Развитие познавательных стратегий школьников на уроках математики при решении задач

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Аскерова А. Л. Развитие познавательных стратегий школьников на уроках математики при решении задач // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 5. – С. 11–15. – URL: http://e-koncept.ru/2013/54003.htm.
Аннотация. В статье представлены результаты экспериментальной работы с учащимися 5 класса по изучению динамики изменения качества математического образования при целенаправленном развитии познавательных стратегий школьников. В ходе работы школьники познакомились с сущностью познавательных стратегий и их ролью в структуре личностного опыта; учились осуществлять самоанализ и коррекцию своей деятельности при решении текстовых задач. Концепция и технология «Целенаправленное развитие познавательных стратегий школьников» позволяет осуществлять и индивидуализацию развития субъектности учеников. Она представляет собой авторскую модель личностно-ориентированного образования д.псх.наук А.А.Плигина. Анализ индивидуальных познавательных стратегий полезен также учителю для совершенствования обучения, оказания индивидуальной помощи детям, корректировки учебной деятельности, позволяет проследить влияние уроков с использованием технологии развития познавательных стратегий на достижение метапредметных результатов учебной деятельности (регулятивных и коммуникативных) каждым учащимся
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
АскероваАнфисия Леонидовна, учитель математикипервой квалификационной категории, заместитель директора МБОУ ©Рождественская СОШª Собинского района a.askerowa@yandex.ru

©Развитие познавательных стратегий школьниковна уроках математики

при решениизадачª

Аннотация. В статье представлены результаты экспериментальной работы с учащимися 5 классапо изучениюдинамики изменения качества математического образования при целенаправленном развитии познавательных стратегий школьников.

В ходе работы школьники познакомилисьс сущностью познавательных стратегий и их ролью в структуре личностного опыта;училисьосуществлять самоанализ и коррекцию своей деятельности при решении текстовых задач.

Концепция и технология ©Целенаправленное развитие познавательныхстратегий школьниковª позволяет осуществлять и индивидуализацию развития субъектности учеников. Она представляет собой авторскую модель личностноориентированного образованияд.псх.наукА.А.ПлигинаАнализ индивидуальных познавательных стратегий полезен также учителю для совершенствования обучения, оказания индивидуальной помощи детям, корректировки учебной деятельности, позволяетпроследить влияние уроков с использованием технологии развития познавательных стратегий на достижение метапредметных результатов учебной деятельности (регулятивных и коммуникативных) каждым учащимся.

Разум человеку дан для того, чтобы активно участвовать в познании мира и самого себя. А.Мень.

Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми профессиями.

Основной задачей школьного образования становится развитие у учащихсяспособности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения.

Образовательные подходы, предлагаемыед.псх.наукА.А.Плигиным, позволяют развить самосознание ученика, его познавательной сферы, саморегуляцию и самоорганизацию, что в конечном итоге приводит к формированию успешного опыта самоорганизации.

Способностиучащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, развиваются в том числе при решении задачна уроках математики.

В психологии известно много попыток дать общую характеристику процесса решения задач. Наиболее законченной является характеристика, данная С.Л. Рубинштейном, который считает, что ©весь ход решения задачи от начала до конца представляет собой непрерывный ряд "переформулирований" задачи.

Мы начали с формирования умения анализировать условие задачи.

Целью моей экспериментальной работы стало изучение динамики изменения стратегии записи условия задач с использованием знаковосимволистических моделей. Для реализации цели определены следующие задачи:

познакомить школьников с сущностью познавательных стратегий и их ролью в структуре личностного опыта;научить школьников осуществлять самоанализ деятельности посредством выработки и коррекции стратегии записи задач с использованием знаковосимволистических моделей;

проследить влияние уроков с использованием технологии развития познавательных стратегий на достижение метапредметных результатов учебной деятельности (регулятивных и коммуникативных) каждым учащимся.В ходе работы над темой мною определены этапы исследования:мотивация учащихся, организационный этап;выявление адекватности понимания учащимися причин успеха/неуспеха в деятельности, мотивационных предпочтений школьников в учебной деятельности, выявление уровня сформированности основных видов универсальных учебных действий;выявление и изучение индивидуальных стратегий учащихся, уточнение и обобщение наиболее успешных элементов стратегии, создание универсальной стратегии;диагностика результативности использования выявленных стратегий;изучение использования учащимися индивидуальной познавательной стратегии в других областях деятельности. Вначале работыс экспериментальным классомбылапроведена диагностика: выявлены индивидуальные особенности восприятия информации учащимися.

У 40% учащихся 5 класса преобладает кинестетическая система, еще у 20%комбинация различных репрезентативных систем с тяготением к кинестетической.

Готовяськ уроку,приходилосьучитывать, что большинство пятиклассниковпознают мир тактильным (кинестетическим) способом. Им удаются практические задания, но мешает весьма беспокойное поведение и невнимательность на уроках, неусидчивость в домашней работе.

При изучении мотивации учения и эмоционального отношения к учению по методике А.Д.Андреевой выяснилось, что издесяти учащихся 5 классасельской школыпо исследованиям психолога показали уровень мотивации учения:низкий и ниже среднего 3 человека (30%),средний 5 человек (50%),высокий и выше среднего2 человека (20%).

При анкетировании основными причинаминеуспеваемости или затруднений в учебе учащиеся назвали:нерегулярное выполнение домашних заданий 71%,отсутствие навыков самостоятельной работы с учебником 72%,неумение работать самостоятельно 50%.

При этом42% ребятобращаются за помощью к старшим (родителям, братьям, сестрам…)

Учащиеся 5го класса зачастуюне умеют выразить свои мысли, перевести свою внутреннюю речь вовнешнюю. Детизатрудняются в оценке различных точекзрения,не могут аргументировать свою.

Исходя из характеристики класса,свою задачу я вижу в организации учебной деятельностишкольников такимобразом, чтобы решить проблемы развития навыковсамостоятельности учения, коммуникативной компетенции обучающихся, повышенияучебной мотивации.При организации учебной деятельности в технологии целенаправленного развития познавательных стратегий школьниковперечисленные проблемы решаются быстрее и эффективнее. Работаем с учащимися 5го класса с элементами данной технологии первый год.

Начали с того, что познакомились с понятием ©стратегияª на примере надуваниявоздушного шарика.Выполнивзадание ©надуть шарики рассказать, как именно они это делалиªребята с удивлением обнаружили, что каждый надувал шарикпосвоему. Затем науроке математики ребята получили задание решить текстовуюзадачу изаписать подробно,как они читали задачу, как анализировали условие, в чем были трудности, а что помогало.Мы обсудили: для чего нужно анализировать условие задачи? Записывать условие в краткой форме? Обязательно ли это делать? В каких задачах? Как понимаем, что достаточно хорошо справились с заданием?

Эпиграфом данного урока были слова Ж. Адамара: ©Прежде чем решать задачу прочитай условиеª.

Примеры первых стратегий.

Юля.1.Я анализирую условие задачи для того, чтобы научитьсярешать задачи и получить хорошую оценку,2.сначала я читаю задачу несколько раз,3.постаралась понять, что известно в задаче, а что неизвестно,4.записала краткое условие задачи,5.не знаю,как решить задачу,прочитала еще раз,6.нарисовала рисунок,7.думаю, что мне понятен ход решения: выполнить первое действие, а потом все остальные.

Данная стратегия содержит всего 7 пунктов, анализ действий выполнен формально (©читаю задачу несколько разªс какой целью?, ©записала краткое условие задачиªкаким образом?). Формальным является и завершение деятельности (©стал понятен ход решения: выполнить первое действие, а потом все остальныеª), из чего следует, что ученица не разобралась в условии задачи и не смогла её решить.

Выявленныев целом классена начальном этапе стратегии анализа условия задачи мало отличаются от приведенного примера. Причем с решением задачи полностью справились лишь 30% учащихся. При анализе стратегий было замечено, что ребята испытывают затруднения в понимании условия задачи, т.е. при работе с текстом. Причем трудными для учащихся были как задачи со сжатым, так и с развернутым условием. Поэтому следующим этапом работы было использование на уроке различных методов работы с текстом: постановки вопросов к тексту задачи, выделенияглавных (ключевых) слов, краткой записи условия задачи. После обсуждения стратегий ребятамсновабыли предложенызадачи. Совместно со школьниками мы определили цели деятельности на данном этапе: не толькорешить задачи,нопостараться понятьи записать, как нужно читать задачу (то естьвыявить стратегию анализа условия задачи, записи условия задачи с использованием знаковосимволистических моделей), чтобы самостоятельно предложить ходеё решения. Однойиз задач была задача на движение: ©Два автобуса вышли в разное время навстречу друг другу из двух городов, расстояние между которыми 480 км. Скорость первого автобуса 52 км/ч, а скорость второго 42 км/ч. Пройдя 312 км, первый автобус встретился со вторым. На сколько часов первый автобус вышел раньше второго?ªУчащиеся записали условие задачи различным образом (с помощью рисунка, схемы, таблицы и т.п.)Из записи краткого условия задачи видно, что не все ребята разобрались в нем успешно. Так как пятиклассникам было сложно самостоятельно проанализировать подробно свои действия, им был предложен лист анализа условия задачи.Рассмотрим стратегии учащихся, успешновыполнивших задание.Олег.1.Я анализирую условие задачи для того, чтобы самостоятельно её решать, хочу научиться решать любые задачи, чтобы получать отличные оценки и побеждать на математических олимпиадах;2.я прочитал задачу она показалась знакомой и простой;3.краткое условие изобразил в виде схемы;4.начал решение с нахождения общей скорости, но затем понял, что делаю не правильно;5.представил ситуацию;6.прочитал задачу, отметил, что первый автобус вышел раньше второго, а не одновременно, как решали раньше; 7.прочитал задачу ещё раз, обращая внимание на вопрос задачи (на сколько часов первый автобус вышел раньше второго?)8.понял, что нужно сравнить время движения 1го и 2го автобусов;9.выяснил, что нужно найти, чтобы ответить на вопрос задачи (время движения каждого автобуса);10.вспомнил, как связаны время, скорость, расстояние;11.стал понятен ход решения (чтобы найти время движения каждогоавтобуса, нужно знать расстояние, которое проехал до встречи каждый автобус, а скорости известны);12.составил план решения задачи;13.я понял, что сам смогу решить задачу, я очень рад!Представленная стратегия из 13 пунктов содержит мотивацию, эффективные шаги, развернутые исполнительские действия, элементы контроля. Видны визуальнокинестетические предпочтения. Присутствуют интеллектуальные операции: сравнения, анализа и синтеза. Ученик ставит перед собой цели, которые охватывают ближние (самостоятельно решить задачу) и дальние перспективы (побеждать в олимпиадах).Маша.1.Я анализирую условие задачи для того, чтобы научитьсясамостоятельнорешать задачи. Мне очень хочется получить хорошую оценку, чтобы мама похвалила;2. я прочитала задачу;3. пересказала условие задачи;4.представила ситуацию;5.вспомнила похожую задачу;6.составила много вопросов к тексту задачи;7 прочитала вопрос задачи что же он означает?8 поняла, что нужно сравнить время движения каждого автобуса;9 записалав виде таблицы, что известно (общее расстояние, расстояние, которое проехал 1й автобус, скорости движения каждого автобуса) и что не известно (расстояние, которое проехал 2й автобус, время движения каждого автобуса);10 вспомнила, как связаны между собой скорость, время, расстояние (s=vt);11 ещё раз посмотрела, что нужно найти (время движения 1го, 2го автобусов);12 спросила себя: как найти время движения? (разделить расстояниена скорость);13 я поняла, что знаю,как решить задачу;14 составила план решения;15 надеюсь, что правильно решу задачу без подсказки учителя или мамы. Ятак рада!Данная стратегия содержит мотивацию, планирование, элементы самоконтроля. Ученица задействует уже имеющийся опыт, осуществляя операции анализаи сравнения, устанавливает взаимосвязь величин в задаче. Разнообразные исполнительские действия приводят к пониманию условия задачи и успешному её решению в дальнейшем.Выявленная стратегияэто стратегия ученицы, совершенно теряющейся ранее при виде текстовой задачи. Поэтому особенно заметно развитие самостоятельности мышленияребенка, повышение уверенности в себе и собственных силах.На следующем этапе организованаработа в парах: ученики выстраивают общую для пары стратегию, обмениваются элементами стратегий, выявляя наиболее успешные действия. Каждый элемент выявленной с помощью листа анализа стратегии ребята записывали на отдельных листочках цветной бумаги, поэтому былнаглядно виден обмен элементами стратегий.Затем при коллективном обсуждении анализируются наиболее эффективные действияи составляется универсальная стратегия.Очереднуюзадачуна урокерешали с использованием универсальной стратегии,и все учащиеся справились с решением!Свою искреннюю заинтересованность ребята проявили при обсуждении вопроса: ©Что дает исследование индивидуальныхпознавательных стратегий?ª

Мы получили ответы детей: ©Анализируя свои действия, я понял, почему иногда мне не удавалось решить задачу

просто я не до конца разбирался в условииª; ©Когда выявляем свои стратегии, мы понимаем, какие действия мы выполняем правильно, а какие ‬нетª;©Если я получаю задание выполнить чтото самостоятельно на других уроках, то я теперь трачу на это меньше времени, потому что планирую результат и думаю, как лучше его достичьª и т.д. Менее чем за год работы с учениками по выявлению и развитию познавательных стратегий наблюдается положительная динамика учебных достижений учащихся. Применение технологии позволило учащимся стать более успешными в решении задач. Научившись анализировать свои действия, школьникиисключают лишние, ненужные шагии стараются не пропускать необходимые, наиболее важные.Сравнив результаты диагностических работ в начале и конце учебного года, мы увидели, что увеличилось количество учащихся, решающих задачи на ©4ª и ©5ª и все учащиеся 5 класса справляются с решением задач. Это видно из следующейдиаграммы:

Ученикистали более уверенными и самостоятельными в своих высказываниях. Они пробуют применить элементы технологииЦРПСи при организации своей внеурочной деятельности.Приведу примеры.Маша выявила свою индивидуальную стратегию выполнения домашних заданий и теперь выполняет их без помощимамы, полностью самостоятельно,используя навыки работы на уроке математики.

Олегорганизовал свою подготовку к конкурсу Кенгуру. Олег:©Я понял, что важно не только чегото очень захотеть (поставить цель), но нужно знать свои особенности, которые помогут добиться цели, уметь анализировать свои действияи обязательно понять: для чего это мне надо?

В прошлом году я участвовал в математическом конкурсе Кенгуру. Я к нему практически не готовился. В нынешнем году я обдумал стратегиюподготовки к математическому конкурсу.Для начала я задал себе вопрос: Для чегоя будуучаствовать в конкурсе?

Я хочу победить, потому что я всегда люблю быть первым, меня похвалят родители, я пополню свой портфолио, это принесет мне баллы в конкурсе ©Одаренный ребенокª.Чтонужно сделатьдля достижения этих целей?1)выяснить, когда конкурс будет происходить,2)спросить у учителя книгу и посмотреть задачи прошлого года,3)спросить учителя, что нужно повторить,4)порешать задачи прошлого года,5)попросить учителя о дополнительных занятиях, чтобы рассмотреть задачи, которые мне не понятны,6)порешать некоторые задачи вместе с мамой,7)в нужный день прийти в класс и решить задачи,8)поместить свои ответы на бланках ответов карандашом, потому что я не очень внимательный9)прочитать задачи ещё раз, проверить, правильно ли отметил ответы,10)записать ответы ручкой,11)думаю, что результат будет хорошим, я молодец!ª.Анализ проведённых уроков втехнологии целенаправленного развития познавательных стратегий школьников, результаты диагностических работ, наблюдение за работой учащихся позволяют сделать следующий вывод:получена позитивная динамика качества знаний по математике,произошло повышение уровня самостоятельности школьников в предметной, а у некоторых и внепредметнойдеятельности;отмечается формирование грамотной математической речи учащихся.Анализ индивидуальных познавательных стратегий полезен также учителю для совершенствования обучения, оказания индивидуальной помощи детям, корректировки учебной деятельности. Результаты сравнительного анализакачества решения задачпоказывают достижение цели экспериментальной работы и необходимость продолжения исследований познавательных стратегий школьников при обучении математике.