пенсию в зависимости от уплаты за них (в некоторых случаях –ими самими за себя) страховых взносов, а также от сообщения страхователями в территориальный орган Пенсионного фонда РФ сведений, необходимых для открытия и ведения индивидуального лицевого счета на каждое застрахованное лицо.В целях упрощения изложения в статье рассматривается наиболее распространенный вариант –когда взносы за работника уплачиваются его работодателем.Ключевые слова:система обязательного пенсионного страхования, субъекты обязательного пенсионного страхования, индивидуальный лицевой счет, право на трудовую пенсию, пенсионный фонд Российской Федерации.

Российская пенсионная система развивается на основе заложенных в нее страховых принципов. Возможность приобретения и реализации гражданами, застрахованными всистеме обязательного пенсионного страхования, права на трудовую пенсию зависит от уплаты за них (в некоторых случаях –ими самими за себя) страховых взносов, а также от сообщения страхователями в территориальный орган Пенсионного фонда РФ (далее ПФР) сведений, необходимых для открытия и ведения индивидуального лицевого счета (далее –ИЛС) на каждое застрахованное лицо. То есть, речь идет о страховом стаже,под которым понимается учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.Институт индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования существует относительно недавно. До 2002 г. трудовая пенсия назначалась в соответствии с Законом от 20.11.1990г. № 3401 «О государственных пенсиях в Российской Федерации»[1](далее –Закон о государственных пенсиях). Основанным критерием дифференциации условий и норм пенсионного обеспечения, как было записано в его преамбуле, признавался труд и его результаты. Право на трудовую пенсию зависело от продолжительности общего и (или) специального трудового стажа либо выслуги лет.Согласно ст.117 указанного закона выплата пенсий осуществлялась государственными органами социального обеспечения, а именно, их территориальными органами. В 1992 г. в ряде регионов страны был начат эксперимент по созданию единых пенсионных служб, осуществляющих одновременно назначение и выплату государственных пенсий. Глава 6 Закона о государственных пенсиях была посвящена трудовому стажу и его исчислению. Согласно ст. 96 Закона о государственных пенсиях 90го г. –о доказательстве трудового стажа –трудовой стаж устанавливался на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими государственными и муниципальными органами, организациями. Ст.97 была посвящена доказательству трудового стажа свидетельскими показаниями. В отдельных случаях допускалось установление стажа работы по свидетельским показаниям при утрате документов по другим причинам (например, вследствие небрежного иххранения, умышленного уничтожения и т.п.).Хотя в Законе речь шла о трудовом, а не о страховом стаже, это не означает, что не было обязательного социального страхования. Ему была посвящена глава XVI КЗоТ РФ от 09.12.1971г., действовавшая, как и Кодекс, до1 февраля 2002 г. КЗоТ РФ в рамках указанной главы, а именно, ст. 236 закреплял, что все работники подлежали обязательному государственному социальному страхованию. При этом Кодекс (ст. 237) содержал принципиальное правило о том, что неуплата работодателями взносов на государственное социальное страхование не лишает работников права на обеспечение за счет его средств. Не было и индивидуального учета уплаты страховых взносов. В таких условиях право на трудовую пенсию зависело от продолжительности деятельности, в период которой лицо по Закону подлежало социальному страхованию, то есть именно от трудового стажа.В августе 1995 г. Правительство утвердило «Концепцию реформы пенсионного обеспечения в Российской Федерации»[2], где были сформулированы основные цели этой реформы. Пилотный проект индивидуального (персонифицированного) учета сведений о пенсионных правах каждого гражданина был начат Пенсионным фондом РФ ещё в 1995 г. с согласия Правительства РФ в пяти субъектах Российской Федерации в соответствии с концепцией, принятой постановлением Правления ПФР в январе 1995 г. Проект осуществлялся совместно с администрацией субъектов Российской Федерации. Смысл проекта, заключался в том, что показатели, определяющие пенсионные права каждого застрахованного лица, фиксировались не в момент его обращения за пенсией, а в реальном времени его трудовой деятельности[3].Вскоре с учетом итогов осуществления проекта был принят Федеральный закон от 01.04.1996 г. № 27ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» (далее –Закон об индивидуальном учете) [4]и в 1997 году вступил в законную силу. В соответствии с этим законом, основное значение для увеличения размера пенсии приобретал не общий трудовой стаж, а учтённый страховой стаж и размеры платежей, которые осуществлял в интересах работника его работодатель[5].На органы ПФР была возложена обязанность предоставлять органам, назначающим пенсии, по их заявкам, сведения, содержащиеся в индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц, подавших заявления о назначении пенсии осуществлять сбор страховых взносов на финансирование выплаты пенсий. С принятием названного Закона были внесены изменения в ст. 96 Закона о государственных пенсиях. Законодатель дифференцировал доказательства, подтверждающие трудовой стаж, в зависимости от даты его приобретения. Стаж, приобретенный до регистрации в качестве застрахованного лица, попрежнему устанавливался на основании документов, выдаваемых соответствующими органами и организациями. Стаж, приобретенный после такой регистрации, должен был устанавливаться только на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. От соблюдения изложенных правил работодателями и органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, стала зависетьвозможность подтверждения общего и специального трудового стажа лиц, обращающихся за пенсией, поскольку иные его доказательства за периоды работы после их регистрации в органах ПФР приниматься во внимание не могли. Закон об индивидуальном учете вводился втечение нескольких лет, поэтому сроки введения нового порядка доказывания трудового стажа были различными для разных регионов и населенных пунктов. Персонифицированный учет должен был содействовать решению ряда проблем. Так, он должен был привести механизмы государственной пенсионной системы в соответствие с развивающимися рыночными отношениями, дать возможность развивать государственное пенсионное страхование в направлении установления зависимости размера пенсии от страхового стажа и уплаченных страховыхвзносов, создать возможность более точного прогнозирования изменений численности занятого населения и пенсионеров в стране, как в целом, так и по отдельным профессиям. Целями такого учета перечислены в ст. 3 Законаот 01.04.1996г. № 27ФЗ.Этот закон создавал основы новой инфраструктуры пенсионной системы. Он обеспечивал информационную базу для того, чтобы стимулировать всех работающих, платить страховые взносы[6]. Суть персонифицированного учета в системе государственного пенсионного страхования заключается во введении для каждого работающего гражданина индивидуального лицевого счета, содержащего сведения о его стаже и заработке. Этот закон ввел понятия «государственное пенсионное страхование», «страховой стаж» и др.Согласно ст. 6 Закона на территории Российской Федерации на каждое застрахованное лицо ПФР открывает ИЛС с постоянным страховым номером. В соответствии с п.7 указанной статьи этот счет хранится в течение всей жизни застрахованного лица, а после его смерти –в течение срока, предусмотренного порядком хранения пенсионных дел. На основании ИЛС застрахованному лицу выдается страховое свидетельство. Открытие лицевого счета с выдачей страхового свидетельства именуется регистрацией застрахованного лица в ПФР.ИЛС, помимо анкетных данных, должен содержать сведения о периодах трудовой и иной общественно полезной деятельности, включаемых в общий трудовой стаж для назначения государственной пенсии, а также о специальном трудовом стаже, связанном с особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севераи приравненных к ним местностях; о периодах выплаты пособия по безработице, периодах военной службы и другой, приравненной к ней службы, включаемых в общий трудовой стаж и иные сведения. Содержащиеся в ИЛС сведения, систематически уточняются и дополняютсяв процессе трудовой деятельности застрахованного лица. В мае 1998 г. Правительство РФ приняло «Программу пенсионной реформы в Российской Федерации»[7], в которой было предано большое значение развитию системы индивидуального (персонифицированного) учета.Дальнейшим развитием этого процесса стал Указ Президента РФ от 27 сентября 2000 года № 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации». Он рекомендовал органам региональной власти

заключить с ПФРсоглашения о передаче территориальным органам ПФР полномочий по назначению и выплате пенсий, находящихся на тот момент у органов социальной защиты регионов.[8]

Согласно п.1 Указа Президента РФ полномочия по выплате государственных пенсий были закреплены за ПФР и его территориальными органами.Таким образом, закон об индивидуальном учете положил начало пенсионной реформе.В рамках ее осуществления были приняты также федеральные законы от 15 декабря 2001 г. № 166ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» [9]и № 167ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»[10], от 17 декабря 2001 г. № 173ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»[11]. Большинство населения (около 95 %) получают трудовые пенсии, которым теперь посвящен специальный закон, применяемый одновременно с Законом об обязательном пенсионном страховании. Как отмечает П.А. ОрловКарба, «трудовые пенсии отличает двуединая сущность: с одной стороны, эти пенсии являются основным элементом государственной пенсионной системы, а с другой –представляют важнейший вид обязательного пенсионного страхования»[12].Действующий ныне Трудовой кодекс РФ лишь упоминает об обязательном социальном страховании работников. Среди основных прав лиц, работающих по трудовому договору (работников) Кодекс называет право на обязательное социальное страхование в случаях, предусмотренных федеральными законами (ст. 21), а в перечне основных обязанностей работодателя значится осуществление такого страхования в указанных случаях (ст. 22). Обеспечение права работников на обязательное социальное страхование отнесено законодателем к основным принципам правового регулирования трудовыхи непосредственно связанных с ними отношений (ст. 2 Кодекса). Таким образом, работодатель выступает страхователь работника и в качестве такового должен выполнят обязанности, возложенные на него законами об обязательном пенсионном страховании и об индивидуальном учете. По ранее действовавшему законодательству трудовой стаж, приобретенный до регистрации в качестве застрахованного лица, устанавливался на основании документов, выдаваемых государственными и муниципальными органами, организациями. Трудовой стаж,приобретенный после регистрации в качестве застрахованного лица, устанавливался на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета[13].Таким образом, порядок подтверждения стажа работы и (или) иной деятельности, а также иных периодов, которые засчитываются в страховой стаж наравне с работой, до регистрации в качестве застрахованного лица практически не изменился. Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования утверждена приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14.12.2009 г. № 987н (действует в редакции Приказа Минздравсоцразвития РФ от 27.07.2010 N 550н)[14]. Разработка ранее указанных документов была направлена, прежде всего, на определение порядка ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о каждом лице, на которое распространяется государственное пенсионное страхование, и формы документации для ведения индивидуального персонифицированного учета. Организация персонифицированного учета включает в себя:порядок регистрации застрахованных лиц в системе государственного пенсионного страхования; порядок представления в ПФРсведений о застрахованных лицах, в том числе сведений о трудовом стаже, заработке (доходе), начисленных страховых взносах;порядок использования этих сведений для контроля за правильным начислением страховых взносов на государственное пенсионное страхование. Инструкцией 2009 г. предусмотрено, что в течение 2 недель с датызаключения трудового договора или договора гражданскоправового характера на вознаграждение по которому, начисляются страховые взносы, страхователь обязан предоставить на работника анкету застрахованного лица в территориальный орган ПФР по месту своей регистрации. Согласно Инструкции каждый страхователь ежеквартально, до 1 числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет в территориальный орган фонда относящиеся к отчетному периоду индивидуальные сведения в отношении каждого работающего у него застрахованного лица.Вместе с такими сведениями представляется ведомость, в которой отражаются сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах в целом по организации за расчетный период, а также имеющаяся задолженность по их уплате на начало и конец расчетного периода. Сведения, необходимые для ведения ИЛС представляются либо в электронном виде, либо путем направления представителя с требуемым комплектом документов. В ином случае, в адрес работодателя направляется уведомление о необходимости прибыть в орган ПФР с указанием перечня, необходимых документов. Копию сведений, представленных в территориальный орган для включения в лицевой счет застрахованного лица, страхователь передает этому лицу в недельный срок с даты приема сведений территориальным органом (пп. 9,30,33 Инструкции). Как показывает практика, работодатели не соблюдают требование о передаче работнику копии представляемых в ПФР сведений. Поэтому работники не знают о том, направлены ли и какие именно сведения для ведения их ИЛС. Территориальные органы ПФРосуществляют контроль за достоверностью индивидуальных сведений: начисленных и уплаченных страховых взносах, трудовом (страховом) стаже за период до и после регистрации в системе обязательного пенсионного страхования, заработной плате (доходе), представляемых страхователями, в том числе застрахованными лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, путем проведения проверок, истребования необходимых документов, справок и сведений.По запросу территориального органа фонда страхователь в срок, указанный в запросе, представляет требуемые документы, справки и сведения, в том числе подтверждающие начисление и уплату страховых взносов, трудовой (страховой) стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, за периоды до и после регистрации в системе обязательного пенсионного страхования работающих у него застрахованных лиц. При обнаружении несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальный орган фонда направляет страхователю уведомление об устранении имеющихся расхождений.Таким образом:ежегодно страхователь подает в территориальный орган ПФР индивидуальные сведения о страховом стаже и страховых взносах, начисленных и уплаченных за каждое застрахованное лицо;предоставленные сведения вносятся в индивидуальные лицевые счета и осуществляется информирование о их состоянии застрахованных лиц;застрахованное лицо может контролировать состояние своего индивидуального лицевого счета. Для этого необходимо подать в ПФР письменное заявления, которое должно быть рассмотрено в течение 10 дней со дня обращения застрахованного лица. Но данный срок, может быть, и увеличен до 30 дней со дня регистрации письменного обращения согласно ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05. 2006 г. № 59ФЗ[15]. Существуют несколько форм подтверждения страхового стажа:1) документами (п. 1 ст. 13 Закона о трудовых пенсиях);2) сведениями индивидуального (персонифицированного) учета (п. 2 ст. 13);3) на основаниисвидетельских показаний (п.3 ст.13). То, каким образом, будет подтвержден страховой стаж, зависит исключительно от временного фактора, т.е. от того, на какое время приходятся периоды страхового стажа, требующие подтверждения, –до или после охвата соответствующего застрахованного лица системой индивидуального (персонифицированного) учета[16].Правила подтверждения страхового стажа как документами, так и сведениями индивидуального (персонифицированного) учета устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ.Правительство РФ утвердило такие Правила Постановлением от 24 июля 2002 г. № 555 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий» (далее –Правила подсчета и подтверждения страхового стажа)[17]. Это крайне важный нормативный правовой акт, в котором правила подтверждения страхового стажа приведены во взаимосвязи с правилами подсчета этого стажа.Частью 2 ст. 13 Закона о трудовых пенсиях установлено, что при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст.10 и 11 этого Закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с законом от 01.04.1996г. № 27ФЗ[18].Гражданин, впервые заключивший трудовой договор или гражданскийдоговор о выполнении работ или оказании услуг, может получить страховое свидетельство через работодателя (страхователя). Физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, сами представляют сведения о себе в органы Пенсионного фонда РФ по месту своей регистрации в качестве страхователей. Сведения о лицах, признанных безработными, предоставляет служба занятости населения. В случае утраты страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования гражданин обязан в течение месяца со дня утраты обратиться к страхователю с заявлением о его восстановлении. Указанное заявление передается страхователем в орган Пенсионного фонда, где в течение месяца с момента получения заявления должен быть выдан дубликат страхового свидетельства за тем же номером.Обо всех работающих лицах, за которых он уплачивает страховые взносы, работодатель (страхователь) обязан сообщить в орган Пенсионного фонда, представив все необходимые сведения, а такжесведения о включаемых в страховой стаж периодах работы или иной деятельности, которые приобретены всеми работающими у него застрахованными лицами до их регистрации в системе индивидуального (персонифицированного) учета. Речь идет о периодах до введения в практическую деятельность индивидуального (персонифицированного) учета. К таковым относятся не только периоды трудовой деятельности, за которую гражданин получает заработную плату (доход), а также периоды иной деятельности, указанной в п. 1 ст.11 закона о трудовых пенсиях. Следовательно, если у гражданина имелись такие периоды допоступления на работу к данному работодателю, то впоследствии, он будет обязан представить документы, подтверждающие таковые периоды работодателю, а тот в свою очередь в Пенсионный фонд.В случае, подачи работником заявления об увольнении в связи с уходомна пенсию, все вышеуказанные сведения об этом работнике должны быть переданы работодателем (страхователем) в органы ПФРв течение 10ти календарных дней со дня подачи заявления.Одним из принципов индивидуального (персонифицированного) учета является его открытость и доступность для застрахованных лиц. Так, гражданин имеет право один раз в год бесплатно получить в органах Пенсионного фонда по месту жительства или работы сведения, содержащиеся в его индивидуальном лицевом счете, а у страхователя –копию сведений о себе, которые страхователь представляет в Пенсионный фонд. Если гражданин не согласен с содержащимися в его личном счете сведениями, то он вправе обратиться с заявлением об исправлении указанных сведений в органы Пенсионного фонда и в суд.Правилами закреплено, что в случае отсутствия в данных индивидуального (персонифицированного) учета необходимых для назначения пенсии сведений, территориальный орган ПФРФ уведомляет о составе недостающих сведений заявителя, работодателя либо государственные (муниципальные) органы, разъясняет порядок и сроки их представления. Здесь стоит остановиться подробнее на полноте сведений, содержащихся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица и необходимости внесения дополнительных сведений, имеющих значение длялица обладающего ими при установлении трудовой пенсии. Предоставление целого пакета документов, необходимых для установления пенсии вызывает объективную необходимость внесения дополнений непосредственно в индивидуальный лицевой счет и сведений, содержащихся в нем. Рассмотрим некоторые из вариантов дополнений: Вопервых,подтверждение периодов включаемых и засчитываемых (например, утрата документов при чрезвычайных ситуациях, в случае небрежного хранения не по вине работника) в страховой стаж на основании свидетельских показаний производится в соответствии с правилами, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002г. № 555[19]

и порядком, утвержденным Постановлением Минтруда РФ от 24.06.1994г. № 50[20]. Результат подтверждения таких периодов отражается в акте об установлении трудового стажа работника (наименование предприятия) и (или) в судебном решении. В дальнейшем этот документ работник должен хранить до момента выхода на пенсию. Хотя результаты подтверждения таких периодов могут дублироваться и в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица в целях сохранения таковых в дальнейшем необходимых для полноты сведений пенсионных прав граждан.Вовторых, при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в подтверждении особых условий труда требуется справка, уточняющая характер и условия труда. Можно обойтись и без данной справки, если данные сведения сразу направлять в Пенсионный фонд для их внесения в индивидуальный лицевой счет. В выписке из указанного счета имеются графы «особые условия труда», «условия для досрочного назначения трудовой пенсии» требующие введения соответствующего кода и дополнительных сведений. Следовательно, указанных граф недостаточно для внесения сведений об особых условиях труда без истребования их от гражданина. Необходимо внести графы соответственно тем сведениями, которые отражаются в «уточняющей» справке.Втретьих, ранее упоминалось положение об обязанности работодателя сообщать сведения периодах работы или иной деятельности, которые приобретены всеми работающими у него застрахованными лицами до их регистрации в системе индивидуального (персонифицированного) учета. Встает вопрос о том, что если эти работники до регистрации в качестве застрахованных лиц, осуществляли свою деятельность у другого работодателя, то должен ли новый работодатель сообщать указанные сведения? Исходя из смыла правовой нормы, указанной в ст. 11 закона об индивидуальном (персонифицированном) учете, у работодателя сохраняется обязанность сообщать указанные сведения, но с оговоркой, только в том случае, если таковые не были отражены ранее.Вчетвертых,практически в течение всей своей жизни гражданин осуществляют трудовую деятельность, которая сопровождается производственными и бытовыми трудностями, например, в результате аварии на производстве гражданин получает травму. Составляется соответствующий акт о произошедшем случае, в котором такая травма будет обозначена как травма, полученная на производстве, или производственная травма. Впоследствии, изза таковой может быть установлена группа инвалидности. Если это будет втораятретья группа, то при наличии таковой гражданин может продолжать осуществление трудовой деятельности согласно своей программе индивидуальной трудовой реабилитации. Данный фактфакт установления инвалидности также должен быть внесен с указанием причины инвалидности в индивидуальный лицевой счет гражданина.Таким образом, индивидуальный лицевой счет должен содержать более подробные данные о гражданине, его трудовой деятельности и иные сведения, необходимые в дальнейшем для установления пенсии. Не менее важным является и тот факт, что если отменят трудовые книжки, которые являются основным документов, подтверждающим стаж, то индивидуальный лицевой счет останется единственным документом, наиболее полно содержащим вышеуказанные сведения.В случае не представления недостающих сведений в трехмесячный срок указанными лицами и органами, территориальный орган Пенсионного фонда РФ принимает решение о продлении указанного срока до получения от них недостающих сведений индивидуального (персонифицированного) учета. С 1 января 2010года данное правило отменено, то есть сведения о страховых взносах не относятся к недостающим сведениям, в связи с чем, были внесены дополнения в пункт 20 Правил от 27 февраля 2002одв № 17/19 пб.В случае отсутствия в данных учета сведений необходимых для назначения пенсии решение о назначении таковой принимается по имеющимся в распоряжении территориальный орган ПФРсведениям персонифицированногоучета в системе обязательного пенсионного страхования. После предоставления страхователем необходимых для назначения пенсии сведений персонифицированного учета в системе обязательного пенсионного страхования территориальный орган ПФР

производит доплату пенсии с соблюдением условий, установленных статьей 23 Закона от 17.12.2001г.[21]Одним из направлений осуществления контроля за уплатой страховых взносов со стороны застрахованного лица является внимательное изучение информации, содержащейся в письме о состоянии их индивидуальных лицевых счетов и о результатах инвестирования средств пенсионных накоплении. В случае выявления расхождений между начисленными и перечисленными суммами застрахованное лицо имеет право обратиться в территориальный орган ПФРза разъяснением путем подачи жалобы или обращения, которые в обязательном порядке фиксируются.Основными видами правонарушений в данной сфере являются: уклонение от регистрации в качестве страхователя, неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов, а также неправомерное несообщение (или несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые оно должно было сообщить в орган ПФР.Эти виды правонарушений в дальнейшем повлияют на пенсионные права граждан.Подводя итоги рассматриваемой темы, необходимо заметить, что знание гражданами приобретенных ими пенсионных правреально предоставляет возможность учета «каждого рубля» вносимого ежеквартальноза их страховой стаж на индивидуальные лицевые счета работодателями.Главная цель индивидуального (персонифицированного) учета как информационной базы всей системы пенсионного обеспечения –реализация пенсионных прав застрахованных лиц. Индивидуальный (персонифицированный) учет страховых взносов занятого населения призван содействовать решению ряда принципиальных проблем.Вопервых, он должен привести механизмы государственной пенсионной системы в соответствие с развивающимися рыночными отношениями.Вовторых, без такого учета страховых взносов невозможно развить государственное пенсионное страхование в направление установления зависимости размера пенсии от страхового стажа и уплаченных страховых взносов. Именно такая зависимость должна положительно сказаться на бюджете государственной пенсионной системы, поскольку она создает заинтересованность в своевременной и полной уплате страховых взносов.Втретьих, персонифицированный учет создает возможность более детального ведения учета пенсионных прав граждан.

Как показывает практика, персонифицированный учет застрахованных граждан имеет все возможности для обеспечения достоверности данных об уплате взносаи структуре страхового стажа работников,так как информация, включаемая в индивидуальные лицевые счета, проходит как минимум пять проверок, прежде чем попадает в информационную базу данных (две из них проводят сами застрахованные лица, а три –органы Пенсионного фонда).Застрахованное лицо можетпроверить относящиеся к нему сведения индивидуального лицевого счета в самый начальный момент, так как работодатель должен представить работнику копию этих сведений.Однако главной фискальной функцией персонифицированного учета является осуществление оперативного контроля за своевременностью, правильностью начисления и полнотой уплаты страховых взносов.

Модернизация пенсионной системы путем совершенствования системы индивидуального (персонифицированного) учета не должнаявиться причиной отменыосновного документа,подтверждающего стаж –трудовой книжки либо трудового договора в случае ее отсутствия, так как данный документ является одной из основных гарантией реализации пенсионных прав граждан. Поскольку индивидуальный лицевой счет открывается в органе Пенсионного фонда, а трудовая книжка хранится у работодателя. Следовательно, из документов, подтверждающих трудовую деятельность, у гражданина имеется трудовой договор (второй экземпляр) либо трудовая книжка после увольнения с места работы. Хотя согласно мнениям специалистов территориального органа пенсионного фонда имеет место следующая ситуация: когдав трудовой книжке отсутствует тот или иной период работы, но этот период внесен в индивидуальный лицевой счет. В этом случае период будет включен в стаж, что является положительной оценкой для системы индивидуального учета. В случае изменения законодательства, касающегося пенсионного страхования, накопленные ранее сведения, будут сохраняться на индивидуальном лицевом счете. Для учета новых сведений будут вноситься необходимые изменения в технологию персонифицированного учета.Неблагоприятными последствиями для граждан в зарегистрированных в качестве застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования в настоящий момент могут послужить такие обстоятельства как: отсутствие у застрахованного лица документа, заверенного надлежащим образом, о состоянии его индивидуального лицевого счета; отсутствие возможности ознакомления со сведениями о состоянии индивидуального лицевого счета в любое удобное для него время; «человеческий фактор», то есть внесение ошибочных сведений непосредственно при вводе информации о застрахованном лице; недостоверность сведений, поступающих от работодателей и внесенные в индивидуальный лицевой счета; сбой в электронной систем ПФР, повлекший за собой утрату сведений.Для исключения указанных последствий рекомендуется: сохранение трудовой книжки как основного документа, подтверждающего стаж; создание возможности ознакомления со сведениями счетачерез портал государственных услуг РФ; рассылка уведомлений ПФР два раза в год; обеспечение гражданину с учетом его волеизъявления возможности заверить надлежащим образом извещенияо состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица в Пенсионном фонде Российской Федерации; осуществление контроля за работодателями при подаче сведенийо своих работниках в Пенсионный фонд путем предварительного ознакомленияс ними.Одной из главных проблем является максимальное упрощение порядкапредоставления документов и достоверность предоставления информации о размере заработка и количеством отработанных лет гражданином. Эти проблемы позволяет на сегодня решать, созданная система индивидуального (персонифицированного) учета.

Ashmarina Natalia Vladimirovnalecturer in social security law,Voronezh Law Schoolargolaw@rambler.ruThe role of the individual personal account in determining eligibility for retirement pensionAbstract:The article discusses the possibility of purchase and sale of the citizens, persons insured in the system of mandatory pension insurance, the right to retirement pension depending on the payment for them (in some cases by themselves for themselves) insurance contributions, as well as from the posts insurants in the territorial body of the Pension Fund of the Russian Federation the information, necessary for opening and keeping of individual the personal account for every insured person.In order to simplify the presentation of the article discusses the most common option when the contributions for the employee shall be paid his/ her employerKey words:system of compulsory pension insurance, the subjects of the compulsory pension insurance, the individual account, the right to a pension, the pension Fund of the Russian Federation.

Библиография1.Закон РФ от 20.11.1990 № 3401 «О государственных пенсиях в Российской Федерации»//Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1990. № 27. Ст. 351.

2.Постановление правительства РФ от 7 августа 1995 г. № 790 «О мерах по реализации концепции реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 33. Ст. 3388.3.Колесник А.П. Персонифицированный учет как отображение в пенсионной системе России трудовой деятельности каждого гражданина // Пенсия. 2008. № 3.4.Федеральный закон от 01.04.1996 г. № 27ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (ред. от 23.07.2008 г.) // СЗ РФ. 1996. № 14. Ст. 1401.5.Федеральный закон от 01.04.1996 г. № 27ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (ред. от 23.07.2008 г.) –URL:http://www.pfrf.ru/individual_records/721.html 6.Сулейманова Г.В. Право социального обеспечения: Уч. пос. Ростов/на/Д., 2003. С. 74. 7.Постановление Правительства РФ от 20 мая 1998 г. № 463 «О Программе пенсионной реформы в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. № 21. Ст. 2239.8.Указ Президента РФ от 27 сентября 2000 года № 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации»URL:http://www.pfrf.ru/search/?searchstring 9.Федеральный закон от 15.12.2001 г. № 166ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (ред. от 24.07.2009 г.) // СЗ РФ. 2001. № 51. Ст. 4831.10.Федеральный закон от 15.12.2001 г. № 167ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (ред. от 24.07.2009 г.) // СЗ РФ. 2001. № 51. Ст. 4832.11.Федеральный закон от 17.12.2001 г. № 173ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (ред. от 24.07.2009 г.) //СЗ РФ. 2001. № 52 (1 ч.). Ст. 4920.12.ОрловКарба П.А. Все о пенсионной реформе в России: Монография. М., 2005. С. 63.13.Федеральный закон от 17.12.2001 г. № 173ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (ред. от 24.07.2009 г.) //СЗ РФ. 2001. № 52 (1 ч.). Ст. 4920.14.Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14.12.2009 г. № 987н «О мерах по организации индивидуального (персонифицированного) учета для целей государственного пенсионного страхования» (ред. от 27.07.2010 г.) // "Российская газета", N 46, 05.03.2010.15.Федеральный закон от 02.05.2006 г. № 59ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // СЗ РФ. 2006. № 19. Ст. 2060.

16.Федеральный закон от 01.04.1996 г. № 27ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (ред. от 23.07.2008 г.) // СЗ РФ. 1996. № 14. Ст. 1401.

17Постановление Правительства РФ от 24 июля 2002 г. № 555 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий» (ред. от 17.10.2009 г.) // СЗ РФ. 2002. № 31. Ст. 3110.18.Федеральный закон от 17.12.2001 г. № 173ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (ред. от 24.07.2009 г.) //СЗ РФ. 2001. № 52 (1 ч.). Ст. 4920.19.Постановление Правительства РФ от 24 июля 2002 г. № 555 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий» (ред. от 17.10.2009 г.) // СЗ РФ. 2002.№31. ст.3110.20.Постановление Минтруда РФ от 24.06.1994г.№ 50 «Об утверждении порядка установления стажа работы при утрате документов в результате чрезвычайных ситуаций»//Российские вести. 1994. № 139.21.Дюженкова В.Н. О некоторых вопросах формирования расчетного пенсионного капитала при установлении трудовых пенсий//Пенсия, 2011г., № 8