Стратегический аспект развития придорожного сервиса в России

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Евсеева А. А., Бунтина Д. К. Стратегический аспект развития придорожного сервиса в России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 2816–2820. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53567.htm.
Аннотация. Статья посвящена развитию придорожного сервиса в России, который регламентируется небольшим количеством законов, из этого следует, что вносимые поправки в статьи этих законов невелики. В этой связи особое внимание неизменно привлекает стратегическая и правовая проблематика, подразумевающая решение вопросов совершенствования правовой сферы, реформирования системы правового регулирования транспортных операций, в том числе вспомогательных.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Евсеева Анна АнатольевнаКандидат экономически наук, доцент кафедры «Организация перевозок и управления на транспорте», Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А., г. СаратовAnnaevseeva@mail.ru

Бунтина Дарья КонстантиновнаСтудентка пятого курса специальности «Организация перевозок и управления на транспорте», Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А., г. Саратов cherry_ld@list.ru

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ ПРИДОРОЖНОГО СЕРВИСА В РОССИИ

Аннотация.Статья посвящена развитию придорожного сервиса в России, который регламентируется небольшим количеством законов, из этого следует, что вносимые поправки в статьи этих законов невелики. В этой связи особое внимание неизменно привлекает стратегическая и правовая проблематика, подразумевающая решение вопросов совершенствования правовой сферы, реформирования системы правового регулирования транспортных операций, в том числе вспомогательных.Ключевые слова: стратегия,аспект придорожного сервиса, развитие придорожного сервиса, объекты придорожного сервиса.

Актуальность указанной проблемы обусловлена необходимостью поиска оптимальных моделей построения системы транспортной деятельности как таковой. В этой связи особое внимание неизменно привлекает стратегическая и правовая проблематика, подразумевающая решение вопросов совершенствования правовой сферы, реформирования системы правового регулирования транспортных операций, в том числе вспомогательных.Процесс развития объектов придорожного сервиса, обретший энергичное формирование в начале нынешнего десятилетия, в последнеевремя значительно сократил набранные темпы. Теже объектыпридорожной инфраструктуры, которые функционируют,к сожалению, не отвечают международным требованиям ни покритериюколичества, ни по критерию качестваработы.Придорожный сервис –это комплекс организаций, территориально расположенных вблизи шоссе, автотрасс, дорог регионального и федерального назначения, деятельность которых направлена на предоставление услуг участкам движения,водителям дальнего следования, туристическим группам, могут включать всвой состававтозаправочные станции,станции технического обслуживания, магазины, кафе и минибары.Важность данной проблемы обусловлена и географическим положением России, а именно протяжённостью дорожной сети. Анализ данной тематики показал высокую степень неравномерности в распределенииобъектов придорожного сервиса по территории России: на разных участкахавтомобильных трасс, заправки, отели и кемпинги могут встречаться регулярно и довольно часто, а на других участках транспортной сети расстояния между этими объектами равны 300500 километров, с учетом того, что наблюдается постоянный рост количества автотранспорта, что иллюстрирует график 1. Придорожный сервис в России сейчас находится на стадии становления. И поскольку это так, необходимоуделить внимание двумсуществующим эффективным системам придорожного сервиса европейской и североамериканской. На данный момент это две наиболее перспективные системы. Например, в Германииимеется более 3800специализированных стоянок для фур, что не идет ни в какое сравнение сРоссией. Причем общая протяженность автомобильных дорог в Германии составляет примерно 260 тысяч километров, при этом средняя плотность составляет около 700 километров на каждую тысячу квадратныхкилометров территории страны. Данные показатели превосходят российские более чем в 20 раз. Важным показателем является финансирование строительствои содержаниеавтомобильных дорог в Германии, который имеет строгую зависимость от их классификации.

Все имеющиеся на территории Германии автобаны, «скоростные автотрассы» обслуживаются за счет средств федеральногобюджета,а дороги регионального или местного значения, обслуживаютсяза счет бюджетов самих федеральных земель или местных коммун. Основной

источник поступлений средств является так автомобильный налог, ставки которого устанавливает федеральный закон, и все собранные средства поступают в региональные бюджеты, по месту,где зарегистрированавтомобиль. Всего

на федеральных автодорогах открыто около 3,5 тысяч пунктов общепита, чуть больше 500 кемпингов и мотелей, почти четыре тысячи автозаправок. В Польше, например, объекты придорожного сервиса расположеныдостаточно близко друг от друга,что устанавливается польскиминормативами. Так по данным нормативам , пункты питания и автозаправочные станции должны размещаться на расстоянии 40 километровдруг от друга при высокой интенсивности движения, которая составляет более 15 тыс. автомобилей в сутки, и через 80 километров

при низкойинтенсивности движения, которая составляет более от шести до двенадцати тысяч автомобилей в сутки.



График 1 –Анализ количества автотранспорта в Российской Федерации за период с 1970 года по 2015 год.

Учитывая, что целью придорожного сервиса является –максимально обеспечить транспортное средство, как с социальной точки зрения, так и с пожарной, экономической и экологической безопасности, т.е. удовлетворить потребности клиента, который использует это транспортное средство и обеспечить высококачественную работу самого транспортное средство на протяжении всего пути следования, необходимо применить математическую модель и разработать методику оценки эффективности расположения объектов придорожного сервиса с целью обеспечение продовольственной, пожарной, экономической и экологической безопасности участников дорожного движения, учитывающий не только качественный фактор, но и нормативноправовой вопрос.

Для достиженияосновных целей придорожного сервиса необходимореализация следующих задач:•Обеспечение продовольственной, пожарной, экономической и экологической безопасностью объектов придорожного сервиса;•Создание комфортных условий для участников дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования, повышение безопасности движения и эффективность работы автотранспортного комплекса в России•Ликвидация стихийных объектов придорожного сервисаи возведение современных придорожных комплексов высокого уровня обслуживания•Расширение спектра предоставляемых услуг на существующих объектах придорожного сервиса;•Информирование участников дорожного движения обимеющихсяобъектах придорожного сервисаи предоставляемых ими услугах•Создание новых рабочих мести обеспечение объектов придорожного сервисаквалифицированными кадрами•Прокладка подъездных путей и подведение коммуникации к придорожным комплексам.Анализ имеющейся ситуации показал, что объекты придорожного сервиса на территории России характеризуются следующими факторами:•Медленное внедрение современных технологий сервиса;•Отсутствие необходимого инженерного обеспечения объектов придорожного сервиса;•Низкий уровень благоустройства, озеленения, чистоты и защиты природы;•Наличие нарушений санитарных и экологических требований (не решенывопросы санитарного режима торговли, водоснабжения, канализации, очистных сооружений хозяйственнобытовых и ливневых стоков);•Несоответствие современным градостроительным и архитектурным требованиям;•Несоответствие нормативным требованиям организации и безопасности дорожного движения.Особенностями некачественного придорожного сервиса в России является в первую очередь тем, что услуги в основном представляются частными лицами, операторами автозаправочных станций или небольшими компаниями, а общих требований для них нет в России. Между тем сами здания существующих придорожных заведений не только плохо обустроены и имеют низкую степеньпривлекательности по внешнему виду, но и обслуживающий персоналимеет низкую степень квалификации.

Придорожный сервис в РФ регулируется Федеральным законом 257ФЗ. «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации», а также Градостроительным кодексом РФ от 29 декабря 2004 г. № 190ФЗ. Подробно он описан в статье № 22 «Обеспечение автомобильных дорог объектами дорожного сервиса». Данный Федеральный закон позволяет регулировать отношения, которые возникают по поводу использования автомобильных дорог, в том числе и на платной основе, а также он осуществляет дорожную деятельность в РФ. Его действие распространяется на все дороги в Российской Федерации.Важную роль играет статья 22 данного Федерального закона, которая включает в себя 12 пунктов. В данных пунктах описаны правила обеспечения автомобильных дорог объектами придорожного сервиса. Так их них следует, что размещение объектов придорожного сервиса в границах полосы отвода дороги должно осуществляться строго в соответствии с документацией по планировке территории и техническим требованиям. Сами объекты дорожного сервиса не должны ухудшать видимость на дороге и нарушать другие правила по безопасности дорожного движения. Если производятся такие действия как строительство, реконструкция, капитальныйремонт объектов дорожного сервиса, расположенных в границах полосы отвода автомобильной дороги федерального, регионального или межмуниципального, либо местного значения, разрешение на строительство должно выдатьсяв

установленном

ГрадостроительнымкодексомРоссийской Федерациипорядке. Если же происходит процессы строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов дорожного сервиса, размещаемых в границах полосы отвода частной автомобильной дороги, то разрешение на строительство выдается в порядке, установленномГрадостроительном кодексе

Российской Федерации, органом местного самоуправления поселения или городского округа, на территориях которых планируется осуществитьданные действия. С цельюобеспечения доступа к придорожным объектам с автомобильной дорогипредъявляются требования по оборудованиюподъездов, съездов, истоянок для транспортных средств. За присоединение придорожного объекта к автомобильной дороге взимается плата на основании договора, который заключается с владельцем дорог. После заключения такого договора, владелец автомобильной дороги обязуется информировать лицо, с которым заключается договор, о какой либо реконструкции или ремонте автомобильной дороги. Плата за данное присоединение устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Строительство, реконструкция, ремонт, содержание подъездов, съездов и примыканий к дороге осуществляется владельцем данного придорожного объекта или за его счёт. Реконструкция, капитальный ремонт и ремонт примыканий объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам возможно только при наличии согласия в письменной форме владельцев автомобильных дорог на выполнение данных видов работ.

Придорожный сервис России очень слабо развит, это видно по количеству законов, которыми он регулируется. Для последующего развития данного сервиса следует издавать большее количество законов, которые будут углублены в данную сферу развития придорожного сервиса. К примеру, в республике Беларусь издан свод законов регламентирующих сферу придорожного сервиса. К сожалению, заметныхулучшений придорожного сервиса в России пока не наблюдается. Уровень обслуживания вовсе не соответствует международным нормам, и инфраструктура в сфере придорожного сервиса развивается очень медленно. Нередко для снижения затрат из проектов придорожных кафе, мотелей, автозаправочных станцийисключаются статьи расходов, связанные с организацией и обеспечением безопасности движения. Например, не строятся стоянки, подъезды к кафе и заправкам и так далее.Таким образом, проведя анализ размещения объектов придорожного сервиса с точки зрения качества, оказываемых услуг, нормативноправовой базы, экономического аспекта деятельности можно сделать вывод о том, что с точки зрения стратегического развития в самое ближайшее время необходимо привлечение дополнительных инвестиций для создания объектов инфраструктуры обслуживания на дорогах Российской Федерации. Строительство и модернизация уже имеющихся объектов придорожного сервиса должно в себя включать определенную градацию по объектам по трем основным направлениям.Для объектов первого уровня, таких как специализированные стоянки для фур и большегрузного автотранспорта, места для отдыха и парковки легковых транспортных средств и благоустроенной территории, необходимо обратить внимание, прежде всего, на качествоасфальтного покрытия, создание пешеходных дорожек, строительство беседок, со столами и скамьями, строительство санитарных комнат. Для объектов второго уровня, таких как объекты общественного питания, которые должны быть оснащены качественными продуктами питания и соответствующими комфортабельными зданиями. И, наконец, для объектов третьего уровня, таких как строительство качественных и современных автозаправочных комплексов, необходимо предъявлять повышенные требования не только к качеству бензина,но и требованиям пожарной и экологической безопасности. Для перечисленных объектов предлагается дополнительное строительство гостиниц, туристических бюро, станций технического обслуживания, охраняемых автостоянок, и других объектов.Для выполнения этогоплана мероприятий и для реализации всех поставленных задач предлагается создание инвестиционных проектов с иностраннымипартнерами, которые помогут привлечь и денежные средства российского бизнеса.Учитывая тот факт, что объектыпридорожного сервисаэто специфический вид деятельности, который затрагивает практически все аспекты деятельности предпринимательства необходимо для инвесторов создаватьблагоприятные условия с точки зрения возможности использования существующих зон отдыха, подъездные пути и парковку поблизости от запланированных пунктов обслуживания. Расположение объектов придорожного сервиса зачастую находятся на землях, прилегающих к площади и выделенных местными исполнительными комитетами на правах долгосрочной аренды.Как на местном уровне самоуправления, так и на федеральном предлагается создание базы определенных земельных участков для размещения объектов придорожного сервиса.

Необходимо при строительствеи реконструкцииобъектов придорожного сервиса и инженерной инфраструктурыуделять достаточное внимание экологическому аспекту, что бы при реализации данной задачи потерисельскохозяйственного и лесного хозяйства.Коммерческимбанкам, имеющим право принимать участие при реализации различных государственныхпрограмм, предлагается предоставлять кредиты организациям и индивидуальным предпринимателям для строительства и реконструкции объектов придорожного сервиса и инженерной инфраструктурыпо сниженным ставкам, например на срок до пяти лет по ставкам

в размере 2/3 от ставки рефинансирования Национального банка, а по кредитам в иностранной валюте на уровне 7процентов годовых.Важным мероприятием по стратегическому развитию объектов придорожного сервиса является предложение об освобождении от обложения налогана недвижимое имуществов течениетрехлет с даты ввода их в эксплуатацию, что будет являться дополнительной экономической мерой для привлечения капитала и индивидуальных предпринимателей в эту сферу бизнеса. Так же в области налогового законодательствапредлагается освобождение от уплаты налога на прибыль, полученной от реализации товаров (работ, услуг) на объектах придорожного сервиса в течение пяти–шести лет с даты ввода в эксплуатацию этих объектов. Таким образом, стратегический аспект к организации придорожного сервиса в России должен включать в себя:Расширение числа объектов придорожного сервиса, строительство кемпингов, станций технического обслуживания, площадок для отдыха, стоянок на основе логистического подхода; Повышение качества предоставляемых услуг, включающего в себя обеспечение безопасности услуг, повышение уровня обслуживания потребителей, а также контроль качества услуг;Проекты и разработки, направленные на улучшение качества дорог;Инвестирование свободных средств предпринимателей в развитие дорожной инфраструктуры в России;Нормативное правовое регулирование объектов придорожного сервиса. При формировании придорожных комплексов необходимо, с одной стороны, обеспечить наиболее полное удовлетворение потребностей пользователей, с другой стороны рационально использовать территорию и ресурсы, обеспечить максимальную прибыль и капитализацию. Одним из вариантов развития придорожного сервиса в России могла бы являться сплочённость участников данного рода деятельности. Объединение мелких и средних объектов в крупные сети, создание ассоциаций владельцев придорожного сервиса, основание компаний специализирующихся на данных услугах. Такая ассоциация стала бы весомой силой в разрешении спорных вопросов и смогла бы вести диалог с властями различного уровня, внося или предлагая необходимые для развития поправки в законодательство. Объединение малого бизнеса стало бы огромным шагом на пути к продуктивному развитию придорожного сервиса.



Cноски1.В. Н. Гречуха, Унификация транспортного законодательства : Сборник научных трудов (межвузовский): Актуальные проблемы социальногуманитарных наук. 2000.2. ПРОГРАММА "Развитие объектов придорожного сервиса на автомобильных дорогах общего пользования Волгоградской области» на 20112013 годы.

Ссылки на источники1.В. Н. Гречуха, Унификация транспортного законодательства: Сборник научных трудов (межвузовский): Актуальные проблемы социальногуманитарных наук. 2000.2. ПРОГРАММА "Развитие объектов придорожного сервиса на автомобильных дорогах общего пользования Волгоградской области» на 20112013 годы.

Evseeva Anna A.PhD,Associate Professor of "Organization of Transportation and Transport Management", Saratov StateTechnical University named afterYuriGagarin, SaratovAnnaevseeva@mail.ru

Buntina Daria K.Fifthyear studentmajoring"Organization of Transportation and Transport Management", Saratov StateTechnical University named afterYuriGagarin, Saratovcherry_ld@list.ru

Abstract.The article is devoted to the development of roadside service in Russia, which is governed by a small number of laws, from this it follows that the introduced amendments to the articles of these laws are small. In this regard, special attention has alwaysattracted strategic and legal issues, implying issues of improving the legal sector, reforming the legal regulation of transport operations, including support.Keywords:strategy, aspect of the roadside service, development of roadside service, roadside service facilities.