Актуальность использования педагогического наблюдения как метода диагностики освоения программы «Здравствуй, музей!» в работе музейного педагога
Выпуск:
ART 53534
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Ахтырская
Ю.
В. Актуальность использования педагогического наблюдения как метода диагностики освоения программы «Здравствуй, музей!» в работе музейного педагога // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2013. – Т. 3. – С.
2656–2660. – URL:
http://e-koncept.ru/2013/53534.htm.
Аннотация. Музейная педагогика является особым видом педагогической практики, но в дошкольном образовании она стала играть существенную роль только в последние десятилетия. Эта форма организации обучения соединяет в себе учебный процесс с реальной жизнью и обеспечивается учащимся через непосредственное наблюдение и знакомство с предметами и явлениями.
Текст статьи
Ахтырская Юлия Викторовна Воспитатель, руководитель ИОЦ «Русский музей: виртуальный филиал»ГБДОУ детский сад №62 Приморского района г. СанктПетербургаjull2000@mail.ru
Актуальность использования педагогическогонаблюдения как метода диагностики освоения программы «Здравствуй, музей!» в работе музейного педагога
Музейная педагогика является особым видом педагогической практики, но в дошкольном образовании она стала играть существенную роль только в последние десятилетия. Эта форма организации обучения соединяет в себе учебный процесс с реальной жизнью и обеспечивается учащимся через непосредственное наблюдение и знакомство с предметами и явлениями.Ключевые слова: педагогическое наблюдение, диагностика, музейная педагогика.
Для достижения эффективногобаланса между индивидуальными интересами и потребностями детей, с одной стороны, и образовательными задачами, которые ставит перед собой педагог, с другой стороны, нужно, как минимум, знать, каковы эти интересы ипотребности, и как они изменяются со временем. У педагогов,работающих с детьми по программе «Здравствуй, музей!», должны быть ясные представления об индивидуальных особенностях каждого ребенка. Индивидуализация достигается за счет учета имеющегося уровня развития каждого ребенка и планирования соответствующих видов деятельности, которые гарантировали бы каждому ребенку возможность добиться успеха[4, с. 64] . Для этого требуется всесторонняя информация о творческих способностях в развитии художественного восприятияи проявлении эстетического отношения к окружающему миру (старшая группа, дети 57 лет и подготовительная группа, дети 67 лет). Работа музейного педагога в условиях ДОУ и музея представляет собой процесс принятия решений, в ходе которого он наблюдает за ребенком, определяет, на какой стадии тот находится в наиболее существенных областях развития, и в соответствии с этим осуществляет развитие. Полученная информация позволяет выработать индивидуальные цели развития детей, создать наиболее благоприятные условия для развития ребенка в детском саду, оказать ему поддержку на основе его индивидуальных интересов, возможностей и особенностей.Современные образовательные программы ставят своей целью индивидуальный подход к развитию ребенка, уважение к его личности, учет его интересов, потребностей и уровня развития, заботу об эмоциональном комфорте, стремление к созданию условий для свободного творческого самовыражения. Соответственно, сбор информации для оценки развития ребенка, как правило, основан нанеформальных методах, ориентированных на понимание ребенка, стремление проникнуть в его внутренний мир и поддержать его[4, с. 72].Музейная педагогика является особым видом педагогической практики, но в дошкольном образовании она стала играть существенную роль только в последние десятилетия. Эта форма организации обучения соединяет в себе учебный процесс с реальной жизнью и обеспечивается учащимся через непосредственное наблюдение и знакомство с предметами и явлениями.Изначально музейная педагогика подразумевала прежде всего сотрудничество детского сада и музея, организацию экскурсий в музеи разной направленности. Сотрудники музеев разрабатывали специальные экскурсии для дошкольников, организовывали различные мероприятия. В настоящее время в дошкольноймузейной педагогике активно развиваются два крупных направления: сотрудничество ДОУ с музеями;создание и использование минимузеев в детском саду.Можно выделить ряд характерных отличий детского музея от традиционного:его главная задача –просветительская, а значит, в нем могут быть собраны любые предметы, а не только подлинники и ценные экспонаты;.это игровое или интерактивное пространство, в котором ребенок может делать чтото самостоятельно, по своему выбору, с учетом собственных интересов и возможностей;музей ориентирован на детей определенного возраста, на семью и ДОУ.Согласно мнению А.М. Вербенец, музей играет особую роль в приобщении детей к искусству, развитию творческих навыков и субъектных проявлений личности ребенка [1, с. 19]. Наиболее известная на настоящий момент и широко апробированная музейнопедагогическая программа –«Здравствуй, музей!», авторами которой являются А.М. Вербенец, Б.А. Столяров, А.В. Зуева и др. К ней прилагаются тетради для творческих работ «Мы входим в мир прекрасного», ориентированные на художественноэстетическое развитие детей 57 лет [2, с. 3]. Система заданий, игр и упражнений помогает подготовить ребенка к восприятию экспонатов художественного музея, познакомить с основами языка изобразительного искусства, учитьсоздавать выразительные и интересные образы.
Использование педагогического наблюдения в работе музейного педагога в условиях ДОУ.
Система диагностических заданий, применяемая в условиях ДОУ направленана выявление особенностей развития художественноговосприятия и эстетических предпочтенийдетейипредусматривает понимание выразительного художественного образа как интегративной художественноэстетической способности, включаякомплекс эстетических способностей и умений:Принятие задания (легкость принятия ситуации, вхождение в роль, выполнение задания);Особенности рассказа;Понимание художественного образа (замысла);Выделение и понимание средств выразительности;Установление связи между создаваемым образом и средствами выразительности;Проявление эстетической эмпатии, синестезии;Использование слов, обозначающих эстетические проявления, формирование эстетических суждений: эстетические оценки[3, с. 185].
Таким образом, все показатели можно отразить в таблице:
Таблица 1Выявление особенностей развития художественного восприятия у дошкольников (возраст 67 лет) №
Имена детейПринятие задания (легкость принятОсобенности рассказаПонимание художественного образа (замысла)Выделение и понимание средств выразительностиУстановление связи между создаваемым образоПроявление эстетической эмпаИспользование слов, обозначающих ия ситуации, вхождение в роль, выполнение задания)м и средствами выразительноститии, синестезииэстетические проявления, формирование эстетических суждений: эстетическиеоценки1.Анна С.
Следующие показатели ориентированы на выявление эстетического отношения к окружающему миру у детей дошкольного возраста:Любит рассматривать эстетически привлекательные объекты: природные явления;Обращает внимание на эстетически привлекательные предметы быта, предметного мира;Продолжительно рассматривает эстетически привлекательные объектысозерцание, повторное рассматривание;Проявляет стремление к соединению (интеграции) разных видов деятельности (рисование и лепки; рисования и театрализованной игре), изобразительных техник;Задает вопрос эстетической направленности (об искусстве, эстетических объектах, эстетических терминах, изобразительных техниках и инструментах);Наблюдаются позитивные эмоциональные состояния в процессе занятий изобразительной деятельностью и ознакомления с искусством;Использует в речи эстетические категории, высказывает эстетические оценки, формулирует эстетические суждения[3, с. 186]..
Все показатели можно видеть в таблице. Таблица 2Наблюдение за проявлением эстетического отношения к окружающему миру у детей дошкольного возраста (возраст 67 лет)№
Имена детейЛюбит рассматриваОбращает внимание на Продолжительно рассматривает Проявляет стремление к соединению Задает вопрос эстетичНаблюдаются Использует в ть эстетически привлекательные объекты: природные явления эстетически привлекательные предметы быта, предметного мираэстетически привлекательные объектысозерцание, повторное рассматривание(интеграции) разных видов деятельности (рисование и лепки; рисования и театрализованной игре), изобразительных техникеской направленности (об искусстве, эстетических объектах, эстетических терминах, изобразительных техниках и инструментах)позитивные эмоциональные состояния в процессе занятий изобразительной деятельностью и ознакомления с искусствомречи эстетические категории, высказывает эстетические оценки, формулирует эстетические суждения1.
Анна С.
Проводимое дваждыв год наблюдение и фиксация данныхв таблицы дает возможность педагогу понять ребенка, проникнуть в его внутренний мири определить пути его художественноэстетического развития.Обобщение данных начального (сентябрь) и конечного (май) мониторинга происходит в конце учебного года (май), полученные в результате предыдущих этапов диагностики данные сравниваются и сопоставляются. Процесс анализа полученных данных и выведения из них определенного заключения называется их интерпретацией[3, с. 187].
Гистограмма 1Выявление особенностей развития художественного восприятия у дошкольников 67 лет
Таким образом из полученной гистограммы можно сделать вывод, что прослеживается положительная динамика в развития художественного восприятия у дошкольников 67 лет в освоении программы «Здравствуй, музей!» воспитанниками ДОУ. Так, если первоначально высокий уровень развития художественного восприятия был выявлен у 3 детей; средневысокий уровень развития художественного восприятия был определен у 1 ребенка; средний уровень развития художественного восприятия был определен у10 детей; средненизкий и низкий показатели у 4, то к концу года: высокий уровень развития художественного восприятия был выявлен у 4 детей; средний уровень развития художественного восприятия был определен у 16 детей.
Гистограмма 2
Наблюдение за проявлением эстетического отношения к окружающему миру у дошкольников 67 лет
Таким образом из полученной гистограммы можно сделать вывод, что прослеживается положительная динамика при наблюдении за проявлением эстетического отношения к окружающему миру у детей дошкольного возраста в освоении программы «Здравствуй, музей!» воспитанниками ДОУ. Так, если первоначально высокий уровень проявлений эстетического отношения к окружающему миру проявляет 5 детей; средневысокий у 1 ребенка; средний уровень обнаружился у 8 детей; средненизкий у 1 ребенка; низкий уровень эстетического отношения к окружающему миру проявляют 5 детей, то к концу года: высокийуровень проявлений эстетического отношения к окружающему миру выявлен у 6 детей; средневысокий у 1 ребенка; средний уровень обнаружился у 10 детей; средненизкий у 2 ребенка; низкий уровень эстетического отношения к окружающему миру проявляют 1 детей.Таким образом, из представленных гистограмм можно сделать выводы и оформить их в таблицу:
Таблица 3Выявление особенностей развития художественного восприятия у дошкольниковНаблюдение за проявлением эстетического отношения к окружающему мируНачало годаКонец годаНачало годаКонец годаВысокий уровень развития художественного восприятия был выявлен у 3 детей;
Средневысокий уровень Высокий уровень развития художественного восприятия был выявлен у 4 детей;
_
Высокий уровень проявлений эстетического отношения к окружающему миру проявляет 5 детей;
Средневысокий у 1 Высокий уровень проявлений эстетического отношения к окружающему миру выявлен у 6 детей;
Средневысокий у 1 развития художественного восприятия был определен у 1 ребенка;
Средний уровень развития художественного восприятия был определен у10 детей;
Средненизкий и низкий показатели у 4 и 2 детей, соответственно.
Средний уровень развития художественного восприятия был определен у 16 детей. ребенка;
Средний уровень обнаружился у 8 детей;
Средненизкий у 1 ребенка;
Низкий уровень эстетического отношения к окружающему миру проявляют 5 детейребенка;
Средний уровень обнаружился у 10 детей;
Средненизкий у 2 ребенка;
Низкий уровень эстетического отношения к окружающему миру проявляют 1 детей
По результатам анализа начального и конечного наблюдения оценивается степень решения музейным педагогом поставленных задач и определяются перспективы дальнейшего проектирования педагогического процесса с учетом новых задач развития каждого ребенка [4, с. 67]. Таким образом, в течение учебного года каждый ребенок может «продвинуться» поразному и решить разное количество задач по художественноэстетическому развитию относительно самого себя, с учетом собственного актуального уровня развития.
Педагогическое наблюдение в условиях музея.
Система педагогических наблюдения в условиях музея помогает разработать экскурсии с учетом возраста и проявления у детей эстетического отношения [3, с. 182]. При этом следует учитывать следующие моменты: 1.В силу возраста и непроизвольного внимания, которое доминирует в дошкольном возрасте, дети чаше отвлекаются на более яркие картины, на картины с крупным изображением.2.Детям необходимы более быстрые переходы, так как они не могут надолго концентрировать свое внимание на объектах наблюдения.3.Необходимо вносить поисковый способ организации знакомства с музейными предметам, например, с серией картин. 4.Дети достаточно быстро теряют интерес, в связи с чем рекомендуется чередовать пассивный осмотр и активным обсуждением.5. Современному ребенку необходимы поощрения в виде небольшого предмета (открытки, наклейки и пр.), который он может вынести из музея. Предоставить его как доказательство своей успешности родителям, детям в группе, а для педагога это может являться неким методом оценки результатов детей.6. Ни для кого не ново, что люди делятся на визуалов, которые видят мир, образы, изображения; аудиалов слышат его; кинестетиков чувствуют. С помощью трех типов восприятия мы принимаем решения о том, как реагировать на все происходящее вокруг нас. Поэтому типы восприятия также можно назвать типами мышления. Конечно, система визуально/аудиально/кинетического типов мышления представляется несколько упрощенной, никто из взрослых людей не воспринимает реальность с помощью лишь одного типа. Следует скорее говорить о более предпочтительном типе мировосприятия/мышления, который он использует, но ребенок не волен выбирать тип своего мышления,но и начинающему музейному педагогу сложно быстро определить тип мышления. Наоборот, опытный педагог с помощью длительного наблюдения легко сделает верные выводы:Об активности ребенка во время посещения музея;О направленность вопросов во время экскурсии на экспозицию музея;О поведениив процессе экскурсии (дисциплинарные отрицательные или положительныемоменты):О проявление увлеченности, эмпатии, эмоциональности в процессе экскурсии;Проявление эстетических и интеллектуальных эмоций;Сосредоточенность, повышение внимательности в процессе посещения заинтересовавшей их экспозиции, изменение выразительности речи, мимики, движение в ходе экскурсии[3, с. 186].Все данные вносятся в таблицу:Таблица 4Наблюдение в условиях музея (возраст 67 лет)№
Имена детейСредний показатель балловАктивностьНаправленность вопросовПоведение в процессе экскурсии (дисциплинарные отрицательные или положительные моменты)Проявление увлеченности, эмпатии, эмоциональности в процессе экскурсии Проявление эстетических и интеллектуальных эмоцийСосредоточенность, повышение внимательности в процессе посещения заинтересовавшей их экспозиции, изменение выразительности речи, мимики, движение в ходе экскурсии1. Анна С.
Обобщенные данныефиксируются в форме гистограммы:
Гистограмма 3Наблюдение в условиях музея (возраст67 лет)
Таким образом из полученной гистограммы можно сделать вывод, что прослеживается положительная динамика при наблюдении в условиях музея за детьми 67 лет в освоении программы «Здравствуй, музей!» воспитанниками ДОУ. Так, если первоначально высокий уровень замечен у 2 детей; средний у 4 детей; средненизкий наблюдается у 3 детей, то к концу года: высокий уровень замечен у 2 детей; средневысокий у 1 ребенка; средний наблюдается у 6 детей.
Сделав оценку результатов, музейный педагог использует методики
и технологии для улучшения восприятия детьми экспозиции музея:
использование на экспозиции раздаточный материал в виде кусочков материи, дерева, глины и пр.
аудиозаписи звуков природы, птичьего пения и др.7. Также хочется отметить необходимость объединения рассматривания объектов культурного наследия с использованием игровых элементов, в процессе которого происходит накопление эстетического, чувственного опыта и активной деятельности, именно продуктивной, сразу после экскурсии. Для детей важен процесс созидания, творчества.8. Музейные занятия должны характеризоваться многогранностью и сложностью концептуальных решений, остротой и яркостью своего пластического выражения, сближая экспозиционный жанр со спецификой театрального действа, с неким сценографическим построением музейной среды, которая все в большей степени становилась бы игровой;•пробуждать вдохновение, порождать надежду и давать глубокий эмоциональный заряд;•привносить в экспозицию динамику с привлечением современных технических средств.
Таким образом, современные музейные педагоги активно разрабатывают интересные формы работы с аудиторией, превращающие пассивных созерцателей в активных деятелей:•музейные занятия и праздники в музее, творческие студии и мастерские (к примеру, на таких занятиях дети совместно с родителями изготавливают игрушки);•ролевые экскурсии и игровые методы;•экскурсионные дни в рамках традиционного фестиваля музейных программ, который базируется на идее интерактивности музейного пространства (дети выполняют различные задания, открывают «тайны» предметов);•разнообразные интерактивные программы, предлагаемые крупнейшими музеями России и мира;•мультимедийные программы для детей, созданные многими музеями России.Все это способствует корректировке используемых музейным педагогом методов и приемов, активному проявлению эстетического отношения детей к окружающему миру, искусству и посещению музеев.
Ссылки на источники
1.Вербенец А.М. Развитие творческих проявлений у старших дошкольников средствами музейной педагогики // Детский сад от А до Я. –2010№6. 2.Гарькуша С. Здравствуй, музей! Работа с родителями по музейнопедагогической программе // Дошкольное воспитание. –2012. –№2.3.
Мы входим в мир прекрасного: образовательная программа и методические рекомендации для педагогов ДОУ, музейных педагогов и студентов / А.М. Вербенец, Б.А. Столяров, А.В. Зуева и др. –СПб., 2008.4.Педагогическое наблюдение как метод мониторинга в дошкольном образовании: учебнометодическое пособие/А. К. Золотова–СПб., 2013.
Akhtyrsky Julia Viktorovna Tutor, head of IOTs "Russian museum: virtual branch" GBDOU kindergarten No. 62 of Primorsky district of St. Petersburgjull2000@mail.ruRelevance of use of pedagogical supervision as method of diagnostics of development of the program "Hi, museum! " in work of the museum teacherThe museum pedagogics is a special type of student teaching, but in preschool education she began to play an essential role only in the last decades. This form of the organization of training unites educational process with real life and is provided to pupils through direct supervision and acquaintance to subjects and the phenomena.Keywords: pedagogical supervision, diagnostics, museum pedagogics.
Актуальность использования педагогическогонаблюдения как метода диагностики освоения программы «Здравствуй, музей!» в работе музейного педагога
Музейная педагогика является особым видом педагогической практики, но в дошкольном образовании она стала играть существенную роль только в последние десятилетия. Эта форма организации обучения соединяет в себе учебный процесс с реальной жизнью и обеспечивается учащимся через непосредственное наблюдение и знакомство с предметами и явлениями.Ключевые слова: педагогическое наблюдение, диагностика, музейная педагогика.
Для достижения эффективногобаланса между индивидуальными интересами и потребностями детей, с одной стороны, и образовательными задачами, которые ставит перед собой педагог, с другой стороны, нужно, как минимум, знать, каковы эти интересы ипотребности, и как они изменяются со временем. У педагогов,работающих с детьми по программе «Здравствуй, музей!», должны быть ясные представления об индивидуальных особенностях каждого ребенка. Индивидуализация достигается за счет учета имеющегося уровня развития каждого ребенка и планирования соответствующих видов деятельности, которые гарантировали бы каждому ребенку возможность добиться успеха[4, с. 64] . Для этого требуется всесторонняя информация о творческих способностях в развитии художественного восприятияи проявлении эстетического отношения к окружающему миру (старшая группа, дети 57 лет и подготовительная группа, дети 67 лет). Работа музейного педагога в условиях ДОУ и музея представляет собой процесс принятия решений, в ходе которого он наблюдает за ребенком, определяет, на какой стадии тот находится в наиболее существенных областях развития, и в соответствии с этим осуществляет развитие. Полученная информация позволяет выработать индивидуальные цели развития детей, создать наиболее благоприятные условия для развития ребенка в детском саду, оказать ему поддержку на основе его индивидуальных интересов, возможностей и особенностей.Современные образовательные программы ставят своей целью индивидуальный подход к развитию ребенка, уважение к его личности, учет его интересов, потребностей и уровня развития, заботу об эмоциональном комфорте, стремление к созданию условий для свободного творческого самовыражения. Соответственно, сбор информации для оценки развития ребенка, как правило, основан нанеформальных методах, ориентированных на понимание ребенка, стремление проникнуть в его внутренний мир и поддержать его[4, с. 72].Музейная педагогика является особым видом педагогической практики, но в дошкольном образовании она стала играть существенную роль только в последние десятилетия. Эта форма организации обучения соединяет в себе учебный процесс с реальной жизнью и обеспечивается учащимся через непосредственное наблюдение и знакомство с предметами и явлениями.Изначально музейная педагогика подразумевала прежде всего сотрудничество детского сада и музея, организацию экскурсий в музеи разной направленности. Сотрудники музеев разрабатывали специальные экскурсии для дошкольников, организовывали различные мероприятия. В настоящее время в дошкольноймузейной педагогике активно развиваются два крупных направления: сотрудничество ДОУ с музеями;создание и использование минимузеев в детском саду.Можно выделить ряд характерных отличий детского музея от традиционного:его главная задача –просветительская, а значит, в нем могут быть собраны любые предметы, а не только подлинники и ценные экспонаты;.это игровое или интерактивное пространство, в котором ребенок может делать чтото самостоятельно, по своему выбору, с учетом собственных интересов и возможностей;музей ориентирован на детей определенного возраста, на семью и ДОУ.Согласно мнению А.М. Вербенец, музей играет особую роль в приобщении детей к искусству, развитию творческих навыков и субъектных проявлений личности ребенка [1, с. 19]. Наиболее известная на настоящий момент и широко апробированная музейнопедагогическая программа –«Здравствуй, музей!», авторами которой являются А.М. Вербенец, Б.А. Столяров, А.В. Зуева и др. К ней прилагаются тетради для творческих работ «Мы входим в мир прекрасного», ориентированные на художественноэстетическое развитие детей 57 лет [2, с. 3]. Система заданий, игр и упражнений помогает подготовить ребенка к восприятию экспонатов художественного музея, познакомить с основами языка изобразительного искусства, учитьсоздавать выразительные и интересные образы.
Использование педагогического наблюдения в работе музейного педагога в условиях ДОУ.
Система диагностических заданий, применяемая в условиях ДОУ направленана выявление особенностей развития художественноговосприятия и эстетических предпочтенийдетейипредусматривает понимание выразительного художественного образа как интегративной художественноэстетической способности, включаякомплекс эстетических способностей и умений:Принятие задания (легкость принятия ситуации, вхождение в роль, выполнение задания);Особенности рассказа;Понимание художественного образа (замысла);Выделение и понимание средств выразительности;Установление связи между создаваемым образом и средствами выразительности;Проявление эстетической эмпатии, синестезии;Использование слов, обозначающих эстетические проявления, формирование эстетических суждений: эстетические оценки[3, с. 185].
Таким образом, все показатели можно отразить в таблице:
Таблица 1Выявление особенностей развития художественного восприятия у дошкольников (возраст 67 лет) №
Имена детейПринятие задания (легкость принятОсобенности рассказаПонимание художественного образа (замысла)Выделение и понимание средств выразительностиУстановление связи между создаваемым образоПроявление эстетической эмпаИспользование слов, обозначающих ия ситуации, вхождение в роль, выполнение задания)м и средствами выразительноститии, синестезииэстетические проявления, формирование эстетических суждений: эстетическиеоценки1.Анна С.
Следующие показатели ориентированы на выявление эстетического отношения к окружающему миру у детей дошкольного возраста:Любит рассматривать эстетически привлекательные объекты: природные явления;Обращает внимание на эстетически привлекательные предметы быта, предметного мира;Продолжительно рассматривает эстетически привлекательные объектысозерцание, повторное рассматривание;Проявляет стремление к соединению (интеграции) разных видов деятельности (рисование и лепки; рисования и театрализованной игре), изобразительных техник;Задает вопрос эстетической направленности (об искусстве, эстетических объектах, эстетических терминах, изобразительных техниках и инструментах);Наблюдаются позитивные эмоциональные состояния в процессе занятий изобразительной деятельностью и ознакомления с искусством;Использует в речи эстетические категории, высказывает эстетические оценки, формулирует эстетические суждения[3, с. 186]..
Все показатели можно видеть в таблице. Таблица 2Наблюдение за проявлением эстетического отношения к окружающему миру у детей дошкольного возраста (возраст 67 лет)№
Имена детейЛюбит рассматриваОбращает внимание на Продолжительно рассматривает Проявляет стремление к соединению Задает вопрос эстетичНаблюдаются Использует в ть эстетически привлекательные объекты: природные явления эстетически привлекательные предметы быта, предметного мираэстетически привлекательные объектысозерцание, повторное рассматривание(интеграции) разных видов деятельности (рисование и лепки; рисования и театрализованной игре), изобразительных техникеской направленности (об искусстве, эстетических объектах, эстетических терминах, изобразительных техниках и инструментах)позитивные эмоциональные состояния в процессе занятий изобразительной деятельностью и ознакомления с искусствомречи эстетические категории, высказывает эстетические оценки, формулирует эстетические суждения1.
Анна С.
Проводимое дваждыв год наблюдение и фиксация данныхв таблицы дает возможность педагогу понять ребенка, проникнуть в его внутренний мири определить пути его художественноэстетического развития.Обобщение данных начального (сентябрь) и конечного (май) мониторинга происходит в конце учебного года (май), полученные в результате предыдущих этапов диагностики данные сравниваются и сопоставляются. Процесс анализа полученных данных и выведения из них определенного заключения называется их интерпретацией[3, с. 187].
Гистограмма 1Выявление особенностей развития художественного восприятия у дошкольников 67 лет
Таким образом из полученной гистограммы можно сделать вывод, что прослеживается положительная динамика в развития художественного восприятия у дошкольников 67 лет в освоении программы «Здравствуй, музей!» воспитанниками ДОУ. Так, если первоначально высокий уровень развития художественного восприятия был выявлен у 3 детей; средневысокий уровень развития художественного восприятия был определен у 1 ребенка; средний уровень развития художественного восприятия был определен у10 детей; средненизкий и низкий показатели у 4, то к концу года: высокий уровень развития художественного восприятия был выявлен у 4 детей; средний уровень развития художественного восприятия был определен у 16 детей.
Гистограмма 2
Наблюдение за проявлением эстетического отношения к окружающему миру у дошкольников 67 лет
Таким образом из полученной гистограммы можно сделать вывод, что прослеживается положительная динамика при наблюдении за проявлением эстетического отношения к окружающему миру у детей дошкольного возраста в освоении программы «Здравствуй, музей!» воспитанниками ДОУ. Так, если первоначально высокий уровень проявлений эстетического отношения к окружающему миру проявляет 5 детей; средневысокий у 1 ребенка; средний уровень обнаружился у 8 детей; средненизкий у 1 ребенка; низкий уровень эстетического отношения к окружающему миру проявляют 5 детей, то к концу года: высокийуровень проявлений эстетического отношения к окружающему миру выявлен у 6 детей; средневысокий у 1 ребенка; средний уровень обнаружился у 10 детей; средненизкий у 2 ребенка; низкий уровень эстетического отношения к окружающему миру проявляют 1 детей.Таким образом, из представленных гистограмм можно сделать выводы и оформить их в таблицу:
Таблица 3Выявление особенностей развития художественного восприятия у дошкольниковНаблюдение за проявлением эстетического отношения к окружающему мируНачало годаКонец годаНачало годаКонец годаВысокий уровень развития художественного восприятия был выявлен у 3 детей;
Средневысокий уровень Высокий уровень развития художественного восприятия был выявлен у 4 детей;
_
Высокий уровень проявлений эстетического отношения к окружающему миру проявляет 5 детей;
Средневысокий у 1 Высокий уровень проявлений эстетического отношения к окружающему миру выявлен у 6 детей;
Средневысокий у 1 развития художественного восприятия был определен у 1 ребенка;
Средний уровень развития художественного восприятия был определен у10 детей;
Средненизкий и низкий показатели у 4 и 2 детей, соответственно.
Средний уровень развития художественного восприятия был определен у 16 детей. ребенка;
Средний уровень обнаружился у 8 детей;
Средненизкий у 1 ребенка;
Низкий уровень эстетического отношения к окружающему миру проявляют 5 детейребенка;
Средний уровень обнаружился у 10 детей;
Средненизкий у 2 ребенка;
Низкий уровень эстетического отношения к окружающему миру проявляют 1 детей
По результатам анализа начального и конечного наблюдения оценивается степень решения музейным педагогом поставленных задач и определяются перспективы дальнейшего проектирования педагогического процесса с учетом новых задач развития каждого ребенка [4, с. 67]. Таким образом, в течение учебного года каждый ребенок может «продвинуться» поразному и решить разное количество задач по художественноэстетическому развитию относительно самого себя, с учетом собственного актуального уровня развития.
Педагогическое наблюдение в условиях музея.
Система педагогических наблюдения в условиях музея помогает разработать экскурсии с учетом возраста и проявления у детей эстетического отношения [3, с. 182]. При этом следует учитывать следующие моменты: 1.В силу возраста и непроизвольного внимания, которое доминирует в дошкольном возрасте, дети чаше отвлекаются на более яркие картины, на картины с крупным изображением.2.Детям необходимы более быстрые переходы, так как они не могут надолго концентрировать свое внимание на объектах наблюдения.3.Необходимо вносить поисковый способ организации знакомства с музейными предметам, например, с серией картин. 4.Дети достаточно быстро теряют интерес, в связи с чем рекомендуется чередовать пассивный осмотр и активным обсуждением.5. Современному ребенку необходимы поощрения в виде небольшого предмета (открытки, наклейки и пр.), который он может вынести из музея. Предоставить его как доказательство своей успешности родителям, детям в группе, а для педагога это может являться неким методом оценки результатов детей.6. Ни для кого не ново, что люди делятся на визуалов, которые видят мир, образы, изображения; аудиалов слышат его; кинестетиков чувствуют. С помощью трех типов восприятия мы принимаем решения о том, как реагировать на все происходящее вокруг нас. Поэтому типы восприятия также можно назвать типами мышления. Конечно, система визуально/аудиально/кинетического типов мышления представляется несколько упрощенной, никто из взрослых людей не воспринимает реальность с помощью лишь одного типа. Следует скорее говорить о более предпочтительном типе мировосприятия/мышления, который он использует, но ребенок не волен выбирать тип своего мышления,но и начинающему музейному педагогу сложно быстро определить тип мышления. Наоборот, опытный педагог с помощью длительного наблюдения легко сделает верные выводы:Об активности ребенка во время посещения музея;О направленность вопросов во время экскурсии на экспозицию музея;О поведениив процессе экскурсии (дисциплинарные отрицательные или положительныемоменты):О проявление увлеченности, эмпатии, эмоциональности в процессе экскурсии;Проявление эстетических и интеллектуальных эмоций;Сосредоточенность, повышение внимательности в процессе посещения заинтересовавшей их экспозиции, изменение выразительности речи, мимики, движение в ходе экскурсии[3, с. 186].Все данные вносятся в таблицу:Таблица 4Наблюдение в условиях музея (возраст 67 лет)№
Имена детейСредний показатель балловАктивностьНаправленность вопросовПоведение в процессе экскурсии (дисциплинарные отрицательные или положительные моменты)Проявление увлеченности, эмпатии, эмоциональности в процессе экскурсии Проявление эстетических и интеллектуальных эмоцийСосредоточенность, повышение внимательности в процессе посещения заинтересовавшей их экспозиции, изменение выразительности речи, мимики, движение в ходе экскурсии1. Анна С.
Обобщенные данныефиксируются в форме гистограммы:
Гистограмма 3Наблюдение в условиях музея (возраст67 лет)
Таким образом из полученной гистограммы можно сделать вывод, что прослеживается положительная динамика при наблюдении в условиях музея за детьми 67 лет в освоении программы «Здравствуй, музей!» воспитанниками ДОУ. Так, если первоначально высокий уровень замечен у 2 детей; средний у 4 детей; средненизкий наблюдается у 3 детей, то к концу года: высокий уровень замечен у 2 детей; средневысокий у 1 ребенка; средний наблюдается у 6 детей.
Сделав оценку результатов, музейный педагог использует методики
и технологии для улучшения восприятия детьми экспозиции музея:
использование на экспозиции раздаточный материал в виде кусочков материи, дерева, глины и пр.
аудиозаписи звуков природы, птичьего пения и др.7. Также хочется отметить необходимость объединения рассматривания объектов культурного наследия с использованием игровых элементов, в процессе которого происходит накопление эстетического, чувственного опыта и активной деятельности, именно продуктивной, сразу после экскурсии. Для детей важен процесс созидания, творчества.8. Музейные занятия должны характеризоваться многогранностью и сложностью концептуальных решений, остротой и яркостью своего пластического выражения, сближая экспозиционный жанр со спецификой театрального действа, с неким сценографическим построением музейной среды, которая все в большей степени становилась бы игровой;•пробуждать вдохновение, порождать надежду и давать глубокий эмоциональный заряд;•привносить в экспозицию динамику с привлечением современных технических средств.
Таким образом, современные музейные педагоги активно разрабатывают интересные формы работы с аудиторией, превращающие пассивных созерцателей в активных деятелей:•музейные занятия и праздники в музее, творческие студии и мастерские (к примеру, на таких занятиях дети совместно с родителями изготавливают игрушки);•ролевые экскурсии и игровые методы;•экскурсионные дни в рамках традиционного фестиваля музейных программ, который базируется на идее интерактивности музейного пространства (дети выполняют различные задания, открывают «тайны» предметов);•разнообразные интерактивные программы, предлагаемые крупнейшими музеями России и мира;•мультимедийные программы для детей, созданные многими музеями России.Все это способствует корректировке используемых музейным педагогом методов и приемов, активному проявлению эстетического отношения детей к окружающему миру, искусству и посещению музеев.
Ссылки на источники
1.Вербенец А.М. Развитие творческих проявлений у старших дошкольников средствами музейной педагогики // Детский сад от А до Я. –2010№6. 2.Гарькуша С. Здравствуй, музей! Работа с родителями по музейнопедагогической программе // Дошкольное воспитание. –2012. –№2.3.
Мы входим в мир прекрасного: образовательная программа и методические рекомендации для педагогов ДОУ, музейных педагогов и студентов / А.М. Вербенец, Б.А. Столяров, А.В. Зуева и др. –СПб., 2008.4.Педагогическое наблюдение как метод мониторинга в дошкольном образовании: учебнометодическое пособие/А. К. Золотова–СПб., 2013.
Akhtyrsky Julia Viktorovna Tutor, head of IOTs "Russian museum: virtual branch" GBDOU kindergarten No. 62 of Primorsky district of St. Petersburgjull2000@mail.ruRelevance of use of pedagogical supervision as method of diagnostics of development of the program "Hi, museum! " in work of the museum teacherThe museum pedagogics is a special type of student teaching, but in preschool education she began to play an essential role only in the last decades. This form of the organization of training unites educational process with real life and is provided to pupils through direct supervision and acquaintance to subjects and the phenomena.Keywords: pedagogical supervision, diagnostics, museum pedagogics.