Комплексно-функциональный подход к деятельности педагога-организатора в системе дополнительного образования
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Богач
О.
В. Комплексно-функциональный подход к деятельности педагога-организатора в системе дополнительного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2013. – Т. 5. – С.
26–30. – URL:
http://e-koncept.ru/2013/54006.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам организации деятельности педагога-организатора в системе дополнительного образования. В статье представлен целостный анализ основных направлений и особенности деятельности в системе дополнительного образования, а также предложен новый комплексно-функциональный подход к деятельности педагога-организатора
Текст статьи
Богач Оксана ВасильевнаПедагогорганизатор Центра творческого развития и гуманитарного образования «На Васильевском», г. СанктПетербургoksanabogach2@mail.ru
Комплекснофункциональный подходк деятельности педагогаорганизатора в системе дополнительного образования
Аннотация.Статья посвящена вопросаморганизации деятельности педагогаорганизатора в системе дополнительного образования. В статье представлен целостный анализ основных направленийи особенности деятельности в системе дополнительного образования, а также предложен новый комплекснофункциональный подход к деятельности педагогаорганизатора.
Ключевые слова: педагогорганизатор,функциональный подход, дополнительное образованиеСовременная система дополнительного образованияпредполагает постоянное повышение профессиональной компетентности педагогами, в частности, стимулирование их готовностик организации разнообразной образовательной деятельностиобучающихся.
Деятельность педагогаорганизатора, одной из ключевых фигур в системе дополнительного образования, в организационном плане является наиболее разнообразной и сложной, как по содержанию, формам, технологиям, методам,
связанным с осуществляемой работой, так и по решаемым
проблемам. В центре деятельности педагогаорганизатора –проведение воспитательноразвивающих мероприятий, разнообразных досуговых форм работы, взаимодействие с
субъектами: детскими творческими коллективами, родителями, административными работниками, социальными партнерамии пр. Всё это требует от педагогаорганизатора высокой профессиональной и личностной готовности, владением
универсальными (многообразными) компетенциями, которые способствуют свободномувладению различными формами организации образовательноразвивающей деятельности обучающихся не только в условиях учреждения дополнительного образования, но и вне него. Однако, проблема деятельности педагогаорганизатора системы дополнительного образования мало разработанаи практически не исследована. В связи с этим существует целесообразность проанализировать существующие подходы к работе педагогаорганизатора, рассмотреть основные направления (как функции) деятельности педагогаорганизатора в их целостности, взаимосвязанности и разнообразии. Посколькуметодологически корректным является целостный анализ профессиональной деятельности в многообразии еецелей, задач, содержания, форм и пр., то, применительно к педагогуорганизатору, таким подходомможет быть комплекснофункциональный, как охватывающий многообразие и целостность его (педагогаорганизатора) деятельности. До сих пор работа
педагогаорганизатора
рассматривается на основе субъективных представлений об основных направлениях и особенностях его деятельности, что связано, прежде всего, с отсутствием научно обоснованных разработок вопроса.
Неразработанность представленийоспецифике и особенностях профессиональнопедагогической деятельности педагогаорганизатора дополнительного образованияведет к стихийности в определенииее целей, направлений, содержания, технологий,
форми пр. По этим причинам снижается эффективность
организации и осуществлениядосуговой деятельности обучающихся, как главная, ключевая задача работы педагогаорганизатора. Предлагаемый новый, ранее не применявшийся, комплекснофункциональный подходк деятельности педагогаорганизатора системы дополнительного образования способствует: формированию современного, целостного, научно обоснованного взгляда на его деятельность, способствуя повышению ее эффективности и качества за счет системного глубинного анализа основных ее направлений, функций, специфики и особенностей.Специфика деятельности педагогаорганизатора в учреждении дополнительного образования заключается в разнообразии направлений его работы и выполняемых им функций. Особенности и специфика деятельности педагогаорганизатора зависит от направленностидеятельности коллектива, в котором он работает. Он должен обладать компетенциями, достаточными для выполнения различных функций: методиста, организатора массовой работы, педагога дополнительного образования
границы его компетенций достаточно широки. Целостное видение, рассмотрение и анализ разнообразных компетенций педагога организатора
возможно через дифференцирование выполняемых им
функций,как основных направлений и компонентов деятельности. Поэтому в основе содержания подхода –раскрытие функций педагогаорганизатора в их целостности, системности и взаимосвязанности. Организационноуправленческаяфункция
как ведущая в деятельности педагогаорганизатора.
Это направление работы связано с: постановкой целей, задач, планированием, реализациейи анализомвоспитательной деятельности в коллективе. В основе этого направления работы –проектирование
способовпроведения организационной и воспитательной работы.Содержание организационноуправленческойфункции связано с планированием, реализацией и анализом воспитательной деятельности:организация взаимодействия с педагогами, воспитанниками и родителями;комплектование состава учащихся коллектива;планирование концертной и гастрольной деятельности коллектива; организация календарных праздников;организация каникулярного отдыха обучающихся:обобщение опыта своей работы, предоставление материалов в методический кабинет; оформление портфолио коллектива, работа с фото и видео материалами, размещение информации о коллективе на сайте и в других СМИ.Гуманистическая функция –отвечает позиции и ведущей ориентации педагогаорганизатора.В ее основе: проведение
просветительскойработы, пропаганды здоровогообразажизни,осуществлениесоциальноговзаимодействия коллектива с различными организациями. Выполнение гуманистической функции педагогоморганизатором предполагает:формирование у учащихся основ здорового образа жизни, воспитание стремления к этому; приобщение к общечеловеческим ценностям;развитие гуманистических отношений к окружающему миру;воспитание ответственности, гражданского самосознания; обеспечение охраны жизни и здоровья воспитанников в период образовательного процесса; контроль выполнения правил охраны труда и пожарной безопасности при проведении мероприятий коллектива; осуществление социального взаимодействияс различными организациями, с другими образовательными учреждениями;организация досуговой деятельности совместно с коллективами учреждений образования и другими социальными институтами с целью раскрытия возможностей и способностей ребенка.Воспитательная функция обеспечивает:целенаправленное педагогическое влияние наличностное становление обучающихся;
создание условий для достижения эффективных результатов в воспитательной деятельности; приобщение обучающихся к духовным, нравственным и культурным ценностям; полноценное использование воспитательного потенциала среды; реализацию
потенциала, творческих возможностей, склонностей, талантов детей; удовлетворенияих стремлений, потребностей в самостоятельной деятельности, рефлексии, а также в побуждении
к самовоспитанию. Реализация воспитательнойфункции педагогаорганизатора предполагает: содействие раскрытию и развитию личности, талантов и способностей, формированию общей культуры обучающихся; создание условий для реализации творческого потенциала воспитанников; воспитание культуры общения, поведения, речи; гуманности, толерантности; формирование навыков социально приемлемых способов организации досуга; обучение детей основам культуры быта: формирование основ культуры быта в условиях совместной жизнедеятельности в период летних лагерей, выездов на фестивали, конкурсы, соревнования; обеспечение участия воспитанников в концертных программах, праздниках и других массовых мероприятиях.Технологометодическаяфункцияпредполагает оказание методической помощи педагогам. В соответствии с этой функцией педагогорганизатор должен заботиться о повышении профессионального уровня педагогов коллектива, оказывать им консультативную помощь.Технологометодическая функция педагогаорганизатора предполагает проведение, совместно с педагогами коллектива, ряда организационных мероприятий, направленных на эффективную образовательную и воспитательную деятельность обучающихся: планирование деятельности коллектива (концертная и гастрольная деятельность, каникулярный отдых обучающихся, комплектование групп, составление расписания, организация учебного процесса); анализ достижений обучающихся, оценка эффективности их обучения; организационная и методическая работа с родителями обучающихся, проведение родительских собраний; участие в работе педагогических, методических советов, в других формах методической работы; оказание консультативной помощи педагогам коллектива, с целью повышения их профессионального уровня; оформление портфолио коллектива,работа с фото и видео материалами, размещение информации о коллективе на сайте и в других СМИ.Диагностическаяфункциясвязана с выявлением и оцениванием состояния обучающихся; выявлением
возможных отрицательныхна них влияний;предупреждениеми преодолениемнегативных проявлений учащихся. Выполнение этой функции предполагает проведение просветительской работы с родителями, совершенствование
взаимодействия систем коллективсемья.Диагностическая работа
важное направление деятельности педагогаорганизатора В работе с детским коллективом диагностика выполняет следующие функции:Информационную:
получение информации об участниках педагогического процесса;
выявление относительного уровня развития ребенка;
выяснение удовлетворенности родителей качеством проведения занятий с детьми;
организации работа с частью родителей по налаживанию конструктивным взаимодействием в системе родительребёнокПрогнозирующую:
выявление потенциальных возможностей развития воспитанников;
прогнозирование результативности воспитательного процесса.
определение эффективности использования различных средств и методов.Воспитательную:
создание условий для развития личности, воспитания различных свойств и качеств личности;
выявление роста, достижений в образовании, самопознании и саморазвитии обучающегося:
проведение мониторинга возрастных проявлений, интересов, потребностей обучающихся;выявление и анализ достижений обучающихся;Просветительскую:
организация работы с частью родителей по налаживанию конструктивного взаимодействием в системе родительребёнок;проведение индивидуальных и групповых консультаций, собеседований, на которых родителям предоставляется информация об успехах и динамике развития детей, их поведении и проблемах;разработка памяток для родителей в печатном и электронном виде;организация совместной деятельности родителей и детей: участие родителейколлективав работе родительского комитета; совместная подготовка к гастрольным поездкам; совместное участие родителей с детьми в игровых программах, летних и зимних творческих сменах.Важными аспектами работы педагогаорганизатора являются приведенные ниже принципы и правила взаимодействия педагогов между собой и с занимающимися в творческом коллективеПринципы работыпедагогического коллективас детьми:установление личного эмоционального контакта с каждым ребенком;уважение самоценности личности ребенка и его человеческого достоинства;оптимистичность педагогов в отношении развития творческих возможностей каждого ребенка;регулирование оптимальной нагрузки и равномерный темп работы;формирование у детей эмоциональной отзывчивости, сопереживания, поддержки во взаимоотношениях со сверстниками;опора на традиции коллектива;стимулирование самовоспитания, трудолюбия и дисциплины.
Особенности взаимодействия педагогаорганизатора с родителями:oпроявление искреннего уважения к родителям каждого ребёнка;oобщение с родителями
во благообучающегося;oтактичное и объективное изучение семей воспитанников для дальнейшего просвещения.
Основные результатывнедрения комплекснофункционального подхода к деятельности педагогаорганизатора в системе дополнительного образованияКомплекснофункциональный подходк деятельности педагогаорганизатора позволяет:целенаправленно планировать деятельность творческого коллектива;существенно повысить эффективность образовательновоспитательной работы в творческомколлективе;создавать условия для раскрытия, развития и реализации творческого потенциала обучающихся;стимулировать образовательноличностный рост занимающихся;способствовать совершенствованию взаимодействия систем: педагогический коллектив –коллективобучающихся семья.
Комплекснофункциональный подходк деятельности педагогаорганизатора в системе дополнительного образования
Аннотация.Статья посвящена вопросаморганизации деятельности педагогаорганизатора в системе дополнительного образования. В статье представлен целостный анализ основных направленийи особенности деятельности в системе дополнительного образования, а также предложен новый комплекснофункциональный подход к деятельности педагогаорганизатора.
Ключевые слова: педагогорганизатор,функциональный подход, дополнительное образованиеСовременная система дополнительного образованияпредполагает постоянное повышение профессиональной компетентности педагогами, в частности, стимулирование их готовностик организации разнообразной образовательной деятельностиобучающихся.
Деятельность педагогаорганизатора, одной из ключевых фигур в системе дополнительного образования, в организационном плане является наиболее разнообразной и сложной, как по содержанию, формам, технологиям, методам,
связанным с осуществляемой работой, так и по решаемым
проблемам. В центре деятельности педагогаорганизатора –проведение воспитательноразвивающих мероприятий, разнообразных досуговых форм работы, взаимодействие с
субъектами: детскими творческими коллективами, родителями, административными работниками, социальными партнерамии пр. Всё это требует от педагогаорганизатора высокой профессиональной и личностной готовности, владением
универсальными (многообразными) компетенциями, которые способствуют свободномувладению различными формами организации образовательноразвивающей деятельности обучающихся не только в условиях учреждения дополнительного образования, но и вне него. Однако, проблема деятельности педагогаорганизатора системы дополнительного образования мало разработанаи практически не исследована. В связи с этим существует целесообразность проанализировать существующие подходы к работе педагогаорганизатора, рассмотреть основные направления (как функции) деятельности педагогаорганизатора в их целостности, взаимосвязанности и разнообразии. Посколькуметодологически корректным является целостный анализ профессиональной деятельности в многообразии еецелей, задач, содержания, форм и пр., то, применительно к педагогуорганизатору, таким подходомможет быть комплекснофункциональный, как охватывающий многообразие и целостность его (педагогаорганизатора) деятельности. До сих пор работа
педагогаорганизатора
рассматривается на основе субъективных представлений об основных направлениях и особенностях его деятельности, что связано, прежде всего, с отсутствием научно обоснованных разработок вопроса.
Неразработанность представленийоспецифике и особенностях профессиональнопедагогической деятельности педагогаорганизатора дополнительного образованияведет к стихийности в определенииее целей, направлений, содержания, технологий,
форми пр. По этим причинам снижается эффективность
организации и осуществлениядосуговой деятельности обучающихся, как главная, ключевая задача работы педагогаорганизатора. Предлагаемый новый, ранее не применявшийся, комплекснофункциональный подходк деятельности педагогаорганизатора системы дополнительного образования способствует: формированию современного, целостного, научно обоснованного взгляда на его деятельность, способствуя повышению ее эффективности и качества за счет системного глубинного анализа основных ее направлений, функций, специфики и особенностей.Специфика деятельности педагогаорганизатора в учреждении дополнительного образования заключается в разнообразии направлений его работы и выполняемых им функций. Особенности и специфика деятельности педагогаорганизатора зависит от направленностидеятельности коллектива, в котором он работает. Он должен обладать компетенциями, достаточными для выполнения различных функций: методиста, организатора массовой работы, педагога дополнительного образования
границы его компетенций достаточно широки. Целостное видение, рассмотрение и анализ разнообразных компетенций педагога организатора
возможно через дифференцирование выполняемых им
функций,как основных направлений и компонентов деятельности. Поэтому в основе содержания подхода –раскрытие функций педагогаорганизатора в их целостности, системности и взаимосвязанности. Организационноуправленческаяфункция
как ведущая в деятельности педагогаорганизатора.
Это направление работы связано с: постановкой целей, задач, планированием, реализациейи анализомвоспитательной деятельности в коллективе. В основе этого направления работы –проектирование
способовпроведения организационной и воспитательной работы.Содержание организационноуправленческойфункции связано с планированием, реализацией и анализом воспитательной деятельности:организация взаимодействия с педагогами, воспитанниками и родителями;комплектование состава учащихся коллектива;планирование концертной и гастрольной деятельности коллектива; организация календарных праздников;организация каникулярного отдыха обучающихся:обобщение опыта своей работы, предоставление материалов в методический кабинет; оформление портфолио коллектива, работа с фото и видео материалами, размещение информации о коллективе на сайте и в других СМИ.Гуманистическая функция –отвечает позиции и ведущей ориентации педагогаорганизатора.В ее основе: проведение
просветительскойработы, пропаганды здоровогообразажизни,осуществлениесоциальноговзаимодействия коллектива с различными организациями. Выполнение гуманистической функции педагогоморганизатором предполагает:формирование у учащихся основ здорового образа жизни, воспитание стремления к этому; приобщение к общечеловеческим ценностям;развитие гуманистических отношений к окружающему миру;воспитание ответственности, гражданского самосознания; обеспечение охраны жизни и здоровья воспитанников в период образовательного процесса; контроль выполнения правил охраны труда и пожарной безопасности при проведении мероприятий коллектива; осуществление социального взаимодействияс различными организациями, с другими образовательными учреждениями;организация досуговой деятельности совместно с коллективами учреждений образования и другими социальными институтами с целью раскрытия возможностей и способностей ребенка.Воспитательная функция обеспечивает:целенаправленное педагогическое влияние наличностное становление обучающихся;
создание условий для достижения эффективных результатов в воспитательной деятельности; приобщение обучающихся к духовным, нравственным и культурным ценностям; полноценное использование воспитательного потенциала среды; реализацию
потенциала, творческих возможностей, склонностей, талантов детей; удовлетворенияих стремлений, потребностей в самостоятельной деятельности, рефлексии, а также в побуждении
к самовоспитанию. Реализация воспитательнойфункции педагогаорганизатора предполагает: содействие раскрытию и развитию личности, талантов и способностей, формированию общей культуры обучающихся; создание условий для реализации творческого потенциала воспитанников; воспитание культуры общения, поведения, речи; гуманности, толерантности; формирование навыков социально приемлемых способов организации досуга; обучение детей основам культуры быта: формирование основ культуры быта в условиях совместной жизнедеятельности в период летних лагерей, выездов на фестивали, конкурсы, соревнования; обеспечение участия воспитанников в концертных программах, праздниках и других массовых мероприятиях.Технологометодическаяфункцияпредполагает оказание методической помощи педагогам. В соответствии с этой функцией педагогорганизатор должен заботиться о повышении профессионального уровня педагогов коллектива, оказывать им консультативную помощь.Технологометодическая функция педагогаорганизатора предполагает проведение, совместно с педагогами коллектива, ряда организационных мероприятий, направленных на эффективную образовательную и воспитательную деятельность обучающихся: планирование деятельности коллектива (концертная и гастрольная деятельность, каникулярный отдых обучающихся, комплектование групп, составление расписания, организация учебного процесса); анализ достижений обучающихся, оценка эффективности их обучения; организационная и методическая работа с родителями обучающихся, проведение родительских собраний; участие в работе педагогических, методических советов, в других формах методической работы; оказание консультативной помощи педагогам коллектива, с целью повышения их профессионального уровня; оформление портфолио коллектива,работа с фото и видео материалами, размещение информации о коллективе на сайте и в других СМИ.Диагностическаяфункциясвязана с выявлением и оцениванием состояния обучающихся; выявлением
возможных отрицательныхна них влияний;предупреждениеми преодолениемнегативных проявлений учащихся. Выполнение этой функции предполагает проведение просветительской работы с родителями, совершенствование
взаимодействия систем коллективсемья.Диагностическая работа
важное направление деятельности педагогаорганизатора В работе с детским коллективом диагностика выполняет следующие функции:Информационную:
получение информации об участниках педагогического процесса;
выявление относительного уровня развития ребенка;
выяснение удовлетворенности родителей качеством проведения занятий с детьми;
организации работа с частью родителей по налаживанию конструктивным взаимодействием в системе родительребёнокПрогнозирующую:
выявление потенциальных возможностей развития воспитанников;
прогнозирование результативности воспитательного процесса.
определение эффективности использования различных средств и методов.Воспитательную:
создание условий для развития личности, воспитания различных свойств и качеств личности;
выявление роста, достижений в образовании, самопознании и саморазвитии обучающегося:
проведение мониторинга возрастных проявлений, интересов, потребностей обучающихся;выявление и анализ достижений обучающихся;Просветительскую:
организация работы с частью родителей по налаживанию конструктивного взаимодействием в системе родительребёнок;проведение индивидуальных и групповых консультаций, собеседований, на которых родителям предоставляется информация об успехах и динамике развития детей, их поведении и проблемах;разработка памяток для родителей в печатном и электронном виде;организация совместной деятельности родителей и детей: участие родителейколлективав работе родительского комитета; совместная подготовка к гастрольным поездкам; совместное участие родителей с детьми в игровых программах, летних и зимних творческих сменах.Важными аспектами работы педагогаорганизатора являются приведенные ниже принципы и правила взаимодействия педагогов между собой и с занимающимися в творческом коллективеПринципы работыпедагогического коллективас детьми:установление личного эмоционального контакта с каждым ребенком;уважение самоценности личности ребенка и его человеческого достоинства;оптимистичность педагогов в отношении развития творческих возможностей каждого ребенка;регулирование оптимальной нагрузки и равномерный темп работы;формирование у детей эмоциональной отзывчивости, сопереживания, поддержки во взаимоотношениях со сверстниками;опора на традиции коллектива;стимулирование самовоспитания, трудолюбия и дисциплины.
Особенности взаимодействия педагогаорганизатора с родителями:oпроявление искреннего уважения к родителям каждого ребёнка;oобщение с родителями
во благообучающегося;oтактичное и объективное изучение семей воспитанников для дальнейшего просвещения.
Основные результатывнедрения комплекснофункционального подхода к деятельности педагогаорганизатора в системе дополнительного образованияКомплекснофункциональный подходк деятельности педагогаорганизатора позволяет:целенаправленно планировать деятельность творческого коллектива;существенно повысить эффективность образовательновоспитательной работы в творческомколлективе;создавать условия для раскрытия, развития и реализации творческого потенциала обучающихся;стимулировать образовательноличностный рост занимающихся;способствовать совершенствованию взаимодействия систем: педагогический коллектив –коллективобучающихся семья.