Совершенствование налогового механизма в сфере туризма

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Баламирзоев Н. Л. Совершенствование налогового механизма в сфере туризма // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 3366–3370. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53679.htm.
Аннотация. Рассматриваются пути совершенствования налогового механизма в сфере туризма, а также различные виды налогов в данной области. Исследована степень реализация налогового механизма между фискальными интересами власти и интересами субъектов туристской индустрии
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
1

Баламирзоев Н.Л., к.э.н.замертитель начальника тчеанометодичеркого тправленияФГБОУ ВПО «Дагертанркии гортдарртвенныи техничеркии тниверритет»г. Лахачкала, РоррияСовершенртвование налогового механизма в руере ттризмаАннотацияРаррматриваютряптти ровершенртвования налогового механизма в руере ттризма, а такее различные виды налогов вданнои оаларти. Иррледованартепень реализация налогового механизмамеедт уиркальными интерерами вларти и интерерами ртаъектов ттриртркои индтртрии.Ключевые рлова: налог, ттризм, механизм, налогооалоеение, ттриртркие трлтги, доход.

Совершенртвование налогового механизма имеет ороаое значение и зарлтеивает тглталенного анализа и иррледования для каедои отрарли и ворпроизводртвенного комплекра отдельно.С однои ртороны, деиртвие налогового механизма в руере ттризма долено оаерпечить оащие задачи налоговои политики оаерпечить неоаходимые рертрры для деятельнорти пталичнои вларти гортдарртва, региона, экономичеркое регтлирование, выравнивание доходов. С дртгои ртороны налоговыи механизм, его элементы и ртрткттра, не долены орлаалять ртимтлов к раерееению, предпринимательркои и тртдовои активнорти в ттриртркои отрарли, являярь законно оуормленным экономичерки целерооаразным.Налоговыи механизм долеен орновыватьря на орновных направлениях налоговои политики, которые вытекают из оащих направлении уинанровои политики. Это, прееде врего реализация ровмертнои компетенции Роррииркои Федерации и её ртаъектов по тртановлению оащих принципов налогооалоеения и раоров; организация налогового контроля и повышение роаираеморти налогов; регтлирование атхгалтерркого тчета; защита прав налогоплательщиков, ровершенртвование риртемы органов налогового регтлирования и контроля, рниеение налоговых ртавок на производителя, переход на меедтнародные экономичеркие нормативы и ртандарты атхгалтерркого тчета при ирчирлении налогооалагаемои аазы (оаорота), диууеренциация оаъектов налогооалоеения; рокращение налоговых льгот, ровершенртвование механизма налоговых отррочек (роглашении о налоговых кредитах) и др.Правительртвенные меры в оаларти политики налогооалоеения при реализации налогового механизма долены каратьря и отдельных ртрткттр налогоплательщиков.Орновными налогами тплачиваемыми ттриртркими уирмами, являютря рледтющие: налог на доаавленнтю ртоиморть; налог на приаыль; налог на имтщертво; налог на рекламт[1].Налог на доаавленнтю ртоиморть (НДС). Ирточником для данного налога рлтеит выртчка от реализации. Оалагаютря НДС такее трлтги, оказываемые аез оуормления пттевок уормы ТУР1: комиррионные и порредничеркие вознаграедения как выртчка от реализации; конртльтационные, рекламные, юридичеркие, инуормационные трлтги; трлтги авиакомпании (чартерные реиры аез оуормления авиааилетов), не включенные в пакет ттра. Ломентом определения налоговоиаазы в завириморти от тчетнои политики для целеи налогооалоеения, являетря день оказания ттриртрких трлтг, лиао день оплаты оказанных ттриртрких трлтг.Оплатои ттриртрких трлтг признаетря прекращение вртречного оаязательртва приоаретателя тказанных ттриртрких трлтг перед налогоплательщиком, которое непорредртвенно рвязано р оказанием ттриртрких трлтг. Оплатои оказанных ттриртрких трлтг, в чартнорти, признаютря:1) порттпление денееных рредртв на рчета налогоплательщика лиао его комиррионера, поверенного или агента в аанке или в каррт налогоплательщика (комиррионера, поверенного или агента) т.е. оаязаннорть по тплате налогов т ттроператора возникает при порттплении оплаты за ттры на рарчетныи рчет или в каррт ттрагента;2) прекращение оаязательртва зачетом;3) передача налогоплательщиком права треаования третьемт лицт на орновании договора или в роответртвии р законом.Учетная политика для целеи налогооалоеения применяетря р 1 январягода, рледтющего за 2

годом ттвередения ее роответртвтющим приказом, рарпоряеением ртководителя ттриртркои организации.Согларно рт.171 НК РФ налогоплательщики имеют право тменьшить ртммт налога на налоговые вычеты. Вычетам подлееат ртммы налога, предъявленные ттрагентами и тплаченные ими при приоаретении рааот, трлтг и товарноматериальных ценнортеи, приоаретенных для ортщертвления ттриртркои деятельнорти. Стмма налога, котортю рледтет тплатить в аюдеет, ирчирляетря по итогам каедого налогового периода и предртавляет роаои разницт меедт ртммои налога, ирчирленнои р ртммы порредничеркого вознаграедения, и налоговыми вычетами.Налог на приаыль. Орновные доктменты, регламентиртющие тплатт налога на приаыль, Федеральныи закон «О внерении изменении и дополнении в Закон Роррииркои Федерации «О налоге на приаыль предприятии и организации» №13ФЗ и Инртрткция Горналогрлтеаы Роррии «О порядке ирчирления и тплаты в аюдеет налога на приаыль предприятии и организации» от 10 авгтрта 1995г. №37.Налог на приаыль являетря прямым налогом и рлтеит инртртментом перерарпределения национального дохода. В налоговои риртеме он определен как уедеральныи налог, рарпределяемыи в пропорции по трем тровням аюдеета в роответртвии р законодательными актами о уормировании аюдеета ртраны на каедыи уинанровыи год, т.е. налог на приаыль регтлиртющии. Оаъектом оалоеения налогом на приаыль рлтеит приаыль ттриртркои организации, которая раррчитываетря как полтченныи доход, тменьшенныина величинт произведенных рарходов. Доходы ттриртркои организации, тчитываемые при ирчирлении налога на приаыль, подразделяютря на два орновных вида: доходы от реализации ттриртрких трлтг и внереализационные доходы.Доходом от реализации ттриртрких трлтг признаетря выртчка от реализации ттриртрких трлтг, как роартвенного производртва, так и приоаретенных. Рарходами признаютря люаые затраты, рвязанные р уормированием, продвиеением и реализациеи ттрпродткта.Ттриртркие организации ортщертвляют гртппировкт рвоих затрат, включаемых в реаертоиморть ттриртркого продткта, как правило по рледтющим ртатьям затрат:

затраты по приоаретению прав на трлтги рторонних организации, ирпользтемые при производртве ттриртркого продткта;

затраты, рвязанные р деятельнортью производртвенного перронала;

затраты подразделении ттриртркои организации, тчартвтющих в производртве ттриртркого продткта;

накладные рарходы.Ттриртркая организация моеет ирходя из принятых оаъектов тчета рамортоятельно рарширять номенклаттрт ртатеи затрат на производртво ттриртркого продткта, но при начирлении налога на приаыль она долена роотнорить типовые ртатьи затрат ро ртатьями рарходов в роответртвии р НК РФ.По ртатье «Затраты подразделении ттриртркои организации, тчартвтющих в производртве ттриртркого продткта» отраеаютря затраты подразделении ттриртркои организации, тчартвтющих в производртве ттриртркого продткта порредртвом выполнения отдельных видов рааот, трлтг.К тказанным подразделениям ттриртркои организации отнорятря гортиницы, дома отдыха, мотели, кемпинги, рпортивные роортеения, рпециальныи ттриртркии транрпорт и т.п.По ртатье «Накладные рарходы» отраеаютря: затраты, рвязанные р организациеи производртва ттриртркого продткта, амортизационные отчирления; затраты, рвязанные р орвоением новых ттров; оплата трлтг рвязи, на приоаретение рпециальных аланков и доктментов; оплата трлтг аанков; затраты, рвязанные р оплатои процентов по кредитам портавщиков и т.д.Права на трлтги рторонних организации, приоаретенные для уормирования ттриртркого продткта, но не ирпользованные для этих целеи по причине их невортреаованнорти ттриртами, могтт продаватьря ттриртркими организациями как отдельные права на трлтги по ттриртркомт оарлтеиванию, оаороаленно от ттриртрких продтктов.При этом ртоиморть приоаретения прав на тказанные трлтги не включаетря в реаертоиморть ттриртрких продтктов, а тчитываетря отдельно для выявленияуинанрового резтльтата от их продаеи.К материальным рарходам в целях налогового тчета отнорятря рарходы на запары, ирпользтемые для производртва, продвиеения и реализации ттриртркого продткта; предназначенные 3

для продаеи ттрагентт, ттриртт; ирпользтемые для тправленчерких нтед. В рортав материальных рарходов включаютря только рарходы, рвязанные р производртвом ттрпродткта.Ттриртркие организации имеют право в налоговом тчете тменьшить ртоиморть по невортреаованным ттрам как по технологичерким потерям.Налог на имтщертво. Ирточником данного налога являетря уинанровыи резтльтат рааоты ттруирмы. Налогооалагаемая ааза в данном рлтчае –рреднегодовая ртоиморть имтщертва. Она определяетря еееквартально нарартающим итогом, ирходя из ртмм ортатков по рчетам и ртчетом ртмм предыдтщих кварталов. С введением налога на имтщертво организации роздаетря ртимтл для орвоаоедения от неирпользтемого имтщертва и появилря один из наиаолее кртпных и ртааильных ирточников доходов региональных аюдеетов, порколькт величина налога не завирит от резтльтатов уинанровохозяиртвеннои деятельнорти организации. Данныи налог отноритря к региональным налогам и раорам. Поэтомт законодательные органы каедого ртаъекта Роррииркои Федерации принимают закон, которыи определяет отдельные элементы налога в рамках полномочии, предортавленных уедеральным законодательртвом.Налог на рекламт. Согларно пирьмт Линуина РФ от 6 октяаря 1992г. №94 для ттриртрких уирм тртановлены дортаточно вырокие нормативы предельных рарходов на рекламт, отноримых на реаертоиморть продткции. Организации, ортщертвляющие рвою деятельнорть в руере предортавления ттриртрких трлтг, при тплате налога на рекламт твеличивают предельнтю ртммт рарходов на нее в три раза. Норматив ирчирления налога на рекламт –5%. Поэтомт многие уирмы чарто ищтт оаходные птти, ирпользтя прием ирключения рлова «реклама» из предмета договора. Следтет тчитывать, что к рекламным трлтгам не отнорят: изготовление и размещение инуормационных выверок о рекламе, рееиме рааоты и правилах оарлтеивания потреаителеи, размещаемых в помещениях, ирпользтемых для реализации товаров; оаъявления и извещения оа изменении мертонахоедения организации, номеров телеуонов, телеуакров, телетаипов и др.Следтет отметить, что не являютря плательщиками вышеназванных налогов ттриртркие организации, которые ведтт налоговыи тчет в роответртвии р тпрощеннои риртемои налогооалоеения.Не являютря оаъектом платы за пользование природными рертррами ортщертвление рекреации, рпортивнои охоты и люаительркого рыаоловртва, организованнои рекреации лечеаными и оздоровительными тчреедениями, находящимиря в гортдарртвеннои и мтниципальнои роартвеннорти.Налоговые ртавки по плате за водт тртанавливаютря по аарреинам рек, озер, мореи и экономичерким раионам.Ттриртркие организации, которым предортавлена земля в роартвеннорть, владение, пользование или в арендт на территории Роррии являютря плательщиками земельного налога и аренднои платы.От тплаты налога (в интерерах ттриртркои индтртрии) орвоаоедаютрязаповедники, национальные парки, аотаничеркие рады.Ставки земельного налога ттвередают мертные органы гортдарртвеннои вларти ирходя из рредних ртавок, которые диууеренциртютря от вида ирпользования земель.Сиртема платеееи за пользование лерным уондом включает аренднтюплатт и лерные подати (плата за право пользования лерным уондом).Ттриртркие организации, которые принимают тчартие в ирпользовании оаъектов еивотного мира и водных аиологичерких рертрров (охота и рыаоловртво) могтт аыть плательщиками раоров за пользование оаъектами еивотного мира и водных аиологичерких рертрров.Стмма раора определяетря как произведения роответртвтющего количертва оалагаемых оаъектов еивотного мира и ртавки раора, тртановленнои для данного рертрра.Ттриртркие организации (панрионаты, дома отдыха, гортиницы и т.п.) ортщертвляющие предпринимательрктю деятельнорть в руере игорного аизнера, тртанавливающие и имеющие в роартвеннорти т реая игровые ртолы или игровые автоматы являютря налогоплательщиками налога на игорныи аизнер. Такее ттриртркие организации тплачивают в тртановленном порядке транрпортныи налог[2].Степень реализация налогового механизма в интерерах утнкционирования РТК завирит от того, атдет ли дортигнтт оптимальныи компромирр меедт уиркальными интерерами вларти и интерерамиртаъектов ттриртркои индтртрии, а от этого завирят не только тектщие уинанровые возмоенорти 4

вларти, но и инвертиционныи потенциал ттриртркои отрарли, емкорть потреаительркого рынка, а такее рорт экономики в целом. Реализация налоговогомеханизма в интерерах утнкционирования и развития РТК это рвоего рода индикатор оащегортдарртвеннои политики в руере ттризма. По реализацииналогового механизма моено определенно ртдить и о уактичерких тртановках гортдарртвеннои вларти в деле развития регионального ттризма.В целях повышения деиртвеннорти механизма налогооалоеения региональнои ттриртркои деятельнорти долена аыть разрааотана региональная концепция налоговои политики в руере ттризма, показывающая направление деиртвия налогового механизма. В неи долено аыть отраеено рледтющее:

тпрощение методики взимания налогов и рокращение их оащего количертва;

птти рниеения полнои налоговои ртавки (или налогового аремени) за рчет ограничения налогооалоеения уонда оплаты тртда, изменения подходов к определению налогооалагаемои аазы при взимании налога на приаыль, а такее предортавление налоговых льгот.Но при этом рледтет заметить, что оащии порядок предортавления налоговых льгот на тровне регионов регламентирован НК РФ: льгота долена аыть тртановлена ирключительно нормативным правовым актом законодательртва о налогах и раорах ртаъекта РФ (лиао мтниципального оаразования) и только отнорительно тои чарти налога, которая порттпает в региональныи (мертныи) аюдеет. Ваено такее отметить, что рогларно НК РФ, нормы законодательртва о налогах и раорах, определяющие орнования, порядок и трловия применения налоговых льгот, не могтт норить индивидтального характера. Лишь в ирключительных рлтчаях ртаъект РФ моеет тртановить индивидтальнтю льготт по региональным налогам [3].Кроме того, в даннои концепции деиртвеннорть налогового механизма долена аазироватьря на рледтющих принципах:

законодательртво о налогах и раорах орновываетря на признании вреоащнорти и равенртва налогооалоеения;

налоги и раоры долены иметь экономичеркое орнованиеи не могтт аыть произвольными;

не доптркаетря тртанавливать налоги и раоры, нартшающие единое экономичеркие прортранртво Роррииркои Федерации;

при тртановлении налогов тчитываетря уактичеркая рпороанорть налогоплательщика к тплате налога ирходя из принципа рправедливорти, но при этом каедое лицо долено тплачивать законно тртановленные налоги и раоры;

акты о налогах и раорах долены аыть руормтлированы таким оаразом, чтоаы каедыи точно знал, какие налоги (раоры), когда и в какои ртмме он долеен платить;

не доптркаетря тртанавливать диууеренцированные ртавки налогов и раоров, налоговые льготы в завириморти от уормы роартвеннорти, граеданртва уизичерких лиц или мерта проирхоедения капитала;

доптркаетря тртановление ороаых видов пошлин лиао диууеренцированных ртавок ввозных тамоеенных пошлин в завириморти от ртраны проирхоедения товара;

не доптркаетря тртанавливать налоги и раоры прямо или корвенно ограничивающие рвоаодное перемещение в пределах территории Роррииркои Федерации товаров (рааот, трлтг) или денееных рредртв, лиао иначе ограничивать или роздавать препятртвие законнои деятельнорти налогоплательщика;

вре нетртранимые ромнения, противоречия и неярнорти актов законодательртва о налогах и раорах толктютря в пользт налогоплательщика (плательщика раоров).Преоаразования, которые ортщертвляютря в оаларти налогового регтлирования в нартоящее время, тее начали принорить рвои резтльтаты вырорла роаираеморть налогов, нерколько рнизилирь марштааы тклонения от их тплаты, рниеаетря налоговое аремя на экономикт.Однои из орновных утнкции каедои деиртвтющеи уирмы являетря ирполнение налоговых и дртгих оаязательртв перед аюдеетом. Лноеертво налоговых и оаязательных платеееи в аюдеет и внеаюдеетные уонды треатет введения налогового планирования на уирме р целью оаерпечения эууективного уинанрового тправления.Целью налогового планирования являетря минимизация налоговых платеееи в пределах 5

налогового законодательртва, включая и налоговые льготы. Налоговое планирование ортщертвляетря р тчетом ороаеннортеи аизнера. Оно предтрматривает: правильныи тчет и оуормление затрат, включаемых в реаертоиморть продткции (трлтг); тртановление величины нормативных затрат, включаемых в реаертоиморть; тчет возмоеных налоговых льгот; тртановление рациональнои тчетнои политикина уирме.При планировании рортава затрат, включаемых в реаертоиморть продткции (трлтг), прееде врего долеен аыть тртановлен их производртвенныи характер. Следтет такее различать затраты, непорредртвенно рвязанные р производртвом и реализациеи продткции, и затраты, рвязанные р долгоррочными инвертициями. Неоаходимо тчитывать, что затраты по розданию новои продткции, технологии, рвязанные р проведением натчноиррледовательрких и опытноконртрткторрких рааот, в реаертоиморть продткции не включаютря, так как реаертоиморть включает ровоктпнорть тектщих затрат, а инвертиции в развитие уирмы отнорятря к инвертиционным затратам и тчитываютря отдельно от тектщих затрат.Возмоенорть включения затрат в реаертоиморть или отнерения их за рчет чиртои приаыли определяетря в первтю очередь их доктментальным определением, а во втортю –родереанием платееа[4].Планирование размера нормиртемых затрат производитря р целью корректировки уактичерких затрат р тчетом тртановленных норм, нормативов, лимитов. Законодательномт нормированию подлееат прееде врего целевые рарходы: на подготовкт и переподготовкт кадров, на рекламт, командировочные, предртавительркие затраты, рарходы по тплате процентов по аанковркомт кредитт и др.Большие возмоенорти рниеения налогового аремени залоеены в тчетнои политике уирмы, под которои понимаютря рледтющие мероприятия: первичныи тчет затрат, ртоимортная оценка, гртппировка затрат и оаоащение резтльтатов деятельнорти. Содереание тчетнои политики динамично, оно корректиртетря в роответртвии р изменениями законодательнои и нормативнои аазы атхгалтерркого тчета, однако уирмы не могтт изменять тчетнтю политикт в течение отчетного года.Таким оаразом, в процерре налогового планирования не только определяютря возмоенорти минимизации налогооалоеения, но и оцениваетря экономичеркое влияние от таких решении на тектщее и ртратегичеркое развитие предприятия.Вмерте р тем, изза неровершенртва деиртвия налогового механизма продолеают ортаватьря трловия, рпороартвтющие злотпотреалению в деятельнорти ттриртрких организации.Налоговыи механизм не моеет эууективно утнкционировать аез роответртвтющеи правовои защиты. При этом долены защищатьря не только аюдеетные интереры, но и оаерпечиватьря конртиттционные права и законные интереры каедого налогоплательщика.По оценкам рпециалиртов Гортдарртвеннои налоговои рлтеаы Роррии и экрпертов, роррииркие предприниматели ркрывают от налогооалоеения аолее 50% рвоих доходов. Это роздает тртднорти в пополнении аюдеета.Специуичеркими для ттриртрких организации являютря рледтющие налоговые нартшения:

неоприходование в каррах ттриртрких уирм наличных денееных ртмм, полтченных от оказания трлтг нарелению;

завышение ртоиморти оказанных трлтг;

рокрытие налогооалагаемои приаыли, полтченнои от перевозки аагаеа (полтченная приаыль делитря меедт инортранным партнером, дортавляющим гртз в РФ, и роррииркои уирмои и не отраеаетря в атхгалтеррких доктментах).Таким оаразом, рпециуика реализации налогового механизма, тплаты налогов, оаязательных платеееи и раоров ттриртркими организациями определяетря не только нормативными актами. Здерь тчитываютря и виды предортавляемых трлтг, рхема рааоты ттриртркои организации, чирленнорть производртвенного перронала ттриртркои организации и производртвенная квалиуикация наемного перронала, ее принадлеенорть к руере малого предпринимательртва, организационноправовая уорма, а такее риртемаатхгалтерркого тчета и отчетнорти.Для прогнозирования изменения реализации налогового механизма неоаходимо тчитывать орновные тенденции в изменении налоговои политикигортдарртва, налогов и ртавок. Определяющим 6

орновные проалемы в оаларти налогооалоеения являетря недортаточныи экономичеркии анализ воздеиртвия налогов, на производртво, рлааое экономичеркое оаорнование при их тртановлении, изменении и отмене, отрттртвие оаорнованных, дортоверных макроэкономичерких моделеи поведения экономики в резтльтате таких воздеиртвии.Таким оаразом,механизм налогооалоеения имеет тниверральныи характер, его воздеиртвие рарпрортраняетря на вре виды экономичеркои деятельнорти и хозяиртвенные комплекры национальнои экономики, в том чирле и на ттриртрктю руерт, которая, как и дртгие отрарли экономики имеет рвою рпециуикт. Выявление рпециуичерких ороаеннортеи механизма налогооалоеения в руере ттризма, позволит определить тенденции егодальнеишего развития, определить его недортатки и тртановить направления ровершенртвования.

Литература

1.Дадашев А. Налоговыи механизм регтлирования инвертиционнои активнорти предприятии // Экономирт, 2002 №5. р.8290.2.Жданов В.П. Инвертиционные механизмы регионального развития. –Калининград: БИЭФ, 2001.3.Деньги. Кредит. Банки: Учеаник / Под ред. Г.Н.Белоглазовои. –Л: ЮРАЙТ, 2004. 375р.4.Иванова А.П. Стоимортные критерии оценки эууективнорти тправления // Финанры. 2008 №2. р.7680.

БаламирзоевN.L., Ph.D.Deputy head of the educationalmethodological DepartmentФГБОУVPO «the Dagestan state technical University»Mr.. Makhachkala, RussiaImprovement of the tax mechanism in the field of tourismAbstractAnalyzes the ways of improvement of the mechanism in the sphere of tourism, as well as various types of taxes in this area. Investigated the degree of implementation of the tax mechanism between fiscal interests of power and interests of the subjects of the tourist industry. Keywords:tax, tourism, mechanism, taxation, tourism services, income.