Повышение качества образования через использование здоровьесберегающих технологий

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Тюшникова А. Г. Повышение качества образования через использование здоровьесберегающих технологий // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 3236–3240. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53653.htm.
Аннотация. Современное состояние общества, высокие темпы его развития предъявляют все новые и более высокие требования к человеку и его здоровью. Проблема сохранения и целенаправленного формирования здоровья детей, молодежи в современных условиях развития России исключительно значима и актуальна, поскольку связана напрямую с проблемой безопасности и независимости
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Тюшникова Алевтина ГеннадьевнаУчитель начальных классов, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 Барабинского района, г.БарабинскSuper.allo4ka67@yandex.ru

Повышение качества образования через использование здоровьесберегающих технологий.Аннотация:Современное состояние общества, высокие темпы его развития предъявляют все новые и более высокие требования к человеку и его здоровью. Проблема сохранения и целенаправленного формирования здоровья детей, молодежи в современных условиях развития России исключительно значима и актуальна, поскольку связана напрямую с проблемой безопасности и независимости. Ключевые слова:Здоровьесбережение, технологии, здоровый образ жизни, здоровье школьника

С введением новых стандартов подготовка квалифицированных специалистов, конкурентоспособных на рынке труда, способных к компетентной, ответственной и эффективной деятельности по своей профессии, невозможна без внедрения инновационных технологий, которые в практике обучения являются обязательным условием повышения качества обучения. В результате реализации современных подходов в образовании к обучающему предъявляют жесткие и высокие требования, он ставится в такие условия, когдапути и средства решения проблемы нужно находить в системе реального времени и достигать при этом реального нужного результата. Для многих обучающихся это может привести к нарушению здоровья. С целью решения проблемы сохранения здорового поколения при внедрении новых стандартов необходимо предусмотреть эффективное использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения.Цель здоровьесбережения –создание условий и проведение мероприятий, направленных на сохранение здоровья обучающихся. Основными задачами здоровьесбережения являются: формирование потребностейобучающихсяв сохранении и укреплении своего здоровья; создание в общеобразовательной школе здоровьесберегающей среды; информационное обеспечениепроцесса здоровьесбережения; применение в учебновоспитательномпроцессе здоровьесберегающих технологий. Современные средства информационнокоммуникативных технологий дают возможность повышения эффективности и качества образования, играют большую роль в формировании новой системы образования. Они способствуют интенсивности и результативности обучения, позволяют создать новые средства воспитательного воздействия, более эффективно взаимодействовать педагогам и обучаемым, дают возможность разнообразить уроки, привлечь интерес ребят к своему предмету. Школа на современном этапе должна и может стать важнейшим звеном социализации подрастающего населения. Через школу проходит все население, и на данном этапе социализации личности формируется как индивидуальное здоровье, так и здоровье всего общества. Здоровье подрастающего человека это проблема не только социальная, но и нравственная. Ребенок должен не только уметь сохранять свое здоровье, но и воспитывать в будущем здоровых детей. Приобщение школьников к проблеме сохранения своего здоровья это, прежде всего, процесс воспитания. Это создание высокого уровня душевного комфорта, который закладывается с детства на всю жизнь. Здоровье, здоровый образ жизни –основные понятия здоровьесбережения. Основными элементами здорового образа жизни являются: отсутствиевредных привычек; высокая культура общения и поведения; рациональное питание; соблюдение режима труда и отдыха; оптимальный двигательный режим, основу которого составляют регулярные занятия физической культурой и спортом; санитарно –гигиеническая культура. Сущностью здоровьесбережения является сохранение здоровья учащихся с помощью педагогических средств, способов, приемов. Ведущим в здоровьесбережении является мотив «Через педагогику –к здоровью, через образование –к здоровому образу жизни». Опыт практической деятельности выявил следующие пути решения проблемы сохранения здоровья детей:1.Использование технологий, имеющих здоровьесберегающий ресурс.2.Активизации познавательной деятельности учащихся.3.Рациональная организация труда учеников и учителя.4.Создание комфортного психологического климата.5.Соблюдение СанПиН и правил охраны труда.6.Чередование различных видов деятельности на уроке.7.Использование аудиовизуальных средств обучения.Таким образом, в сфере моей деятельности находятся все составляющие образовательных здоровьесберегающих технологий: организационнопедагогическая, психологопедагогическая, информационная и физкультурнооздоровительная. Важная составная часть здоровьесберегающей работы учителя –это рациональная организация урока. От правильной организации урока, уровня его гигиенической рациональности во многом зависит функциональное состояние учащихся в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высокомуровне и предупреждать преждевременное утомление.Функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности во многом зависит и от соблюдения гигиенических и психологопедагогических условий проведения урока.Физкультминутки провожу, учитывая специфику предмета, зачастую смузыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность детей. В состав упражнений для физкультминуток включаю, кроме общеразвивающих:упражнения дляформирования правильной осанки;упражнения для укрепления зрения;упражнения для укрепления мышц кистей рук;релаксационные упражнения для мимики лица;упражнения, направленные на выработку рационального дыхания.Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток –положительный эмоциональный фон. Особое внимание в своей работе уделяю профилактике зрительных функцийу младших школьниковВажным направлением здоровьесберегающей деятельности учителя я считаю работу по формированию здорового образа жизни учащихся,как в рамках содержания предметной области, так и во внеклассной воспитательной работе. Семья может и должна стать объектом влияния школы, реализующей здоровьесберегающее образование, основанном на взаимодействии, использовании воспитательного потенциала самой семьи. При этом посредникоммежду семьей ишколой становится ребенок.Работа с семьейведется по следующим направлениям:привлечение родителей к обучению детей здоровому образу жизни;привлечение родителей к проведению мониторинга состоянияздоровья детей;приучение школьников (сначала с помощью родителей, а затем –самостоятельно) к самонаблюдениям и самоконтролю за своим здоровьем;привлечение родителей к участию в проектной деятельности;участие в конкурсах и выставках;

организация досуга учащихся и собственного (дни здоровья, соревнования, помощь в проведении мероприятий летнего оздоровительного лагеря);проведение совместных праздников.Убеждена, что необходимым условием здоровьесбережения является творческий характер образовательного процесса. Ведь включение школьника в творческий процесс не только способствует развитию личности учащегося, но и снижает вероятность наступления утомления. Цепочка взаимосвязи здесь простая: обучение без творческого заряда –неинтересно, а значит, в той или иной степени является насилием над собой и другими. Следовательно, возникает необходимость увлечь учащихся творческой деятельностью, добившись их личной заинтересованности в учебном процессе, в достижении цели.Огромную роль дляздоровьясбережения играют и положительные эмоции, которые получают дети на уроке.Большое внимание в своей работе я уделяю организацииучебновоспитательного процесса в режиме профилактики и охраны психологического здоровья младших школьников.Используя здоровьесберегающие технологии, я могу с уверенностью утверждать, что здоровьесберегающее обучениенаправлено на:обеспечение физического и психического здоровья учащихся;опирается на принципы природосообразности, преемственности, вариативности, прагматичности (практической ориентации);приводит к повышению мотивацииучебной деятельности; предотвращению усталости и утомляемости; приросту учебных достижений;

При изучении теоретического материала по данной теме я выделяю основные методические рекомендации: при реализации программ обучения здоровью, здоровому образу жизни необходимо ориентироваться не на передачу собственно знаний, а именно на формирование соответствующих представлений. При этом надо иметь в виду, что на формирование системы представлений учащихся о здоровье и здоровом образе жизни может повлиять только та информация, которая в их сознании имеет прямое и непосредственное отношение к их собственной жизни. Необходимо обеспечить учащимся возможность приобрести опыт переживания тех эмоциональных состояний, которые возникают в процессе различных деятельностей, связанных со здоровьем. А поскольку он приобретается только в процессе самой деятельности, успешная реализация программ без достаточно большого количества практических занятий не представляется возможным. Быть здоровым –это естественное желание человека. Каждый взрослый мечтает быть здоровым. Дети, к сожалению, не думают об этом. Мы обязаны помочь ребенку осознать, что нет ничего прекраснее здоровья. Здоровый и духовно развитый человек счастлив: он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самосовершенствованию. Такого человека мы и должны «создать» и воспитать, начиная с самого раннего детства.Ссылки на источники1.Смирнов Н.К. «Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы» М.,2003.2.Татарникова Л.Г. «Российская школа здоровья и индивидуального развития детей»Санкт –Петербург, 2004г.3.«Формирование культуры здоровья и здорового образа жизни»Новосибирск, 2005г.4.Журнал «Здоровье школьника» № 3,9, 10 2008г.Tjuschnikova Alevtina GennadievnaThe teacher of initial classes, the municipal budget educational institution secondary comprehensive school №3 Barabinsk’sdistrict, BarabinskImproving the quality of education through the use of healthsaving technologies.Abstract:the present state of society, the high rates of its development have all of the new and higher requirements to the man and his health. The problem of preservation and the purposeful formation of the health of children, young people in modern conditions of development of Russia is vitally important and actual, as it is connected directly with the problem of security and independence.Key words:healthsaving, technology, the healthy way of life, the health of the schoolboy