Библиотечное досуговое мероприятие: технологии подготовки и продвижения

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Белецкая Е. А., Мирошниченко Е. В. Библиотечное досуговое мероприятие: технологии подготовки и продвижения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 2676–2680. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53538.htm.
Аннотация. Библиотеки входят в перечень учреждений культуры, активно задействованных в организации досуга населения. В статье проанализированы некоторые организационные аспекты досуговой деятельности библиотек, касающиеся технологии разработки и реализации сценария библиотечного мероприятия, а также роли различных видов рекламы в его продвижении. Акцентируется внимание на специфике библиотечной досуговой драматургии и отдельных видах рекламной продукции, обеспечивающей эффективность проводимых библиотеками мероприятий.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Белецкая Елена Александровнакандидат психологических наук, доцент кафедры социальнокультурной деятельности, Белгородский государственный институт искусств и культуры

280177@inbox.ru

Мирошниченко Елена Васильевнакандидат педагогических наук, старшийпреподаватель кафедры социальнокультурной деятельности, Белгородский государственный институт искусств и культурыmevel@ya.ru

Библиотечное досуговое мероприятие: технологии подготовки и продвижения

Библиотеки входят в перечень учреждений культуры, активно задействованных в организации досуга населения. В статье проанализированы некоторые организационные аспекты досуговой деятельности библиотек, касающиеся технологии разработки и реализации сценария библиотечного мероприятия, а также роли различных видов рекламы в его продвижении. Акцентируется внимание на специфике библиотечной досуговой драматургии и отдельных видах рекламной продукции, обеспечивающей эффективность проводимых библиотеками мероприятий.Ключевые слова: досуговая деятельность библиотеки, досуговое библиотечное мероприятие, сценарий, законы драматургии, библиотечная реклама, виды рекламы, социальнокультурные потребности.

Одной из актуальных задач современного общества является организация полезного, конструктивного досуга населения, который можно рассматривать как феномен культуры, имеющий ценностносмысловую наполненность и функциональное назначение в разные исторические эпохи. Досуг интегрирует множество разрозненных аспектов жизни человека в единое целое, формируя у него представление о полноте своего существования. Современные библиотеки входят в перечень учреждений культуры, активно задействованных в организации досуга населения, где находят не только свою собственную нишу в формировании досугового пространства человека, но и активно используют целый спектр интересных и эффективных досуговых мероприятий в популяризации и продвижении чтения. Важным этапом подготовки библиотечного мероприятия является процесс написания сценария и обеспечения рекламы предстоящего события. Следует отметить, что в библиотековедении сценарные основы библиотечного мероприятия разработаны недостаточно. Исключением является работы Г.К. Олзоевой, Ю.М. Паршина в которых освещены общие вопросы методики подготовки библиотечного мероприятия, в том числе его сценарные основы [6,7]. Г.К. Олзоева отмечает, что ©в библиотеках сценарий пишется для мероприятий, <...>где читатель, в основном, является зрителем, реципиентом, гостем <…>ª [6, с.91]. Автор дает исчерпывающую характеристику методики таких библиотечных форм, как библиотечная выставка, библиографический обзор, читательская конференция, клубы по интересам, устный журнал и др. Однако, на наш взгляд, недостаточно внимания уделяется мероприятиям, которые пришли в досуговой деятельность библиотеки из других областей досуговой практики. По нашему мнению, большинство библиотечных мероприятий предполагает наличие сценария. Исключением могут служить библиотечные выставки, которые можно готовить в соответствии со сценарным планом (сокращенный вариант сценария). Наличие сценария для всех массовых мероприятий является необходимым условием, особенно, если речь идет о формах, заимствованных досуговой деятельностью библиотеки из клубной досуговой практики. Сценарные основы подготовки мероприятий массового характера подробно рассматриваются в работах Д. М. Генкина [1]; А.И. Чечетина [12]; И.Г. Шароева [13]. В процессе работы над сценарием библиотечным специалистам необходимо знать его основы так как, на наш взгляд, сценарная культура организаторов библиотечного досуга развита еще недостаточно.

Следует оговориться, что не все досуговые библиотечные мероприятия должны опираться на полноценный сценарий. Г.К. Олзоева пишет ‬©Рассматривая проблему сценариев массовых мероприятий можно выделить в ней следующие аспекты. Сценарий является литературным произведением, результатом литературного творчества. Его необходимо оценивать с позиций литературоведения, опираясь на законы и критерии искусстваª [5, с. 91].Сценарий ‬это подробная литературная разработка содержания, где конкретно указывается, что говорят или как поступают действующие лица, какие художественные произведения исполняются, в какой обстановке происходит действие [10, с. 145]. Сценарий ‬это подробная текстовая разработка, включающая как литературную основу, так и организационные аспекты содержания мероприятия. Сценарий предполагает последовательное изложение материала с первого эпизода ко второму и т.д., сценарная разработка не предлагает ©кускообразностиª, т.е. от первого эпизода ко второму обязательно должен быть плавный переход. Сценарий ‬произведение синтетическое, так как может соединять в себе одновременно элементы литературных, научнопублицистических произведений, произведения музыки, живописи, хореографии, кино, факты реальных событий, конкурсноигровые элементы и многое другое. Задача сценариста, а которым в процессе подготовки библиотечного мероприятия является библиотечный специалист, создать оригинальное художественнопросветительное произведение соединением различных образновыразительных средств: стихов, музыки, песен, театрализованных фрагментов, кинороликов в единую логическую композицию, подчинённую общему замыслу, теме, идее.Любое библиотечное мероприятие начинается с творческого замысла, в котором в образной художественной форме находят отражение глубоко осмысленные библиотекарем отдельные факты или целые явления социальной и частной жизни человека и общества. Это могут быть даты рождения, юбилеи писателей и поэтов; презентации литературных произведений; тематические и календарные праздники и многое другое. Условно, процесс работы над замыслом библиотечного мероприятия можно разделить на несколько этапов: ©социальный заказª общества, сбор и поиск материала; определение тематической основы, изучение предполагаемой аудитории; поиск дополнительных фактов, поиск реальных героев, работа над документами; отбор художественного материала (отрывки из произведений литературы, стихи, музыкальные произведения и т.п.); выбор формы, поиск сюжет, образной выразительности; работа над сценарием; сценарная запись. Замысел является движущим элементов при отборе фактов, событий, средств, он несет в себе логику будущего сценария библиотечного мероприятия. Замысел представляет собой задуманное автором построение мероприятия, включающее в себя разработкуосновной мысли и элементы творческого процесса ее воплощения. На наш взгляд, художественный замысел мероприятия будет интереснее и оригинальнее в том случае, если библиотекарь является творческой личностью, способной мыслить художественными образами, сочувствовать и сопереживать. В основе сценарного замысла лежит правильное определение темы и идеи. А.И. Чечётин отмечает, что одни понимают под темой жизненный материал, взятый для изображения, другие ‬круг жизненных явлений, которые воссоздаются художником в его произведении специфическими средствами искусства [12, с.110111].В словаре русского языка С.И. Ожегова тема обозначается как ©предмет, основное содержание рассуждения, изложения, разговора и т.п. [5, с. 1037]. Применительно к сценарию досуговых библиотечных мероприятий тема может рассматриваться как круг жизненных явлений, отобранных и освещенных автором. Например, подготовка любых тематических библиотечных мероприятий предполагает обращение не только к реальным событиям, но и художественным произведением с жизненными сюжетами. Тема и название мероприятия часто разнятся. В рамках одной темы можно предложить большое количество названий разножанровых библиотечных мероприятий. Например, тема ©Святое Белогорьеª, может предполагать проведение таких мероприятий, как выставка, литературный вечер, лекцияпрезентация, викторина, конкурс художественного чтения и другие формы. Названия этих мероприятий так же будут вариативны.Вечные темы смысла жизни и смерти, любви и ненависти, войны и мира, прекрасного и безобразного, добра и зла становятся основой творческого замысла библиотечных специалистов, а раскрытие их носит глубоко индивидуальный характер. В зависимости от авторского видения содержания мероприятия оно может быть сугубо рядовым,а может быть высокохудожественным творческим произведением. Идея ‬это основной вывод, мысль, оценка изображаемых событий. Тема обычно задается с самого начала, а к идее, сценаристу следует постепенно подвести участников и зрителей. В библиотечных мероприятиях идея, как правило, имеет культурновоспитательную основу и для более глубокого ее понимания посетитель может непосредственно включаться в мероприятийный процесс. Комментарии к прочиненному произведению, ответы на вопросы викторины, подготовка презентации по творчеству отдельных писателей или поэтов и другое, обеспечивают понимание темы, а, следовательно, постижение идеи библиотечного мероприятия. Разнообразие досуговых библиотечных мероприятий предполагает выбор определенного решения, соответствующего их форме. Однако большинство из них соответствуют ©классическойª форме построения.Выстраивая сценарий библиотечного мероприятия, автор должен обратить внимание на следующие элементы:1. Экспозиция ‬начальная, вступительная часть сценария дает необходимые сведения о предстоящем действии, о героях и жизненных обстоятельствах. Она кратковременна, и в ней отражается общий характер темы будущего мероприятия. Экспозиция знакомит с правилами сценической игры. Другим видом экспозиции является пролог ‬прямое обращение автора к зрителю, краткий рассказ о характере будущего представления. Экспозиция длится до момента завязки. Хорошим решением в качестве экспозиции библиотечного мероприятия может быть тематическая выставка, музыкальная подборка по реализуемой в мероприятии теме, кино, видеоролик, фрагмент художественного чтения и другое. В какомто смысле в качестве экспозиции можно рассматривать условия библиотеки. Любое мероприятие, проводимое силами библиотекарей в предлагаемых библиотечных условиях, заведомо настраивает посетителя на процесс общения с культурнохудожественными ценностями. 2. Завязка ‬момент возникновения проблемы, которая выливается в развитие конфликта. Как правило, завязка определяет начало основного действия. С завязки начинается движение всего действия, его развитие. В завязке, как правило, обозначаются характеры действующих лиц, зрители знакомятся с пространственновременными категориями мероприятия. Завязка погружает посетителей мероприятия в необходимую атмосферу предстоящего сюжета. Поиск оригинального сюжетного решения завязки часто вызывает определенные трудности у библиотечных специалистов. Оригинальное решение завязки во многом определяет последующий ход всего досугового мероприятия. Столкновение двух противоречий в образе художественных или текстовых противоположностей должно лежать в основе библиотечных мероприятий. 3. Основное развитие действия. Здесь концентрируется основной сюжет. Сценарий строится из эпизодов, обладающих определенной сюжетнотематической самостоятельностью. Главным достоинством композиции блоков в сценарии является оригинальность, от которой зависит, насколько интересным и необычным будет библиотечное мероприятие. Включение в эпизоды элементов театрализации, наглядности, игры, может обеспечить успех библиотечного мероприятия. Однако в погоне за оригинальностью, не стоит забывать о целостности сюжета мероприятия. Чтобы не потерять сюжет мероприятия необходимо правильно расставить так называемые сюжетные акценты: слова, фразы, действия, которые фиксируют внимание аудитории на основных сюжетных узлах и позволяют посетителям следить за ходом мероприятия и воспринимать его содержание. Логика построения эпизодов должна соответствовать логике содержания, когда каждый эпизод последовательно раскрывает сюжет. Эпизоды в библиотечном мероприятии должны монтироваться по степени нарастания эмоционального накала. Нельзя идти от эмоциональносильных эпизодов к более слабым. Не стоит привлекать посетителей к массовым действиям, так как соучастие считается наивысшим эмоциональным моментом, к которому необходимо посетителей библиотечного мероприятия подготовить. Последующий эпизод должен быть интереснее и насыщеннее предыдущего.В библиотечной практике наряду с высокохудожественными мероприятиями нередко встречаются досуговые программы низкого качества. Как правило, это связано с неумением библиотечных специалистов соединить эпизоды в единое целое. Следовательно, сценарий в процессе реализации рассыпается на отдельные элементы, а зритель не понимает идеии сверхзадачи мероприятия. Для того, чтобы сценарий не распадался на отдельные эпизоды, чтобы художественные иллюстрации не выглядели вставными номерами, а устные выступления не казались необоснованными дополнениями, необходимо в качестве стержня найти единый сюжетный ход, который будет являться основным связующим элементом монтажа сценария.Событийный ряд эпизодов обеспечивает тот ритм нарастания сюжетного действия, который приводит к кульминации.4. Кульминация ‬высшая точка напряжения действия. Она играет существенную роль в раскрытии характеров действующих лиц и разрешении конфликта. Кульминация является очень важным элементом мероприятия, от которого во многом зависит его успех, эффективность и запоминаемость. В процессе кульминационного действа посетители должны пережить не только восторг и положительные эмоции, но так же слезы и сильное эмоциональное переживание. В этих целях должны быть задействованы те эмоциональновыразительные средств, с помощью которых достигается наибольший эмоциональный эффект. Это могут быть: киноролики с трагическими сценами, высокохудожественная декламация, ритуальные действия, связанные с вручением различных наград, массовое действо и другое. Кульминация нередко является развязкой.5. Развязка ‬заключительный момент в развитии действия сценария, который является моментом полного разрешения конфликтной ситуации. Развязка предполагает выведение зрителя из эмоционального напряжения и ведет к логическому завершению мероприятия. Особое внимание в процессе подготовки библиотечного мероприятия следует обратить на проработку финала. Финал ‬эмоциональносмысловое завершение мероприятия. Своеобразной формой финала, в котором подводится итог всего действия, является эпилог. Эпилог аналогичен прологу, т.е., если в начале сценария автор вводит зрителя в мир героев, знакомит с характером действия, то финал подводит определенные итоги, дает оценку завершившемуся действию. Финал, как правило, предполагает массовый выход всех участников мероприятия. В финале библиотечного мероприятия могут вручаться книги, цветы, шары, исполняться общая песня. Финальная сцена должна способствовать душевному и творческому единению, причастности к общему делу.Как видно, композиция сценария любой библиотечной досуговой формы строится на зарождении, развитии и разрешении конфликта. Важнейшим методом в создании сценария является монтаж всего материала. Монтаж метод культурнодосуговой деятельности, позволяющий скомпоновать выступления реальных лиц, цитаты из документов, отрывки из произведений художественной литературы, кинофильмов, музыкальные фрагменты и другие элементы. Монтаж называют художественным, поскольку он позволяет из огромного количества материала отобрать и добиться ©сочетания элементов в целоеª, подчиненное идее, без которой не может быть программы. Материалом для художественного монтажа служат газетные статьи, философские трактаты, медицинские книги, художественная проза, стихи, связанные с общей темой и идеей. Калейдоскопическое, порой резко контрастное чередование различных действий создает ассоциативный ряд, который должен быть воспринят зрителями. Резкие грани, резкие ритмические различия приводят к богатству красок и соединяютв новое, целое произведение, где грани каждого элемента несут свое эмоциональное содержание, работают на общую задачу. По мнению А.И. Чечётина, монтаж определяет уровень общий культуры сценариста, позволяющий ему не только знать факты, но и правильно понимать жизнь. Он определяет способность наблюдать действительность и разбираться в этих наблюдениях. Самостоятельно мыслить о них<… > монтаж определяет степень одаренности художника, позволяющий превратить внутреннюю скрытую связь реальных явлений в связь как бы обнаженную, ясно видимую, непосредственно воспринимаемую без объясненийª [12, с.119].Драматургическую функцию в сценарии выполняет музыкальный материал. Как правило, три четверти сценарного действия связанны в той или иной мере с музыкой. Многообразие музыкальных компонентов, составляющих монтажную структуру мероприятия чрезвычайно обширно. В жанрововидовом отношении мы встречаем: музыку, несущую непосредственно драматургические функции, специально подобранную для мероприятия; музыку номеров (инструментальную, вокальную, танцевальную, музыку в речевых жанрах, музыку в оригинальных жанрах). Важность музыки отмечает И.Г. Шароев. Автор пишет, ©Музыка ‬действие. Раскрыть музыкальную драматургию ‬это раскрыть действие, звучащее в музыке, смысл ее и борьбу противоположностей, в ней заключенную [13, с.185].Важным элементом подготовки сценария библиотечного мероприятия является подбор художественновыразительных средств. Как было сказано выше, это могут быть разнообразные сенсорные средства (музыкальные инструменты, аудио, видеозаписи, киноролики, презентации и другое). Однако, при подборе средств для реализации содержания сценария, необходимо учитывать материальнотехнические возможности конкретной библиотеки. В оформление любого досугового мероприятия, входят: декорации, театральный костюм, грим, бутафория, световое и шумовое оформление, а также музыкальное оформление. Ни один сценарий библиотечного мероприятия не будет успешен без использования этих выразительных средств. Существует даже такое понятие, как декорационное искусство искусство создания зрительного образа мероприятия посредством декораций и костюмов, освещения и постановочной техники. Декорационное искусство способствует раскрытию содержания и стиля представления, усиливает его воздействие на зрителя. А костюмы, маски, декорации и т.д., являются элементами декорационного искусства.Можно выделить и еще одну немаловажную особенность драматургии досугового мероприятия, когда библиотекарь, создающий сценарий вплетает в драматургическую ткань организационные моменты, связанные с вопросами подготовки и проведения мероприятия. Описывая подробно такие рекомендации, автор решает целый ряд педагогических и художественных задач, формируя и стимулируя интерес к предстоящей форме, раскрывая возможности и условия для духовной деятельности и социального творчества участников и зрителей. Сценарий, сопровождаемый методическими рекомендациями, будет хорошим подспорьем для начинающих специалистов, либо для библиотекарей, не имеющих специальнойпрофессиональной подготовки, количество которых на сегодняшний день достаточно большое. Всегда актуальными считаются методические рекомендации по подготовке комплексных массовых мероприятий, к которым относится, например, тематический вечер Данная форма должна включать в себя художественный и документальный материал, выдержанный в определенной тематике, который может быть донесен до зрителя посредством широкого спектра средств эмоционального воздействия. Важнейшей формой продвижения библиотечных,является реклама. Такие библиотековеды как В.К. Клюев, М.Я. Дворкина, Е.М. Ястребова и другие указывают на то, что продвижение библиотечных услуг к пользователю ‬это цельный, комплексный процесс, состоящий из четырех взаимосвязанных элементов (рекламы; паблик рилейшнз; методов стимулирования сбыта и индивидуальной работы). Вышесказанное вполне можно отнести к досуговым мероприятиям, которые являются своего рода библиотечной услугой. В своих трудах указанные выше авторы анализируют различные подходы к определению понятия ©рекламыª, ее цели и задачи, назначение, рекламные средства; практический опыт библиотек в области рекламы; даются методические рекомендации по планированию, организации и оценке эффективности рекламной компании и некоторые другие вопросы. Анализу зарубежного опыта рекламы посвящены работы И.В. Балковой, В. Голодяевой, С. Клещука, С.Г. Матлиной, Е.М. Ястребовой и других.Большой интерес для теоретического осмысления рекламной деятельности библиотек представляют многочисленные труды по теории, методике и организации общей (не библиотечной) рекламы. Среди них можно, прежде всего, выделить зарубежных авторов: С. Блэка, Ф. Котлера, а также труды отечественных рекламоведов: В.А. Абчука, Д.И. Баркана, Л.Ю. Гермогеновой, Е.Н. Голубковой, Е.М. Каневскогои других. Перспективным направлением следует признать организацию рекламы, которая способствует достижению полного и своевременного удовлетворения социально значимых потребностей специалистов, формирует положительный образ библиотеки в глазах потенциальных потребителей. Рекламная деятельность по продвижению библиотечных продуктов и услуг, осуществляемая через средства массовой информации, через издательскую и интерактивную деятельность с целью привлечения интереса потребителя, требует постоянного изучения и анализа направлений деятельности библиотеки, выявления специфики информационных потребностей её пользователей и поиск путей их удовлетворения.Реклама ‬это форма маркетинговой коммуникации, эстетически завершенная, нацеленная на формирование управляемого имиджа товаров и услуг самой организации, ее идеологии и потребительских стереотипов [7, c. 17].Отмечаясовременные тенденции развития рекламы, можно заметить, что ее информационная нагрузка все больше сводится к минимуму, а на первый план выходит эмоциональное, подсознательное манипулирование. В зависимости от целей, определяемых конкретной рыночной ситуацией, реклама может эффективно решать следующие задачи: информирование, увещевание, напоминание. В конечном итоге, все функции рекламы, как и других элементов комплекса маркетинга, сводятся к достижению основных целей системы маркетинговых коммуникаций: формированию спроса и стимулированию сбыта. Не стоит забывать о том, что успех любого библиотечного мероприятия во многом зависит от эффективности его презентации во внешней среде. В качестве наиболееэффективных каналов распространения рекламы в библиотеках рассматриваются следующие: выставки и презентации; телереклама; реклама в Internet; печатная рекламная продукция; наружная реклама.Участие в выставке (организация собственного стенда) дает возможность продемонстрировать свои услуги. Реклама на телевидении ‒ это средство рекламы дорогостоящее и не каждое социокультурное учреждение может себе его позволить, но все же, можно выпустить 15секундный рекламный ролик социокультурной услуги или мероприятия. Это может способствовать формированию устойчивого положительного имиджа библиотеки, увеличению количества посетителей и как следствие, повышению авторитета деятельности библиотеки.Реклама в компьютерных сетях (Internet)является инновационной и эффективной при ее невысоких стоимостях по сравнению с другими видами рекламы. Все провайдеры (©поставщикиª Internet) дают возможность организовать свою ©страничкуª (Web сайт) в WWW (World Wide Web) ‬глобальной гипертекстовой информационной системе. Гипертекст ‬текст с разметками, ссылающимися на другие элементы этого текста. Во время чтения такого текста можно увидеть выделенные слова, при нажатии курсором, на которые можно получить дополнительную информацию. К сожалению, далеко не каждая современная библиотека имеет возможности использовать этот ресурс, хотя библиотеки, имеющие сайты в Интернет активно размещают рекламу проводимых досуговых библиотечных мероприятий. Как правило, такая информация размещена на картах сайтов в разделах ©Мероприятияª или ©Новостиª. Можно отметить некоторые преимущества данного вида рекламы. Среди них: широкая доступность; отсутствие цены за копию; возможность легко обновлять информацию; страница имеет неограниченный тираж;возможность обратной связи.Для посетителей библиотеки можно изготовить набор печатной рекламной печатной продукции. Например, можно выделить такие рекламные материалы, как буклеты, которые размещают информацию о библиотеке и ее услугах; листовки, содержащие полезную информацию об услугах с указанием контактной информации; афиши, пригласительные билеты и другие рекламные материалы, способствующие информированности пользователей библиотеки о проводимых досуговых мероприятиях. Наружная реклама ‬вся реклама библиотеки на улицах, на площадях городов и населенных пунктов. Цель наружной рекламы заключается в напоминании. Ее особенность в мгновенном восприятии. Наружная реклама ‬является одним из элементов рекламы социокультурного учреждения и его услуг. Требования для наружной рекламы ‬особенная яркость и увеличенные размеры, четкость и броскость рекламных текстов.Итак, существеннымусловием эффективной деятельности библиотек по реализации досуговых функций являются создание и предложение новых конкурентоспособных услуг. Новая услуга должна отвечать потребностям. Этот процесс требует целенаправленных рекламных усилий. Таким образом, можно заключить. Важной составляющей технологии досуговой деятельности в библиотеке является процесс написания сценария и реклама планируемого библиотечного мероприятия. Сценарий библиотечного досугового мероприятия представляет собой подробную литературнодраматургическую разработку темы, конфликта. В нем четко определяются игровые эпизоды, их последовательность, форма и время действия, включение зрелищных заставок. Специфика библиотечной режиссуры, состоит в особом ©взаимодействии средств, которые они объединяютª. По словам О.И. Маркова это отличие обуславливается: вопервых, ©специфическими функциями и различным способомсуществованияª этих средств, вовторых, ©местом и их значением внутри каждой из системª [2, с. 118].Сценарное проектирование любого досугового мероприятия явление творческое, синтезирующее действительность и искусство, художественно оформляющее то или иное реальное жизненное или художественное событие. Поэтому библиотечные мероприятия являются частью культурного досуга человека. Он необходим людям, так как это форма самовыражения народа, возможность индивида влиться в общность, получить необходимую долю.Реклама, являясь одной из форм информационной деятельности, обеспечивает связь между библиотекой и потребителем. На современном этапе реклама перешагнула узкие рамки информационной функции, обеспечивающей направляемый поток информации, и берет на себя коммуникативную функцию. С ее помощью поддерживается ©обратная связьª с потребителем. Это позволяет контролировать продвижение досуговых услуг во внешней среде, создавать и закреплять у потребителя устойчивую систему предпочтений к рекламируемым услугам, вносить коррективы в рекламную деятельность по предложению библиотечных услуг.

Список литературы1.Генкин, Д.М. Сценарное мастерство культпросветработника [Текст] / Д.М. Генкин, А. Конович. ‬М. : Сов. Россия, 1984. ‬136 с. 2.Марков, О.И. Сценарная культура режиссеров театрализованных представлений и праздников: (Сценарная технология) [Текст] : учеб. пособие для вузов / О.И. Марков. ‬Краснодар, 2004. ‬408 с.3.Мокшанцев, Р.И. Психология рекламы: учеб. пособие [Текст] / Р.И. Мокшанцев. ‬М. : ИНФРАМ; Новосибирск. : Сибирское соглашение, 2003. ‬230 с.4.Новаторов, В.Е. Современные технологии культурнодосуговой деятельности: состояние, проблемы, перспективы развития [Электронный ресурс] / В.Е. Новаторов ‬Электрон. текст. дан. ‬Режим доступа: http://www.omsu.omskreg.ru/vestnik/articles/y1999i3/a109/article.html5.Ожегов, С.И. Словарь русского языка [Текст] / С.И. Ожегов. ‬М. : Рус. яз., 1987. ‬1198 с.6.Олзоева, Г. К. Массовая работа библиотек [Текст] / Г.К. Олзоева. ‬М. : ЛибереяБибинформ, 2006. ‬120 с. 7.Паршин, Ю.М. Сценарные основы праздничного досуга в современной библиотеке [Текст] / Ю.М. Паршин. ‬М. : Литера, 2009. ‬160 с8.Рощупкин, С.Н. Основы организации рекламной деятельности [Текст]: учеб.метод. пособие / С.Н.Рощупкин; Моск. гос. унт культуры и искусств. ‬М. : издво МГУКИ, 2000. ‬57 с.9.Сазонова, Н. Характеристики культуры и планирование рекламных кампаний [Текст] / Н. Сазонова // Маркетинг в России и за рубежом. ‬2000. ‬№ 1. ‬С. 4149.10.Социальнокультурная деятельность учреждений культуры клубного типа [Текст] / ред. Н.Л. Гончарова. ‬Тверь, 2003. ‬378 с.11.Трелин, Ю.А. Реклама в системе культуры [Текст] / Ю.А. Трелин // Проблемы социальногуманитарного знания. ‬Волгоград, 1999. ‬С. 113117.12.Чечётин, А.И. Основы драматургии [Текст]: учеб. пособие / А.И. Чечётин. ‬М. : МГУКИ, 2004. ‬150 с.13.Шароев, И.Г. Режиссура эстрады и массовых представлений [Текст] : учебник для студентов высш. театр. учеб. заведений / И.Г. Шароев. ‬М.: Просвещение, 1986. ‬463 с.









Beletskaya ElenaPh.D., assistant professor of social and cultural activities, Belgorod State Institute of Arts and Culture280177@inbox.ru

Elena MiroshnichenkoPhD, senior lecturer in social and cultural activities, Belgorod State Institute of Arts and Culturemevel@ya.ru

Library recreational activities: technology training and promotion

Libraries included in the list of cultural institutions, is actively involved in the organization of leisure of the population. The article analyzes some of theorganizational aspects of the leisure activities of libraries and related technologies to develop and implement a script library activities, as well as the role of differenttypes of advertising in its promotion. The attention is focused on the specifics ofthe library and leisure plays certain types of promotional products, ensuring the effectiveness of library activities.Keywords: library, libraries leisure activity, leisure activity library, the script, the composition, the laws of drama, library advertising, advertising, visitors to the library, social and cultural needs.