Роль воспитания детей в современной семье
Выпуск:
ART 53613
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Монахова
Л.
А. Роль воспитания детей в современной семье // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2013. – Т. 3. – С.
3036–3040. – URL:
http://e-koncept.ru/2013/53613.htm.
Аннотация. Эта статья о роли воспитания в настоящее время в семье. Статья будет интересна как педагогам, так и родителям.
Ключевые слова:
проблема воспитания, основные направления в воспитании
Текст статьи
Учитель начальных классов МАОУ СОШ №7 Монахова Лариса АнатольевнаМонахова Лариса Анатольевнаучитель начальных классов, МАОУ СОШ№7, г.Стрежевой, Томская обл.1305larisa@mail.ru«Роль воспитания детей в современной семье»аннотация: эта статья о роли воспитания в настоящее времяв семье. Статья будет интересна как педагогам, так и родителям.ключевые слова: проблема воспитания, основные направления в воспитании
Учитель начальных классов МАОУ СОШ №7 Монахова Лариса Анатольевна
«Главный смысл и цель семейной жизни воспитание детей. Главная школа воспитания детей это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери».В.А. Сухомлинский На сегодняшний день остро встаёт вопрос о роли и функциях семьи в воспитании младших школьников. Проблемы, особенности воспитания детей данного возраста приобретают особую важность и обращают на себя внимание. Трудности в обучении, причины неудачи в воспитании заставляют нас задуматься о том, что определяющая роль в воспитании ребёнка отводится не только школе (учителям, психологам, социальным педагогам), но и, конечно, принадлежит семье, которая становится координатором и регулятором в воспитании. Поэтому немаловажную роль играет семья в процессе воспитания. Она закладывает основной фундамент.Ученые Я.А. Коменский, А.С. Макаренко, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо, К.Д. Ушинский, определяют семью как университет человеческих отношений, обеспечивающий всестороннее и гармоничное развитие личности, сохранение и укрепление физического, нравственного и психического здоровья ребенка.
Источником благополучия ребенка всемье, условием правильного воспитания, счастливого детства является любовь к нему родителей. Такая любовь создает чувство защищенности, душевного комфорта. При этом человек активнее постигает мир, легко овладевает знаниями. У него свободнее раскрывается дарования, он увереннее определяет свою дорогу в жизни, выбирает друзей. Школа, в которой мы работаем, расположена в городском округе Стрежевой Томской области, в северном районе Западной Сибири в зоне северной тайги и болот. Стрежевой является домом нефтяников, работающих на территории Томской и Тюменской областей. Поэтому 50% детей наших классов воспитываются в семьях, где один или оба родителя работают вахтовым методом, отсутствуя 1015 дней каждого месяца. Средний возраст родителей учеников 27 лет. В основном молодые родители озабочены построением своей карьеры, зарабатыванием средств для улучшения материального состояния семьи. Часто времени на воспитание своих детей у них недостаточно, забота о ребенке сводится к удовлетворению его потребностей. Большинство учеников класса первенцы в семье. Таким образом, опыт воспитания детей у родителей невелик. Кроме этого 30% детей воспитываются в неполных семьях, есть опекаемые дети. Перечисленное выше стало причиной низкого интереса родителей к воспитанию ребенка, особенно к его образовательному процессу. Таким образом, проблема воспитания и социализация детей в семье для педагогов нашей школы является актуальной.Этой проблеме посвященозначительное число публикаций [1,47,11]. Ключевая цель педагогической деятельности: определение основных направлений активного и полезного взаимодействия классного руководителя и семьи по вопросам воспитания учащихся.Цель достигается за счет постановки и решения следующих задач:1.Выявить диагностический инструментарий, позволяющий выявить проблемы воспитания и социализации ребенка в семье.2.Определить основные направления деятельности, способствующие выстраиванию активного взаимодействия классного руководителя и семьи ребенка.Целью диагностической работы с семьей, где воспитывается ученик, является определение психологического климата, типа семейного воспитания, установок родителей по отношению к детям и собственной семье.Для диагностического исследования мы применяем следующие технологии: анкетирование, наблюдение. Для более глубокого изучения проблем в семье обращаемся за помощью к психологу школы.
Учитель начальных классов МАОУ СОШ №7 Монахова Лариса АнатольевнаОсновные направления деятельности, способствующие выстраиванию активного взаимодействия классного руководителя и семьи ребенка,представлены в следующей схеме:
1.Использование активных форм просветительской деятельности, по вопросам воспитания и социализации детейпроводятся родительские собрания, круглые столы. Приглашаем медицинского работника школы и психолога школына родительские собрания.2.Привлечение родителей к активному участию в жизни школы и класса:праздники День именинника, День Матери, 23 февраля, 8 марта,экскурсии, походы.
3.Демонстрация достижений родителей в воспитании детей, положительного опыта семейного воспитания: создание проекта «Моя родословная», праздник «День семьи», экскурсии на предприятия родителей.
Анкетирование позволило нам получить массовую информацию. Получив ответы на вопросы отродителей и их детей, имея психологопедагогическую характеристику каждого ребенка, мы сделали определенные выводы о воспитании детей в семье. Результаты показали, что 35% родителейне знают своих детей, переоценивают их способности, что приводит к ошибкам в воспитании. 45% испытывают сложности, как правильно воспитывать младшего школьника.Данные семьи не могут определиться с тем, что важно для их ребёнка. По типу семейного воспитания семьи подразделяются так: либеральныесемьи
не требуют особого приклада сил на то, чтобы воспитывать своего ребёнка. Ребёнок в этой семье предоставлен самому себе. В итоге
ничего хорошего из него не получится. Авторитарныесемьи
не связывают акцент на «правильное» воспитание, грамотное наблюдение за развитием ребёнка, на полную отдачу себя в буквальном смысле слова. Такой стиль вредит развитию младшего школьника. Ему предъявляется огромное количество запретов, ограничивающих его свободу и самостоятельность. Требования к ребёнку велики, не соответствуя его возможностям. Он становится объектом воздействий родителей.Здесь мы можем говорить о том, что ребёнок может стать замкнутым, необщительным, в результате менее социально адаптированным, он уже будет чувствовать себя неполноценным, ощущать дискомфорт. Основные направления деятельности, способствующие выстраиванию активного взаимодействия классного руководителя и семьи ребенкаиспользование активных форм просветительской деятельности, по вопросам воспитания и социализации детейпривлечение родителей к активному участию в жизни школыдемонстрация достижений родителей в воспитании детей, положительного опыта семейного воспитаниясоздание банка данных о семьях учащихся и потребностноценностной сфере детей и родителейУчитель начальных классов МАОУ СОШ №7 Монахова Лариса АнатольевнаЕсть семьи, которые относят себя к демократическому стилю воспитания. Дети этих семей воспитываются на добрых началах, позитивной основе, отношения строятся на сотрудничестве, взаимоподдержке, оказании неподдельной помощи друг другу, исходя из этого, у младшего школьника формируются положительные качества личности, которые оказывают влияние на дальнейшее воспитание ребёнка.По результатам анкетирования можно сделать вывод, что 70%авторитарные и либеральные семьи, 30% демократические семьи.Мы считаем, что данная проблема объясняется современным состоянием общества,где без материальной состоятельности не возможен жизненный уровень семьи. Изза безысходности родителям приходится вести рабочий образ жизни для того, чтобы обеспечить достойный уровень жизни для своих детей. Родительский приоритет это принести в дом деньги, благодаря этому, согласно воззрениям родителей, семья станет семьёй и может считаться семьёй. Отсюда, ориентиром выступает не ребёнок, а работа. Семья не видит того, что главной ценностью должен быть ребёнок со своими потребностями, интересами, желаниями, мотивами поведения. Всё это ни в коем случае нельзя игнорировать, потому что младший школьник ждёт в первую очередь от своих родителей естественную и разумную любовь, поддержку и в полном объёме общения, ведь воспитание требует самого серьезного тона, самого простого и искреннего. В этих трех качествах должна заключаться предельная правдажизни.ФГОС начального общего образования нацеливает педагогов на включение родителей в совместную с образовательными учреждениями творческую деятельность. Семейная общественность, как правило, охотно вовлекается в жизнь класса: найти общий язык с одним педагогом им проще, чем с пятьюсемью учителями предметниками. Поэтому очень важно, чтобы идеи стандарта, связанные с индивидуальными и коллективными проектами, исследовательской работой, с организацией внеурочной детской жизни стали достойными задачами в ходе создания в школе единой образовательной среды. Самое главное: надо включать семью не столько в обсуждение наших профессиональных проблем, сколько в непосредственное решение задач, поставленных стандартом. Это такие примеры, когда дети вместе с родителями выращивают цветы, ведут за ними наблюдения. Вместе собирают материалы к классным часам, мероприятиям, конференциям, готовят выставку, газету. Итак, можно сделать вывод, что работа учителя с семьей ученика требует от него определенных навыков и умений: хорошо видеть перспективу развития каждого ребенка и помочь семье наметить пути ее осуществления; установить добрые взаимоотношения с семьей ученика, уметь поддерживать деловые контакты с родителями с учетом их возраста и индивидуальных различий; с учетом конкретных условий жизни каждой семьи помочь родителям выбрать правильные пути и средства для достижения поставленной цели; спланировать работу с родителями учащихся, составить план классного педагогического всеобуча на основе изучения уровня воспитанности учеников своего класса; видеть в родителях своих помощников, уметь мобилизовать их на помощь учителю в школе.Данная статья может быть полезной для педагоговшколы города и области.
Учитель начальных классов МАОУ СОШ №7 Монахова Лариса АнатольевнаСписок цитируемой литературы1. БестужеваС. «Семья в нашей стране. Историческая правда» Текст// Воспитание школьников. 2008.№ 10. С. 7. 2.«Всё о младшем школьнике» под редакцией Виноградовой, М., «ВентанаГраф», 2004.
3. «Воспитание в современной России как социальная проблема», http www.eduhmao.ru info 1 3919 24879 4. Диреклеева Н.И. «Новые родительские собрания.», М.: «Вако», 2006.5. Иванец И.И., Ингерлейб М.Б. «Трудный ребёнок: если он не такой, как все…»,Ростов н/Д.: «Феникс», 2004.6. Лазарев А.А. «Семейная педагогика»: Учебное пособие / А.А.Лазарев М.: Академия 2005. С. 314.7. Лупоядова Л.Ю., Мельникова Н.А., Якимович И.Г. «Школа и родители»,
Волгоград: «Учитель», 2007.8. Макаренко А.С. «О воспитании в семье»: Изб. пед. произведения / [Вступит. статья Е. Медынского и И. Петрухина]. М.:Учпедгиз, 1955.320 с.9. Макаренко А.С. «Книга для родителей»: [Лекции о воспитании детей] / [Сост. и автор. вступит. статья К.И. Беляев]. М.: Просвещение, 1969.359 с.10. Мироненко, Л.С. «Пойми ребенка»: Учебное пособие / Л.С.Мироненко М. : Просвещение 2006. 278с. ISBN 5765208915.11. Пеунова С.М. «Азбука счастья». Книга I «Главное о человеке». Самара: Издательский дом Светланы Пеуновой, 2008.12. «Популярная психология для родителей» п/р А.А. Бодалева, М, 1988.13.В. А. Сухомлинский «Сердце отдаю детям», Издание четвертое, Издательство «Радянська школа», Киев, 1973.14. Сухомлинский, В.А. Собрание сочинений: Учебное пособие / В.А.Сухомлинский М.: Логос 1999. 400с. ISBN 546902732.15. Януш Корчак «Воспитание личности» книга для учителя. Сост. В. Ф. Кочнов. М., Просвещение, 1992г.16. Януш Корчак «Как любить ребенка» книга о воспитании. М.,Политиздат,1990г.
Учитель начальных классов МАОУ СОШ №7 Монахова Лариса Анатольевна
«Главный смысл и цель семейной жизни воспитание детей. Главная школа воспитания детей это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери».В.А. Сухомлинский На сегодняшний день остро встаёт вопрос о роли и функциях семьи в воспитании младших школьников. Проблемы, особенности воспитания детей данного возраста приобретают особую важность и обращают на себя внимание. Трудности в обучении, причины неудачи в воспитании заставляют нас задуматься о том, что определяющая роль в воспитании ребёнка отводится не только школе (учителям, психологам, социальным педагогам), но и, конечно, принадлежит семье, которая становится координатором и регулятором в воспитании. Поэтому немаловажную роль играет семья в процессе воспитания. Она закладывает основной фундамент.Ученые Я.А. Коменский, А.С. Макаренко, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо, К.Д. Ушинский, определяют семью как университет человеческих отношений, обеспечивающий всестороннее и гармоничное развитие личности, сохранение и укрепление физического, нравственного и психического здоровья ребенка.
Источником благополучия ребенка всемье, условием правильного воспитания, счастливого детства является любовь к нему родителей. Такая любовь создает чувство защищенности, душевного комфорта. При этом человек активнее постигает мир, легко овладевает знаниями. У него свободнее раскрывается дарования, он увереннее определяет свою дорогу в жизни, выбирает друзей. Школа, в которой мы работаем, расположена в городском округе Стрежевой Томской области, в северном районе Западной Сибири в зоне северной тайги и болот. Стрежевой является домом нефтяников, работающих на территории Томской и Тюменской областей. Поэтому 50% детей наших классов воспитываются в семьях, где один или оба родителя работают вахтовым методом, отсутствуя 1015 дней каждого месяца. Средний возраст родителей учеников 27 лет. В основном молодые родители озабочены построением своей карьеры, зарабатыванием средств для улучшения материального состояния семьи. Часто времени на воспитание своих детей у них недостаточно, забота о ребенке сводится к удовлетворению его потребностей. Большинство учеников класса первенцы в семье. Таким образом, опыт воспитания детей у родителей невелик. Кроме этого 30% детей воспитываются в неполных семьях, есть опекаемые дети. Перечисленное выше стало причиной низкого интереса родителей к воспитанию ребенка, особенно к его образовательному процессу. Таким образом, проблема воспитания и социализация детей в семье для педагогов нашей школы является актуальной.Этой проблеме посвященозначительное число публикаций [1,47,11]. Ключевая цель педагогической деятельности: определение основных направлений активного и полезного взаимодействия классного руководителя и семьи по вопросам воспитания учащихся.Цель достигается за счет постановки и решения следующих задач:1.Выявить диагностический инструментарий, позволяющий выявить проблемы воспитания и социализации ребенка в семье.2.Определить основные направления деятельности, способствующие выстраиванию активного взаимодействия классного руководителя и семьи ребенка.Целью диагностической работы с семьей, где воспитывается ученик, является определение психологического климата, типа семейного воспитания, установок родителей по отношению к детям и собственной семье.Для диагностического исследования мы применяем следующие технологии: анкетирование, наблюдение. Для более глубокого изучения проблем в семье обращаемся за помощью к психологу школы.
Учитель начальных классов МАОУ СОШ №7 Монахова Лариса АнатольевнаОсновные направления деятельности, способствующие выстраиванию активного взаимодействия классного руководителя и семьи ребенка,представлены в следующей схеме:
1.Использование активных форм просветительской деятельности, по вопросам воспитания и социализации детейпроводятся родительские собрания, круглые столы. Приглашаем медицинского работника школы и психолога школына родительские собрания.2.Привлечение родителей к активному участию в жизни школы и класса:праздники День именинника, День Матери, 23 февраля, 8 марта,экскурсии, походы.
3.Демонстрация достижений родителей в воспитании детей, положительного опыта семейного воспитания: создание проекта «Моя родословная», праздник «День семьи», экскурсии на предприятия родителей.
Анкетирование позволило нам получить массовую информацию. Получив ответы на вопросы отродителей и их детей, имея психологопедагогическую характеристику каждого ребенка, мы сделали определенные выводы о воспитании детей в семье. Результаты показали, что 35% родителейне знают своих детей, переоценивают их способности, что приводит к ошибкам в воспитании. 45% испытывают сложности, как правильно воспитывать младшего школьника.Данные семьи не могут определиться с тем, что важно для их ребёнка. По типу семейного воспитания семьи подразделяются так: либеральныесемьи
не требуют особого приклада сил на то, чтобы воспитывать своего ребёнка. Ребёнок в этой семье предоставлен самому себе. В итоге
ничего хорошего из него не получится. Авторитарныесемьи
не связывают акцент на «правильное» воспитание, грамотное наблюдение за развитием ребёнка, на полную отдачу себя в буквальном смысле слова. Такой стиль вредит развитию младшего школьника. Ему предъявляется огромное количество запретов, ограничивающих его свободу и самостоятельность. Требования к ребёнку велики, не соответствуя его возможностям. Он становится объектом воздействий родителей.Здесь мы можем говорить о том, что ребёнок может стать замкнутым, необщительным, в результате менее социально адаптированным, он уже будет чувствовать себя неполноценным, ощущать дискомфорт. Основные направления деятельности, способствующие выстраиванию активного взаимодействия классного руководителя и семьи ребенкаиспользование активных форм просветительской деятельности, по вопросам воспитания и социализации детейпривлечение родителей к активному участию в жизни школыдемонстрация достижений родителей в воспитании детей, положительного опыта семейного воспитаниясоздание банка данных о семьях учащихся и потребностноценностной сфере детей и родителейУчитель начальных классов МАОУ СОШ №7 Монахова Лариса АнатольевнаЕсть семьи, которые относят себя к демократическому стилю воспитания. Дети этих семей воспитываются на добрых началах, позитивной основе, отношения строятся на сотрудничестве, взаимоподдержке, оказании неподдельной помощи друг другу, исходя из этого, у младшего школьника формируются положительные качества личности, которые оказывают влияние на дальнейшее воспитание ребёнка.По результатам анкетирования можно сделать вывод, что 70%авторитарные и либеральные семьи, 30% демократические семьи.Мы считаем, что данная проблема объясняется современным состоянием общества,где без материальной состоятельности не возможен жизненный уровень семьи. Изза безысходности родителям приходится вести рабочий образ жизни для того, чтобы обеспечить достойный уровень жизни для своих детей. Родительский приоритет это принести в дом деньги, благодаря этому, согласно воззрениям родителей, семья станет семьёй и может считаться семьёй. Отсюда, ориентиром выступает не ребёнок, а работа. Семья не видит того, что главной ценностью должен быть ребёнок со своими потребностями, интересами, желаниями, мотивами поведения. Всё это ни в коем случае нельзя игнорировать, потому что младший школьник ждёт в первую очередь от своих родителей естественную и разумную любовь, поддержку и в полном объёме общения, ведь воспитание требует самого серьезного тона, самого простого и искреннего. В этих трех качествах должна заключаться предельная правдажизни.ФГОС начального общего образования нацеливает педагогов на включение родителей в совместную с образовательными учреждениями творческую деятельность. Семейная общественность, как правило, охотно вовлекается в жизнь класса: найти общий язык с одним педагогом им проще, чем с пятьюсемью учителями предметниками. Поэтому очень важно, чтобы идеи стандарта, связанные с индивидуальными и коллективными проектами, исследовательской работой, с организацией внеурочной детской жизни стали достойными задачами в ходе создания в школе единой образовательной среды. Самое главное: надо включать семью не столько в обсуждение наших профессиональных проблем, сколько в непосредственное решение задач, поставленных стандартом. Это такие примеры, когда дети вместе с родителями выращивают цветы, ведут за ними наблюдения. Вместе собирают материалы к классным часам, мероприятиям, конференциям, готовят выставку, газету. Итак, можно сделать вывод, что работа учителя с семьей ученика требует от него определенных навыков и умений: хорошо видеть перспективу развития каждого ребенка и помочь семье наметить пути ее осуществления; установить добрые взаимоотношения с семьей ученика, уметь поддерживать деловые контакты с родителями с учетом их возраста и индивидуальных различий; с учетом конкретных условий жизни каждой семьи помочь родителям выбрать правильные пути и средства для достижения поставленной цели; спланировать работу с родителями учащихся, составить план классного педагогического всеобуча на основе изучения уровня воспитанности учеников своего класса; видеть в родителях своих помощников, уметь мобилизовать их на помощь учителю в школе.Данная статья может быть полезной для педагоговшколы города и области.
Учитель начальных классов МАОУ СОШ №7 Монахова Лариса АнатольевнаСписок цитируемой литературы1. БестужеваС. «Семья в нашей стране. Историческая правда» Текст// Воспитание школьников. 2008.№ 10. С. 7. 2.«Всё о младшем школьнике» под редакцией Виноградовой, М., «ВентанаГраф», 2004.
3. «Воспитание в современной России как социальная проблема», http www.eduhmao.ru info 1 3919 24879 4. Диреклеева Н.И. «Новые родительские собрания.», М.: «Вако», 2006.5. Иванец И.И., Ингерлейб М.Б. «Трудный ребёнок: если он не такой, как все…»,Ростов н/Д.: «Феникс», 2004.6. Лазарев А.А. «Семейная педагогика»: Учебное пособие / А.А.Лазарев М.: Академия 2005. С. 314.7. Лупоядова Л.Ю., Мельникова Н.А., Якимович И.Г. «Школа и родители»,
Волгоград: «Учитель», 2007.8. Макаренко А.С. «О воспитании в семье»: Изб. пед. произведения / [Вступит. статья Е. Медынского и И. Петрухина]. М.:Учпедгиз, 1955.320 с.9. Макаренко А.С. «Книга для родителей»: [Лекции о воспитании детей] / [Сост. и автор. вступит. статья К.И. Беляев]. М.: Просвещение, 1969.359 с.10. Мироненко, Л.С. «Пойми ребенка»: Учебное пособие / Л.С.Мироненко М. : Просвещение 2006. 278с. ISBN 5765208915.11. Пеунова С.М. «Азбука счастья». Книга I «Главное о человеке». Самара: Издательский дом Светланы Пеуновой, 2008.12. «Популярная психология для родителей» п/р А.А. Бодалева, М, 1988.13.В. А. Сухомлинский «Сердце отдаю детям», Издание четвертое, Издательство «Радянська школа», Киев, 1973.14. Сухомлинский, В.А. Собрание сочинений: Учебное пособие / В.А.Сухомлинский М.: Логос 1999. 400с. ISBN 546902732.15. Януш Корчак «Воспитание личности» книга для учителя. Сост. В. Ф. Кочнов. М., Просвещение, 1992г.16. Януш Корчак «Как любить ребенка» книга о воспитании. М.,Политиздат,1990г.