Методическое обеспечение дисциплины «Теория и методология анализа рисков в системе экономической безопасности»

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Волкова М. Н., Беспалова О. В. Методическое обеспечение дисциплины «Теория и методология анализа рисков в системе экономической безопасности» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 5. – С. 41–45. – URL: http://e-koncept.ru/2013/54009.htm.
Аннотация. Cтатья посвящена теоретическим вопросам теории и методологии анализа рисков. Рассмотрены основные темы курса «Теория и методология анализа рисков в системе экономической безопасности». Результатом данного исследования является обоснование необходимости создания методической разработки.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
М.Н. ВолковаО.В. Беспалова

к.э.н., доцент кафедры экономики на предприятиях торговли ФГБОУ ВПО РГТЭУ, г.Воронежmn.volkova@yandex.ru

к.э.н., доцент кафедры экономики на предприятиях торговли ФГБОУ ВПО РГТЭУг.Воронеж

Методическое обеспечение дисциплины «Теория и методология анализа рисков в системе экономической безопасности»

Ключевые слова: экономическая безопасность, методическая разработка, анализ, рискиАннотация:Cтатья посвящена теоретическим вопросам теории и методологии анализа рисков. Рассмотрены основные темы курса«Теория и методология анализа рисков в системе экономической безопасности». Результатом данного исследования является обоснование необходимости создания методической разработки.

Данная учебная дисциплина относится к вариативной части профессионального цикла ООП ВПО магистратуры по направлению 080100.68 Экономика.Для успешного освоения учебного курса «Теория и методология анализа рисков в системе экономической безопасности»студенту необходимо владеть знаниями, полученными при изучении следующих курсов: «Экономическая безопасность», «Микроэкономика», «Методы исследования в экономике». Образовательные технологии.Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется целью ООП магистратуры, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 40 процентов аудиторных занятий.Дисциплина изучается двумя разделами, соответствующими двум частям курса. После прочтения лекций и проведения практических занятий по первому разделу (теория и методология анализа рисков) проводится контрольная работа, по результатам которой оценивается степень усвоения студентом теории и методологии анализа рисков.После прочтения лекций и проведения практических занятий по теме: «Функциональные прогнозы», проводится контрольная работа Анализ прогнозов развития торговли в Воронежской области. После прочтения лекций и проведения практических занятий по теме: «Основные методы и приемы управления рисками», проводится контрольная работа Прогнозирование предпринимательского риска. После прочтения лекций и проведения практических занятий по теме: «Прогнозирование социальноэкономического развития страны», проводится контрольная работа Анализ прогноза социальноэкономического развития стран.После прочтения лекций и проведения практических занятий по теме: «Современные модели управления рисками в системе экономической безопасности: COSO, FERMA», проводится контрольная работа Стандарты управления рисками. Кроме этого, студент в ходе подготовки к одному из практических занятий должен написать эссе по дискуссионному вопросу темы этого практического занятия. (Эссе, как правило, это сочинение небольшого объема, представляющее логически увязанные между собой и доказательные свободные рассуждения на заданную тему). Это, с одной стороны, является формой промежуточного контроля самостоятельной работы студента (КСР), а с другой, основой для обязательного написания реферата по самостоятельно выбранной студентом теме.Получение углубленных знаний по изучаемой дисциплине достигается за счет дополнительных часов самостоятельной индивидуальной работы студентов.Для лучшего усвоения материалов учебного курса “Теория и методология анализа рисков в системе экономической безопасности” предполагается следующая процедура изучения.А. Усвоение лекционного материала1. Предварительное ознакомление с календарнотематическим планом изучения дисциплины и выяснение перечня вопросов, содержащихся в соответствующем разделе рабочей программыкурса и рассматриваемых на конкретной лекции. Это позволяет уяснить логику изложения материала.2. Для более четкого усвоения материала целесообразно в качестве основных моментов использовать словарь терминов, материалы соответствующих сайтов Интернета, бегло просмотреть соответствующий раздел учебных и учебнометодических пособий.Нужно учесть, что в учебном пособии представлены только основные положения читаемой лекции. Это, с одной стороны, избавляет студента от необходимости детального конспектирования, а с другой, предварительное ознакомление с содержанием лекции позволяет более осмысленно включиться в творческий процесс восприятия читаемого материала.Б. Усвоение материала практического занятия1. Подготовка к каждому практическому занятию должна начинаться с внимательного ознакомления с перечнем вопросов, рассматриваемых на этом занятии и уяснения сути рассматриваемой проблемы.2. Затем следует внимательно прочитать соответствующий раздел конспекта лекций, соответствующие разделы методических указаний к практическим занятиям. Для уточнения используемых понятий целесообразно обратиться к словарю терминов, что позволяет определить место каждого понятия в системе представлений.3. Для более глубокого изучения вопросов практическогог занятия целесообразно ознакомиться с информацией, содержащейся в рекомендованной литературе, обратив особое внимание на особенности отечественного и зарубежного опыта макроэкономического прогнозирования и планирования в процессе управления национальной экономикой, на тонкости проведения прогнозных и плановых обоснований и расчетов.4. Кроме этого, целесообразно освежить знания, полученные ранее при изучении курсов, рассматривающих аналогичные проблемы. При этом следует учесть специфику решения проблем прогнозирования и планирования, рассматриваемых в курсе “ Теория и методология анализа рисков в системе экономической безопасности ” и в предшествующих курсах.В. Проведение практических занятий в интерактивных формах1. Круглый стол одна из организационных форм познавательной деятельности обучающихся, позволяющая закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию, сформировать умения решать проблемы, укрепить позиции, научить культуре ведения дискуссии. Характерной чертой «круглого стола» является сочетание тематической дискуссии с групповой консультацией. Этот способ характеризуется следующими признаками:

цель обсуждения обобщить идеи и мнения относительно обсуждаемой проблемы;

все участники круглого стола выступают в роли пропонентов (должны выражать мнение по поводу обсуждаемого вопроса, а не по поводу мнений других участников);

все участники обсуждения равноправны; никто не имеет права диктовать свою волю и решения.2. Дискуссия —это целенаправленное обсуждение конкретного вопроса, сопровождающееся обменом мнениями, идеями между двумя и более лицами. Задача дискуссии обнаружить различия в понимании вопроса и в споре установить истину.Дискуссиицелесообразно использоватьпри проведении проблемных учебных конференций, симпозиумов, в обсуждении проблем, имеющих комплексный межпредметный характер. Содержание докладов, сообщений может быть связано с изучаемым материалом, но может и выходить за рамки программы, в том числе иметь профессиональную направленность. Дискуссия делает возможным использовать элементы педагогики сотрудничества по типу «обучающий –обучающийся» и «обучающийся –обучающийся», в которой стираются противоположности между позициями обучающего и обучающихся,а кругозор участников образовательного процесса становится общим достоянием.Заключительной формой контроля является зачет, по результатам которого окончательно оценивается уровень знаний о теоретических и методологических основах, о методических подходахмакроэкономического планирования и прогнозирования, а также оценивается приобретенные практические навыки проведения прогнозноаналитических и плановых обоснований и расчетов необходимых и возможных траекторий развития макроэкономических процессов.Цели изучения:

–изучение теоретических, методологических и практических основ анализа рисков в деятельности хозяйствующих субъектов, приемов идентификации и оценки рисков и методов их минимизации, систематизации факторов образования и механизмов регулирования рисков в системе экономической безопасности; –освоение дисциплины направлено на приобретение знаний по изучению рисков в деятельности хозяйствующих субъектов, умений сбора и использования необходимой информации, навыков принятия управленческих решений с учетом специфики деятельности, целей и направления использования результатов оценки при обеспечении экономической безопасности предприятий. Задачи: –формирование у студентов системного представления о современных методах анализа рисковв системе экономической безопасности, а также развитие практических навыков в данной области.Требования к результатам освоения дисциплины:Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

общекультурные:ОК1 –способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень;ОК2 способность к самостоятельному освоению новых методов исследования, к изменению научного и научно –производственного профиля своей профессиональной деятельности;ОК3

способность самостоятельно приобретать (в том числе с помощью информационных технологий) и использовать в практической деятельности новые знания и умения, включая новые области знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности;ОК4 способностьпринимать организационно –управленческие решения и готов нести за них ответственность, в том числе в нестандартных ситуациях; профессиональные:ПК7способность разрабатывать стратегии поведения экономических агентов на различных рынках;ПК –9способностьанализировать и использовать различные источники информации для проведения экономических расчетов;ПК11 способность руководить экономическими службами и подразделениями на предприятиях и организациях различных форм собственности, в органах государственной и муниципальной власти.В результате изучения курса “Теория и методология анализа рисков в системе экономической безопасности” выпускник должен:Знать: теоретические основы, сущность и функции риска в системе экономической безопасности;

основные особенности и значение риска в предпринимательской деятельности;

методы оценки неопределенности риска при выработки стратегии и тактики экономической безопасности..Уметь:

применять методики управления рисками; выявлять возможные риски;

анализировать риск в контексте экономической безопасности;

сопоставлять риск между участниками проекта;

анализировать, обобщать и систематизировать риски в системе экономической безопасности;

обосновывать на перспективу варианты развития предприятия на основе рисков;

анализировать и применять современные модели управления рисками в системе экономической безопасности.Владеть:

основными методами управления рисками в системе экономической безопасности;

методами расчета и анализа рисков в системе экономической безопасности на основе статистической информации.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ1.RiskBasedCertification® –Индивидуальный Подход к Каждому Клиенту [Текст] // Информационный Бюллетень. –2005. –№ 1. –С. 12.2.Басовский Л.Е. Комплексный экономическийанализ хозяйственной деятельности: учеб. пособие. [Текст] / Л.Е. Басовский, Е.Н. Басовская. –М.: ИНФРАМ, 2006. –366 с.3.

Волкова М.Н. Методология исследования качества управления. Направления совершенствования качества управления: монография [Текст]. –Воронеж: ИПЦ «Научная книга», 2012. 96с.4.Казаченко А.В. Экономическая безопасность предприятия: сущность и механизм обеспечения: монография [Текст] /А.В. Казаченко, В.П. Пономарев, А.Н. Ляшенко. –К.: Либра, 2003. –280 с.5.Малолетко А.Н. Развитие основных принципов и методов управления экономической безопасностью и их применение к системе высшего профессионального образования. –М.: ФГОУВПО «РГУТиС», 2007 –36 с.6.Мищенко С.Н. Система обеспечения экономической безопасности организации: дис. на состканиеученой степени кандидата экономических наук:08.00.05 /С.Н. Мищенко. –РостовнаДону, 2004. –197 с.

Theory and methodology analis perils in system economic security

Key words:economic security, workbook, analis, perilsAbstract:The article gives up theory and methodology analis perils.Examined main subject on course «Theory and methodology analis perils in system economic security ». The result of the present research is the substantiation on the need to create workbook.