Формирование развивающего психологического пространства в условиях учреждения дополнительного образования как основа для успешной социализации детей

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Тузовская И. И. Формирование развивающего психологического пространства в условиях учреждения дополнительного образования как основа для успешной социализации детей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 3231–3235. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53652.htm.
Аннотация. Автор в статье дает описание реализации психолого-педагогической технологии в условиях учреждения дополнительного образования, использование которой способствует созданию условий для успешной социализации детей. Материалы статьи содержат методологическую основу психолого-педагогической технологии, освещают главные принципы технологии. Материал статьи может быть использован педагогами дополнительного образования, учителями, классными руководителями, практическими психологами и социальными педагогами в системе общего и дополнительного образования, а также социальными работниками в работе с детьми
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
1Тузовская Ирина Иосифовназаместитель директора по научноинновационной работе Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Крапивинский Дом детского творчества», пгт. Крапивинский Кемеровская область22372tuz@mail.ru

«Формирование развивающего психологического пространства в условиях учреждения дополнительного образования как основа для успешной социализации детей».

Аннотация:

Автор в статье даетописание реализации психологопедагогической технологии в условиях учреждения дополнительного образования, использование которой способствуетсозданиюусловий для успешной социализации детей. Материалы статьи содержат методологическую основу психологопедагогической технологии,освещаютглавные принципытехнологии.

Материал статьи может быть использован педагогами дополнительного образования, учителями, классными руководителями, практическими психологами и социальными педагогами в системе общего и дополнительного образования, а также социальными работниками в работе с детьми.Ключевые слова:психологопедагогическая технология, дополнительное образование, социализация, развивающее психологическое пространство, одаренность, деятельностный подход, психологическая коррекция, адаптация.

За последнее десятилетие под воздействием негативных тенденций в экономической, социальной и духовнонравственной сфере современного общества в России увеличилось количество детей с нарушениями процессов социализации, вследствие чего обострились проблемы связанные с воспитанием и обучением данной категории детей [66]. Среди этих проблем по мнению ряда учёных, занимающихся данной проблемной областью, Г. М. Андреевой, Л. С. Выготского, Е. А. Екжановой, Л. Ф. Обуховой, Л.И. Рувинского, Н. М. Назаровой, Т. И. Шульги и др. большое внимание уделяется формированию развивающего психологического пространства в учреждениях дополнительного образования детей [6, 16, 21и др.].Современная социальная, воспитательная и образовательная деятельность в условиях учреждений дополнительного образования направлена на развитие личности ребёнка, а при затруднении, на психологопедагогическую коррекцию. При этом практика оказания психологопедагогической помощи детям и подросткам требует новых подходов. В российском образовании в последние годы активно пересматривается приоритет ценностей в направлении от безличной к личностно ориентированной педагогике, и в этой связи идет непрерывный поиск эффективных путей оптимизации образовательного процесса, разработка технологий, готовых эффективно решать проблемы детей.Под понятием «психологопедагогическая технология», опираясь на определение В. А. Сластенина, мы понимаем последовательную, взаимосвязанную деятельность педагога, которая направлена на решение психологопедагогических задач, с планомерным, последовательным воплощением на практике, заранее спроектированного психологопедагогического процесса.Учитывая особенности сельской местности, традиции и многолетний опыт педагогического коллектива в работе с детьми в учреждениях дополнительного образования разработана психологопедагогическая технология формирования развивающего психологического пространства в условиях учреждения 2дополнительного образования как основы для успешной социализации воспитанников и успешно реализована на практике педагогическим коллективом муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Крапивинский Дом детского творчества», в течение трёх лет.Данная технология связана с двумя понятиями «развивающее психологическоепространство» и «успешная социализация».Под понятием «развивающее психологическое пространство» вслед за Р. С. Немовым мы понимаем объективную реальность, связанную с процессами и законами психологического и поведенческого развития человека в онтогенезе.Понятие «успешная социализация», мы отождествляем с понятием «социализация»и на основе подходов С. А. Беличевой, В.А. Крутецкого, А. В. Мудрика, В.Г Степанова, П. А. Шептенко и др., и понимаем под ним сложный, многогранный процесс включения ребёнка в социальную практику, приобретения им социальных качеств, усвоения норм, установок, ценностей общественного опыта и реализации собственной сущности посредством выполнения определённой социальной роли в практической деятельности[9, 29, 37и др.]. При этом«успешная социализация» это социализация ребёнка без особых проблем и отклонений.

Методологическая основа нашей психологопедагогической технологии деятельности базируется на фундаментальных положениях психологии:о личности как целостной психологической структуре, которая формируется в процессе жизни человека на основе усвоения им общественных форм сознания и поведения (Б. Г.Ананьев, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В.Давыдов, А. В. Запорожец, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин).о психическом развитии и формировании личности ребенка через процессы общения со взрослыми и сверстниками (Лисина, Ломов и др.)о важной роли в психическом развитии ребенка формирования ведущего вида деятельности (Д. Б. Эльконин и др.)о развитии аномального ребенка, проходящем по тем же законам, что и развитие нормального ребенка (Л. С. Выготский, М. Монтессори).Среди принципов как основополагающих идей построения психологопедагогической технологии деятельности нами выделены:принцип комплексности,как один из самых важных принципов психологической коррекции, который позволяет нам рассматривать всю технологию как единый комплекс клиникопсихологопедагогических воздействий в сотрудничестве и взаимодействии всех участников образовательного процесса и специалистов разных сфер (медиков, юристов, психологов и т.д.);принцип единства диагностики и коррекции, призванный выстраивать психологическую коррекцию на основе нужд ребенка, особенностей его психического развития, уровня сформированности определенных психологических новообразований, соответствия развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных связей возрастным периодам, выявленных правильно подобранной диагностикой;психологической коррекции(принцип личностного подхода), регламентирующий подход педагога к ребенку как целостной личности с учетом всей ее сложности и всех ее индивидуальных особенностей;принцип деятельностного подхода, лежащий в основе составления воспитательных и образовательных программ и учитывающий, что личность проявляется и формируется в процессе деятельности;

3иерархическийпринцип психологопедагогической коррекции, основан на положениях Л. С. Выготского, который считал, что в качестве основного содержания коррекционной работы необходимо следование зонам ближайшего развития личности и деятельности ребенка [12];каузальный принцип регламентирует действия педагогов на устранение причин и источников отклонений в психическом развитии ребенка совместно с семьёй.

Основной целью,реализуемой нами психологопедагогической технологии, является формирование развивающего психологического пространства в условиях учреждения дополнительного образования как основы для успешной социализации воспитанников.Учитывая специфику деятельности учреждений дополнительного образования, возможности педагогического коллектива и индивидуальные особенности детей нами выделены задачи, способствующие реализации поставленной цели, которые разделены по блокам.Первый блок это задачи в сфере развития личности ребёнка:адаптация обучающихся к условиям воспитательнообразовательного процесса, а на выпуске к новым социальноэкономическим отношениям в обществе;коррекция дидактической запущенности и психологической дезадаптированности обучающихся и отставания их в психофизиологическом развитии;профессиональная ориентация;развитие коммуникативной и толерантной сферы личности;формирование ценностного отношения к своему здоровью.Второй блок состоит из задач в области взаимодействия педагогического коллектива:создание условий для эффективного образовательновоспитательного процесса;повышение профессиональной компетентности;создание диагностического, коррекционного портфолио форм и методов успешной социализации обучающихся.Третий блок определяет задачи в рамках работы с родителями:обучение родителей по вопросам воспитания детей;совместная коррекция дидактической запущенности и психологической дезадаптированности обучающихся и отставания их в психофизиологическом развитии;развитие коммуникативной и толерантной сферы общения детей, родителей и педагогов.Четвёртый блок связан с задачами в рамках сотрудничества с социальными партнёрами:подбор специалистов различных сфер для взаимодействия и сотрудничества;совместная коррекция дидактической запущенности и психологической дезадаптированности обучающихся и отставания их в психофизиологическом развитии;разработка совместных межведомственных психологопедагогических программ и проектов.Для решения поставленных задач разработаны соответствующие специальные программы: «Психологопедагогическое сопровождение детей в процессах 4личностного развития и социальнопрофессионального самоопределения», «Психологопедагогическая поддержка талантливых и одарённых детей», «Программа социальнопрофессионального самоопределения», «Уроки общения для младших подростков», «Часы общения для учащихся 58 классов», «Коммуникативноразвивающая программа для старшеклассников», «Тренинговые занятия для родителей» и др. В реализации данных программ участвуют узкие специалисты, педагоги дополнительного образования, учителяпредметники, социальный педагог, педагогпсихолог и т.д. образовательных учреждений и социальной сферы района.

Направления деятельности в рамках психологопедагогической технологии выделены в соответствии с поставленными задачами ‬работа с обучающимися (образовательный, воспитательный процессы); с педагогами; с родителями и социальными партнёрами.Области деятельности, которые охватывает психологопедагогическая технология, выделены нами на основе исследований С. А. Беличевой. Г. М. Коджаспировой, И. С. Кона, А. В. Мудрика и др. это:когнитивная (познавательная) область,которая включаетзапоминание, воспроизведение и решение проблем, в ходе которых дети переосмысливают имеющиеся знания, жизненный опыт и строят новые их сочетания)аффективная (эмоциональноценностная) область, которая включаетформирование эмоциональноличностного отношения к явлениям окружающего мира: восприятие, интерес, усвоение ценностных ориентаций и отношений обучающихся, их активное проявление в деятельности и поведении)психомоторная область, которая связанна с формированием двигательной, манипулятивной деятельности, нервномышечной координации (навыками письма, речи, трудовых и физических, работой с клавиатурой компьютера и т.п. [9, 24. 25, 37].Выделенные нами этапы диагностический, коррекционноразвивающий и оценочный охватывают все направления деятельности: работу с обучающимися, педагогами, родителями, социальными партнёрами. Каждый этап предполагает свои задачи, содержание, формы и методы работы.Для обучающихся учреждения дополнительного образования личностное развитие, профессиональное самоопределение, обеспечивающие успешность жизнедеятельности в социуме, происходит в большей степени в внутри учреждения. Именно поэтому детям особо нужна помощь в ориентировке в постоянно обновляющемся мире профессий, в социальном и профессиональном самоопределении, помощи во всех проявлениях жизнедеятельности.Основываясь на реализации индивидуального подхода, способствующего тщательному и всестороннему изучению каждого обучающегося нашего образовательного учреждения, все коррекционноразвивающие программыспроектированы и реализовываются с целью создания эффективных условий развития всех участников педагогического процесса, где важнейшими программами определены: коммуникативные, профориентационные программы, программы общения;творческого развития личности.Реализация психологопедагогической технологии на протяжении 20092012годов имеет положительные результаты и тенденции. 89% педагогов дополнительного образования и административных работников, повысили психологическую компетентность в решении взрослых и детских проблем; стали более целенаправленно и осознанно заниматься повышением своего профессионального мастерства в аспекте психологопедагогической поддержки детей.

5Повысилось качество и творческое разнообразие воспитательных и образовательных программ, на занятиях в детских объединениях стали создаваться условия для большего самовыражения детей. Система внеурочных мероприятий стала отличаться доверием, сотрудничеством, совместным творчеством, которые способствуют успешности воспитанников в учебной и внеурочной деятельности. Изменился общий психологический климат в общении обучающихся педагогов дополнительного образования, которые стали чаще и легче обращаться к педагогам для решения своих личных и учебныхпроблем, общение стало строиться на договорной основе. Увеличилась доля программ и мероприятий с включением родителей как субъектов воспитательнообразовательного процесса в психологопедагогическую деятельность учреждения.Использование данной психологопедагогической технологии позволило за 20092011 гг. увеличить показатель успешности талантливых и одарённых обучающихся на конкурсах и соревнованиях различных уровней (2009 ‬22 призёра, 2010 г. ‬39 призёров, 2011г. ‬95призёра; 2012 ‬109 призеров), увеличилось количество выпускников учреждения, связавших свой профессиональный выбор с направленностями обучения в учреждении.В этом наблюдается прямая взаимосвязь с использованием и развитием в учреждении дополнительного образования технологии формированияразвивающего психологического пространства.Процесс формирования развивающего психологического пространства, особенно в видовом образовательном учреждении, не имеет завершения, как и не имеет завершения процесс совершенствования всех участников воспитательнообразовательного процесса. Формированию развивающего психологического пространства в условиях учреждения дополнительного образования как основы для успешной социализации обучающихся будет уделяться и дальнейшее внимание, так как психологопедагогическая технология, выстроенная с учётом данной проблемной сферы, социально значима и практически востребована.Профессиональное сотрудничество, всех специалистов ‬гарантия того, что будут поняты особенности и возможные трудности психического развития детей и подростков, будет оказана своевременная психологопедагогическая помощь обучающимся и их семьям. Главными критериями развивающего психологического пространства любого образовательного учреждения, должна стать в первую очередь безопасная среда, в которой исчезают барьеры, снимаются психологические защиты. Желаемый результат в работе любого педагогического коллектива, в своих приоритетах опирающихся на педагогику, сконцентрированную на ребенке не столько адаптировать ребенка к учреждению, сколько само учреждение и педагога адаптировать к ребенку.В психологопедагогической науке и практике всё больше осуществляется понимание того, что выразил один из лидеров гуманистической психологии К. Роджерс: «…мы когданибудь поймем, что помочь людям быть личностями ‬это значительно более важно, чем помочь им стать математиками или знатоками французского языка или чего бы то ни было еще». С этим, безусловно, трудно не согласиться. Как и с мнением выдающегося отечественного психолога А. Н. Леонтьева, который был уверен,что «…образование должно порождать личность, не быть фабрикой общества сделанных голов. Сделанная голова ‬голова потерянная», считал он.Человек ‬это общественное существо, неразрывно связанное с социальной средой, в которой он живет и без которой емуне существовать. Еще А. Н. Толстой 6говорил: «…счастье личности вне общества невозможно, как невозможна жизнь растения, выдернутого из земли и брошенного на бесплодный песок». Человек живет в обществе и строит с ним определенные отношения. Само же обществосостоит из большого количества групп, внутри которых формируется психика людей, их составляющих.

Список литературы

1.Адлер, А. Понять природу человека [Текст] / А. Адлер. ‬СПб., 1997. ‬45с.2.Азаров, Ю. П. Семейная педагогика [Текст] / Ю. П. Азаров. ‬М.:Просвещение, 1993. ‬312 с.3.Алексеева, В. Г.Социальная среда и нравственное воспитание молодёжи [Текст] / В. Г. Алексеева. ‬М.: Знание, 1975. ‬32 с.4.Андреева, Г. М. Социальная психология [Текст] / Г. М. Андреева. ‬М.: Издво МГУ, 1988. ‬429 с.5.Беличева, С. А. Основы первентивной психологии [Текст] / С. А. Беличева. ‬М.: Редакционноиздательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1994. ‬68 с.6.Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии [Текст] / В. П. Беспалько. ‬М.: Просвещение, 1989. ‬211 с.7.Блейхер, В. М. Психологическая диагностика интеллекта и личности [Текст] / В. М. Блейхер, Л. Ф. Бурлачук. ‬Киев, 1978.8.Блонский, П. П. Трудные школьники [Текст] / П. П. Блонский. ‬М.: Мысль, 1930. ‬228 с.9.Божович, Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. ‬М.: Просвещение, 1968. ‬464 с.10.Большой толковый психологический словарь [Текст]: Т. 1 (АО) / Пер. с англ. / Ребер Артур. ‬ООО «Издательство АСТ», «Издательство Вече», 2001. ‬592 с.11.Вульфов Б. З. Школа и социальная среда: взаимодействие [Текст] / Б. З. Вульфов, В. Д. Семёнов. ‬М.: Знание, 1981. ‬96 с.12.Выготский Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский. ‬М.: Педагогика, 1991. ‬230 с. 13.Газман, О. С. Педагогика свободы [Текст] /О. С. Газман // Классный руководитель. ‬2000. ‬№ 3. ‬С. 36.14.Данилов, В. В. Половое воспитание старшеклассников [Текст]: Методические рекомендации / В. В. Данилов. ‬Кривой Рог, 1982. ‬86 с.15.Данилов, Д. А.Социальновоспитательная работа в сельском социуме [Текст]: региональные аспекты организационнопедагогического обеспечения / Д. А. Данилов, А. Г. Корнилова. ‬Новосибирск: Наука. Сибирская издательская фирма РАН, 1999. ‬136 с.16.Дьяченко, М. И. Краткий психологический словарь [Текст]: Личность, образование, самообразование, профессия / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. ‬Мн.: (Хелтон), 1998. ‬412 с.17.Ерзунов, В. И. Клуб для подростка [Текст] / В. И. Ерзунов, Н. А. Новосельцева, В. В. Фёдоров. ‬М.: Просвещение, 1986. ‬79 с.18.Жезлова, Л. Я. Об особенностях формирования суицидальных тенденций в подростковом возрасте [Текст] / Л. Я. Жезлова // Журнал невропатологии и психиатрии ‬1978. ‬№ 10. ‬С. 15631566.19.Коджаспирова, Г. М. Словарь по педагогике [Текст] / Г. М. Коджаспирова, Ю. А. Коджаспиров. ‬Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д Издат.центр «МарТ», 2005. ‬448 с.20.Кон, И. С. В мире подростка [Текст] / И. С. Кон. ‬М.: Просвещение, 1980 ‬144 с.

721.Крупнов, С. Ю. Новые подходы к системе воспитания [Текст]/ С. Ю Крупнов // Российская Федерация.‬2006. ‬№ 24, декабрь. ‬С. 3438.22.Крутецкий, В. А. Основы педагогической психологии [Текст] / В. А. Крутецкий. ‬М.: Просвещение, 1972. ‬116 с.23.Кукушкин, В. С. Теория и методика воспитательной работы [Текст]: учеб. Пособие / В. С. Кукушкин. ‬Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2002. ‬320 с.24.Кунигель, Т. В. Графические методики работы с подростками [Текст] / Т. В. Кунигель // Школьный психолог.‬2004. ‬№ 2526. ‬С. 1214.25.Логинова, Л. Г. Педагогическая технология [Текст] / Л. Г. Логинова. ‬М.: Педагогическое общество России, 1992. ‬233 с.26.Мерлин, В. С. Психология индивидуальности [Текст] / В. С. Мерлин, под. ред. Е. А. Климова. ‬Воронеж: НПО, 1996. ‬448 с.27.Мудрик, А. В. Социализация и «смутное время» [Текст] / А. В. Мудрик.М.: Знание, 1991. ‬80с.28.Мудрик, А.В. Общение как фактор воспитания школьников [Текст]/ А. В. Мудрик. ‬М.: Педагогика, 1984. ‬112 с.29.Мудрость воспитания: Книга для родителей [Текст] / Сост. Б. М. БимБад, Э. Д. Днепров, Г. Б. Корнетов. ‬2изд., доп. ‬М.: Педагогика, 1989. ‬304 с.: ил.30.Настольная книга школьного психолога [Текст] / Под ред. И. В. Дубровиной. ‬М.: Педагогика, 1991, ‬316 с.31.Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы [Текст] / Л. Ф. Обухова ‬М.: Тривола, 1995. ‬360 с.32.Рогаткин, Д. Программы примирения. Новая технология работы с трудными подростками [Текст] / Д. Рогаткин, С. Гладких, Л. Кривошеева // Народное образование. ‬2006. ‬№ 2. ‬С. 193197.33.Рувинский, Л. И.Психология самовоспитания [Текст] / Л. И. Рувинский, А. Е. Соловьёва. ‬М.: Просвещение, 1982. ‬142 с.34.Славина, Л. С. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным ученикам [Текст] / Л. С. Славина.‬М.: Знание, 1958.‬34 с.35.Специальная педагогика [Текст] / Под ред. Н. М. Назаровой. ‬М., Академия, 2000. ‬234 с.36.Фельдштейн, Д. И. Психология воспитания подростка [Текст] / Д. И. Фельдштейн. ‬М.: Знание, 1978. ‬48 с.37.Филонов, Г. Н. Социальная педагогика: научный статус и прикладные функции [Текст] / Г.Н.Филонов // Педагогика. ‬1996. ‬№ 6. ‬С. 919.38.Чекалева, Н. В.Современные теории и технологии образования [Текст] / Н. В. Чекалева. ‬Омск, 1993. ‬58 с.39.Штайнер, Р. Методика обучения и предпосылки воспитания [Текст] / ‬М., 1994. ‬34 с.

«Ссылки на источники»:

1

Беличева, С. А. Основы первентивной психологии [Текст] / С. А. Беличева. ‬М.: Редакционноиздательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1994. ‬68 с.2

Божович, Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович.‬М.: Просвещение, 1968. ‬464 с.3

Выготский Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский. ‬М.: Педагогика, 1991. ‬230 с.

84

Коджаспирова, Г. М. Словарь по педагогике [Текст] / Г. М. Коджаспирова, Ю. А. Коджаспиров. ‬Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д Издат.центр «МарТ», 2005. ‬448 с.5

Кон, И. С. В мире подростка [Текст] / И. С. Кон. ‬М.: Просвещение, 1980 ‬144 с.6

Кунигель, Т. В. Графические методики работы с подростками [Текст] / Т. В. Кунигель // Школьный психолог.‬2004. ‬№ 2526. ‬С.1214.7 Логинова, Л. Г. Педагогическая технология [Текст] / Л. Г. Логинова. ‬М.: Педагогическое общество России, 1992. ‬233 с.8 Мудрик, А.В. Общение как фактор воспитания школьников [Текст]/ А. В. Мудрик. ‬М.: Педагогика, 1984. ‬112 с.9 Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы [Текст] / Л. Ф. Обухова ‬М.: Тривола, 1995. ‬360 с.10

Рувинский, Л. И.Психология самовоспитания [Текст] / Л. И. Рувинский, А. Е. Соловьёва. ‬М.: Просвещение, 1982. ‬142 с.11

Филонов, Г. Н. Социальная педагогика: научный статус и прикладные функции [Текст] / Г.Н.Филонов // Педагогика. ‬1996. ‬№ 6. ‬С. 919.

Tuzovskiy Irina JosephDeputy Director for Research and Innovation in municipal budgetary educational institutions of further education of children "Krapivinsky House Children's Art," village. Krapivinsky Kemerovoregion22372tuz@mail.ru"The formation of developmental psychological space in institutions of further education as the basis for successful socialization of children."Author of the article describes the psychological and educational technology in institutions of further education, the use of which can help create the conditions for successful socialization of children. Materials articles contain methodological basis of psychological and educational technology, highlights its main principles. The material can be used in further education teachers, teachers, headmasters, practical psychologists and social workers in the general and further education, and social workers working with children.Psychological and educational technology, additional education, socialization, developmental psychological space, talent.