Генетика
Выпуск:
ART 53667
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Чумаченко
Л.
Г. Генетика // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2013. – Т. 3. – С.
3306–3310. – URL:
http://e-koncept.ru/2013/53667.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам генетической, социальной и биологической программам, рассказывает о педагогическая генетика, рассуждает об отклонениях в умственном развитии детей и развитии способностей одаренных и талантливых
детей
Ключевые слова:
генетические программы, слабые и талантливые дети в школах
Текст статьи
Чумаченко Лариса Георгиевна.Преподаватель вокала МБОУ ДОД ©ДШИªг. Горнозаводск, Пермский край.chumachenkolarisa@mail.ru ГЕНЕТИКА.
Аннотация.Статья посвящена вопросам генетической, социальной и биологической программам, рассказывает о педагогическая генетика, рассуждает об отклонениях в умственном развитии детей иразвитии способностей одаренных и талантливых детей.Ключевые слова:генетические программы, слабые и талантливые дети в школах.
Генетика это молодаянаука, 1900 года рождения, она повествуето закономерностях наследственности и изменчивости организмов и методах управления ими. Современная генетика это самостоятельные области знанияв
генетикерастений, генетике животных, генетикечеловека и рядедругихобластей, а поскольку человек существо социальное и биологическое, разговор о генетикечеловеканеобходимо вести,включаятакие научные направления как антропогенетика, медицинская генетика, генетика поведения человека и педагогическая генетика.Откуда берется генетическая информация, в данном случае,
о человеке?! Генетическая информация человека записана в молекулах ДНКвеществе наследственности,и передается от поколения к поколению, и именно это свойство передачи по поколениям является самым характерным инеобходимым условием существования на земле человека каксущества разумного.Все особенности человека, а именно биологические, закодированы в наследственных структурах и, получается, что человек, как биологический вид, самое высокое и при этом уникальное звено естественной эволюции на Земле. Уникальность человека разумного обусловлена тем, что в отличие от животных, этот вид,наряду с генетической программой, имеет,
благодаря наличию сознания, вторую программу, определяющую его развитие в каждом последующем поколении. Этой второй программой является программа социальная.Исследования по индивидуальному развитию показали, что личные качества любой осыпи зависят как от генотипа, полученного им от родителей, так и от влияния той социальной и физической среды, в которой происходит развитие данной осыпи.Под влиянием отрицательных социальных условий могут оказаться целые поколения людей и раньше такие факты объяснялисьнаследственностью,посколькув их обширных родословных из поколения в поколение переходили такие признаки как преступность, алкоголизм, проституция и т.д. В свете современных данных по генетике,
очевидно, что специальных генов длятаких социальных признаков, как преступность, алкоголизм, проституция и др. не существует. Получается, что людей с вышеуказанными
отрицательными признакамиповедениявоспитывает социальная среда.Следовательно, здесь мы наблюдаем картину не генетического, а социального наследования. И в данной социальной среде социальная программа представлена наукой, религией, культурой, морально этическими нормами поведения. Однакоэто вовсе не означает, что все люди генетически одинаковы при рождении и что они в равной мере воспринимают воспитательную роль среды. Каждый из нас обладает уникальным, совершенно своеобразным генотипом, полученным нами от родителей. Разнообразие людей с их генетической конституцией создает подчассложные проблемы при воспитании. Трудности эти
связаныпрежде всего с тем, что каждый человек, имея уникальную генетическую организацию, обладает своей нормой реакции, т.е.определенными границами, в рамках которых он способен реагировать на социальные и физические влияния среды.Социальная программа воспринимается в процессе воспитания, она формирует поведение человека в семье и обществе. С развитием человечества объем социальной программы неудержимо растет, особенно в наш век, векскоростного научно технического развития. В связи с этим генетические особенности каждого человека обеспечивают не только его биологические свойства, но и восприятие социальной программы. Необходимость передачи социальной программы в поколениях путем воспитания привелав эволюции человека каккхарактерному для него длительному периоду зависимости детей от родителей, к беспомощности детей, к появлению сложного комплекса любви и заботы о детях. Этими же факторами объясняется и удлинение периода старости (после прекращения репродуктивного возраста) у людей по сравнению с другими живыми существами. И действительно, социальный опыт накапливается в отдельных группах у людей старшего поколения, усвоивших и обогативших его за период своей жизни. А поскольку, социальная программа опыт, который
усваивается подрастающим поколением лишь в результате воспитания и обучения, то становится очевидной ценность людей старшего поколения для передачи накопленного предшествующими поколениями социального опыта.Всё сказанное подводит нас к пониманию природы человека как биологического и социального существа.Говоря о биологической природе человека, не следует её сводить лишь к генетической программе, т.к. реализация генетической информации от гена до признака претерпевает длительный путь. На ход такой реализации существенное влияние оказывают условия внешней и внутренней среды состояние внутриклеточных процессов, уровень обмена веществ и энергии, условия, окружающие организм в целом температура, свет, влажность, пища и др. И, хотя перечисленные условия к социальной среде непосредственно не относятся, ноих воздействия приводят к физическим и физиологическим изменениям в организме, вызываяпатологические эффекты болезни. Последние же,
в свою очередь оказывают влияние на восприятие социальной программы. Таким образом, понятие среды у человека во многом качественно иное, чем у животных. Общими у человека и у животных являютсябиотические (взаимоотношения и взаимосвязи между живыми организмами в данной среде обитания) и абиотические (климатические условия неживой природы свет, температура, влажность и т.д.) факторы внешней среды. Однако, для человека,в отличие от животных, важнейшими факторами, воздействующими на развитие, оказываются факторы социальной среды, а точнее воспитание и обучение. Почему?! Да потому, что именно в процессе воспитания и обучения происходит реализация социальнойпрограммы, способствующей
формированию духовной личности. Эта социальная программа не записана в генах, однако она выступает как важнейший внутренний фактор развития человека.А сколько же этапов развития человека можно наметить? Обращаясь к истории и к будущему человека,этих этапов наметилось четыре. Этап первыйосуществляется под направляющим действием естественного отбора, мутаций, изоляций и скрещиваний это ПРЕДИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА;второй этап СТАНОВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА,этот этап связанс появлением общественной формы движения материи, с угасанием направляющей роли естественного отбора, развитием производительных сил, духовных отношений и социального наследования; натретьемэтапе под названием СОВРЕМЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК,ведущее значение приобретают социальные факторы, актуальными становятся задачи охраны наследственности человека, а естественный отбор утрачивает свою роль в расообразовании
и видообразовании;четвертый этап БУДУЩЕЕ ЧЕЛОВЕКА опирается на рост производительных сил и новые социальные условия, создающие громадный объем духовной и материальной культуры.Из всего выше сказанного повторим известную в генетике истину, что ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА НАСЛЕДУЕТ НЕ ПРИЗНАКИ, аГЕНЫ, которые обусловливают формирование определенных признаков при наличии определенных внешних условий. Пример: ребенок не наследует интеллект, а наследует генетическую программу, обуславливающую, при определенных внешних факторах, возможность формирования интеллекта. Социальная программа никак не зафиксирована биологически, каждое новое поколение людей вынуждено вновь осваивать весь объем этой программы в процессе обучения и воспитания. Генетически определена лишь способность к усвоению социальной программы. Значит, генетическая программа обеспечивает возможность появления надбиологической сферы человека,а социальные условия превращают эту возможность в действительность в процессе обучения, а также в трудовой и общественной деятельности. Даже имеющий задатки гениальности ребенок требует серьезнойпосторонней помощи в освоении социальной программы и в развитии своих способностей. Ачто говорить о ребенке со сниженными от природы умственными способностями, такому ребенку потребуется огромнаяпомощь со стороны взрослых и в первую очередь великое терпение, хотя многие взрослые утверждают, что в этом случае помогут самые совершенные методы обучения. В целом,процесс формирования личности следует представлять в виде единства биологических и социальных факторов в их сложной взаимосвязи. Известно, что если социальные факторы благоприятны и соответственны, то существенно улучшается развитие даже наследственно неполноценного ребенка, возможности которого ограничены самой природой. И наоборот, человек, обладая генетической нормой, не всегда развивает все свои способности по причине сложившихся конкретных социальных условий. Пример дети с синдромом Дауна, они, имея генные нарушения, связанные с хромосомными комплексами, и, имеяглубокую умственную отсталость, при регулярных занятиях по специальной программе получают частичные положительные результаты, обучаются самообслуживанию, нормальному поведению в обществе ииногда даже усваивают определенные знания из учебных предметов.
Но,помимо генетических нарушений,у детей, поступающих в дошкольные учреждения и школы, есть ряд биологических причин, снижающих способность к обучению. Первая причина, это разный уровеньбиологической зрелости учеников одного и того же класса, то есть, отставая в биологическом возрасте, учащиеся отличаются от одноклассников физиологически и психологически. Вторая причина среди здоровых учащихся встречаются дети с замедленным умственным развитием. Эти дети не больны, они способны к обучению и к полноценному освоению учебного материала, но с некоторым запозданием, хотя запоздания в биологическом развитии у них нет. Таким детям необходима педагогическая коррекция по дополнительной программе или преподаватель репетитор, знакомый с психическими и физиологическими возможностями ученика. Третья причина обучение в обычныхобщеобразовательныхшколах, а не в школах для детей с ЗУР, т.к. дети с ЗУР по природе своей не способнык умственной деятельности не только в быстром темпе, но даже и в среднем. Эти дети не отстают в биологическом созревании, у них нет запоздания в умственном развитии, но они медлительны по причине специфики темперамента и генетически обусловленной особенности динамики нервных процессов. Это не умственно отсталые дети, они полноценно освоят учебную программу, нотольков более медленном темпе. Можно путем тренировок добиться некоторого увеличения скорости умственной деятельности таких детей, но это им тяжело и они с трудом выдерживают заданный имновый, ускоренныйтемп.Такие категории детей нуждаются в педагогической коррекции, апроводить эту коррекцию должны очень грамотные учителя, учителя с большим стажем и достаточным жизненным опытом и, желательно, преподаватели психологи.Преподаватель, имеющий отличные знания по предмету ©психологияª,должен в каждом индивидуальном случае выявить истинную причину затруднения ученика и не проявлятьспешку, причисляя медлительного учащегося к неспособным или ленивым. Ученикис замедленным умственнымразвитием иногда ничем не глупее других, просто их нужно учить несколько иначе, применяя к ним совершенно другие методы обучения, не забываяо том, что совершенно бездарных учеников также очень мало, как и гениев. Количество детей с отклонениями в школах, к сожалению, увеличивается, т.к. многие из этих детей происходят от родителей,
злоупотребляющих алкоголем,и у них не только снижены умственные способности, но инаблюдается повышенная раздражительность, неусидчивость и трудность в концентрации внимания.Перед учителями общеобразовательнойшколы или школыдополнительного образования, помимо обычных сложных задач по развитию способностей учащихся, возникают специфические трудности в работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. Отстающие дети нуждаются не только в дополнительных с ними занятиях, а нуждаются часто впринципиально ином подходе к пояснению сложного для них материала, с привлечением конкретных примеров, предметных демонстраций, большей наглядности, иного темпа, иного помещения. Такие дети нуждаются в обязательнойулыбке преподавателя, они жаждут терпения, мягкости и доброты, ониждутположительного результата в своем развитии и обязательной поддержки в виде похвалы….В педагогической генетике, среди прочих, особое место занимает проблема одаренных илиталантливыхдетей(талант выдающиеся врожденные качества или особые природные способности) или, что очень редко гениев (гений человек, обладающий высшей степенью одаренности). В генетическом смысле талант это сложный комплексный признак, слагаемый из ряда менее сложных признаков и свойств таких, например, как хорошая память, способность сосредотачиваться, увлеченность и устойчивый интерес, способность четко формулировать мысли, высокуюинтенсивность вырабатывания идей, способность думать просто о сложном, творческуюраскованность, умение мыслить, не замыкаясь в рамках уже известных фактов, законов, способность по отдельным данным синтезировать общее представление, высокуюработоспособность, приводящуюк широкому кругозору, высокой культуре. Стать талантом невозможно, для его формирования нужен колоссальный труд и огромный интерес, т.е. страсть к любимому делу. Что же характерно для одаренныхили талантливыхдетей?! Это ранняя речь, большой словарный запас, необычайная внимательность, исключительное любопытство, отличная память, стремление к самостоятельности. Но помимо положительных свойств талантливым детям характерны специфические отрицательные черты эгоцентризм, негативное восприятие окружающих, часто возникающие трудности в общении со сверстниками, нежелание подчиняться строгой дисциплине в школе, а отсюда,называться ©трудными ученикамиª. Со многими одаренными учащимися работать очень трудно, т.к. в освоении интересных импредметов эти ученикиидут впереди всех,
а на освоение школьных предметов, не интересующих их, у нихпросто нет ни желания,ни времени,а отсюда возникают недопонимание с их счтороны,со стороныодаренныхучеников,
и со стороны учителя. В этом случае трудно одаренному ученику, но труднее всего учителю, ему, как взрослому и, конечно же, мудрому нужно понять ребенка, найти к нему подход
безнажима и подавления личности ученика.Учителям и родителям потребуется много терпения и выдержки, чтобы преодолеть проблему одаренных учеников
©хочу не хочуª, взрослыезнают, что таких детейочень трудно учить, а ещё труднее воспитывать.Однако подавление интеллектуальных потребностейтворчески одаренного ученика может привести к эмоциональным сложностям, неврозу и даже психозу, т.к.ребенок борется за самосохранение, иогромная психологическая энергия уходит на то, чтобы защитить себя, отстоять своё ©яª.Что же делает одаренного ребенка счастливым?! Его счастье в пониманиии внимании от окружающих, новых целяхи впечатлениях, т.е.в развитиисвоего интереса, а значит ив продвижениивперед. При работе с одаренными детьми необходимо не только развивать ихнепосредственныеспособностик чему либо, необходимо подвигать ихк самосовершенствованию, всестороннему развитию. А для этого одаренным ученикамнеобходимы специальные учебные программы с учетом специфики дарования ученика.Кроме специальных учебных программ,каждому такому ребенку необходимо предоставлять возможность обучаться по индивидуальным планам и оканчивать школу за более короткие сроки, чтобы не терять интерес к обучению. В начальных классах США перетасовка учеников происходит не менее четырех раз в год.Всегда есть классы, в которых могут заниматься ученики в соответствии со своими успехами в учении. Суть дела в том, что через шесть недель успешно обучающиеся дети уходят вследующий класс, а их места занимают лучшие ученики младшего класса. Происходит постоянное продвижение вперед способных учеников. Эту систему можно сравнить с течением воды быстрым на середине и медленным у берегов.Эти потоки достигнут один и тот же конечный пункт, но в разное время. Эта система обучения более приспособлена к индивидуальным природным способностям учащихся, скорость развития не тормозится, она болеесоответствует естественным возможностям каждого ученика. Почему бы в наших школах не ввеститакое дифференцированное обучение, которое может дать шанс в получении знаний всем ученикам и слабым,и одаренным?! И почему бы нашим учителям, во избежание конфликтов с родителями и учениками, как можно чаще напоминатьо существовании педагогической генетики, науки о наследственной обусловленности природных дарований людей и путях их развития?!Развитие природных способностей и талантов в высшей степени благородная задача, решая её, учитель создает духовные ценности знание и нравственный потенциал общества. Конечный результат деятельности педагогического коллектива каждой школы выпускать молодых людей, способных творчески проявить себя в профессиональной, семейной и гражданской жизни. Труд учителя живет в делах его учеников и способен приносить благодатные плоды даже тогда, когда сам учитель уже ушел из жизни. Соответствие учителя высокому предназначению делает еговысокочтимым в обществе, а педагогическую профессию ставит в ряд доминантных. Пусть жеслово ©УЧИТЕЛЬª всегда звучит гордо, с огромнымуважением, любовью и трепетом.
Список цитируемой литературы:1.Ф.Айала, Дж. Кайгер
©Современная генетикаª, тома 1,2,3 (Москва, ©Мирª, 1987г.);2.Сборник статей ©Генетика и наследственностьª (Москва, ©Мирª, 1987г.);3.Н.П.Дубинин ©Генетика и человекª (Москва, ©Просвещениеª, 1978г.);4.Н.В.Жданов ©Педагогическая генетикаª (г. Киров, 1994г.);
Chumachenko Larisa GeoirgievnaVocal teacher MBOU DOD "Art School" the townGornozavodsk, Perm Krai.chumachenkolarisa@mail.ruGENETICS.Abstract.The article deals with the genetic, social and biological programs, talks about teaching genetics, discusses the mentally challenged children and the developmentof abilities of gifted and talented children.Keywords: genetic programs, poor and talented children in schools.
Аннотация.Статья посвящена вопросам генетической, социальной и биологической программам, рассказывает о педагогическая генетика, рассуждает об отклонениях в умственном развитии детей иразвитии способностей одаренных и талантливых детей.Ключевые слова:генетические программы, слабые и талантливые дети в школах.
Генетика это молодаянаука, 1900 года рождения, она повествуето закономерностях наследственности и изменчивости организмов и методах управления ими. Современная генетика это самостоятельные области знанияв
генетикерастений, генетике животных, генетикечеловека и рядедругихобластей, а поскольку человек существо социальное и биологическое, разговор о генетикечеловеканеобходимо вести,включаятакие научные направления как антропогенетика, медицинская генетика, генетика поведения человека и педагогическая генетика.Откуда берется генетическая информация, в данном случае,
о человеке?! Генетическая информация человека записана в молекулах ДНКвеществе наследственности,и передается от поколения к поколению, и именно это свойство передачи по поколениям является самым характерным инеобходимым условием существования на земле человека каксущества разумного.Все особенности человека, а именно биологические, закодированы в наследственных структурах и, получается, что человек, как биологический вид, самое высокое и при этом уникальное звено естественной эволюции на Земле. Уникальность человека разумного обусловлена тем, что в отличие от животных, этот вид,наряду с генетической программой, имеет,
благодаря наличию сознания, вторую программу, определяющую его развитие в каждом последующем поколении. Этой второй программой является программа социальная.Исследования по индивидуальному развитию показали, что личные качества любой осыпи зависят как от генотипа, полученного им от родителей, так и от влияния той социальной и физической среды, в которой происходит развитие данной осыпи.Под влиянием отрицательных социальных условий могут оказаться целые поколения людей и раньше такие факты объяснялисьнаследственностью,посколькув их обширных родословных из поколения в поколение переходили такие признаки как преступность, алкоголизм, проституция и т.д. В свете современных данных по генетике,
очевидно, что специальных генов длятаких социальных признаков, как преступность, алкоголизм, проституция и др. не существует. Получается, что людей с вышеуказанными
отрицательными признакамиповедениявоспитывает социальная среда.Следовательно, здесь мы наблюдаем картину не генетического, а социального наследования. И в данной социальной среде социальная программа представлена наукой, религией, культурой, морально этическими нормами поведения. Однакоэто вовсе не означает, что все люди генетически одинаковы при рождении и что они в равной мере воспринимают воспитательную роль среды. Каждый из нас обладает уникальным, совершенно своеобразным генотипом, полученным нами от родителей. Разнообразие людей с их генетической конституцией создает подчассложные проблемы при воспитании. Трудности эти
связаныпрежде всего с тем, что каждый человек, имея уникальную генетическую организацию, обладает своей нормой реакции, т.е.определенными границами, в рамках которых он способен реагировать на социальные и физические влияния среды.Социальная программа воспринимается в процессе воспитания, она формирует поведение человека в семье и обществе. С развитием человечества объем социальной программы неудержимо растет, особенно в наш век, векскоростного научно технического развития. В связи с этим генетические особенности каждого человека обеспечивают не только его биологические свойства, но и восприятие социальной программы. Необходимость передачи социальной программы в поколениях путем воспитания привелав эволюции человека каккхарактерному для него длительному периоду зависимости детей от родителей, к беспомощности детей, к появлению сложного комплекса любви и заботы о детях. Этими же факторами объясняется и удлинение периода старости (после прекращения репродуктивного возраста) у людей по сравнению с другими живыми существами. И действительно, социальный опыт накапливается в отдельных группах у людей старшего поколения, усвоивших и обогативших его за период своей жизни. А поскольку, социальная программа опыт, который
усваивается подрастающим поколением лишь в результате воспитания и обучения, то становится очевидной ценность людей старшего поколения для передачи накопленного предшествующими поколениями социального опыта.Всё сказанное подводит нас к пониманию природы человека как биологического и социального существа.Говоря о биологической природе человека, не следует её сводить лишь к генетической программе, т.к. реализация генетической информации от гена до признака претерпевает длительный путь. На ход такой реализации существенное влияние оказывают условия внешней и внутренней среды состояние внутриклеточных процессов, уровень обмена веществ и энергии, условия, окружающие организм в целом температура, свет, влажность, пища и др. И, хотя перечисленные условия к социальной среде непосредственно не относятся, ноих воздействия приводят к физическим и физиологическим изменениям в организме, вызываяпатологические эффекты болезни. Последние же,
в свою очередь оказывают влияние на восприятие социальной программы. Таким образом, понятие среды у человека во многом качественно иное, чем у животных. Общими у человека и у животных являютсябиотические (взаимоотношения и взаимосвязи между живыми организмами в данной среде обитания) и абиотические (климатические условия неживой природы свет, температура, влажность и т.д.) факторы внешней среды. Однако, для человека,в отличие от животных, важнейшими факторами, воздействующими на развитие, оказываются факторы социальной среды, а точнее воспитание и обучение. Почему?! Да потому, что именно в процессе воспитания и обучения происходит реализация социальнойпрограммы, способствующей
формированию духовной личности. Эта социальная программа не записана в генах, однако она выступает как важнейший внутренний фактор развития человека.А сколько же этапов развития человека можно наметить? Обращаясь к истории и к будущему человека,этих этапов наметилось четыре. Этап первыйосуществляется под направляющим действием естественного отбора, мутаций, изоляций и скрещиваний это ПРЕДИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА;второй этап СТАНОВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА,этот этап связанс появлением общественной формы движения материи, с угасанием направляющей роли естественного отбора, развитием производительных сил, духовных отношений и социального наследования; натретьемэтапе под названием СОВРЕМЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК,ведущее значение приобретают социальные факторы, актуальными становятся задачи охраны наследственности человека, а естественный отбор утрачивает свою роль в расообразовании
и видообразовании;четвертый этап БУДУЩЕЕ ЧЕЛОВЕКА опирается на рост производительных сил и новые социальные условия, создающие громадный объем духовной и материальной культуры.Из всего выше сказанного повторим известную в генетике истину, что ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА НАСЛЕДУЕТ НЕ ПРИЗНАКИ, аГЕНЫ, которые обусловливают формирование определенных признаков при наличии определенных внешних условий. Пример: ребенок не наследует интеллект, а наследует генетическую программу, обуславливающую, при определенных внешних факторах, возможность формирования интеллекта. Социальная программа никак не зафиксирована биологически, каждое новое поколение людей вынуждено вновь осваивать весь объем этой программы в процессе обучения и воспитания. Генетически определена лишь способность к усвоению социальной программы. Значит, генетическая программа обеспечивает возможность появления надбиологической сферы человека,а социальные условия превращают эту возможность в действительность в процессе обучения, а также в трудовой и общественной деятельности. Даже имеющий задатки гениальности ребенок требует серьезнойпосторонней помощи в освоении социальной программы и в развитии своих способностей. Ачто говорить о ребенке со сниженными от природы умственными способностями, такому ребенку потребуется огромнаяпомощь со стороны взрослых и в первую очередь великое терпение, хотя многие взрослые утверждают, что в этом случае помогут самые совершенные методы обучения. В целом,процесс формирования личности следует представлять в виде единства биологических и социальных факторов в их сложной взаимосвязи. Известно, что если социальные факторы благоприятны и соответственны, то существенно улучшается развитие даже наследственно неполноценного ребенка, возможности которого ограничены самой природой. И наоборот, человек, обладая генетической нормой, не всегда развивает все свои способности по причине сложившихся конкретных социальных условий. Пример дети с синдромом Дауна, они, имея генные нарушения, связанные с хромосомными комплексами, и, имеяглубокую умственную отсталость, при регулярных занятиях по специальной программе получают частичные положительные результаты, обучаются самообслуживанию, нормальному поведению в обществе ииногда даже усваивают определенные знания из учебных предметов.
Но,помимо генетических нарушений,у детей, поступающих в дошкольные учреждения и школы, есть ряд биологических причин, снижающих способность к обучению. Первая причина, это разный уровеньбиологической зрелости учеников одного и того же класса, то есть, отставая в биологическом возрасте, учащиеся отличаются от одноклассников физиологически и психологически. Вторая причина среди здоровых учащихся встречаются дети с замедленным умственным развитием. Эти дети не больны, они способны к обучению и к полноценному освоению учебного материала, но с некоторым запозданием, хотя запоздания в биологическом развитии у них нет. Таким детям необходима педагогическая коррекция по дополнительной программе или преподаватель репетитор, знакомый с психическими и физиологическими возможностями ученика. Третья причина обучение в обычныхобщеобразовательныхшколах, а не в школах для детей с ЗУР, т.к. дети с ЗУР по природе своей не способнык умственной деятельности не только в быстром темпе, но даже и в среднем. Эти дети не отстают в биологическом созревании, у них нет запоздания в умственном развитии, но они медлительны по причине специфики темперамента и генетически обусловленной особенности динамики нервных процессов. Это не умственно отсталые дети, они полноценно освоят учебную программу, нотольков более медленном темпе. Можно путем тренировок добиться некоторого увеличения скорости умственной деятельности таких детей, но это им тяжело и они с трудом выдерживают заданный имновый, ускоренныйтемп.Такие категории детей нуждаются в педагогической коррекции, апроводить эту коррекцию должны очень грамотные учителя, учителя с большим стажем и достаточным жизненным опытом и, желательно, преподаватели психологи.Преподаватель, имеющий отличные знания по предмету ©психологияª,должен в каждом индивидуальном случае выявить истинную причину затруднения ученика и не проявлятьспешку, причисляя медлительного учащегося к неспособным или ленивым. Ученикис замедленным умственнымразвитием иногда ничем не глупее других, просто их нужно учить несколько иначе, применяя к ним совершенно другие методы обучения, не забываяо том, что совершенно бездарных учеников также очень мало, как и гениев. Количество детей с отклонениями в школах, к сожалению, увеличивается, т.к. многие из этих детей происходят от родителей,
злоупотребляющих алкоголем,и у них не только снижены умственные способности, но инаблюдается повышенная раздражительность, неусидчивость и трудность в концентрации внимания.Перед учителями общеобразовательнойшколы или школыдополнительного образования, помимо обычных сложных задач по развитию способностей учащихся, возникают специфические трудности в работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. Отстающие дети нуждаются не только в дополнительных с ними занятиях, а нуждаются часто впринципиально ином подходе к пояснению сложного для них материала, с привлечением конкретных примеров, предметных демонстраций, большей наглядности, иного темпа, иного помещения. Такие дети нуждаются в обязательнойулыбке преподавателя, они жаждут терпения, мягкости и доброты, ониждутположительного результата в своем развитии и обязательной поддержки в виде похвалы….В педагогической генетике, среди прочих, особое место занимает проблема одаренных илиталантливыхдетей(талант выдающиеся врожденные качества или особые природные способности) или, что очень редко гениев (гений человек, обладающий высшей степенью одаренности). В генетическом смысле талант это сложный комплексный признак, слагаемый из ряда менее сложных признаков и свойств таких, например, как хорошая память, способность сосредотачиваться, увлеченность и устойчивый интерес, способность четко формулировать мысли, высокуюинтенсивность вырабатывания идей, способность думать просто о сложном, творческуюраскованность, умение мыслить, не замыкаясь в рамках уже известных фактов, законов, способность по отдельным данным синтезировать общее представление, высокуюработоспособность, приводящуюк широкому кругозору, высокой культуре. Стать талантом невозможно, для его формирования нужен колоссальный труд и огромный интерес, т.е. страсть к любимому делу. Что же характерно для одаренныхили талантливыхдетей?! Это ранняя речь, большой словарный запас, необычайная внимательность, исключительное любопытство, отличная память, стремление к самостоятельности. Но помимо положительных свойств талантливым детям характерны специфические отрицательные черты эгоцентризм, негативное восприятие окружающих, часто возникающие трудности в общении со сверстниками, нежелание подчиняться строгой дисциплине в школе, а отсюда,называться ©трудными ученикамиª. Со многими одаренными учащимися работать очень трудно, т.к. в освоении интересных импредметов эти ученикиидут впереди всех,
а на освоение школьных предметов, не интересующих их, у нихпросто нет ни желания,ни времени,а отсюда возникают недопонимание с их счтороны,со стороныодаренныхучеников,
и со стороны учителя. В этом случае трудно одаренному ученику, но труднее всего учителю, ему, как взрослому и, конечно же, мудрому нужно понять ребенка, найти к нему подход
безнажима и подавления личности ученика.Учителям и родителям потребуется много терпения и выдержки, чтобы преодолеть проблему одаренных учеников
©хочу не хочуª, взрослыезнают, что таких детейочень трудно учить, а ещё труднее воспитывать.Однако подавление интеллектуальных потребностейтворчески одаренного ученика может привести к эмоциональным сложностям, неврозу и даже психозу, т.к.ребенок борется за самосохранение, иогромная психологическая энергия уходит на то, чтобы защитить себя, отстоять своё ©яª.Что же делает одаренного ребенка счастливым?! Его счастье в пониманиии внимании от окружающих, новых целяхи впечатлениях, т.е.в развитиисвоего интереса, а значит ив продвижениивперед. При работе с одаренными детьми необходимо не только развивать ихнепосредственныеспособностик чему либо, необходимо подвигать ихк самосовершенствованию, всестороннему развитию. А для этого одаренным ученикамнеобходимы специальные учебные программы с учетом специфики дарования ученика.Кроме специальных учебных программ,каждому такому ребенку необходимо предоставлять возможность обучаться по индивидуальным планам и оканчивать школу за более короткие сроки, чтобы не терять интерес к обучению. В начальных классах США перетасовка учеников происходит не менее четырех раз в год.Всегда есть классы, в которых могут заниматься ученики в соответствии со своими успехами в учении. Суть дела в том, что через шесть недель успешно обучающиеся дети уходят вследующий класс, а их места занимают лучшие ученики младшего класса. Происходит постоянное продвижение вперед способных учеников. Эту систему можно сравнить с течением воды быстрым на середине и медленным у берегов.Эти потоки достигнут один и тот же конечный пункт, но в разное время. Эта система обучения более приспособлена к индивидуальным природным способностям учащихся, скорость развития не тормозится, она болеесоответствует естественным возможностям каждого ученика. Почему бы в наших школах не ввеститакое дифференцированное обучение, которое может дать шанс в получении знаний всем ученикам и слабым,и одаренным?! И почему бы нашим учителям, во избежание конфликтов с родителями и учениками, как можно чаще напоминатьо существовании педагогической генетики, науки о наследственной обусловленности природных дарований людей и путях их развития?!Развитие природных способностей и талантов в высшей степени благородная задача, решая её, учитель создает духовные ценности знание и нравственный потенциал общества. Конечный результат деятельности педагогического коллектива каждой школы выпускать молодых людей, способных творчески проявить себя в профессиональной, семейной и гражданской жизни. Труд учителя живет в делах его учеников и способен приносить благодатные плоды даже тогда, когда сам учитель уже ушел из жизни. Соответствие учителя высокому предназначению делает еговысокочтимым в обществе, а педагогическую профессию ставит в ряд доминантных. Пусть жеслово ©УЧИТЕЛЬª всегда звучит гордо, с огромнымуважением, любовью и трепетом.
Список цитируемой литературы:1.Ф.Айала, Дж. Кайгер
©Современная генетикаª, тома 1,2,3 (Москва, ©Мирª, 1987г.);2.Сборник статей ©Генетика и наследственностьª (Москва, ©Мирª, 1987г.);3.Н.П.Дубинин ©Генетика и человекª (Москва, ©Просвещениеª, 1978г.);4.Н.В.Жданов ©Педагогическая генетикаª (г. Киров, 1994г.);
Chumachenko Larisa GeoirgievnaVocal teacher MBOU DOD "Art School" the townGornozavodsk, Perm Krai.chumachenkolarisa@mail.ruGENETICS.Abstract.The article deals with the genetic, social and biological programs, talks about teaching genetics, discusses the mentally challenged children and the developmentof abilities of gifted and talented children.Keywords: genetic programs, poor and talented children in schools.