Патриотическое воспитание и формирование активной гражданской позиции младших школьников через программу «Я – гражданин России»
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Афанасьева
М.
М. Патриотическое воспитание и формирование активной гражданской позиции младших школьников через программу «Я – гражданин России» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2013. – Т. 5. – С.
16–20. – URL:
http://e-koncept.ru/2013/54004.htm.
Аннотация. Статья раскрывает понятия «гражданственность» и «патриотизм», цель и задачи патриотического воспитания младших школьников. Автор кратко излагает суть программы дополнительного образования «Я – гражданин России», которая направлена на формирование активной гражданской позиции подрастающего поколения. Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, а так же имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем.
Ключевые слова:
личность, гражданственность, младший школьник, патриотизм, патриотическое воспитание, активная гражданская позиция, патриот, духовно – нравственные качества личности
Похожие статьи
- СПЕЦИФИКА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ВОЕННОМ ВУЗЕ
- Патриотическое воспитание как важная составляющая для развития детей среднего и старшего школьного возраста, проживающих в интернате МБОУ «Таттинский лицей им А.Е. Мординова»
- Патриотическое воспитание младших школьников посредством проектной деятельности
- Формирование патриотизма у младших школьников средствами компьютерных игр
- Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста: сущность и компоненты
Текст статьи
Афанасьева Мария Михайловна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории МБОУ лицей №2, г.Бугульма1302000134@tatar.mail.ru
Патриотическое воспитание и формирование активной гражданской позиции младших школьниковчерез программу «Я –гражданин России»
Аннотация. Статья раскрывает понятия«гражданственность»и «патриотизм», цель и задачи патриотического воспитания младших школьников. Автор кратко излагает суть программы дополнительного образования «Я –гражданин России», которая направлена на формирование активной гражданской позиции подрастающего поколения. Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, а так же имеет большое значение для решения ряда воспитательных исоциальных проблем. Ключевые слова: младший школьник, активная гражданская позиция, патриотизм, патриотическое воспитание,гражданственность, патриот, личность, духовно –нравственные качества личности.
«Всякая благородная личность глубокоосознает своекровное родство, свои кровные связи с Отечеством».В.Г. Белинский
В настоящее время в российском обществе происходят события, связанные с изменениями всех сфер нашей жизни. Экономические преобразования, расслоение общества, коснувшееся каждой семьи, привели к смене мироощущений и ценностных ориентаций детей и подростков, усилилось их отчуждение от мира взрослых, негативное отношение к понятиям человеческого достоинства, гражданского долга, личной ответственности. Растущий дефицит гуманности, социальная напряженность, деформация семей отрицательно влияют на нравственное и физическое здоровье подрастающего поколения. Появился новый тип войн –террористические войны, от которых страдают, прежде всего, мирные граждане, как правило, не подготовленные к экстремальным ситуациям. Любая страна нуждается в наличии действенной системы патриотического воспитания. Его содержание должно соответствовать сложившейся в стране ситуации, а его системе надлежит быть гибкой и постоянно изменяющейся в свете современныхтребований. Исследования ученых убедительно доказали, что воспитание тесно связано с воспитанием патриотизма[1]. На мой взгляд, формирование патриотизма и активной гражданской позицииличности должно начинаться уже в начальной школе, когда ребенок встает на путь активного целенаправленного и специально организованного познания окружающего мира. Происходит процесс аккумулирования представлений об отрицательном и положительном, о сущности мира, о природе и характере отношений между людьми. В связи с этим я разработала программудополнительного образования детей, целькоторой –социальное становление, патриотическое воспитание, формирование активной гражданской позиции младших школьников в процессе интеллектуального, духовнонравственного и физического развития, подготовка их к защите Отечества, обучение умению вести себя правильно в экстремальных ситуациях, уметь помочь себе и окружающим. Задачу вырастить свою смену умной, смелой, доброй, трудолюбивой жизнь ставит не только перед нами, онастояла и перед нашими отцами и дедами, перед дедами наших дедов –в веках и тысячелетиях. Осознание того, что утрата многих профессиональных традиций привела к обнищанию общества, к разрыву связи времен и поколений, заставляет современных ученых и исследователей искать пути возрождения интереса к национальным, культурным традициям народов различных регионов страны на основе глубокого их изучения и приобщения к ним всех слоев населения. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине –месту, где человек родился. Любимый край и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. С родного уголка земли начинается для маленького человека огромная страна, гражданином которой, он, повзрослев, осознает себя. Но мало воспевать свой край. Надо вслушиваться в голос истории, осмысливая ее связь с современностью. В этой связи огромное значение имеет ознакомление младших школьников с историей, культурой, экономикой, бытом родного края. Краеведческий подход в образовании младших школьников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс[2].
Для современного человека стало актуальным восстановление культурноисторических связей с родным краем, своей малой родиной. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей –личности самого ребенка, жизни его семьи.Знакомясь с биографией своих родителей, бабушеки дедушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям. Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурноисторическому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости. «Воспитание гражданина страны следует рассматривать как одно из главных средств национального возрождения. Функционально грамотный гражданин –это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать своё человеческое право»[3]. . Понятие «гражданственность»предполагает освоение и реализацию ребёнком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству. Это вопросы не только философские, социальные, экономические, но и чисто педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Гражданственность включает в себя взаимоотношения на уровне «гражданин —государство» и «человек —общество». Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нём человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения —это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовнонравственного и правового долга. Патриотическое воспитание–это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувств верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина. В статье №2 Закона РФ “Об образовании” определены требования к воспитательной деятельности в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Среди важнейшихзадач воспитания, названа задача патриотической направленности: “Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье”[3]. Сегодня патриотизм идентифицируется с такими личностными качествами, как любовь к большой и малой Родине, уважение семейных традиций, готовность выполнить конституционный долг перед Родиной. Намой взгляд, именно эти качества личности утрачиваются в современном обществе, и понятие “патриотизм” становится какимтобезликим, далёким для понимания сегодняшними школьниками. А потому главная задача педагога –позаботиться о том, чтобы ребёнок не утратил чувство бескорыстной любви к матери, близким людям, любви к своему дому, заложенной в его душе с самого рождения. Воспитание патриота страны –одно из главных условий национального возрождения. Патриот это человек, преданный и любящий свою Отчизну, свой народ; человек, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свои человеческое право. Понятие «патриотизм»предполагает освоение ребёнком обязанностей по отношению к семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, Родине[4]. С педагогической точки зрения патриот –личность, обладающая единством духовнонравственного и правового долга. Понимая важность патриотического и духовнонравственного воспитания подрастающего поколения, я разработала и внедрила программу клуба «Я –гражданин России». Актуальность данного курса заключается в необходимости формирования патриотических чувств младших школьников в современных условиях расширяющегося информационного пространства, в создании предпосылок исследовательской деятельности младших школьников. Новизнапрограммы обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, которые младшие школьники приобретут в результате участия в проектной и исследовательской деятельности в рамках изучения данного курса, в будущем станут основой для организации научноисследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д. А воспитание важнейших духовнонравственных качеств личности поможет активно проявить себя в будущем в различных сферах жизни общества.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время подходы: компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный. Особенностьюданной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников активной гражданской позиции и умения учиться –самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом.Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности.Системность организации учебновоспитательного процесса.Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей. Главное в программе —системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно оптимально использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественноисторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности. Содержание данной программы рассчитано на учащихся начальных классов школы. Темы занятий из года в год повторяются, но углубляется материал, усложняются формы работы. Программу рекомендуется использовать в школе с 1го класса. Она включает в себя 6 основных направлений,связанных между собой логикойформирования гражданина России:«Я –Человек –Личность», «Я и моё здоровье», «Я и моя семья»,«Я и моя школа»,«Моё Отечество и Я»,«Я и культура моей страны».Программа предоставляет воспитателю большую свободу творчества. Широко используются местные ресурсы: краеведческий музей, другие культурные учреждения и предприятия города, памятные места. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности. Курс программы рассчитан на четыре года обучения. В процессе преподавания курса “Я –Гражданин России” рекомендуется проводить: урокилекции, урокивстречи, викторины, конкурсы, экскурсии по городу, в парки, музеи, походы. Учащиеся могут готовить сообщения, проекты, доклады. Краеведческий материал можно использовать фрагментарно на различных уроках: в текстах, предложениях по русскому языку, задачах по математике, беседах по литературному чтению, истории, окружающему миру. Важная составляющая краеведения –элементарная поисковоисследовательская деятельность учащихся по заданию или инструкции учителя. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети. В основу изучения курса положены ценностные ориентиры, достижение которых определяется воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням. Итоги реализации программы могут быть представленычерез презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты и пр. Патриотическое воспитание –процесс длительный, требующий от педагога настойчивости, последовательности и большого терпения. Решить эту задачу за 4годане представляется возможным, но впереди у моих ребят ещё долгие годы школьной зрелости. Главное то, что я, как учитель начальных классов, систематически работая в этом направлении, уже в младшем школьном возрасте создаюусловия для реализации «родничка патриотизма», усиливаяего востребованность. Очень надеюсь, что мои ученики вырастут настоящимигражданами своей страны с активной жизненной позицией.
Ссылки на источники1.Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования / Мво образования и науки Рос. Федерации. –М.: Просвещение, 2010 (Стандарты второго поколения)2.Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.] М.: Просвещение, 2010.3. Воронова Е. А. Воспитать патриота. /Е.А. Воронова
Ростов н/Д:Феникс, 2008. –282с.4. Я –гражданин России! Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию (14 классы)/ О.Е. Жиренко, Е.В. Лапина, Т.В. Киселева. –М.: ВАКО,2008.160с.
Afanasjeva Marija Myhailivna, primary school teacher of the highest qualification category MBOU lyceum № 2, Bugulma1302000134@tatar.mail.ruPatriotic education and active citizenship younger students through the program, "I a citizen of Russia"
Abstract.The article reveals the notion of "citizenship" and "patriotism", thepurpose and goals of the patriotic education of younger students. The author summarizes the essence of the program further education, "I a citizen of Russia", which is aimed at active citizenship of the younger generation. The program is a definite system of content, forms, methods and techniques of pedagogical influences, is of great importance for the solution of a number of educational and social problems.Keywords:junior high school student, active citizenship, patriotism, patriotic education, civic, patriotic, personality, spiritual moral qualities of the individual.
Патриотическое воспитание и формирование активной гражданской позиции младших школьниковчерез программу «Я –гражданин России»
Аннотация. Статья раскрывает понятия«гражданственность»и «патриотизм», цель и задачи патриотического воспитания младших школьников. Автор кратко излагает суть программы дополнительного образования «Я –гражданин России», которая направлена на формирование активной гражданской позиции подрастающего поколения. Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, а так же имеет большое значение для решения ряда воспитательных исоциальных проблем. Ключевые слова: младший школьник, активная гражданская позиция, патриотизм, патриотическое воспитание,гражданственность, патриот, личность, духовно –нравственные качества личности.
«Всякая благородная личность глубокоосознает своекровное родство, свои кровные связи с Отечеством».В.Г. Белинский
В настоящее время в российском обществе происходят события, связанные с изменениями всех сфер нашей жизни. Экономические преобразования, расслоение общества, коснувшееся каждой семьи, привели к смене мироощущений и ценностных ориентаций детей и подростков, усилилось их отчуждение от мира взрослых, негативное отношение к понятиям человеческого достоинства, гражданского долга, личной ответственности. Растущий дефицит гуманности, социальная напряженность, деформация семей отрицательно влияют на нравственное и физическое здоровье подрастающего поколения. Появился новый тип войн –террористические войны, от которых страдают, прежде всего, мирные граждане, как правило, не подготовленные к экстремальным ситуациям. Любая страна нуждается в наличии действенной системы патриотического воспитания. Его содержание должно соответствовать сложившейся в стране ситуации, а его системе надлежит быть гибкой и постоянно изменяющейся в свете современныхтребований. Исследования ученых убедительно доказали, что воспитание тесно связано с воспитанием патриотизма[1]. На мой взгляд, формирование патриотизма и активной гражданской позицииличности должно начинаться уже в начальной школе, когда ребенок встает на путь активного целенаправленного и специально организованного познания окружающего мира. Происходит процесс аккумулирования представлений об отрицательном и положительном, о сущности мира, о природе и характере отношений между людьми. В связи с этим я разработала программудополнительного образования детей, целькоторой –социальное становление, патриотическое воспитание, формирование активной гражданской позиции младших школьников в процессе интеллектуального, духовнонравственного и физического развития, подготовка их к защите Отечества, обучение умению вести себя правильно в экстремальных ситуациях, уметь помочь себе и окружающим. Задачу вырастить свою смену умной, смелой, доброй, трудолюбивой жизнь ставит не только перед нами, онастояла и перед нашими отцами и дедами, перед дедами наших дедов –в веках и тысячелетиях. Осознание того, что утрата многих профессиональных традиций привела к обнищанию общества, к разрыву связи времен и поколений, заставляет современных ученых и исследователей искать пути возрождения интереса к национальным, культурным традициям народов различных регионов страны на основе глубокого их изучения и приобщения к ним всех слоев населения. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине –месту, где человек родился. Любимый край и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. С родного уголка земли начинается для маленького человека огромная страна, гражданином которой, он, повзрослев, осознает себя. Но мало воспевать свой край. Надо вслушиваться в голос истории, осмысливая ее связь с современностью. В этой связи огромное значение имеет ознакомление младших школьников с историей, культурой, экономикой, бытом родного края. Краеведческий подход в образовании младших школьников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс[2].
Для современного человека стало актуальным восстановление культурноисторических связей с родным краем, своей малой родиной. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей –личности самого ребенка, жизни его семьи.Знакомясь с биографией своих родителей, бабушеки дедушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям. Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурноисторическому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости. «Воспитание гражданина страны следует рассматривать как одно из главных средств национального возрождения. Функционально грамотный гражданин –это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать своё человеческое право»[3]. . Понятие «гражданственность»предполагает освоение и реализацию ребёнком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству. Это вопросы не только философские, социальные, экономические, но и чисто педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Гражданственность включает в себя взаимоотношения на уровне «гражданин —государство» и «человек —общество». Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нём человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения —это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовнонравственного и правового долга. Патриотическое воспитание–это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувств верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина. В статье №2 Закона РФ “Об образовании” определены требования к воспитательной деятельности в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Среди важнейшихзадач воспитания, названа задача патриотической направленности: “Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье”[3]. Сегодня патриотизм идентифицируется с такими личностными качествами, как любовь к большой и малой Родине, уважение семейных традиций, готовность выполнить конституционный долг перед Родиной. Намой взгляд, именно эти качества личности утрачиваются в современном обществе, и понятие “патриотизм” становится какимтобезликим, далёким для понимания сегодняшними школьниками. А потому главная задача педагога –позаботиться о том, чтобы ребёнок не утратил чувство бескорыстной любви к матери, близким людям, любви к своему дому, заложенной в его душе с самого рождения. Воспитание патриота страны –одно из главных условий национального возрождения. Патриот это человек, преданный и любящий свою Отчизну, свой народ; человек, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свои человеческое право. Понятие «патриотизм»предполагает освоение ребёнком обязанностей по отношению к семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, Родине[4]. С педагогической точки зрения патриот –личность, обладающая единством духовнонравственного и правового долга. Понимая важность патриотического и духовнонравственного воспитания подрастающего поколения, я разработала и внедрила программу клуба «Я –гражданин России». Актуальность данного курса заключается в необходимости формирования патриотических чувств младших школьников в современных условиях расширяющегося информационного пространства, в создании предпосылок исследовательской деятельности младших школьников. Новизнапрограммы обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, которые младшие школьники приобретут в результате участия в проектной и исследовательской деятельности в рамках изучения данного курса, в будущем станут основой для организации научноисследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д. А воспитание важнейших духовнонравственных качеств личности поможет активно проявить себя в будущем в различных сферах жизни общества.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время подходы: компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный. Особенностьюданной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников активной гражданской позиции и умения учиться –самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом.Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности.Системность организации учебновоспитательного процесса.Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей. Главное в программе —системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно оптимально использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественноисторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности. Содержание данной программы рассчитано на учащихся начальных классов школы. Темы занятий из года в год повторяются, но углубляется материал, усложняются формы работы. Программу рекомендуется использовать в школе с 1го класса. Она включает в себя 6 основных направлений,связанных между собой логикойформирования гражданина России:«Я –Человек –Личность», «Я и моё здоровье», «Я и моя семья»,«Я и моя школа»,«Моё Отечество и Я»,«Я и культура моей страны».Программа предоставляет воспитателю большую свободу творчества. Широко используются местные ресурсы: краеведческий музей, другие культурные учреждения и предприятия города, памятные места. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности. Курс программы рассчитан на четыре года обучения. В процессе преподавания курса “Я –Гражданин России” рекомендуется проводить: урокилекции, урокивстречи, викторины, конкурсы, экскурсии по городу, в парки, музеи, походы. Учащиеся могут готовить сообщения, проекты, доклады. Краеведческий материал можно использовать фрагментарно на различных уроках: в текстах, предложениях по русскому языку, задачах по математике, беседах по литературному чтению, истории, окружающему миру. Важная составляющая краеведения –элементарная поисковоисследовательская деятельность учащихся по заданию или инструкции учителя. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети. В основу изучения курса положены ценностные ориентиры, достижение которых определяется воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням. Итоги реализации программы могут быть представленычерез презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты и пр. Патриотическое воспитание –процесс длительный, требующий от педагога настойчивости, последовательности и большого терпения. Решить эту задачу за 4годане представляется возможным, но впереди у моих ребят ещё долгие годы школьной зрелости. Главное то, что я, как учитель начальных классов, систематически работая в этом направлении, уже в младшем школьном возрасте создаюусловия для реализации «родничка патриотизма», усиливаяего востребованность. Очень надеюсь, что мои ученики вырастут настоящимигражданами своей страны с активной жизненной позицией.
Ссылки на источники1.Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования / Мво образования и науки Рос. Федерации. –М.: Просвещение, 2010 (Стандарты второго поколения)2.Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.] М.: Просвещение, 2010.3. Воронова Е. А. Воспитать патриота. /Е.А. Воронова
Ростов н/Д:Феникс, 2008. –282с.4. Я –гражданин России! Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию (14 классы)/ О.Е. Жиренко, Е.В. Лапина, Т.В. Киселева. –М.: ВАКО,2008.160с.
Afanasjeva Marija Myhailivna, primary school teacher of the highest qualification category MBOU lyceum № 2, Bugulma1302000134@tatar.mail.ruPatriotic education and active citizenship younger students through the program, "I a citizen of Russia"
Abstract.The article reveals the notion of "citizenship" and "patriotism", thepurpose and goals of the patriotic education of younger students. The author summarizes the essence of the program further education, "I a citizen of Russia", which is aimed at active citizenship of the younger generation. The program is a definite system of content, forms, methods and techniques of pedagogical influences, is of great importance for the solution of a number of educational and social problems.Keywords:junior high school student, active citizenship, patriotism, patriotic education, civic, patriotic, personality, spiritual moral qualities of the individual.