Концептуальные положения политики аграрного протекционизма в современных условиях

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Герасименкова С. В. Концептуальные положения политики аграрного протекционизма в современных условиях // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 2736–2740. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53550.htm.
Аннотация. В статье, посвященной вопросам разработки современной концепции аграрного протекционизма в Российской Федерации, выдвигаются концептуальные положения по определению целей и задач экономической политики протекционизма, по повышению ее эффективности.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Герасименкова Светлана Витальевна,старший преподаватель кафедры управления ФГБОУ ВПО «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, г. БрянскЕmail: g.svetlana.v@yandex.ru

Концептуальные положения политики аграрного протекционизма в современных условиях

Аннотация. В статье, посвященной вопросам разработки современной концепции аграрного протекционизмав Российской Федерации, выдвигаются концептуальные положения по определению целейи задач экономической политики протекционизма, по повышению ее эффективности.Ключевые слова: сельское хозяйство,аграрный протекционизм, доходность производства, государственная поддержка,

В современных условиях развитие сельского хозяйства осуществляется под влиянием множества факторов, связанных как с внутренними рыночными преобразованиями, так и с внешними факторами, характеризующимися в первую очередь общими процессами глобализации.Закономерно возникает необходимость активизации использования всей совокупности факторов, механизмов и инструментов, способствующих сохранению и повышению конкурентоспособности сельскохозяйственных производителей и на этой основе обеспечение устойчивого развития сельских территорий. В группе этих факторов особое место принадлежит аграрному протекционизму.На современном этапе развития экономики протекционизм является достаточно распространенным явлением и крайне дискуссионным.В общем виде экономическая категория «протекционизм»(protectionism)–политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции через систему определённых ограничений: импортных и экспортных пошлин, субсидий и других мер[2].В экономической теории протекционистская доктрина является диаметральнопротивоположной доктрине свободной торговли–фритрейдерству, спор между которыми –предмет многовековой дискуссии ученых, экономистов и политиков со времен Адама Смита и до настоящего времени.Аграрный протекционизм представляет собой отраслевую форму протекционизма, его следует рассматривать как подсистему системы государственного регулирования экономики в целом и агропродовольственного сектора в частности. В эпоху господства либерального подхода к внешней торговле и конкуренции, в том числе и в аграрном секторе, который категорически противостоит любому проявлению защитных мер, как затрудняющих действие рыночного механизма, особую актуальность приобретают вопросы разработки не просто отдельных мероприятийаграрного протекционизма, а научнообоснованной его концепции, адекватной современным условиямхозяйствования[4].Необходимость реализации системы мер аграрного протекционизма обусловлена множеством факторов и предпосылок, связанных не только она с особенностями функционирования отрасли, но и со сложной социальноэкономической ситуацией, складывающейся на селе.Как известно, действия общеэкономических законов имеют отраслевые особенности, что наиболее ярко проявляется в сельскохозяйственном производстве:1.Главным средством производства является земля.2.В земледелии процесс производства не совпадает с рабочим периодом.3.Сельскохозяйственное производство носит сезонный характер, потребность в рабочей силе распределяется в течение года неравномерно.4.Земледельческий труд территориально рассредоточен, особенно при экстенсивной системе хозяйствования.5.Результаты сельскохозяйственного производства в существенной мере зависят от неконтролируемых природноклиматических факторов.Указанные особенности накладывают отпечаток на специфику функционирования экономического механизма аграрногосектора в той или иной степени, независимо от социальноэкономической формации, развития экономики государства, её политических предпочтений.В таких условиях именно государство на основе целенаправленной политики аграрного протекционизма должно обеспечивать содействие эффективному функционированию сельскохозяйственного производства и всей агропродовольственной системы в целом.Таким образом, аграрный протекционизм следует рассматривать как совокупность организационноправовых и социальноэкономических мергосударства, направленных на повышение конкурентоспособности национального сельскохозяйственного производства, создание таких условий хозяйствования, при которых базовые экономические параметры(прибыль, доходы, воспроизводство) обеспечиваются с помощью инструментов прямой бюджетной поддержки и инструментов защиты аграрного рынка, с целью достижения синергетического эффекта. В теории аграрной экономики доказано, чтобы была возможность осуществлять воспроизводственный процесс на основе самофинансирования, минимальныйуровень рентабельности сельскохозяйственного производства должен составлять не менее 2025%,по оценке некоторых экспертов –3540%,при этом обязательно нужно учитывать специфику функционирования хозяйствующего субъекта, конъюнктуру продовольственного рынка, как внешнего, так и внутреннего[3].Реальная же ситуация складывается таким образом, что большинство сельскохозяйственных производителей находятся в заведомо неблагоприятных условиях хозяйствования, связанных с существенными деформациями экономического механизма: продолжающимся ценовым диспаритетом (масштабы которого за последние два десятилетия способствовали «вымыванию»из отрасли огромных финансовых ресурсов, что существенно снизило экономических потенциал хозяйствующих субъектов), нерациональной финансовокредитной, налоговойи страховойподсистем. То есть ключевая социальноэкономическая функция, приоритет аграрного протекционизма состоит в стимулировании воспроизводственного процесса в сельском хозяйстве.Доказывая объективную общественную необходимость реализации системы мер аграрного протекционизма, нельзя не обозначить некоторые ключевые аспекты:−уточнениесодержания аграрного протекционизма и его принципиальных положений в соответствии с современным уровнем развития экономики (постоянная корректировка);−четкое обозначение целей и критериев их достижения;−обоснование конкретных инструментов реализации политики протекционизма и их оптимальное сочетание;−достаточноересурсное обеспечение запланированных мероприятий с возможностями гибкой корректировки размера и источников финансирования.При этом необходимо учитывать, что поскольку деятельность хозяйствующих субъектов осуществляется в условиях рыночной экономики, предопределяющей полную самостоятельность производственнохозяйственнойдеятельности товаропроизводителей и их прямую ответственность за финансовые результаты работы, доминантой аграрного протекционизма должно быть –стимулирование эффективного хозяйствования, исключение социального иждивенчества, использование исключительно экономических регуляторов, ориентирующих субъектов рынка на самофинансирование.Прямая бюджетная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей должна носить корректирующий характер, концентрируя финансовые средства в форме дотаций на наиболее приоритетных, всесторонне обоснованных направлениях, с ориентацией на максимальный экономический эффект, стимулирование экономического роста, развитие инноваций и экономического потенциала хозяйствующих субъектов и агропродовольственной системы.Уровень доходности (рентабельности) сельскохозяйственного производства можно рассматривать в качестве основного целевого ориентира, а степень достижения данного показателя –как индикатор результативности политики аграрного протекционизма. В свою очередь эффективность мер протекционистскойподдержки, в отличие от результативности, означает достижение прироста доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей к затратам (финансовым средствам) на их осуществление.Реализация мер аграрного протекционизма в Российской Федерации позволила достичь определенных положительных результатов, в первую очередь увеличить объемы производства сельскохозяйственной продукции, вывести аграрный сектор из затяжного кризиса и нацелить на путь устойчивого развития (таблица 1,2).

Таблица 1Индексы производства продукции сельского хозяйства Российской Федерации по категориям хозяйств (к предыдущему году), %ГодПродукция сельского хозяйства всегоВ том числепродукция растениеводствапродукция животноводстваХозяйства всех категорий2008 г.110,8118,0103,02009 г.101,498,6104,62010 г.88,776,2100,92011 г.122,1147,2101,5Сельскохозяйственные организации2008 г.116,2124,9106,12009 г.100,893,8109,22010 г.89,471,9105,52011 г.125,3158,4102,4Хозяйства населения2008 г.102,1104,699,92009 г.102,9105,8100,42010 г.88,880,496,32011 г.115,6134,2100,4Крестьянские (фермерские) хозяйства2008 г.127,8133,3107,22009 г.97,095,1104,22010 г.83,976,4106,62011 г.145,8163,3104,7* Составлено по данным Минсельхоза РФ, Росстата

Как видно из данных таблицы, наблюдается закономерная тенденция роста объемов производства сельскохозяйственной продукции по всем категориям хозяйств, за исключением 2010 г., так как на его уровень оказали влияние неблагоприятные природноклиматические факторы, что привело к резкому снижению растениеводческой продукции, была сокращена кормовая база животноводства. Положительные результаты, связанные с ростом производства сельскохозяйственной продукциипозволили улучшить финансовые показатели деятельности товаропроизводителей.Таблица 2Финансовые показатели деятельности сельскохозяйственных организаций Российской ФедерацииПоказатели2008 г.2009 г.2010 г.2011 г.Удельный вес прибыльных сельскохозяйственных организаций, %78,372,171,078,2Удельный вес убыточных сельскохозяйственных организаций, %21,727,929,021,8Прибыль до налогообложения, млрд. руб.117,483,682,2134,0Субсидии из бюджетов всех уровней, млрд. руб.99,7112,0135,3138,0Прибыль (убыток) без субсидий, млрд. руб.17,728,453,04,0Уровень рентабельности с учетом субсидий, %15,39,48,311,8Уровень рентабельности (убыточности) без учета субсидий, %2,33,25,40,4* Составлено по данным Минсельхоза РФ, Росстата

Рассмотренные показатели позволяют показать эффективность мер государственной поддержки сельскохозяйственных организаций, проявляющейся в повышении уровня доходности сельского хозяйства.Однако,одной из острыхпроблем, сдерживающих дальнейший социальноэкономические прогресс в сельской местности и стране в целом, является существенная дифференциация регионов по эффективности ведения сельскохозяйственного производства(таблица 3).Таблица 3Группировка субъектов Российской Федерации по уровнюрентабельностипроизводства сельскохозяйственной продукции в 2011 г.ПоказателиСельскохозяйственная продукция всегоВ том числебез учета субсидийс учетом субсидийпродукция растениеводствапродукция животноводствабез учета субсидийс учетом субсидийбез учета субсидийс учетом субсидийЧисло субъектов Федерации, в которых производство продукции:



прибыльно687773755973убыточно13486228Число субъектов Федерации с уровнем рентабельности, %:



до 51253

1345,11014962241510,1151817941228свыше 15244655691026Число субъектов Федерации с уровнем убыточности, %:



до 54

21025,11012124310,11521

11свыше 15172772* Составлено по данным Минсельхоза РФ, РосстатаКак показывают данные таблицы, в 2011 году производство сельскохозяйственной продукции было рентабельным в 66 субъектах Российской Федерации, в том числе продукции растениеводства –в 73, животноводства –в 59. С учетом субсидий, аналогичные показатели составляют соответственно –77, 75, 73.Однако значение показателя уровня рентабельности по субъектам Федерации дифференцировано крайне неравномерно в 46 из них он превышает15% (с учетом средств, выделяемых в форме субсидий).На основе проведенного анализа с целью совершенствования аграрного протекционизма следует обозначить следующие приоритетные задачи:−рационализация аграрной политики на основе оптимального сочетания федерального и регионального уровней, улучшения координации между ними;−стимулирование экономического роста путем создания условий для освоения инноваций (организационных, продуктовых, технологических);−

повышение результативности аграрной политики в целом, оказание реальной помощи сельскохозяйственным производителям, внедрение такихформ,методови инструментов протекционизма, позволяющимагропродовольственной системепротивостоять тем угрозам, которые несет с собой глобализация и использовать ее плюсы;−постепенное уменьшение бюджетных расходов, как на федеральном, так и на уровнях субъектов Российской Федерации, переход к мерам косвенной поддержки через установление равновесной, более высокой цены на сельскохозяйственную продукцию;−ориентация мер аграрного протекционизма на стратегические перспективы развития агропромышленного комплекса и экономики страны в целом.При реализации государственной агропродовольственной политики крайне важно учитывать позиции ВТО, в соответствии с которыми государство должно взять обязательства по сокращению прямого бюджетного финансирования, всех мероприятий, оказывающих искажающее воздействие на торговлю и влияющих на производство, меры называемые «желтой корзиной». Программы и программные мероприятия, направленные на развитие сельских территорий относятся к группе мер так называемой «зеленой корзины», размеры которой не ограничены правилами ВТО. Государственные расходы в рамках «зеленой корзины» могут осуществляться по следующим направлениям:−научные исследования, подготовка и повышение квалификации кадров, информационноконсультационное обслуживание;−ветеринарные и фитосанитарные мероприятия, контроль за безопасностью продуктов питания;−содействие сбыту сельхозпродукции, включая сбор, обработку и распространение рыночной информации;−совершенствование инфраструктуры (строительство дорог, сетей электросвязи, мелиоративных сооружений);−содержание стратегических продовольственных запасов, внутренняя продовольственная помощь;−обеспечение гарантированного дохода сельхозпроизводителям, улучшение землепользования;−поддержка доходов производителей, не связанная с видом и объемом производства;−страхование доходов, урожая и компенсация ущерба от стихийных бедствий;−содействие структурной перестройке сельскохозяйственного производства;−охрана окружающей среды;−программы регионального развития [5].Это особенно актуально в условиях, когда современная социальноэкономическая, экологическая и демографическая ситуация на селе характеризуется комплексом накопившихся проблем, препятствующих его переходу к динамичному устойчивому развитию.Поэтому политике аграрного протекционизма целесообразно придать принципиально новый, социальный вектор, направленный на снижение социальной дифференциации сельского населения, повышение уровня и качества жизни на основе развития социальной инфраструктуры на селе, повышения доходов сельских жителей, диверсификации занятости, реализации мероприятий в области охраны окружающей среды и сохранения природных ресурсов.

Ссылки на источники1.Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации. [Электронный ресурс]. –URL: http://www.mcx.ru[Дата обращения 25.03.2013].2.Экономическая теория: Учебник/ под ред. В.Д. Камаева, Е.И. Лобачевой. –М.: ЮрайтИздат, 2010. –557с.3.БуздаловИ.Н. Аграрный протекционизм как инструмент Буздалов, И.Н. Аграрный протекционизм как инструмент государственного регулирования сельского хозяйства в рыночных условиях // Государственное регулирование сельского хозяйства: концепции, механизмы, эффективность. –М.: «Энциклопедия российских деревень».

2005.–с. 2630.4.Дудник А.В. Формирование и развитие национальной системы аграрного протекционизма. Вопросы методологии // Аграрный вестник Урала. –2010. №111 (77). –С. 9597.5.Петриков, А.В. О проекте концепции устойчивого развития сельских территорий РФ на период до 2020 года / А.В. Петриков // Муниципальная власть. –2010. –№1. –С. 1523.

Gerasimenkova Svetlana Vitaljevna, Senior lecturer of the department of management at Bryansk State University named after academician I.G. Petrovsky, Bryansk

Conceptual provisions of the policy of agricultural protectionism in modern conditions

Abstract.The article focuses on the development of a contemporary concept of agrarian protectionismin Russia, offers conceptual principles for defining the aimsand the tasks of protectionist economic policy and ways of increasing its effectiveness.Keywords:agriculture, agrarian protectionism,profitability of production,state support,