Описание и анализ работы по авторской программе Черных Н.В., Басалаевой И.Б. «Введение в народную культуру»

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Басалаева И. Б. Описание и анализ работы по авторской программе Черных Н.В., Басалаевой И.Б. «Введение в народную культуру» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 5. – С. 21–25. – URL: http://e-koncept.ru/2013/54005.htm.
Аннотация. В работе проанализированы актуальность введения данного курса в программу массовой школы, технология опыта и результаты работы за последние годы. Программа технологична, обладает возможностью тиражирования и внедрения в практику педагогической деятельности образовательных учреждений. Актуальна, соответствует историческим традициям Российского образования. В помощь учителю, учащимся и родителям созданы рабочие тетради.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
1Басалаева Ирина БорисовнаУчитель начальных классов МБОУ ООШ №24,г. Киров.utilka24@mail.ru

Описание и анализ работы по авторской программе Черных Н.В., Басалаевой И.Б. «Введение в народную культуру».

Аннотация.В работе проанализированы актуальность введения данного курса в программу массовой школы, технология опыта и результаты работы за последние годы. Программа технологична, обладает возможностью тиражирования и внедрения в практику педагогической деятельности образовательных учреждений. Актуальна, соответствует историческим традициям Российского образования. В помощь учителю, учащимся и родителям созданы рабочие тетради.

Ключевые слова: духовно –нравственное воспитание, народная культура.

I.ВведениеСложное состояние современного общества: переоценка прежних идеалов, умирание традиционной крестьянской и интервенция западной культуры настоятельно требуют создания новых учебных программ, которые бы способствовали воспитанию чувства национального самосознания. Исходя из положения, что целостная система образования подрастающего поколения должна включать не только обучающий компонент, но и систему духовно –нравственного просвещения школьников. Расширяя и обогащая младших школьников знаниями по истории и культуре своего народа, учитель закладывает прочный фундамент в воспитании патриотических чувств, бережного отношения к памятникам отечества, а,развивая художественное восприятие учащихся, их эстетический вкус, помогает выработать способность противостоять натиску массовой культуры.Программа учитывает особенности современного бытования традиционной культуры и рассматривает историю и культуру Вятского края как проявления общенациональной истории и культуры.

ЦельСоздать программу, изучая которую школьник самзахотел бы познать истоки русской культуры, которая способствует формированию первичного представления о многообразии и непреходящей ценности культурного наследия русского народа, способствует более полному восприятию предметов гуманитарного цикла (истории и литературы) в их общеэстетическом, духовном и краеведческом аспектах.

НовизнаНовизна данного курса заключается в том, что идет целенаправленная работа со словом, с его лексическим значением; расширяется словарный запас учащихся за счет введения в активный словарь школьника исконно русских слов, обозначающих элементы традиционного быта русского народа; объясняется значение русских слов, отражающих нравственные идеалы (долг, достоинство, честь)при знакомстве школьников с традиционной русской культурой.Знакомство с памятниками истории и культуры родного города проходит через изучение творчества знаменитых земляков (литераторов, художников, архитекторов), экскурсии по родному городу и музеям.



2Теоретическая базаИзучив«Концепцию модернизации Российского образования на период до 2010 года»,теорию развития познавательной активности учащихся ЩукинойТ.И.,«Программу воспитания школьника» по Щурковой Н.Е. был отобран теоретический материал для изучения.

II. Технология опытаПриходя в школу учащийся должен познавать мир поэтапно. Сначала школьникам предлагается изучить микрорайон школы, затем узнать историю города, родного края. И только потом говорить о большой родине –своей стране и так далее.

Таблица 1Содержание программы

КлассТема. Разделы.1кл.1.Что такое традиционная культура?2.Берендеево царство.3.Сказка и реальность в рисунках художника –земляка Ю.А.Васнецова.4.Традиции и обычаи. 2кл.1.Родина. Земляки.2.Певец и знаток русской старины. В.М. Васнецов.3. Богатырская тема в произведениях русских композиторов, писателей, кинематографистов.4.В.М.Васнецов о русском женском характере.5.Женские образы в творчестве композиторов писателей кинематографистов. 3кл.1.Окно в природу. Волшебный клубок.2.На ладьях в тридевятое царство.3.Вятскаястарина.4.Чудодественная сила веры. 4кл.1.Загадки родной природы. Наши друзья и помощники.2.Царство Жар –Птицы.3.Песни птицы Гамаюн.4.Наследие прекрасной Греции.5.Повесть временных лет.

В городе и области есть достаточное количество музеев, памятников культуры и архитектуры, которые необходимо изучать не от случая к случаю, а в ходе систематической работы по изучению родного края. Программа поможет учащимся глубже изучить предметы «История», «Окружающий мир», «Художественный труд», «Изобразительное искусство», а так же во внеклассной работе. Учителя и родители понимают, что современное общество испытывает недостаток и потребность в гармонично развитой личности.

Принципы построения программы:1. В основе программы лежит линейно –концентрическийпринцип изучения материала. Материал усложняется от класса к классу.2.Интеграция обучения.

Позволяет обеспечить взаимосвязь различных учебных предметов по формированию духовно –нравственных представлений об окружающей жизни.

Обеспечивает возможность установления связи между полученными знаниями об окружающем мире и конкретной практической деятельности школьника.

33. Дифференциация обучения.

Позволяет организовать работу по принципу «труднее –легче», что предполагает разноуровневость всех предлагаемых учащимся знаний.

Занятия строятся таким образом, чтобы создать условия хорошо успевающим учащимся постоянно совершенствовать своё развитие, а слабо успевающим –«идти вперёд своим темпом», преодолевая трудности в усвоении материала. В этом помогаютрабочие тетради с печатной основой.

В программузаложены важные идеи:

Обучение строится с учётом психологических особенностей и возможностей младшего школьника, его индивидуальности и способностей.

Методика изучения предмета ориентируется на общее развитие ученика, воспитаниеего духовной и эмоциональной культуры.

Обучение строится на основе дифференциации, позволяющей учитывать индивидуальный темп продвижения школьника, корректировать возникающие трудности, обеспечивать поддержку его способностей.

Создаются условия для формирования ключевых компетентностей, создаются условия для формирования умения принимать учебную задачу, определять учебные операции, производить контроль и самоконтроль, оценку и самооценку.

Использование современных образовательных технологийСистема обучения строится по интегративной модели обучения с учётом имеющегося педагогического опыта и особенностей классного коллектива. Включает следующие технологии:1. Технологияразвивающего обучения.2. Технология проблемного обучения.3. Технология разноуровневогообучения.4. Коллективнаясистема обучения.5. Исследовательские методы обучения.6. Проектные методы обучения.7. Технологияиспользования в обучении игровых методов.8. Обучение в сотрудничестве.9.Здоровьесберегающие технологии.10. Системаинновационной оценки «портфолио».Организация кружковой работы при использовании современных образовательных технологий обеспечивает гармоничное развитие школьника, даёт возможность установить межпредметные связи,формируя духовно нравственные представления об окружающей жизни. Формы и методы работы способствуют развитию познавательного интереса учащихся.

В помощь учителю, учащимся и родителям при изучении нового материала в классе, для организации самостоятельнойработы на уроке и дома, для закрепления знаний, для развития творческих способностей созданы рабочие тетради, которые могут быть использованы на других занятиях (ИЗО, Окружающий мир, художественный труд).1класс. «Сказка и реальность в рисунках Ю.А.Васнецова» содержит задания по разделам «Традиционное жилище», «Предметы быта», «Русский национальный костюм». Задания даны в разнообразной форме, что развивает интерес к предмету, вызывает желание, больше узнать об истории и культуре родного края.

42класс.«Знаток и певец русской старины В.М.Васнецов» содержит задания по разделам «В.М.Васнецов о русском мужском характере», «История русского оружия», «В.М.Васнецов о русском женском характере» Задания способствуют внимательному прочтению текста былин и русских народных сказок, прививают интерес к работе со словом и формируют начальные навыки анализа произведений живописи. 3класс.«Русская старина вятская сторона» содержит задания по разделам «На ладьях в тридевятое царство», «Вятская старина», «Почитаемые иконы», которые способствуют формированию у школьников интереса к произведениям литературы исторического характера, уточняют и закрепляют знания о памятных местах родного края и города.

4 класс«Царство Жарптицы» (1 часть), «Песни птицы Гамаюн» (2 часть), разделы которых способствуют формированию у школьников интереса к духовной жизни далёких предков, уточняют знания о традициях и обычаях родной земли.Данные тетради могут быть использованы на различных этапах занятий по краеведению, для контроля, самоконтроля и коррекции результатов обучения.

В основу отслеживания результатов деятельности учащихся были положены следующие показатели:

Развитие познавательного интереса.

Развитие уровня социальной активности.

Социально –психологические изменения учащихся в классе.

Формирование межличностных отношений учащихся.

В работе используется:

анкетирование детей и родителей;

педагогическую диагностику, с помощью которой можно определить актуальный уровень развития школьника, его потенциальные возможности, выстроить перспективы, «зоны ближайшего развития», а в случае необходимости провести коррекцию;

викторины, конкурсы, проекты, сочинения, творческие здания;

итоговые уроки виде «Смотра знаний», «Турниров эрудитов», научные конференции.

В результате работы по курсу «Введение в народную культуру» формируются следующие умения.1. Умение самостоятельно добывать знания, самостоятельно выбирать учебные средства для решения учебной задачи.2. Умение использовать знания в нестандартной ситуации.3. Умение осознавать своё незнание, умение находить причину сделанной ошибки, сравнивать результаты своей деятельности с эталоном.4. Формирование навыков контроля и самоконтроля.5. Развитие психических процессов, особенно важных для учебной деятельности: воображение, мышлениесвязнаяречьи др.6. Каждый ученик собирает «портфолио» и мы проводим занятия по оценке своих достижений. Ребята гордятся своими достижениями, всегда радуются успехам других и готовы дать советы одноклассникам. В классе работают группы взаимопомощи.

57. Создаются условия для самореализации каждого ученика, как личности готовой к активному преобразованию окружающей действительности, инициативной, могущей повести за собой, не боящейся ответственности, умеющей работать, умеющей находить разумное сочетание индивидуальных и социальных потребностей.

8. Создаются условия для воспитания патриотических чувств, глубокого почтения к родителям, учителям, семье и её исконным устоям, бережного отношения к природе, древним культурным традициям России, любви и уважения к личности человека.9. Воспитывается интерес к родному языку, расширяется активный речевой запас школьников.

III. Выводы

1. Работаяпо курсу «Введение в народную культуру»в общеобразовательном классе возрастной нормы при использовании современных образовательных технологий можно добиться хороших результатов.

2. В каждом школьникепроизошли изменения, которые определяются не только приобретённым жизненным опытом, не только теми знаниями, которые он усвоил в процессе обучения, но и характером егодеятельности, отношением к ней, уровнем познавательных интересов, готовностью к самообучению и самовоспитанию.

3. Учащиеся обладают высокой общей культурой и эрудицией, способны самостоятельно добывать и применять знания, готовы жить и действовать в изменяющихсяжизненных ситуациях.

4. У школьников хорошо развиты такие качества личности, как самостоятельность, инициативность, деловитость, ответственность, креативность.

5. Каждый учениксохранил свою индивидуальность, развил свои способности и наклонности.

IV. Литература1. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010года.Одобрено распоряжением правительства РФ от 29 декабря 2002г. №1756.//Образование в докладах.2002.№72. Щукина Т.И. Развитие познавательного интереса.М.Просвещение.1993.3. Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника.М.Педагогическое общество России.1998.4. Щуркова Н.Е., Рагозина Л.Д. Формирование жизненного опыта у учащихся.М.Просвещение.2002.5. Щуркова Н.Е. Диагностика воспитанности: педагогические методики.М.Просвещение.1992.6. Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория методика технология.М.Просвещение.1999.

Basalaeva IrinaPrimary school teacher MBOU school № 24, Kirov.utilka24@mail.ru

Description and an analysis of the author's program Chernykh NV Basalaeva IB "Introduction to the popular culture."

Abstract. The work analyzes relevance of the introduction of the course in the regular school program, the technology experience and the results of recent years. Program 6technological, has the ability to replicate and introduction of educational activities of educational institutions. Relevant, corresponds to historical traditions of Russian education. To help teachers, students and parents have created workbooks.

Keywords: spiritual moral education, popular culture.