Духовно-нравственное развитие школьника

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Юнкерова О. И. Духовно-нравственное развитие школьника // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 3331–3335. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53672.htm.
Аннотация. В статье автор рассуждает о духовно-нравственном воспитании в условиях введения курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Юнкерова Оксана ИвановнаУчитель начальных классов МБОУ СОШ №16 ЯНАО г.Новый Уренгой moka71@mail.ru Духовнонравственное развитие школьникаАннотация:В статье автор рассуждает о духовнонравственном воспитании в условиях введения курса «Основы религиозных культур и светской этики».Ключевые слова:человеческие идеалы, церковь и религия, культура России, моральные устои. « Человек должен родиться дважды:один раз естественно, а затем духовно». Г.Гегель. Каждый год нарядные первоклассники с букетиками ярких цветов начинают свое путешествие в школьную «страну знаний». И каждый раз родители первоклашек задают себе вопрос, что будут представлять из себя их дети, когда им вручат документ об окончании средней школы? Нашим детям выпало жить в эпоху, когда многие средства массовой информации вовлечены в самую широкую пропаганду блуда и разврата, насилия и противоестественных пороков. Им приходится жить в эпоху кошмара «массовой культуры», подвергающей христианские идеалы чистоты и целомудрия систематическому осмеянию. Если случается эпидемия, то делают прививку. Можем ли мы сформировать в наших детях духовнонравственный иммунитет, который сделал бы их невосприимчивыми к безнравствеености? История школьного образования свидетельствует, что педагогическая мысль всего мира всегда считала нравственное воспитание основой формирования личности ребенка. Такие педагоги, как Ян Каменский, Иоанн Песталоцци, Николай Иванович Пирогов, Константин Дмитриевич Ушинский и другие, утверждали, что быть человеком –значит воспитать в себе лучшее, высшее, то, что делает человека венцом творения, образом и подобием Божиим. Без духовнонравственной составляющей образования и всей общественной жизни разрушается государство, останавливается экономика, гибнет культура, вырождается наука. Без духовности прекращается прогресс, становятся бесполезными самые глубокие научные знания, самые новейшие технологии. « Равнодушие к духовнонравственному состоянию общества сегодня поистине преступно, говорил Святейший Патриарх Алексий ll,и каждому придется сделать выбор чему служить

добру или злу».Причинами такого равнодушия является отсутствие положительных жизненных ориентиров, ухудшение нравственной обстановки в обществе, нарушение духовного единства в обществе. Не имея нравственного иммунитета, дети и подростки не могут различать разрушительные идеи от созидательных, затрудняются в вопросах «что такое хорошо и что такое плохо». Каждую секунду мир меняется: люди, их привычки, вещи, которыми они пользуются. Лишь одно в веках остается неизменным –нравственные ценности. Если обратиться к раннему историческому прошлому нашей страны, то такие понятия, как патриотизм, нравственность, гуманизм еще не использовались в древнерусском языке,но если проанализировать народное фольклорное творчество, каждый убедится, что люди понимали и ценили эти человеческие качества.Былины, сказания о житиях святых –все это подчеркивает, что еще наши предки через искусство и поступки старались воспитать в будущих поколениях именно эти качества. На протяжении всей истории нашей страны задавались ориентиры на воспитаниедуховно –нравственных человеческих идеалов. Но, в зависимости от исторических процессов, народу это прививалось поразному. В Древней Руси церковь и религия играли одну из определяющих ролей в становлении личности гражданина. Именно церковь определила роль человека как защитника православной веры и русской земли. Церковь в те времена была независима от государства. Но государство развивается, крепнет. На карте появляется Российская империя, где именногосударство, а не церковь играет доминирующую роль, и оно нуждается в новых человеческих идеалах. Гражданин должен служить Отечеству, но его должны отличать любовь к науке, трудолюбие и забота именно о процветании России. Советский период характеризуется воспитанием массового патриотизма, готовности самопожертвования во благо коммунистических идеалов. Этот период характерен давленем партийных идеалов на нравственные устои народа. К сожалению, в90е годы ХХ века народом были утеряны многие нравственные идеалы. Сказывались и политическая, и экономическая, и культурная обстановка в стране. Создалась угроза утери многих национальных традиций. Но очень трудно после столь долгого перерыва собрать воедино и в короткие сроки привить подрастающему поколению, да и всему народу в целом утерянные ими или быть может украденные нравственные ценности и идеалы. Россия сейчас как никогда нуждается ввысокоморальных и культурных гражданах. В связи со сложившейся в обществе ситуацией, осложняющейся социальными противоречиями, становится актуальным введение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светскойэтики», которыйявляется культурологическим и направлен на развитие у школьников 1011 лет представлений о нравственных идеалахи ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Курс нацелен на формирование у школьников представленияорелигии как о важнейшей составляющей мировой культуры, воспитание толерантности, развитие способности самоопределения, осознанного выбора мировоззрения. (Информационное письмо о формировании состава педагогов для преподавания учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».) Во все века люди высоко ценили духовнонравственную воспитанность. А внастоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому новый курс направлен на решение проблемы воспитания школьников. Курс «ОРКиСЭ» адресован учащимся начальной школы, поскольку именно в младшем школьном возрасте происходит социализация ребенка, расширяется круг его общения, от него требуется проявление личностной позиции, определяющейся принятыми духовнонравственными ценностями. Для того, чтобы выполнить основные задачи и цели курса, необходимо привлечь родителей в воспитательный процесс. Без поддержки семьи изучение предмета «ОРКиСЭ» будет неэффективным. Включение родителей в школьную жизнь становится для ребенка подтверждением значимости его учебной деятельности, что позитивно отражается на желании ребенка учиться, преодолевать трудности и стремиться к успеху. Воспитание ученика в школе и воспитание в семье неразрывный процесс,которыйсоздает оптимальные условия для духовного, нравственного и интеллектуального развития ребенка. Этот нравственноориентированный предмет открывает перед родителями дополнительные возможности для укрепления и развития отношений с ребенком. В младшем школьном возрасте, когда ребенок впервые повзрослому начинает понимать окружающий мир и себяв нем, он особенно нуждается в духовной связи со взрослым, родным для него человеком. Приобщение родителей к школьной жизни предполагаетпоиск согласия с семьей по всем вопросам образования и развития ребенка, взаимодействие в области как учебной,так и внеурочной деятельности.

Велика и роль учителя в организации этой работы.Педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимной поддержки и общности интересов.Успешное усвоение курса «ОРКиСЭ» возможно лишь тогда, когда все участники образовательного процесса –педагоги, дети, родители –станут единым целым, большим и сплоченным коллективом, который стремится к духовнонравственному воспитанию и самовоспитанию. Таким образом, комплексный учебный курс «ОРКиСЭ» дает возможность стать той самой основой, на которой будет строиться жизнеспособная система духовнонравственного воспитания подрастающегопоколения в рамках нового ФГОС. Такие уроки нужны. И нужны именно в начальных классах.Хочется верить, что на уроках православной культуры выращиваются зерна добра и любви. Хотелось бы на этих уроках сдвинуть с места стену равнодушия, невежества и непонимания. Чтобы они были таковыми, нам учителям, необходимо совершенствоваться, применять различныетехнологии, делиться опытом. Знания об основах религиозных культур призваны сыграть важную роль в процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина Российской Федерации. Культура России на протяжении тысячелетия формировалась под воздействием православной религии. Ведь именно христианская православная религия с 988года традиционно являлась ведущей религией России. Она способствовала формированию общественного сознания и среды обитания людей, в которой сохранились самые главные этические нормы и ценности жизни. Христианство учило людей уважительному отношению к каждому человеку, терпимости, бескорыстной помощи, сочуствию. Таким образом, обращение к системе православных ценностей, изучение православной культуры в школе –реальный фактор воспитания понастоящему нравственного поколения. Религиозное образование и воспитание важно прежде всего для школы, которая, к сожалению, пока не справляется с задачей морального, правового и патриотического воспитания. Президентом Российской Федерации В.В.Путиным отмечено: «Для гражданина России, особенно важны моральные устои. Именно они составляют стержень патриотизма, без этого Росии пришлось бы забыть о национальном достоинстве и национальном суверенитете». Воспитание детей было и остается самым трудным видом деятельности в мире. Что может быть сложнее и ответственнее, чем воспитать в человеке Человека? Надеемся, что курс «Основы религиозных культур и светской этики», имеющий нравственноразвивающий характер и рассчитанный на продуктивное сотрудничество школы и семьи, педагогов и родителей, поможет успешнее решать задачи духовнонравственного воспитания школьников. Ищите Бога, ищите слёзно, Ищите, люди, пока не поздно! Ищите всюду, ищитекаждый, И вы найдете Его однажды! И будет радость превыше неба, Но так ищите –как нищий хлеба.

Литература:1. Данилюк А.Я., Логинова А.А. «Программа духовнонравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального образования».2. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений 45 классы / А.Я.Данилюк.М., 20103. А.Я.Данилюк «Книга для родителей». М., «Просвещение», 20104. А.В.Кураев «Основы православной культуры»,45 класс. Москва «Просвещение», 20115. «Основы религиозных культур и светской этики». Книга для учителя. 45 классы. Под редакцией В.А.Тишкова, Т.Д.Шапошниковой. М.: Просвещение, 2011.

6. Материалы сети Интернет.

Yunkerova Oksana IvanovnaThe teacher of initial classes of school №16, Novyy Urengoj moka71@mail.ru Spirituallymoral development of the schoolboyThe summary:In the article the author argues on spirituallymoral education in the conditions of course introduction «Bases of religious cultures and secular ethics».

Keywords: human ideals, church and religion, culture of Russia, moral foundations.