Создание и становление исторического факультета Казанского Государственного Университета в предвоенные и военные годы (1939- 1945): история и повседневность

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Яруллина Г. М. Создание и становление исторического факультета Казанского Государственного Университета в предвоенные и военные годы (1939- 1945): история и повседневность // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 3336–3340. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53673.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам становления исторического факультета КГУ в 1939-1945 гг. Автор рассматривает преподавательский и студенческий состав, который повлиял на развитие факультета
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Яруллина Гульнур Мансуровна,Магистр социальноэкономического образования, учитель истории МБОУ ©Средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметовª, г. Казаньgulnur.88@bk.ru

Создание и становление исторического факультета Казанского Государственного Университетав предвоенные и военные годы (19391945):история и повседневность

Аннотация. Статья посвящена вопросам становления исторического факультета КГУ в 19391945 гг. Автор рассматривает преподавательский и студенческий состав, который повлиял на развитие факультета.Ключевые слова: исторический факультетКГУ, 19391945 гг., история повседневности.Исторический факультет Казанского федерального университета –один из значимых факультетов университета. Его история теснейшим образом переплетена с историческими вехами социальнополитического развития нашей страны.Изучение истории исторического факультета не только с 1939 по 1945 гг., но и всего периода существования очень актуально. Это,прежде всего, связано с тем, что на сегодняшний день очень мало опубликовано источников по истории факультета, и все они представлены фрагментарно. Особенно это касается архивных документов, которые раскрывают организацию и деятельность факультета. История факультета 19391954 гг. особенно интересная, поскольку именно в этот период восстанавливается преподавание истории, и исторический факультет Казанского университета был одним из первых создававшихся в стране истфаков.Цельданной работы –охарактеризовать особенности развития начального этапа исторического факультета, опираясь на архивные документы, главным образом, отчеты деканата за 19391954 годы.Длядостижения цели были поставленыследующие задачи:1.рассмотреть организационную, педагогическую и научную деятельность преподавательского состава исторического факультета за данный период;2.изучить состав студентов;В 1921 г. в российских университетах были упразднены историкофилологические факультеты и соответствующие отделения факультетов общественных наук, в 1920х гг. исчезли учебники по истории и этот предмет не преподавался в школах и вузах страны. Однако власть прекрасно осознавала важность истории, вернее, идеологизированной версии событий прошлого, для легитимации и укрепления режима. Поэтому в середине 1930х гг. было восстановлено преподавание истории в школах 16 мая1934 годав СССР было опубликовано постановление ЦК ВКП(б)и СНК СССР©О преподавании гражданской истории в школах СССРª[1].Содержание преподавания истории жестко определялось сверху. И.В.Сталин взял под свой личный контроль создание учебников по истории России, которая стала называться история СССР. История представала в них летописью классовой борьбы угнетенных классов с эксплуататорами. Появилась новая отрасль науки, ставшая одной из ведущих идеологических дисциплин, ©история партииª. В 1938 году был выпущен ©Краткий курс истории ВКП(б)ª, который Сталин не только тщательно отредактировал, но и написал для него параграф. ©Краткий курсª положил начало оформлению ©единственно вернойª концепции истории нашей страны, который должны были следовать все советские историки. В связи с введением преподавания истории необходимо было срочно решать проблему подготовки кадров преподавателей истории. Поэтому было принято решение об открытии с1 сентябряисторических факультетов в Москве и Ленинграде. А в 1939 году и в Казанском университете был воссоздан исторический факультет, который на следующий год был преобразован в историкофилологический[1].Тогда в его составе была создана всего одна кафедра, объединявшая специалистов по отечественной и всеобщей истории. Её первыми руководителями был доцент Казанского педагогического института Е.И.Устюжанин (19391941), кандидат исторических наук В.Б.Донской (1941), затем профессор Б.Ф.Поршнев (19421943). ©Историкофилологический факультет 1939 года –это две маленькие комнаты, деканат, и сдвоенная аудитория плюс крохотный кабинет декана. Мы его оккупировали. Даже вечером, если нет острой необходимости заниматься в библиотеке, сидим ©у себяª в деканате. Шумим, порой –©отдыхаемª водим шутливый хоровод и –снова в свои, теперь кажущиеся наивными, студенческие споры. А рядом –в своем кабинетике работает Александр Павлович, наш деканª[2], писала одна из студенток исторического факультета.

©С организацией исторического факультета на факультете появилась кафедра истории СССР. Устюжанин на факультете читал лекционный курс по истории СССР, работал по совместительствуª[3].В первый же год факультет стал играть огромную роль в жизни университета, но испытывал ряд трудностей –не хватало квалифицированных кадров, кафедры не были укомплектованы. Нехватка научных кадров на историкофилологическом факультете особенно ощущалась[4]. В отчете деканата за 1940/41 учебный год говорилось о том, что ©на истфилфаке постоянных преподавательских кадров нет совсем, факультет обслуживался преподавателями Пединститута с оплатой по часам…ª[5].Всесоюзный комитет по делам высшей школы и Наркомпросс РСФСР приняли решение направить на факультет преподавателей из других вузов.Преподаватели факультета занимались не только обучением студентов, но вели и научноисследовательскую деятельность, создавали работы по ряду проблем истории и литературы. Так, доц. А.П. Плакатин завершил исследование по вопросу о революционной роли совета объединенных дворян, доц. Б.П. Рождественский написал исследование о революционных движениях учащихся в России в 1905 году, проф. А.Н. Вознесенский изучал творчество Якуба Коласа.Для ведения научноисследовательской деятельности на ©факультете организованы три кафедры: основы марксизмаленинизма, педагогики и кафедра истории СССР, первые две общеуниверситетские, последняя объединенная исторических дисциплинª[6]. Становление преподавательского состава факультета было в самом начале, когда факультет, да и весь университет вынуждены были полностью перестроить свою жизнь и порядок работы, а еще не устоявшийся состав преподавателей вновь подвергся вынужденным изменениям. 22 июня 1941 года население республики, как и всей страны, узнало о нападении фашистской Германии на Советский Союз. В тот же день прозвучало слово ©Мобилизацияª. Указом Президиума Верховного Совета СССР на территории 14 военных округов, в том числе Приволжского военного округа, был объявлен призыв в армию военнообязанных запаса, родившихся с 1905 по 1918 г. включительно. Началась перестройка жизни на военный лад. Многие преподаватели ушли на фронт. Среди них и декан факультета А.П.Плакатин, который освещал через письма жене жизнь на фронте: ©Милая моя Надюша! Получил от тебя весточку и очень обрадовался. Догадываюсь, что живешь неважно. Но, Надя, ничего не поделаешь. Вся страна переживает тяжелое испытание, и придется во имя будущего потерпеть. Вот уже несколько недель наша землянка ходит ходуном от разрыва снарядов. Но пока все благополучноª[7]. С 1941 года по лето 1943 года, после ухода первого декана на фронт, на факультете сменилось 6 деканов. Эта смена объяснялась постоянным оттоком кадров на факультете[8]. Преподавательский состав факультета нес тяжелые потери. Преподавание сокращалось ввиду привлечения студентов и преподавателей к рытью окопов для Казанского обвода.

По плану на территории республики оборонительный рубеж, вошедший в историю как ©Казанский обводª, создавал своеобразное полукольцо вокруг Казани. Его предстояло проложить от села Покровское через станцию Урмары, районные центры Кайбицы и Апастово до города Куйбышева Татарского. Десятки тысяч людей день за днем долбили окаменевшую землю, возводили противотанковые препятствия. Не меньше изнурительного труда выматывалабытовая неустроенность. Зачастую пропадали сахар и соль. Жили скученно, спали на голом полу, вповалку, накрывались своей же еще не просохшей одежонкой. Целый месяц не мылись в бане и не меняли белье, появилась завшивленность.

Профессора провели на окопах две недели, а остальные работали там до конца февраля 1942 г.[9]. Рабочий день тогда составлял 1617 часов, к тому же приходилось преодолевать по 16 км в день до окопов и обратно. В день работающие получали сначала по килограмму хлеба, а позже норму сократили до 800 г. Крестьяне тех деревень, где они жили, подкармливали измученных студентов картошкой,чечевичной кашей или супом[10]. В тот год зима выдалась лютая и на работу приходилось выходить в открытое поле при температуре до минус 50 градусов. Во время метели, когда не было видно впереди идущего человека, ректор Ситников брал в руки веревку, и остальные шли за ним, держась за нее, след в след. Студенты и преподаватели получали обморожения. Согреться можно было лишь укрывшисьна несколько минут в единственной палатке. И поскольку многие студенты и преподаватели приехали в легкой одежде (зимней не было), то для утепления люди привязывали сверху одеяла и повязывали поверх шапки платки. Их буквально спас присланный университетом воз лаптей с онучами, изготовленными из красных штор, снятых с аудиторных окон[11]. 11 февраля 1942 года ©Казанский обводª был закончен и принят государственной приемочной комиссией[12].Работа на строительстве казанского обвода явилась суровым испытаниемдля университетского коллектива, которое он с честью выдержал. Но впереди его ожидала не менее сложная задача: восстановить прерванный учебный процесс, попытаться нормализовать в тех условиях все направления жизнедеятельности университета. Преподавание велось в тяжелых бытовых условиях. В результате проведенного ©уплотненияª в университете стало катастрофически не хватать учебных аудиторий. Они практически не отапливались, поэтому окна были промерзшие[13].©Профессора читали лекции не только в пальто, но ив шапках, и даже в рукавицах, сообщают Г.Н. Вульфсон и Н.П. Муньков. –Слушать и записывать лекции тоже было очень трудно. Чернила мерзли, приходилось брать чернильницу в руки и дышать на нее, не хватало даже простых карандашей, не было тетрадей, нередко под тетради шли обратные стороны висевших плакатов. Помним, как однажды были присланы в университет простые карандаши, и они раздавались комитетом комсомола активистам в виде премииª[14].Но спецификой периода становления факультета стала не только нехватка кадров, обострившаяся в связи с началом войны, но и пополнение и усиление кадрового состава видными историками из Москвы и Ленинграда, связанное с эвакуацией в Казань ученых и научных сотрудников институтов АН СССР. Привлечение на работу специалистовиз эвакуированных в Казань институтов и Академии наук стало временным выходом при решении проблемы острой нехватки кадров преподавателей.Согласно приказу Эвакуационного совета при СНК СССР, в Казанском университете разместились институты Академии наук изМосквы и Ленинграда, Президиум АН СССР[15].Большую заботу о приезжих проявлял ректорат и партбюро университета. Ректор К.П. Ситников и секретарь партбюро Х.Б. Булатов практически ежедневно встречались с прибывшими учеными, интересовались их нуждами, помогая на первых порах всем необходимым. Конечно, самым острым и животрепещущим был жилищный вопрос, и поэтому руководство университета пыталось его както разрешить. Так, все комнаты общежития были переданы эвакуированным, но это не снимало напряженного положения с размещением вновь прибывающих сотрудников Академии. Тогда решили отдать под жилье спортивный, актовый, предактовый и читальные залы[16].Студенты того времени Г.Вульфсон и Н. Муньков вспоминали: ©Из студенческого общежития сюда перевезли кровати и тумбочки, остальные доделали сами ученые. Непонятно, как скреплялись одеяла, простыни, как появились импровизированные комнаткишалаши, у которых был единый пол из старинного паркета и единый лепной потолок… на одной тумбочке стояла настольная лампа с импровизированной чернильницей, на другой –таз с замоченным бельем, на третьем шумел и пыхтел примус. Когда вдруг гас свет, появлялись свечи, керосиновые лампы, и в ульях актового зала продолжалась жизнь…ª[17]. Музей истории университета провел огромную работу по сбору личных вещей и экспонатов, имеющих отношение к академикам, которые помогают вникнуть в исторические события тех лет. Интересный экспонат –засушенный шашлык из моллюсков. Ученые Академии наук вносили свой вклад в поиск новых источников питания.Так, по предложению академика Л.Орбели на Волге был организован сбор моллюсков, которых включали в свой скудный рацион и сами ученые[18].В воспоминаниях, написанных через много лет после войны, академики, членкоры и рядовые сотрудники АН с большой теплотой писали о приютившем их Казанском университете, о его сотрудниках, о простых казанцах, ставших для них родными. Университет открыл эвакуированным не только свои двери, но и сердце, и они об этом не забыли. В годы войны в Казани было очень тяжело с продовольствием. Каждый день сокращалась подача топлива, воды, электричества[19].Люди не жаловались: беда была общей. Казанцы помогали эвакуированным, делились с ними нехитрой утварью, продуктами. Поскольку в городе не ходил трамвай, ©пешеходныйª способ передвижения стал практически единственным. Собственный автомобиль был неслыханнойроскошью (их в городе были считанные единицы). В те годы на территории университетского городка можно было увидеть лишь одну старую машину, принадлежавшую вицепрезиденту АН О.Ю. Шмидту[20].Недолгое пребывание в числе преподавателей факультета видных отечественных историков, ученых значительно оживило и обогатило преподавание и научную жизнь. Заметный след в истории отечественной науки оставили работы ученыхисториков, выполненные в годы войны в Казани. Пребывание в Казани академиков Б.Д. Грекова[21], Е.А. Косминского, Н.С. Державина, Е.В. Тарле и многих других, в значительной мере способствовало активизации научноисследовательской работы на историкофилологическом факультете[22]. Совместно с преподавателями факультета они занимались разработкой актуальных проблем истории местного края, изучали вопросы героической борьбы народов России за свободу и независимость. Так, Греков написал работу ©Волжские Болгарыª, составившую вторую главу первого тома ©Истории Татарииª. Греков с 1 октября 1941 года зачислен профессором истории народов СССР на историкофилологический факультет и вел занятия по истории Древней Руси[23].

В центре научных интересов академика Е.В. Тарле оставалась работа над монографией ©Крымская войнаª, в которой им впервые был поставлен вопрос о соотношении фронта и тыла в ходе войны и о значении внутреннего единства в рядах сражающейся армии. Процесс реэвакуации, отъезд ученых из Казани вновь обострил проблему кадров преподавателей историкофилологического факультета. Не менее маловажны были сложности и в студенческой среде. Перед открытием факультетав июле в газете ©Красная Татарияª появилось объявление о том, что в университете открывается исторический факультет (вернее было бы сказать: восстановлен после длительного перерыва)[24].Лето 1939 г. было напряженным, как свидетельствуют строки отчета вновь открытого факультета за 1939/40 учебный год, ведь ©за короткий срок 2,5 месяца нужно было укомплектовать факультет преподавательскими кадрами и обеспечить набор студентов в количестве 60 человек в две группыª[25].

Количество студентов первого набора в различных источниках указывается разное. Так, в ©Хронике приемаª в газете ©Ленинецª от 21 августа 1939 г. говорилось, что на вновь открывающийся исторический факультет подано 60 заявлений, кроме того, ожидается приезд 15 отличников из Москвы[26].А В.А.Бондаренко, одна из первых студенток факультета, указывала в своих воспоминаниях, что на первый курс было принято не 60, а 65 человек (две группы: 90я и 91я)[27].В архивных документах же сохранилась другая цифра приема: ©Было принято студентов 63 человекаª[28].Однако в течение года на новом факультете наблюдалась сильная текучесть в составе студенчества. Из принятых 63х человек к концу первого семестра осталось всего 44 человека, а к концу учебного года –39 студентов. Дажеувеличение приема на факультет не сняло проблему текучести студенческого состава. Отчет следующего года свидетельствовал, что ©в начале учебного года числилось на 1 курсе 161 студентов и на 2 курсе 36. Наибольшее число студентов покидалостены факультета по собственному желанию и ввиду невнесения платы за обучение. Материальное положение многих студентов было тяжелым и необходимость платить за обучение была обременительной. В начале 1930х гг. существовала плата за обучение, хотя доля вносивших ее сокращалась. После 1931/32 учебного года ее отменили, но в октябре 1940 года вновь ввели. Материальное положение студента могло поддержать получение стипендии. Многие студенты факультета получали стипендию, но порядок назначения стипендий менялся. В начале 1930х годов главными были классовый, политический и национальный принципы. С 1932/33 учебного года стипендия стала выдаваться в зависимости от успеваемости, дефицитности специальности и курса обучения. Осенью 1940 года право на стипендию было оставлено только за теми, кто на экзаменах получил не менее двух третей отличных оценок и остальные –не ниже ©хорошоª. При этом нуждающиеся студенты, зачисленные на стипендию, освобождались от платы за обучение. Часть студентов получала именные стипендии[29].Одним из именных (©молотовскихª) стипендиатов был студентисторик Г.Н. Вульфсон[30].Данные отчета факультета за 1940/41 учебный год показывают, что: ©Лучшие академические успехи показали сталинские и молотовские стипендианты (Ионов,Бурматин, Абдулхакова, Бондаренко, Вульфсон и Медынский)ª[31].На факультете с первых лет его существования уделялось огромное значение идейнополитическому воспитанию студентов, в большинстве своем вчерашних школьников. Как полагало руководство факультета, большую роль в идейнополитическом воспитании студентов сыграла избирательная кампания, ведь во время нее подавляющая часть студентов были агитаторами на избирательных участках. ©В 1940 году проходили выборы в местные Советы. Мы, историки, агитаторы шли по улице Жданова. Декан с нами: помогает, проверяет, учит не только рассказывать о кандидате в Совет, отвечать на интересующие избирателей вопросы, но главное –вызвать к себе довериеª[32], писала Бондаренко о своем участие в кампании по выборам.В стенах университета агитаторам читались лекции, проводились консультации на самые различные темы. Немалое внимание уделялось и личным беседам со студентами. Политучеба в университете проводилась по партийной, комсомольской и профсоюзной линиям. Крометого, как утверждалось в отчете факультета, ©идейнополитическому воспитанию много способствуют лекции и семинары учебных занятий, поскольку все они на истфаке гуманитарные. Отношение студентов к проработке материала показали экзамены и зачетыª[33].Известие о нападении фашистской Германии на СССР пришлось как раз на время подведения итогов напряженной работы университета за 1940/41 учебный год. В тот воскресный день многие студенты готовились к экзаменам летней сессии: кто дома, кто в общежитии[34]. Многие студенты факультета ушли на фронт. Среди них известный всем нам студент историкофилологического факультета Вульфсон Г.Н., который весной 1942 г. ушел добровольцем на фронт, в марте 1943 г. был тяжело ранен на Северном Донце[35].Многие студенты ушли нафронт, а те которые были эвакуированы в Казань продолжали учиться и у них остались самые яркие впечатления о начале войны, о том, как они приехали в Казань. ©Начало войны 22 июня 1941 г. я встретила далеко от Казани. В городе Тамбове, который очень скоро стал почти прифронтовым. Так стремительно развивались военные действия, все более приближаясь к Москве. Осенью началась эвакуация населения на восток, и весной 1942 г. я оказалась в Казани. С мамой и сестрой. В совершенно незнакомом городе. Набравшись смелости, я решила попытаться сохранить свой студенческий статус (до эвакуации я училась на 2м курсе Тамбовского пединститута) и направилась в университет, который для меня казался тогда недосягаемым … Декан историкофилологического факультета Александра Степановна Шкляева, побеседовав со мной, сразу же зачислила меня на третий курс в группу филологов первого набораª[36].Война усугубила и без того нелегкое материальное положение студентов факультета. С началом войны значительная часть студентов вынуждена была совмещать учебу с работой. Ведь до войны за их обучение платили родители и лишь 22% студентов из общего числа получали стипендию. Теперь, с уходом на фронт отцов, старших братьев, на их плечи ложились заботы не только о себе, но и семье. Учитывая сложившуюся обстановку, деканат историкофилологического факультета, как и других факультетов, предоставил возможность таким студентам составлять индивидуальное расписание зачетов и экзаменов, при этом обращалось пристальное внимание на организацию их самостоятельной работы. Наиболее успевающие переводились на индивидуальный план обучения. Вместе с тем в учебные программы были внесены такие изменения, чтобы летнее время можно было использовать для более рациональной организации академической и производственной практики[37].Ситуация студентов осложнилась в условиях военного времени. Прежде всего, студентов постоянно мобилизовывали на различные работы: расчистку железнодорожных и трамвайных путей, аэродромов, выгрузку раненных из санитарных вагонов, на дежурство в противовоздушных отрядах, на подмогу на заводах и госпиталях. Случалось и так, что преподаватель читал лекцию одномудвум студентам зимой в холодной аудитории, которые должны были обязаны все записать и довести содержание лекционного материала до отсутствующих товарищей. Студенты записывали лекции в варежках, и чернила стыли в чернильницах. В те годы достать карандаши, ручки, перья, тетради было невероятно трудно, и поэтому учащиеся записывали речи своих учителей на старых плакатах, оберточной бумаге, междустрок и на полях старых газет. Шкафы, стулья, столы также стали дефицитом. Значительную часть своей мебели факультет передал эвакуированным учреждениям. Вместо инвентарных номеров на стульях красовались полушутливые надписи: ©Украдено у…ª, в городе вновь появились печкибуржуйки: они согревали, на них готовили еду[38].Случалось, что студенческий завтрак и ужин состояли из пайкового хлеба (400 гр.) и добавки к нему 200 гр., что распределялись в университете по карточкам усиленного дополнительного питания. (УДП местные остряки расшифровывали как ©Умрешь днем позжеª)[39].Ежегодно студентки получали один ордер на грубые хлопчатобумажные чулки, а потом весь год их штопали, так что на чулках было больше штопки, чем самих чулок. В основном же люди донашивали старую одежду. И когда к ней уже невозможно было пришить новую заплатку, то ее прилаживали с помощью картофельного клея и угольного утюга. На смену довоенной изношенной обуви молодежь покупала на рынке матерчатые туфли на деревянной подошве. А зимой, если небыло валенок, на ноги надевали стеганки или меховушки (стеганый или меховой рукав) и сверху калоши. В те годы за хорошую работу премировали кирзовыми сапогами или грубыми ботинками. Это было скудное существование, но оно было тотальным, распространялось на всех, а потому не рождало протеста[40].Несмотря на все тяготы военного времени, на историкофилологическом факультете продолжался не только учебный процесс, но и научноисследовательская работа студенчества. Хотя работа научных кружков в начале войны и была прервана, но уже с 1942 года их деятельность постепенно оживляется. В 19431944 учебном году состоялся первый выпуск студентовисториков. Всего окончивших было 18 человек, В 1939 году возобновил свою деятельность исторический факультет Казанского университета, который был переименован в 1940 году в историкофилологический факультет. Открытие исторического факультета явилось значительной вехой в жизни Казанского университета, который стал центром гуманитарных наук. С организацией исторического факультета на факультете появилась первая кафедра истории СССР.Сложный период переживало историческое образование в Казанском университете. С момента образования и период войны на факультете так и не сложились стабильные перспективы развития на кафедрах. Ведь с самого начала деятельности факультет стал играть огромную роль в жизни университета и это повлекло за собой то, что содержание преподавания истории жестко определялось сверху. Вследствие чего, факультет сталкивался с определенными трудностями. В связи с введением преподавания истории необходимо было срочно решать проблему подготовки кадров преподавателей истории. Ведь не хватало квалифицированных кадров, кафедры не были укомплектованы полностью. Эту проблему частично удалось решить в годы войны за счет пополнения и усиления кадрового состава видными историками из Москвы и Ленинграда, связанное с эвакуацией в Казань ученых и научных сотрудников из институтов АН СССР. Пребывание в Казани академиков Б.Д. Грекова, Е.А. Косминского, Н.С. Державина, Е.В. Тарле и многих других, в значительной мере способствовало активизации научноисследовательской работы на историкофилологическом факультете. Процесс реэвакуации, отъезд ученых из Казани вновь обострил проблему кадров преподавателей историкофилологического факультета. Это явилось спецификой становления и развития факультета. В своей работе преподаватели факультета занимались не только обучением студентов, но вели и научноисследовательскую деятельность, создавали работы по ряду проблем истории и литературы, а также вели обширную общественную работу.Что же касается студенческой среды, то в 1939 г. историческому факультету было важно набрать студентов в количестве 60 человек, хотя и план был перевыполнен. Хотя и группы были набраны, наблюдалось большая текучесть студенчества. Прежде всего, это было связано с материальным положением, которое оставалось тяжелым, а также платой за обучение, которое было введено в 1940 году. Но, несмотря на эти сложности, были и поощрения для отличников учебы в виде стипендий, порядокназначения которых менялся в течение 30х годов, как видно из материалов, и именных стипендий. Немалое внимание уделялось и личным беседам со студентами. В университете проводилась политучеба по партийной, комсомольской и профсоюзной линиям. С началом войны многие студенты факультета ушли на фронт. Война усугубила и без того нелегкое материальное положение студентов факультета. С началом войны значительная часть студентов вынуждена была совмещать учебу с работой. На заочном отделении многие студенты переводились на обучение в форме экстерната. Таким образом, первые годы существования факультета характеризовались большой текучестью состава студентов.Конечно же, немаловажную роль в обучении играла посещаемость и дисциплина студентов. В отношении студенческойдисциплины и посещаемости требования были довольно строгими. Учебные планы исторического факультета в предвоенные годы выполнялись, но с существенными недостатками, это отражалось в отчетах факультета. В отличие от предвоенных лет (19391941гг.), в годы Великой Отечественной войны планировалась модернизация учебного процесса в направлении его интенсификации. Но изза войны многое из того, что было запланировано, сделать не удалось. Приходилось приспосабливаться к условиям военного времени. Однако, несмотряна это, были найдены и применены новые формы приема студентов. В помощь студентам были составлены индивидуальные планы самостоятельной работы, порядок сдачи зачетов и экзаменов. Безусловно, военное время затрудняло положение учебного процесса, но, тем не менее, важной составляющей процесса обучения оставалась научноисследовательская работа студентов, которая была направлена на организацию и проведение научных конференций. Организация учебной работы в университете в годы войны сохранилась в своей основе в прежнем виде, зафиксированном решениями партии и правительства о высшей школе и воплощенном в уставе высших учебных заведений 1938 г.В начале 1942 г. в университете произошли некоторые структурные изменения –были объединены некоторые кафедры: марксизмаленинизма и политэкономии, военной подготовки и физической культуры, и другие. В состав историкофилологического факультета были включены кафедры марксизмаленинизма, политэкономии, иностранных языков, ранее считавшихся общеуниверситетскими. Несмотря на трудности военного времени, факультет восстанавливал свою деятельность. Особое внимание уделялось организации помощи студентам в виде коллоквиумов, обзорных лекций и дополнительных занятий, проводившихся, как правило, в вечернее время. Поновому предлагалось проводить зачеты и экзамены. Лекции московских и ленинградских ученых позволяли максимально использовать все имевшиеся возможности по повышению качества учебной работы. С 1944/45 учебного года на историкофилологическом факультете начали работу два новых отделения: татарского языка и литературы и отделение классической филологии.Можно сделать вывод, что при отмеченных выше недостатках и достигнутых результатах организацией исторического факультета за данный учебный период (19391945 годы) делалась попыткасоздать условия для развертывания и расширения работы факультета и учебного процесса, но вся деятельность наталкивалась на разные трудности, прежде всего, в условиях военного времени.





























Ссылки на источникиЖить историей: 60 лет историческому факультету Казанского университета / Сб. статей. –Казань, 1999. –С. 41.Акулинина Е.Н. Воспоминания. //Отдел рукописей и редких книг Научной библиотеки им. Н.И. Лобачевского Казанского государственного университета. Ед. хр. 10086/2, Л.52.Отчет исторического факультета за 1семестр 1939/40 учебного года // Национальный архив Республики Татарстан, ф. Р1337, оп. 2, д. 8, 5 л.3.История Казанского университета имени В.И. УльяноваЛенина / Под ред. Д.Я. Мартынова. –Москва, 1954. –С.247.4.Отчеты исторического факультета за 19401941 учебный год // Национальный архив Республики Татарстан, ф. Р1337, оп.2, д.12, 6 л.5.Там же, д. 7, л. 16.Плакатин А.П. Письмо с фронта // Казанский университет, май 2005, С.8.7.Отчеты исторического факультета за 19401941 учебный год // Национальный архив Республики Татарстан, ф. Р1337, оп.2, д.12, 6 л.8.Иванова Р.Г. Студенческая жизнь в годы Великой Отечественной войны. //Отдел рукописей и редких книг Научной библиотеки им. Н.И. Лобачевского Казанского государственного университета. Ед. хр. 10078, Л.9,13.9.1Богоявленский А.Ф. Воспоминания о химфаке КГУ// Отдел рукописей и редких книг Научной библиотеки им. Н.И. Лобачевского Казанского государственного университета. Ед. хр. 10097/1, Л.9.10.Иванова Р.Г. Студенческая жизнь в годы Великой Отечественной войны. //Отдел рукописей и редких книг Научной библиотеки им. Н.И. Лобачевского Казанского государственного университета. Ед. хр. 10078, Л.10.11.Султанбеков Б.Ф., Иванов А.А., Галлямова А.Г. История Татарстана. ХХ –начало ХХI века: Учебное пособие для 9 класса основной школы / Б.Ф. Султанбеков, А.А. Иванова, А.Г. Галлямова. –Казань: Татарское республиканское издательство ©Хэтерª, 2006. –С.151.12.История Казанскогоуниверситета. 1804—2004/ Гл. ред. И. П. Ермолаев. —Казань: Издво Казан. унта, 2004. –С. 371.13.Вульфсон Г.Н., Муньков Н.П. Страницы памяти // Во имя Отчизны. С. 5414.Отчеты исторического факультета за 19401941 учебный год // Национальный архив Республики Татарстан, ф. Р1337, оп.2, д.12, 6 л.15.1Очерки истории Казанского университета / В.В. Астафьев, А.Н. Бикташева, Е.А. Вишленкова [и др.]; отв. ред. И.П. Ермолаев. —Казань: Издво Казан. унта, 2002.— С. 224. 16.Вульфсон Г. Н., Муньков Н. П. Страницы памяти // Во имя Отчизны. Казанский университет в годы Великой Отечественной войны. –Казань, 1975. –С. 50.17.Шафиков Я. Казанский университет / Я. Шафиков. –Казань: ©ИдельПрессª, 2004. –С.70.18.Дьяконов В.М. В годы Великой Отечественной. Главы из неизданной книги // Казань, 2001. №6. С.51.19.Герасимов М.В. Из жизни Казанского университета в начале Великой Отечественной войны //Отдел рукописей и редких книг Научной библиотеки им. Н.И. Лобачевского Казанского государственного университета. Ед. хр. 10077. Л.4.20.Казанский университет (1804—2004): Биобиблиографический словарь / Гл. ред. Г.Н.Вульфсон.—В трёх томах: Т. 2. 1905—2004, АМ.—Казань: Издво Казан. унта, 2004.— с. 234.21.Гракина Э.И. Ученые России в Годы Великой Отечественной войны. 19411945 / Э.И. Гракина. –М.: Институт российской истории РАН, 2000. –с. 166.22.Профессора исторического факультета Казанского университета (19391999): библиографический словарь / Отв. ред. Г.Н. Вульфсон. –Казань: Мастер Лайн, 1999. –С. 45. 23.Бондаренко В.А. Наш Плакатин //Отдел рукописей и редких книг Научной библиотеки им. Н.И. Лобачевского Казанского государственного университета. Ед. хр. 10070, Л.1.24.Отчет исторического факультета за 1семестр 1939/40 учебного года // Национальный архив Республики Татарстан, ф. Р1337, оп. 2, д. 8, 5 л.25.Хроника приема // Ленинец. №22(142), 21 августа 1939 г. Л.2.26.Бондаренко В.А. Наш Плакатин //Отдел рукописей и редких книг Научной библиотеки им. Н.И. Лобачевского Казанского государственного университета. Ед. хр. 10070, Л.1.27.Отчет исторического факультета за 1семестр 1939/40 учебного года // Национальный архив Республики Татарстан, ф. Р1337, оп. 2, д. 8, 5 л.28.Краткая спрака о работе КГУ за 19441945 гг. // НАРТ, ф. Р1337, оп. 32, д. 185, л. 49.29.Лексина Ю.А и др. Григорий Наумович Вульфсон: ученый, учитель, человек / Ю.А. Лексина. Казань: Издво Казан. Унта , 2000. –С. 141.30.Отчеты исторического факультета за 19401941 учебный год // Национальный архив Республики Татарстан, ф. Р1337, оп.2, д.12, л.2.31.Бондаренко В.А. Наш Плакатин //Отдел рукописей и редких книг Научной библиотеки им. Н.И. Лобачевского Казанского государственного университета. Ед. хр. 10070, Л.4.32.Отчет исторического факультета за 1семестр 1939/40 учебного года // Национальный архив Республики Татарстан, ф. Р1337, оп. 2, д. 8, л.533.Очерки истории Казанскогоуниверситета / В.В. Астафьев, А.Н. Бикташева, Е.А. Вишленкова [и др.]; отв. ред. И.П. Ермолаев. —Казань: Издво Казан. унта, 2002.—С. 222.34.Профессора исторического факультета Казанского университета (19391999): Библиографический словарь / Отв.ред. Г.Н. Вульфсон. –Казань: Мастер Лайн, 1999. –С.14.35.Ачкасова Л.С. Война гуляет по России, а мы такие молодые // Казанский университет, май 2005, с.12.36.Астафьев В. В. и др.Очерки истории Казанского университета.—Казань: Издво Казан. унта, 2002.—С. 211.37.Казанский университет в годы Великой Отечественной войны: повседневные практики выживания // Проблемы новейшей истории России: Сб. статей к 70летию со дня рождения Г.Л.Соболева. СанктПетербург: Издательский дом СанктПетербургского государственного университета, 2005. С. 385 (в соавторстве).38.Иванова Р.Г. Студенческая жизнь в годы Великой Отечественной войны. //Отдел рукописей и редких книг Научной библиотеки им. Н.И. Лобачевского Казанского государственного университета. Ед. хр. 10078, Л.1112.39.Из Казанского дневника// Казань. 1999. № 78. С. 65.



Yarullina Gulnur Mansurovna,Master of social and economic education, teacher of history MBOU "High Comprehensive School No. 1 with Profound Studying of Separate Subjects", Kazangulnur.88@bk.ruCreation and formation of department of historyof the Kazan State University in premilitary and military years (19391945): history and daily occurrenceAbstract.Article is devoted to questions of formation of department of history of KGU in 19391945. The author considers teaching and student's structure which affected faculty development.Keywords:department of history of KGU, 19391945, daily occurrence history.