К проблеме разработки программ профилактики злоупотребления психоактивными веществами для детей старшего дошкольного возраста
Выпуск:
ART 53629
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Попова
Е.
И. К проблеме разработки программ профилактики злоупотребления психоактивными веществами для детей старшего дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2013. – Т. 3. – С.
3116–3120. – URL:
http://e-koncept.ru/2013/53629.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам разработки программы
первичной профилактики, направленной на предотвращение употребления психоактивных веществ среди здоровых детей старшего дошкольного возраста (6-8 лет).
Ключевые слова:
профилактика, психоактивные вещества, ценностное отношение к физическому здоровью, ценностное отношение к психическому здоровью, ценностное отношение к социальному здоровью, био-психо-социо-духовное единство здорового образа жизни
Текст статьи
Попова Елена Исааковна,Кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики и педагогики детства ФГБОУ ВПО«Ишимский государственный педагогический институт им.П.П.Ершова», г. ИшимЕmail: Iris1958.18@mail.ru К проблеме разработки программ профилактики злоупотребления психоактивными веществами для детей старшего дошкольного возраста
Аннотация. Статья посвящена вопросам разработки программы первичной профилактики, направленной на предотвращение употребления психоактивных веществ (ПАВ) среди здоровых детей старшего дошкольного возраста (68 лет).Ключевые слова:профилактика, ПАВ (психоактивные вещества), ценностное отношение к физическому здоровью, ценностное отношение к психическому здоровью, ценностное отношение к социальному здоровью,биопсихосоциодуховное единство здорового образа жизни.
Среди основных тенденций, характеризующих наркологическую ситуацию в России, наибольшую тревогу вызывает неуклонное омоложение потребителей психоактивных веществ. Актуальность данной проблемы обусловлена социальным заказом на проведение профилактики наркомании в период дошкольного детства; отношением к дошкольному возрасту как уникальному периоду развития личности; а также возможностью совершенствования качества воспитания ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста путем создания специальных условий в ДОУ.Анализ психологопедагогической литературы позволил выделить ряд причин, способствующих приобщению к наркомании в период дошкольного детства:1)негативная Яконцепция (заниженная самооценка, формирование «комплекса неудачника», преобладание мотивации избегания неудач), сформировавшаяся под влиянием неадекватной оценки взрослыми личности и деятельности ребенка;2)усвоение негативного поведения в результате подражания негативным моделям;3)непродуктивный контакт со взрослыми и сверстниками, связанный с недостаточной развитостью коммуникативных навыков;4)подавление детской инициативы со стороны взрослого.Профилактика наркомании в старшем дошкольном возрасте должна носить альтернативный характер. Ее основная задача не столько предотвратить употребление психоактивных веществ, сколько сформировать у ребенка психологическое и социальное здоровье, которое обеспечит ему полезные поведенческие навыки и установки и в конечном итоге эффективную социальную адаптацию.Таким образом, особенности старшего дошкольника дают основание рассматривать этот возрастной период как сензитивный в целях профилактики употребления психоактивных веществ.Анализ новых программ дошкольного образования «Детство», «Истоки», «От рождения до школы», «Радуга», «Мир открытий» и других показал, что в них в явном виде не представлена работа по воспитанию ценностного отношения к здоровью. С целью разработки и реализации профилактической программы, направленной на профилактику употребления психоактивных веществв период дошкольного детства, мы обратились к анализу зарубежных профилактических программ: «Американская программа формирования жизненных навыков и профилактики употребления психоактивных веществ (ФЖН)», «Австралийская программа позитивной профилактики приобщения к употреблению психоактивных веществ (ППП)» и программа американских авторов Розмари Тиш, Линда, Дэвид Сибли и Джулия Скал «Ключи жизни».Анализ отечественных и зарубежных профилактических программ позволил прийти к выводу о том, что программ, направленных на профилактику употребления психоактивных веществ в период дошкольного детства, не существует. В психологопедагогической литературе описаны основные подходы к решению проблемы наркомании: подход, основанный на распространении информации о наркомании; подход, основанный на аффективном (эмоциональном) обучении; подход, основанный на влиянии социальных факторах; подход, основанный на формировании жизненных навыков; подход, основанный на развитии деятельности, альтернативной употреблению наркотических веществ; подход, основанный на укреплении здоровья 1. Подход, основанный на укреплении здоровья, в основу которого положено развитие жизненной компетенции, личностных ресурсов и навыков без употребления психоактивных веществ, получает все более широкое распространение в России.Мы полагаем, что профилактика употребления психоактивных веществ в период дошкольного детства возможна черезвоспитание ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста.С этой целью нами была разработана программа «Здоровый выбор». В основе программы –концепция Линды и Дэвида Сибли, Розмари Тиш и Джулии Скалл о биопсихосоциодуховном единстве здорового образа жизни 2.Согласно этому, мы определили содержание понятия «ценностное отношение к здоровью» как процесс осознания, объяснения, понимания субъектом ценности своего здоровья, как значимой функции организма, и результат этого процесса, выраженный в виде познавательного интереса или цели.Исходя из вышеизложенного, ценностное отношение к физическому здоровью можно определить как процесс осознания, объяснения, понимания субъектом ценности своего здоровья (здорового образа жизни), выраженный в желании субъекта заботиться о своём теле (правильное питание, гигиена, нормальный сон, упражнения и т.п.).Ценностное отношение к психическому здоровью –это процесс осознания, объяснения, понимания субъектом ценности своего здоровья (здорового образа жизни), выраженный в позитивном мышлении и положительном представлении о самом себе.Ценностное отношение к социальному здоровью –это процесс осознания, объяснения, понимания субъектом ценности своего здоровья (здорового образа жизни), выраженный в желании субъекта общаться с другими людьми и в умении поддерживать хорошие взаимоотношения.Мы полагаем, что некоторые аспекты духовного уровня в период дошкольного детства целесообразно рассматривать в рамках психологического и социального.«Здоровый выбор» это программа первичной профилактики, направленная на предотвращение употребления психоактивных веществ (ПАВ) среди здоровых детей старшего дошкольного возраста (68 лет).Ядром программы является понятие «здоровый образ жизни». «Здоровый выбор» это ключ к здоровому образу жизни, который означает благополучие физическое, психологическое, социальное и духовное.К числу основных принципов программы мы отнесли следующие:
принцип личностноориентированного взаимодействия в общении взрослого и ребенка;
аксиологический принцип, выражающийся в ценностноцелевой направленности –развитии ценностных ориентаций, способствующих воспитанию ценностного отношения к психическому, социальному, духовному здоровью;
принцип системности и интегративности, выражающийся во взаимодействии различных видов деятельности, сочетании интеллектуального, эмоциональноволевого и действеннопрактического компонентов воспитания ценностного отношения к психическому, социальному, духовному здоровью, информировании о сущностных и содержательных аспектах данного феномена;
принцип воспитания в духе открытости и понимания себя и других. Цель программы: развить у дошкольников навыки эффективной социальной адаптации, позволяющей им успешно реализовать свои социальное потребности, снизить «привлекательность» психоактивных веществ, предупредить приобщение кпсихоактивным веществам, сформировать физически, психологически, социально и духовно здорового ребенка, готового жить в меняющемся социуме без зависимостей.Задачи программы: познакомить детей с разными эмоциональными состояниями; развивать способность к рефлексии эмоционального поведения; сформировать умение распознавать эмоциональные состояния других людей на основе наблюдения за внешними проявлениями эмоций; развивать навыки самоконтроля и др.
К педагогическимусловиямвоспитания ценностного отношения к здоровью мы отнесли следующие: повышение образовательного и уровня информированности о сущностных и содержательных аспектахздорового образа жизни; включение детей в социально значимую деятельность; выделение этапов работы; насыщение образовательного процесса «образцами»здорового образа жизни; осознание проблемы ценностного отношения к здоровью на личном уровне, толерантная позиция педагога, работающего с детьми и др.В соответствии с основной концепцией программы (биопсихосоциодуховное единство здорового образа жизни), каждая тема преподается на 4х уровнях: физическом, психологическом, социальном и духовном. Перечень тем занятий, в процессе которых используются активные методы обучения (проблемный рассказ, эвристическая и проблемнопоисковая беседа, проблемные наглядные пособия, метод познавательных игр, метод создания ситуаций познавательного спора, метод аналогий, метод анализа на занятиях жизненных ситуаций, метод мозгового штурма, элементы дискуссии, проблемные ситуации и др.), методы эмоционального воздействия (методэмоциональносенсорного воздействия, метод контрастного сопоставления, метод побуждения к сопереживанию, метод эмоциональнообразного воздействия) и методические средства (ролевые, психогимнастические, коммуникативные игры, игрыдраматизации, свободное рисование), представлен следующим образом: «Здоровый образ жизни», «Общение», «Чувства», «Защита чувств», «Управление гневом», «Здоровый выбор», «Личные границы», «Дружба», «Собственная уникальность».Тема «Здоровой образ жизни» включает круг знаний: о здоровом образе жизни; о пользе физического здоровья; о пользе психического здоровья; о пользе социального здоровья.Тема «Общение» включает круг знаний: о физическом способе общения; о социальном способе общения.Тема «Чувства» включает круг знаний: о сигналах своего тела; о собственных чувствах (гнев, страх, радость, удивление, недоумение, обида, одиночество, печаль); о способах защиты от чувств; о пользе чувств.Тема «Защита от чувств» включает круг знаний о том, что может быть опасным в общении; о физическом способе защиты от чувств; о психическом способе защиты от чувств. Тема «Управление гневом» включает круг знаний: о физических способах контроля над гневом; о психически безопасных способах выражения гнева; о социально безопасных способах выражения гнева.Тема «Здоровый выбор» включает круг знаний: о пользе здорового выбора; о правилах решения проблем.Тема «Личные границы» включает круг знаний: о способах установления собственных физических границ; о способах контролирования прикосновений к себе.Тема «Дружба» включает круг знаний: о возможностях выбора надежных и заслуживающих доверия друзей; о том, что дети физически и психически могут иметь друзей, которые помогут им вести ЗОЖ.Тема «Уникальность» включает круг знаний: о своей уникальности; о том, что значит быть особенным; о физических качествах и способностях; об умственных психических качествах и способностях; о социальных качествах и способностях; об уникальных качествах и способностях других людей.Мы опирались на структуру занятий, предложенную Розмари Тиш, Линдой, Дэвидом Сибли, Джулией Скал, которую рассмотрим с позиций возможного переноса.Повторение основных положений прошлого занятия.Введение в тему (объяснение актуальности темы, введение основных терминов –понятий; обоснование преемственности темы).Работа по теме: раскрытие темы на четырех уровнях физическом, психическом, социальном (духовном).Заключение (рефлексия полученного опыта).Домашнее задание (практическое применение усвоенных навыков).Как видно, составляющими деятельности педагогов по профилактике употребления психоактивных веществ в дошкольном возрасте являются: образовательный, психологический, социальный и духовный компоненты.Образовательный компонент предполагает формирование знаний о физическом, психическом,социальном и духовном здоровье; Психологический компонент: развитие навыков преодоления проблемы в процессе игры путем превращении негативной ситуации в успешную; формирование умения понимать себя и других;формированиеумения делать выбор и нести за него ответственность;развитие чувства безопасности, идентичности и уверенности в себе;формирование положительного отношения к себе и др. Социальный компонент: создание отношений доверия и привязанности; вооружение детей разными формами общения («я умею понимать другого», «я умею действовать сообща», «я умею договариваться и соотносить свои замыслы с замыслами других детей»);вооружение способами разрешения конфликтов;вооружение способами выражения как позитивных, так и негативных чувств;формированиеадекватной самооценки и др.Духовный компонент:развитие сопереживания (сочувствия) другим людям и желания добра другому;развитие способности оказывать помощь другим людям;формирование умения понять другого человека, поставить себя на его место.
При разработке занятий учитывались основные потребности, характерные для ребенкадошкольника:в любви, признании;общении (в частности со сверстниками);сотрудничестве, взаимопонимании и сопереживании взрослого, в его уважении;положительных эмоциях;новыхвпечатлениях, знаниях, осознании своей компетентности;общественно значимой деятельности;осознании соответствия положительному нравственному эталону.Развивающий эффект занятий проявится, на наш взгляд, в поиске детьми нового знания, новых познавательных ориентиров более высокого уровня сложности; в изменении позиции дошкольников по отношению к сверстникам, к себе, к значимой деятельности (становятся более инициативными и самостоятельными).
Ссылки на источники1.Хажилина И.И. Профилактика наркомании: модели, тренинги, сценарии Текст/ И.И. Хажилина. –М.: Издво Института Психотерапии, 2002. –228 с.2.Сибли Линда. Ключи Жизни: Учебнометодическое пособие для общеобразовательной школы и социальных центров Текст/ Линда Сибли, Девид Сибли, Розмари Тием,Джулия Скейз. –М.: Просвещение, 2005. 197 с.
Popova Elena IsaakovnaCandidate of pedagogical Sciences, associate Professor of the Department of social pedagogy and childhood pedagogy FGBOU VPO "Ishimskiy state pedagogical institute of P.P. Ershov", t.IshimЕmail: Iris1958.18@mail.ru
Toward the problem of development of programs of prevention of abuse psychoactive substance for children of preschool age
Annotation.The article is devoted to questions of development of program of primary prevention aimed to prevent psychoactive substance use (PAV) among healthy children of preschool age (68 years).Key words:prevention, PAV (psychoactive substance), the value attitude to the physicalhealth, the value attitude to the psychical health, the value attitude to the social health, biopsychosociospiritual unity of the healthy way of life.
Аннотация. Статья посвящена вопросам разработки программы первичной профилактики, направленной на предотвращение употребления психоактивных веществ (ПАВ) среди здоровых детей старшего дошкольного возраста (68 лет).Ключевые слова:профилактика, ПАВ (психоактивные вещества), ценностное отношение к физическому здоровью, ценностное отношение к психическому здоровью, ценностное отношение к социальному здоровью,биопсихосоциодуховное единство здорового образа жизни.
Среди основных тенденций, характеризующих наркологическую ситуацию в России, наибольшую тревогу вызывает неуклонное омоложение потребителей психоактивных веществ. Актуальность данной проблемы обусловлена социальным заказом на проведение профилактики наркомании в период дошкольного детства; отношением к дошкольному возрасту как уникальному периоду развития личности; а также возможностью совершенствования качества воспитания ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста путем создания специальных условий в ДОУ.Анализ психологопедагогической литературы позволил выделить ряд причин, способствующих приобщению к наркомании в период дошкольного детства:1)негативная Яконцепция (заниженная самооценка, формирование «комплекса неудачника», преобладание мотивации избегания неудач), сформировавшаяся под влиянием неадекватной оценки взрослыми личности и деятельности ребенка;2)усвоение негативного поведения в результате подражания негативным моделям;3)непродуктивный контакт со взрослыми и сверстниками, связанный с недостаточной развитостью коммуникативных навыков;4)подавление детской инициативы со стороны взрослого.Профилактика наркомании в старшем дошкольном возрасте должна носить альтернативный характер. Ее основная задача не столько предотвратить употребление психоактивных веществ, сколько сформировать у ребенка психологическое и социальное здоровье, которое обеспечит ему полезные поведенческие навыки и установки и в конечном итоге эффективную социальную адаптацию.Таким образом, особенности старшего дошкольника дают основание рассматривать этот возрастной период как сензитивный в целях профилактики употребления психоактивных веществ.Анализ новых программ дошкольного образования «Детство», «Истоки», «От рождения до школы», «Радуга», «Мир открытий» и других показал, что в них в явном виде не представлена работа по воспитанию ценностного отношения к здоровью. С целью разработки и реализации профилактической программы, направленной на профилактику употребления психоактивных веществв период дошкольного детства, мы обратились к анализу зарубежных профилактических программ: «Американская программа формирования жизненных навыков и профилактики употребления психоактивных веществ (ФЖН)», «Австралийская программа позитивной профилактики приобщения к употреблению психоактивных веществ (ППП)» и программа американских авторов Розмари Тиш, Линда, Дэвид Сибли и Джулия Скал «Ключи жизни».Анализ отечественных и зарубежных профилактических программ позволил прийти к выводу о том, что программ, направленных на профилактику употребления психоактивных веществ в период дошкольного детства, не существует. В психологопедагогической литературе описаны основные подходы к решению проблемы наркомании: подход, основанный на распространении информации о наркомании; подход, основанный на аффективном (эмоциональном) обучении; подход, основанный на влиянии социальных факторах; подход, основанный на формировании жизненных навыков; подход, основанный на развитии деятельности, альтернативной употреблению наркотических веществ; подход, основанный на укреплении здоровья 1. Подход, основанный на укреплении здоровья, в основу которого положено развитие жизненной компетенции, личностных ресурсов и навыков без употребления психоактивных веществ, получает все более широкое распространение в России.Мы полагаем, что профилактика употребления психоактивных веществ в период дошкольного детства возможна черезвоспитание ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста.С этой целью нами была разработана программа «Здоровый выбор». В основе программы –концепция Линды и Дэвида Сибли, Розмари Тиш и Джулии Скалл о биопсихосоциодуховном единстве здорового образа жизни 2.Согласно этому, мы определили содержание понятия «ценностное отношение к здоровью» как процесс осознания, объяснения, понимания субъектом ценности своего здоровья, как значимой функции организма, и результат этого процесса, выраженный в виде познавательного интереса или цели.Исходя из вышеизложенного, ценностное отношение к физическому здоровью можно определить как процесс осознания, объяснения, понимания субъектом ценности своего здоровья (здорового образа жизни), выраженный в желании субъекта заботиться о своём теле (правильное питание, гигиена, нормальный сон, упражнения и т.п.).Ценностное отношение к психическому здоровью –это процесс осознания, объяснения, понимания субъектом ценности своего здоровья (здорового образа жизни), выраженный в позитивном мышлении и положительном представлении о самом себе.Ценностное отношение к социальному здоровью –это процесс осознания, объяснения, понимания субъектом ценности своего здоровья (здорового образа жизни), выраженный в желании субъекта общаться с другими людьми и в умении поддерживать хорошие взаимоотношения.Мы полагаем, что некоторые аспекты духовного уровня в период дошкольного детства целесообразно рассматривать в рамках психологического и социального.«Здоровый выбор» это программа первичной профилактики, направленная на предотвращение употребления психоактивных веществ (ПАВ) среди здоровых детей старшего дошкольного возраста (68 лет).Ядром программы является понятие «здоровый образ жизни». «Здоровый выбор» это ключ к здоровому образу жизни, который означает благополучие физическое, психологическое, социальное и духовное.К числу основных принципов программы мы отнесли следующие:
принцип личностноориентированного взаимодействия в общении взрослого и ребенка;
аксиологический принцип, выражающийся в ценностноцелевой направленности –развитии ценностных ориентаций, способствующих воспитанию ценностного отношения к психическому, социальному, духовному здоровью;
принцип системности и интегративности, выражающийся во взаимодействии различных видов деятельности, сочетании интеллектуального, эмоциональноволевого и действеннопрактического компонентов воспитания ценностного отношения к психическому, социальному, духовному здоровью, информировании о сущностных и содержательных аспектах данного феномена;
принцип воспитания в духе открытости и понимания себя и других. Цель программы: развить у дошкольников навыки эффективной социальной адаптации, позволяющей им успешно реализовать свои социальное потребности, снизить «привлекательность» психоактивных веществ, предупредить приобщение кпсихоактивным веществам, сформировать физически, психологически, социально и духовно здорового ребенка, готового жить в меняющемся социуме без зависимостей.Задачи программы: познакомить детей с разными эмоциональными состояниями; развивать способность к рефлексии эмоционального поведения; сформировать умение распознавать эмоциональные состояния других людей на основе наблюдения за внешними проявлениями эмоций; развивать навыки самоконтроля и др.
К педагогическимусловиямвоспитания ценностного отношения к здоровью мы отнесли следующие: повышение образовательного и уровня информированности о сущностных и содержательных аспектахздорового образа жизни; включение детей в социально значимую деятельность; выделение этапов работы; насыщение образовательного процесса «образцами»здорового образа жизни; осознание проблемы ценностного отношения к здоровью на личном уровне, толерантная позиция педагога, работающего с детьми и др.В соответствии с основной концепцией программы (биопсихосоциодуховное единство здорового образа жизни), каждая тема преподается на 4х уровнях: физическом, психологическом, социальном и духовном. Перечень тем занятий, в процессе которых используются активные методы обучения (проблемный рассказ, эвристическая и проблемнопоисковая беседа, проблемные наглядные пособия, метод познавательных игр, метод создания ситуаций познавательного спора, метод аналогий, метод анализа на занятиях жизненных ситуаций, метод мозгового штурма, элементы дискуссии, проблемные ситуации и др.), методы эмоционального воздействия (методэмоциональносенсорного воздействия, метод контрастного сопоставления, метод побуждения к сопереживанию, метод эмоциональнообразного воздействия) и методические средства (ролевые, психогимнастические, коммуникативные игры, игрыдраматизации, свободное рисование), представлен следующим образом: «Здоровый образ жизни», «Общение», «Чувства», «Защита чувств», «Управление гневом», «Здоровый выбор», «Личные границы», «Дружба», «Собственная уникальность».Тема «Здоровой образ жизни» включает круг знаний: о здоровом образе жизни; о пользе физического здоровья; о пользе психического здоровья; о пользе социального здоровья.Тема «Общение» включает круг знаний: о физическом способе общения; о социальном способе общения.Тема «Чувства» включает круг знаний: о сигналах своего тела; о собственных чувствах (гнев, страх, радость, удивление, недоумение, обида, одиночество, печаль); о способах защиты от чувств; о пользе чувств.Тема «Защита от чувств» включает круг знаний о том, что может быть опасным в общении; о физическом способе защиты от чувств; о психическом способе защиты от чувств. Тема «Управление гневом» включает круг знаний: о физических способах контроля над гневом; о психически безопасных способах выражения гнева; о социально безопасных способах выражения гнева.Тема «Здоровый выбор» включает круг знаний: о пользе здорового выбора; о правилах решения проблем.Тема «Личные границы» включает круг знаний: о способах установления собственных физических границ; о способах контролирования прикосновений к себе.Тема «Дружба» включает круг знаний: о возможностях выбора надежных и заслуживающих доверия друзей; о том, что дети физически и психически могут иметь друзей, которые помогут им вести ЗОЖ.Тема «Уникальность» включает круг знаний: о своей уникальности; о том, что значит быть особенным; о физических качествах и способностях; об умственных психических качествах и способностях; о социальных качествах и способностях; об уникальных качествах и способностях других людей.Мы опирались на структуру занятий, предложенную Розмари Тиш, Линдой, Дэвидом Сибли, Джулией Скал, которую рассмотрим с позиций возможного переноса.Повторение основных положений прошлого занятия.Введение в тему (объяснение актуальности темы, введение основных терминов –понятий; обоснование преемственности темы).Работа по теме: раскрытие темы на четырех уровнях физическом, психическом, социальном (духовном).Заключение (рефлексия полученного опыта).Домашнее задание (практическое применение усвоенных навыков).Как видно, составляющими деятельности педагогов по профилактике употребления психоактивных веществ в дошкольном возрасте являются: образовательный, психологический, социальный и духовный компоненты.Образовательный компонент предполагает формирование знаний о физическом, психическом,социальном и духовном здоровье; Психологический компонент: развитие навыков преодоления проблемы в процессе игры путем превращении негативной ситуации в успешную; формирование умения понимать себя и других;формированиеумения делать выбор и нести за него ответственность;развитие чувства безопасности, идентичности и уверенности в себе;формирование положительного отношения к себе и др. Социальный компонент: создание отношений доверия и привязанности; вооружение детей разными формами общения («я умею понимать другого», «я умею действовать сообща», «я умею договариваться и соотносить свои замыслы с замыслами других детей»);вооружение способами разрешения конфликтов;вооружение способами выражения как позитивных, так и негативных чувств;формированиеадекватной самооценки и др.Духовный компонент:развитие сопереживания (сочувствия) другим людям и желания добра другому;развитие способности оказывать помощь другим людям;формирование умения понять другого человека, поставить себя на его место.
При разработке занятий учитывались основные потребности, характерные для ребенкадошкольника:в любви, признании;общении (в частности со сверстниками);сотрудничестве, взаимопонимании и сопереживании взрослого, в его уважении;положительных эмоциях;новыхвпечатлениях, знаниях, осознании своей компетентности;общественно значимой деятельности;осознании соответствия положительному нравственному эталону.Развивающий эффект занятий проявится, на наш взгляд, в поиске детьми нового знания, новых познавательных ориентиров более высокого уровня сложности; в изменении позиции дошкольников по отношению к сверстникам, к себе, к значимой деятельности (становятся более инициативными и самостоятельными).
Ссылки на источники1.Хажилина И.И. Профилактика наркомании: модели, тренинги, сценарии Текст/ И.И. Хажилина. –М.: Издво Института Психотерапии, 2002. –228 с.2.Сибли Линда. Ключи Жизни: Учебнометодическое пособие для общеобразовательной школы и социальных центров Текст/ Линда Сибли, Девид Сибли, Розмари Тием,Джулия Скейз. –М.: Просвещение, 2005. 197 с.
Popova Elena IsaakovnaCandidate of pedagogical Sciences, associate Professor of the Department of social pedagogy and childhood pedagogy FGBOU VPO "Ishimskiy state pedagogical institute of P.P. Ershov", t.IshimЕmail: Iris1958.18@mail.ru
Toward the problem of development of programs of prevention of abuse psychoactive substance for children of preschool age
Annotation.The article is devoted to questions of development of program of primary prevention aimed to prevent psychoactive substance use (PAV) among healthy children of preschool age (68 years).Key words:prevention, PAV (psychoactive substance), the value attitude to the physicalhealth, the value attitude to the psychical health, the value attitude to the social health, biopsychosociospiritual unity of the healthy way of life.