Современные подходы к решению многокритериальных

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Евсеева А. А., Красникова Д. А., Казаков А. А. Современные подходы к решению многокритериальных // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 2801–2805. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53563.htm.
Аннотация. В данной статье рассматривается систематизация получения оптимальных решений в многокритериальных транспортных задачах. Раскрывается смысл применения математических и имитационных моделей при решении транспортных задач в настоящее время.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Евсеева Анна АнатольевнаКандидат экономических наук, доцент кафедры «Организация перевозок и управление на транспорте», Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А., г. Саратов.annaevseeva@mail.ru

Красникова Дарья АндреевнаКандидат экономических наук, доцент кафедры «Организация перевозок и управление на транспорте», Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А., г. Саратов.dasha747@yandex.ru

Казаков Александр Александровичстуденттретьего курса специальности «Организация перевозок и управления на транспорте», Саратовского государственного технического университета имениГагаринаЮ.А., г.Саратовkasa0805@yandex.ru

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К РЕШЕНИЮМНОГОКРИТЕРИАЛЬНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ ЗАДАЧАннотация.В данной статьерассматривается систематизация получения оптимальных решений в многокритериальных транспортных задачах.Раскрывается смысл применения математических и имитационных моделей при решениитранспортных задачв настоящее время.

Ключевые слова.Транспортные задачи, математические модели, оптимальные решения, многокритериальные задачи.В современных нестабильных условиях функционирования производственные предприятия испытывают определенные трудности в управлении производственными процессамии процессами транспортировки, как сырья, так и готовой продукции. Это связано с несколькими причинами, такими как:

искажение информациив процессе еепередач;

сложная организационная структура допускает противоречивые команды;

неопределенностьв направлениидеятельности и отсутствие навыковработы.При транспортировке продукциивозникает много серьезных ошибок. Типичными недостатками являются ошибки при передаче информации (неподходящие маршруты, неуместная скорость,возникновение материального ущерба во время перевозок, невнимание и т.д.).















Рис. 1. Организационная схема производственной компанииВербальная модель представляет собой, как мы знаем, краткое словесное описание проблемы с использованием технических терминовсоответствующей области. Вербальные модели в задачах исследования операций обычно содержат список данных по умолчанию, описание априорных заключенийобискомомрешении, ограничения и решения вопроса о приемлемости критериев качества.Постановка задачи в форме словесноймодели обычнопредставляет собойне один вид деятельности, анесколько раз циклически повторяющийся процесс постепенного совершенствования и доработки. При этом, модель адаптирована в соответствии с данными, известными заранееиновыми, полученнымис учетом замечаний экспертов к предыдущей версии и, наконец, принимая вовниманиевозможности математических методов и вычислительной техники нужно времядля получениярешения.

Каждый цикл как правилосодержит:1. Определение множества решений(с результатом обработки информации или материалов)2. Созданиеограничений(например, условия допустимости решения)3. Формулировку критериев качества(краткое описание оптимального решения)4. Указание, с учётом данных, полученных в пунктах с 1 по 3, информации, необходимойдля определения наиболее рационального решения.В данном контексте в качестве примера можно рассматривать задачу развозагруз по сети магазинов, находящейся на улицах города, используя грузовые автомобили. Решение задачисостоит в поиске оптимального маршрутадоставкигрузов.При формулированииограниченийнеобходимо убедиться, что непропущеноникаких существенных лимитов, и наоборот, чтоне включенынеуместныеили ненужные. В нашем случаеиспользуется ограничение,вытекающее из требованияДиректорЗаместитель по производствуЗаместитель по финансовым вопросамОтдел по строительству и развитиюЭкономический отделЛогистический отделОтдел снабженияОтдел продажСклад сырья1 складпромежуточный склад2 складсклад продуктовчтопоставкагруза должна осуществляться вовсе магазины без повторных заездов. Дополнительнымиограничениямимогут служитьи другие требования(например, часы работы).Критерий качества,асоответственно, егоколичественное выражениеможет быть представлено в виде целевой функциисозданияи оценкиразличных аспектов перехода от субкритериев к интегральномукритерию. В нашем примере рассматриваютсятакиеограничениякак:минимальное времяработытранспортного средства, скоростьдоставкигруза вмагазиныили наименьшийрасход топлива. Очевидно, что в конкретной ситуации, эти критерии могут конфликтовать. Выбор интегральногокритерия, следовательно, не должен быть заранее решен. В каждом конкретном случае интегральныйкритерий может видоизменятьсяв зависимости от требований клиентаи накладываемых ограничений[1].В качестве исходных данных рассмотрим маршруттранспортного средства, общийобъемагрузов, погруженных в кузов, скоростной режим транспортного средства с учетом загруженности дорог в городеи т.д.Математическая модель в данном случае является словесной модельюв математических терминах, с использованием математических символов. Еёсозданиетребует хорошего знания моделируемых процессов и математических средств, которые доступны на данном этапе. Создание математической модели часто бывает сложным, выбор может быть неоднозначным, так как не существует и однозначныхметодов отбора.Рассмотрим используемые на современном этапе математические модели и методы решения задач в области транспорта. Можно выделитьтакие фазы решения как:обработка, настройка и тестирование программы, расчет, его толкование и применение, возможностьреализации с учетом ресурсов, которые доступны (аппаратное и программное обеспечение), а также спецификапроблемы.Из вышесказанного ясно, в решениипоставленной задачинеобходимо пройти несколько этапов,вкоторых задача последовательно разделяется на несколько подзадач. Единственнымспособом являетсясистематический подход, когда происходитразработкаединой методологии для решения задач оптимизации,сформулированныхв транспортных системах. Такая общая методология включает в себя:• описание проблемы и соответствующие методы оптимизации,

• реализациюалгоритмовоптимизации с помощьюкомпьютерных технологий;

• подготовкуисходных данных и выводрезультатов

• работу и управление оператора связис вычислительной системой,

• возможность использования искусственного интеллекта.Результатыиспользуются всистемахподдержки принятия решений, то есть в качестве основы для планирования и управления транспортными процессами. Эти данныемогут быть использованы для решения задачв реальном времени в качестве основы для принятия долгосрочных плановых решений. Определение и создание единой методологиидля решения оптимизационных задач, сформулированных в транспортных системах(а не в движении), позволит повысить производительность транспортных систем за счет ускорения процесса решения поставленных задач. В связи с созданием модели (словеснойили математической) можностолкнуться струдностями на этапе разработкисоответствующих критериев оптимальности. Кроме того, многиепрактическиезадачипредставлены вмногокритериальной форме.Такиетребования к продукции, как легкость, прочностьи дешевизнане могут быть удовлетворены одновременно с высшей степенью качества. Улучшение любых двух из этих свойствбудутухудшать третье.Другим примером могутбыть требования в видебыстрогопроизводства и высокого качества, низкой цены, удобства доступактранспортным услугамконкретного города или региона. Решениемногокритериальных задачвпервые предложилв 1896 году итальянский экономист и социолог В.Парето (1848 1923). Им было введено понятие «оптимальноерешение» это решение, в котором любой параметрможет быть улучшен только за счет деградации другого[2]. Предположим, что возможно решение X, то есть решение, которое удовлетворяет всем условиям работы и оценивается по нескольким количественным показателям или субкритериямK1(X), ..., Kn(X). Исходя из этого, критерии всегда могутбыть определены«лучшим»решением, котороебудет соответствовать максимальному значению каждого критерия.Тогдарешение X'доминируетнадрешением X", когда для всех рассматриваемых субкритериев:K1(X')

≥K1(X"),…,Kn(X')≥Kn(X") (1)

и когда по крайней мере одно из этих неравенств оказывается равнымn, этогоне происходит. Стоит отметить отношениядоминирования,такие как X'� X"; Два решения X' иX'' для которых они не действуютилиX' > X'' илиX''> 'X, назовем взаимным недоминированием. Совокупность всех решений, к которым нет решения, которое будет доминировать, мы называем недоминированныммножеством, и каждый элемент множества недоминированиямы называем Паретооптимальнымрешением.Пример, иллюстрирующий понятия, введенных только в случае двух критериев K1а К2представлен на рисунке 2.Множество пар значений K1(X),К2(Х) для всех допустимых решений Xпоказанокак областьK, включая границы. Часть границы соответствующих паретооптимальным решениям указано жирнойлинией, включая точки А, В и D, опуская точку C. Именно на этих участках не может произойти увеличениеодногоиз критериев без увеличениявторого.

Рис. 2 Паретооптимальный набор двухкритериев

Другой возможный подход к многокритериальной оптимизации можно рассмотретьнаследующем примере.При движениина машине известна(хотя бы приблизительно) зависимость расхода топлива отвыбраннойскорости, S = F (V), л/км. Потреблениев связи ссопротивлениемвоздуха возрастает с увеличением скорости. С другой стороны, необходимо принимать во внимание стоимость потерянного времени участников перевозки.Еслиизвестна общая стоимостьпроезда пассажиров, которая рассчитывается по среднечасовой платеС1руб/ч и если C2это цена за 1 литр топлива, и если транспортное расстояние dкм, то расходы на транспортировкуЗ(V), которые зависят от средней скорости, могут быть выражены в виде: З(v) = C1+ C2f(v)d. (2)В результате минимизации функции получаем,что оптимальная средняя скорость движения, формально не зависит от расстояния d. В действительности, сама функция F (V) зависитот выбранного конкретного маршрута.

Следует обратитьвнимание, что в дополнение к вербальной и математической модели также могут быть использованы другие типы моделей. Например, физические модели могут представлять масштабные модели автомобилей, имитационные модели могут имитировать транспортные потоки в виде случайных процессов, сгенерированных компьютером. В целомихможно использовать везде, где подсистемы исследованных транспортныхсистем обладают хаотическим поведением. Возможность и степень использования всех видов моделейоснована нахарактереи спецификетранспортной системы, которая подлежит исследованию. В последнее время особоевнимание уделяетсяприменению математических и имитационных моделейна транспорте,и несколькоменьшее вниманиеспециальным математическим методам. Эта тенденция является неизбежным следствием бурного развития компьютерных технологий,когда ихскорость и пропускная способность позволяет в режиме реального времени точно решать очень объемные задачитакими универсальными методами как целочисленное и линейноематематическоепрограммирование. В результате этой тенденции несколько снижается интереск специальным методампоиска, которые ранее были необходимы для решениязадачподобных масштабовпри использованиименее мощных компьютеров.

Ссылки на источники1)ЛукинскийВ.С. //Модели и методы теории логистики, 2009. ‬288 с.2)Подиновский В.В., Ногин В.Д. Паретооптимальные решения многокритериальных задач, 1982. 256 c.

EvseevaAnnaA.PhD,AssociateProfessorof"OrganizationofTransportationandTransportManagement", SaratovStateTechnical University named afterYuriGagarin, Saratovannaevseeva@mail.ru

Krasnikova Darya A.PhD,Associate Professor of "Organization of Transportation and Transport Management", Saratov StateTechnical University named afterYuriGagarin, Saratovdasha747@yandex.ruKazakov Alexander A.Thirdyear studentmajoring"Organization of Transportation and Transport Management", Saratov StateTechnical University named afterYuriGagarin, Saratovkasa0805@yandex.ru

Abstract.This article examines the systematization optimal solutions in multiobjective transportation problems. Reason of usingmathematical and simulation models in solving transport problems.

Keywords.

Transportation problems, mathematical models, optimal solutions, multicriteria problems.