Сущность, содержание и структура информационно-коммуникационной компетентности студента вуза

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Панкова Т. В. Сущность, содержание и структура информационно-коммуникационной компетентности студента вуза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 3091–3095. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53624.htm.
Аннотация. Для определения условий формирования информационно-коммуникационной компетентности необходимо выяснить сущность, содержание и структуру этого понятия.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Панкова Татьяна Викторовнакандидат педагогических наук, доцент, ФБГОУ ВПО ©Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолоховаª Егорьевский филиал, г. Егорьевскtwp54@mail.ru

Сущность, содержание и структура информационнокоммуникационной компетентности студента вузаАннотацияДля определения условий формирования информационнокоммуникационной компетентности необходимо выяснить сущность, содержание и структуру этого понятия. Ключевые словаКомпетентность,информационные технологии, информационнокоммуникационная компетентность студента вуза.

В настоящее время одной из задач системы высшего образования является формирование у выпускниковзнаний, умений и навыков в сфере информационнокоммуникационных технологий(ИКТ), способности и готовности использовать их средства в профессиональной деятельности. Происходящая в последние годы переориентация оценки результатов образования с понятий ©образованностьª, ©воспитанностьª, ©общая культураª на понятия ©компетенцияª и ©компетентностьª является основой организации образовательного процесса на основе компетентностного подхода, который ©призван обеспечить достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образованияª[1]. Как подчеркивается в ©Концепции модернизации российского образования на период до 2010 годаª, обществу нужны ©современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуациивыбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью ...ª [2, с. 64]. Новая парадигма образования ориентирована на формирование потребностей личности в постоянном пополнении и обновлении знаний, совершенствовании умений и навыков, их закреплении и переходе на компетентностный уровень.Понятия ©компетенцияª и ©компетентностьª были впервые введены в педагогический лексикон в 1957 г., а их разграничение связано с широчайшей критикой системы образования в США. На данном этапе развития педагогической науки не существовало их точного определения, однако и ©компетентностьªи ©компетенцияªрассматривались в качестве основных единиц обновления содержания образования.Толкование данных понятий различно как в справочной, так и в научной литературе.С.И. Ожегов в ©Толковомсловаре русского языкаª трактует понятие ©компетенцияª как ©круг вопросов, в которых ктонибудь хорошо осведомленª, а понятие ©компетентностьª ‬как ©осведомленность, авторитетность в какойнибудь областиª [3, с. 288].По мнению И.А. Зимней, компетенция ‬это некоторые внутренние потенциальные, скрытые психологические новообразования (знания, представления, программы действий, системы ценностей и отношений), тогда как компетентность ‬это основывающийся на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленный опыт социальнопрофессиональной жизнедеятельности человека, как не пришедший в употребление резерв скрытого, потенциального [4].Неоднозначное толкование данных понятий приводит А.В.Хуторской, определяя ©компетенциюª в системе общего образования как совокупность взаимосвязанных качеств личности, отражающих заданные требования к образовательной подготовке выпускников, а ©компетентностьª как обладание человеком соответствующей компетенцией [5].Строгое разграничение этих понятий проводит в своей работе Г.С. Вяликова, утверждая, что ©компетенция ‬это информационная осведомленность, глубокие знания о конкретном предмете, с одной стороны, и круг какихлибо полномочий, прав, с другой стороныª, тогда как ©компетентность ‬это специфическое образование, характеристика личности, свидетельствующая о ее способности и готовности выполнять какиелибо функции в пределах определенной компетенцииª [6, с. 29].Анализ приведенных трактовок позволяет конкретизировать понятия ©компетенцияª и ©компетентностьª следующим образом. Компетенция обозначает освоение определенной предметной области, умение мыслить ее категориями, это комплекс (совокупность) знаний, умений и навыков, формируемых в процессе обучения. В свою очередь, компетентность ‬этоспецифическое личностное образование, определяющее способность субъекта к выполнению какойлибо деятельности на основе сформированной компетенции (или совокупности компетенций).В условиях становления информационного общества решающее значение приобретает не только объем и качество знаний, сформированных в вузе, но и уровень компетентности, который должно обеспечить высшее образование для подготовки выпускников к жизни в современном обществе.Процесс информатизации приводит к значительному изменению роли учителя, ориентирует на использование современных средств ИКТ в образовательной среде, коренным образом меняющих характер его труда. Содержание профессиональнойдеятельности все в большей степени усложняется, что требует от специалистапостоянного обновления своих знаний и профессионального роста. Увеличение объема и состава изучаемого материала, по мнению Я.С. Турбовского, не является определяющим в подготовке специалиста: ©само знание, сколь угодно глубокое, умения … обеспечить не может, необходимо умелое применение его в профессиональной деятельностиª [7].В связи с формированием информационного общества к перечню профессионально значимых знаний, умений, навыков, качеств и способностей специалиста добавилась еще одна важная составляющая ‬информационнокоммуникационная компетентность. Чтобы подойти к пониманию сущности процесса формирования данного вида компетентности, необходимо, на наш взгляд, разграничить понятия ©грамотностьª и ©компетентностьª,и на этом основании охарактеризовать производные от них категории: ©информационнокоммуникационная грамотностьª и ©информационнокоммуникационная компетентностьª.Сравнивая традиционные словарные трактовки понятий ©грамотностьª и ©компетентностьª, можно обнаружить их сходство и близость. Например, у С.И. Ожегова под словом ©компетентныйª понимается человек: ©1) знающий, осведомленный, авторитетный в какойнибудь области; 2) обладающий компетенциейª [3,с. 289], при этом ©грамотный человекª трактуется как: ©1) умеющий читать и писать, а также умеющий писать грамматически правильно, без ошибок; 2) обладающий необходимыми знаниями, сведениями в какойлибо областиª [Там же. С. 147].Таким образом, грамотность представляет собой азы культуры, с которых начинается ее освоение, как правило, с учетом возраста, индивидуальных особенностей личности. Грамотность ‬это фундамент, на котором можно построить дальнейшее развитие человека. Открывая доступ к книге, грамотность дает возможностьпользоваться сокровищницей мысли и знания, созданной всем человечеством. Конкретное содержание понятия грамотности исторически изменчиво, имеет тенденцию к расширению с ростом общественных требований к развитию индивида: от элементарных умений читать, писать, считать ‬к владению комплексом различных общественно необходимых знаний и навыков, позволяющих человеку сознательно участвовать в социальных процессах.Грамотность предполагает способность человека воспринять и выразить информацию в текстовой форме. Это означает овладение знаниями,которые проявляются в кругозоре, эрудиции, осведомленности, как с точки зрения научного знания, так и с точки зрения житейского опыта, извлекаемого из традиций, обычаев, непосредственного общения человека с другими людьми, а также предполагает овладение системой знаков и их значениями.Как термин грамотность имеет тысячелетнюю историю и добавление к ней определения ©информационнокоммуникационнаяª только подчеркивает вторичное назначение современных информационных и коммуникационных технологий в овладении культурным наследием человечества. Основное отличие грамотности от компетентности в том, что грамотный человек владеет знаниями, а компетентный ‬может (готов) использовать эти знания в решении практических задач. Проводя разграничение грамотности и компетентности в поведенческих характеристиках,можноутверждать, что грамотный человек знает, понимает, например, как вести себя в определенной ситуации, а компетентный ‬может реально и эффективно использовать знания в разрешении тех или иных проблем.При всем сходстве определений анализируемых понятий нельзя не согласиться с Н.И. Гендиной в том, что в бытовом, широко распространенном понимании, в самом слове ©грамотностьª есть оттенок элементарности, примитивности, отражение самого простого, начального уровня образования [8]. При этом термин ©компетентностьª видится нам более конкретным и адресным по отношению к опыту, знаниям и умениям человека, их применению в деятельности. К числу ключевых понятий, важных для определения сущности и содержания информационнокоммуникационной компетентностистудента вуза,относятся понятия©информацияª и ©коммуникацияª.В контексте образования эти феномены находятся в тесной взаимосвязи. Так, реализация любого решения в профессиональнойсференевозможна без передачи информации, то есть воплощение решения в практику невозможно без коммуникационного процесса в учреждении. В процессе коммуникации информация передается от одного субъекта процесса к другому. Поэтому коммуникация и информация являются взаимосвязанными и взаимодополняющими понятиями: информация ‬это совокупность какихлибо данных (то, чтопередается), коммуникация ‬передача этих сообщений по определенным каналам связи (то, какпередается).В XX векетермин ©информацияª был введен в ряд научных областей, получив особые для них толкования и определения. Единого общепринятого определения данного феномена нет, поэтому понятие ©информацияª принято определять через его свойства (подобно понятию ©материяª).В ©Философском энциклопедическом словареª понятие ©информацияª (от лат. informatio‬ознакомление, разъяснение, представление, понятие) трактуется следующим образом: ©1) сообщение, осведомление о положении дел, сведения о чемлибо, передаваемые людьми; 2) уменьшаемая, снимаемая неопределенность в результате получения сообщений; 3) сообщение, неразрывно связанное с управлением, сигналы в единстве синтаксических, семантических и прагматических характеристик; 4) передача, отражение разнообразия в любых объектах и процессах (неживой и живой природы)ª [9, с. 222]. В контексте сферы образования И.В. Роберт предлагает трактовать понятие ©информацияª как сведения о фактических данных и совокупность знаний о зависимостях между ними, рассматривая названный феномен также в качестве средства, с помощью которого ©общество может осознавать себя и функционировать как единое целоеª [10].Насыщенность общества информацией, постоянно меняющейся и обновляющейся, приводит к выводу о том, что в современных условиях строить стратегию образования только на усвоении готовых знаний уже недостаточно. Важно вооружить обучающихся приемами и способами поиска, анализа, обработки, хранения, использования и продуцирования информации, ее передачи / транслирования. Передача информации в ходе общения составляет сущность одной из специфических форм взаимодействия членов человеческого общества вообще и учителя и ученика, в частности, ‬а именно коммуникации.Коммуникацией называется обмен информацией между индивидами посредством общей системы символов, другими словами, это процесс кодирования и передачи информации от источникаи приема получателем сообщения.В психологической и социологической литературе термин ©коммуникацияª используется для обозначения средств связи любых объектов материального и духовного мира; процесса передачи информации от человека к человеку (обмен представлениями, идеями, установками, настроениями, чувствами и т.п. в человеческом общении); а также передачи и обмена информацией в обществе с целью воздействия на социальные процессы.Существует и такая трактовка, в которой коммуникация выступает своего родапосредником между индивидуальной и общественно значимой информацией. Здесь упор делается на механизм, который переводит индивидуальный процесс передачи и восприятия информации в социально значимый процесс персонального и массового воздействия с помощью технических средств связи.Коммуникация и информация ‬это движущие силы прогресса, содействующие повышению уровня и качества жизни, которые не ограничиваются ни предметом, ни местом, ни временем и играют важнейшую роль в обеспечении самых разных сфер человеческой жизнедеятельности, в том числе образования. Как было показано ранее, грамотность является основой для формирования компетентности. Развивая эту мысль, можно предположить, что первым этапом формирования информационнокоммуникационной компетентности студента вузаявляется формирование информационнокоммуникационной грамотности. В ее структуре четко прослеживаются два компонента: информационная и коммуникационная грамотность.Впервые понятие ©информационная грамотностьª было введено в 1977 году в США и использовано в национальной программе реформы высшего образования. Согласно американским образовательным стандартам, студент, обладающий информационной грамотностью, способен найти подходящую информацию, определить ее точность, разобраться в том, где факты, а где мнения, и отбросить несоответствующую информацию.А.В. Горячев значительно расширяет рамки ©информационной грамотностиª и предлагает включить в это понятие следующие умения, приближая его к ©информационной компетентностиª:определять возможные источники информации, стратегию ее поиска и получения;анализировать полученную информацию, используя различного рода схемы, таблицы и т.д. для фиксации результатов; оценивать информацию с точки зрения ее достоверности, точности, достаточности для решения проблемы (задачи);ощущать потребность в дополнительной информации, получать ее, если это возможно;наращивать собственный банк знаний за счет лично значимой информации, необходимой для своей деятельности в самых разных областях;использовать современные технологии при работе с информацией;работать с информацией индивидуально и в группе [11].Исходя из такой трактовки содержания этого понятия, можно полагать, что освоение человеком информационной грамотности формирует основу для непрерывного процесса образования и самообразования. Эта характеристика имеет отношение к любым дисциплинам, любой образовательной среде, всем уровням обучения и означает умение определять свои информационные потребности, возможные источники информации, осуществлять поиск и получениеинформации, ее оценку, отбор и эффективное использование. Учитывая, что получение прочных знаний невозможно без постоянного их обновления, можно полагать, что параллельно формированию информационной грамотности в подготовке современного студентадолжно проводиться и формирование его коммуникационной грамотности. Следует отметить, что данное понятие крайне редко выделяется в работах исследователей, где большей частью рассматриваются коммуникационная культура, коммуникационные технологии. Однако, следует признать, что человек, владеющий коммуникационной культурой, использующий коммуникационные технологии, не сможет избежать прохождения первого этапа в их освоении, а именно ‬формирования коммуникационной грамотности.В контексте рассматриваемой проблемы необходимо подчеркнуть некоторое отличие в содержании понятий ©коммуникационностьª и ©коммуникативностьª.©Словарь иностранных словª определяет ©коммуникативностьª как коммуникабельность, склонность к общению [12,с. 240], то есть коммуникативность ‬это совокупность некоторых характерологических свойств и качеств личности, позволяющих осуществлять общение. Следовательно, коммуникативная грамотность предполагает знание правил общения, умение соотнести их с конкретной ситуацией, включающие культуру речи, языковую и речевую грамотность, знания о логике и этике общения.Термин ©коммуникационностьª происходит от слова коммуникация ‬©путь сообщения, форма связи, акт общенияª [Там же].Таким образом, трактуя ©коммуникационностьª как способностьк передачеи восприятиюинформации, под коммуникационной грамотностью следует пониматьспособность личности к использованию современных технологий для установления и поддержания необходимых контактов с другими людьми. Это развивающийся и в значительной мере осознаваемый опыт общения, который формируется в условиях межличностного взаимодействия. Заметим, что приобретение опыта происходит не только в ходе непосредственного взаимодействия людей. Сфера человеческого общения богата разнообразием видов, форм, используемых средств. В период становления информационного общества одной из важных сред человеческого общения становится информационное пространство. Оно трактуется как совокупность банков и баз данных, технологий их сопровождения и использования, информационных телекоммуникационных систем, обеспечивающих информационное взаимодействие организаций и граждан, а также удовлетворение их информационных потребностей, то есть средство, с помощью которого общество может осознавать себя и функционировать как единое целое. Поэтому подкоммуникационной грамотностью следует понимать умение ориентироваться в информационном пространстве и использовать средства ИКТ в целях обмена информацией при поддержании социальных и профессиональных контактов.Соединенные с информационными коммуникационные знания и умения предоставляют обучающимся новые возможности самосовершенствования и способствуют индивидуализации учебного процесса, внедрению в него элементов развития творческого потенциала учащихся, расширению возможностей познавательной деятельности, совершенствованию приемов мышления, повышению качества применяемых методов и технологий обучения.В связи с этим современный специалистдолжен не только обладать знаниями в области ИКТ, но и быть специалистом по их применению в своей профессиональной деятельности. Достижению такой цели должна способствовать подготовка и переподготовка специалистовв областиИКТ. Поэтому высшим учебным заведениям следует не ограничиваться формированием только информационной или коммуникационной грамотности, а рассматривать обучение студентов в плоскости их интеграции ‬формирования информационнокоммуникационной грамотности. В определении понятия ©информационнокоммуникационная грамотностьª среди исследователей нет единства мнений. Если В.Ф. Бурмакина определяет его как ©использование цифровых технологий, инструментов коммуникации, сетей для получения доступа к информации, управления ею, ее интеграции, оценке создания передачи для функционирования в современном обществеª [13], топо мнению З.Н. Новиковой, информационнокоммуникационная грамотность ‬это умение пользователя применять компьютер и информационные технологии как инструмент в своей непосредственной деятельности [14]. Линда Х. Скэттон в докладе на XIВсероссийской научнометодической конференции ©Телематика 2004ª указывает следующее содержание информационнокоммуникационной грамотности: это ©использование цифровых технологий, средств коммуникаций и связи и/или сетей с целью получения доступа, управления, интегрирования, оценивания и создания информации, чтобы человек умел функционировать в обществе, базирующемся на знанияхª [15].

Таким образом, если грамотность предполагает, какими характеристиками должен обладать человек, чтобы его можно было назватьграмотным в определенной области, то в перечень содержания информационнокоммуникационной грамотности должны входить следующие знания, умения и навыки: знания базовых понятий и терминов (информация, коммуникация мультимедиа, программное обеспечение, экспертнообучающие системы, системы искусственного интеллекта и др.), информационных моделей, основных средств и возможностей информационных технологий, инструментов коммуникации и др.; умения определять возможные источники и вид информации, стратегию ее поиска, осуществлять доступ к информации; умения хранить, анализировать, оценивать, интерпретировать, создавать, представлять информацию; навыки обработки текстовых документов, графических объектов, табличных данных на базе средств ИКТ, навыки работы в операционной системе, в локальных и глобальных сетях и др.Следовательно, информационнокоммуникационная грамотность‬это владение комплексом знаний, умений и навыков, обеспечивающих возможность использования цифровых технологий и инструментов коммуникаций с целью определения информации, получения доступа, управления, интегрирования, оценивания, создания и сообщения информации.Поскольку профессиональное мастерство должно быть основано на единстве способностей, качеств, опыта, знаний и умений, соответствующих современному уровню развития науки, техники и их продукта ‬ИКТ, то можно утверждать, что информационнокоммуникационная грамотность является сегодня важной частью знаний и умений специалиста, слагаемых его профессионализма. Владение таким комплексом знаний, умений и навыков позволит решать свои профессиональные задачи на качественно более высоком уровне:свободно, уместно и адекватно использовать средства ИКТ в профессиональной деятельности;ориентироваться в современном информационномпространстве;обеспечивать себя необходимым материалом, в том числе пользуясь распределенным ресурсом;представлять этот материал в современной форме и т.д.В настоящее время одной из наиболее актуальных задач системы образования становится формирование информационнокоммуникационной компетентности студента, так как компетентность интегрирует знания, умения и усвоенные способы деятельности применительно к конкретным условиям в новой ситуации, что требует творческого подхода. Соответствующей средой становится информационное общество, построение которого происходит в России. При этом формирование информационнокоммуникационной компетентности как обязательной составляющей профессиональной компетентности будущего специалиста становится актуальной проблемой, решение которой имеет большое значение для каждого конкретного человека и для общества в целом.Именно информационнокоммуникационная компетентность характеризует глубокую осведомленность в предметной области знаний, личный опыт субъекта, нацеленного на перспективность в работе, на становление современного научного мировоззрения; открытого к динамичному обогащению и самосовершенствованию за счет получения, оценивания и использования информации; умеющего создавать новую информацию; способного достигать значимых результатов и высокого качества в профессиональной деятельности.Однако в подходах современных ученых к дефиниции данного феномена нет единства во мнениях. Так, Г.И. Попова определяет информационнокоммуникационную компетентность как совокупность знаний, навыков и умений, формируемых в процессе обучения и самообучения информатике и информационным технологиям, а также способность к выполнению профессиональной деятельности с помощью информационных технологий[16].По мнению Е.Г. Пьяных, информационнокоммуникационная компетентность ‬это умение работать с информацией (сбор, поиск, передача, анализ); моделирование и проектирование собственной профессиональной деятельности; моделирование и проектирование работы коллектива; умение ориентироваться в организационной среде на базе современных ИКТ; использование в своей профессиональной деятельности современных средств ИКТ, обеспечивающее увеличение производительности труда [17].По нашему мнению, информационнокоммуникационная компетентность ‬это явление высшего порядка, примерно так же соотносящееся с информационнокоммуникационной грамотностью, как устойчивые профессиональные навыки в интеллектуально емкой профессии соотносятсяс элементарной грамотностью.Поэтому под информационнокоммуникационной компетентностью студента вуза следует понимать интегративное личностное образование, характеризующееся: совокупностью системных научных знаний, умений и навыков, формируемых в специально организованном процессе обучения информатике и ИКТ; способностью ориентироваться в образовательной среде на базе современных средств ИКТ и готовностью творчески их использоватьв своей профессиональнойдеятельности; осознанным стремлением к непрерывному самосовершенствованию в сфере ИКТ.Исходя из предлагаемой трактовки содержания информационнокоммуникационной компетентности студента вуза, в ее структуре можно выделить следующие компоненты:1.Когнитивный компонент, заключающийся в том, что, кроме теоретических знаний, умений и навыков оперирования информацией, информационными объектами и т.п., необходимы знания способов получения и передачи информации, навыки профессионального самосовершенствования, знание межпредметных связей, знание истории информатики и вычислительной техники и т.д. При этом уровень развития компетентности определяется полнотой,глубиной, системностью знаний в данной предметной области.2.Деятельностный компонент, представляющий собой активное применение ИКТ в профессиональной деятельности как средства познания и развития, самосовершенствования и творчества. В данном компоненте выделяются требования к знаниям и умениям, апробированным в действии, что предполагает практическую подготовку учителя к профессиональнойдеятельности в условиях информатизации общества.3.Рефлексивный компонент, проявляющийся в умении сознательно контролировать результаты своей деятельности и уровень собственных достижений; сформированностьтаких качеств и свойств личности, как креативность, инициативность, нацеленность на сотрудничество, сотворчество, склонность к самоанализу. Он включает в себя самосознание, самоконтроль, самооценку, понимание результатов своей деятельности и ответственности за них, познание себя и осознание своей субъектности в профессиональной деятельности.4.Мотивационноценностный компонент, включающий систему мотивов, эмоциональноволевых и ценностных отношений студента к миру, к деятельности, к людям, к самому себе, к своим способностям, их развитию и определяющий избирательную направленность на информационную деятельность и взаимодействие. Этот компонент несет в себе осознанную потребность будущего специалистав творчестве; потребность самостоятельно ставить цели информационнокоммуникационной деятельности и достигать их. Без мотивационной направленности студента на овладение информационнокоммуникационной компетентностью эффективность процесса самосовершенствования будет минимальной даже в том случае, если онимеет в достаточной степени развитый интеллект и склонность к творческой деятельности.Названные компоненты, входящие в состав интегративного личностного образования, находятся в тесной взаимосвязи, взаимозависимости, а также во взаимовлиянии и взаимопроникновении, при этом становление каждого из них связано с формированием его характеристик и свойств как части целостной системы.Сформированная информационнокоммуникационная компетентность позволит будущему специалистуиспользовать достижения современнойнауки и практики в области ИКТ в профессиональной деятельности, максимально реализовать их возможности для повышения ее эффективности.Формирование информационнокоммуникационной компетентности у студентов вуза‬это сложная задача, системного решения которой в сфере вузовскогообразования до конца еще не найдено. Для ее решения необходимы специальные научнопедагогические исследования и значительная организационнометодическая перестройка образовательного процессав вузе.Ссылки на источники1.Исаева Т.Е. Классификация профессиональноличностных компетенций вузовского преподавателя // Труды международной научнопрактической Интернетконференции ©Преподаватель высшей школы в XXIвекеª. Сб. 4. ‒ Ростов н/Д.: Рост. гос. унт путей сообщения, 2003. ‬С. 15‬21.2.Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Официальные документы в образовании. ‬2002. ‬№ 4. ‬175 с.3.Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70000 слов / под ред. Н.Ю. Шведовой. ‬23е изд., испр. ‬М.: Рус. яз., 1991. ‬917 с.4.Зимняя И.А. Ключевые компетенции ‬новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. ‬ 2003. ‬№ 5. ‬С. 45.5.Хуторской А.В. (5)Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Отделение философии образования и теоретической педагогики РАО, Центр ©Эйдосª, 23.04.2002. URL: www.eidos.ru/news/compet.htm. [Дата обращения 12.01.2009].6.Вяликова Г.С.(6) Педагогическое стимулирование профессиональной компетентности учителя в условиях заочной формы обучения: автореф. дис. … д. пед. наук. ‬Рязань, 2006. ‬40 с.7.Турбовской Я.С. (7) Концепция высшего профессионального педагогического образования. URL: http://www.eduhmao.ru/info/1/3853/24666/. [Дата обращения: 10.05.2008].8.Гендина Н.И. Информационная грамотность или информационная культура: альтернатива или единство (результаты российских исследований) // Школьная библиотека. ‬2005. ‬№ 3. ‬С. 18‬19.9.Философский энциклопедический словарь / гл. редакция: Л.Ф.Ильичев, П.Н.Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов. ‬М.: Сов. Энциклопедия, 1983. ‬840 с.10.Роберт И.В. Направления научных исследований в области реформирования образования в связи с использованием информационных и коммуникационных технологий // Информатизация непрерывного образования: материалы VIIМеждународной выставки ‬ярмарки. ‬М., 1997. ‬С. 2127.11.Горячев А.В. Формирование информационной грамотности в образовательной системе ©Школа 2100ª. [Электронный ресурс]. URL: www.school2100.ru.12.Словарь иностранных слов. ‬11е изд., стереотип. ‬М.: Рус. яз., 1984. ‬608 с.13.Бурмакина В.Ф. Измерение уровней информационной и коммуникационной компетентности школьников. Подходы и методики. URL: www.metodisty.narod.ru. [Дата обращения02.02.2009].14.Новикова А.А. Медиаобразование в США: проблемы и тенденции // Педагогика. ‬2000. ‬№ 3. ‬С. 68‬75 .15.Скэттон Линда Х. Подход к ИКТграмотности: доклад Международной комиссии. URL: http://www.ict.edu.ru/vconf. [Дата обращения 25.01.12].16.Попова Г.И. Конструирование электронных учебных материалов в профессиональной подготовке учителей: автореф. дис. … канд. пед. наук. ‬Краснодар, 2006. ‬23 с.17.Пьяных Е.Г. Развитие информационнокоммуникационной компетентности управленческих кадров системы образования в процессе повышения квалификации: автореф. дис. … канд. пед. наук. ‬Томск, 2007. ‬23 с.

Сведения на анг. языкеPankovaTatyanaViktorovnacandidate of pedagogical Sciences, associate Professor, ФБГОУVPO ' Moscow state humanitarian University. M.A. Sholokhovª egorevsky branch, str. Egoryevsktwp54@mail.ru

The essence, the content and structure of the informationcommunication competence of the students of the University

AbstractTo determine the conditions for the formation of the informationcommunication competence is to find out the essence, the content and structure of this concept.

KeywordsCompetence, information technology, and communication and information competence of students of the University.