Управленческая команда как фактор эффективного управления образовательным учреждением

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Митин А. Э., Петрова Н. Б. Управленческая команда как фактор эффективного управления образовательным учреждением // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 3031–3035. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53612.htm.
Аннотация. Статья посвящена повышению эффективности управления образовательным учреждением за счет перехода на командно-коллегиальную модель управления. Данная модель предполагает создание управленческих команд для решения определенных педагогических целей, объединенных в организационную структуру на принципах демократии, лидерства, целевом согласовании и обеспечении педагогического единства. В статье раскрываются основные подходы и условия формирования команды
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Митин Александр Энгельсович, Студент ВПО «Череповецкий государственный университет», специальность 050100.68 «Педагогическое образование (Магистр)», г. Череповец.alena.ce@yandex.ru

Петрова Наталия Борисовна, кандидат педагогических наук,доцент кафедры дошкольного образования ФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет», г. Череповец.crr53petrova@mail.ru

Управленческая команда как фактор эффективного управления образовательным учреждением

Аннотация: Статья посвящена повышению эффективности управления образовательным учреждением за счет перехода на командноколлегиальную модель управления. Данная модель предполагает создание управленческих команд для решения определенных педагогических целей, объединенных в организационную структуру на принципах демократии, лидерства, целевом согласовании и обеспечении педагогического единства.В статье раскрываются основные подходы и условия формирования команды.Ключевыеслова: качество образования, командноколлегиальный подход, команда, педагогическая команда, управленческая команда.

Происходящие в нашей стране социальноэкономические изменения требуют модернизации системы образования, охватывая все ее сферы деятельности, в том числе и управление. Бурно развивающемуся обществу необходимы образованные люди, которые способны самостоятельно принимать ответственные решения, прогнозируя возможные последствия этих решений, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны. Перед современным образованием ставится задача повышения его качества для успешной адаптации выпускника на последующей ступени образования и его социализации в обществе. Повышение качества образования рассматривается сегодня как «управление качеством образования», охватывающее такие виды деятельности как разработка качественных программ, повышение качества образовательного процесса, его инновационной составляющей, совершенствование качества управления организацией. Повышение качества управления актуально на всех уровнях образования и, в частности, в отдельно взятом образовательном учреждении, школе.Актуальность исследования обусловливается необходимостью создания эффективной профессиональной управленческой команды образовательного учреждения, отвечающей социальнопедагогическим требованиям к его развитию. Достижение требований, предъявляемых к инновационному развитию образовательного учреждения невозможно в условиях традиционного управления, ориентированногона линейнофункциональный подход и локализацией функций каждого члена школьной администрациииярко завышенным авторитарным приоритетом руководителя. Изменение механизма управления образовательнымучреждением от линейнофункционального подхода к командноколлегиальному управлению обеспечит эффективное управление качеством образования.Анализ педагогической, управленческой,социальнопсихологической литературы показал, что вопросы повышения качества образования через создание эффективных моделей управления имеют необходимоетеоретическоеобоснование. Многие выдающиеся авторы работают над вопросами образования малых групп, создание управленческой команды в системе образования(В.Е.Агеев, Р.Акофф, В.П. Васильев, Л.М. Вершинина, Р.Л.Кричевский, Т.А.Лисицкая, A.И.Пригожин, Г.Саймон, Е.С.Филатова). Б.Г.Ананьев, А.Г.Асмолов, А.А.Бодалев, Л.С.Выготский, И.А.Зимняя, В.П.Зинченко, Е.А.Климов, Ю.Н.Кулюткин, Б.Ф.Ломов, B.Л.Мясищев, А.В.Петровский, Г.С.Сухобская и др. рассматриваютпсихологические аспекты формирования педагогических команд и теории управления этими командами. Опыт управления инновационными образовательными учреждениями и создание модели управления образовательным учреждением исследуется в работах В.Н.Иванова, О.Е.Лебедева, А.М.Моисеева, Е.Ф.Филипповой, Т.И.Шамовой, Е.А.Ямбурга и других.Общие вопросы по теории управления образовательными системами И.С.Батракова, Ю.А.Конаржевский, В.Ю.Кричевский, В.С.Лазарев, О.Е.Лебедев, В.Н.Максимова, Л.М.Моисеев, А.А.Орлов, М.М.Поташник, В.П.Симонов, П.И.Третьяков, К.М.Ушаков, Т.И.Шамова и др.Анализируя литературу мы пришли к выводу, что управленческая команда образовательных учреждений нуждается в, как теоретическом обосновании, так и экспериментальном изучении. Командноколлегиальное управление характеризуетсядемократичностью, корпоративностьюи инновационнымхарактером и может выступать фактором повышения качества образования при условии создания в образовательном учреждении управленческих команд, объединенных в одну иерархическую структуру и решающих задачи проектирования и развития образовательного учреждения коллегиально и согласованно. [2]Модель коллегиальнокомандного управления представляет собой организационную структуру управления образовательным учреждением, отражающую цели, принципы, функции управления, организационнопедагогические условия. Данная структура представляет собой иерархию команд –небольших групп педагогов, объединенных с целью решения той или иной педагогической проблемы. Управление этими командами основано на выдвижении лидеров в каждой из команд, а также целевом согласовании и обеспечении педагогического единства.В последнее время все чаще в научной (педагогической психологической, социологической и др.) литературе стал появляться термин «Команда», который «прижился» в бизнесе и уверенно входит в образовательную систему. Четкое понятие этого термина в настоящее время еще не определено в силу того, что оно введено в лексикон совсем недавно. Команда это небольшое количество человек, имеющих общие цели, ценности и подходы к исполнению совместной деятельности; принимающих на себя ответственность за конечный результат, способных изменить функциональноролевую соотнесенность; имеющих взаимно определяющую принадлежность свою и партнеров к данной группе.[1] Под словосочетанием педагогическая команда подразумевается группу педагогов, организованных для совместной деятельности ради осуществления общей цели и разделяющих ответственность за полученные результаты. [3] Управленческая команда –это группа специалистовединомышленников, принадлежащих к различным областям организационной деятельности и работающих совместно над решением различных проблем. [4] Суть такой команды состоит в общем обязательстве для всех ее участников. Такое обязательство требует присутствия такого назначения, в которое будут верить всеучастники команды ее миссия. Миссия команды обязана включать элемент, который связан с первенством, выигрыванием, продвижением вперед. Мы рассматриваем управленческую команду как организованную, эффективно развивающуюся группу специалистовединомышленников, которая: понимает необходимость командного управления на условиях продуктивного взаимодействия и взаимозависимости всех участников команды при организации образовательного процесса; имеет твердую установку на плодотворное сотрудничество и эффективную совместную творческую деятельность; способна учитывать идеи и опыт каждого участника команды для принятия разумного, целесообразного решения, направленного на достижение обозначенной цели; способна создать оптимальные условия для достижения высоких результатов в профессиональной деятельности, развивая единство команды, инициативность, целеустремленность на основе гибкости поведения участников команды, самоуправления и разделения функций самореализации личности. Процесс создания и воспитания команды управления предусматривает четыре этапа, которые объединены с разрешением социальнопсихологических трудностей: начинающая команда, команда переходного периода, опытная команда, зрелая команда. Создание успешной управленческой команды является сложным, комплексным процессом, который осложняется целым пластом социальнопсихологических проблем, зависящих от определенных факторов: степени совместимости и спаянности участников управленческой команды, степени взаимозависимости участников команды, их функционального многообразия, масштаба трансформации идр. Необходимыми факторами формирования плодотворной управленческой команды являются: целостность целей и ценностных приоритетов членов управленческой команды; ясное виденье стратегических линий трансформации образовательного учреждения; гуманистические и демократические ценности как во взаимопонимании участников команды, так в характере осмысления ими сути образовательных процессов; коллективный поиск наилучшего пути и технологии решений целеустремленного развития образовательного учреждения в соответствии с приоритетными ценностными ориентациями. При формировании управленческой команды выделяют несколько уровней: индивидуальное консультирование, заключающееся в управлении серьезными проблемами организации; формирование непосредственно команды, понимается как активное включение команды в планирование организационных трансформаций; построение взаимоотношений между командами, существующими в учреждении. При формировании управленческой команды выделяют несколько основных подходов: целеполагающий подход, позволяющий участникам команды наилучшим способом ориентироваться в процессах выбора и воплощения групповых целей; межличностный подход ориентирован на улучшение межличностных отношений в команде, основываетсяна том, что эффективность существования команды увеличивается при улучшении отношений между членами команды; ролевой подход заключается в проведении переговоров и дискуссий между участниками команды относительно их частично перекрывающихся ролей; проблемноориентированный подход предполагаеторганизацию спланированных встреч с командой людей, которые имеют общие цели и организационные отношения по фасилитации процесса. Результативность деятельности управленческой команды измеряется в первую очередь сформированностьюу ее членов определенных профессиональных умений и навыков, а так же личностных качеств. Выделяется ряд сфер профессиональной компетентности,[5] составляющих ядро квалификации участников управленческой команды: 1.Стратегическое видение. 2.Управление человеческими ресурсами. 3.Развитие и оценка программ. 4.Планирование и управление ресурсами. 5.Представление интересов организации и взаимодействие. На результативность совместной деятельности членов управленческой команды влияют следующие факторы: [6] 1.Необходимость постоянно поддерживать уровень профессионализма членов управленческой команды. 2.Рациональное распределение ролей, функциональное содержание которых регламентируется рядом документов: трудовой договор, должностная инструкция, рабочая инструкция, профессиограмма, описание рабочего места. 3.Координацию и объединение усилий каждого члена команды и предоставление им побудительных мотивов, стимулирующих объединение и координацию и способствующих объединению взглядов и целей всех участников команды. 4.Принятие решений. 5.Обмен информацией –полное и четкое взаимопонимание между членами команды достигается при наличии единой возможно системы кодификации и декодификации. 6.Управление конфликтами –выделяется ряд условий, направленных на увеличение продуктивности конфликта: открытость общения, ограничение конфликта деловыми рамками, объективное и адекватное восприятия конфликта. Условиями успешного развития в образовательном учреждении управленческой команды являются: 1.повышение индивидуальных управленческих умений и знаний; 2.взаимное доверие участников команды друг другу, общие ценностные ориентиры; 3.благоприятная атмосфера сотрудничества и открытая информированность друг друга; 4.обусловливающая роль руководителя, его уважение к членам команды, максимально эффективное распределение обязанностей, создание устойчивых коммуникаций, четкие координационные связи; 5.установление и принятие признанных всеми участниками команды нравственных и деловых правил поведения. Процесс повышения результативности деятельности управленческой команды объединяет в себе следующие стадии: [7] 1.Формирование благоприятного социальнопсихологического климата. 2.Исключение феномена группового мышления. 3.Повышение личной эффективности деятельности участников команды. 4.Оптимальное влияние руководителя на деятельность команды. 5.Рост работоспособности участников команды. Управленческая команда является уникальным ресурсом, который необходим для динамичной жизни и успешного развития образовательного учреждения в условиях возрастающей конкуренции. В связи с этим одна из приоритетных функций управления определяется как формирование команды и повышение ее эффективности. Исследование позволяет наметить и некоторые направления дальнейшего изучения деятельностиуправленческой команды в любом образовательном учреждении: влияние управленческой команды на организационное развитие школы; анализ профессионального развития руководителей как членов управленческой команды; выявление уровней работоспособности команды и их воздействие на эффективность деятельности учреждения и др. Исследование управленческой команды представляется перспективным и в контексте совершенствования системы власти, и в упорядочивании структуры организации, и с позиции коррекции проблем управленияперсоналом.

Ссылки на источники: 1.Базаров Т.Ю. Управление персоналом развивающейся организации. М., 2006. 2.Васильев В.П.Командноколлегиальное управление школой как фактор качества образования : Дис. ... канд. пед. наук :13.00.01 : Великий Новгород, 2004 149 c. РГБ ОД, 61:0513/9013.Григорьева Н.Н. Управление работой проектных команд: Учебнометодические материалы. М., 2007. –232 с. 4.Жуковский И.В. Особенности создания педагогической команды "Образование в современной школе", 2005, №3 5.Инновационный менеджмент в управлении школой: Учебное пособие / 6.Светенко Т. В., Галковская Г. В.. –М.: АПКиППРО, 2009. –92 с. 7.Технологии командообразования: Учеб. пособие для студентов вузов / Ю. М. Жуков, А.В. Журавлев, Е.Н. Павлова. –М.: Аспект Пресс, 2008.320 с. Mitin Aleksandr,Master student Cherepovets State University (CSU), a specialty 050100.68 Teacher Education, Cherepovets.alena.ce@yandex.ruPetrova Natalia,Ph.D., assistant professor of early childhood education Cherepovets State University (CSU), Cherepovetscrr53petrova@mail.ruManagement team as factor of effective management of educational institution Summary: Article is devoted to increase of management efficiency by educational institution at the expense of transition to command and joint model of management. This model assumes creation of management teams for the solution of the definite pedagogical purposes united in organizational structure on the principles of democracy, leadership, target coordination and ensuring pedagogical unity. In article the main approaches and conditions of formation of team reveal.Keywords: quality of education, command and joint approach, team, pedagogical team, management team.