Влияние центраций педагогического сознания на отношение будущих учителей к личности учащегося

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Пазухина С. В. Влияние центраций педагогического сознания на отношение будущих учителей к личности учащегося // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 3086–3090. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53623.htm.
Аннотация. В статье доказывается необходимость изменения системы взаимоотношений в системе «педагог – учащиеся», которая в настоящее время является одним из источников нарастания процессов дегуманизации в образовании. Рассматриваются результаты исследования, касающиеся выявления особенностей и различий в центрациях студентов разных профилей бакалавриата, а также подтверждается влияние центраций педагогического сознания на тип и характер проявления отношения к ребенку у будущих учителей
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Пазухина Светлана Вячеславовна, д.пс.н, зав. кафедрой, ФГБОУ ВПО ©ТГПУ им. Л.Н. Толстогоª, г. Тулаpazuhina@mail.ru

Влияние центраций педагогического сознания на отношение будущих учителей к личности учащегося*(*Статья подготовленапри финансовой поддержке РГНФ, проект № 123601006а1)

Аннотация.В статье доказывается необходимость изменения системы взаимоотношений в системе ©педагог ‬учащиесяª, которая в настоящее время является одним из источников нарастанияпроцессов дегуманизации в образовании. Рассматриваются результаты исследования, касающиеся выявления особенностей и различий в центрациях студентов разных профилей бакалавриата, а также подтверждаетсявлияние центраций педагогического сознания на тип и характер проявления отношенияк ребенку у будущих учителей.

Ключевые слова: педагогические центрации, ценностное отношение будущих учителей к учащимся.

Современное школьноеобразование наряду с позитивными тенденциями, имеет и ряд негативных аспектов, среди которых отдельно следует отметить дегуманизациюобучения и воспитания. Гуманистические принципы часто носят лозунговый характер, что на практике приводит к воспроизводству системы взаимоотношений учителя и учеников, характерных для авторитарной, технократической парадигмы, в рамках которой средствадоминируют над целями, прагматическиеориентиры, стандартыи алгоритмынад смыслом, мыслью и чувством, происходит абстрагирование и отчуждение от личностных особенностей ученика. В работах ряда отечественных ученых указывается, что сегодня потеряна ценность образования и развития личности как таковая; ориентация на результат вступает в резонанс с ориентацией на развитие личности учащегося. Наиболее серьезные затруднения отмечаются на уровне изменения профессионального отношения педагогов к учащимся, которое не всегда соотносится с гуманистическими установками и достаточно сложно поддается изменению.В настоящее время отношение учителей к школьникам выявляется лишь на стадии послевузовского развития педагогов, когда смысловые установки, лежащие в его основе, приобретают устойчивый характер и сложно поддаются изменению, в то время как начальный тип отношения к личности ученика закладывается на вузовской стадии профессионализации, благоприятной для формирования системы отношений студентов. В результате в школу нередко приходят люди, чье безразличное / эмоциональнонеустойчивое / отрицательное отношение к школьникам проявляется в повседневном безличном, грубом, нетактичномобщении с детьми, определяет выбор неадекватнойстратегии поведения, подавляющих, угнетающих, тормозящихметодов и приемов воздействия на учащегося, что негативно сказывается на личностном развитии учеников и их психологическом благополучии, особенно это касается школьников с ослабленным здоровьем.Сегодня становление профессиональных отношений у будущих педагогов осуществляется нецеленаправленно, стихийно. Мы полагаем, что необходимо вести специальную работу по формирования у студентов ценностного отношения к личности учащегося на протяжении всех лет их обучения в педвузе, а также осуществлять комплексную диагностику развивающихся компонентов отношения с целью своевременной коррекции хода профессиональноличностного развития будущего педагога и оптимального выстраивания его индивидуальной образовательной траектории.В ходе исследования [1] нами была предложена классификация типов отношений будущих педагогов к личности учащегося, включающая ценностное, познавательное, эмоциональноположительное и формальное (безличное) типы отношения, а также обоснована психологическая структура профессионального отношения учителя к ученику, разработанная на основе ценностносмысловой теории. Согласно нашему представлению, профессиональное отношение будущего педагога к личности школьникапредставляет собой устойчивое интегративное личностносмысловое образование, отражающее профессиональноличностную значимость для будущего учителя ценности развития личности ученика, которое включает в себя четыре взаимосвязанных компонента: мотивационносмысловой, когнитивный, эмоциональный и деятельностный (поведенческий), позволяющий реализовать сформированное отношение при взаимодействии с детьми. Изначально мы предположили, что ведущим компонентом отношения является мотивационносмысловой, который обычно не выделяется в традиционных определениях отношения.Данный компонент мы соотносили с гуманистической центрацией учителя; педагогической направленностью на учет возрастнопсихологических и индивидуальных особенностей учащегося, зоны его ближайшего развития; потребностью и желанием оказывать педагогическую поддержку ученику в процессе развития его как субъекта и личности. Остановимся на более подробном рассмотрении понятияпрофессиональной центрации.Эффект центрации в психологии был обнаружен в исследованиях американских психологов по межличностному восприятию, которые установили, что при создании целостного представления о личности другого человека некоторые его воспринятые качества выступают как центральные, вокруг которых группируются другие характеристики и качества. Всовременной педагогике под центрацией понимается избирательная направленность учителя на определенные стороны педагогического процесса. В гуманистической психологии центрация рассматривается как особое взаимодействие учителя и учащихся, основанное на эмпатии, безоценочном принятии человека, конгруэнтности переживаний и поведения.В работах Л. М. Пролеевой[2], М. Н. Смирновой[3]установлено, что гуманистическая центрация является компонентом гуманистической направленности личности. И. Д. Егорычева определяет место гуманистической центрации в структуре направленности как позицию между центрацией на ©Яª и центрацией на другом. Для человека с такой центрацией характерно принятие гуманистической нормы взаимоотношений, признание другого безусловной и высшей ценностью [4]. Наиболее обстоятельно понятие центрации раскрыто в работахА. Б. Орлова[5]. Он рассматривает центрацию учителя как интегральную психологическую характеристику его профессиональной деятельности, определяющую ее главное системообразующее качество ‬личностный смысл. Он указывает, что именно характер центрации учителя определяет все многообразие его деятельности: стиль, отношение, социальную перцепцию и т. д.А. Б. Орлов выделяет следующие личностные центрации педагога: бюрократическую ‬центрациюна интересахадминистрациишколы,руководителей; конформистскую ‬центрациюна интересах коллег; авторитетную ‬центрациюна интересах, запросах родителей учащихся;эгоцентрическую ‬центрациюна собственных интересах, интересах своего ©Яª; методическую ‬центрациюнасредствах обучения и воспитания;гуманистическую ‬центрациюна интересах развития ученика. Все типы центрации учителя, за исключением центрации на интересах детей, характеризуют моносубъектную, авторитарную и безличностную педагогику.Современные исследования показывают,что учителя, акцентирующие собственное ©Яª, проявляют формализм в отношении к учащимся, авторитарность, подчеркивают собственное превосходство и др. У педагогов с центрацией ©Я ‬другойª выявлено устойчивое стремление строить общение на равных и развивать его в диалогической форме. Такое взаимодействие способствует гуманизации отношений и всего обучения в целом.Концепция центраций позволяет объяснить причины психологических барьеров, возникающих у современных учителей при необходимости осуществления инновационной деятельности, указывает С. Д. Поляков. Только гуманистическая центрация может являться условием того, что нововведение будет отвечать истинному смыслу обучения и воспитания как развития личности учащегося [6].Поэтому изменение направленности этих центраций является одной из задач современного образования.Для изучения центраций студентов педвуза в нашем исследованиииспользовался опросник ©Определение типа центрации ‬направленности педагогической деятельностиª[7].Студентам предлагалось ответить на предлагаемые вопросы, выбрав одинили несколько из предлагаемых вариантов ответов.Проведенное исследованиепоказало, что у 50% опрошенных ведущей являетсяпознавательная центрация (центрация на требованиях средств и методов) (ПЦ), у 42% ‬конформная центрация (КЦ), у 39% ‬гуманистическая центрация (ГЦ), у 26% ‬центрация на интересах (требованиях) администрации (АЦ). Эгоцентрическая центрация (ЭЦ)и центрация на интересах родителей (РЦ)были выявлены у 21% будущих педагогов(рис. 1).

Распределение преобладающих типов центраций среди студентов разных специальностей несколько отличалось от общих данных. Так, у будущих учителей начальных классов ведущей оказалась познавательная центрация ‬центрация на средствах и методах обучения и воспитания. Она была выявлена у 60% обследуемых. На втором месте у них оказалась центрация на интересах родителей (40%). На третьем ‬гуманистическая центрация (27%). Четвертое место заняла конформная центрация (20%). Пятое и шестое место получили соответственно эгоцентрическая центрация (13%) и центрация на интересах администрации (7%).Студенты психологического факультета имели другое распределение ведущих центраций. На первом месте у них стояла центрация на интересах администрации (50%), на втором ‬гуманистическая (43%). Третье и четвертое места поделили конформная и эгоцентрическая центрации (по 36%). На пятое место будущими педагогамипсихологами была поставлена познавательная центрация (центрация на методах и средствах обучения и воспитания) (21%). Последнее место заняла центрация на интересах родителей (14%).80% студентов факультета физической культуры имели конформную центрацию, 70% ‬познавательную, 50% ‬гуманистическую, 20% ‬центрацию на интересах администрации, 10% ‬эгоцентрическую. Центрация на интересах родителей у будущих учителей физической культуры выявлена не была (рис. 2).



Для изучения значимости различий (отсутствия различий) в исследуемом признаке в выборках были вычислены средние значения и дисперсии по каждой из шкал, отражающих тип центрации будущих педагогов, вычислен tкритерий Стьюдента. Было выявлено, что девушки всех специальностей в большей степени, чем юноши были склонны к авторитарной центрации (центрации на интересах администрации).Проведенное нами исследование также позволило установить, что гуманистическая центрация у студентов разных специальностей занимает средние ранговые позиции (23 место) среди всех типов центраций.В ходе проведения наблюдения за деятельностью и взаимоотношениями студентов с детьми на практике было выявлено, что гуманистическая центрация проявлялась в ценностном отношении к учащимся, определяла направленность деятельности будущих педагогов на гуманизацию процесса обучения, реализацию личностноориентированного подхода. Педагогической стиль общения таких практикантов характеризовался вниманием и чуткостью к детям, поэтому именно этими студентами наиболее успешно осуществлялась работа со школьниками, имеющими ослабленное здоровье. Доминирование конформной центрации было характерно для будущих учителей, придающих большое значение оценкам их деятельности вузовскими методистами и учителями школы. Эгоцентрическая центрация отмечалась у студентов с завышенной самооценкой. При проведении урока они, прежде всего, демонстрировали свои возможности, подчеркивали свое превосходство над детьми в знаниях и умениях. Центрация на интересах администрации была характерна для будущих педагогов с нереализованными индивидуальными особенностями в силу их исполнительности и репродуктивности деятельности. Они меняли стиль и методы преподавания, если это рекомендовалось ©сверхуª, при этом перенос методик не сопровождался их адаптацией к условиям собственной деятельностии индивидуальным особенностям учащихся. Центрация на интересах родителей появилась у будущих педагогов на выпускном курсе после прохождения педагогической практики. На младших курсах она не встречалась. Данная центрация определяла повышенное внимание будущих учителей к получению обратной связи от родителей, учету их мнения, опоре на взаимосвязь школы и семьи как условии эффективного воспитания школьника. Познавательная центрация была характерна для учителей теоретического типа, которые, прежде всего, стремились к совершенствованию педагогической технологии обучения и воспитания. Такие студенты давали психологически обоснованные, методически грамотно выстроенные уроки. Однако увлеченность ©оттачиваниемª методики преподавания нередко приводила к тому, что студент начинал рассматривать ученика как фон, на котором он творит ©безупречныйª урок.Анализ взаимосвязидоминирующих типов центраций с типамиотношенийбудущих педагогов к личности ученика позволил выявить, что у студентов с формальным отношением к детям значимыми являлись эгоцентрическая, конформная и авторитарная центрации. У будущих учителей с эмоциональноположительным отношением к детям доминировали конформная центрация, гуманистическая и центрация на интересах родителей. У студентов с познавательным отношением преобладали познавательная и авторитарная центрации; убудущих педагогов с ценностным отношением ‬гуманистическая центрация.В ходе корреляционного анализа полученных данных нами были выявлены связи между отдельными показателями отношения будущих педагогов к личности учащегося. Полученные коэффициенты корреляции являлись индикаторами линейной связи между парными переменными. Значения коэффициента, близкие к 1(1), указывали на сильную прямую или обратную (при отрицательных значениях) корреляцию. Были выявлены достоверные положительные корреляционные связи (р<0,05) между гуманистической центрацией и представлениями будущих педагогов о механизмах развития ребенка (r=0,719), гуманистической центрацией и способностью к идентификации (r=0,714) и пр. Отрицательные корреляционные связи были обнаружены между направленностью на учебнодисциплинарную модель взаимодействия (в противовес личностноориентированной) и представлениями студентов о воздействии на другого человека (r=0,815), направленностью на учебнодисциплинарную модель взаимодействия с учащимися и значимостью для будущего учителя учащихся (r=0,852), направленностью на учебнодисциплинарную модель взаимодействия и признанием автономности личности учащегося и механизмов самоактуализации (r=0,697)и др.(рис. 3).

В ходе проведения факторного анализа результатов эксперимента нами было установлено, что мотивационносмысловой компонент является ведущим в структуре профессионального отношения педагога к личности учащегося.Формальным итогом факторного анализа на первом этапе было получение матрицы смешения и на ее основе ‬корреляционной матрицы, которая рассчитывалась с использованием линейной корреляции Пирсона. Далее осуществлялась факторизация матрицы корреляций и выделение первоначальных факторов. После компьютерного расчета матрицы факторных нагрузок определялось минимальное число факторов, адекватно воспроизводящих наблюдаемые корреляции, и содержательная интерпретация результатов факторного анализа. При анализе полученных данных учитывалась величина собственного знания каждого фактора (его вес, значимость в найденном факторном решении). Мы исходили из предположения о том, что те факторы, у которых этот показатель меньше 1,0, не вносят значительного вклада в объяснение корреляционной матрицы. Другой не менее важный расчетный показатель значимости каждого фактора ‬процент объясняемой дисперсии переменных. Перед нами стояла задача ‬выбрать минимальное количество факторов, которые бы объясняли достаточно большой процент всей дисперсии переменных (не менее 7075%). К таким факторам были отнесены: гуманистическая центрация, направленность будущего педагога на определенную модель взаимодействия с учащимися (учебнодисциплинарную или личностноориентированную), признание ценности другого человека.

Выявленные факторы подтвердили нашу гипотезу о ведущей роли мотивационносмыслового компонента в психологической структуре отношения будущего педагога к личности учащегося.Выводы:1. Мотивационносмысловой компонент является ведущим в структуре профессионального отношения будущего педагога к личности школьника.2. Мотивационносмысловой компонент отношения будущих учителейк личности учащегося может быть проанализирован с позиции изучения педагогических центраций.3. В ходе исследования выявлено, что имеютсякорреляционные связи между показателямиотношения будущего учителя к личности учащегося ихарактером и уровнем развития педагогических центраций.4. Гуманистическая центрация, составляющая основу ценностного отношения будущих педагогов к личности учащегося, у студентов разных специальностей занимает средние ранговые позиции (23 место) среди всех типов центраций. Это указывает на необходимость проведения специальной работы по формированию гуманистической центрации педагогического сознания у будущих учителей.Ссылки на источники:1. Пазухина С.В. Исследование типов отношения будущих педагогов к личности учащегося // Психол.наука и образование. ‬2012. ‬№3. ‬C. 6269.2. Пролеева Л. М. Формирование гуманистической направленности личности подростка в условиях совместной общественнополезной деятельности: Дис. ... канд. пед. наук. ‬Ижевск, 2005.3. Смирнова М. Н. Формирование гуманистической направленности у студентов педагогического вуза в учебном процессе: Дис. … канд. пед. наук. ‬Глазов: ГГПУ, 2001.4. Егорычева И. Д. Личностная направленность подростка и метод ее диагностики // Мир психол. ‬1999. ‬№1. ‬С. 264‬277.5. Орлов А. Б. Психологическая центрация в профессиональной деятельности учителя // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. ‬1989. ‬№ 2. ‬С. 52‬56.6. Поляков С. Д. Педагогическая инноватика: от идеи до практики. ‬М.: Педагогический поиск, 2007.7. Левитан К.М. Основы педагогической деонтологии. ‬М.: Наука, 1994. ‬С. 6266.





Pazukhin Svetlana V., Doctor of Psychology, Head of Department, Tula State Pedagogical University named after L.N.Tolstoy, Tulapazuhina@mail.ru

Centrations pedagogical consciousness influence the attitude of the future teachers to individual student *(*This article was prepared with the financial support of the RHF, project № 123601006a1)

Abstract.We prove the need to change the system of relationships in the "teacher students", which is currently one of the sources of the growth processes of dehumanization in education. The results of studies on the identification of features and differences in centrations undergraduate students of different profiles, and also confirmed the effect centrations pedagogical consciousness on the type and nature of the symptoms of a child with prospective teachers.

Key words: pedagogical centration value attitudes of future teachers to students.