Интерактивные технологии в формировании коммуникативной компетенции

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Полицинская Е. В. Интерактивные технологии в формировании коммуникативной компетенции // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 3111–3115. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53628.htm.
Аннотация. Актуальной задачей высшего учебного заведения сегодня является реализация компетентностного подхода в образовании, а именно, формирование профессиональных компетенций. Коммуникативная компетенция имеет особую значимость в жизни человека, поэтому ее формированию необходимо уделять особое внимание. Это становиться возможным при использовании интерактивных технологий обучения. Интерактивные методы основаны на принципах взаимодействия, активности обучаемых, опоре на групповой опыт, обязательной обратной связи. Создается среда образовательного общения, которая характеризуется открытостью, взаимодействием участников, равенством их аргументов, накоплением совместного знания, возможность взаимной оценки и контроля
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Полицинская Екатерина Викторовна Старший преподаватель кафедры Экономики и автоматизированных систем управления, Юргинского технологическогоинститута(филиала) Томского политехнического университета, Кемеровская обл., г.Юрга, ул.Ленинградская д.26Katy031983@mail.ru

Интерактивные технологии в формировании коммуникативной компетенции

Аннотация:Актуальной задачей высшего учебного заведения сегодня является реализация компетентностного подхода в образовании, а именно, формирование профессиональных компетенций. Коммуникативная компетенция имеет особую значимость в жизни человека, поэтому ее формированию необходимо уделятьособое внимание. Это становиться возможным при использовании интерактивных технологий обучения. Интерактивные методы основаны напринципах взаимодействия, активности обучаемых, опоре на групповой опыт, обязательной обратной связи. Создается среда образовательного общения, которая характеризуется открытостью, взаимодействием участников, равенством их аргументов, накоплением совместного знания, возможность взаимной оценки и контроля.

Ключевые слова: компетентностный подход, компетенции, студенты, интерактивные технологии, деловые игры.

В настоящее время современные технологии обучения студентов в вузе предполагают поворот к личности, принятие ее личных целей, интересов и запросов. Согласно ФГОС целью обучения является формирование общекультурных и профессиональных компетенций у выпускников вузов для успешной реализации себя как личности в социальной и профессиональной деятельности.Таким образом, концептуальным основанием новых ФГОС ВПО был избран компетентностный подход. При этом компетенция трактуется как система ценностей и личностных качеств, знаний, умений, навыков и способностей человека, обеспечивающая его готовность к компетентному выполнению профессиональной деятельности.

В настоящее время достаточно широко обсуждается проблематика профессиональных компетенций и компетентности. И это не случайно, поскольку особое значение приобретает определение содержания профессиональныхкомпетенций, выявление аспектов и отдельных условий их формирования, а также решение проблем связанных с управлением процессом формирования компетентности специалистов.На наш взгляд, рассматривая различные компетенции целесообразно их классифицировать пообластям, в которых они наиболее полно реализуются. О.Н. Олейникова выделяет три группы: профессиональные компетенции, относящиеся к собственно области профессиональной деятельности; надпрофессиональные, или сквозные, компетенции, связанные с охраной труда и окружающей среды, профессиональным общением и совершенствованием трудовой среды и рабочего места; ключевые компетенции, относящиеся ко всем видам деятельности, в которую включен человек, и предполагающие его способность получать новые и адаптировать старые знания к новым контекстам, а также адаптироваться к изменяющейся ситуации собственного профессионального и личностного роста и развития [1, с.60]. Таким образом, в современных условиях одних лишь профессиональных компетенций недостаточно, особое значение имеют ключевые компетенции –компетенции, обеспечивающие успешную деятельность человека в современном обществе независимо от области профессиональной деятельности. Формированию ключевых компетенций личности в процессе получения профессионального образования посвящены исследования О.М. Бобиенко [2]. При этом мы полностью согласны с Д.И. Котовой отмечающей, что «… в учреждениях профессионального образования не может быть полностью сформирован тот тип компетенции, который необходим специалисту в работе. Врамках системы профессионального образования может быть сформирован определённый уровень готовности (способности) к формированию компетенции, в состав которой входят знания, умения, навыки, личностные качества, мотивация…» [3, с.6]. Исходя из 49 опроса работодателей г.Юрги, Юргинского района Кемеровской области, Новосибирской области, мы выделили следующие ключевые компетенции, которые, по их мнению, должны быть сформированы у выпускника для дальнейшей успешной профессиональной деятельности представлены в таблице 1: Таблица 1Ключевые компетенцииКлючевая компетенцияСодержание ключевых компетенцийИнформационная1.Умение работать с различными источниками и видами (графики, таблицы, диаграммы) информации. 2.Умение логически мыслить, выделить главное, кратко, ёмко, логически связано представить материал. Коммуникативная1.Владение навыками общения, вести дискуссию, задавать и отвечать на вопросы. 2.Умение слушать, убеждать, отстаивать свою точку зрения, грамотно и аргументировано излагать информацию.Организационная1.Умение работать в группе 2.Организация самостоятельной работы по достижению заданной цели Исследовательская1.Осуществление сбора, анализа, обобщения и систематизации информации по теме исследования;2.Участие в проведении исследования (опрос, анкетирование);3.Анализ и обработка результатов исследования;4.Представить результат в виде отчета, презентации.

Коммуникативная компетенция относится к группе ключевых компетенций, т. е. имеет особую значимость в жизни человека, поэтому ее формированию мы уделяем особое внимание. Вопервых, она влияет на успешность обучения. Если студент испытывает дискомфорт, стеснения, отвечая на вопросы преподавателя или выступая с докладом перед группой, не может точно и ясно выразить свои мысли, то его ответ или доклад может быть хуже имеющихся в действительности знаний, а его оценка, соответственно, ниже. Полученный негативный опыт может отрицательно повлиять на последующую учебную деятельность.Вовторых, от уровня сформированности коммуникативной компетентности во многом зависит процесс будущей адаптации выпускника в трудовом коллективе. Для развития коммуникативной компетентности необходимо:определить уровень ее сформированности для студента на различном этапе обучения; использовать в процессе обучения задания, которая позволила бы повысить уровень коммуникативной компетенции. Для оценки уровня сформированности коммуникативной компетенции мы можем использовать тест «Коммуникативные и организаторские склонности»

В.В. Синявский, В.А. Федорошин[4], а также используем собственные задания, которые позволят, по нашему мнению, сделать выводы о сформированности данной компетенции, ориентируясь на представленные ниже в таблице 2 критерии оценки. Таблица 2Уровни сформированности коммуникативной компетенции

Уровни сформированности Критерии

Высокий уровень(0,71 –0,1)Владение навыками общения, вести дискуссию, задавать и отвечать на вопросы. Умение слушать, убеждать, отстаивать свою точку зрения, грамотно и аргументировано излагать информацию.Не испытывает дискомфорт, выступая перед аудиторией.

Средний уровень(0,66 –0,70)Не всегда внимательно слушает, умеет подобрать необходимые аргументы, для того, чтобы отстоять свою точку зрения.Не всегда может четко и ясно задать вопрос и отвечать на поставленные вопросы.Испытывает дискомфорт, выступая перед разной по значимости аудиторией.

Низки уровень(0,20 –0,65)Не владеет навыками общения, затрудняется вести дискуссию, не умеет четко и ясно задавать и отвечать на поставленные вопросы. Не владеет навыками убеждения, не умеет отстаивать свою точку зрения, грамотно и аргументировано излагать информацию.Испытывает дискомфорт выступая перед аудиторией.

Для проверки данной компетенции можно использовать также следующее простое упражнение «Знакомство». Каждый студент должен кратко рассказать о себе (дата рождения, школа, которую закончил, интересы, увлечения, почему поступил на данную специальность, профессиональные планы на будущее). В процессе выполнения этого задания, мы можем сделать вывод, кто из студентов владеет навыками общения, а также мы можем определить кто испытывает, а кто не испытывает дискомфорта перед группой, рассказывая о себе. Для формирования данной компетенции у студентов мы предлагаем использовать следующие интерактивные технологии:деловые игры и технологию «Дебаты»Понятие «интерактивный» происходит от английского«interact» («inter»взаимный, «act»действовать). Интерактивное обучения –это способ взаимодействия преподавателя и обучающихся в режиме диалога, то есть в отличие от активных методов, интерактивные методы ориентированы на более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминировании активности обучающихся в процессе обучения. Учебный процесс, опирающийся на использование интерактивных методов обучения, организуется с учетом включенности в процесс познания всех студентов группы без исключения. Совместная деятельность означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Организуются индивидуальная, парная и групповая работа, используется проектная работа, ролевые игры, осуществляется работа с документами и различными источниками информации. Интерактивные методы основаны на принципах взаимодействия, активности обучаемых, опоре на групповой опыт, обязательной обратной связи. Создается среда образовательного общения, которая характеризуется открытостью, взаимодействием участников, равенством их аргументов, накоплением совместного знания, возможность взаимной оценки и контроля.[3, с. 79]Теперь более подробно рассмотрим деловые игры и технологию «Дебаты». В основе деловой игры лежит сценарий, моделирующий ситуацию профессиональной деятельности специалиста. Преподаватель устно или в письменной форме сообщает участникам игры исходную ситуацию. Каждый участник игры получает и выполняет свою должностную функциюроль. В процессе деловойигры могут вводиться дополнительные условия, создавая новые задачи, которые требуют оперативного решения. Ответственность за результативность деловой игры, конечно же, во многом зависит от преподавателя. Он должен направлять ее ход, помогать в разрешении возникающих проблем и недоразумений, вносить коррективы в неверные решения. Деловые игры обладают большими обучающими и воспитательными возможностями. В процессе выполнения своей роли студент не только закрепляет и повторяет полученные теоретические навыки, но и у него формируется ценностное отношение к будущей профессиональной деятельности. Деловая игра учит коллективным действиям, необходимым в практической профессиональной деятельности. В процессе игры, как и в жизни, возможны ошибочные решения, которые быстро выявляются самими студентами. Такой контроль естественен, корректен, не вызывает отрицательных эмоций, объективен поскольку отражает коллективное мышление. В ходе проведения деловой игры студенты могут играть различные роли (руководителя фирмы,начальника отдела, экономиста, бухгалтера и т.д.). Возможно, что не все студенты участвую в игре, и тогда эта часть студентов выступает в роли наблюдателей, выполняя для себя ценностную и контрольноаналитическую функцию, отмечая для себя, то, как правильно реализовать на практике полученные знания. Так же в процессе наблюдения за ходом деловой игры у студентов формирует благоприятный имидж будущей профессии и соответственно ценностное отношение к будущей профессиональной деятельности. Разные игры предназначены для разного количества участников—от2х человек довсей группы. Если игра рассчитана на2х участников, томы просто разбиваем всех присутствующих напары, они играют, апотом мысравниваем полученные каждой группой результаты иобсуждаем их. Длительность тоже бывает очень разной–от20–30минут до

нескольких пар.

Роль преподаватель при проведении деловой игры заключается в следующем: 1.Выбор деловой игры в соответствии с темой практического занятия 2.В подготовке, если это требуется, необходимого для проведения игры инвентаря (карточки, акции и т.д.)3.Распределение ролей между студентами группы и ознакомление со сценарием игры.4.Корректировка хода деловой игры в процессе ее выполнения (время, введение дополнительных условий, контроль за участниками и наблюдателями).В подведении итогов, преподаватель отмечает все положительные и отрицательные моменты, выставляется рейтинг каждого участника. При распределении ролей между участниками преподаватель должен учитывать личностные качества студентов и их ценностные ориентации. Однако, мы считаем, что иногда необходимо для развития личностных качеств дать роль, которая требует от студента проявить те личностные качества, которые в наименьшей степени у него развиты, так как наша цель заключается в том, чтобы у всех студентов развить и сформировать необходимые личностные качеств на высоком уровне. Мы считаем, что данный метод обучения способствует эффективному повышению качества специалиста. Участие в деловой игре вызывает интерес к изучению предмета, формирует ценностное отношение к будущей профессиональной деятельности. Деловые игры формируют умение работать в команде, в коллективе, формируя коммуникативную, организационную компетенцию. Применение игрового моделирования в процессе экономической подготовки студентов позволяет имитировать конкретную ситуацию, связанную с реальной профессиональной деятельностью, когда предстоит найти правильное решение, соответствующее реальным обстоятельствам. При этом обычно используется не только программный материал, но, что особенно важно, вырабатываются умения и навыки системного мышления, пробуждается стремление к поиску новых идей, стремление к творчеству и коллективному взаимодействию.В ходе проведения деловых игр и коллективного обсуждения их результатов у студентов формируется практические навыки и умения находить решения конкретных задач, связанных с будущей профессиональной деятельностью. Будучи чрезвычайно динамичным процессом, имитационная игра развивает навыки принятия решений, анализа ситуаций и обратных связей, планирование действий на длительную перспективу. Студенты охотно учатся, когда им интересно. Деловые игры дают им такую возможность, в ходе деловой игры студенты могут реализовать свой личностный потенциал. Во время проведения деловой игры мы используем специальное оборудование –видеосъемку, которая позволяет участникам после проведения игры взглянуть на себя со стороны, это позволит узнать о себе и о своем поведении много интересного. Таким образом, деловая игра является эффективным методом формирования профессиональных компетенций и личностных качеств у студентов. Особое внимание на наш взгляд заслуживает технология «Дебаты»для проведения практических и семинарских занятий. Данную технологию описывает Е.В. Советова [5], и хотя она пока ещё редко применяется на практике, уже существует не мало разработок по её практическому применению, например в методике обучения физике [6]. Опыт использования технологии «Дебаты» на практических и семинарских занятиях по экономической теории и менеджменту позволяет отметить высокий интерес студентов к такой форме организации занятий, высокую активность абсолютного большинства студентов по подготовке к занятиям. Данная технология направлена на формирование и развитие у студентов терпимости и уваженияк различным взглядам, способности концентрироваться на сути проблемы, критически мыслить, развитие ораторского искусства, умения работать в команде, выступать в роли лидера, формирование навыков цивилизованного дискуссии, навыков работы с непопулярными идеями и убеждениями и т.д. Суть дебатов состоит в том, что двум сторонам, придерживающимся противоположных взглядов, необходимо убедить третью сторону –судей, что их аргументы в процессе Утверждающая

сторонаОтрицающая

сторонаТема дебатовАргументыПоддержка и доказательство Перекрёстные вопросыРешение судей

СудьиРис. 1. Технология«Дебаты»ГруппаподдержкиГруппаподдержкидоказательства своей правоты при рассмотрении некоторой темы убедительнее, нежели аргументы противника. Элементы построения технологии дебатов следующие (рис.1).Тема дебатов(формулируется в виде утверждения). Например, «Экономическая система США более эффективна экономической системы Китая», «В России нужны платные дороги» и т.д.Утверждающая сторона(представители пытаются убедить судей в правильности своей позиции).Отрицающая сторона (представители доказывают судьям, что позиция утверждающей стороны неверна, их аргументация имеет недостатки).Аргументы(с помощью аргументов необходимо убедить судей в том, что выбранная каждой стороной позиция по отношению к теме –наилучшая, необходимо отобрать самые сильные аргументы).Поддержка и доказательства(вместе с аргументами участники дебатов должны представить судье доказательства, то есть цифры, факты, статистические данные, поддерживающие их позицию).Перекрёстные вопросы(участники дебатов задают вопросы противоположной стороне и отвечают на вопросы оппонентов; вопросы могут использоваться как для разъяснения позиции оппонентов, так и для выявления потенциальных ошибок у противника; полученная в ходе перекрёстных вопросов информация может быть использована в выступлениях следующих участников).Решение судей(после выслушивания обеих сторон судьи заполняют протоколы, фиксирующие решение о предпочтении одной команды по результатам дебатов, решение основывается на том, какая команда была убедительнее).Дебаты начинаются с изложения одной из сторон своей позиции. Первый спикер утверждающей стороны представляет тему, обосновывает актуальность; даёт определение ключевым понятиям темы; представляет точку зрения стороны, обосновывает аспекты и утверждения своей команды; переходит к доказательству аргументов; заканчивает чёткой формулировкой своей линии; задаёт вопросы другой стороне. Затем идут выступление и вопросы другой стороны, которая отстаивает в том же порядке противоположную позицию. Игра длится три раунда с постоянным сокращением времени раундов. Судьями заполняются судейский протокол, на основании которого выносится окончательное решение.Можно рекомендовать следующую структуру протокола: содержание выступлений (соответствие теме, наличие доказательств и поддержек, качество вопросов и ответов); структура речи (логика, соответствие спикера своей роли, соблюдение регламента); способ подачи информации (корректность по отношению к оппонентам, культура речи и культура общения).

В дебатах участвуют две команды, по три игрока с каждой стороны, однако число может быть увеличено. Стороны обсуждения (утверждающая и отрицающая) могут быть разыграны как непосредственно на занятии, так и предварительно. Регламент также может быть также оговорён в каждом конкретном случае. Для вовлечения в дебаты всёй группы целесообразно определить для отрицающей и утверждающей сторон группы поддержки, также принимающие участие в дебатах. В заключение отметим, что использование интерактивных методов обучения: позволяет более эффективно организовать учебный процесс, сочетая традиционное обучение с новыми современными технологиями;мотивирует студентов к получению знаний;формирует ценностное отношение к будущей профессиональной деятельности, так как с помощью интерактивных методов студент вовлекается в моделируемую преподавателем будущую профессиональную деятельность;позволяет сформировать высокий уровень коммуникативной компетенций.

Литература. 1.Олейникова О.Н. Профессиональные стандарты как фактор повышения качества профессионального образования [текст] / О.Н. Олейникова // Образование и наука. Известия уральского отделения Российской академии образования –№8(65), сентябрь 2009. –с.55 –62., с. 602.Бобиенко О.М. Ключевые компетенции личности как образовательный результат системы профессионального образования [текст]: дис. канд. пед. наук / О.М. Бобиенко. –Казань, 2005. –186с3.Котова Д.И. Формирование профессиональной компетенции стратегичесого планирования у муниципальных служащих : автореф. дис. канд. пед. н. / Д.И. Котова. –Екатеринбург, 2007. –26с, С.64.Электронный ресурс http://testoteka.narod.ru/lichn/1/17.html,5.Советова Е.В. Эффективные образовательные технологии [Текст] / Е.В. Советова. –Ростов н/Д.: Феникс, 2007. –285с6.Румбешта Е. А. Теория и методика обучения физике. Современные технологии в обучении физике [Текст] / Е.А. Румбешта, Т.В. Альникова. –Томск: ТГПУ, 2008. –176с.

Politsinsky Ekaterina ViktorovnaSenior teacher of chair of Economy and automated control systems, Yurginsky institute of technology (branch) of Tomsk polytechnical university, Kemerovo Region, Yurga, 26 Leningradskaya St.Katy031983@mail.ru

Interactive technologies in formation of communicative competence

Summary: An actual problem of a higher educational institution today is realization ofa kompetentnostny approach in education, namely, formation of professional competences. Communicative competence has the special importance in human life therefore it is necessary for its formation to give particular attention. It to become possible when using interactive technologies of training. Interactive methods are based on principles of interaction, activity of trainees, a support on group experience, obligatory feedback. The environment of educational communication which is characterized by openness, interaction of participants, equality of their arguments, accumulation of joint knowledge, possibility of a mutual assessment and control is created.

Keywords: kompetentnostny approach, competences, students, interactive technologies, business games.